Научная статья на тему 'Организация учебной практики у студентов лечебного факультета на кафедре сестринского дела'

Организация учебной практики у студентов лечебного факультета на кафедре сестринского дела Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
423
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лазарева Л.А., Коннова Т.В., Беликова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебной практики у студентов лечебного факультета на кафедре сестринского дела»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Л.А. Лазарева

к.м.н., доцент кафедры сестринского дела

Т.В. Коннова

к.м.н., доцент кафедры сестринского дела

О.В. Беликова ассистент кафедры сестринского дела Самарского государственного медицинского университета

г. Самара, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ У СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА

КАФЕДРЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Аннотация

В Федеральных государственных образовательных стандартах 3 поколения предусмотрен переход к практико-ориентированному образованию, который сочетает фундаментальное традиционное образование, ориентированное на приобретение знаний и профессионально-прикладную подготовку. Данным условиям удовлетворяет учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» у студентов 1курса лечебного факультета. В статье рассматривается организационно-методическое руководство практикой, осуществляемое кафедрой сестринского дела СамГМУ.

Ключевые слова

Учебная практика, общекультурные и профессиональные компетенции, студенты лечебного

факультета, дневник практики.

В структуре подготовки специалиста по направлению 060101 - лечебное дело учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» входит в цикл «Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В соответствии с Ф3-№273 (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» под практикой понимается вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Знание особенностей работы среднего и младшего медицинского персонала является для студентов медицинских вузов необходимым условием для успешной дальнейшей врачебной деятельности[1, с.41].

Учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» преподается студентам I курса лечебного факультета на кафедре сестринского дела Самарского государственного медицинского университета (зав.кафедрой, профессор С.И.Двойников). Цель практики состоит в овладении знаниями, освоении и отработке практических навыков по уходу за больными. Задачами учебной практики являются: изучение организации ухода за больными терапевтического и хирургического профиля в учреждениях здравоохранения и в домашних условиях; обучение студентов правилам оказания пациентам первой помощи при возникновении неотложных состояний; приобретение обучающимися знаний об организации лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима работы ЛПО; воспитание у студентов принципов медицинской этики и деонтологии.

Учебная практика направлена на формирование у студентов следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

~ от ~

• способность и готовность анализировать социально - значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, медико-биологических, естественнонаучных и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности ОК-1 (2,3);

• способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

• способность и готовность применять методики асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских учреждений, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);

• способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25);

• способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29).

В соответствии с программой учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» общая трудоемкость практики составляет 6 зачетных единиц. На практические работы отводится 144 часа. Занятие состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть занятия включает контроль исходного и конечного уровня знаний. Входной контроль знаний проводится в виде решения тестовых заданий, терминологического диктанта, устного опроса на проблемные вопросы темы. В целях активизации деятельности обучающихся для контроля конечного уровня знаний предлагаются ситуационные задачи. Выполнение заданий, представленных в составе задач, направлено на развитие умений приводить доказательства, строить умозаключение.

В ходе практической части занятия студенты на фантомах и муляжах проводят санитарную обработку больного, смену постельного и нательного белья, туалет полости рта, ушей, носа, подмывание больного, уход за кожей, антропометрию, кормление больных, обрабатывают пролежни, закапывают капли, измеряют температуру тела, выполняют внутрикожные, подкожные, внутримышечные и внутривенные инъекции, непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких и др.

На занятиях реализуется важнейшей принцип современного обучения: успешное применение теоретических знаний, полученных в процессе обучения, в практической деятельности[2, с.191]. Занятия включают как обучение в аудиториях кафедры сестринского дела, закладывающие основы знаний, так и приобретение практических умений и навыков в отделениях медицинских организаций г.о. Самара: Клиники СамГМУ, ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д.Середавина», ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №1 им.Н.И.Пирогова», ГБУЗ СО «Самарская медико-санитарная часть №5 Кировского района».Такая форма проведения учебной практики осуществляется в течение осеннего семестра учебного года.

Во время прохождения учебной практики в отделениях лечебно-профилактических организаций студенты осуществляют наблюдение и уход за больными с острыми и хроническими терапевтическими и хирургическими заболеваниями. Проводят санитарную обработку больных, дезинфекцию помещений, участвуют в раздаче больным горячей пищи, помогают младшему медицинскому персоналу, а также обучающиеся совершенствуют коммуникативные навыки межличностных отношений с пациентом, его окружением, медицинскими работниками.

Вся работа студента ежедневно фиксируется в дневнике. В первый день работы в отделении терапевтического и хирургического профиля в дневнике студент дает краткую характеристику соответствующего отделения (профиль, количество коек, палат, сестринских постов, диагностических кабинетов), проставляется отметка о прохождении инструктажа по технике безопасности. Далее следует описание дня учебной практики с перечислением всего объема выполненной работы. В конце каждого дня дневник со всеми замечаниями и предложениями подписывается руководителем практики от

медицинской организации. Наличие у студента дневника обеспечивает эффективный контроль степени усвоения предусмотренных программой практики манипуляций. По результатам практики студент составляет сводную таблицу, содержащую количественный отчет о выполненной за время учебной практики работе. В учетном документе практики отводится место для характеристики студента, которую составляет менеджер низового звена лечебного отделения и заверяет печатью.

Зачет с оценкой по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» является обязательным условием выполнения учебного плана по специальности 060101-лечебное дело. Аттестация по итогам практики проводится на основании дневника и ответов на вопросы экзаменационного билета. Итоги учебной практики заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.

Учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» служит основой для последующих производственных практик у студентов лечебного факультета: после 1 курса -«Помощник младшего медицинского персонала», после 2 курса - «Помощник палатной медицинской сестры», после 3 курса - «Помощник процедурной медицинской сестры».

Список использованной литературы:

1. Михеева, Н.М. Учебная практика студентов медицинского вуза - новый стандарт овладения профессиональными компетенциями /Н.М.Михеева, Ю.Ф.Лобанов, Е.Б.Беседина, И.В.Иванов // Успехи современного естествознания. - 2012. - №7. - С.41-45.

2. Павловская, З.А.Возможности и опыт преподавания «Актуальных вопросов урологии» на циклах тематического усовершенствования /З.А.Павловская, Ф.П.Капсаргин, Е.А.Алексеева// Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика: материалы конф. /гл. ред. С.Ю.Никулина. - Красноярск: тип. КрасГМУ, 2014. - С.189-193.

© Л.А.Лазарева, Т.В.Коннова, О.В.Беликова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.