Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГИКЕ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС И ВВЕДЕНИЯ ФОП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГИКЕ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС И ВВЕДЕНИЯ ФОП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная математическая грамотность / естественнонаучная грамотность / рабочая программа / базовый и углубленный уровень / обучение / формирование / средства

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полуянова Людмила Егоровна, Бабкина Анна Геннадьевна, Мокрушина Олеся Геннадьевна, Рева Дарья Андреевна

Рассматриваются вопросы, связанные с обновлением содержания и методик преподавания учебных курсов предметных областей «Математика и информатика», «Естественнонаучные предметы», «Филология», «Общественные науки» в свете реализации обновленного ФГОС ООО. Представлены особенности подходов к реализации углубленного изучения в МАОУ СОШ «Петролеум +», разработке рабочих программ внеурочных курсов для углубленного изучения отдельных предметов. Как средство обновления содержания и методик при реализации программ отдельных предметов рассматривается диверсификация системы углубленного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полуянова Людмила Егоровна, Бабкина Анна Геннадьевна, Мокрушина Олеся Геннадьевна, Рева Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГИКЕ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС И ВВЕДЕНИЯ ФОП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Л.Е. Полуянова, А.Г. Бабкина, О.М. Мокрушина, Д.А. Рева

Организация углубленного изучения отдельных предметов на уровне основного общего образования в логике обновленных ФГОС и введения ФОП (из опыта работы)

Рассматриваются вопросы, связанные с обновлением содержания и методик преподавания учебных курсов предметных областей «Математика и информатика», «Естественнонаучные предметы», «Филология», «Общественные науки» в свете реализации обновленного ФГОС ООО. Представлены особенности подходов к реализации углубленного изучения в МАОУ СОШ «Петролеум +», разработке рабочих программ внеурочных курсов для углубленного изучения отдельных предметов. Как средство обновления содержания и методик при реализации программ отдельных предметов рассматривается диверсификация системы углубленного обучения. Ключевые слова: функциональная математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, рабочая программа, базовый и углубленный уровень, обучение, формирование, средства.

Школа «Петролеум +» имеет опыт организации углубленного обучения по отдельным предметам с 1961 г. В течение нескольких десятилетий неоднократно менялись подходы к организации и реализации программ углубленного обучения: классы и группы углубленного изучения формировались на основе как внутришкольной, так и внутрикласс-ной дифференциации; программы углубленного изучения отдельных предметов реализо-вывались и с 8 класса, и с 5 класса, для запуска программ углубленного обучения по химии с 7 класса осуществлялась пропедевтика данного предмета. Эти подходы долгое время обеспечивали качество обученности, соответствующее статусу школы.

В 2021 г. в связи с необходимостью реализации обновленного федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в котором выдвинуты требования к результатам обучения по каждому школьному предмету, возникла необходимость внести изменения в существующую модель углубленного обучения. Ключевыми для введения изменений стали такие проблемы, как:

- отсутствие значимой разницы между результатами базовых и углубленных групп;

- снижение количества поступающих в группы углубления;

- отсутствие методического обеспечения по ряду предметов, недостаточное количество профильных внеурочных курсов;

- наличие «окон» в расписании обучающихся.

В процессе разработки новой модели команде педагогов предстояло решить следующие задачи:

- выстраивание преемственности между основной и старшей школой, минимизация содержания без потери качества и результатов, принцип реалистичности;

- обеспечение возможности расширения программы до уровня не ниже традиционного углубленного обучения за счет ведения внеурочных предметных курсов;

- согласование и выстраивание преемственности с базовой программой по предметным и метапредметным результатам;

- учет перспективы разработки программ в старшей школе.

В результате работы команды педагогов, осуществляющих углубленное обучение, появилась новая модель организации углубленного изучения отдельных предметов, которая была апробирована в МАОУ СОШ «Петролеум+» в 2022-2023 учебном году для учащихся 8 классов. В апробации модели приняли участие 62 % обучающихся 8-й параллели (122 человека).

Новая модель углубленного обучения, как и традиционная, рассчитана на обучающихся, которые проявляют способности и интерес к предмету, планируют в дальнейшей жизни работать в той ли иной области. Основной инновационной организационной особенностью модели является обучение в группах

смешанного состава в определенный учебный день (по субботам) по расписанию, сформированному для каждой группы.

Принципиальное отличие новой модели заключается в подходе к реализации программ углубления: уровень выше базового было предложено осваивать через внеурочные предметные курсы. Программы предметных курсов внеурочной деятельности разработаны таким образом, что их реализация позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС и результатов освоения программ основного общего образования. Углубленный уровень предметного содержания обеспечивает обучающимся возможность проявить интеллектуальные и творческие способности, создает условия для реализации их индивидуальных образовательных потребностей как в удовлетворении различных интересов, так и в определении перспектив профессионального самоопределения.

Содержательными особенностями программы являются, во-первых, создание новых внеурочных курсов, например, «Литература. Личность», «История. Личность», «В мире искусства», «Биохимия», модульный курс по математике, параллельный традиционным курсам «Алгебра» и «Геометрия», во-вторых, распределение требований к предметной подготовке выпускника основной школы на основе нового понимания базового и углубленного уровней изучения.

Новые программы внеурочных курсов ориентированы на углубленное изучение математики, физики, литературы, химии, обще-ствознания с 8 класса. Появляется новое понятие «массовое углубление» - например, изучение предмета «математика» охватывает два уровня: математика для прикладного применения в профессии, не связанной с математикой, и творческая математика (теоретическая и прикладная). Этот подход соответствует определенным в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» уровням изучения математики. Программа строится по принципу модульного дополнения действующих учебников и естественным образом примыкает к курсу, углубляет и расширяет его. Различие в подготовке выпускников, освоивших базовую программу

и углубленную, заложено стандартом в формулировках «оперировать понятием» и «свободно оперировать понятием», отражающих содержание действий и задающих практический и теоретический уровни освоения соответственно. Кроме этого, различие обеспечивается дополнительными элементами содержания (например, делимость чисел), акцентами в изучении (например, выделение темы «Задания с параметром»), усложнением и интеллектуализацией видов деятельности (например, больше задач исследовательского характера). При организации учебного процесса для повышения эффективности предлагаются формы работы «обратной связи», например, занятия-практикумы, когда ученик сначала решает задания, а затем проверяет решения аналогичного характера, выполненные другим учащимся, и объясняет моменты, в которых были допущены ошибки. Это позволяет выявить трудности и причины их возникновения.

При контроле знаний учащихся применяются элементы технологии критериального оценивания. Такой подход минимизирует влияние на оценку личных отношений между педагогом и учеником. Есть и другие преимущества:

- учитель получает конкретные ориентиры для планирования и коррекции процесса обучения, а также оценки его результатов;

- ученики лучше понимают учебные цели и задачи, а кроме того, способы достижения этих целей;

- благодаря самооцениванию и взаимооцениванию ученики получают возможность участвовать в процессе;

- родители могут отслеживать результаты обучения ребенка;

- прозрачная система критериев снимает вопросы родителей к объективности отметки [3].

Кроме того, критериальный подход способствует развитию у школьников критического мышления и формированию объективной самооценки. Зная и понимая критерии оценивания, они могут анализировать собственный результат, выделять свои сильные стороны и зоны роста.

Обучение гуманитарным предметам на углубленном уровне было построено на основе модульной интеграции предметов. Такое конструирование содержания программы позволяет изучать предметы параллельно и синхронно на основе согласования разделов и тем программ, что способствует формированию у школьника целостного и системного понимания роли личности в мире. Актуальность программы заключается в том, что межпредметный курс «Личность» способствует расширению знаний учащихся о роли личности в истории, литературе, культуре и мире, развитию склонностей, способностей

Основные принципы работы в группах углубленного изучения - тщательность, прак-тикоориентированность и самостоятельность. В программу включаются некоторые ключевые темы, которые, разумеется, не

и интересов социального и профессионального самоопределения обучающихся. Курс выполняет функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Курсы гуманитарного направления предполагают проведение музейных уроков и экскурсий (в течение года группа посетила исторический парк «Россия - моя история», Пермский краеведческий музей, Пермскую художественную галерею, организованы экскурсии в г. Осу и с. Ильинское Пермского края). Предметы связаны между собой и проведением совместных образовательных событий, посвященных личности Петра I, А.С. Пушкина.

охватывают все предметное содержание. Кроме обычных школьных тем встречаются темы повышенного и высокого уровня сложности. Выбор тем зависит и от преподавателей, от их способности с глубоким интересом

РАЗДЕЛ 4. Петр Первый и его современники

История Литература Английский язык МХК

1. «Птенцы гнезда Петрова». 1. Образ Петра Первого в одах Сумарокова, Ломоносова, Державина. 1. Путешествие Петра Первого в Англию. 2. Выполнение лексико-грамматических упражнений. 1. Петр I: биография императора в портретах. Прижизненные и посмертные портреты Петра Великого.

2. Россия - европейская держава. 2. Образ Петра I в поэмах А.С. Пушкина «Полтава», «Медный всадник». 3. Выполнение лексико-грамматических упражнений. 4. Обобщение материала. 2. Культура России в эпоху Петра Первого. Фильм «Петр I. Последний царь и первый император».

3. Историко-литературная викторина. 3. Историко-литературная викторина. 5. Контрольная работа. 6. Историко-литературная викторина. 3. Историко-литературная викторина.

4. Экскурсия в музей «Россия - моя история». 4. Экскурсия в музей «Россия - моя история». 7-8. Экскурсия в музей «Россия - моя история». 4. Экскурсия в музей «Россия - моя история».

относиться к теме и к работе обучающихся в ней.

Тщательность означает, что тема проходится не временно («В 10 классе вас этому обучат как следует»), а окончательно (что не исключает последующего возврата к теме на новом уровне). Потеря тщательности ведет к потере интереса. Ученик, который несколько раз что-то недопонял, теряет интерес к учению. Наоборот, тщательность позволяет находить в обычных вещах все новый интерес. Основная роль учителя не в том, чтобы рассказывать и объяснять, а в том, чтобы тщательно проверять, разбираться в любых ошибках, сохраняя искренний интерес ко всем успехам ученика. Этот интерес и является основным стимулом, который имеется в руках учителя.

Практикоориентированность является отличительной особенностью обновленных стандартов. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни. Кроме того, ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, ме-тапредметных и универсальных способов деятельности. Функциональная грамотность -это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Самостоятельность означает, что значительная часть теоретического материала изучается обучающимися самостоятельно: они сами доказывают или опровергают большинство предлагаемых заданий, задач, теорем. Такой подход позволяет увеличить количество практико-ориентированных задач.

Учебный план каждой группы углубленного изучения включает в себя курс «Проект: от замысла до реализации». Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию мыслительных навыков, расширяет кругозор, вызывает и поддерживает интерес к предмету.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Организовано педагогическое сопровождение индивидуального проекта с учетом специфики профиля группы, а также образовательных интересов обучающихся.

Несмотря на то что ФГОС уже давно направлен на установление субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, ученики по-прежнему продолжают ждать со стороны учителя большего вмешательства в проектную деятельность [1]. Это проявляется с самого начала работы над проектом. На основании опыта авторов и коллег складываются следующие стратегии:

1) ученик ожидает получить от учителя готовую тему для разработки;

2) ученик формулирует «непроектную» тему реферативного характера;

3) ученик формулирует тему проекта самостоятельно, опираясь на свой исследовательский опыт.

И первый, и второй случай свидетельствует о непонимании обучающимся сути проектной деятельности. Ему требуется значительная корректировка со стороны учителя [2]. В качестве решения указанной проблемы, а также для создания единого подхода и общего алгоритма педагогического сопровождения индивидуального проекта, включающего вычленение проблемы и формулирование темы проекта, постановку целей и задач, сбор информации/исследование/разработка образца, подготовку и защиту проекта, анализ результатов выполнения проекта, оценку качества выполнения, команда педагогов СОШ «Петролеум+» проводит проектную сессию -погружение в деятельность по генерации идей, освоению алгоритмов проведения и представления результатов проектной и исследовательской деятельности. Результатом проектной сессии 2022-2023 учебного года

стали положительные отзывы обучающихся, свидетельствующие об эффективности выбранной формы работы. Дальнейшая работа учителя (тьютора) заключается в координировании проектов обучающихся. В данном случае под результатом проектной работы стоит понимать не «продукт», к которому по окончании проекта придет обучающийся, а те компетенции, которые он должен освоить и максимально отработать [2].

Аттестацией на курсе «Проект» является процедура публичной защиты индивидуального проекта. Для погружения обучающихся в конкурентную исследовательскую среду публичная защита была интегрирована в школьный этап городской научно-практической конференции «Клуб юных исследователей» (г. Пермь) в качестве отборочного этапа. На этом этапе конференции свой проект защищают 100 % обучающихся групп углубления. Проектные работы оцениваются по критериям заочного тура конференции, в числе которых: актуальность, владение научным аппаратом, оригинальность (антиплагиат), анализ полученных результатов и т. д. По итогам конференции (рейтинга) выставляются оценки, а обучающиеся, чьи работы были признаны лучшими, получают возможность выступить на городском уровне конференции «КЮИ». Выступление на научно-практических конференциях позволяет представить результаты своей работы в форме письменных отчетных материалов, готового проектного продукта, устного выступления и электронной презентации; публично обсудить результаты деятельности со школьниками, педагогами, специалистами-экспертами, организациями-партнерами; получить квалифицированную оценку результатов своей деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

По итогам реализации новой модели углубленного изучения отдельных предметов мы можем сделать предварительные выводы.

1. Модель обеспечивает разницу в образовательных результатах: результаты промежуточной итоговой аттестации на параллели 8 классов показали, что средний балл учащихся из групп углубления выше в среднем на 0,6 по сравнению с теми, кто не занимался в этих группах.

2. Модель способствует самоопределению обучающихся: 10 % участников модели в течение года меняли свою образовательную траекторию, что позволило сделать итоговый выбор более осознанным, а участие -более мотивированным.

3. Модель обеспечивает преемственность уровней образования: для прохождения промежуточной аттестации 100 % обучающихся выбрали экзамен в соответствии с выбранным профилем.

4. Модель обеспечивает достижение заявленных результатов новых образовательных результатов, в частности функциональной грамотности, посредством включения в ее содержание курса «Проект: от замысла до реализации».

Для оценки эффективности модели мы планируем в 2023-2024 учебном году продолжить ее реализацию в параллелях 8-9 классов. Образовательные результаты выпускников и результаты внутреннего аудита станут основой для принятия решения о введении данной модели как эффективной для обеспечения результатов углубленного изучения отдельных предметов в условиях реализации обновленных ФГОС.

1. Брагина Т.М., Косанова А.Ю. Сравнительный анализ мини-проектной деятельности учащихся общеобразовательных школ и школ инновационного образования // 3i: Intellect, Idea, Innovation - интеллект, идея, инновация. - 2021. - № 3. - С. 30-37.

2. Ибрагимов М.И., Михеев М.В., Хабибуллина И.И. Проектная деятельность в школе // Казанский вестник молодых ученых. - 2022. - № 3. - С. 23-28.

3. Формирующее оценивание в практике педагога // КонтурШкола. - 28.04.2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://school.kontur.ru/publications/2525#1 (дата обращения: 12.09.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.