Научная статья на тему 'Организация внутреннего контроля фирм за подбором контрагентов с целью снижения налоговых рисков'

Организация внутреннего контроля фирм за подбором контрагентов с целью снижения налоговых рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Налоговые проверки / налоговые споры / оптимизация налогообложения / налоговая выгода / критерии оценки налоговых рисков / Tax audits / tax disputes / tax optimization / tax benefit / criteria for assessing tax risks.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевцова Татьяна Павловна

Совершенствование системы налогового администрирования в России невозможно без активного участия в этом процессе всех субъектов налоговых правоотношений. В условиях цифровизации экономики со стороны государства первоочередной задачей является организация эффективного взаимодействия с налогоплательщиками. Повышение эффективности управления налоговыми рисками является актуальной задачей любой фирмы. Система оценки налоговых рисков, применяемая налоговыми органами, доступна для анализа налогоплательщика, что позволяет им снизить налоговые риски и защитить свои интересы в налоговых спорах. Предложены направления анализа и источники информации по контрагентам налогоплательщика с целью минимизации налоговых рисков. Обобщены подходы к построению системы внутреннего контроля фирмы для обеспечения защиты интересов налогоплательщика в налоговых спорах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the Internal Control System of Companies for the Selection of Counterparties to Reduce Tax Risks

Improving the system of tax administration in Russia is impossible without the active participation in this process of all subjects of tax legal relations. In the context of the digitalization of the economy by the state, the primary task is to organize effective interaction with taxpayers. Improving the effectiveness of tax risk management is an urgent task of any company. The tax risk assessment system used by the tax authorities is available for taxpayer analysis, which allows them to reduce tax risks and protect their interests in tax disputes. The directions of analysis and sources of information on taxpayer counterparties are proposed in order to minimize tax risks. The approaches to building a system of internal control of the company to ensure the protection of the interests of the taxpayer in tax disputes are generalized.

Текст научной работы на тему «Организация внутреннего контроля фирм за подбором контрагентов с целью снижения налоговых рисков»

Т.П. Шевцова

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ФИРМ ЗА ПОДБОРОМ КОНТРАГЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ

T.P. Shevtsova

Organization of the Internal Control System of Companies for the Selection of Counterparties to Reduce Tax Risks

Неблагоприятными налоговыми последствиями для организации могут стать доначисление налогов, требование уплаты пеней и штрафов, отказ возмещения НДС или включение организации в план выездных проверок. Эти негативные решения со стороны налогвых органов называют налоговыми рисками. Существует также риск переплаты налогов по причине принятия позиции налоговых органов по спорным вопросам налогового законодательства1. Кроме того, существует репутационный налоговый риск, когда информация о недобросовестных сделках или налоговых спорах компании может способствовать сокращению числа клиентов, количества заключаемых договоров на поставку товаров и услуг фирме по причине сомнений в финансовой устойчивости и платежеспособности компании или характере деятельности в целом2.

Оптимизация налогообложения нередко связана с определенной степенью риска, поэтому представляют интерес возможности и рекомендации самостоятельной оценки налоговых рисков компаниями, в том числе с учетом законодательно установленных подходов к контролю этих вопросов со стороны налоговых органов.

Деятельность налоговых органов основывается в настоящее время на проведении аналитической работы, результатом которой является прогноз рисков и учет особенностей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Оценку величины риска можно провести количественным или качественным способом. Количественная оценка основывается на установлении конкретного размера риска, качественная оценка будет установлена путем анализа факторов, влияющих на уровень риска при принятии того или иного решения3.

Подходы и методы государственного контроля налогоплательщиков стали более доступными для анализа самими налогоплательщиками, это способствует расширению возможнойстей самостоятельной оценки налоговых рисков компаниями с учетом тех или иных приемов и методов оптимизации налогообложения.

Так, Приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, в которой излагаются общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. По этим критериям налоговый органы и принимают решение по включению налогоплательщиков в план проведения выездных проверок. Концепция и критерии оценки налоговых рисков размещены на официальном сайте ФНС РФ, и к ним обеспечен открытый доступ налогоплательщиков.

Выбор контрагентов осуществляется компаними с учетом анализа указанных критериев оценки рисков самостоятельно, поскольку для организации лучше на стадии планирования попытаться предотвратить претензии со стороны налоговых органов, чем потом доказывать правомерность решения в суде.

В Концепции установлено 12 критериев оценки налоговых рисков, по которым проводится выбор налогоплательщиков для включения их в план выездных налоговых проверок налоговыми органами.

Организация может не попадать под риски по всем критериям, но большинство из них необходимо анализировать самостоятельно для снижения вероятности выездной налоговой проверки. К ним относятся: наличие налоговой нагрузки ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли; ежегодные показатели убытков в течение ряда лет как в бухгалтерском, так и в налоговом учете; большой удельный вес вычетов по НДС в сумме уплаты этого налога; более высокие темпы роста расходов по сравнению с доходами от реализации; показатели среднемесячных доходов работников занижены по сравнению со средними значениями по отраслям, видам деятельности и внутри региона; для субъектов, использующих специальные налоговые режимы - риски достижения установленных для применения спецрежима границ применения; для индивидуальных предпринимателей - приближение суммы расходов к сумме доходов, то есть минимизация базы налогообложения; составление большого количества договоров с посредниками без достаточных экономических обсно-ваний; отсутствие адекватной реакции на требования налоговых органов в случаях выявления несоответствий; частая смена налогоплательщиком места регистрации в налоговых органах; нетипиччные показатели рентабельности для отрасли или вида деятельности; ведение торговых операций с потенциально высоким налоговым риском.

Вышеназванные критерии объединили многолетние наработки налоговой службы, они не являются идеальными и еще будут совершенствоваться. Например, они не учитывают особенности конкретных ситуаций: опрержающий рост расходов в случае открытия нового производства с большими капитальными затратами, убытки налогоплательщика на этапе развития нового направления бизнеса, и другие. Однако применение материалов Концепции для самостоятельного анализа налоговых рисков позво-

ляет организации снизить хотя бы риск включения ее в план выездных налоговых проверок или просто подготовиться к такой проверке заранее.

Налогоплательщики самостоятельно оценивают свои налоговые риски по результатам финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет им своевременно уточнить налоговые обязательства. Одновременно за счет этого средства государство в лице налоговых органов может снизить собственные налоговые риски4.

Если предприятие по результатам самостоятельной оценки определило, что его деятельность подпадает под признаки ведения деятельности с высоким налоговым риском или под налоговую схему, то можно избрать два пути:

1) осуществлять подготовку к выездной проверке и собирать необходимые доказательства правомерности своих решений и действий с учетом вероятности защиты своих интересов в судебном порядке;

2) исключить операции, которые могут вызывать подозрения в недобросовестности налогоплательщика, избавиться от сложных ситуации, вызывающих противоречивые трактовки.

И первый, и второй вариант могут повлечь для налогоплательщика определенные финансовые потери, поэтому он самостоятельно должен выбрать наиболее подходящий для себя вариант.

Причинами возникновения налоговых рисков является некачественное отражение хозяйственных операций в налоговом учете: нарушения порядка расчета показателей в налоговой отчетности; неосторожность, результатом которой становится уклонение от уплаты налогов и страховых взносов; неосмотрительность, которая трактуется налоговыми органами как получение необоснованной налоговой выгоды5.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском имеется в открытом доступе на сайте ФНС РФ. Важное аналитическое значение имеет показатель налоговой нагрузки по отраслям и видам экономический деятельности, которые рассчитываются ежегодно и доводятся до сведения налогоплательщиков. Средний уровень заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности в различных субъектах можно найти благодаря открытым данным службы государственной статистики, для чего имеет смысл пользоваться официальными сайтами территориальных органов Росстата, например, информация Смоленской области представлена на сайте https:// sml.gks.ru. Кроме того, справочно-правовые системы ежегодно готовят для своих клиентов постоянно обновляемую информацию справочного характера по средним экономическим показателям. То есть для оценки налоговых рисков компании имеют достатоно возможностей, в основном получаемых бесплатно.

Дальнейшая цифровизация администрирования с одной стороны станет одним из наиболее эффективных инструментов пресечения неформальных

практик, а с другой стороны позволит существенно упростить и облегчить взаимодействие между государством и добросовестными налогоплательщиками6. Многие авторы отмечают важность преобразований налогового законодательства с учетом потребностей цифровой экономики и расширения возможностей налогового администрирования за счет технологий больших данных7.

Самые высокие налоговые риски влечет за собой заключение договоров с фирмами-однодневками. Как правило, при построении схем оптимизации налогообложения получение налоговой выгоды наиболее вероятно при участии в схеме именно контрагентов, которые обладают признаками фирм-однодневок. Такая выгода чаще всего является необоснованной и вызывает налоговые споры, доля которых максимальна именно по этим основаниям.

Налоговые органы собирают доказательства для разрешения этих споров из общедоступных электронных сервисов. При этом особое внимание обращается на то, что именно открытость указанных данных свидетельствует о возможности налогоплательщика легко проверить самостоятельно его контрагентов, а в случае установления их недобросовестности считать осознанным противоправным поведение самого налогоплательщика. Важность вопроса определения добросовестности налогоплательщика подчеркивает Н.А. Адамов, который отмечает, что « термин «добросовестность» является специфическим термином гражданского законодательства (ст. 10 ГК РФ). Что касается налогового законодательства, то оно относится к публичным отраслям права, регулирует отношения между априори гораздо более сильным государством и слабым налогоплательщиком, поэтому нормы налогового законодательства должны быть сформулированы предельно четко и определенно (п. 6 ст. 3 НК РФ). Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности должны истолковываться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ)8.»

Например, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.05.2016 № Ф03-1921/2016 по делу № А04-6507/2015 доказательством номинальности организаций сочли информацию о том, что юридические адреса недобросовестных контрагентов признаны адресами, по которым неоднократно регистрировались разные компании, а в сети «Интернет» встречаются объявления с предложениями приобрести эти адреса для регистрации вновь созданных юридических лиц.

Аналогичная практика характерна и для Смоленской области, в Решении Арбитражного суда Смолеской области от 12.09.2016 по делу № А62-4061/2016 в пользу налогового органа приняты следующие доводы. Согласно различных сайтов, в том числе по продаже квартир и google.ru/ maps (карты) установлено, что по адресу регистрации спорного контрагента - ООО «ТоргИнвест» (125319, г. Москва, ул. Аэропортовская 1-я, 6, помещ. VI; комн. 1-4) расположено жилое многоэтажное здание. Нежи-

лые помещения с отдельными входами и вывесками имеются на первом этаже в количестве нескольких штук (Вывеска «МЁД», «Аптека» и так далее), а не нескольких сотен фирм, зарегистрированных по данному адресу. Также согласно различных сайтов, в том числе по продаже квартир и google.ru/maps (карты) установлено, что по адресу регистрации спорных контрагентов - ООО «СтильАвто» и ООО «Техстройкомплект» (127083, г. Москва, ул. Масловка Верхн., 28, 2) расположено жилое многоэтажное здание. Вывески отсутствуют, зато в сети интернет содержится информация о возможности приобрести этот адрес для регистрации компании. Согласно сайта vipadresa.ru по данному адресу предоставляются юридические адреса по 14 ИФНС (САО) г. Москвы. Более того, согласно этого же сайта, данная фирма готова предоставить следующую услугу: «Предоставление рабочего места: Проверки принимаются ежедневно (в будние дни) с 09:30 до 18:00, рабочее место 1 час - 2000 руб. Мы настоятельно рекомендуем предупреждать о проверке заранее (желательно за сутки)».

Таким образом, каждой компании необходимо разрабатывать методику внутреннего контроля за подбором контрагентов с учетом особенностей деятельности для снижения налоговых рисков и максимально возможного предотвращения претензий со стороны налоговых органов.

Целью проверки потенциального контрагента становится подтверждение реальности намерений потенциального делового партнера выполнять свои обязательства в будущем, а также последствия принятых решений в сфере финансово-хозяйственной деятельности применительно к оценке налоговых рисков.

Учет судебной практики по налоговым спорам позволяет обобщить и предложить следующие рекомендации по работе организаций с контрагентами.

Целесообразно анализировать общедоступные критерии оценки рисков, отраженные в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» при выборе контрагентов, однако не следует ограничиваться только этими критериями, так как к ним предъявлялись требования определенной универсальности, а каждая компания имеет особенности и собственной деятельности, и взаимоотношений с бизнес-партнерами.

Проверяя бизнес-партнера, необходимо анализировать всю доступную информацию: проекты, в которых он участвовал, деловую репутацию, обеспеченность активами для выполнения заявленных видов деятельности, даже опыт работы должностных лиц.

При планировании долгосрочных отношений желательно установление личных контактов с уполномоченными представителями контрагента, а не только электронный обмен документами и переписка.

Как показывает практика, целесообразно запросить сведения, составляющие краткую экономичексую характеристику компании-партнера:

размеры призводства, стоимость основных фондов, численность работников, опыте работы на рынке, а также копии основным документов: устава, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Такой запрос до заключения сделки будет способствовать обеспечению прозрачности взаимоотношений, а предоставление этих сведений послужит гарантией подтверждения стремления налогоплательщика к работе с добросовестными контрагентами.

Однако, исотчником информации такого рода должен быть не только потенциальный контрагент напрямую, но и независимые источники, по котрым можно оценивать деловую репутацию.

В первую очередь, организация с помощью ресурса «Сведения о государственной регистрации юридических лиц» (http://egrul.nalog.ru) должна убедиться в том, что предполагаемый контрагент зарегистрирован в ЕГРЮЛ в качестве действующего юридического лица. На базе этого же ресурса налогоплательщик может получить выписку из ЕГРЮЛ в электронном виде.

В разделе «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес» на сайте ФНС России доступен большой объем информации, который поможет защитить компанию от заключения сделок с сомнительными контрагентами. Сведения, представленные на этом ресурсе, сводятся к следующим:

- юридические лица публикуют в журнале «Вестник государственной регистрации» информацию о принятии решений о ликвидации, реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 % уставного капитала другого общества, и другую информацию, которую компании обязаны публиковать в соответствии с нормами закона в Российской Федерации;

- в этом же журнале публикуются решения о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ;

- юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица и сведения из реестра дисквалифицированных лиц;

- данные о государственной регистрации нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу в качестве места нахождения;

- судебные решения о невозможности участия (осуществления руководства) отдельных лиц в организации;

- задолженность по уплате налогов юридических лиц, а также нарушивших сроки представления налоговой отчетности более года;

- данные о физических лицах, которые руководят или числятся учредителями разных юридических лиц.

Еще недавно информация о доходах и расходах организаций по данным бухгалтерской отчетности,среднесписочной численности работников, а также уплаченных ей суммах налогов и сборов составляла налоговую

тайну, но сейчас она выведена из-под режима налоговой тайны, что расширяет возможности доступа налогоплательщиков к указанным сведениям по потенциальным контрагентам.

Данные сведения размещаются на официальном сайте ФНС России за календарный год, предшествующий году размещения этих сведений в сети Интернет.

Таким образом, любая компания имеет возможность воспользоваться данными ресурсами и проанализировать финансовую отчетность предполагаемого партнера.

Изучение картотеки арбитражных дел на сайте www.arbitr.ru. позволит сделать выводы об участии потенциального партнера в судебных разбирательствах, а так же установить, не находится ли он в стадии банкротства.

Аналогично, вопрос наличия в отношении партнера исполнительного производства можно проанализировать по информации сайта ФССП России (fssprus.ru/iss/ip/).

Наличие лицензии следует проверить, запросив копию у контрагента, а также самостоятельно с помощью сайтов лицензирующих органов.

Федеральная антимонопольная служба размещает информацию в свободном доступе об установленных недобросовестных поставщиках (rnp.fas.gov.ru), что также позволяет обезопасить сделку до момента заключения.

Проверка полномочий должностных лиц, подписывающих документы, тоже желательна, хотя и может быть затруднена, поскольку такая информация може стать доступной для налогоплательщика в отношениии контрагента только с его подачи и подтверждения.

Несложно провести мониторинг средств массовой информации и анализ результатов поисковых систем сети Интернет по вопросу упоминания компании и ее должностных лиц, степени известности и участия в деловых коммуникациях.

Доказательствами нефиктивности компании-контрагента могут послужить не только деловая переписка, но и рекламные буклеты, визитные карточки должностных лиц, пропуска на территорию, номера контактных телефонов и другие подобные материалы.

Даже после заключения первых сделок при возникновении сомнений необходимо проводить повторную проверку делового партнера, обновляя имеющуюся о нем информацию.

Предложенная методика самостоятельного сбора информации с целью снижения налоговых рисков доступна к использованию в любой компании. Она не требует дополнительных финансовых расходов, достаточно правильной организации системы внутреннего контроля.

Вместе с тем, налогоплательщик не органичен данными возможностями и, взвешивая степень рисков и вероятных негативных налоговых последствий, может принять управленческое решение о несении допол-

нительных затрат для подключения к платным специализированным частным справочным системам, например, к системе СПАРК («сетевое издание «Информационный ресурс СПАРК» - профессиональное решение для проверки контрагентов, управления кредитными и налоговыми рисками, маркетинга, инвестиционного анализа, поска аффилированности»)9.

Выполнение предложенных действий не гарантирует абсолютное исключение претензий со стороны налоговых органов, но позволит значительно снизить риск их предъявления. Информация, собранная по данной методике, поможет компании в случае необходимости доказывать свою правоту в судебных разбирательствах.

Примечания Endnotes

1 Назарова В.Л., Штиллер М.В., Исраилов М.И. Налоговые риски в логистической системе предприятия: сущность, выявление и контроль // Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности в России и странах содружества. Москва-Алматы, 2018. С. 78-96.

2 Сафонова М.Ф., Резниченко Д.С. Оценка эффективности управления налоговыми рисками // Инновационное развитие экономики. 2017. № 1 (37). С. 88-98.

3 Тюрина Ю. Г. Методические аспекты определения и управления налоговыми рисками // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 46. С. 163-173.

4 Грищенко А.В. Налоговые риски в системе управления налоговыми отношениями // Управленческие науки в современном мире. 2018. Т. 1. № 1. С. 581-585.

5 Андреев В.Д. Особенности организации и обеспечения эффективности системы внутреннего контроля налоговых рисков // Потребительская кооперация. 2018. № 3 (62). С. 25-31.

6 Малис Н.И. Перенастройка налоговой системы: возможные риски // Налоги и финансы. 2018. № 3 (39). С. 7-13.

7 Зверева Т.В. Возможности налогового администрирования по минимизации налоговых рисков цифровой экономики // Инновационное развитие экономики. 2017. № 5 (41). С. 86-90.

8 АдамовН.А., СарибекянВ.Л. Экономическая безопасность предприятия и риски, связанные с обоснованностью налоговой выгоды // Финансовая жизнь. 2018. № 4. С. 43-45.

9 Спарк: проверка контрагента. [Электронный ресурс]. URL: https://www.spark-interfax.ru

Автор, аннотация, ключевые слова

Шевцова Татьяна Павловна - канд. экон. наук, доцент Смоленского государственного университета (Смоленск) tpshev@mail.ru

Совершенствование системы налогового администрирования в России невозможно без активного участия в этом процессе всех субъектов налоговых правоотношений. В условиях цифровизации экономики со стороны государства первоочередной задачей является организация эффективного взаимодействия с налогоплательщиками. Повышение эффективности управления налоговыми рисками является актуальной задачей любой фирмы. Система оценки налоговых рисков, применяемая налоговыми органами, доступна для анализа налогоплательщика, что позволяет им снизить налоговые риски и защитить свои интересы в налоговых спорах. Предложены направления анализа и источники информации по контрагентам налогоплательщика с целью минимизации налоговых рисков. Обобщены подходы к построению системы внутреннего контроля фирмы для обеспечения защиты интересов налогоплательщика в налоговых спорах.

Налоговые проверки, налоговые споры, оптимизация налогообложения, налоговая выгода, критерии оценки налоговых рисков

References

(Articles from Scientific Journals)

1. Adamov N.A., Saribekyan V.L. Ekonomicheskaya bezopasnost predpriyatiya i riski, svyazannyye s obosnovannostyu nalogovoy vygody. Finansovayazhizn, 20l8, no. 4, pp. 43-45.

2. Andreyev V.D. Osobennosti organizatsii i obespecheniya effektivnosti sistemy vnutrennego kontrolya nalogovykh riskov. Potrebitelskaya kooperatsiya, 20l8, no. 3 (62), pp. 25-3l.

3. Grishchenko A.V. Nalogovyye riski v sisteme upravleniya nalogovymi otnosheniyami. Upravlencheskiye nauki v sovremennom mire, 20l8, vol. l, no. l, pp. 58l-585.

4. Malis N.I. Perenastroyka nalogovoy sistemy: vozmozhnyye riski. Nalogi ifinansy, 20l8, no. 3 (39), pp. 7-l3.

5. Safonova M.F., Reznichenko D.S. Otsenka effektivnosti upravleniya nalogovymi riskami. Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki, 20l7, no. l (37), pp. 88-98.

6. Tyurina Yu. G. Metodicheskiye aspekty opredeleniya i upravleniya nalogovymi riskami. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 20l9, no. 46, pp. l63-l73.

7. Zvereva T.V. Vozmozhnosti nalogovogo administrirovaniya po minimizatsii nalogovykh riskov tsifrovoy ekonomiki. Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki, 2017, no. 5 (41), pp. 86-90.

(Article from Proceedings and Collections of Research Papers)

8. Nazarova V.L., Shtiller M.V., Israilov M.I. Nalogovyye riski v logisticheskoy sisteme predpriyatiya: sushchnost, vyyavleniye i kontrol // Sovremennyye problemy bukhgalterskogo ucheta i otchetnosti v Rossii i stranakh sodruzhestva. Moscow-Almaty, 2018, pp. 78-96.

Author, Abstract, Key words

Tatyana P. Shevtsova - Candidate of Economics, Associate Professor, Smolensk State University (Smolensk, Russia) tpshev@mail.ru

Improving the system of tax administration in Russia is impossible without the active participation in this process of all subjects of tax legal relations. In the context of the digitalization of the economy by the state, the primary task is to organize effective interaction with taxpayers. Improving the effectiveness of tax risk management is an urgent task of any company. The tax risk assessment system used by the tax authorities is available for taxpayer analysis, which allows them to reduce tax risks and protect their interests in tax disputes. The directions of analysis and sources of information on taxpayer counterparties are proposed in order to minimize tax risks. The approaches to building a system of internal control of the company to ensure the protection of the interests of the taxpayer in tax disputes are generalized.

Tax audits, tax disputes, tax optimization, tax benefit, criteria for assessing tax risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.