Научная статья на тему 'Тактико-методические положения взаимодействия субъектов раскрытия и расследования незаконной охоты'

Тактико-методические положения взаимодействия субъектов раскрытия и расследования незаконной охоты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бойченко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тактико-методические положения взаимодействия субъектов раскрытия и расследования незаконной охоты»

Бойченко A.B.,

аспирант Сыктывкарского государственного университета

ТАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ

В юридической литературе высказано много определений взаимодействия Хотя в деталях они различаются, сущность сводится к утверждению, что взаимодействие — это согласованная по целям, месту и времени совместная деятельность следователя с другими субъектами раскрытия и расследования преступления, действующих присущими им формами и методами в пределах своей компетенции.

Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах: а) во-первых, в широком смысле — это деловой контакт и согласованная работа различных подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступностью; б) в узком смысле — это отношения следователя и органа дознания, возникающие в процессе рассмотрения материала о совершенном преступлении или определенного уголовного дела, регулируемые уголовно-процессуальным законодательством или ведомственными актами 2.

Мы рассматриваем взаимодействие в широком смысле слова. При расследовании дел о незаконной охоте взаимодействие осуществляется в двух направлениях:

— взаимодействие дознавателя 3 с другими службами органов внутренних дел;

— взаимодействие дознавателя с органами госохотнадзора.

1 См.: например: Миронов Ю.И. Системный подход в организации раскрытия преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1996. С. 97; Волынский В.А., Тишутина И.В. Раскрытие и расследование бандитизма — первоначальный этап. М., 2004. С. 37 и др.

2 См.: Крымов А.А., Логинов Е.А. Методика расследования отдельных видов преступлений. Вологда, 2003. С. 59.

3 Согласно ст. 151 УПК РФ, предварительное расследование по незаконной охоте (ст. 258 УК РФ) производится в форме дознания.

Взаимодействие дознавателя с другими службами органов внутренних дел регламентировано Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, утвержденной приказом № 334 МВД России от 20 июня 1996 года. Согласно данному Приказу, взаимодействие осуществляется с момента выезда на место происшествия и до окончания предварительного расследования. Основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа. При расследовании дел о незаконной охоте целесообразно использовать силы дежурных и специализированных следственно-оперативных групп. Первая позволяет немедленно отреагировать на совершенное преступление, произвести неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, принять меры по задержанию преступников по «горячим следам». Затем собранные материалы следует передать специализированной следственно-оперативной группе, состоящей из наиболее опытных сотрудников, желательно обладающих знаниями в области охотничьего дела и имеющих опыт расследования дел данной категории.

Осуществляет руководство следственно-оперативной группой следователь (дознаватель). После получения от дежурного по органу внутренних дел сообщения о факте незаконной охоты он вправе уточнить у дежурного полученную информацию, потребовать от него принятия мер по задержанию преступника по «горячим следам», охране места происшествия, сбору всего личного состава следственно-оперативной группы. Согласно указанной Инструкции, следователь (дознаватель) несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра, сохранность изъятых следов и вещественных доказательств. Следователь (дознаватель) по результатам осмотра места происшествия вправе принять решение в порядке ст. 145 УПК РФ, совместно с членами следственно-оперативной группы изучить первоначальные материалы и на этой основе запланировать и осуществить иные неотложные мероприятия по раскрытию преступления.

Согласно ст. 168 УПК РФ, дознаватель вправе привлечь к участию в производстве следственных действий специалиста-криминалиста. Деятельность последнего регламентирована Наставлением по работе экспертно-кримина-листических подразделений органов внутренних дел, утвержденным приказом МВД России № 261 от 1 июня 1993 года. Специалист-криминалист обязан содержать в исправности и постоянной готовности к применению находящуюся в его распоряжении криминалистическую технику, явиться по вызову следователя, иметь при себе необходимые научно-технические средства. Согласно опросу практических работников органов внутренних дел, 30,6% опрошенных считают необходимым применение криминалистической тех-

ники при проведении всех следственных действий по делам о незаконной охоте, и 69,4% опрошенных — при проведении некоторых (неотложный) следственный действий. Как отмечается в литературе, применение специалы-нык знаний при производстве следственных действий расширяет объем и повышает качество получаемых фактических данных, позволяет более полно и всесторонне оцениты взаимосвязы предметов и явлений, имеющих значение для дела, открывает возможносты для глубокого изучения предметов и явлений, попадающих в сферу предварителыного следствия, и обеспечивает полное и всестороннее проведение следственный действий

Специалист-криминалист, участвующий в производстве следственный действий, оказывает помощы дознавателю в выявлении следов и иных вещественных доказателыств, применяя при этом научно-технические средства, помогает дознавателю описываты в протоколе соответствующие действия, изъятые следы, объекты и т.д. Если дознавателы в силу своей неопытности или по другим причинам не обладает совокупностыю таких знаний, умений и навыков, то при производстве следственного действия ему необходимо шире исполызоваты помощы специалиста-криминалиста, имеющего, в отличие от дознавателя, более углубленную профессионалыную подготовку в обнаружении, фиксации и изъятии следов и вещественных доказателыств. Все изъятые объекты специалист-криминалист передает дознавателю и по указанию дознавателя может провести предварителыное исследование следов и иных вещественных доказателыств на месте происшествия для получения розыскной информации о лицах, совершивших преступление, и других фактах, подлежащих установлению 2. На необходимосты взаимодействия со специалистом указали 87,1% опрошенных нами сотрудников милиции. Однако при изучении уголовных дел было выяснено, что специалист участвовал в производстве следственных действий всего лишы в 14,2 % случаях.

Оперуполномоченный (УР, БЭП) осуществляет оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федералыным законом «Об оперативно-розыскной деятелыности» от 12 августа 1995 года, по обнаружению и задержанию браконыеров, установлению очевидцев преступления, мест хранения и сбыта добытого, по поручению дознавателя осуществляет следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Следует отме-титы, что дознавателы не может определяты вид оперативно-розыскных мер,

1 См.: Тертышник Б.М., Слинько C.B. Взаимодействие следователя с иными подразделениями органов внутренних дел при расследовании преступлений. Харьков, 1995. С. 21; Гусев A.B. Участие специалиста-криминалиста в производстве осмотра места происшествия // Труды Краснодарского юридического института МВД России. Вып. 2. Часты 1. Краснодар, 1997. С. 104.

2 См.: Гусев A.B. Указ. соч. С. 105; Слепнева Л.И. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений в составе следственно-оперативной группы // Вестник криминалистики. Выпуск 1. М., 2000. С. 41.

проводимых оперативными работниками, не вправе давать поручения о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий

Участковый уполномоченный оказывает помощь дознавателю по установлению очевидцев преступления и иных свидетелей, по задержанию преступников по «горячим следам», при необходимости по поручению дознавателя производит следственные действия.

Инспектор-кинолог по указанию дознавателя применяет служебно-розыскную собаку для обнаружения браконьеров, орудий преступления и других предметов, имевших значение для дела. Совместно с оперативным работником, участковым уполномоченным участвует в преследовании и задержании преступников.

Инспектор лицензионно-разрешительной системы участвует в задержании браконьеров, поиске орудий совершения преступления, при необходимости оказывает помощь дознавателю в осмотре изъятого оружия, боеприпасов, документов на право приобретения, ношения и хранения оружия. В принципе инспектор лицензионно-разрешительной системы, знающий владельцев оружия, проживающих на обслуживаемой территории, уже на месте происшествия способен сообщить дознавателю ценную информацию о личности преступника.

Сотрудники ППС, ГИБДД, ОМОН оказывают помощь дознавателю в охране места происшествия, преследовании и задержании браконьеров.

Дознаватель должен изучить поступившие материалы и принять решение согласно уголовно-процессуальному законодательству. Проблемным считается вопрос о возвращении материала органу дознания в случаях, если решение по существу не может быть принято, например, при недостаточности собранных материалов, при необходимости производства по ним дополнительных, повторных проверочных и иных действий. Данный вопрос урегулирован лишь в указанной выше Инструкции по организации взаимодействия, но не законодательно, хотя указанные действия проводятся на практике 2.

Если преступник не установлен, то органы дознания производят по нему следственные и розыскные действия. В таких случаях дознаватель, как правило, использует оперативно-розыскные возможности для установления мотивов преступления, связей преступника, его образа жизни, розыска добытого, возмещения причиненного преступлением ущерба, исследования других сторон дела, вызывающих затруднения в расследовании.

1 См.: Лемента П.В. О работе следственно-оперативных групп при раскрытии и расследовании преступлений // Труды Краснодарского юрид. института МВД России. Вып. 2. Часть 1. Краснодар, 1997. С. 100-101.

2 См.: Слинько С.В. Сущность, формы, правовые основы взаимодействия следователя с органом дознания. Автореф. Харьков, 1991. С. 22.

В большинстве научных работ, в которых затрагиваются вопросы взаимодействия дознавателя с другими службами, указываются следующие процессуальные формы взаимодействия:

— выполнение органом дознания следственных и розыскных действий в порядке ч. 3 ст. 41 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ;

— содействие оперативных служб дознавателю при производстве следственных действий;

— совместные выезды в другие территориальные органы внутренних дел для выполнения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий 1.

Какие же следственные действия можно поручать органам дознания?

Во-первых, следственные действия, которые дознаватель вследствие дефицита времени не может выполнить самостоятельно. Например, когда появляется необходимость в одновременном выполнении следственных действий: задержаниях, обысках у нескольких лиц и т.д. Нередко следственное действие целесообразно поручать органу дознания потому, что потребность в нем может возникнуть в результате розыскных мероприятий, например, обыск по месту жительства задержанного в процессе розыскных мероприятий заподозренного лица.

В то же время следует помнить, что дознаватель не вправе перекладывать свои обязанности по производству следственных действий на сотрудников подразделений, выполняющих функции органа дознания. Недопустимо, в частности, поручать им выполнение процессуальных действий, которые составляют исключительную компетенцию дознавателя (например, предъявление обвинения)2.

Организационные формы взаимодействия вырабатываются практикой. Наиболее распространенными организационными формами взаимодействия дознавателя с другими службами являются:

— совместная работа участников взаимодействия в составе следственно-оперативных групп;

— совместный анализ данных, собранных оперативно-розыскным путем для решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела;

— совместная организация поиска преступников «по горячим следам» с использованием данных осмотра места происшествия и иной информации;

1 См.: Квасница С.Е. К вопросу о взаимодействии следователя и органа дознания на первоначальном этапе расследования // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Материалы научно-практической конференции. Часть 2. Красноярск, 2000. С. 82.

2 См.: Бахарев Н.В., Малков В.П., Ооржак А.С. Принципы взаимодействия следователей с работниками органов дознания при расследовании преступлений / Проблемы совершенствования расследования и профилактики преступлений на современном этапе: Межвузовский научный сборник. Уфа, 1990. С. 16.

— согласованное планирование и согласованное проведение процессуальных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий при проверке и рассмотрении заявлений и сообщений, а также информация о преступлениях в ходе их раскрытия и расследования;

— взаимное информирование участников взаимодействия о ходе и результатах согласованной деятельности и совместное обсуждение собранных по делу данных, выдвижение версий, определение наиболее действенных средств и способов действий по их проверке

Проблемным остается вопрос об обмене информацией между дознавателями и оперативными работниками в связи с тем, что оперативная работа носит негласный характер 2. При непосредственном ознакомлении с материалами уголовного дела оперативные работники глубже и точнее уясняют цели и задачи, поставленные перед ними, намечают более эффективные меры для их достижения, чем в случаях, когда информация о материалах дела к ним поступила от дознавателя устно или указана в отдельном поручении, поэтому оперативных работников целесообразно знакомить с материалами уголовного дела.

С другой стороны, о результатах проведенных по делу оперативно-розыскных мероприятий также должно быть известно дознавателю, поскольку все данные, добытые в результате осуществления оперативно-розыскных мер, реализуются и становятся доказательствами только в процессе проведения дознавателем следственных действий, установленных уголовно-процессуальным законодательством. Дознаватели, как правило, не знакомятся лично с оперативно-розыскными материалами, да и особой необходимости в этом нет. Они получают от сотрудников милиции лишь краткие справки-меморандумы о результатах проведения оперативно-розыскных мероприятий. Эти справки составляются оперативными работниками на основании имеющихся в их распоряжении подлинных документов оперативно-розыскного характера 3.

Следует отметить некоторые проблемы взаимодействия между сотрудниками милиции и госохотнадзора. Сотрудники госохотнадзора нередко предъявляют претензии к сотрудникам милиции по поводу несвоевременного реагирования на их заявления 4, прекращения или приостановления

1 См.: Логинов Е.А. Научные основы борьбы с убийствами, совершенными по найму. Автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук. Волгоград, 2001. С. 34.

2 См.: Попченков Э.Н. Проблемы взаимодействия следователя и органа, осуществляющего ОРД в процессе раскрытия преступления // Проблемы совершенствования деятельности правоохранительных органов. Часть 1. Материалы научно-практической конференции, посвященной 200-летию создания МВД России. Саратов, 1999. С. 28.

3 См.: СидоровВ.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. М, 1992. С. 111.

4 По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми за 2005 год, в следственные органы направлено 18 материалов о незаконной охоте, по 7 из которых решение принято не было.

возбужденных дел по фактам браконьерства (на это указали 69% опрошенных сотрудников госохотнадзора). По мнению 17% опрошенных сотрудников госохотнадзора, работники правоохранительных органов вообще не реагируют на заявления о фактах браконьерства.

Конечно, с таким подходом нельзя согласиться. В результате создается искусственная латентность незаконной охоты, у работников милиции пропадает уверенность в собственных силах, а зачастую и желание взаимодействовать с сотрудниками госохотнадзора. Недаром 29,6% опрошенных работников милиции указали на недостатки во взаимодействии с сотрудниками госохотнадзора.

В то же время существуют все возможности для эффективного взаимодействия органов милиции и госохотнадзора. Так, 84% опрошенных нами сотрудников госохотнадзора заявили, что они постоянно взаимодействуют с сотрудниками милиции. По данным опроса сотрудников милиции и госохотнадзора, наиболее часто встречаются такие формы взаимодействия:

— осуществление совместных рейдов по выявлению фактов браконьерства;

— участие сотрудников госохотнадзора в производстве следственных действий. Они могут быть свидетелями, принимать участие в осмотре места происшествия, иных видах осмотра, проверке показаний на месте, следственном эксперименте, осуществлять охрану места происшествия и т.д.;

— обмен информацией в ходе расследования уголовных дел о незаконной охоте. В частности, сотрудники госохотнадзора могут, например, дать дознавателю информацию о численности охотничьих животных на конкретном участке, о сроках охоты, о разрешенных и запрещенных в данной местности способах охоты, размере причиненного ущерба и т.д. В свою очередь, работники милиции должны сообщать о результатах расследования по уголовным делам о незаконной охоте.

Таким образом, мы приходим к выводу, что исследуемая тема является, безусловно, актуальной как для научных работников, так и для работников правоохранительных органов, и поэтому дальнейшее совершенствование взаимодействия при расследовании незаконной охоты остается открытым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.