ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК В.В. Стехин, аспирант
Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск
В статье приведены основные положения по формированию внутрипроизводственных цен на предприятиях АПК. Рассмотрен широкий и узкий подход в ценообразовании. Предложена систематизация основных методов внутреннего ценообразования
С каждым днем становится все более актуальным вопрос о внедрении концепции внутреннего предпринимательства в деятельность предприятий АПК. Это дает, прежде всего, существенное повышение конкурентных преимуществ и увеличение конкурентного статуса предприятия по сравнению с другими конкурентами, усиливает уровень устойчивости в небезопасной экономической среде. Поскольку рассматриваемая тематика очень обширная и разнообразная, что не позволяет в рамках одной статьи раскрыть ее сущность, свое внимание мы обратим в плоскость одного из фундаментальных и важных аспектов внутреннего предпринимательства, без которого оно как экономическое явление существовать не может - внутреннее ценообразование.
Внутренние цены являются базисом внутренних договорных хозяйственных отношений между сельскохозяйственным предприятием и его структурными подразделениями относительно материально -технического обеспечения последних и снабжения готовой продукцией предприятие, а также отношений между самими подразделениями относительно изготовления и реализации готовой продукции (работ, услуг) по принципу кооперации.
Внутренние цены определяют соразмерность приложенного труда с материальным вознаграждением работников, необходимым производственным затратам и ложатся в основу измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности подразделений предприятия АПК. Показателем эффективной деятельности управления структурным подразделением является прибыль, которая рассчитывается на основе внутренних цен.
Ниже мы приведем несколько определений термина «внутренняя цена», которые чаще всего встречаются в специальной литературе. Внутренние цены (внутрифирменные цены) — это цены, которые употребляются внутри конкретного предприятия при реализации продукции между их подразделениями, а также разных организаций, которые входят в одну ассоциацию [70, 74].
Трансфертная цена — разновидность оптовой цены предприятия, которая применяется при осуществлении коммерческих операций между подразделениями в рамках одного и того же предприятия [48,143].
Поскольку термины «трансфертная цена» и «внутрифирменная цена» используются во внутренних расчетах в холдингах, крупнейших предприятиях и корпорациях, то внутри среднего предприятия, подразделения которого владеют меньшей мерой автономности, целесообразно, на наш взгляд, употреблять термин «внутрипроизводственная цена».
В дальнейшем, нами внутрипроизводственная цена будет рассматриваться в широком и узком смысле.
Широкий смысл сводится к тому, что внутрипроизводственная цена - это прежде всего релятивная цена, которая обусловлена локализацией рыночных отношений на внутреннем уровне. Она является условной и производной от договорных отношений между предприятием и подразделением или между несколькими структурными подразделениями.
В узком смысле, под внутрипроизводственной ценой понимается условная цена, которая соотносит в себе разделение ответственности за результат деятельности между подразделениями предприятия пропорционально их трудовому вкладу.
Одним из главных моментов формирования института внутреннего предпринимательства на предприятии является актуальным вопрос установления внутрипроизводственнойцены. В рыночных условиях цена формируется в зависимости от соотношения спроса и предложения, в точке равновесия устанавливается равновесная цена. В случае, если уровень спроса равняется уровню предложения, то цена должна определяется путем установления и расчета трудового вклада каждого подразделения в общий результат деятельности предприятия, поскольку объем спроса и предложения является фиксированными величинами в плане[48].
Метод формирования и определения ценообразования выбирают в зависимости от того, чем измеряют этот трудовой вклад.
На сегодняшний момент единого подхода к пониманию и выбору оптимального метода внутреннего ценообразования экономическая наука и практика еще не изобрела.
В ценовой политике предприятияактуален выбор модели ценообразования. Данный процесс должен учитывать такие важнейшие показатели как спрос на
сельскохозяйственную продукцию с учетом его эластичности, а также затраты и цены конкурентов.
В основу нижнего уровня внутренней цены ложатся затраты, а предельный ее уровень образует стоимость за товары-аналоги, которыеориентируют на покупательскую оценку характеристик продукта и на предполагаемую конечную цену.
В практической деятельности управления внутренним ценообразованием, проблема выбора его методов разрешима с учетом нескольких основных факторов:
- любой субъект хозяйственной деятельности должен обеспечить такое состояние, при которомего покрывала бы затратную часть, которая связана с его деятельностью;
- стратегия предприятия по покрытию затрат,должна быть направлена на максимальноеполучение прибыли;
- учет прямой зависимости потребительской цены от цены конкурентов.
Ниже будут рассмотрены основные методы внутреннего ценообразования.
Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный на рыночную текущую цену товара. Данный метод находит свою реализацию в той ситуации, когда текущая рыночная цена товара, которая является аналогом полуфабрикатов, можно рассматривать как верхний предел цены спроса на конкретные полуфабрикаты. В текущей рыночной цене должен учитывается реальный вклад поставщика в общий доход предприятия при передаче полуфабрикатов от одного подразделения(центра ответственности) другому. При этом подразделение-поставщик должно провести полуфабрикаты по текущим рыночным ценам в объемах, при которых предельные затраты на его производство станут равными рыночной цене, а прибыль — максимальной. В случае поставки малых объемов полуфабрикатов, подразделение -заказчик производит закупку недостающего количества полуфабрикатов на рынке.
В экономической практике определения и использования внутренних цен, наблюдается снижение рыночных цен на полуфабрикаты с учетом издержек, связанных с их реализацией на рынке. Решение об отказе приобретения полуфабрикатов на рынке принимается в случае, если внутренняя цена, установленная подразделением-поставщиком, ниже его рыночной цены.
Позитивная черта данного метода определяется объективным характером рыночных цен, в связи, с чем установленные цены не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджмента подразделений-покупателей и подразделений-продавцов.
Анализ всех типов образования внутренних цен подразделений базируется на общепринятых фундаментальных экономических основах (принципах уве-38 ЭКОНОМИИ
личения прибыли каждого подразделения и в целом всего предприятия).
Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный на затраты производства. Он,
как правило, находит свое отображение при отсутствии рыночных цен на товар. Определение внутренней цены на основе затрат производства производиться на основе: полных фактических затрат; нормативных затрат; переменных затрат. Рассматриваемый метод часто реализуется в вертикальных интегрированных структурах.
Положительные характеристики метода определения внутреннего ценообразования на основе затрат сводятся к тому, что предприятие может рассчитывать на прибыль, которую приносит производственный процесс в целом, при условии, что внутренняя цена на каждой последующей стадии процесса показывает увеличение прибыли. При этом, деятельность подразделения не «распыляется» на разные второстепенные вопросы, которые связаны сообразованием цен. В рамках использования данного метода, существенным образом облегчается деятельность подразделений за счет упрощения разных учетных операций, составления и ведения отчетности, что приводит к уменьшению расходов, связанных с уменьшением издержек на определение внутренних цен. Этот метод легок в применении.
Недостатком данного метода является то, что он не дает надлежащей основы для оценки деятельности структурных подразделений, поскольку включает в себя постоянные расходы, которые непосредственно не зависят от функционирования подразделений, что негативно влияет на получение прибыли, а так же ведет к принятию неэффективных и нерациональных решений. При увеличении объемов производства в цену включаются постоянные издержки, которые остаются почти неизменными по сравнению с объемами выпуска продукции. Цена будет способствовать ограничению выпуска продукции подразделением-заказчиком ниже оптимального объема для предприятия в целом.
Метод внутреннего ценообразования, ориентированный на договорные цены. Внутренняя цена, рассматривается как договорная, устанавливается в результате соглашения продающего (поставляющего) и покупающего (принимающего) подразделения в рамках одного предприятия.
Договорные внутренние цены фиксируются во внутрихозяйственном договоре. Обязательным условием системы внутренних цен является бизнес -планирование деятельности структурных подразделений. Внутренняя цена рассчитывается исходя из плановой (годовой или квартальной) себестоимости без учета себестоимости внутренних услуг других цехов.
Внутренняя цена включает в себя: затраты на сырье и основные материалы; коммерческие расходы, 3. 2012. № 18
возникающие у подразделения в связи с осуществлением своей непосредственной деятельности.
Во внутреннюю цену не входят: коммерческие расходы, возникшие вне деятельности подразделения-исполнителя; амортизационные отчисления при расчете цены для определения валового дохода структурного подразделения; общехозяйственные расходы.
Внутренние цены должны рассчитываться, согласовываться и утверждаться ежегодно. Они действуют в течение календарного года и их корректируют при изменении условий внешней внутренней среды (например, при изменении цен на ресурсы и норм их расхода). Себестоимость, включаемая во внутреннюю цену, которая определяется по технологическим стандартам и нормативам.
Определяя внутренние цены на основе рыночных цен необходимо использовать данные, полученные с помощью фундаментальных и конструктивных маркетинговых исследований.
Смешанные методы внутрифирменного ценообразования. Данные методы внутреннего ценообразования используются исходя из попыток учета преимуществ каждого из рассмотренных выше методов с одновременной компенсацией или ослаблением присущих им недостатков.
Во всех существующих системах внутреннего ценообразования нижним (внутренним) пределом внутренней цены являются издержки поставщика, а верхним - рыночная цена.
Использование внутренних цен позволяет: минимизировать уплачиваемые налоги путем завышения цен на продукцию (товары), произведенные в стране с высоким уровнем налогообложения, и занижения цен в странах с низким уровнем налогообложения; уменьшать сумму подлежащих к уплате таможенных платежей и сборов; перераспределять прибыль в рамках материнской и дочерней компании путем завышения цен на экспортируемую материнской компанией продукцию (товары), в результате чего снижается прибыль дочерней компании и пополняется бюджет головного предприятия; завоевывать позиции на новых рынках или на рынках других стран путем проведения в них политики цен «внедрения».
Таким образом, внутренние цены позволяют предприятиям ловировать имеющимися ресурсами, поэтому политика внутренних цен строится во взаимосвязи и взаимозависимости с общими целями функционирования организации в целом.
В соответствии с вышеизложенным, мы можем сделать выводы о том, что существуют разные методы формирования внутреннего ценообразования, но единого подхода оптимального метода установления цен экономической наукой не предложено. Каждый из рассмотренных методов, несмотря на ряд преимуществ, имеет существенные негативные черты.
Во всех указанных ценообразующих методах отсутствует устойчивая база и ориентиры, которые бы позволяли бы точно и объективно оценивать трудовой вклад структурного подразделения в общие результаты.
Литература
1. Герасименко В.В. Практические возможности использования трансфертных цен// [Електроний ресурс], Режим доступу http ://www. elitarium. ru/ 2009/07/31/ispolzovanije transfertnykh cen.html.
2. Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности / С.В. Емельянов.- М.: Междунар. отношения, 2001. 408 с.
3. В. Е. Есипов. «Цены и Ценообразова-ние».Учебник для вузов. Издание третье, исправленное и дополненное. [Электронний ресурс].-Режим доступа http://www.bibliotekar.ru/cena-cenoobrazovanie-3/index.htm.
4. Миллер А. Е. Современные проблемы и методологические основы предпринимательства и ин-трапренерства: экономико-управленческие аспекты: Дис.докт. экон. наук. Омск, 1998. — 340 с.
5. Pinchot G. Intrapreneuring: Why you Don't have to leave the corporation to become an entrepreneur to Become an Entrepreneur. — Harper & Row, 1985. - 368 p.
6. Рыночная экономика. Задачи. Решения. [Електронний ресурс],-Режим доступу: http://d-66-2007.narod.ru/index.htm.
7. Сергеев М.А. Хозяйственный расчет производственного предприятия. — М.: Машиностроение, 1975. —40с.
8. Татеиси К. Вечный дух предпринимательства. / Пер. с англ. Шаховой Э.Я., Шахова Г.А. — Киев.: Укринтур, 1992. — 204 с.
9. Фаткин Л.В. Интрапренерство в хозяйственных организациях // Проблемы теории и практики управления. - 1995. № 4. - С. 78 - 83
S +380955644341
Ключевые слова: внутрипроизводственная цена, ценообразование, методы установления цен.