Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПТУ ВЛАДИВОСТОКА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПТУ ВЛАДИВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Ю. Андреянов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПТУ ВЛАДИВОСТОКА»

УДК 379.8-057.876(571.63-25)

В. Ю. Андреянов

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПТУ

ВЛАДИВОСТОКА

Владивостокский медицинский институт

Задачей нашей работы было изучение организации, структуры и продолжительности внеучебного времени учащихся средних ПТУ Владивостока для разработки рекомендаций по его оптимизации. В 1979/80 учебном году с помощью специальной анкеты был проведен анонимный опрос 855 учащихся ПТУ Владивостока. Анализ собранного материала позволил установить, что 62,4% учащихся живут дома, 27,8% из них имеют отдельную комнату. Большинство родителей учащихся имеют неполное среднее и среднее образование (80,3%), среднее специальное образование имеют 14,5%, высшее — 5,2% родителей. Время учебной работы в ПТУ составляет в среднем б1/, ч в день. На выполнение домашнего задания учащиеся 1-го года обучения (15—16 лет) затрачивают 11/2—2 ч (64,5%), учащиеся 2-го и 3-го года обучения (16—18 лет) — менее I ч. Девушки на выполнение домашнего задания затрачивают несколько больше времени, чем юноши.

Регулярно (3 раза в день) принимают пищу 68,9% учащихся, 2 раза в день питаются 8,2% учащихся, 64% из них составляют девушки. Ежедневно бывают на воздухе в течение 2—3 ч 34,7% юношей и 30,1% девушек. С возрастом продолжительность пребывания учащихся на свежем воздухе увеличивается. Так, число девушек, ежедневно бывающих на воздухе в течение 2—3 ч, увеличивается с 25% (15 лет) до 44% (18 лет), у юношей — соответственно с 49 до 56,6%.

Около 20% опрошенных отметили дневной сон продолжительностью до 1 ч. Продолжительность ночного сна у 64,5% юношей и 76% девушек составляет 8*/г ч, что соответствует гигиеническим рекомендациям 1. С возрастом продолжительность ночного сна сокращается. Так, число учащихся, недосыпающих ежедневно 1 —11/4 ч, увеличивается с 16,4% (юноши 15 лет) до 60,9% (юноши 18 лет), у девушек — соответственно с 20 до 28%.

Продолжительность свободного времени у учащихся в зависимости от возраста, пола составляет: в учебные дни — 1—2 ч у юношей и девушек 15—16 лет, 3—4 ч у юношей 17—18 лет; в воскресные дни — 10—12 ч. Любимым занятием в часы досуга (хобби) для большинства учащихся является музыка (игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей) — 21,1%; среди других увлечений чтение книг— 18,3%, занятие спортом — 12,6%, техническое творчество — 6,5%, филателия—4,8%, шитье, вязание (девушки) — 3,9%, изготовление сувениров — 3,1%, рыбная ловля—2,8%, шахматы — 1,1%. Большинство опрошенных учащихся (78,6%) посещают кинотеатры 1—2 раза в неделю, 83% учащихся регулярно смотрят телевизионные передачи 1 —1'/2 ч в день. На чтение газет и журналов большинство учащихся (58,4%) затрачивает от 20 мин до 1 ч.

Приведенные данные свидетельствуют о преобладании в структуре свободного времени учащихся ПТУ Владивостока деятельности с малым двигательным компонентом.

Анализ анкетных данных показал, что утреннюю гим-

1 Методические рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся средних ПТУ. М., 1978, с. 96.

настику регулярно выполняют только 19,7% учащихся в основном юноши 16—17 лет. Закаливание (обтирание, обливание) проводят 18,4% учащихся, однако регулярно используют закаливающие процедуры только 9,3% учащихся, в основном юноши 17—18 лет. В спортивных секциях занимаются 25,7% учащихся. С возрастом количество занимающихся в спортивных секциях девушек заметно снижается. Наибольшей популярностью у учащихся пользуются занятия в волейбольных и баскетбольных секциях (8,1%), боксом (3,9%), борьбой дзюдо (2,8%). легкой атлетикой (2,5%), мотоспортом (2,5%), футболом (2,2%).

Одним из факторов, увеличивающих двигательную активность подростков, является труд, общественно-полезная деятельность учащихся. Анализ материалов опроса показал, что большинство учащихся (68,4%) принимают участие в домашней работе, затрачивая на нее в зависимости от возраста, пола от 30 мин до 1 ч и более. Девушки затрачивают на выполнение домашней работы сравнительно больше времени, чем юноши.

Программа работы включала сбор первичной информации о распространении вредных привычек среди учащихся (курение, прием алкоголя). Анализ собранного материала показал, что вредные привычки среди учащихся ПТУ Владивостока довольно распространены.

Причиной курения у 59,4% опрошенных учащихся явилось подражание своим более старшим товарищам, стремление поскорее «стать взрослыми». Выявлена зависимость между курением родителей в семье и формированием этой привычки у подростков. Под влиянием антиникотиновой пропаганды 18,4% учащихся пытались бросить курение, 4,7% из них удалось отказаться от этой привычки, что определяет необходимость усиления работы по профилактике курения среди подростков.

На вопрос: «Ваше отношение к вредным привычкам?» большинство опрошенных учащихся ответили: «Отрицательное», что свидетельствует об имеющихся резервах в проведении антиникотиновой и антиалкогольной пропаганды.

В целях рациональной организации внеучебного времени учащихся средних ПТУ Владивостока необходимо его планирование в масштабе не только ПТУ, но и отдельных учебных групп с учетом возраста, пожеланий и интересов учащихся.

Основным направлением в этой работе следует считать обеспечение возможностей для развития всех форм само-деятельости учащихся: технического творчества, способствующего расширению и углублению знаний по специальности; спортивно-массовой работы, служащей целям формирования здорового, физически крепкого молодого поколения; художественной самодеятельности, способствующей выявлению и развитию талантов, воспитывающей художественный вкус, любовь к музыке, поэзии; военно-патриотические мероприятия, служащие целям идейно-политического воспитания будущих защитников Родины, и др.

Поступила 05.09.80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.