16. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: метод. пособие / под общ. ред. В. Н. Кирьянова. - М.: Изд. Дом «Третий Рим», 2005. - 56 с.
17. Романов, А. Г. Дорожное движение в городах: закономерности и тенденции / А. Г. Романов. - М.: Транспорт, 1994. - 85 с.
18. Русак, О. Н. Беседы о безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / О. Н. Русак, В. К. Зайцева. -СПб.: ЛТА, 1994. - 96 с.
19. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
20. Статистика дорожно-транспортных происшествий в Европе и Северной Америке. ООН. - 1999. - т. ХЫУ. - 64 с.
21. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gibdd.ru, свободный.
22. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России». Подпрограмма «Безопасность дорожного движения». - М.: Минтранс РФ, 2001. - 48 с.
23. Форштат, М. Л. Пешеход на дороге / М. Л. Форштат и др. - СПб., 2002. - 40 с.
24. Чернов, К. В. К методологии взаимодействия в безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. - 2001. - № 5. - С. 2-5.
25. Хало, П. В. Проблема измененных состояний сознания в современном обществе // Материалы VI научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученных. - Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2005. - Т. 1. - С. 181-185
УДК 37.0354 ББК 74.200.50
П. С. Качевский, А. А. Ельчанинова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ № 26 ГОРОДА ТАГАНРОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации воспитательной работы в общеобразовательном учреждении № 26 города Таганрога с использованием материалов военно-исторического школьного музея. Авторы статьи сообщают о проведении поисковых раскопок на линии Миус-фронта, в которых участвовали учащиеся школы № 26 г. Таганрога, о значении этой работы для патриотического воспитания россиян.
Ключевые слова: патриотизм, школьный музей, воспитание, военная археология, раскопки, Миус-фронт, останки.
P. S. Kachevskiy, A. A. Yelchaninova
THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT SECONDARY SCHOOL № 26 IN TAGANROG USING THE WORLD WAR EXHIBITS IN HISTORICAL MUSEUM
Abstract. The article is deroted to the problem of educational process at secondary school №26 in Taganrog using the world war exhibits in historical museum. The authors describe the rescue field excavations on the territory of former Mius battlefield where students of secondary school №26 (Taganrog) were inrolved and the influence of this activity on Russian patriotic education.
Keywords: patriotism, school museum, education, war archeology, excavations, former battlefield, bone-remains.
Современная концепция патриотического воспитания граждан РФ, одобренная Правительственной комиссией (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.), призвана дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Как отмечено в вышеназванном документе: «Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма» [7, 1].
Патриотическое воспитание в средней общеобразовательной школе № 26 города Таганрога организовано с опорой на эту концепцию. На базе школы действует музей Боевой Славы 416-й Таганрогской Краснознамённой ордена Суворова II степени стрелковой дивизии.
Вестник ТГПИ
Спецвыпуск № 1
Этот музей был основан 8 мая 1972 года в школе педагогами, работавшими в ней и прошедшими в своё время войну. Экспозиция посвящена азербайджанской дивизии, воевавшей на Миус-фронте и освобождавшей Таганрог. Такой музей был основан и в Баку одним из разведчиков 416-ой стрелковой дивизии, Бахтаром Пашаевичем Эфендиевым [5, 9-11], который стал после войны директором школы № 39. К сожалению, после распада Советского Союза музей прекратил своё существование. Аналогичная участь постигла школьный музей, посвящённый этой дивизии в городе Николаеве, который также освобождался азербайджанскими воинами. В 1990-е годы это могло случиться и с музеем в школе № 26, много раз поднимался вопрос о его закрытии из-за нехватки средств и неактуальности данного направления воспитательной работы в то время. Большими усилиями педагогов удалось сохранить экспонаты, однако некоторые из них, весьма ценные, были безвозвратно утрачены для школьного музея. В частности, безвозмездно были переданы Таганрогскому краеведческому музею скатерть из германской Рейхсканцелярии и несколько других экспонатов.
Наш музей в мае 2011 года посещала делегация ветеранов 416-й стрелковой дивизии из Баку. В честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на азербайджанском телевидении вышла передача, посвящённая воинам 416-й Таганрогской стрелковой дивизии. Летом того же года в школу приехала Правительственная комиссия из Москвы, которая рассматривала вопрос о присвоении городу Таганрогу звание «города Воинской Славы». Комиссия наградила музей медалью в честь 65-летия Победы. Каждый год музей проводит выездные выставки, посвящённые Дню защитника Отечества. Неизменно именно возле экспозиции собирается больше всего посетителей, так как только здесь можно увидеть подлинные артефакты времён Великой Отечественной войны и услышать увлекательный рассказ о них от юных экскурсоводов - учащихся школы № 26.
Мы неслучайно даем краткую историческую справку об этом уникальном музее. Он несколько раз занимал первое место на конкурсах в рамках Ростовской области как лучший школьный музей по истории Великой Отечественной войны, был он отмечен и на аналогичных конкурсах федерального уровня. Это уникальная площадка для патриотического воспитания обучающихся в школе и для тех, кто посещает наш музей из других школ города и области. Но использовать только то, что было сделано ранее, и не развивать данное направление воспитательной работы дальше было бы неправильно. Общественная жизнь современной России не стоит на месте, в процессе воспитания подрастающих поколений теперь уже недостаточно опираться на патриотические лозунги и использовать пропагандистский материал советских времён, который во многом уже очень труден для восприятия и понимания молодого поколения. В рамках компететностного подхода в современном образовании необходимы новые технологии, которые способствовали бы развитию патриотизма, нравственных идеалов, исторического мышления, устойчивых социальных характеристик личности ребёнка.
Это направление воспитательной работы особенно активно стало разрабатываться в последнее время в школе № 26. Мы хотим осветить некоторые аспекты данной работы.
В процессе развития информационных компетенций[6, 3-4] учащиеся школы знакомятся с новыми изданиями по истории Великой Отечественной войны, которые посвящены событиям в нашем регионе. Авторы книги «Миус-фронт в Великой Отечественной войне 1941/1942 гг. 1943 г.» любезно предоставили музею один экземпляр первого издания 2010 года. Это серьёзное научное исследование, посвящённое истории, которая долгое время была малоизученна, стало настоящим открытием для детей. Особое значение здесь играет и тот факт, что авторы данного исследования использовали материалы нашего музея, в ней объявлена благодарность заведующей музеем Боевой Славы 416-ой Таганрогской ордена Суворова II степени стрелковой дивизии Галине Михайловне Котилевской [1, 214]. В ходе работы с данной книгой дети, помимо информационных компетенций, получают представление о значимости деятельности коллектива школы № 26 в изучении истории города Таганрога, Ростовской области и страны в целом. Так постепенно у детей формируется то чувство, которое мы называем патриотизмом. По мере усвоения информационного материала монографии обучающиеся имеют возможность использовать подлинные военные карты, имеющиеся в школьном музее, его экспонаты, документы и биографические материалы. Кроме этого, они сопоставляют военные карты, напечатанные в книге, с картами, имеющимися в экспозиции школьного музея [1, 26-27].
Одна из самых важных компетенций, коммуникативная [6, 4-5], вырабатывается у обучающихся в процессе общения друг с другом в ходе выполнения заданий на интерактивных уроках в музее, а также в процессе освоения навыков работы с документами. Так, в ходе работы над научно-исследовательским проектом учащаяся школы Евсеева Елена получала консультацию в Таганрогском городском архиве по поиску информации на сайте ЦАМО и архивных материалов. В ходе полевых поисковых экспедиций отряда «Миусская высота», в котором принимали активное участие учащиеся школы № 26, они осваивали навыки, необходимые для работы в области
«военной археологии». Ученики школы принимали участие в семинаре, посвященном военной археологии, состоявшемся в октябре 2011 года в хуторе Грунтовском близ села Ряженое Матвее-во-Курганского района. Во время семинара учащиеся общались не только друг с другом, но и с археологами-поисковиками, которые ознакомили их с терминологией новой для них науки, а также с основными принципами археологических исследований в этой области исторического познания. Учащиеся 26-й школы познакомились с учениками Покровской школы, получив от них информацию о захоронениях павших в боях на Миус-фронте азербайджанских воинов 416-й стрелковой дивизии, останки которых были найдены поисковиками Неклиновского района. Ребята обменялись информацией для дальнейшего сотрудничества с учащимися этой школы. Этот факт свидетельствует о том, что наши дети увидели заинтересованность и увлечённость людей различных профессий историей нашей страны, их желание восстановить историческую правду о событиях той войны в нашем регионе. Многие очень интересные сведения о событиях на Миус-фронте были сообщены обучающимся лидером поискового движения в Ростовской области Владимиром Кирилловичем Щербановым. После его семинара у детей проявилось желание и в дальнейшем участвовать в подобных акциях, многие из них выразили готовность принять участие в экспедициях поисковых отрядов. В музее появились новые экспонаты из археологических экспедиций отряда «Миусская высота», возглавляемого Романом Даниловым.
В экспедиции отряда «Миусская высота» дети смогли познакомиться с поисковиками из Саранска, которые потом посетили музей школы № 26. Совершенно очевидно, что в результате подобных мероприятий у ребят появляется заинтересованность в изучении истории нашей Родины, что в последние годы, казалось, потеряло актуальность. Дети почувствовали единство истории и современности, благодаря общению с людьми разных возрастов, профессий, регионов, увлечённых одним делом, поиском погибших воинов Великой Отечественной войны. Музей Боевой Славы стал связующим звеном в этом процессе [4].
Рассматривая развитие компетенции решения проблем [6, 5-7], необходимо отметить то, что в ходе создания научно-исследовательской работы «Военная археология в изучении истории Миус-фронта» учащиеся старших классов разыскивали информацию о погибших воинах по инструкции, полученной из Ростова-на-Дону от Шмыгаль Игоря Анатольевича. Эти сведения дети получали на страницах сайта Центрального архива Министерства обороны [3] с целью выполнения задания по детализации Книги Памяти города Таганрога [2, 1-102], которая в перспективе войдёт в Книгу Памяти Ростовской области. Этот факт говорит о том, что обучающимся предоставляется возможность стать соавторами важного по своей значимости документа, что в свою очередь поможет им почувствовать собственную значимость в судьбе своей страны.
Достаточно вспомнить реакцию учащихся на предложение поехать на экскурсию по местам Боевой Славы, для того чтобы понять, как необходима эта работа. Дети отказывались от этой поездки, но как только появилась возможность увидеть своими глазами процесс археологических раскопок и те артефакты, которые поднимают поисковики, дети сразу откликнулись на эту инициативу. После поднятия первого же артефакта из раскопа, дети воскликнули: «У нас есть такое в музее!». Это был карабин с советского пулемёта системы Дегтярёва.
Перспективы подобной поисковой работы очень велики. У школы № 26 есть предложения сотрудничать с музеями Азербайджана, со школами области, с поисковыми отрядами России. Этот факт говорит о том, что научно-исследовательская работа в рамках школьного музея является важнейшим фактором формирования чувств патриотизма и ответственности за судьбы Родины. Мы уверены, что этот факт является неопровержимым доказательством важности деятельности подобных музеев.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Матишов, Г. Г. Миус-фронт в Великой Отечественной войне 1941/1942 гг.; 1943 г. / Г. Г. Матишов, В. И. Афанасенко, Е. Ф. Кринко. - Ростов н/Д.: Изд-во Южного научного центра РАН, 2010.
2. Книга Памяти Таганрога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.obd.memorial.ru.
3. Сайт ЦАМО. ОБД «Мемориал» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.obd.memorial.ru.
4. Книги Памяти музея Боевой Славы 416-й Таганрогской Краснознамённой ордена Суворова II степени стрелковой дивизии (рукопись).
5. Летопись музея Боевой Славы МОБУ СОШ № 26 (рукопись).
6. Ерохина, М. С. Реализация компетентностного подхода в обучении истории / М. С. Ерохина. - М.: Просвещение, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).