Научная статья на тему '97. 03. 058-061. Проблемы борьбы с перступностью в условиях столичного региона: сб. Науч. Тр. / М-во внутр. Дел Рос. Федерации. Всерос. НИИ; редкол. Романов Г. А. (отв. Ред. ) и др. - М. , 1995. - 99 с. , схем. (сводный реферат)'

97. 03. 058-061. Проблемы борьбы с перступностью в условиях столичного региона: сб. Науч. Тр. / М-во внутр. Дел Рос. Федерации. Всерос. НИИ; редкол. Романов Г. А. (отв. Ред. ) и др. - М. , 1995. - 99 с. , схем. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - БОРЬБА С НЕЙ - - РФ / КИНОЛОГИЯ СЛУЖЕБНАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 03. 058-061. Проблемы борьбы с перступностью в условиях столичного региона: сб. Науч. Тр. / М-во внутр. Дел Рос. Федерации. Всерос. НИИ; редкол. Романов Г. А. (отв. Ред. ) и др. - М. , 1995. - 99 с. , схем. (сводный реферат)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 97.03.001 -97.03.065

МОСКВА 1997

ситуации на первоначальном, как правило, наиболее сложном этапе расследования преступлений. В самом общем виде возможно возникновение одной из следующих ситуаций.

Первая следственная ситуация: известно событие, содержащее признаки преступления; требуется установить наличие события преступления и лиц, виновных в его совершении.

Вторая следственная ситуация: известно лицо, в действиях которого предполагается состав преступления; требуется установить наличие состава преступления в действиях этого лица. Очевидно, что в криминалистическом плане вторая из указанных ситуаций менее сложна, чем первая. Однако она также имеет особенности, которые предопределяются другими элементами следственной ситуации: возможностями следователя по получению дальнейшей информации для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, а также вероятным противодействием установлению истины со стороны заинтересованных лиц. Внутри каждой из двух выделенных следственных ситуаций, в свою очередь, возможно возникновение различных ситуаций более низкого уровня общности. Подводя итоги, пишут авторы, следует отметить, что в основу создания частных методик расследования включаются механизм следообразования и другие элементы криминалистической характеристики определенного вида преступлений, а также следственные ситуации разной степени общности, возникновение которых возможно на различных этапах расследования. Применительно к каждому отдельному виду преступлений эти компоненты наполняются конкрентным содержанием и соответствующим образом углубляются и дифференцируются.

Специальное внимание в работе уделяется особенностям расследования преступлений несовершеннолетних; преступлений, совершенных рецидивистами; групповых преступленй и нераскрытых преступлений прошлых лет.

Л.Л.Ананиан

97.03.058-061. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПЕРСТУПНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ СТОЛИЧНОГО РЕГИОНА: Сб. науч. тр. / М-во внутр. дел Рос. Федерации. Всерос. НИИ; Редкол. Романов Г.А. (отв. ред.) и др. - М., 1995. - 99 е., схем. (Сводный реферат).

В сборнике на материалах г.Москвы рассматриваются следующие вопросы: борьба с преступностью в сверхкрупном городе; использование графических моделей при проведении индивидуальной профилактической работы; криминологическая ситуация Московской области на региональном (районном) уровне; создание межрегиональной автоматизированной системы данных о недобросовестных субъектах финансово-кредитных отношений; социально-правовая и моральная защищенность сотрудников милиции в период политической нестабильности; совершенствование расчета штатной численности горрайорганов внутренних дел; правовое обеспечение рассмотрения материалов об общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого возможна уголовная ответственность; совершенствование организации деятельности дежурных частей горрайорганов внутренних дел; связь заинтересованности и критичности при оценке населением выполнения милицией своих обязанностей; борьба с умышленным уничтожением или повреждением чужого имущества путем поджога; криминологическая характеристика жителей сверхкрупного города, причинивших умышленные менее тяжкие телесные повреждения, и др.

97.03.058. ГЛАДКИХ В.И. ПРЕСТУПНОСТЬ СВЕРХКРУПНОГО ГОРОДА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.-С. 3-14.

Выбор Москвы как сверхкрупного города в качестве объекта криминологического изучения объясняется тем, пишет автор, что здесь, как показывают исследования, в ' наиболее сконцентрированном виде сосредоточен весь комплекс проблем, характерных для сверхкрупного города.

Криминологический "облик" современного сверхкрупного города в значительной степени, указывает он, определяется общими социально-экономическими, социально-демографическими и социально-культурными свойствами крупного города как одного из видов людских поселений, наиболее значительными из которых являются: выполнение функций столиц регионов или крупных промышленных и культурных центров; концентрация на сравнительно небольшом пространстве большого количества населения; повышенные, зачастую функционально-анонимные,

контакты между людьми; большая открытость для взаимодействия с внешней средой; повышенная миграционная мобильность населения и др. Следствием этих обстоятельств является следующее: постоянная концентрация в городах данного типа больших масс приезжих, которыми совершается до 1/3 всех преступлений; внутренняя миграция преступности, выражающаяся в частом несовпадении административных мест проживания преступников; наличие существенных различий в уровне преступности "периферийных" и центральных административных районов города; большое количество проводимых массово-зрелищных, общественно-политических, культурных мероприятий, требующих постоянного привлечения на их обслуживание значительной части работников правоохранительных органов; наличие так называемой "маятниковой" миграции населения, что затрудняет своевременное выявление и профилактирование лиц, склонных к правонарушениям, а также раскрытие совершенных ими преступлений; повышение влияния на криминогенную обстановку процессов, связанных с движением неформальных объединений и массовыми их выступлениями на улицах и в общественных местах.

Наиболее характерными криминологическими показателями преступности сверхкрупного города являются: сравнительно невысокий общий уровень преступности (в расчете на 100 тыс. населения) при тенденции к росту; общая корыстная и корыстно-насильственная направленность преступности; преобладание среди имущественных преступлений квартирных краж и краж автотранспорта; резкий рост среди тяжких насильственных преступлений доли умышленных убийств; относительно невысокий удельный вес преступности несовершеннолетних при постоянном ее росте; рост групповой и насильственной преступности среди подростков; высокий удельный вес и рост преступлений, совершенных в состоянии опьянения; рост рецидивной преступности при среднем ее уровне; высокая доля и рост преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах; тенденция к росту преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; рост преступлений в сфере коммерческой деятельности, а также должностных злоупотреблений.

В преступности сверхкрупного города отмечаются следющие качественные признаки и изменения: тенденция к усилению насилия

при совершении преступлений; все большая распространенность применения при совершении преступления оружия и взрывчатых веществ; приобретение преступностью элементов организованности и профессионализма; структурные преобразования в преступлениях экономической направленности в связи с появлением новых видов и форм коммерческой деятельности и, соответственно, возникновение новых способов незаконного обогащения - хищение, мошенничество, уклонение от уплаты налогов.

97.03.059. СИНИЛОВ Г.К., ТИХОНЕНКО В.И. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИХ ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДО 2000 года. - С. 15-21.

В статье приводятся некоторые прогностические оценки направлений развития экономических преступлений на период до 2000 г.

Проявившаяся тенденция общего роста экономических преступлений в 1994 г., пишут авторы, сохранится до конца прогнозируемого периода и может составлять ежегодную величину в пределах 20-40%. По степени устойчивости и влияния на рост или снижение прогнозируемых показателей до 2000 г. можно, указывают они, выделить три группы экономических преступлений. Первую группу составят те виды преступлений, которые дадут стабильный и наивысший рост в прогнозируемом периоде. В нее войдут, прежде всего, 15-17 видов экономических преступлений, впервые криминализированных новым УК РФ (лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, злостное нарушение бухгалтерского учета, ограничение конкуренции, воспрепятстсвование законной предпринимательской деятельности, злоупотребление при выпуске ценных бумаг, преднамеренное банкротство и др.), ежегодный прирост которых может колебаться в пределах 100-200%. В этой же фуппе останутся те виды преступлений, которые в настоящее время проявили тенденцию активного роста. В прогнозируемом периоде ежегодное их увеличение может составить: фальшивомонетничество -в 3-5 раз; налоговые преступления - в 2-3 раза; нарушение правил о валютных операциях и разработки недр и сдачи государству золота - в 1,5-2 раза; контрабанка и мошенничество - на 30-50%; нарушение правил торговли - на 30-40%.

24-3304

Во вторую группу 12-15 составов экономических преступлений, которые будут проявлять тенденцию импульсивного роста, авторами включаются такие виды правонарушений, как присвоение, вымогательство, похищение предметов, имеющих особую ценность, воспрепятстсвование законной предпринимательской деятельности, уклонение от уплаты таможенных платежей, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство, легализация преступно нажитых доходов, обман потребителей, превышение полномочий служащих частных охранных и детективных служб, которые будут определяться их общим ростом в прогнозируемом периоде в пределах 5-10%. Причем те виды, которые впервые криминализированы, дадут повышенный показатель прироста в период 1996-1998 гг. с последующим снижением темпов их роста. Что же касается грабежей и разбойных нападений, совершаемых в сфере экономики, то они проявят более резкий колеблющийся ежегодный прирост в пределах 30-50% в 1995-1998 гг., а в последующие годы - 10-15% роста.

Третью группу составляют те виды 10-13 составов, которые вероятнее всего обнаружат тенденцию их сокращения. К этим видам авторы относят: кражи, умышленное и неосторожное уничтожение и повреждение имущества, самовольное использование энергии, приобретение или сбыт заведомо похищенного имущества, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, злоупотребление полномочиями, получение незаконного вознаграждения, недобросовестное отношение к оязанностям и др. Уровень их общего ежегодного сокращения может колебаться в пределах 5-10% и к 2000 г. достигнет 40-60%.

Однако на фоне устойчивой тенденции роста экономических преступлений по первым двум группам прогнозируемое снижение по третьей группе не окажет существенного влияния в целом на криминогенную ситуацию.

97.03.060. ПОРТНОВ И.П. ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРРАЙОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТЫ). - С. 21-32.

Среди проблем борьбы с городской преступностью, пишет автор, к ведущим относится профилактика преступлений. Сама по себе эта деятельность представляет систему разноуровневых, последовательных, взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов. В теории считается, что составляющим этой системы является предупреждение преступлений на общесоциальном, специальном и индивидуальном уровнях. Сущность индивидуальной профилактики, указывает автор, заключается в воздействии на криминогенные факторы, способствующие преступному поведению, с одной лишь разницей, что это воздействие осуществляется не вообще, а применительно к конкретному лицу, от которого можно ожидать совершения преступления. Индивидуальная профилактика в отличии от общего и специального предупреждения обладает весьма существенной спецификой, проявляющейся в характере, формах и методах работы. В прикладном плане индивидуальная профилактика включает в себя ряд последовательных, взаимосвязанных стадий: выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений; постановка их на учет; осуществление воспитательно-предупредительного воздействия.

В основу профилактической деятельности положено оптимальное сочетание принципа убеждения и принуждения. Использования данных методов на практике различно и во многом зависит от профессиональной подготовки исполнителя, его жизненного опыта. Субъектами профилактической деятельности являются: службы криминальной милиции; милиции общественной безопасности, аппараты предварительного следствия; учреждения исполнения наказания; подразделения государственного пожарного надзора. В целях решения задач, связанных с предупреждением преступлений, разрешено, пишет автор, создание в отраслевых службах, включая центральный аппарат МВД России, за счет имеющейся штатной численности самостоятельных подразделений (групп) по профилактике преступлений, либо возложение этих обязанностей на специально выделенных сотрудников. Корме того, указывает он, начальникам горрайлинорганов (основному практическому звену в борьбе с преступностью) предоставлено право самостоятельно вносить изменения в штаты вверенных органов, в частности, создавать временные подразделения по отдельным направлениям служебной деятельности. Однако изучение практики

свидетельствует "о том, что работе, осуществляемой перечисленными выше субъектами внутренних дел, в основном свойственен уровень социальной профилактики. Что касается уровня индивидуальной профилактики, то как таковая она проводится, но только, если можно так выразиться, в усеченном виде. В основном, пишет автор, она строится на реализации принципа неотвратимости ответственности. А это значит, что реакция милиции в отношении конкретных лиц осуществляется не в процессе их преступного поведения, а после соврешения ими преступления. Исследование функциональных обязанностей различных служб милиции, осуществляющих непосредственную борьбу с преступностью, свидетельствует о том, что ближе всего индивидуальная профилактика свойственная службе участковых инспекторов милиции. Основанием к такому утверждению служит то, что участковый инспектор теснее всех сотрудников милиции связан с населением.

Изучение работы участковых инспекторов по выполнению ими индивидуально-профилактической функции показало, пишет автор, что в этой области были определенные достижения. Во многих городах был накоплен положительный опыт, разработаны оригинальные формы и методы по организации и осуществлению воспитательно-предупредительной работы с подучетными.

Но наряду с положительными моментами было выявлено и нежелание со стороны многих участковых инспекторов заниматься такой работой из-за ее сложности, формальное, небрежное выполнение своих обязанностей, увлечение карательными методами. Много недостатков наблюдалось в организации и проведении воспитательной работы с подучетными, часто она сводилась к формальному контролю за поведением таких лиц. Среди практических работников с целью оправдать свое негативное отношение к криминологической индивидуальной профилактике высказывается мнение, что не дело милиции заниматься педагогикой, воспитанием правонарушителей. Однако, заключает автор, в индивидуально-профилактической работе от участкового инспектора требуется не столько педагогические, психологические знания и навыки, сколько умение быть профессиональным руководителем, организатором такой работы.

97.03.061. СИВКОВ Ю.В. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ НАГРУЗКИ НА ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫХ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ОТДЕЛОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ г. МОСКВЫ. - С. 41-45.

В статье отмечается широкий объем работы, выполняемой территориальными аппаратами уголовного розыска, и недостаточная обеспеченность человеческими ресурсами, необходимыми для его успешного выполнения. В связи с этим, пишет автор, следует пересмотреть штатную численность аппаратов уголовного розыска муниципальных округов. Совместно с научными подразделениями МВД РФ целесообразно разработать оптимальную методику расчета нормативов штатной численности аппаратов уголовного розыска для г.Москвы с учетом характерных особенностей сверхкрупного столичного города. Нагрузка на сотрудников уголовного розыска отделов внутренних дел муниципальных округов различна и зависит от комплекса индивидуальных особенностей каждого муниципального округа. Поэтому, указывает автор, при пересмотре штатной численности необходим индивидуальный расчет каждого аппарата уголовного розыска ОВД муниципального округа в отдельности. Значительное время работники уголовного розыска отделов внутренних дел муниципальных округов расходуют на выполнение уголвно-процессуальных функций и прочих работ, не связанных с раскрытием преступлений. В этой связи представляется целесообразным, пишет автор, разработать и ввести в действие единый нормативный механизм, освобождающий сотрудников уголовного розыска от несвойственной им работы.

Ныне действующая структура уголовного розыска нуждается, по мнению автора, в совершенствовании. Должны, указывает он, окончательно проявиться и организационно-структурно закрепиться две наметившиеся тенденции. С одной стороны, функция обеспечения общественного порядка и безопасности должна быть отнесена к компетенции местных (муниципальных) органов. С другой стороны, такие функции, как раскрытие преступлений, розыск и привлечение виновных к уголовной ответственности, должны составлять исключительную компетенцию специализированных органов, финансируемых из федерального бюджета.

Л.Л.Ананиан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.