Научная статья на тему 'Организация взаимодействия детей третьего года жизни в ДОУ'

Организация взаимодействия детей третьего года жизни в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маврина Ирина Владимировна

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Через взаимодействие и общение с другими людьми происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия детей третьего года жизни в ДОУ»



И. В. Маврина

Организация взаимодействия детей третьего года жизни в ДОУ

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Через взаимодействие и общение с другими людьми происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Маврина Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета

В работах М. И. Лисиной, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой отмечается, что уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником, о чем свидетельствуют следующие показатели:

• исчезновение действий со сверстником как с объектом и сохранение по отношению к нему действий только как с субъектом;

• выделение особой категории субъектных действий, применяемых только к ровеснику;

• появление попыток «продемонстрировать себя» другому ребенку;

• проявление чувствительности к отношению сверстника.

В современных условиях все больше детей третьего года жизни посещают дошкольные учреждения. Вопросы развития у детей, начиная с раннего возраста, способности к самостоятельному освоению окружающего мира, инициативности в решении различных проблемных ситуаций являются приоритетными для современного образования. Вместе с тем приобщение ребенка к культуре невозможно без развития у него умения подчинять свои действия общепринятым нормам поведения.

Согласованию в единой системе дошкольного образования двух противоположностей -стимулирование детской активности и формирование умения подчинять свое поведение социально принятым нормам - способствует введение в качестве единицы анализа детского развития понятия «нормативной ситуации» (Н. Е. Веракса). Н. Е. Веракса определяет нормативную ситуацию как «сочетание факторов, ус-

ловий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). Система нормативных правил выступает как система знаний или культура. В нормативной ситуации человек не может быть пассивен, он действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта.

Образовательное пространство детского сада включает целый ряд нормативных ситуаций, в которые попадает ребенок и которые предписывают ему определенные правила действий в них.

Исходя из положений концепции нормативной ситуации, можно определить основные психолого-педагогические условия организации взаимодействия детей раннего возраста в образовательном пространстве. Под взаимодействием мы понимаем удержание детьми

Вопросы развития у детей, начиная с раннего возраста, способности к самостоятельному освоению окружающего мира, инициативности в решении различных проблемных ситуаций являются приоритетными для современного образования.

общих правил действий в различных ситуациях. В ДОУ малыш начинает осваивать различные правила взаимодействия с взрослым и сверстниками.

Существуют два вида нормативных ситуаций, типичных для организации образовательного процесса в группах раннего возраста:

1) ситуация подвижной игры;

2) ситуация развивающего занятия.

В ситуации подвижной игры ведущей является задача сближения ребенка с другими детьми и взрослым, что является особенно важным в период адаптации ребенка к жизни в детском саду. Для этих целей в практике работы используются игры-забавы и хороводы, т.е. такие виды совместных игр, которые исключают поводы для соперничества и конфликтов детей друг с другом. (Нами в основном использовались модифицированные варианты игр, описанных в книге: Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991).

В подобных играх дети осваивают и различают следующие правила взаимодействия:

• действовать всем одновременно и одинаково;

• действовать по очереди (более сложное правило), считаясь друг с другом, ожидая своей очереди и т. п.

В ситуации развивающего занятия ставится задача различения правил взаимодействия, схожих с правилами подвижной игры: действовать вместе или по одному. Однако в ситуации игры дети имеют больше возможностей для различных движений, перемещений; допускаются «натуральные» проявления в поведении: возгласы, кривляние, гримасничанье. В ситуации занятия внимание детей обращается на иные правила:

• действуя по одному - пользоваться только своим материалом, просить недостающий материал у взрослого, а не отнимать его у сверстника; не кричать громко, а разговаривать спокойно и т. п.;

• действуя совместно - уметь слаженно действовать в паре или коллективе, не отталкивать сверстников, а дать им возможность участвовать в общем деле; помогать другому ребенку в случае необходимости, а не выполнять задание за него и т. д.

С учетом возрастных возможностей детей раннего возраста и эффективности интегра-тивного подхода к построению содержания

образовательного процесса в группах младшего дошкольного возраста нами были разработаны развивающие занятия. Данные занятия, с одной стороны, имели образовательный характер, с другой стороны, позволяли вводить вышеуказанные нормативные правила взаимодействия.

Нормативные правила взаимодействия предъявлялись нами с помощью небольших, идентичных друг другу, без выраженных признаков пола, кукол, различающихся лишь рисунком на одежде (геометрические фигуры различных цветов). Куклы выступали в качестве средства регуляции поведения детей.

Куклы выбирались детьми по желанию и «закреплялись» за каждым ребенком в течение всего периода обучения.

В первой части развивающего занятия малыши вместе с куклами участвовали в простых подвижных играх-забавах; при этом куклы располагались в соответствии с правилами игры (в кружок, если дети участвовали в хороводных играх; попарно, если дети взаимодействовали в диадах; друг за другом и т. д.). Во второй, образовательной части занятия куклы, так же, как и дети, выступали в роли «обучаемых». Если ребенок затруднялся выполнить задание, ему предлагалось «научить» этому свою куклу, вследствие чего достигалось успешное освоение программного материала самим ребенком.

Если ситуация занятия требовала осуществления индивидуальных действий детей, кукла ребенка располагалась напротив него. В случаях организации диадного взаимодействия куклы располагались рядом друг с другом, также напротив детей.

Таким образом, в играх и на занятиях наглядно моделировались ситуации, в которых четко выделялись и различались правила -действовать всей группой, попарно или по одному. Подобная организация взаимодействия детей способствовала «включенности» детей в образовательный процесс, практически без принуждения достигалась активность каждого ребенка в нормативной ситуации.

Приведем примеры развивающих занятий с детьми первой младшей группы. Все занятия проводятся по подгруппам 6-8 человек.

Занятие 1 (вводное)

Цель. «Закрепление» определенной куклы за каждым ребенком, создание положительного эмоционального отношения к ней. Сближение

детей с педагогом и друг с другом. Освоение правила взаимодействия - действовать всем одновременно и одинаково (на материале игры «Солнышко и дождик»). Закрепление знания цвета и формы.

Ход занятия

Взрослый создает игровую ситуацию: в гости к детям (по их количеству) приезжают куколки, например, на грузовой машине. Педагог и дети рассматривают кукол, обращая внимание на разные фигурки на их одежде. Малыши с помощью воспитателя называют цвет и форму фигур. Взрослый говорит, что теперь эти куколки будут часто приходить в нашу группу, играть и узнавать что-то новое вместе с детьми.

Затем каждому ребенку предлагается выбрать себе куколку, назвать цвет и форму геометрической фигуры на ее одежде, придумать кукле имя. Взрослый, вслед за ребенком, называет выбранное имя в уменьшительно-ласкательной форме. После этого в течение нескольких минут малышам предоставляется возможность поиграть со своими куколками так, как они хотят: потанцевать, покормить, уложить спать, покатать на машине и т. п. В это время воспитатель записывает имя ребенка, а также цвет и форму геометрической фигуры на одежде выбранной им куклы.

Далее педагог приглашает детей вместе с куколками поиграть в знакомую игру «Солнышко и дождик» (дети действуют вместе с куклами, держа их в руках). Для создания радостного эмоционального настроя малышей игра сопровождается чтением коротких стихов или пением песенок. В заключение игры отмечается, что куколкам очень понравилось играть вместе с ребятами. Сейчас они немного устали, но обязательно приедут еще раз. Детям предлагается посадить куколок в грузовик. Грузовик «уезжает».

Примечание. После занятия, в соответствии с выбором детей, на шкафчики в раздевальной комнате и кроватки в спальне наклеиваются фигурки нужного цвета и формы. В свободное время педагог обращает внимание каждого ребенка на данные фигуры, подчеркивая, что точно такие же фигурки изображены на одежде их куколок.

Занятие 2

До занятия педагог изготавливает медальки. На них должны быть изображены геометрические фигуры, идентичные по цвету и

форме тем, которые нарисованы на одежде кукол.

Цель. Сближение детей с педагогом и друг с другом. Освоение правила взаимодействия -действовать всем одновременно и одинаково (на материале игры «Ножки»). Закрепление способов соединения деталей конструктора при строительстве дорожек различной длины и ширины. Освоение правила диадного взаимодействия - согласовывать свои действия с действиями партнера при распределении обязанностей и создании общей постройки.

Ход занятия

Часть 1. Педагог раздает детям медальки, раскрывая «секрет» - у каждого ребенка на медальке изображена фигурка точно такого же цвета и формы, как и на одежде выбранной им куколки. Взрослый вносит кукол, дети берут их в соответствии с медалькой-подсказкой.

Далее проводится игра «Ножки». Дети действуют вместе с куклами, держа их в руках. Игра сопровождается чтением стихов соответствующего содержания.

Часть 2. Воспитатель приглашает детей с куколками посмотреть, как Зайчик и Белочка будут вместе строить дорожку между своими домиками. Взрослый инсценирует ситуацию, в ходе которой демонстрируются способы вежливого обращения друг к другу, следование пожеланиям партнера и т. д. Особо подчеркиваются способы распределения конструктивного материала (Зайчик берет себе все красные кирпичики, а Белочка - все желтые) и поочередного действования (Зайчик кладет красный кирпичик, затем Белочка присоединяет к нему желтый кирпичик и т. д.). После инсценировки воспитатель отмечает слаженность работы персонажей и «демонстрирует» их радость от взаимодействия друг с другом.

Затем детям предлагается выбрать себе друга и вместе с ним построить дорожки, как у Зайчика и Белочки. Взрослый помогает малышам объединиться в пары; каждая пара садится за отдельный столик. На краях стола закрепляются объекты, между которыми должна строиться дорога (домики, деревья и т. п.). Педагог работает с каждой парой детей в отдельности, помогая им договориться и распределить материал. При этом дети действуют от имени куколок. Куколки ставятся рядом друг с другом так, чтобы они не мешали совместному строительству ребят. Если малыши испытывают затруднения, можно прочертить на сто-

ле линию, вдоль которой они будут строить общую дорожку. После завершения построек дети обыгрывают их, проводя по ним своих куколок. Воспитатель подчеркивает, что играть вместе весело и интересно.

На последующих занятиях аналогичным образом организуются совместные действия детей при выполнении различного рода аппликаций, выкладывании из мозаики, нанизывании бусин на стержень и т. д., где чередуются по цвету, форме или величине два вида объектов.

Занятие 3

Цель. Сближение детей с педагогом и друг с другом. Освоение правила взаимодействия - действовать всем одновременно и одинаково (на материале игры «Хоровод вокруг новогодней елки»). Закрепление навыков расположения трех объектов по величине в убывающей последовательности. Освоение правила индивидуального действия рядом со сверстниками - пользоваться только своим материалом, просить недостающий материал у взрослого, а не отнимать его у сверстника; не кричать громко, а разговаривать спокойно и т. п. Закрепление навыков апплицирования.

Ход занятия.

Часть 1. Воспитатель напоминает детям, что скоро наступит Новый год, обращает внимание на наряженную елку. Далее к детям в гости приходят куколки. Каждый ребенок берет свою куклу и рассказывает ей о празднике Нового года. Педагог предлагает поводить хоровод вокруг елки. Он ставит маленькую наряженную елочку и предлагает детям расположить своих кукол вокруг нее («Куколки водят хоровод вокруг елки, давайте и мы тоже встанем в хоровод вокруг нашей елки!»). Дети вместе с воспитателем поют песенку «Маленькой елочке холодно зимой...».

Часть 2. Воспитатель приглашает детей вместе с куколками посмотреть, как он будет делать елочку. Малыши садятся полукругом перед низким столиком, на котором взрослый показывает образец выполнения аппликации елки из трех элементов (вертикально, снизу вверх, по убывающей величине). После этого детям предлагается сесть за сдвинутые столы; куколки располагаются напротив каждого ребенка. Педагог раздает каждому ребенку необходимый для апплицирова-

ния материал. По окончании работы дети дарят аппликации елочек ребятам из соседней группы. Те, в свою очередь, благодарят малышей и дарят им вырезанные из бумаги плоскостные елочные украшения (необходимо заранее договориться с воспитателем соседней группы об изготовлении подарков для малышей, о способах выражения благодарности и т. п.). Вернувшись в группу, дети

Следуя предложенным нами рекомендациям, взрослый сможет самостоятельно выстроить систему развивающих занятий с детьми, используя содержание той программы, которая реализуется в ДОУ.

показывают своим куколкам подарки, вместе с воспитателем радуются им. Затем, по желанию малышей, подарки либо убираются в шкафчики, чтобы вечером отнести их домой, либо наклеиваются на елку - образец взрослого. Аппликация нарядной елки помещается на видное место в группе.

Примечание. Занятия данного типа можно повторять несколько раз в течение года, водя хороводы на улице вокруг цветущего весеннего или осеннего, с яркой листвой, деревьев. В группе можно выполнять аппликации, когда каждый ребенок наклеивает цветочки или разноцветные листья на общее дерево. При этом куколки располагаются вокруг данного дерева.

Следуя предложенным нами рекомендациям, взрослый сможет самостоятельно выстроить систему развивающих занятий с детьми, используя содержание той программы, которая реализуется в ДОУ. Постепенно исчезнет необходимость использования таких вспомогательных средств, как медальки. Малыши довольно быстро запоминают «своих» куколок. В то же время на куклах можно показывать образцы культурных способов выхода из конфликтных ситуаций, например, использование считалки. Освоенные детьми с помощью педагога способы взаимодействия в различных ситуациях помогут им в дальнейшем налаживать позитивные взаимоотношения с ровесниками. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.