Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АГРАРНОМ ВУЗЕ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АГРАРНОМ ВУЗЕ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитательная работа / воспитательный процесс / кураторство / студенческая молодежь / education / educational work / educational process / curatorship / student youth.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белов Алексей Анатольевич, Белова Елена Викторовна

В данной работе авторы, опираясь на результаты собственного социологи-ческого исследования, проведенного среди студентов и преподавателей Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина, выполняют оценку современного состояния организации вос-питательной работы в нем. В статье приводятся мнения студентов, препо-давателей об организации отдельных аспектов воспитательного процесса в университете, даны оценки студентов отдельным направлениям воспита-тельной работы преподавателей, выявлены основные проблемы реализации воспитательной деятельности в вузе. Авторы приходят к выводу о том, что вовлечение студентов в различные сферы студенческой жизни возможно благодаря активной социальной позиции куратора, его эффективной ком-муникации со студентами, а также продуктивному выстраиванию системы формально-неформальных взаимодействий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Белов Алексей Анатольевич, Белова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY IN THE ASSESSMENTS OF STUDENTS

In this paper, the authors, based on the results of their own sociological research conducted among students and teachers of the Belgorod State Agrarian Universi-ty named after V. Gorin, assess the current state of the organization of educa-tional work in it. The article presents the opinions of students and teachers on the organization of certain aspects of the educational process at the university, stu-dents' assessments of certain areas of educational work of teachers are given, the main problems of the implementation of educational activities at the university are identified. The authors conclude that the involvement of students in various spheres of student life is possible due to the active social position of the curator, his effective communication with students, as well as the productive building of a system of formal and informal interactions

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АГРАРНОМ ВУЗЕ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ»

Белов А.А., Белова Е.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АГРАРНОМ ВУЗЕ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ

Ра!: 10.26907/2079-5912.2022.6.16-22

Аннотация. В данной работе авторы, опираясь на результаты собственного социологического исследования, проведенного среди студентов и преподавателей Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина, выполняют оценку современного состояния организации воспитательной работы в нем. В статье приводятся мнения студентов, преподавателей об организации отдельных аспектов воспитательного процесса в университете, даны оценки студентов отдельным направлениям воспитательной работы преподавателей, выявлены основные проблемы реализации воспитательной деятельности в вузе. Авторы приходят к выводу о том, что вовлечение студентов в различные сферы студенческой жизни возможно благодаря активной социальной позиции куратора, его эффективной коммуникации со студентами, а также продуктивному выстраиванию системы формально-неформальных взаимодействий. Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, воспитательный процесс, кураторство, студенческая молодежь.

Агропромышленный комплекс Белгородской области в настоящее время нуждается в специалистах с высокой квалификацией, ориентированных на инновационную деятельность и обладающих навыками и способностями, необходимыми для эффективной трудовой деятельности в условиях постоянного совершенствования материальной базы агропромышленного производства; в специалистах, которые способны вырабатывать и принимать эффективные производственные и управленческие решения, а также готовы нести ответственность за их реализацию. Данные обстоятельства, соответственно, предъявляют вполне конкретные требования и к наличию у современных специалистов определенных профессионально-личностных качеств. Сегодня специалисты с высшим образованием должны не только обладать такими качествами, как стремление к успеху, конкурентоспособность, деловая хватка, ответственность, но и характеризоваться высокой степенью порядочности и другими морально-нравственными качествами [1].

Подготовка высококвалифицированного специалиста, соответствующего требованиям современной социально-экономической ситуации, вне сомнения, является сложной задачей, но не менее сложной и многоаспектной задачей выступает воспитание специалиста, способного оптимально сочетать собственные интересы с интересами трудового коллектива и общества.

В связи с этим, не меньшую значимость, чем освоение будущими специалистами нового знания, приобретает потребность в формировании у них соответствующих личностных качеств и системы ценностно-мировоззренческих ориентаций, то есть потребность в целенаправленной деятельности по воспитанию студенческой молодежи.

Успешная реализация данной деятельности требует принятия на уровне аграрного вуза обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности системы воспитания обучающихся. Однако этому препятствует дефицит достоверной информации о современном состоянии её функционирования. Данное противоречие и составляет основную проблему представленного исследования.

Соответственно, целью исследования является оценка современного состояния организации воспитательной деятельности в аграрном вузе.

Оценить различные аспекты организации воспитательной работы в современном аграрном вузе в той или иной мере позволили результаты социологического эмпирического исследования, проведенного методом анкетного опроса среди студентов и преподавателей Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина. Опрос проводился на основании квотной выборки.

Квотирующими признаками для студентов выступили пол, факультет и курс обучения. Всего в исследовании

приняли участие 362 обучающихся, в том числе 179 юношей и 183 девушки. При этом из общего числа участников исследования 77 чел. были студентами агрономического факультета, 83 чел. - студентами инженерного факультета, 68 чел. обучались на технологическом факультете, ещё 96 чел. - на факультете ветеринарной медицины. Оставшиеся 38 чел. были студентами экономического факультета. По курсам обучения участники исследования распределились следующим образом: первый курс - 103 чел., второй курс - 96 чел., третий - 80 чел., четвертый - 73 чел., пятый курс - 10 чел.

Для преподавателей в качестве квотирующих признаков были определены пол, возраст и факультет, на котором они работают. В исследовании приняли участие 190 чел., из них 82 мужчины и 108 женщин. При этом среди участников исследования из числа работников Белгородского ГАУ 36 чел. находились в возрасте до 30 лет, 51 чел. - в возрасте от 30 до 39 лет, 40 чел. - в возрасте от 40 до 49 лет, 37 чел. находились в возрасте от 50 до 59 лет. Старше 60 лет имели возраст 26 участников исследования. На агрономическом факультете работают 37 респондентов, на инженерном -43 чел., на технологическом - 36 чел. Сотрудниками факультета ветеринарной медицины оказались 40 участника исследования, а ещё 34 чел. - сотрудниками экономического факультета.

Рассматривая воспитание студенческой молодежи как целенаправленный осмысленный процесс «взращивания» человека, обладающего определенными качествами, взглядами и убеждениями [2], можно утверждать, что его эффективная реализация, во многом, определяется тем, насколько адекватно осознают стоящие перед ними цели сами участники данного процесса.

В связи с этим, достаточно большой интерес представляет то, как понимают сущность и цели воспитания студенческой молодежи педагогические работники Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина. Для того чтобы это выяснить, в ходе проведенного исследования им был задан специальный вопрос о том, что, по мнению преподавателей, является основной целью воспитательной работы в современном вузе.

Отвечая на предложенный вопрос, большая часть преподавателей (57,6%) указала, что основная цель воспитательной работы в современном вузе заключается в формировании духовно развитой и физически здоровой личности, которая способна к высококачественной профессиональной деятельности и готова нести ответственность за принимаемые решения. Важным условием для этого, как отметили 11,3% респондентов, является формирование у молодых людей социальных компетенций, а также культурных, духовных, нравственных ценностей. При этом каждый девятый из преподавателей, принявших

участие в социологическом исследовании (11,3%), главной целью воспитания студентов определили формирование уважительного отношения обучаемых как в целом к вузу, так и к его руководству, преподавателям.

Заметим, что именно на достижение отмеченных целей и сориентирована сложившаяся в настоящее время в вузе система воспитательной работы с обучающимися. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют результаты проведенного исследования.

Так, очевидно, не случайно, отвечая на вопрос о том, способствует ли достижению основных целей воспитания та система воспитательной работы, которая на данный момент сложилась в вузе, однозначный утвердительный ответ дало абсолютное большинство опрошенных преподавателей (64,1 %). Еще 30,7 % респондентов считают, что цели воспитательной работы достигаются, но не во всем.

Весьма примечательным является то, что лишь незначительная часть принявших участие в исследовании преподавателей рассматривают воспитание как необходимое условие для интеллектуальной и творческой самореализации личности студента (6,8 %), инструмент формирования заинтересованности обучающихся в получении образования (5,9 %) или воспитания гражданина, лояльного к существующему государственному устройству (4,3 %). Тем не менее, это не означает, что эти задачи система воспитания обучающихся в вузе не решает.

Воспитание - это многоаспектный, разноплановый процесс. Соответственно, можно предположить, что свои оценки функционирования системы воспитательной работы сотрудники БелГАУ определяют, ориентируясь лишь на отдельные составляющие этой работы.

Для более точной и развернутой оценки функционирования системы воспитательной работы аграрного вуза его сотрудникам было предложено в ходе проведенного исследования охарактеризовать то, насколько эффективно реализуются отдельные направления воспитательной работы.

Наиболее эффективно в БелГАУ, по мнению опрошенных сотрудников, осуществляются такие направления воспитательной работы, как пропаганда здорового образа жизни, противодействие наркотической угрозе и культурно-эстетическое воспитание студентов (на это с той или иной степенью уверенности указали 90,3 %, 90,1 % и 90,8 % респондентов соответственно).

Не менее успешно в вузе осуществляется организация спортивно-массовых мероприятий (так считают, хотя и с разной степенью уверенности, 88,5 % участников исследования), патриотическое воспитание (86,1 %), а также организация досуга студентов (84,9 %). Относительно менее успешно, по мнению преподавателей Белгородского ГАУ, в нем осуществляется трудовое воспитание (79,7 %) и иные виды воспитательной работы (69,7 %).

Как уже неоднократно отмечалось, в сознании обучающихся сформировалось определенное представление об «оторванности» вузовского образования от реальной практики [3]. Очевидно, следствием этого стереотипного представления является нежелание некоторой доли студентов участвовать в воспитательных мероприятиях трудовой направленности, что на наш взгляд, снижает, хотя и не значительно, эффективность такого направления воспитательной работы, как трудовое воспитание.

В целом же, опрошенные преподаватели и сотрудники весьма высоко оценивают эффективность всех без исключения направлений воспитательной работы, осуществляемой сегодня в Белгородском ГАУ. Различия в степени оценки эффективности здесь весьма незначительны. По нашему мнению, это связано с тем, что большая часть сотрудников, так или иначе, участвуют в реализации отмеченных направлений воспитательной работы, а выставленные оценки являются, по сути, оценками собственного вклада в проведение воспитательной работы со студентами вуза.

Действительно, практически все участвовавшие в исследовании сотрудники Белгородского ГАУ в той или иной форме занимаются воспитательной работой.

При этом основными формами личного участия преподавателей в воспитательной деятельности вуза являются исполнение обязанности куратора академической группы (на это указали 69,0% опрошенных преподавателей); воспитательная работа, осуществляемая в процессе преподавания дисциплин (68,1 %); участие в организации и проведении массовых мероприятий (46,7 %); выполнение отдельных поручений руководства по воспитательной работе (42,6 %); дежурство в студенческом общежитии (28,7 %) (см. табл. 1).

Как следует из полученных результатов исследования для большинства преподавателей и сотрудников Белгородского ГАУ основной формой воспитательной работы является исполнение обязанности куратора академической группы.

Куратор студенческой академической группы - это наставник, помощник и воспитатель студенческой моло-

дежи, а кураторство - незаменимая и эффективная форма учебно-воспитательной работы со студентами. Данное обстоятельство связано с тем, что в студенческой академической группе куратор выполняет ряд значимых функций. С одной стороны, он является полномочным представителем администрации вуза, то есть представителем субъекта управления, наиболее близким к объекту управления, непосредственно проводящим указания и распоряжения первого. С другой стороны, куратор должен опосредовать взаимодействие студентов с администрацией университета, реализовывать функцию организации обратной связи, донося просьбы и пожелания студентов до руководства.

Кроме того, куратор находится в партнерском положении по отношению к студенту и студенческой группе, знает о жизненных трудностях студента и готов прийти ему на помощь. Несмотря на формальное документальное сопровождение обязанностей куратора, его деятельность должна и может стать более эффективной как для студентов, так и для самого куратора, если будет восприниматься последним не как тягостная обязанность, а как личная инициатива, возможность профессионального и личностного роста.

Проведенное нами социологическое исследование позволило оценить, насколько эффективно куратор выполняет эти и другие функции с точки зрения главного потребителя образовательных и воспитательных услуг в вузе - студента.

Как показали результаты исследования, студенты довольно четко представляют значимость и необходимость куратора в академической группе. В частности, для себя как студента, в той или иной степени, необходимой деятельность куратора считают свыше трех четвертей опрошенных (см. рис. 1).

При этом заметим, что, по мнению опрошенных студентов, кураторы должны быть если не на всех курсах, то, хотя бы, на младших (об этом заявили 74,3% и 14,5% участвовавших в исследовании студентов соответственно). На старших курсах потребность в кураторах, по мнению студентов, снижается.

Варианты ответов % ответивших

Исполняю обязанности куратора академической группы 69,0

Веду воспитательную работу в процессе преподавания дисциплин 68,1

Участвую в организации массовых мероприятий 46,7

Выполняю отдельные поручения руководства по воспитательной работе 42,6

Дежурю в студенческом общежитии 28,7

Участвую в творческой жизни ВУЗа вместе со студентами 10,4

Затрудняюсь ответить 0,2

Таблица 1

Формы участия преподавателей Белгородского ГАУ в воспитательной работе со студентами

60,0% 50,0% 40,0% 30,0°% 20,0°% 10,0% 0,0%

Скорее да, чем Скорее нет, чем нет да

Затрудняюсь ответить

Рисунок 1. Распределение мнения студентов о необходимости куратора в академической группе

Действительно, большая часть работы куратором проводится со студентами младших курсов, которые, зачастую, оказываются не способными разобраться в расписании, специфике изучения того или иного предмета, во внутреннем распорядке вуза.

Неслучайно, основными проблемами, за помощью в разрешении которых студенты обращаются к куратору, являются оформление различных документов (60,0 %), разъяснение особенностей обучения на факультете или в университете (27,5 %), обучение работе с литературой, поиск информации (17,5 %), решение отдельных бытовых проблем (12,5%) или помощь в урегулировании конфликтов (6,3%).

Как отмечает в своем исследовании Н.С. Мартышенко, весьма значимой функцией куратора студенты считают социально-психологическую поддержку с его стороны [4].

Студенты Белгородского государственного аграрного университета, как выяснилось в ходе исследования, придерживаются сходной точки зрения. Тех, кто обращается к кураторам своих групп за помощью в решении своих личных проблем, оказалось более трети (35,0 %) опрошенных. В целом, по тем или иным вопросам к кураторам обращались более половины (53,4%) участвовавших в исследовании студентов.

Проведенное исследование позволило также оценить эффективность работы кураторов. В частности, почти 60 % студентов, обратившихся за помощью к куратору, утверждают, что их проблема была полностью разрешена. Еще 15,6% респондентов считают, что проблема была решена частично. Не может не радовать и тот факт, что с отказом в помощи со стороны куратора столкнулись только 1,6 %, а нерешенной проблема осталась лишь у 3,9 % опрошенных студентов.

Однако следует принять во внимание и то обстоятельство, что почти каждый пятый опрошенный студент (19,5%) затруднился дать оценку помощи куратора в разрешении возникших у них вопросов, а почти 25 % тех респондентов, кто обращался к куратору за помощью, с той или иной

степенью уверенности заявляют, что вряд ли это сделают еще раз.

Безусловно, не все проблемы, возникшие у студентов, куратор способен решить. Более того, не все проблемы куратор и должен решать, иначе это способствовало бы формированию у учащихся пассивно-созерцательной или даже иждивенческой жизненной позиции. Заметим, что распространение в молодежной среде подобного отношения к жизни, по мнению Я.А. Ардельяновой и Б.Ш. Саи-дова, и без того становится все более распространенным явлением [5].

Однако неготовность довольно значительной доли опрошенных студентов даже обращаться за помощью к куратору не может не свидетельствовать о наличии определенной проблемы доверия между ними, которая может дополнительно усугубится, как отмечают опрошенные студенты, при недостатке внимания к группе со стороны куратора и формальном исполнении им своих обязанностей.

Студентам Белгородского ГАУ в ходе исследования был также задан открытый вопрос: «Что бы Вы пожелали куратору изменить в своей деятельности?», при ответе на который выяснилось, что почти четверть (23,2 %) респондентов хотели бы, чтобы куратор «уделял больше времени своей группе», «чаще приходил в группу», а еще 12,5 % - чтобы куратор «внимательнее отнесся к их просьбам». Очевидно, это те студенты, с которыми куратор не работает (12,1 %) или общается только в процессе учебных занятий, которые сам ведет (8,0 %).

Более того, 16,7 % опрошенных студентов видели своего куратора только несколько раз, а 2,9 % - лишь знают о его существовании, но никогда не видели. Еще 2,3 % респондентов уверены, что в их группе вообще нет куратора. Неудивительно, что эти студенты испытывают определенный «дефицит внимания» со стороны куратора.

Нельзя также признать оптимальной частоту встреч куратора со студентами несколько раз в семестр, на что указывает треть всех участвовавших в исследовании, тем

более, что эти встречи происходят, в основном, по формальным «обязательным» поводам.

Так, наиболее часто куратор встречается со студентами для подведения итогов экзаменационных сессий и аттестаций (76,4 %), доведения до сведения студентов и (или) разъяснений каких-либо распоряжений руководства университета (45,4 %), разбора случаев нарушения дисциплины (32,2 %), проведения бесед о вреде наркомании и пропаганде здорового образа жизни (всего 40,8 %) в рамках плана воспитательной работы.

Встречи куратора со студентами по вопросам организации культурных (24,7%) и спортивных (4,0%) мероприятий происходят гораздо реже. При этом сами студенты не торопятся обращаться за помощью к куратору в организации таких мероприятий. Так, за помощью в организации культурно-массовых мероприятий, как свидетельствуют результаты исследования, к куратору обратились 11,3 % студентов, в организации досуговых мероприятий только 3,8 % участников исследования.

В тоже время обучение студентов в вузе дает им возможность не только приобрести новые знания, умения и навыки, но и реализовать свои творческие способности через участие в целом комплексе внеучебных мероприятий [6]. Но, как показали полученные результаты исследования, далеко не все студенты готовы в полной мере воспользоваться представленными возможностями.

Включение молодых людей в культурную, научную, социальную жизнь университета возможно, в первую очередь, благодаря активной общественной позиции куратора, его эффективной коммуникации со студентами.

В системе коммуникаций, которые выстраиваются между куратором и его студенческой группой, большое значение имеет баланс формальных и неформальных взаимодействий, чтобы быть открытым к студентам, при этом, одновременно координировать усилия группы, вырабатывать ответственность каждого студента.

Как показывают результаты проведенного нами исследования такой баланс формальных и неформальных взаимоотношений достигнут далеко не всеми кураторами. Почти четверть опрошенных студентов испытывают потребность в тесном неформальном общении с куратором, однако реализовать ее могут не более 40% из них.

Таким образом, в системе взаимоотношений куратор-студент (академическая группа) в Белгородского ГАУ произошел определенный перекос в сторону их формализации в ущерб неформальному взаимодействию. Из всех своих функциональных ролей кураторы наиболее эффективно реализуют роль представителя администрации в студенческой среде, выполняя предписанные «сверху» функции, связанные с проведением воли руководства университета в студенческие массы. Значительно хуже

дело обстоит с исполнением роли представителя и защитника интересов студента, «старшего» товарища, мягко регулирующего и ориентирующего поведение студента.

Определенный интерес в данной связи представляют ответы кураторов на поставленный в ходе исследования вопрос о том, какие формы коммуникации со студентами они используют в процессе осуществляемой воспитательной работы.

Так, среди выбираемых каналов коммуникации между куратором и студентами превалируют формальные: проведение «кураторских часов» (73,2%), индивидуальных консультаций со студентами (62,8%), собраний со студентами (50,5%). Так, вероятно, ответили педагоги, которые ориентированы на воспитательную работу в рамках преподавания учебных дисциплин.

Следовательно, можно утверждать, что куратор в какой-то степени дистанцируется от своей студенческой группы, занимая позицию, преимущественно, наблюдателя, не вникая в те процессы, которые протекают в студенческой группе. Это подтверждают и полученные ответы преподавателей на вопрос о том, какие виды работ они выполняет в группе. Так, куратор группы, прежде всего, контролирует текущую, итоговую успеваемость обучаемых (63,1%), доводит до них содержание документов факультета, университета (54,1%%), участвует в выборах старосты группы, актива группы (44,1%), помогает понять особенности обучения в вузе (43,0%).

В тоже время, как показали результаты проведенного исследования, кураторы осознают необходимость изменения форм своей коммуникации со студентами, позволяющих расширить обратную связь с ними. Потребность в этом испытывают 73,0 % опрошенных кураторов.

Отдельный интерес с точки зрения организации воспитательной работы представляет и то, в какой мере осуществляющие её преподаватели испытывают потребность в повышении уровня своей компетентности и профессиональной готовности к реализации воспитательной работы.

Как показали результаты исследования, более трети (36,0 %) участвовавших в нем кураторов, уверены полностью, а еще 42,5 % опрошенных в основном уверены в том, что их уровень квалификации вполне достаточен для проведения эффективной воспитательной работы со студентами. Недостаточным уровень своей квалификации считают только 7,0 % кураторов.

Также в ходе исследования преподавателям Белгородского ГАУ было предложено оценить, в какой мере соответствуют имеющиеся у них знания и навыки в сфере воспитательной деятельности современным требованиям. Как выяснилось, все респонденты очень высоко и в равной мере оценивают степень развития всех своих навыков и умений в области воспитательной деятельности, считая,

что они, если не целиком, то, хотя бы в основном, соответствуют современным требованиям, в том числе, и в таких специфических областях, как социология молодежи или владение методами сбора и обработки социальной информации. Последнее обстоятельство, на наш взгляд, позволяет несколько усомниться в искренности ответов, данных преподавателями.

При определении уровня своих знаний, навыков и умений, человек склонен смещать оценки в положительную часть шкалы, стремясь представить себя в «лучшем свете». Вероятно, именно это и произошло в данном случае. Косвенно подтвердить сделанное предположение может, на наш взгляд, хотя бы тот факт, что каждый седьмой участник исследования (14,5 %) так и не смог четко определить, достаточен ли уровень его квалификации для проведения эффективной воспитательной работы со студентами.

Таким образом, завершая оценку состояния организации воспитательной работы в аграрном вузе, следует сделать ряд выводов.

Воспитание может осуществляться, как стихийно под влиянием всей совокупности объективных, субъективных факторов, так и организованно в процессе управляемого, контролируемого взаимодействия обучающихся и субъектов воспитательной деятельности. Главным субъектом воспитательной деятельности в вузе является педагог, выполняющий обязанности куратора. Именно от эффектив-

ной коммуникации куратора, его активной социальной позиции, от его умения эффективно выстраивать систему формально-неформальных взаимодействий зависит вовлечение студенческой молодежи в социальную, культурную, научную жизнь вуза.

Результаты проведенного социологического исследования показали, что педагоги четко осознают цель воспитательной работы, связывая ее со становлением личности студента, физически здоровой, духовно развитой, способной к высококачественной профессиональной деятельности. Достижение такой цели предполагает наличие у субъектов в воспитательной деятельности соответствующих квалификационных, личностных качеств.

Преподаватели Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина, в основном, обладают теми квалификационными требованиями и личностными качествами, которые необходимы для осуществления воспитательной деятельности. Однако адекватное представление у субъектов воспитательной работы об имеющихся у них знаний, умений, навыках в области воспитательной деятельности, которые они склонны оценивать достаточно высоко, отсутствуют. В целях дальнейшего улучшения качества воспитательной работы в вузе рацио-нальноосуществлять повышение квалификации преподавателей в области наиболее актуальных направлений воспитательной работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Improving the Staffing of the Agro-industrial Complex of the Belgorod Región on the Basis of Partnership between Education and Business / A. A. Belov, E. V. Belova, I. V. Gordienko, E. V. Shvarev // Revista GEINTEC: Gestao, Inovagao e Tecnologías. -2021. - Vol. 11. - No 4. - P. 3974-3984.

2. Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. - 256 с.

3. Белов А.А., Белова Е.В. Образовательный процесс в вузе глазами студентов // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2019. - № 3(38). - С. 24-28.

4. Мартышенко Н.С. Исследование отношения студентов университета к институту кураторства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 165-170.

5. Ардельянова Я.А., Саидов Б.Ш. Факторы и условия инфантилизации современной молодежи // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 4(122). - С. 32-36.

6. Дудкина М.В., Ковалев В.П. Внеаудиторная деятельность как часть образования и досуга студентов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2012. - № 1-1(73). - С. 38-45.

Информация об авторах

Белов Алексей Анатольевич, кандидат социологических наук, доцент, Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, кафедра экономики

E-mail: belov-a-a@yandex.ru

Белова Елена Викторовна, кандидат социологических наук, доцент, Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, кафедра профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин

E-mail:belova-el-v@yandex.ru

Belov A.A., Belova E.V.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY IN THE ASSESSMENTS OF STUDENTS

Abstract. In this paper, the authors, based on the results of their own sociological research conducted among students and teachers of the Belgorod State Agrarian University named after V. Gorin, assess the current state of the organization of educational work in it. The article presents the opinions of students and teachers on the organization of certain aspects of the educational process at the university, students' assessments of certain areas of educational work of teachers are given, the main problems of the implementation of educational activities at the university are identified. The authors conclude that the involvement of students in various spheres of student life is possible due to the active social position of the curator, his effective communication with students, as well as the productive building of a system of formal and informal interactions.

Keywords: education, educational work, educational process, curatorship, student youth.

Literature

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Improving the Staffing of the Agro-industrial Complex of the Belgorod Region on the Basis of Partnership between Education and Business / A. A. Belov, E. V. Belova, I. V. Gordienko, E. V. Shvarev // Revista GEINTEC: Gestao, Inovagao e Tecnologias. -2021. - Vol. 11. - No 4. - P. 3974-3984.

2. Mudrik A.V. Socio-pedagogical problems of socialization: monograph. - M.: Moscow Pedagogical State University, 2016. -

3. Belov A.A., Belova E.V. The educational process at the university through the eyes of students // Kazan socio-humanitarian Bulletin. - 2019. - № 3(38). - P. 24-28.

4. Martyshenko N.S. The study of the attitude of university students to the institute of curatorship // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. - 2020. - T. 9. - № 3 (32). - P. 165-170.

5. Ardelyanova Ya.A., Saidov B.Sh. Factors and conditions of infantilization of modern youth // Theory and practice of social development. - 2018. - № 4(122). - P. 32-36.

6. Dudkina M.V., Kovalev V.P. Extracurricular activities as part of education and leisure of students // Bulletin of the I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. - 2012. - № 1-1(73). - P. 38-45.

Authors

Belov Alexey Anatolyevich, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Belgorod State Agrarian University named after V. Gorin, Department of Economics

E-mail:belov-a-a@yandex.ru

Belova Elena Viktorovna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Belgorod State Agrarian University named after V. Gorin, Department of Economics

E-mail:belova-el-v@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.