ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
К. Е. БАРДИН,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений г. Челябинск
Современный мировой экономический кризис показал недостатки в существующем нормативно-правовом обеспечении деятельности несостоятельных предприятий не только в России, но и во всем мире. Последствия экономического спада прослеживаются и в наиболее развитых странах.
Прогнозируя увеличение количества несостоятельных предприятий и дел о банкротстве, которые могут быть возбуждены в их отношении, сделана довольно успешная попытка, по мнению автора, повысить ответственность участников арбитражного процесса по делам о банкротстве путем принятия Федерального закона от 28.04.2009 № 73-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанные в данном Законе изменения напрямую коснулись несостоятельных предприятий и тех экономических субъектов, чье состояние можно охарактеризовать как финансово неустойчивое, неплатежеспособное, но в отношении которых пока не возбуждено производство по делу о банкротстве.
Но не только финансовый кризис и связанное с ним увеличение количества несостоятельных предприятий повлияли на принятие большого количества поправок в нормативную базу, регламентирующую деятельность несостоятельных предприятий. В сфере управления и контроля за деятельностью несостоятельных предприятий назрел целый комплекс проблем:
- недостаточная обоснованность и низкая эффективность процедур, применяемых арбит-
ражными управляющими в ходе управления несостоятельным предприятием;
- диверсификация потенциала арбитражного управляющего;
- низкая ответственность руководства несостоятельного предприятия за результаты деятельности и возможные последствия такой деятельности;
- низкое качество информации, формируемой в бухгалтерском учете;
- влияние третьих лиц на решения, принимаемые несостоятельным субъектом экономики;
- совершение должником подозрительных сделок.
Рассмотрим приведенные проблемы и пути их решение подробнее. До внесения изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон № 127-ФЗ) вознаграждение арбитражного управляющего не зависело от результатов его работы и определялось количеством времени, отведенным на конкретную процедуру банкротства. Минимальная сумма, которая отчисляется арбитражному управляющему, по законодательству при банкротстве составляет 10 тыс. руб. и обусловлена величиной минимального размера уставного капитала, который можно зарегистрировать в Российской Федерации. Поэтому в большинстве судебных разбирательств о банкротстве до погашения задолженности перед кредиторами дело не доходит.
Принятие поправок в законодательство о банкротстве призвано решить данную проблему и повысить эффективность работы арбитражного
управляющего. Размер вознаграждения теперь напрямую связан с результатами деятельности временного административного внешнего или конкурсного управляющего, т. е. в зависимости от того, какая ставится цель перед арбитражным управляющим на каждом этапе банкротства, будет зависеть и размер его вознаграждения. Вознаграждение арбитражного управляющего состоит из фиксированной суммы (табл. 1) и дополнительного вознаграждения, решение о назначении и выплате которого принимается комитетом кредиторов (табл. 2,3).
Таблица 1
Фиксированный размер вознаграждения арбитражного управляющего, руб.
Процедура банкротства Сумма
Наблюдение 30 ООО
Финансовое оздоровление 15 000
Внешнее управление 45 ООО
Конкурсное производство 30 000
Кроме того, в Федеральный закон № 127-ФЗ внесены изменения, касающиеся порядка учета расходов на проведение процедур, применяемых
в деле о банкротстве. Уточнено, что за счет средств должника в размере фактических затрат осуществляется:
— оплата почтовых расходов, расходов, связанных с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним;
— расходов на оплату услуг оценщика, реестродержателя, аудитора, если привлечение оценщика, реестродержателя, аудитора является обязательным;
— расходов на включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений;
— оплата судебных расходов, в том числе государственной пошлины.
Дополнительно определен предел затрат на процедуру банкротства в процентах от конкурсной массы, в результате чего у кредиторов появилось больше шансов получить удовлетворение своих требований (табл. 4).
Оплата услуг лиц, привлеченных временным (административным) управляющим для обеспечения своей деятельности, осуществляется в размере, не превышающем 50 % размера оплаты услуг лиц,
Таблица 2
Дополнительное вознаграждение временного и административного управляющего, руб.
Балансовая стоимость активов Сумма вознаграждения в зависимости от балансовой стоимости активов
Наблюдение Финансовое оздоровление
Не менее 250тыс. 4% 4%
250тыс. — 1 млн 10 000 и2 % 10 000 и1 %
1 млн — 3 млн 25 000 и1 % 17 500 и 0,5%
3 млн — 10 млн 45 000 и 0,5% 27 500 и 0,2 %
10 млн — 100 млн 80 000и0,3% 41 500 и 0,1 %
100 млн — 300 млн 340 000 и 0,2% 131 500 и 0,05 %
300 млн — 1 млрд 740 000и0,01% 231 500 и 0,01 %
Более 1 млрд 810 000 и 0,001 % 301 500 и 0,001 %
Таблица 3
Дополнительное вознаграждение внешнего и конкурсного управляющих
Управление Размер вознаграждения
Внешнее управление 8 %от сумм, направленных на погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов при прекращении производства по делу о банкротстве
3 %от прироста стоимости чистых активов должника за период внешнего управления при признании должника банкротом и открытии конкурсного производства
Конкурсное производство 7 %от размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в случае удовлетворения более чем 75 % требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов
6 %от размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в случае удовлетворения более чем 50 % требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов
4,5 % от размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в случае удовлетворения 25 %и более требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов
3 %от размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в случае удовлетворения менее чем 25 % требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов
Таблица 4
Оплата услуг лиц, привлеченных внешним управляющим или конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности, руб.
Фиксированная сумма Размер вознаграждения
От превышения над минимальным размером балансовой стоимости активов, % Балансовая стоимость активов
— Не более 10 Не более 250 000
Не более 25 ООО 8 250 000 - 1 млн
Не более 80 ООО 5 1 млн — 3 млн
Не более 185 ООО 3 3 млн — 10 млн
Не более 395 ООО 1 10 млн — 100 млн
Не более 1 255 ООО 0,5 100 млн — 300 млн
Не более 2 295 ООО 0,1 300 млн — 1 млрд
Не более 2 995 ООО 0,01 Более 1 млрд
привлеченных внешним или конкурсным управляющим.
Для целей исчисления размера вознаграждения арбитражного управляющего и величины расходов, связанных с обеспечением его профессиональной деятельности, в Федеральном законе № 127-ФЗ указано, что балансовая стоимость активов должника определяется на основании данных финансовой (бухгалтерской) отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Низкое качество учетной информации, формируемой на несостоятельных предприятиях, обусловлено как неудовлетворительным финансовым состоянием, так и отсутствием нормативно-правовой базы, регламентирующей ведение учета с учетом специфики функционирования данной категории экономических субъектов.
Нововведения значительно повышают значимость информации, формируемой в системе бухгалтерского учета несостоятельного предприятия, а также ответственность за качество такой информации.
При отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.
Привлечение главных бухгалтеров и руководителей предприятий должников к субсидиарной ответственности по долгам предприятия за формирование недостоверной информации или пропуск информации в учете должно положительно повлиять на данный процесс. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управ-
ляющий теперь вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.
Нововведения также должны повысить ответственность и руководителей несостоятельных предприятий за результаты деятельности и возможные отрицательные последствия такой деятельности. Принятые изменения в законодательстве о банкротстве обязывают руководителя должника самостоятельно подавать в арбитражный суд заявление должника в следующих случаях, когда:
- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме переддругими кредиторами;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
- должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Заявление должникадолжно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. Нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в перечисленных случаях и в срок влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления по обязательствам должника, возникшим после истечения срока.
Возможным стало оспаривание сомнительных сделок и привлечение к ответственности третьих лиц, чей голос мог повлиять на решение, принимаемое руководством несостоятельного предприятия и привести к отрицательным финансовым результатам хозяйственной деятельности. Тем более что в бухгалтерском учете и аудите такие понятия, как «аффилированные лица» или «связанные сторо-
ны» применяются уже давно, и при этом накоплен положительный опыт не только ведения учета деятельности таких субъектов, но и контроля за правильностью и достоверностью формируемой ими информации.
Учитывая последние изменения, внесенные в Федеральный закон № 127-ФЗ, следует предусмотреть в учетной политике несостоятельного предприятия и должностной инструкции главного бухгалтера все моменты, которые повлекут за собой финансовую ответственность и штрафные санкции в отношении руководства предприятия и должностных лиц, чтобы избежать их.
Контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу. Арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности лица, контролирующего должника, если будет установлено, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине лица, контролирующего должника, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет контролирующего должника лица, привлеченного к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат инфор-
мации об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.
Руководству несостоятельных предприятий следует с особым вниманием отнестись к данному нормативному акту, так как за нарушение установленных им требований теперь к ответственности могут быть привлечены и руководители. Особенно следует обратить внимание на пункты, которые предусматривают ответственность руководства за искажение или пропуск информации в бухгалтерском учете или отчетности несостоятельного предприятия и несвоевременную подачу заявления должника в арбитражный суд. Особую значимость данный документ приобретает для организаций, которые постоянно находятся в состоянии «выживания» и в отношении которых в любой момент может быть возбуждено производство по делу о банкротстве.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям законодательства о банкротстве и снизить риск возникновения административной ответственности, необходимо разработать внутреннюю инструкцию, основанную на требованиях Федерального закона от 28.04.2009 № 73-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В данной инструкции должны быть отражены следующие пункты:
1. Проводить проверку имущественного положения организации на соответствие признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества 2 (два) раза в месяц:
- до 5-го числа каждого месяца;
- до 20-го числа каждого месяца.
2. Проверку имущественного положения организации на соответствие признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества проводить с использованием следующего регистра (табл. 5).
Показатель Значение
1. Денежные обязательства 1 817 509
2. Обязанность по уплате обязательных платежей 421 720
3. Итого обязательств (п. 1+П.2) 2 239 229
4. Стоимость имущества (активов) 1 984 500
5. Оценка признака недостаточности имущества (п. 4 — п.З) - 254 729
6. Денежные средства в кассе 10 450
7. Денежные средства на расчетном счете 145 700
8. Итого денежных средств (п. б + п.7) 156 150
9. Оценка признака неплатежеспособности (п. 8 — п.З) -2 083 079
Таблица 5
Оценка имущественного положения предприятия на соответствие признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, руб.
Дата: «_»_20_г.
3. В случае обнаружения признаков неплатежеспособности (отрицательное значение в п. 9 табл. 5) и (или) недостаточности имущества (отрицательное значение в п. 5 табл. 5) известить в письменной форме руководителя организации и подготовить заявление должника в арбитражный суд.
Ответственность за исполнение данной инструкции следует возложить на главного бухгалтера.
Все предлагаемые рекомендации основаны на требованиях современного законодательства, регламентирующего деятельность несостоятельных предприятий в Российской Федерации. Выполнение данных рекомендаций позволит привести учетно-контрольную работу несостоятельного предприятия в соответствие с действующим за-
конодательством, избежать санкций со стороны налоговых органов.
Подводя итоги, следует отметить, что развитие института банкротства в Российской Федерации получило новый вектор развития, направленный на повышение эффективности проведения процедур банкротства, усиление контроля со стороны государства за деятельностью организаций-должников и повышение ответственности руководителей данной категории экономических субъектов.
Список литературы
1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-Ф3.