Научная статья на тему 'Организация виртуального пространства как новый этап развития системы образования'

Организация виртуального пространства как новый этап развития системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРТАЛ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / ИНТЕРНЕТ/ИНТРАНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET / INTRANET-TECHNOLOGIES / VIRTUAL SPACE / CORPORATE PORTAL / REMOTE EDUCATION / CORPORATE INFORMATION SYSTEM / DESIGN OF INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарова А. В., Демченко С. А.

Статья посвящена рассмотрению важности организации платформы виртуального образования как неотъемлемой части развития современной образовательной системы. Авторы раскрывают суть, задачи, способы организации виртуального пространства вуза в рамках инфраструктуры информационных технологий, где особое внимание обращается на особенности взаимодействия внутри организованной информационной системы. На основе примера уже внедренной программы виртуального обучения сделаны выводы о целесообразности его применения в образовательной программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казарова А. В., Демченко С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of virtual space as the new stage of development of the education system

The article is devoted to consideration of importance of the platform organization of virtual education as to an integral part of development of modern educational system. The authors open an essence, tasks, and ways of the organization of virtual space of higher education institutions within infrastructure of information technologies where the special attention focuses on feature of interaction in the organized information system. On the basis of the example of already introduced program of virtual training conclusions are drawn on expediency of its application in an educational program.

Текст научной работы на тему «Организация виртуального пространства как новый этап развития системы образования»

№ 7 (37)АВГУСТ 2013

дискуссия t

журнал научных публикаций "

А. В. Казарова, ассистент, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, anna_kas@mail.ru С. А. Демченко, аспирант, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, shh-svetlana@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательный процесс, а особенно его качество и актуальность, принадлежит к одной из самых приоритетных сфер государственного развития. Для повышения привлекательности системы высшего профессионального образования важно своевременно проводить мониторинг существующих и используемых методик и методов, оценивать необходимость внесения изменений в образовательный процесс.

С развитием сети Интернет произошел ряд важных нововведений в системе российского образования. Широкое распространение получили не только официальные сайты вузов, позволяющие школьникам и абитуриентам заранее оценить свое будущее поступление и обучение, а также всевозможные порталы, студенческие форумы и сообщества, электронные библиотеки вузов, различные тематические веб-ресурсы. Отдельно стоит отметить огромный скачок в сфере дистанционного образования, которое с повсеместным распространением сети Интернет вышло на новый уровень.

Однако интернет-технологии могут стать не только основой дистанционного и поддержкой реального образования. Вуз представляет собой огромный механизм с отлаженными алгоритмами взаимодействия: образовательный процесс тесно переплетен с процессами обеспечения бухгал-

терского учета, учета персонала, договорными отношениями. В данном случае перспективно рассматривать интернет-технологии как средство консолидации внутривузов-ских локальных систем и создания корпоративной информационной системы, причем такой, которая обеспечивает не только совместную работу с данными сотрудников вуза, но и взаимодействие этих сотрудников между собой, с клиентами и партнерами. В вузе к компонентам такого взаимодействия, в частности, относятся:

♦ публикация в общедоступном электронном ресурсе объявлений, новостей и анонсов мероприятий;

♦ обмен электронными сообщениями между пользователями, централизованно или отдельным категориям;

♦ организация научных конференций, семинаров, в том числе проведение интернет-конференций и вебинаров;

♦ удаленное взаимодействие со студентами, включая предоставление в электронном виде учебно-методических материалов, on-line консультации, тестирование, информирование о расписании занятий;

♦ электронное взаимодействие с абитуриентами, включая информирование, консультирование, удаленную регистрацию заявлений абитуриентов.

Автоматизация взаимодействия подразделений является наиболее важной за-

4 ДИСКУССИЯ

^ журнал науч ных пубп ика ци й

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

дачей на пути создания комфортного для сотрудников и студентов процесса работы и обучения. В настоящий момент отсутствие данного взаимодействия обусловлено слабой обеспеченностью подразделений вузов как программными, так и техническими средствами.

В то же время не менее важным является взаимодействие с контрагентами, возникающее в процессе функционирования вуза. В данном направлении отсутствует вообще какой-либо автоматизированный подход. Стоит отметить, что, взаимодействуя с контрагентами, вуз выступает и как потребитель услуг сторонних организаций, и как поставщик различных образовательных услуг. Данные направления имеют ряд существенных различий, но, тем не менее, и ряд схожих проблем:

♦ отсутствие базы данных контрагентов;

♦ несогласованность действий подразделений в вопросах потребления услуг, в том числе «раздутая» бюрократическая процедура, порождающая несоблюдение сроков оплаты и предоставления отчетных документов (актов, счетов-фактур, товарных накладных и т.п.);

♦ отсутствие базы данных нормативных, а также отчетных документов;

♦ невозможность непосредственного электронного обмена документами между потребителем услуг и контрагентом.

Однако основной и определяющей функцией остается обеспечение образовательного процесса, как очного, заочного, так и дистанционного. Своевременное внедрение инновационных методов позволяет в разы улучшить качество образовательного процесса, создать более эффективное взаимодействие преподавателей и студентов. Одной из наиболее доступных и отве-

чающих всем вышеописанным требованиям технологией, на наш взгляд, является организация виртуального пространства.

Теперь коммуникация «учитель-ученик» может проходить не только при непосредственном присутствии, но и при помощи виртуального пространства, которое, в свою очередь, приобрело выраженную форму и наполнение.

Понятие «виртуального образования» подробно рассмотрено А. В. Хуторским в работе «Виртуальное образование и русский космизм», под которым следует понимать «процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные субъекты и объекты. Виртуальное пространство не может существовать без коммуникационного процесса между учителем и учени-ком»1.

Таким образом, виртуальное образование происходит в очном взаимодействии учителей, учеников и изучаемых объектов, которые его и создают. При помощи виртуального пространства абитуриенты, студенты, аспиранты и преподаватели имеют доступ к информационным материалам курса, а также возможность самостоятельно планировать и организовывать этапы обучения по той или иной теме, учебному блоку или курсу в целом.

Преподаватель имеет возможность в интерактивном режиме создавать тесты к занятиям, психологические тесты, опросные анкеты, контролировать ход их выполнения, а также контролировать посещение страниц сайта студентами: подготовка для преподавателя статистических материалов в виде графиков и таблиц (чат, посещения курса).

Виртуальное пространство

Ученик

Коммуникационная среда

Учитель

Рисунок 1. Коммуникационная среда виртуального пространства

№ 7 (37)АВГУСТ 2013

дискуссия t

журнал научных публикаций *

С точки зрения способа организации виртуального образовательного пространства, целесообразно или внедрять уже готовые продукты в существующую инфраструктуру информационных технологий вуза, либо разрабатывать единую систему с модулем дистанционного обучения. Для решения поставленной задачи оптимальной будет являться портальная технология. Корпоративный портал — это, в широком смысле, внешняя оболочка, основанная на WEB-технологии, позволяющая сотрудникам организации получать доступ к внутрикорпоративной базе данных, а также приложениям. Тем не менее, корпоративный портал гораздо легче разрабатывать и внедрять при наличии уже выстроенной корпоративной информационной системы, с четкой логикой и отработанным взаимодействием внутри системы. В таком случае корпоративный портал станет удобным инструментом коммуникации на всех уровнях служебной иерархии. Однако, учитывая состояние инфраструктуры информационных технологий большинства учебных заведений, находящихся в стадии «лоскутной автоматизации», следует отметить, что

портальная технология может стать основой построения корпоративной информационной системы и первым шагом на пути ее создания.

Примером успешного использования нового подхода к образовательному процессу может являться образовательная платформа Moodle, внедренная и используемая на базе СПбГЭУ (бывший СПбГУЭФ).

Данная образовательная платформа представляет собой пакет программ, разработанных для того, чтобы помочь преподавателям создавать качественные on-line курсы, а студенту иметь возможность непрерывного обучения. Сайт moodle.finec.ru является виртуальным пространством общения «учитель-ученик», где каждый пользователь может подписаться на курсы, отправить сообщения другим пользователям, за счет чего образовательная среда становится общедоступной, гибкой и эффективной. Также создана система ключевых событий или контрольных вех, где преподаватель заранее может отметить границы сдачи конкретных тем, данных студенту на самостоятельное изучение, или сроки выполнения зачетных работ.

t дискуссия

i журнал науч ных пубп ика ци й

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Вопрос о достоинствах и сложностях организации виртуальной образовательной среды неоднократно поднимался исследователями2, тем не менее, можно указать ряд неоспоримых плюсов:

♦ получение образования удаленно, жители отдаленных регионов могут получать образование высокого уровня, не меняя места жительства, не уезжая в другой город;

♦ гибкий график, студент может регулировать время занятий, совмещая обучение с работой и другими делами и экономя время на дорогу в учебное заведение;

♦ существование прямой связи «учитель-ученик», т. е. возможность общения с индивидуальным преподавателем или автором учебной программы;

♦ возможность просмотра наглядного материала, иллюстрации, схемы, диаграммы, презентации, on-line тесты, делая обучение интересным и понятным;

♦ ценовой показатель, обучение в виртуальном пространстве зачастую ниже по сравнению с традиционным образованием;

♦ несмотря на виртуальность, по завершению образовательного процесса выдается документ о прохождении обучения.

С другой стороны, нельзя не сказать и о минусах виртуального образования:

♦ выбор специальностей пока недостаточно обширен — большинство их них связаны с компьютерными технологиями или коммерцией, гуманитарные науки слабо представлены;

♦ в виртуальном обучении звуковая информация воспринимается хуже, т. к. происходит искажение звука;

♦ живое, осязаемое общение отсутствует.

Таким образом, организация виртуального пространства в вузах становится на сегодняшний день одним из важнейших новых этапов развития системы образования. И более того, введение в образовательный процесс виртуальной составляющей является неизбежным процессом модернизации образования.

Пересмотр инфраструктуры информационных технологий вуза, а также организация виртуального пространства в условиях сложности функционирования данной ор-

ганизации должны привести к следующим положительным эффектам:

♦ повышение качества организации учебного процесса за счет доступности информационных ресурсов, обеспечения нового уровня взаимодействия преподавателя и ученика (получение консультаций в режиме on-line, система промежуточного тестирования), а также за счет повышения контроля за качеством процесса обучения;

♦ повышение эффективности управления вузом за счет получения оперативной информации на всех уровнях организационной структуры, что позволяет быстро и своевременно принимать управленческие решения, а также за счет прозрачности процессов обучения не только для учащихся, но и для руководителей подразделений;

♦ снижение затрат на создание и управление процессами организации за счет уменьшения количества преподавательского состава с сохранением эффективности обучения, а также оперативности принятия управленческих решений за счет структурированной и открытой системы образовательного процесса;

♦ создание единого информационного пространства, обеспечивающего работу головного вуза и филиалов как единого целого.

Сложно переоценить положительное влияние инноваций в приоритетных для государственного развития областях, особенно в тех, где прямой экономический эффект не сразу очевиден. Однако повышение качества образовательного процесса, его оптимизация позволят не только сохранить базу всемирно известного российского образования, но и поднимут его на новый уровень.

0

1. Хуторской А. В. Виртуальное образование и русский космизм // EIDOS-LIST. - 1999. - Вып. 1-2 (5-6) [Электронный ресурс]. — URL: http://www. eidos.techno.ru/list/serv.htm (дата обращения 21.11.2012)

2. См.: Подласый И. П. Система принципов успешного обучения / Подласый И. П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.