Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова С.Н.

В статье рассматривается текущее состояние организации контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Альманах современной науки и образования. 2012. №1. С.138-139.

3. Воробьева, Н.В. Повышение эффективности совместного предпринимательства: монография /Н.В. Воробьева, С.А. Воробьев, В.Ю. Мамукова: Ставрополь: ИП Сыровец В.Л., 2010. - 128 с.

4. Воробьева Н.В., Саркисян С.Е. Распределение муниципальных образований Ставропольского края по уровню развития предпринимательства с участием иностранного капитала // Сибирская финансовая школа. 2011. №3. С.27-31.

5. Воробьева Н.В., Яловой А.А., Сериков С.С. Перспективы и условия для развития благоприятного инвестиционного климата Ставропольского края /// Проблемы экономики. 2012. №1. С. 31-33.

Федорова С.Н. старший преподаватель Финансовый университет при Правительстве РФ

Новороссийский филиал Россия, г. Новороссийск ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В статье рассматривается текущее состояние организации контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, контроль качества аудита.

Независимый контроль в системе государственного финансового контроля Российской Федерации представлен аудиторской деятельностью. В современных условиях роль аудита как независимого финансового контроля является ключевой при формировании национальной рыночной экономики.

Рассматривая аудит как независимую форму финансового контроля, Арабян К.К, и Давыдова И.В. выделяют следующие его аспекты [1]:

- ориентированность на общественность,

- соблюдение принципа независимости аудиторов и аудиторских организаций,

- выражение разумной уверенности,

- концепция существенности,

- наличие ограничений в аудите.

- строгое выполнение требований федеральных стандартов аудиторской деятельности.

- законодательные требования к аудиторам и аудиторским организациям,

- высокая роль профессионального суждения,

- конфиденциальность.

Ориентированность на общественность. Согласно п. 1.1 Кодекса этики

аудитор действует в общественных интересах, и поэтому его ответственность не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или аудиторской организации. Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженное в аудиторском заключении, предназначено для всех заинтересованных пользователей.

Соблюдение принципа независимости аудиторов и аудиторских организаций. Независимость является ключевой особенностью аудита как формы финансового контроля. Критерии независимости прописаны в ст. 8 Закона № Э07-ФЗ, Кодексе этики, федеральных стандартах. Саморегулируемые организации (СРО) аудиторов в обязательном порядке принимают одобренные Советом по аудиторской деятельности Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Выражение разумной уверенности. Понятие разумной уверенности приведено в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». В рамках аудита выражается не абсолютная, а разумная уверенность, что означает отсутствие существенных нарушений при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. Согласно Правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» уверенность рассматривается как убежденность аудитора в отношении надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, представленной стороной, составляющей отчетность, и предназначенной для использования предполагаемыми пользователями. Предпосылки представляют собой базовые положения, которые должны подтверждаться или опровергаться посредством получения аудиторских доказательств. Для обеспечения разумной уверенности аудитор оценивает доказательства, собранные в результате проведенных процедур, и делает выводы об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Концепция существенности. В методологии аудита концепция существенности является одной из ключевых. Понятие существенности позволяет сформировать окончательное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении, на основании которого заинтересованные пользователи этой отчетности принимают экономические решения. Помимо качественного аспекта существенность включает в себя количественный аспект, а именно уровень существенности, представляющий собой предельное значение ошибки, начиная с которой пользователь финансовой отчетности перестанет на ее основе принимать правильные экономические решения. Фактически уровень существенности представляет собой единственный критерий оценки

достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Требование в отношении расчета уровня существенности установлено положениями Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите». Однако ФПСАД не содержит конкретных правил и подходов к определению уровня существенности, - каждая аудиторская организация должна самостоятельно разработать методику расчета и утвердить ее в своих внутрифирменных стандартах.

Наличие ограничений в аудите. Аудиту как независимой форме финансового контроля присущ ряд ограничений, в частности:

- применение выборочных методов и тестирования;

- несовершенство системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- большинство аудиторских доказательств представляют собой доводы в подтверждение определенного вывода и не носят исчерпывающего характера и др.

Ограничения оказывают влияние на процесс проверки, в связи с чем стандарты аудиторской деятельности регламентируют отдельные процедуры для получения более надежных аудиторских доказательств и снижения аудиторского риска при формировании мнения о достоверности аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Строгое выполнение требований федеральных стандартов аудиторской деятельности. Согласно ст. 7 Закона № 307-Ф3 федеральные стандарты аудиторской деятельности:

- определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Законом № 307-Ф3;

- разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

- являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Соблюдение требований законодательства об аудиторской деятельности, в частности федеральных стандартов аудита, является основным условием прохождения внешнего контроля качества. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (ч. 1 ст. 10 Закона № 307-Ф3).

Требования федеральных стандартов распространяются также на лиц, получающих аудиторские услуги. Так, согласно п. 4 ч. 2 ст. 14 Закона № 307-ФЗ при проведении аудита аудируемое лицо или лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано исполнять требования федеральных

стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Законодательные требования к аудиторам и аудиторским организациям. Согласно ст. 4 Закона № Э07-ФЗ аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. При этом физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Порядок получения и основания аннулирования квалификационного аттестата аудитора определены ст. 11 Закона № Э07-ФЗ. Требования к аудиторским организациям установлены ст. 3 Закона № Э07-ФЗ, согласно которой аудиторская организация - это коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРО. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее -реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.

Высокая роль профессионального суждения. Усиление роли субъективного суждения наблюдается в связи с принятием «Программы реформирования национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283). Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой совокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира. В то же время МСФО не являются сводом детализированных правил и содержат только общие принципы и требования, которыми следует руководствоваться при составлении финансовой отчетности. Такой подход к ведению финансового учета позволяет специалистам, ведущим учетный процесс, самостоятельно принимать решения, основываясь на своем профессиональном суждении.

Роль профессионального суждения в аудиторской деятельности имеет место при оценке системы внутреннего контроля, аудиторского риска, при расчете уровня существенности, объема аудиторской выборки, т.е. практически на всех этапах проведения аудита, и тем самым при формировании мнения в аудиторском заключении.

Конфиденциальность.При осуществлении аудиторской деятельности аудиторы обязаны соблюдать аудиторскую тайну, которую составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных Законом № 307-ФЗ, за исключением

сведений, указанных в ст. 9 «Аудиторская тайна» Закона № 307-ФЗ.

Аудит является единственным инструментом предоставления разумных гарантий в отношении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов всем заинтересованным пользователям, поэтому качество оказания аудиторских услуг с учетом всех аспектов аудиторской деятельности становится делом чрезвычайной важности.

Существует множество подходов к определению качества аудита. Автор разделяет мнение тех исследователей, которые рассматривают качество аудита с позиции следования аудиторским стандартам, так как «стандарты аудита ограничивают саму возможность проведения некачественного аудита, поскольку, следуя им, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный набор аудиторских процедур и его работу можно будет проверить, изучив его рабочие документы» [2, с. 108].

Обязанность обеспечения контроля качества работы закреплена на законодательном уровне. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» «аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности».

Кроме того, на аудиторские организации возложены обязанности:

- проходить внешний контроль качества работы, в т.ч. представлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

- участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

В соответствии с ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» аудиторская организация своим локальным распорядительным документом (внутрифирменным стандартом) устанавливает принципы и процедуры, способствующие поддержанию внутренней культуры, основанной на признании того, что обеспечение качества услуг является первостепенной задачей. Эти принципы и процедуры предусматривают ответственность руководства аудиторской организации за систему контроля качества услуг в аудиторской организации.

Основанием для разработки внутрифирменного стандарта являются:

- рекомендации МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности», МСКК 1 «Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах»,

- Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Требования,

предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»,

- ФПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» и др.

Система контроля качества услуг аудиторской организации устанавливает принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:

а) обязанностей руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;

б) этических требований;

в) принятия на обслуживание нового клиента и продолжения сотрудничества со старыми клиентами;

г) кадровой работы;

д) выполнения задания;

е) мониторинга.

Разработаны и применяются «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации» (одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина РФ 26.11.2009, протокол № 80).

Ежегодно в целях повышения качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, руководствуясь законом «Об аудиторской деятельности» и Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности обобщает практику применения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности и публикует «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Данные рекомендации подготовлены по результатам обобщения практики применения законодательства РФ об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете, и, не являясь нормативными актами, имеют информационно-разъяснительный характер. В документе обращается внимание на то, что при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2014 год особое внимание должно быть обращено на:

1) организацию и осуществление внутреннего контроля качества работы, в том числе должную информированность сотрудников аудиторской организации об установленных процедурах внутреннего контроля качества работы (ФПСАД № 34, ФПСАД № 7);

2) разработку и осуществление альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении; должное рассмотрение неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения (ФПСАД № 18);

3) качество рабочей документации аудитора, в том числе обеспечение

составления рабочих документов на русском языке, хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе аудита, на территории Российской Федерации, формирование и хранение аудиторских файлов (ФПСАД № 2);

4) разработку и осуществление аудиторских процедур в отношении рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010);

5) разработку и осуществление аудиторских процедур в отношении изучения информации о связанных сторонах (ФПСАД № 9);

6) разработку и осуществление аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД № 11);

7) осуществление должного взаимодействия с руководством аудируемого лица и представителями собственника этого лица, в том числе сообщение им соответствующей информации, полученной по результатам аудита бухгалтерской отчетности (ФПСАД № 22);

8) соблюдение установленных требований к содержанию и форме аудиторского заключения (ФСАД 1/2010).

Внешний контроль качества работы (ВККР) аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляется саморегулируемыми организациями аудиторов (СРО) и государственными контролирующими органами. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.

При внедрении систем контроля качества устанавливаются:

- формы и методы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

- периодичность прохождения контроля качества аудиторскими организациями - не реже чем один раз в три года;

- единый порядок документального подтверждения успешного прохождения контроля качества аудиторскими организациями, включающий выдачу специального сертификата;

- порядок отбора и утверждения лиц, имеющих право осуществлять контроль качества от имени участников соглашения;

- систему требований к претендентам на получение права осуществлять контроль качества;

- формы и методы надзора за работой контролеров качества;

- порядок финансирования затрат на проведение контроля качества.

В СРО утверждены планы проведения внешних проверок качества в аудиторских организациях- членах СРО, типовой комплект документов по организации и осуществлению ВККР, установлен целевой взнос на

осуществление внешнего контроля качества, с открытом доступе представлена информация о результатах внешних проверок качества работы, об уполномоченных экспертах по контролю качества.

Например, в Некоммерческом партнерстве «Аудиторская ассоциация «Содружество» (НП ААС) разработаны и действуют регламенты по организации и осуществлению внешнего контроля качества работы:

1. Положение о внешнем контроле качества,

2. Положение о комиссии по контролю качества аудиторской деятельности.

3. Положение об уполномоченных экспертах по контролю качества.

4. Правила осуществления внешнего контроля качества.

Цели осуществления внешнего контроля качества работы:

1) проверка аудиторской деятельности членов НП ААС на ее соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

2) содействие постоянному повышению качества аудиторской деятельности членов НП ААС в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

3) формирование общественного мнения о НП ААС, как об организации, объединяющей профессионалов высокого уровня в области аудита

На уровне аудиторский организаций и индивидуальных аудиторов аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Наличие внутрифирменных стандартов обеспечивает качество аудита, позволяет эффективно организовать процесс проверки и снизить затраты на проведение процедур отдельных участков. В состав методических разработок включают:

1) макеты рабочих документов аудитора, обращений, запросов и подтверждений;

2) образцы договоров, аудиторских заключений;

3) методики определения уровня существенности;

4) методику оценки аудиторского риска;

5) сборники вопросов и тестов;

6) перечень аудиторских процедур по существу;

7) перечень аналитических процедур и др.;

8) контрольные тесты в целом по разделу;

9) методики проверки объектов учета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10) программу аудиторской проверки;

11) нормативные акты, используемые при аудите;

12) источники информации, используемые при аудите, и т.д..

В современных условиях большинство аудиторских организаций

оказывают услуги и проводят контроль качества в соответствии с ФПСАД №7 «Внутренний контроль качества аудита» с применением специализированных компьютерных программ. Это с одной стороны максимально облегчает труд аудиторов, с другой - обеспечивает соблюдение стандартов и норм аудиторской деятельности, уже в ходе проверки формируется комплект рабочей аудиторской документации.

Например, в программе «Audit XP. Комплекс Аудит» предусмотрен блок контроля качества аудита, который содержит следующий набор специальных процедур.

1. Контрольный лист: ключевые даты.

2. Контрольный лист: независимость аудита.

3. Контрольный лист соответствия аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности стандартам аудита.

4. Тест наличия рабочих документов по каждой проведенной процедуре и полноты аудиторских доказательств.

5. Соответствие выполненных аудиторских процедур требованиям нормативных актов РФ, внутрифирменных стандартов и инструкций.

6. Соответствие письменной информации (отчета) требованиям нормативных актов РФ, внутрифирменных стандартов и инструкций.

7. Содержание и оформление файлов с рабочей документацией в соответствии с требованиями нормативных актов РФ, внутрифирменных стандартов и инструкций.

8. Итоговая оценка качества аудита.

Для оценки качества аудита в программе применена система критериев и оценок, имеющих суммовое выражение и распределение по весовым долям. Процедуры 1 и 2 проводятся на этапе планирования, последующие -на заключительном этапе.

Применение программы «Audit XP. Комплекс Аудит» позволяет организовать оказание аудиторских услуг в точном соответствии с действующей нормативной базой без разработки собственных внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности. Это обеспечивает снижение издержек на организацию аудиторской деятельности в небольших аудиторских компаниях.

Как правило, методика контроля качества, предложенная в программе «Audit XP. Комплекс Аудит», дополняется организационными мероприятиями, предусмотренными во внутрифирменных стандартах аудиторских компаний.

В наши дни общий кризис системы финансового контроля неизбежно приводит к трансформации механизмов и процедур его реализации. По мнению Чая В.Т. [3], «наиболее проблематичным в развитии аудиторской деятельности в нашей стране и в развитии собственно систем контроля качества аудита является отсутствие каких-либо концептуальных основ этого развития, не говоря уже о стройной концепции развития аудиторской

деятельности. По этой же причине нет согласованных действий в принятии решений между исполнительными и законодательными органами власти и СРО по данному вопросу».

С 2015 года в систему национального регулирования аудиторской деятельности неотъемлемой частью вошли Международные стандарты аудита: аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые стали обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, СРО аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности СРО аудиторов.

Порядок признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации должен быть установлен Правительством Российской Федерации не позднее 1 октября 2015 года.

Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) - The International Federation of Accountants (IFAC) - всемирной организацией, объединяющей профессиональных бухгалтеров. МСА предназначены для использования по всему миру. Решение о применении МСА принимается на уровне национального законодательства.

Международная федерация бухгалтеров осуществляет деятельность через свои комитеты. Комитет по Международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации - The International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB) осуществляет регулирование аудиторской деятельности, занимается разработкой стандартов аудита.

Комитет по международным стандартам этики для бухгалтеров - The International Ethics Standards Board for Accountants (IESBA) разработал Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (Code of Ethics for Professional Accountants). Данный документ является одним из основополагающих документов в аудиторской деятельности и является прототипом российского Кодекса профессиональной этики аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол № 4.

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров состоит из трех частей.

Часть A устанавливает фундаментальные принципы профессиональной этики и описывает концептуальную основу, необходимую для обнаружения угроз соблюдению фундаментальных принципов, оценки значимости обнаруженных угроз и принятия мер предосторожности для их устранения или снижения до приемлемого уровня.

Части B и C рассматривают применение концептуальной основы в определенных ситуациях, содержат примеры мер предосторожности, которые могут быть приняты для устранения угроз, рассматривают ситуации, в которых не существует определенных мер предосторожности для той или иной угрозы. Часть B применяется для публично практикующих профессиональных бухгалтеров, а часть C предназначена для профессиональных бухгалтеров в организациях.

Российский Кодекс профессиональной этики аудиторов практически копирует положения частей A и B, только термин «публично практикующий профессиональный бухгалтер» заменен в нем термином «аудитор». Раздел 290 части В «Принцип независимости при аудиторских заданиях и обзорных проверках» является основой для разработки национальных Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол № 6.

Проводя сравнительный анализ положений ФСАД и МСА, содержащих требования к контролю качества работы аудиторских организаций, К.А.Гайдаров [4] рассматривает две пары стандартов:

ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» [5] - Международный стандарт ISQC 1 «Quality control for firms that perform audits and reviews of financial statements, and other assurance and related services engagements» [6] которые устанавливают требования к системам контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при осуществлении аудиторской деятельности, ФПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» [7] и ISA 220 «Quality control for an audit of financial statements» [8], которые устанавливают дополнительные требования к контролю качества при выполнении заданий по аудиту.

Исследователь делает следующие выводы:

1. Цели и область применения стандартов в целом совпадают.

2. Принципиальных смысловых различий в терминах и определениях понятий, приведенных в стандартах ISA 220 и ФПСАД № 7, ISQC 1 и ФПСАД № 34, нет.

3. Общие требования к контролю качества по своему содержанию эквиваленты. Стандарты устанавливают, что система контроля качества услуг аудиторской организации должна определить принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:

- обязанностей руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;

- этических требований;

- принятия на обслуживание нового клиента и продолжения сотрудничества;

- кадровой работы;

- выполнения задания;

- мониторинга.

При этом принципы и процедуры контроля качества услуг должны быть документально оформлены и доведены до сведения работников аудиторской организации. Каждый сотрудник должен знать принципы и процедуры контроля качества услуг, а также цели, для достижения которых они установлены, владеть информацией о том, что он несет персональную ответственность за качество услуг и обязан соблюдать установленные

принципы и процедуры. Помимо этого, руководство аудиторской организации должно признать важность обратной связи с сотрудниками по вопросам контроля качества услуг, для чего необходимо поощрять работников высказывать их точку зрения в отношении этих вопросов.

Единственное различие документов - это наличие в Международном стандарте ISQC 1 специальных положений, применимых для малых и средних аудиторских фирм: небольшие аудиторские фирмы могут использовать менее формализованные методы оценивания эффективности работы своих сотрудников.

Также ISQC 1 позволяет малым аудиторским фирмам применять при документировании выполненных заданий менее формализованные способы, в частности, такие как рукописные записи и контрольные листы, что упрощает практическое применение систем контроля качества оказания аудиторских услуг в небольших аудиторских компаниях.

В последние годы усилены контрольные функции государства по соблюдению законодательства и обеспечению надлежащего качества аудиторских услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 5 и частью 5 статьи 10 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе государственную функцию по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, так называемых общественно значимых организаций. Приказом Минфина России от 11.01.2013 № 3н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» регламентирован порядок осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

Исполнение указанной государственной функции началось в январе 2011 года, проверочная деятельность осуществляется с 2012 года.

Предметом контроля является соблюдение аудиторской организацией требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Контроль осуществляется в форме документарных и выездных плановых, а также документарных и выездных внеплановых внешних проверок. В регламенте определены состав, сроки и последовательность административных действий Росфиннадзора при выполнении данной

функции. Установлены полномочия должностных лиц Росфиннадзора при проведении проверок, осуществляемых в рамках такого контроля, а также права и обязанности субъектов таких проверок.

Государственная функция по осуществлению ВККР аудиторских организаций, возложенная на Росфиннадзор, не носит всеохватывающего характера, а нацелена, прежде всего, на аудиторские организации, оказывающие услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, составляющих ядро финансовой системы Российской Федерации.

Советом по аудиторской деятельности Одобрен «Порядок применения Росфиннадзором мер воздействия в отношении аудиторских организаций» (протокол № 13 от 19.06.2014), которым предусмотрены следующие меры в отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, могут быть применены следующие меры воздействия:

1) вынесение предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам проверки качества ее работы нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

2) вынесение предупреждения аудиторской организации в письменной форме о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности;

3) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания о приостановлении членства такой аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов;

4) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания об исключении такой аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов.

Таким образом, несмотря на общую неоднозначную ситуацию в системе финансового контроля, на всех уровнях - государственном, уровне профессиональных объединений, уровне аудиторских организаций -постоянно ведется всесторонняя работа по организации контроля качества аудита с опорой на концептуальные основы международной практики аудиторской деятельности.

Использованные источники:

1. Арабян, К.К., Давыдова И.В. Аудит как независимая форма финансового контроля: миссия и ожидания пользователей/ К.К.Арабян, И.В. Давыдова // Аудитор.- 2013.- № 10.

2. Маренков Н.Л., Веселова Т.П. Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах. М.: Едиториал, 2003.

3. Чая В.Т. Развитие систем контроля качества аудиторской деятельности: проблемы и решения / В.Т.Чая // Международный бухгалтерский учет.-2012.- № 3.

4.Гайдаров К.А. Сравнительный анализ Федеральных стандартов аудиторской деятельности и МСА: вопросы контроля качества аудиторских организаций/ К.А. Гайдаров // Аудиторские ведомости.- 2015.- № 1.

5. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. International auditing and assurance standards board. Handbook of international quality control. Auditing, review, other assurance, and related services pronouncements. 2013 Edition, Vol. 1.

7. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности ФПСАД № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 (в ред. от 22 июля 2008.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru

8. International auditing and assurance standards board. Handbook of international quality control. Auditing, review, other assurance, and related services pronouncements. 2013 Edition, Vol. 2.

Федотова Е. С., к. э. н.

доцент

кафедра АХД и аудита Саратовский социально-экономический

институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Саратов ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В России последние десятилетия характеризуются значительным интересом бизнеса к вопросам внутреннего аудита. Однако известны лишь единичные случаи его практического использования в полной мере, хотя отдельные компоненты внутреннего аудита под иными наименованиями известны довольно давно.

На наш взгляд, российский термин «внутренний аудит» как англоязычное заимствование не в полной мере соответствует характеру его деятельности. Немецкий термин «Interne Revision», означающий в дословном переводе «внутренняя ревизия», более точно соответствует статусу российского внутреннего аудита.

Традиционно выделение трех основных этапов эволюции внутреннего аудита: начального, переходного и современного, каждый из которых характеризуется различными ролью и задачами.

Задачами внутреннего аудита на начальном этапе являлись проверка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.