Научная статья на тему 'Организация учебного процесса в Воронежском государственном университете'

Организация учебного процесса в Воронежском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИПЕНДИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / VORONEZH STATE UNIVERSITY / EDUCATIONAL ACTIVITIES / SCHOLARSHIP PROGRAMS / FURTHER EDUCATION / EDUCATION QUALITY EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупандина Елена Евгеньевна

Статья содержит сведения об образовательной деятельности в Воронежском государственном университете в 2015 г., о достижениях вуза в области учебно-методической работы, новых образовательных программах, стипендиальных программах для студентов и аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY AT THE UNIVERSITY

This article contains information about the educational activities of Voronezh State University in 2015, the university achievements in the range of educational and methodical work, new educational programs, scholarship programs for students and graduate students.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса в Воронежском государственном университете»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ЧУПАНДИНА Елена Евгеньевна - д-р фарм. наук, доцент, первый проректор - проректор по учебной работе, Воронежский государственный университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья содержит сведения об образовательной деятельности в Воронежском государственном университете в 2015 г., о достижениях вуза в области учебно-методической работы, новых образовательных программах, стипендиальных программах для студентов и аспирантов.

Ключевые слова: Воронежский государственный университет, образовательная деятельность, стипендиальные программы, дополнительное образование, оценка качества образования

Для цитирования: ЧупандинаЕ.Е. Организация учебного процесса в Воронежском государственном университете // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 107-112.

Воронежский государственный универ- обучающихся составляет более 20 тысяч

ситет - классическим университет с почти столетней историей, крупнейший вуз Центрального Черноземья и одно из ведущих российских высших учебных заведений, стабильно занимающий высокие позиции в национальных и международных рейтингах. Образовательная деятельность в ВГУ осуществляется по трем традиционным направлениям:

1) реализация основных образовательных программ высшего образования и программ дополнительного профессионального образования;

2) независимая оценка качества образовательных программ;

3) поддержка научно-педагогических работников и выявление лучших практик в области учебно-методического обеспечения образовательных программ.

Общая характеристика ООП

Образовательный процесс в университете осуществляется на 17 факультетах по 49 направлениям бакалавриата, 38 направлениям магистратуры, 22 специальностям (в том числе пяти специальностям в соответствии с ФГОС), 17 направлениям подготовки научно-педагогических кадров, трем специальностям в интернатуре. Контингент

студентов и аспирантов.

В прошедшую приемную кампанию Воронежскому государственному университету был выделен рекордный за всю его историю объем контрольных цифр приема по программам бакалавриата, специалите-та и магистратуры - 2514 бюджетных мест, что на 18,5% превышает показатель 2014 г.

Рис. 1. Объем и структура контрольных цифр приема в университет по программам

высшего образования

(рис. 1). Несмотря на сложную демографическую ситуацию и постоянный прирост контрольных цифр приема по всем уровням высшего образования, университет демонстрирует положительную динамику по цифрам приема на места за счет средств физических/ юридических лиц. Из 4880 человек, зачисленных в 2015 г., прием на договорные места составил 2366 человек, что на 4,5% больше, чем в предыдущем году.

География поступающих в университет традиционно обширна. В 2015 г. заявления на поступление в ВГУ подали абитуриенты из 76 субъектов Российской Федерации (из Воронежской обл. - 65%). В наш вуз поступили 28 победителей и призеров олимпиад школьников, двое из которых получили грант Президента РФ в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. №1381 о поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов

субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Сравнительный анализ структуры контингента обучающихся по уровням образовательных программ высшего образования за последние два года демонстрирует увеличение доли обучающихся по программам бакалавриата (+4%) и программам магистратуры (+5%) (рис. 2). Если увеличение числа обучающихся по программам бакалавриата произошло по причине окончания реализации программ специалитета и их перехода на уровневую подготовку «бакалавр -магистр », то увеличение количества обучающихся по программам магистратуры является приоритетным направлением образовательной политики университета. Осуществляется последовательное расширение числа образовательных программ по всем уровням. В 2015 г. получена лицензия на четыре новые образовательные программы:

- Высшее образование - бакалавриат: «Публичная политика и социальные науки»;

- Высшее образование - специалитет: «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика».

Рис. 2. Структура приведенного контингента обучающихся (в 2014 и 2015 учебных годах)

Разработаны и утверждены девять новых магистерских программ:

• «Русская литература в европейском контексте»;

• «Практическая филология в организации административной, культурной и образовательной деятельности»;

• «Текст и коммуникация» (филологический факультет);

• «Биоразнообразие животного мира и пути его сохранения» (биолого-почвенный факультет);

• «Преподавание иностранных языков с использованием опПпе-технологий » (факультет романо-германской филологии);

• «Менеджмент в образовании » (факультет философии и психологии);

• «Микроэлектроника и полупроводниковые приборы»;

• «Компьютерные методы обработки радиофизической информации» (физический факультет);

• «Защита прав человека в международном мире » (факультет международных отношений).

В университете реализуется более двадцати различных стипендиальных программ (не считая академических и социальных стипендий) для студентов и аспирантов как за счет ассигнований федерального бюдже-

та, так и за счет других источников: собственных средств, средств долгосрочной областной целевой программы «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы», средств работодателей (табл.). Доля стипендиатов очной формы обучения растет и в 2015 г. оставила 0,95% в общем контингенте обучающихся

Университет проводит последовательную работу по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс. Среди направлений следует выделить:

- инновационные образовательные технологии в основных образовательных программах, реализуемых в традиционной форме (использование Интернет-ресурсов, разработка и использование лекционных мультимедийных средств, компьютерное тестирование, деловые и ролевые игры). Получили развитие и такие инновационные формы обучения, как проблемные, исследовательские, учебные и личностные тренинги, кейс-метод, модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса, метод проектов;

- развитие электронной среды университета для реализации дистанционных технологий в образовательном процессе на базе системы электронного обучения МооШе (www.moodle.vsu.ru). На портале за-

Таблица

Стипендиальные программы

Наименование стипендиальной программы Количество стипендий, в том числе для аспирантов

За счет ассигнований федерального бюджета

Стипендия Президента РФ 6/1

Стипендия Правительства РФ 12/2

Стипендия Президента РФ по приоритетным направлениям 9/1

Стипендия Правительства РФ по приоритетным направлениям 10/2

Стипендия имени А.И. Солженицына 1

За счет средств долгосрочной областной целевой программы «Развитие образования Воронежской области на 2011—2015 годы»

Стипендия Правительства Воронежской области 6/3

За счет собственных средств университета

Стипендия Ученого Совета ВГУ 6

Стипендия имени профессора Л.Д. Кокорева 2

Стипендия имени профессора Г.Ф. Горского 2

Стипендия имени профессора И.А. Галагана 2

Стипендия имени профессора В.С. Основина 2

Стипендия имени профессора М.С. Точилина 2

Стипендия имени профессора М.А. Левитской 2

Стипендия имени профессора В.А. Лисицкого 1

Стипендия имени профессора Г.Е. Веделя 1

Стипендия имени профессора Л.Т. Гиляровской

Стипендия имени профессора В.Н. Эйтингона

Стипендия имени профессора М.А. Красносельского 1

Стипендия имени профессора В.И. Соболева 1

За счет собственных средств работодателей

Стипендия информационной компании «Информсвязь-Черноземье» 12

Стипендия Новолипецкого металлургического комбината ОАО «НЛМК» 10

регистрировано 23740 пользователей и более 900 электронных курсов.

Характеристика программ ДПО

Изменение глобальной модели образования с «образования на всю жизнь» на модель «образование через всю жизнь» и потребность в обеспечении профессионального совершенствования и личностного роста взрослого населения, в том числе для

инвалидов и людей с ограниченными возможностями, открыли перед университетом новые перспективы в части создания и реализации программ дополнительного профессионального образования.

За два года число дополнительных образовательных программ увеличилось как в целом, так и по каждому виду: по программам профессиональной переподготовки, повышения квалификации и общераз-

вивающих программ (рис. 3). В 2015 г. завершили свое обучение 3681 слушатель, из них прошли профессиональную переподготовку 949, повысили квалификацию -2732.

Происходят существенные изменения в качественном составе реализованных программ дополнительного профессионального образования, а именно:

- растет доля работников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по заявкам предприятий и организаций региона. В 2015 г. за счет средств работодателей обучено 814 человек, в 2014 г. - 709, в 2013 г. - 605, в 2012 г. - 515.

- за последние три года увеличилось на 65% число обучающихся по государственным контрактам на обучение государственных и муниципальных служащих;

- подготовлено 97 человек по программам «Менеджмент», специализация «Управление персоналом», «Маркетинг», «Финансы», «Развитие предпринимательства» в рамках реализации государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

Оценка качества образовательных программ

Все программы высшего образования, средне-специального образования, реализуемые в головном вузе, прошли государственную аккредитацию на соответствие требованиям федеральных образовательных стандартов, аккредитация получена сроком на шесть лет:

• среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена (шесть специальностей по шести УГСН);

• высшее образование - бакалавриат (48 направлений по 22 УГСН);

• высшее образование - специалитет (22 специальности по 16 УГСН);

• высшее образование - магистратура (35 направлений по 17 УГСН);

• высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (17 направлений по 17 УГСН).

Воронежский государственный университет последовательно реализует механизм профессионально-общественной аккредитации как оценку соответствия содержания и результатов обучения по образовательным программам высшего обра-

Рис. 3. Динамика численности программ дополнительного образования

за 2013-2015 гг., ед.

зования и программам СПО требованиям профессиональных стандартов и регионального рынка труда. Программы высшего образования («Международные отношения» (бакалавриат), «Зарубежное реги-оноведение» (бакалавриат), «Международные отношения» (магистратура), «Зарубежное регионоведение » (магистратура), «Геология» (бакалавриат)), а также все программы среднего профессионального образования прошли профессионально-общественную аккредитацию сроком на пять лет.

В 2015 г.университет стал финалистом открытого всероссийского смотра-конкурса для образовательных организаций «Я

учусь, чтобы работать!», который был инициирован Профаккредагентством совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России ».

Университет принял участие в региональном смотре-конкурсе «Воронежское качество», организаторами которого стали Правительство Воронежской области и государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Воронежской области и стал дипломантом конкурса в номинации «Услуги в области высшего образования ».

Статья поступила в редакцию 03.04.16

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY AT THE UNIVERSITY

CHUPANDINA ElenaE. - Dr. Sci. (Pharmaceutics), First Vice-Rector, Vice Rector for Academic Affairs, Voronezh State University, Voronezh, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. This article contains information about the educational activities of Voronezh State University in 2015, the university achievements in the range of educational and methodical work, new educational programs, scholarship programs for students and graduate students.

Keywords: Voronezh State University, educational activities, scholarship programs, further education, education quality evaluation

Cite as: Chupandina, E.E. (2016). [Organization of Educational Activity at the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5 (201), pp. 107-112. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 03.04.16.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТА С БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДАВЫДЕНКО Татьяна Михайловна - д-р пед. наук, профессор, проректор по инновационной деятельности и коммерциализации технологий, Воронежский государственный университет. E-mail: [email protected]

Аннотация'.. В статье анализируются направления и механизмы взаимодействия бизнес-структур и Воронежского государственного университета. Представлены успешные практики реализации совместных проектов в сфере создания высокотехнологичных производств и повышения квалификации инженерно-технических работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.