Научная статья на тему 'Организация воспитательной работы со студентами дистанционной формы обучения'

Организация воспитательной работы со студентами дистанционной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5485
627
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тукова Екатерина Александровна

В статье воспитательная работа со студентами дистанционной формы обучения. Рассмотрены основные инструменты организации воспитательные работы. Достоинства информационно компьютерных технологии в дистанционной форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной работы со студентами дистанционной формы обучения»

Организация воспитательной работы со студентами дистанционной

формы обучения

Тукова Екатерина Александровна,

Аспирант кафедры

«Управление в социальных и экономических системах» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения» etukova@u surt.ru

Аннотация: В статье воспитательная работа со студентами дистанционной формы обучения. Рассмотрены основные инструменты организации воспитательные работы. Достоинства информационно -компьютерных технологии в дистанционной форме обучения.

Abstract: The article educational work with students of distance learning. Considered the main instruments of the organization of educational work. Advantages of information and computer technology in distance learning.

Ключевые слова: воспитательная работа, воспитательный процесс, дистанционная форма обучения, вуз, студент, преподаватель, информационно-компьютерные технологии, электронное обучение.

Key words: educational work, the educational process, distance learning, University, student, educator, information and computer technologies,e-learning

Воспитательный процесс является основой педагогической деятельность любого высшего учебного заведения, систематизирующим фактором которого является цель развития личности студента как будущего специалиста, реализуемая во взаимодействии преподавателя и учащегося.

По мнению многих авторов (Л.И. Селивановой, В.А. Караковского, Л.И. Новоселовой) такая деятельность предполагает влияние преподавателя на студента в рамках реализации своей профессиональной деятельности.

Такая работа педагогов называется «воспитательной работой», таким образом, воспитательный процесс в таком понимании рассматривается как результат проведения воспитательной работы, а именно целенаправленный труд по организации жизнедеятельности педагогов и студентов, ставящих своей целью создание условий для полноценного развития личности.

Рис. 1. Направления воспитательной работы в высших учебных заведениях

Воспитательная работа, чаще всего происходит во «внеурочное время», таким образом, это способствует искусственному разделению воспитания и обучения на отдельные составляющие педагогического процесса. [6]

В современном мире большое развитие в обществе стало занимать дистанционная форма обучения.

Дистанционное обучение - это различные методы, модели и технологии обучения, при которых создаются возможности для организации учебно-воспитательного процесса возможность общения с преподавателем и другими обучающимися в течение всего периода обучения, выполнения совместных

заданий, проведения обсуждений, в том числе промежуточных и итоговых контрольных точек.

Таким образом, дистанционная форма обучения - это среда, которая может представлять собой получение материалов, посредствам телефонной связи, факса, электронной почты, использования ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов[4].

Рис.2. Взаимодействие членов системы на уровне программного обеспечения

В условиях активной работы по внедрению современных информационных технологий актуальной потребностью является

формирования информационно-коммуникативных технологии - компетенций всех педагогических работников, которые занимаются не посредственно воспитанием студентов.

Таким образом, электронное обучение позволяет эффективно решать проблемы обновления форм и методов воспитательной деятельности, учитывая современные тенденции развития информационного общества, интересы и потребности студентов.

Эффективное использование дистанционного обучения зависит от четкого представления о роли и месте, которое может занимать в системе воспитательной работы.

Дистанционное обучение с каждым годом, становится популярней, кроме того, оно имеет перспективу в развитии, поскольку с каждым днем совершенствуются информационно-коммуникативные технологии, играющие большую роль в применении технологии электронного обучения.

Современные компьютерные технологии выступают как средство организации и оснащения воспитательной работы[4].

Рис. 3.Современные компьютерные технологии в воспитательной работе

Таким образом, компьютерно-информационные технологии позволяют соединить различные образовательные технологии:

1. мультимедийные;

2. компьютерные;

3. коммуникативные;

в одну информационно-образовательную среду, которая является основным компонентом дистанционного обучения.

С помощью компьютерно-информационных технологий, воспитательная работа со студентами дистанционной формы обучения, может быть организованно следующим образом:

1. Наглядное оформление и информационное сопровождение (онлайн трансляции) проводимых мероприятий в вузе.

2. Создание электронных библиотек, для подготовки к интернет -конференциям, дискуссий, круглых столов.

3.Проведение компьютерных тестирований (на личностные качества, здоровому образу жизни (вредные привычки и т.д.), обработка результатов диагностики с помощью компьютера.

4.Проведение онлайн консультации студентов с преподавателями (кураторами групп) и психологами вуза.

5.Проведение интернет - конференций, обсуждение, общение студентов и преподавателей в блогах, чатах, форумах с помощью программных продуктов

( Moodle, Blackboard).

6. Создание кружков по интересам.

7. Организация индивидуальных подходом к каждому из учащихся в вузе.

Таким образом, использование информационно-компьютерных

технологий в управление воспитательной работы со студентами дистанционной формы обучения позволяет эффективно реализовывать возможности, заложенные в педагогических технологиях, что создает благоприятные условия для развития личности студента, как специалиста и обеспечить высокий уровень его воспитанности.

Можно выделить несколько положительных сторон информационно -компьютерных технологии в воспитательной работе со студентами дистанционной формы обучения:[1,2]

С7)

V_ у В оспитат ельн ый процесс становится более насыщенней, современней.

2

Адаптация студентов в современном информационном пространстве, поиска необходимой информация.

3

Процесс воспитания студентов становится более привлекательней,

ОпояЕпяется интерес к проводим мероприятиям

Расширяется диапазон самоа оятельной деятельности студентов, принятия решений.

П'Л

\ /ИКТпозвожют качественно осуществлять шстемумониторингаи диагностирования воспитательной работы.

б

Преподаватели повышают качество своей работы.

7 )

V /Оказывают комплексное воздействие на каналы восприятия, на

различные виды памяти, обеспечивают работу с большим объемом информации.

Рис. 4. Достоинства информационное-компьютерных технологии в воспитательном процессе

Правильное использование информационно-компьютерных

и коммуникативных технологий могут стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Таким образом, информационно-компьютерные технологии в дистанционной форме обучения организуют непосредственное взаимодействие преподавателей и студентов, которое стимулирует и мотивирует на творческую, экспериментальную деятельность.

Следовательно, учебно-воспитательный процесс со студентами дистанционной формы обучения, становится более разнообразнее, повышается интерес к учебе, происходит саморазвития, используется индивидуальный подход к каждому из студенту.

В электронном обучении информационно-компьютерные технологии занимают особое место, которые способствуют повышению эффективности

образовательного процесса и качества подготовки специалистов различных направлений подготовки.

Дистанционное обучение позволяет воспитывать у студентов самостоятельность, что является необходимым качеством творческой личности. В современном мире, наука развивается быстрыми темпами, поэтому вузу стоит в первую очередь воспитывать личность, способную развиваться и самосовершенствоваться.

Библиографический список:

1.Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.В. Кларин. - М.: 2007;

2. Лемех Р.М. Совершенствование методических подходов к организации дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды / Р.М. Лемех - М, 2005;

3.Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилов; Под. Ред. Паниной.- М.: Издательский цент «Академия»,2006;

4.Толмачева О.В. Дистанционное обучение.Управление виртуальными проектами/. Екатеринбург: УГТУ-УПИ,2008. - 143с;

5. Яковенко И.М. Воспитательная система вуза как компонент культурно-образовательной среды КАМГУ Имени Витуса Беринга// Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки - 2009. - №2- С.3-14;

6. http://www.belintellectuals.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.