Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ЛУЧШИМИ СОВЕТСКИМИ УЧИТЕЛЯМИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ»)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ЛУЧШИМИ СОВЕТСКИМИ УЧИТЕЛЯМИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеклассная работа / советский учитель / история / обществоведение / экскурсия / кружок / музей / extra-curricular activities / Soviet teacher / history / social studies / excursion / school study group / museum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Викторовна Дружинина

Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальных работ, посвященных изучению на основе материалов журнала «Преподавание истории в школе» вопроса об организации внеклассной деятельности школьников лучшими советскими учителями. Цель статьи – охарактеризовать практики организации внеклассной работы школьников советскими учителями истории и обществоведения, представленные в журнале «Преподавание истории в школе» в рубрике «О лучших учителях». Результаты. Материалы рубрики «О лучших учителях» в журнале «Преподавание истории в школе» (1956–1991 гг.) позволяют говорить, что распространение получили такие направления внеклассной деятельности школьников исторической и обществоведческой направленности, как экскурсии, кружки, музейная работа, школьные вечера, школьные клубы, устройство классного кабинета. В журнале дается развернутая характеристика перечисленных видов внеклассной работы. Менее популярными, вероятно, среди учительства при организации внеклассной работы были конкурсы, утренники, выставки, так как о них в журнале упоминается лишь эпизодически. В заключении сделан вывод о том, что публикации рубрики были направлены на формирование у читателей журнала образцов организации внеклассной работы, печатались с целью внедрениях их в педагогическую практику или для корректирования учителями-читателями собственной деятельности по организации внеклассной активности со школьниками. Выдвинуто предположение, что журнал способствовал формированию идентичности профессионального сообщества учителей истории и обществоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES FOR SCHOOLCHILDREN BY THE BEST SOVIET TEACHERS (BASED ON THE MATERIALS TAKEN FROM THE JOURNAL «TEACHING HISTORY IN SCHOOLS»)

The relevance of the study is due to the lack of special works devoted to the study of schoolchildren’s extracurricular activities organization by the best Soviet teachers based on the materials of the journal "Teaching History at School". The purpose of the article is to describe the practices of organizing of schoolchildren’s extracurricular work by Soviet teachers of history and social studies, presented in the journal "Teaching History at school" under the heading "About the best teachers". Results. The materials of the heading "About the best teachers" in the magazine "Teaching History at School" (1956-1991) allow us to say that such areas of extracurricular activities of students of historical and social science orientation as excursions, clubs, museum work, school evenings, school clubs, classroom arrangement have become widespread. The journal provides a detailed description of the listed types of extracurricular activities. Contests, matinees, and exhibitions were probably less popular among teachers when organizing extracurricular activities, since they are mentioned only sporadically in the magazine. It is concluded that the publications of the heading were aimed at creating models of the organization of extracurricular work among the readers of the magazine, in order to introduce the models into pedagogical practice or to correct their own activities in organizing extracurricular activities with schoolchildren by teachers-readers. It is suggested that the journal contributed to the formation of the identity of the history and social studies teachers’ professional community.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ЛУЧШИМИ СОВЕТСКИМИ УЧИТЕЛЯМИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ»)»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА EDUCATION AND CULTURE

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4. С. 123-132. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (4): 123-132.

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Научная статья УДК 373.3/.5:94+930.2

DOI 10.21510/18173292 2023 102 4 123 132

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ЛУЧШИМИ СОВЕТСКИМИ УЧИТЕЛЯМИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ»)

Юлия Викторовна Дружинина

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, druzok5111@yandex.ru, ORCID 0000-0003-2131-4466

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальных работ, посвященных изучению на основе материалов журнала «Преподавание истории в школе» вопроса об организации внеклассной деятельности школьников лучшими советскими учителями. Цель статьи - охарактеризовать практики организации внеклассной работы школьников советскими учителями истории и обществоведения, представленные в журнале «Преподавание истории в школе» в рубрике «О лучших учителях».

Результаты. Материалы рубрики «О лучших учителях» в журнале «Преподавание истории в школе» (1956-1991 гг.) позволяют говорить, что распространение получили такие направления внеклассной деятельности школьников исторической и обществоведческой направленности, как экскурсии, кружки, музейная работа, школьные вечера, школьные клубы, устройство классного кабинета. В журнале дается развернутая характеристика перечисленных видов внеклассной работы. Менее популярными, вероятно, среди учительства при организации внеклассной работы были конкурсы, утренники, выставки, так как о них в журнале упоминается лишь эпизодически.

В заключении сделан вывод о том, что публикации рубрики были направлены на формирование у читателей журнала образцов организации внеклассной работы, печатались с целью внедрениях их в педагогическую практику или для корректирования учителями-читателями собственной деятельности по организации внеклассной активности со школьниками. Выдвинуто предположение, что журнал способствовал формированию идентичности профессионального сообщества учителей истории и обществоведения.

Ключевые слова: внеклассная работа, советский учитель, история, обществоведение, экскурсия, кружок, музей

Для цитирования: Дружинина Ю.В. Организация внеклассной работы школьников лучшими советскими учителями (по материалам журнала «Преподавание истории в школе») // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №4(102). С. 123-132.

© Дружинина Ю.В, 2023

PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Original article.

ORGANIZATION OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES FOR SCHOOLCHILDREN BY THE BEST SOVIET TEACHERS (BASED ON THE MATERIALS TAKEN FROM THE JOURNAL «TEACHING HISTORY IN SCHOOLS»)

Julia V. Druzhinina

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, druzok5111@yandex.ru, ORCID 0000-0003-2131-4466

Abstract. The relevance of the study is due to the lack of special works devoted to the study of schoolchildren's extracurricular activities organization by the best Soviet teachers based on the materials of the journal "Teaching History at School". The purpose of the article is to describe the practices of organizing of schoolchildren's extracurricular work by Soviet teachers of history and social studies, presented in the journal "Teaching History at school" under the heading "About the best teachers".

Results. The materials of the heading "About the best teachers" in the magazine "Teaching History at School" (1956-1991) allow us to say that such areas of extracurricular activities of students of historical and social science orientation as excursions, clubs, museum work, school evenings, school clubs, classroom arrangement have become widespread. The journal provides a detailed description of the listed types of extracurricular activities. Contests, matinees, and exhibitions were probably less popular among teachers when organizing extracurricular activities, since they are mentioned only sporadically in the magazine.

It is concluded that the publications of the heading were aimed at creating models of the organization of extracurricular work among the readers of the magazine, in order to introduce the models into pedagogical practice or to correct their own activities in organizing extracurricular activities with schoolchildren by teachers-readers. It is suggested that the journal contributed to the formation of the identity of the history and social studies teachers' professional community.

Keywords: extra-curricular activities, Soviet teacher, history, social studies, excursion, school study group, museum

For citing: Druzhinina Yu.V. Organization of extracurricular work of schoolchildren by the best Soviet teachers (based on the materials of the journal "Teaching history at school") Pedagog-icheskij zhurnalBashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023. No.4(102): 123-132.

Введение. Указом Президента России 2023 г. объявлен Годом педагога и наставника. По этой причине актуализируется вопрос об обращении к опыту наших предшественников, которые демонстрировали эффективные практики обучения и воспитания для того, чтобы перенять из них наиболее результативный опыт, переосмыслить его, ориентируясь на современные реалии.

В процессе исследования были привлечены публикации, содержащиеся в профессиональном периодическом издании «Преподавание истории в школе», материалы которого были адресованы учителям истории и обществоведения / об-ществознания. Возобновление дореволюционного издания в советский период было направлено на непрерывное повышение уровня знаний советского учительства о передовых достижениях методики преподавания истории и обществоведе-

ния, исторической науки. Журнал задумывался, а впоследствии и стал, ареной обсуждения актуальных для системы исторического и обществоведческого школьного образования проблем, а также, возможно, средством формирования профессиональной идентичности учителя. В журнале были представлены практики организации внеклассной работы школьников учителями, названных редакцией журнала лучшими. Предположим, что приведенные примеры могли являться образцами для организации деятельности школьников по изучению истории и обществоведения в рамках внеклассной активности для других педагогов, особенно молодых.

В настоящее время существует множество работ, отражающих разные аспекты внеклассной работы школьников, организуемой учителями истории и обществоведения в советский период (V.S. Donovan [1], G.Z.F. Bereday, J. Pennar [2], Д. Асымова, Э. Болатхан [3], Е.Н. Беневаленская [4], Д.В. Кацюба [5], Е.М. Бердникова, И.З. Озерский, А.Н. Хмелев [6], С.В. Любичанковский [7], М.С. Ривкин [8], А.Ф. Родин, Ю.Е. Ефимов [9], А.Ф. Родин [10], О.Ю. Стелова, Е.Е. Вяземский [11] и т. д.). Однако вопрос о том, как организовывали эту деятельность учащихся лучшие советские педагоги, признанные таковыми профессиональным сообществом учителей истории и обществоведения, опыт которых тиражировался при помощи публикаций журнала «Преподавание истории в школе», нами не выявлено.

Цель статьи - охарактеризовать практики организации внеклассной работы школьников советскими учителями истории и обществоведения, представленные в журнале «Преподавание истории в школе» в рубрике «О лучших учителях».

В статье «лучшими учителями» называются педагоги, описанные в периодическом издании «Преподавание истории в школе» в рубрике «О лучших учителях». Формируемые образы лучших учителей в статьях этой рубрики могли стать образцами для подражания, способствовать формированию профессиональной идентичности советских школьных преподавателей истории и обществоведения, включали в себя набор мотивов, видов, форм и средств деятельности.

Отметим, что исследователи разграничивают понятия «внеклассная работа» и «внеурочная работа». О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский отмечают: «в педагогических словарях и энциклопедиях, в исследованиях ученых-педагогов 19201970-х гг. чаще всего встречается термин "внеклассная работа"» [11, с. 5]. В «Педагогической энциклопедии» советского периода присутствует понятие «внеклассная работа». В статье мы разделяем мнение авторов текста энциклопедической статьи о том, что внеклассная работа - «это составная часть учебно-воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга. Предоставляет широкие возможности для всестороннего развития учащихся и подготовки их к жизни. К внеклассной работе относятся разнообразные воспитательно-образовательные занятия с учащимися. Они организуются и проводятся во внеурочное время пионерской, комсомольской организациями и другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогического коллектива, особенно классных руководителей, воспитате-

лей и старших пионервожатых» [2, стб. 340]. Здесь же отмечено, что формой организации внеклассной работы является массовая работа, которая может быть представлена деятельностью школьных клубов, школьных вечеров, утренников, конкурсов, викторин, экскурсий, школьных выставок и школьных музеев, кружковой работой и т.д. Внеклассная работа, судя по материалам энциклопедии, могла носить и индивидуальный характер, при которой школьников вовлекали во внеклассное чтение, коллекционирование, самостоятельные занятия, подготовку докладов и т.д. [12, стб. 340]. В энциклопедии отмечалось, что внеклассная работа может выстраиваться только на добровольных началах, должна систематически организовываться, соответствовать уровню подготовки учащихся, носить массовый характер, быть разнообразной и увлекательной [12, стб. 341]. При проведении исследования учитывались вышеприведенные положения, которые не теряли своей актуальности в советский период и актуальны в настоящее время.

Материалы и методы исследования. При исследовании использовались методы контент-анализа, сравнения, обобщения и синтеза.

Результаты эмпирического исследования. В процессе исследования был осуществлен сплошной просмотр номеров журнала «Преподавание истории в школе» с 1934 г. (в этот год впервые вышел номер этого журнала) по последний номер 1991 г. Выявлено, что рубрика «О лучших учителях» была введена в 1956 г. (в шестом номере). Последняя публикация рубрики в советский период вышла в 1991 г. (в шестом номере). Заметим, что проследить какую-либо закономерность в очередности публикаций материалов рубрики в периодическом издании, не удалось. В рубрике журнала «О лучших учителях» представлена информация о 66 педагогах. Однако одна публикация в исследовании не учтена, так как в ней представлены сведения о заведующей кабинетом истории Воронежского института усовершенствования учителей - С.Е. Андреевой, профессиональная деятельность которой не предполагала активное взаимодействие со школьниками [13].

Одной из форм внеклассной работы, представленной в материалах публикаций рубрики «О лучших учителях», являлась экскурсионная деятельность. Анализ текстов показал, что при описании трудовой биографии девятнадцати учителей истории и обществоведения, встречается информация о том, что они являлись инициаторами экскурсий для школьников как в рамках уроков, так и внеклассной деятельности. Можно предположить, что и другие преподаватели в рамках внеклассной работы практиковали экскурсии, но авторы публикаций либо не знали об этом, либо не посчитали нужным отразить эти знания в тексте. Вопрос об экскурсионной деятельности педагогов настолько обширен, что заслуживает отдельного исследования. Выделим только основные моменты.

Экскурсии в рамках внеклассной работы организовывались учителями истории и обществоведения с разными целями. Экскурсии могли организовываться с краеведческими целями. Например, М.К. Кукульская (д. Ясная Поляна Тульской области) в летний период «ежегодно проводит с учащимися длительные экскурсии по достопримечательным местам Тульской области» [14, с. 49]. Г.А. Черственкова (г. Вичуги Ивановской области) тщательно готовится к экскур-

сионным походам «еще задолго до их проведения» [15, с. 89]. В качестве примера в статье приводится экскурсия, организованная преподавательницей «с учащимися 8 класса в Старую Вичугу, в бывшее имение графа Татищева, где дети осмотрели его дворец (теперь клуб), встретились со старой коммунисткой А.В. Моховой, рассказавшей много интересного о революционной борьбе трудящихся Старой Вичуги в прошлом» [15, с.89].

Практиковались экскурсии на производственные объекты, видимо, для знакомства учащихся с трудовой жизнью родного края, а также для профориента-ционной направленности. Так, С.Е. Амирханов (г. Алма-Аты, Казахская ССР) организовывал экскурсии школьников на Алма-Атинский каскад гидроэлектростанции. Это мероприятие поспособствовало тому, что «учащиеся воочию увидели наглядное свидетельство претворения в жизнь ленинских заветов, познакомились и побеседовали с работниками электростанций, увидели автоматизацию производства в действии» [16, с. 94].

Встречается практика, когда школьники сами были экскурсоводами. Примером может служить деятельность Н.А. Резвой (г. Гатчина Ленинградской области), которая участвовала в создании ленинского зала в школе. Впоследствии в этом зале вести экскурсию «могли только лучшие, наиболее достойные комсомольцы» [17, с. 109]. А.Т. Лукьяновым, учителем Ново-Чигольской средней школы Воронежской области, был создан сельский музей. Экскурсоводами в музее были учащиеся старших классов [18].

Проводились экскурсии, направленные на повышение общей культуры школьников. Так, уже ранее упомянутая учительница М.К. Кукульская, в летний период ездила на экскурсии со школьниками «в картинные галереи и музеи Москвы и Ленинграда» [14, с. 49].

Отдельные педагоги, судя по материалам периодического издания, демонстрировали высокий уровень профессионализма в организации экскурсий для школьнико. В связи с этим их практики тиражировались среди коллег. Так, экскурсионный опыт О.А. Саркисян был представлен ею на сессии научного совета по факультативным занятиям в средней школе в г. Ташкенте в 1976 г. в рамках доклада «Экскурсии как эффективная форма организации факультативных занятий» [19, с. 70].

Внеклассная работа, организуемая передовыми педагогами истории и обществоведения, представлена руководством кружков, что отмечено при характеристике двадцати двух педагогов.

Деятельность кружков была подчинена разным задачам. Организовывались школьные кружки краеведческой направленности, в рамках которых школьники собирали информацию о родном крае, земляках, изготавливали макеты, популяризировали исторические знания среди жителей селения, в котором они проживали. Так, Я.А. Самаркин (с. Кочкурово Кочкуровского района, Мордовия) руководил историко-краеведческим кружком, члены которого «проделали поисковую работу по созданию истории пионерской, комсомолькой и партийной органи-

зации села. Большой вклад внесли в организацию краеведческого музея школы» [20, с. 53].

Существовали кружки узкопрофильного характера. Например, Н. Якубжанов (с-ние Заркент Наманганской области Узбекской ССР) руководил школьным кружком «Человек и закон», «члены которого являются активными пропагандистами правовых знаний. Устраиваются вечера вопросов и ответов, на которые приглашаются работники областных и районных органов юстиции и внутренних дел, сельского Совета, руководители совхоза «Заркент», передовики производства» [21]. На страницах журнала отмечено, что Н.А. Ефимкина (Михайловский район Рязанской области) [22, с. 31], И.И. Мокшин (г. Кызыл, Тувинская автономная область) [23, с. 50] руководили хоровыми кружками.

Не менее популярными видами внеклассной работы, в которую включали учителя школьников, была музейная работа (упоминается при характеристике двадцати пяти педагогов). Учителя организовывали, руководили музеями разных уровней - внутришкольными (по истории школы, населенного пункта, посвященные мемориализации памяти о В.И. Ленине), местными, т. е. посвященные истории конкретного населенного пункта и доступные для посещения всем желающим. Учащиеся не только являлись пассивными посетителями таких музеев, но и активными участниками - проводили в них экскурсии, о чем уже говорилось ранее, собирали для них информацию, создавали макеты. Опыт отдельных преподавателей теражировался далеко за пределы школы, в другие регионы страны, за рубеж. Их работа поощрялась республиканскими и всесоюзными наградами. Например, И.А. Жукова (г. Новгород) создала краеведческий музей в школе, в котором силами учащихся было собрано множество экспонатов, рассказывающих о далеком прошлом древнего Новгорода. Работа по созданию музея учительницей была проделана так хорошо, что его стали посещать «экскурсанты и краеведы из других областей, сюда приходят письма от юных краеведов со всех концов страны, рассказывающие о ценных археологических находках, от друзей из Китая и стран народной демократии» [24, с. 31-32]. М.Д. Репелис (г. Валка, Латвийская ССР) в поиск материалов для музея привлекала «широкий актив учащихся начиная с IV класса. Собраны материалы о Великой Октябрьской социалистической революции, о борьбе трудящихся за установление Советской власти в Латвии, участии латышского народа в Великой Отечественной войне, о строительстве социализма и коммунизма в республике». Свой опыт учительница обобщила в брошюре «Проблемы марксистко-ленинской педагогики и школа Советской Латвии», опубликованной в г. Риге в 1969 г. [25].

Внеклассная работа организовывалась в формате школьных вечеров (встре-чатся при описании тринадцать педагогов). О школьных вечерах, проводимых лучшими учителями истории и обществоведения, сведения представлены в лаконичном формате. Приведем примеры. А.З. Алиев (Дагестан, г. Буйнакск) организовывал вечера встреч школьников «со старыми коммунистами и комсомольцами, участниками революционных событий и ветеранами гражданской и Великой Отечественной войн, со знатными людьми, передовиками производства, деятелями

науки и культуры» [26, с. 80]. Учитель А. Мамадалиев, преподававший в кишлаке Нурсух Ферганской области, проводил вечера, посвященные юбилейным историческим событиям и датам [27]. Предположительно, при организации подобных мероприятий школьники активно включались в организационную и содержательную стороны мероприятия. К подобным выводам подводит содержание текста, посвященного К. А. Мартыненко (г. Черногорск, Хакасская автономная область), в котором говорится о том, что ученики пришли к учительнице, чтобы посоветоваться, как лучше организовать и провести вечер в рамках ленинских дней [28]. Имеются и в других статьях, посвященных учительству, свидетельства о том, что при подготовке вечеров привлекались школьники.

Организация функционирования школьных клубов являлась одной из форм организации внеклассной работы школьников педагогами. Так, под руководством заслуженного учителя школы РСФСР В.С. Шувалова, проживавшего в пос. Мстера Владимировской области, работал клуб старшеклассников-международников [29, с. 93]. Под руководством П.С. Саидова (г. Исфары Таджикской ССР), «при активном участии пионерской и комсомольской организации в школе, создан "Клуб молодого атеиста"» [30, с.74]. Л.П. Папкова (г. Вязьма Смоленской области) руководила политическим клубом старшеклассников «Я и время» [31, с. 81]. Информация о руководстве учителями деятельностью клубов, выявлено в публикациях, посвящённых восьми педагогам.

При организации внеклассной работы со школьниками активно использовались, судя по материалам публикаций, посвященным деятельности учителей истории и обществоведения, возможности классного кабинета. При характеристике двадцати педагогов говорится о том, что они организовали, либо руководили кабинетом истории, обществоведения. При этом в большинстве случаев отмечалось, что благоустраивать кабинеты преподавателям помогали учащиеся. Примером, который практически идентичен тому, как описывают деятельность учителей в рубрике «О лучших учителях» по организации внеклассной работы со школьниками при работе с кабинетом, может быть активность М.П. Яровой (г. Киров), которая руководила кабинетом истории и обществоведения: «Фонд кабинета постоянно пополняется. С интересом, кропотливо учащиеся вместе с Майей Петровной изготавливают наглядные пособия, собирают материал...» [32].

В проанализированных статьях, посвященных лучшим учителям, эпизодическими являются упоминания об организации педагогами конкурсов (одно упоминание), утренников (выявлено при описании двух учителей), выставок (5 упоминаний). Информация о вышеназванных форматах внеклассной работы представлена в публикациях в виде констатации фактов, не раскрывается суть проводимых мероприятий.

В рамках внеклассной работы учителя, судя по имеющимся материалам, стремились «привить учащимся элементарные навыки исследовательской работы», предлагали школьникам темы докладов, сообщений, рефератов, которые они писали, выступали с ними на конференциях. Упоминается, что «школьники постоянные участники различных конкурсов», «ученики ежегодно успешно участ-

вуют в районных, областных и республиканских олимпиадах». При этом не отмечается, как шла подготовка учеников к конкурсам, как педагоги выстраивали вышеперечисленные формы внеклассной работы со школьниками.

В публикациях отмечается, что ученики любили своих преподавателей, охотно с ними занимались, некоторые из них стремились продолжить дело любимого преподавателя стать школьными учителями. Однако сегодня затруднительно разграничить, чему именно ученики были благодарны своим учителям - занятиям на уроках или внеклассным мероприятиям.

Отметим, что сложностей, с которыми могли столкнуться советские школьные учителя истории и обществоведения при организации внеклассной деятельности, в публикациях рубрики «О лучших учителях», не выявлено.

Заключение. Итак, активность по организации внеклассной деятельности школьников лучшими советскими учителями нашла широкое отражение в публикациях журнала «Преподавание истории в школе» в 1956-1991 гг. Материалы публикаций отражают те направления внеклассной работы исторической и обществоведческой направленности, организуемые советским учительством, которые предполагали широкое вовлечение учащихся - экскурсии, кружки, музейная работа, школьные вечера, школьные клубы, благоустройство кабинета истории и обществоведения. Вероятно, именно такие формы внеклассной деятельности способствовали воспитанию подрастающего поколения, были результативными для формирования предметных умений и знаний, личностных качеств учеников. Такие виды внеклассной работы, как конкурсы, утренники, выставки встречаются в журнале в ряде случаев и не раскрываются. В связи с этим нет возможности с ними ознакомиться.

В публикациях зафиксированно, что преподаватели учили школьников заниматься исследовательской деятельностью, предлагали учащимся задания по подготовке докладов, рефератов. В текстах встречается упоминание при описании нескольких учителей, что ребята, с которыми они занимались, принимали участие в олимпиадах, конкурсах. Однако из содержания текстов невозможно понять, учителя подготавливали детей к конкурсам и олимпиадам на уроках или целенаправленно делали это во внеклассной работе.

Описанные в журнале практики по организации внеклассной работы школьников лучшими советскими учителями предполагали наличие у преподавателей высокого уровня профессионального мастерства, широкий спектр положительных человеческих качеств, обширный культурный кругозор. Предположим, что описанные в журнале «Преподавание истории в школе» направления и примеры организации внеклассной работы школьников по истории и обществоведению избранных педагогов способствовали ознакомлению с ними учителей-читателей, они публиковались с целью внедрения их в педагогическую деятельность или для корректирования педагогами собственных практик организации внеклассной работы со школьниками. Следовательно, журнал способствовал формированию идентичности профессионального сообщества советских учителей истории и обществоведения.

Педагогический журнал Башкортостана. № 4 / 2023 Список источников

1. Donovan, V.S. «How Well Do You Know Your Krai?» The Kraevedenie Revival and Patriotic Politics in Late Khrushchev-Era Russia // Slavic Review. - 2015. - № 3, Vol. 74. - P. 464483.

2. The Politics of Soviet Education / Edited By G. Z. F. Bereday, J. Pennar. - New York: Frederick A. Praeger, Inc.1960. - Р. 217.

3. Асымова, Д., Болатхан, Э. 1917-1980 жж. Кецестш ^азакстан мектептершдеп та-рихты окыту эдютемесшщ калыптасуы жэне даму тэж1рибесшен // Хабаршы. Сериясы «Тарих жэне саяси-элеуметпк гылымдар». - 2020. - № 65, Т. 2. - Б. 545-549.

4. Беневаленская, Е.Н. Краеведческое движение школьников на Алтае во второй половине 1940-х - первой половине 1980-х годов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2019. - № 1(35). - С. 113-118.

5. Внеклассная работа по истории: краеведение: сб. статей / сост. Д.В. Кацюба. -Москва: Просвещение, 1975. - 192 с.

6. История СССР во внеклассной работе: сб. статей / сост. Е.М. Бердникова, И.З. Озерский, А.Н. Хмелев. - Москва: Просвещение, 1968. - 199 с.

7. Любичанковский, С.В. Эволюция места исторического краеведения в советской школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. - 2020. - № 1(5), Т. 2. - C. 64-70

8. Ривкин, М.С. Из опыта внеклассной краеведческой работы по истории / под ред. Е. И. Никаноровой; Акад. пед. наук РСФСР. Пед. чтения; Ленингр. ин-т педагогики. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 40 с.

9. Родин, А.Р., Ефимов, Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1974. - 136 с.

10. Родин, А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе: метод. пособие. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 128 с.

11. Стрелова, О.Ю., Вяземский, Е.Е. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие. - 2-е изд. - Москва: Русское слово - учебник, 2016. -72 с.

12. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. - Москва: Сов. энциклопедия, 1964-1968: в 4 т. [Т.] 1: А-Е. 1964. 832 стб.

13. Светлана Евгеньевна Андреева // Преподавание истории в школе. - 1987. - № 3. -

С. 73.

14. Мария Константиновна Кукульская // Преподавание истории в школе. - 1960. -№ 1. - С. 48-49.

15. Черственкова Галина Александровна // Преподавание истории в школе. - 1961. -№ 2. - С. 89-91.

16. Джумабаев, А. Амирханов Сираж Ермекович // Преподавание истории в школе. -1971. - № 1. - С. 94-95.

17. Никольский, Д. Народная учительница // Преподавание истории в школе. - 1969. -№ 6. - С. 108-110.

18. Шишикина, С. Заслуженный учитель школы РСФСР А.Т. Лукьянов // Преподавание истории в школе. - 1973. - № 5. - С. 68.

19. Управление кадров Министерства просвещения СССР Саркисян Октябрина Ако-повна // Преподавание истории в школе. - 1981. - № 4. - С. 70-71.

20. Дергачев, С.И. Самаркин Яков Александрович // Преподавание истории в школе. - 1985. - № 4. - С. 52-53.

21. Накибжан Якубжанов // Преподавание истории в школе. - 1984. - № 1. - С. 70.

22. Нина Андреевна Ефимкина // Преподавание истории в школе. - 1959. - № 6. - С.

23. Иван Игнатьевич Мокшин // Преподавание истории в школе. - 1960. - № 1. - С.

49-50.

24. Жукова Ирина Александровна // Преподавание истории в школе. - 1959. - № 6. -С. 31-33.

25. Буш, Л. Заслуженная учительница школы Латвии Мирза Давовна Репелис // Преподавание истории в школе. - 1971. - № 4. - С. 94-95.

26. Арсланбеков, Х. Заслуженный учитель школы РСФСР А. З. Алиев // Преподавание истории в школе. - 1970. - № 6. - С. 79-80.

27. Ремеев, Н.М. А. Мамадалиев // Преподавание истории в школе. - 1973. - № 5. - С.

69.

28. Кичук, А. Клара Арсеньевна Мартыненко // ПИШ. - 1968. - № 3. - С. 101.

29. Воронин, Ф.Е. Заслуженный учитель школы РСФСР Виктор Степанович Шувалов // Преподавание истории в школе. - 1971. - № 4. - С. 93-94.

30. Изатшоев, Г.И. Саидов Пулат Саидович // Преподавание истории в школе. -1974. - № 4. - С. 74-75.

31. Емельянова, Т.С. Лидия Петровна Папкова // Преподавание истории в школе. -1986. - № 1. - С. 81-82.

Майя Петровна Яровая // Преподавание истории в школе. - 1979. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Author read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 14.09.2023; одобрена после рецензирования 15.11.2023; принята к публикации 05.12.2023.

The article was submitted 14.09.2023; approved after reviewing 15.11.2023; accepted for publication 05.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.