№ 7 (37)АВГУСТ 2013
дискуссия t
журнал научных публикаций "
А. В. Казарова, ассистент, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, anna_kas@mail.ru С. А. Демченко, аспирант, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, shh-svetlana@yandex.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательный процесс, а особенно его качество и актуальность, принадлежит к одной из самых приоритетных сфер государственного развития. Для повышения привлекательности системы высшего профессионального образования важно своевременно проводить мониторинг существующих и используемых методик и методов, оценивать необходимость внесения изменений в образовательный процесс.
С развитием сети Интернет произошел ряд важных нововведений в системе российского образования. Широкое распространение получили не только официальные сайты вузов, позволяющие школьникам и абитуриентам заранее оценить свое будущее поступление и обучение, а также всевозможные порталы, студенческие форумы и сообщества, электронные библиотеки вузов, различные тематические веб-ресурсы. Отдельно стоит отметить огромный скачок в сфере дистанционного образования, которое с повсеместным распространением сети Интернет вышло на новый уровень.
Однако интернет-технологии могут стать не только основой дистанционного и поддержкой реального образования. Вуз представляет собой огромный механизм с отлаженными алгоритмами взаимодействия: образовательный процесс тесно переплетен с процессами обеспечения бухгал-
терского учета, учета персонала, договорными отношениями. В данном случае перспективно рассматривать интернет-технологии как средство консолидации внутривузов-ских локальных систем и создания корпоративной информационной системы, причем такой, которая обеспечивает не только совместную работу с данными сотрудников вуза, но и взаимодействие этих сотрудников между собой, с клиентами и партнерами. В вузе к компонентам такого взаимодействия, в частности, относятся:
♦ публикация в общедоступном электронном ресурсе объявлений, новостей и анонсов мероприятий;
♦ обмен электронными сообщениями между пользователями, централизованно или отдельным категориям;
♦ организация научных конференций, семинаров, в том числе проведение интернет-конференций и вебинаров;
♦ удаленное взаимодействие со студентами, включая предоставление в электронном виде учебно-методических материалов, on-line консультации, тестирование, информирование о расписании занятий;
♦ электронное взаимодействие с абитуриентами, включая информирование, консультирование, удаленную регистрацию заявлений абитуриентов.
Автоматизация взаимодействия подразделений является наиболее важной за-
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
дачей на пути создания комфортного для сотрудников и студентов процесса работы и обучения. В настоящий момент отсутствие данного взаимодействия обусловлено слабой обеспеченностью подразделений вузов как программными, так и техническими средствами.
В то же время не менее важным является взаимодействие с контрагентами, возникающее в процессе функционирования вуза. В данном направлении отсутствует вообще какой-либо автоматизированный подход. Стоит отметить, что, взаимодействуя с контрагентами, вуз выступает и как потребитель услуг сторонних организаций, и как поставщик различных образовательных услуг. Данные направления имеют ряд существенных различий, но, тем не менее, и ряд схожих проблем:
♦ отсутствие базы данных контрагентов;
♦ несогласованность действий подразделений в вопросах потребления услуг, в том числе «раздутая» бюрократическая процедура, порождающая несоблюдение сроков оплаты и предоставления отчетных документов (актов, счетов-фактур, товарных накладных и т.п.);
♦ отсутствие базы данных нормативных, а также отчетных документов;
♦ невозможность непосредственного электронного обмена документами между потребителем услуг и контрагентом.
Однако основной и определяющей функцией остается обеспечение образовательного процесса, как очного, заочного, так и дистанционного. Своевременное внедрение инновационных методов позволяет в разы улучшить качество образовательного процесса, создать более эффективное взаимодействие преподавателей и студентов. Одной из наиболее доступных и отве-
чающих всем вышеописанным требованиям технологией, на наш взгляд, является организация виртуального пространства.
Теперь коммуникация «учитель-ученик» может проходить не только при непосредственном присутствии, но и при помощи виртуального пространства, которое, в свою очередь, приобрело выраженную форму и наполнение.
Понятие «виртуального образования» подробно рассмотрено А. В. Хуторским в работе «Виртуальное образование и русский космизм», под которым следует понимать «процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные субъекты и объекты. Виртуальное пространство не может существовать без коммуникационного процесса между учителем и учени-ком»1.
Таким образом, виртуальное образование происходит в очном взаимодействии учителей, учеников и изучаемых объектов, которые его и создают. При помощи виртуального пространства абитуриенты, студенты, аспиранты и преподаватели имеют доступ к информационным материалам курса, а также возможность самостоятельно планировать и организовывать этапы обучения по той или иной теме, учебному блоку или курсу в целом.
Преподаватель имеет возможность в интерактивном режиме создавать тесты к занятиям, психологические тесты, опросные анкеты, контролировать ход их выполнения, а также контролировать посещение страниц сайта студентами: подготовка для преподавателя статистических материалов в виде графиков и таблиц (чат, посещения курса).
Виртуальное пространство
Ученик
Коммуникационная среда
Учитель
Рисунок 1. Коммуникационная среда виртуального пространства
№ 7 (37)АВГУСТ 2013
дискуссия t
журнал научных публикаций *
С точки зрения способа организации виртуального образовательного пространства, целесообразно или внедрять уже готовые продукты в существующую инфраструктуру информационных технологий вуза, либо разрабатывать единую систему с модулем дистанционного обучения. Для решения поставленной задачи оптимальной будет являться портальная технология. Корпоративный портал — это, в широком смысле, внешняя оболочка, основанная на WEB-технологии, позволяющая сотрудникам организации получать доступ к внутрикорпоративной базе данных, а также приложениям. Тем не менее, корпоративный портал гораздо легче разрабатывать и внедрять при наличии уже выстроенной корпоративной информационной системы, с четкой логикой и отработанным взаимодействием внутри системы. В таком случае корпоративный портал станет удобным инструментом коммуникации на всех уровнях служебной иерархии. Однако, учитывая состояние инфраструктуры информационных технологий большинства учебных заведений, находящихся в стадии «лоскутной автоматизации», следует отметить, что
портальная технология может стать основой построения корпоративной информационной системы и первым шагом на пути ее создания.
Примером успешного использования нового подхода к образовательному процессу может являться образовательная платформа Moodle, внедренная и используемая на базе СПбГЭУ (бывший СПбГУЭФ).
Данная образовательная платформа представляет собой пакет программ, разработанных для того, чтобы помочь преподавателям создавать качественные on-line курсы, а студенту иметь возможность непрерывного обучения. Сайт moodle.finec.ru является виртуальным пространством общения «учитель-ученик», где каждый пользователь может подписаться на курсы, отправить сообщения другим пользователям, за счет чего образовательная среда становится общедоступной, гибкой и эффективной. Также создана система ключевых событий или контрольных вех, где преподаватель заранее может отметить границы сдачи конкретных тем, данных студенту на самостоятельное изучение, или сроки выполнения зачетных работ.
t дискуссия
i журнал науч ных пубп ика ци й
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Вопрос о достоинствах и сложностях организации виртуальной образовательной среды неоднократно поднимался исследователями2, тем не менее, можно указать ряд неоспоримых плюсов:
♦ получение образования удаленно, жители отдаленных регионов могут получать образование высокого уровня, не меняя места жительства, не уезжая в другой город;
♦ гибкий график, студент может регулировать время занятий, совмещая обучение с работой и другими делами и экономя время на дорогу в учебное заведение;
♦ существование прямой связи «учитель-ученик», т. е. возможность общения с индивидуальным преподавателем или автором учебной программы;
♦ возможность просмотра наглядного материала, иллюстрации, схемы, диаграммы, презентации, on-line тесты, делая обучение интересным и понятным;
♦ ценовой показатель, обучение в виртуальном пространстве зачастую ниже по сравнению с традиционным образованием;
♦ несмотря на виртуальность, по завершению образовательного процесса выдается документ о прохождении обучения.
С другой стороны, нельзя не сказать и о минусах виртуального образования:
♦ выбор специальностей пока недостаточно обширен — большинство их них связаны с компьютерными технологиями или коммерцией, гуманитарные науки слабо представлены;
♦ в виртуальном обучении звуковая информация воспринимается хуже, т. к. происходит искажение звука;
♦ живое, осязаемое общение отсутствует.
Таким образом, организация виртуального пространства в вузах становится на сегодняшний день одним из важнейших новых этапов развития системы образования. И более того, введение в образовательный процесс виртуальной составляющей является неизбежным процессом модернизации образования.
Пересмотр инфраструктуры информационных технологий вуза, а также организация виртуального пространства в условиях сложности функционирования данной ор-
ганизации должны привести к следующим положительным эффектам:
♦ повышение качества организации учебного процесса за счет доступности информационных ресурсов, обеспечения нового уровня взаимодействия преподавателя и ученика (получение консультаций в режиме on-line, система промежуточного тестирования), а также за счет повышения контроля за качеством процесса обучения;
♦ повышение эффективности управления вузом за счет получения оперативной информации на всех уровнях организационной структуры, что позволяет быстро и своевременно принимать управленческие решения, а также за счет прозрачности процессов обучения не только для учащихся, но и для руководителей подразделений;
♦ снижение затрат на создание и управление процессами организации за счет уменьшения количества преподавательского состава с сохранением эффективности обучения, а также оперативности принятия управленческих решений за счет структурированной и открытой системы образовательного процесса;
♦ создание единого информационного пространства, обеспечивающего работу головного вуза и филиалов как единого целого.
Сложно переоценить положительное влияние инноваций в приоритетных для государственного развития областях, особенно в тех, где прямой экономический эффект не сразу очевиден. Однако повышение качества образовательного процесса, его оптимизация позволят не только сохранить базу всемирно известного российского образования, но и поднимут его на новый уровень.
0
1. Хуторской А. В. Виртуальное образование и русский космизм // EIDOS-LIST. - 1999. - Вып. 1-2 (5-6) [Электронный ресурс]. — URL: http://www. eidos.techno.ru/list/serv.htm (дата обращения 21.11.2012)
2. См.: Подласый И. П. Система принципов успешного обучения / Подласый И. П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2000.