Организация воспитательной работы со студентами дистанционной
формы обучения
Тукова Екатерина Александровна,
Аспирант кафедры
«Управление в социальных и экономических системах» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения» etukova@u surt.ru
Аннотация: В статье воспитательная работа со студентами дистанционной формы обучения. Рассмотрены основные инструменты организации воспитательные работы. Достоинства информационно -компьютерных технологии в дистанционной форме обучения.
Abstract: The article educational work with students of distance learning. Considered the main instruments of the organization of educational work. Advantages of information and computer technology in distance learning.
Ключевые слова: воспитательная работа, воспитательный процесс, дистанционная форма обучения, вуз, студент, преподаватель, информационно-компьютерные технологии, электронное обучение.
Key words: educational work, the educational process, distance learning, University, student, educator, information and computer technologies,e-learning
Воспитательный процесс является основой педагогической деятельность любого высшего учебного заведения, систематизирующим фактором которого является цель развития личности студента как будущего специалиста, реализуемая во взаимодействии преподавателя и учащегося.
По мнению многих авторов (Л.И. Селивановой, В.А. Караковского, Л.И. Новоселовой) такая деятельность предполагает влияние преподавателя на студента в рамках реализации своей профессиональной деятельности.
Такая работа педагогов называется «воспитательной работой», таким образом, воспитательный процесс в таком понимании рассматривается как результат проведения воспитательной работы, а именно целенаправленный труд по организации жизнедеятельности педагогов и студентов, ставящих своей целью создание условий для полноценного развития личности.
Рис. 1. Направления воспитательной работы в высших учебных заведениях
Воспитательная работа, чаще всего происходит во «внеурочное время», таким образом, это способствует искусственному разделению воспитания и обучения на отдельные составляющие педагогического процесса. [6]
В современном мире большое развитие в обществе стало занимать дистанционная форма обучения.
Дистанционное обучение - это различные методы, модели и технологии обучения, при которых создаются возможности для организации учебно-воспитательного процесса возможность общения с преподавателем и другими обучающимися в течение всего периода обучения, выполнения совместных
заданий, проведения обсуждений, в том числе промежуточных и итоговых контрольных точек.
Таким образом, дистанционная форма обучения - это среда, которая может представлять собой получение материалов, посредствам телефонной связи, факса, электронной почты, использования ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов[4].
Рис.2. Взаимодействие членов системы на уровне программного обеспечения
В условиях активной работы по внедрению современных информационных технологий актуальной потребностью является
формирования информационно-коммуникативных технологии - компетенций всех педагогических работников, которые занимаются не посредственно воспитанием студентов.
Таким образом, электронное обучение позволяет эффективно решать проблемы обновления форм и методов воспитательной деятельности, учитывая современные тенденции развития информационного общества, интересы и потребности студентов.
Эффективное использование дистанционного обучения зависит от четкого представления о роли и месте, которое может занимать в системе воспитательной работы.
Дистанционное обучение с каждым годом, становится популярней, кроме того, оно имеет перспективу в развитии, поскольку с каждым днем совершенствуются информационно-коммуникативные технологии, играющие большую роль в применении технологии электронного обучения.
Современные компьютерные технологии выступают как средство организации и оснащения воспитательной работы[4].
Рис. 3.Современные компьютерные технологии в воспитательной работе
Таким образом, компьютерно-информационные технологии позволяют соединить различные образовательные технологии:
1. мультимедийные;
2. компьютерные;
3. коммуникативные;
в одну информационно-образовательную среду, которая является основным компонентом дистанционного обучения.
С помощью компьютерно-информационных технологий, воспитательная работа со студентами дистанционной формы обучения, может быть организованно следующим образом:
1. Наглядное оформление и информационное сопровождение (онлайн трансляции) проводимых мероприятий в вузе.
2. Создание электронных библиотек, для подготовки к интернет -конференциям, дискуссий, круглых столов.
3.Проведение компьютерных тестирований (на личностные качества, здоровому образу жизни (вредные привычки и т.д.), обработка результатов диагностики с помощью компьютера.
4.Проведение онлайн консультации студентов с преподавателями (кураторами групп) и психологами вуза.
5.Проведение интернет - конференций, обсуждение, общение студентов и преподавателей в блогах, чатах, форумах с помощью программных продуктов
( Moodle, Blackboard).
6. Создание кружков по интересам.
7. Организация индивидуальных подходом к каждому из учащихся в вузе.
Таким образом, использование информационно-компьютерных
технологий в управление воспитательной работы со студентами дистанционной формы обучения позволяет эффективно реализовывать возможности, заложенные в педагогических технологиях, что создает благоприятные условия для развития личности студента, как специалиста и обеспечить высокий уровень его воспитанности.
Можно выделить несколько положительных сторон информационно -компьютерных технологии в воспитательной работе со студентами дистанционной формы обучения:[1,2]
С7)
V_ у В оспитат ельн ый процесс становится более насыщенней, современней.
2
Адаптация студентов в современном информационном пространстве, поиска необходимой информация.
3
Процесс воспитания студентов становится более привлекательней,
ОпояЕпяется интерес к проводим мероприятиям
Расширяется диапазон самоа оятельной деятельности студентов, принятия решений.
П'Л
\ /ИКТпозвожют качественно осуществлять шстемумониторингаи диагностирования воспитательной работы.
б
Преподаватели повышают качество своей работы.
7 )
V /Оказывают комплексное воздействие на каналы восприятия, на
различные виды памяти, обеспечивают работу с большим объемом информации.
Рис. 4. Достоинства информационное-компьютерных технологии в воспитательном процессе
Правильное использование информационно-компьютерных
и коммуникативных технологий могут стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
Таким образом, информационно-компьютерные технологии в дистанционной форме обучения организуют непосредственное взаимодействие преподавателей и студентов, которое стимулирует и мотивирует на творческую, экспериментальную деятельность.
Следовательно, учебно-воспитательный процесс со студентами дистанционной формы обучения, становится более разнообразнее, повышается интерес к учебе, происходит саморазвития, используется индивидуальный подход к каждому из студенту.
В электронном обучении информационно-компьютерные технологии занимают особое место, которые способствуют повышению эффективности
образовательного процесса и качества подготовки специалистов различных направлений подготовки.
Дистанционное обучение позволяет воспитывать у студентов самостоятельность, что является необходимым качеством творческой личности. В современном мире, наука развивается быстрыми темпами, поэтому вузу стоит в первую очередь воспитывать личность, способную развиваться и самосовершенствоваться.
Библиографический список:
1.Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.В. Кларин. - М.: 2007;
2. Лемех Р.М. Совершенствование методических подходов к организации дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды / Р.М. Лемех - М, 2005;
3.Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилов; Под. Ред. Паниной.- М.: Издательский цент «Академия»,2006;
4.Толмачева О.В. Дистанционное обучение.Управление виртуальными проектами/. Екатеринбург: УГТУ-УПИ,2008. - 143с;
5. Яковенко И.М. Воспитательная система вуза как компонент культурно-образовательной среды КАМГУ Имени Витуса Беринга// Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки - 2009. - №2- С.3-14;
6. http://www.belintellectuals.com/