УДК 371
Зайцева Г.Н.,
преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ КК «Армавирский техникум технологии и сервиса», г. Армавир, РФ
Баранцова Ю.Ю., преподаватель истории и обществознания, ГБПОУ КК «Армавирский техникум технологии и сервиса», г. Армавир, РФ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ
НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЕТА
Аннотация
В данной статье рассматриваются различные формы и методы работы со студентами техникума, состоящими на различных видах учета. В ходе исследования выявлены причины, по которым подростки попадают в проблемные ситуации. Сделаны выводы об эффективности применения современных технологий в воспитательном процессе: воспитание духовности и нравственности студентов является важнейшей педагогической проблемой в настоящее время. Современное образование должно ориентироваться на духовно-нравственные ценности, оно должно прививать молодому поколению любовь к Родине, к своему народу, так как будущее в руках потомков и благосостояние любой нации, ее процветание, прогрессивное развитие зависят от эффективности духовно-нравственного воспитания молодежи.
Ключевые слова.
Духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное воспитание, подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, среднее профессиональное образование.
Все больше и больше несовершеннолетних втягиваются в различного рода криминальные сообщества. Все больше и больше несовершеннолетних попадает в проблемные ситуации, и количество молодых людей, становящихся на путь совершения правонарушений, увеличивается. Каковы же причины столь бурного роста преступности несовершеннолетних?
1) Последовательная пропаганда СМИ культа насилия и неограниченной власти денег.
2) Отсутствие ориентации на духовные ценности.
3) Отсутствие правовой пропаганды и ее низкий уровень.
4) Безответственность родителей за воспитание детей.
Основными направлениями работы техникума по профилактике правонарушений являются:
1. Работа с педагогическим коллективом.
2. Работа со студентами техникума.
3. Работа с родителями, взаимодействие со смежными структурами: инспекций и комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.
4. Индивидуальная и групповая работа с семьями, оказавшимися в социально опасном положении (неполные, многодетные и т.д).
Исследуя формы и методы проведения индивидуальной работы с несовершеннолетними, состоящими на учете, более подробно хотелось бы остановиться и выделить следующий вид работы -просмотр и обсуждения фильмов о Великой Отечественной войне. Почему важно просматривать лучшие фильмы советского кинематографа такие, как «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики», «Летят журавли», «А зори здесь тихие», «Судьба человека» и др. Во-первых, многие фильмы сняты по мотивам произведений, и через просмотр видеофильмов обучающиеся приобщаются к литературе и чтению книг. Во-вторых, фильмы советского кинематографа формируют такие духовно-нравственные ценности, как любовь к родине, героизм, мужество, самопожертвование, долг, доброта. Также многие писатели были участниками ВОВ и на себе испытали все тяготы войны. В-третьих, в фильмах советского кинематографа нет фальсификаций истории ВОВ, в отличие от современного кинематографа, где очень часто неправильно расставлены акценты. Вместе с тем в ряде бывших республик СССР, ставшими
независимыми государствами, сегодня возрождается нацизм, осуществляются героизация коллаборационистов, которых власти этих стран ставят в один ряд с истинными героями-освободителями. Всестороннее изучение ВОВ позволяет понять студентам различия в трактовках тех или иных событий военных лет и не допустить пересмотра истории страны в будущем. Наша задача-передавать из поколения в поколение правду о войне и Великой победе. Воспитать чувство гордости за свою Родину, за наш народ и героические страницы истории России.
Следующий вид работы - волонтерская помощь ветеранам труда и ветеранам войны. Раньше было развито тимуровское движение - помощь ветеранам. Чаще всего это была физическая помощь. Сейчас наши студенты оказывают не только трудовую помощь, но и психологическую - помогают ветеранам почувствовать себя нужными, важными и интересными молодому поколению. Каким образом?
1) совместные встречи на открытых уроках, классных часах, общетехникумовских и городских мероприятиях, вечера-чаепития.
2) изготовление сувениров, памятных подарков.
3) оформление праздничных поздравительных открыток.
4) сбор исторических, документальных материалов (запись воспоминаний, создание выставок, экспозиций).
Общаясь и помогая ветераном, у студентов развивается чувство глубокого уважения к героическому поколению, пережившему все тяготы военного времени, формируется ощущения себя достойными наследниками победителей в войне.
Основная задача данных методов и приемов состоит в том, чтобы ориентировать студентов на приоритет знаний и умений в современной жизни, на необходимость серьезного и осмысленного отношения к учебе, которое способствует всестороннему развитию, формированию правильных жизненных позиций, успешному освоению выбранной профессии. Список использованной литературы:
1. Грецов А. Г. Психологические тренинги с подростками: учебное пособие / Грецов А. Г. - СПб. : Питер, 2008. - с. 56-74
2. Павлов И. В. Педагогические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних: [Учеб. пособие]. - Чебоксары: ЧГПИ, 1996. - с. 7-14
3. Сластенин В.А. Педагогика. - М., АСАДЕМА, 2004г.
4. Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения [Электронный ресурс] : электрон. учебник / Е. Б. Усова - Режим доступа: http://psyera.ru/suicidalnoe-povedenie-520.htm
© Зайцева Г.Н., Баранцова Ю.Ю., 2021
УДК 1174
Ильина Н. А.
учитель-логопед, высшая квалификационная категория МБДОУ «Детский сад «Жаворонок», г. Абакан РФ
Нурбобоева О. И.
педагог-психолог, высшая квалификационная категория МБДОУ «Детский сад «Жаворонок», г. Абакан РФ
РАЗРАБОТКА ВАРИАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА В РАМКАХ СЕТЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Аннотация
В рамках сетевой инновационной площадки «Вариативные модели социокультурной