Научная статья на тему 'Организация учащегося народа: В. И. Вернадский об образовании и просвещении'

Организация учащегося народа: В. И. Вернадский об образовании и просвещении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1782
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.И. ВЕРНАДСКИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ШКОЛА / УЧАЩИЙСЯ НАРОД / ОПЫТ ЛИЧНОСТИ / EDUCATION / INSTRUCTION / ENLIGHTENMENT / CULTURE / SCHOOL / STUDYING PEOPLE / EXPERIENCE OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов Георгий Борисович

Приближается 150-летие со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля мирового масштаба. К этой дате будет много публикаций о его большом и разностороннем научном наследии. Но есть одна тема, которая красной нитью проходит через научную, публицистическую и общественную его деятельность, культура нации в широком понимании этого слова, ее сохранение и развитие. И основное условие для этого образование и просвещение широких народных масс. Как эта тема проходит через жизнь и творчество ученого, рассматривается в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of People Who Are Studying: V.I. Vernadsky Concerning Education and Enlightenment

The 150th anniversary of V.I. Vernadsky is on its way, a naturalist, prominent thinker and world scale public figure. Towards this date of the anniversary there will be many publications about his scientific legacy. Though there is one important topic that runs like a red thread through Vernadsky's scientific and public activity. It is the culture of the nation in the broad sense of the word, its preservation and development. The famous Russian and Soviet scientist saw the most effective way of preservation and development of the national culture in education and enlightenment for the broad masses of the people. The above topic is analyzed in the present article. The author pays much attention to the current policy in education substantiating the necessity for the realization of Vernadsky's concept of 'noosphere' (a sphere of human mind) education. This concept could become a basic idea for forming a Nature centered world view, and could be an alternative to the destructive consequences of modern scientific and technical progress.

Текст научной работы на тему «Организация учащегося народа: В. И. Вернадский об образовании и просвещении»

СИМВОЛ ЭПОХИ: ЛЮДИ, КНИГИ, СОБЫТИЯ

Ученики земской школы на экзамене. Фото 1900 г.

УДК 37.01

Наумов Г.Б.

Организация учащегося народа: В.И. Вернадский об образовании и просвещении

Наумов Георгий Борисович, доктор геолого-минералогических наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного Геологического музея им. В.И. Вернадского Российской академии наук

E-mail: [email protected]

Приближается 150-летие со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского - естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля мирового масштаба. К этой дате будет много публикаций о его большом и разностороннем научном наследии. Но есть одна тема, которая красной нитью проходит через научную, публицистическую и общественную его деятельность, - культура нации в широком понимании этого слова, ее сохранение и развитие. И основное условие для этого - образование и просвещение широких народных масс. Как эта тема проходит через жизнь и творчество ученого, рассматривается в статье.

Ключевые слова: В.И. Вернадский, образование, обучение, просвещение, культура, школа, учащийся народ, опыт личности.

Учащийся народ - основа широкого и мирного развития человечества.

В.И. Вернадский. 1913 г.

Проблемы образования сейчас на слуху. И не случайно. Темпы развития цивилизации постоянно ускоряются. Объем знаний, необходимый для активного функционирования в изменяющемся мире, продолжает расти. Все это не укладывается в рамки традиционных учебных программ. Выдвигаются предложения о введении новых учебных дисциплин, увеличении сроков обучения. Конечно, учебные программы не могут оставаться неизменными в быстро меняющемся мире. Но что менять, как и для чего?

Попытаемся рассмотреть эти вопросы с позиций ноосферной концепции В.И. Вернадского. Но сначала о двух основных понятиях.

Под школой мы будем понимать не учебное заведение, а самое широкое значение этого слова, отвечающее системе приобщения личности к чему-либо (ремеслу, культуре, ее элементам и т.п.). Слово школа греческого происхождения (scolh - досуг, свобода от физических занятий). «Еще Аристотель указал на взаимодействие между школой и обществом: общее благо, как цель совместной жизни людей, достигается только при условии, если отдельные члены общества достаточно подготовлены для понимания этого блага, подготовка же осуществима только при помощи школы»1.

Ноосфера (от греческого noos - разум) - сфера разума - стадия эволюции биосферы, начавшаяся с появления Homo sapiens и продолжающаяся до сих пор.

Мы живем в одну из критических эпох развития ноосферы2.

В.И. Вернадский придавал огромное значение вопросам образования и просвещения, видя в них основу дальнейшего развития цивилизации. Только за период с 1901 по 1917 гг. он опубликовал свыше 30 статей по вопросам народного просвещения. Он считал, что «только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным в мировой жизни, который является творческим народом в научной работе человечества», с горечью и болью замечая, что в истории России «народ был отделен от источников чистого знания», поскольку власть «привыкла смотреть на науку как на неизбежное зло»3.

«Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания, - писал Вернадский в 1905 г. - Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры можно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей родины»4.

Своей жене Наталье Егоровне он писал: «Я глубоко убежден и все больше убеждаюсь, что единственная возможность сделать культуру прочной - это возвысить массы, сделать для них культуру необходимостью» .

В задаче повышения культуры масс «мы видим форму организации производительную, дающую не только охрану культуры и национального существования, но творящую эту культуру, кующую национальную силу»6. Его мысли по этим вопросам остаются актуальными и в наше время.

«В народном образовании заинтересовано государство»

В 1890-х гг. Владимир Иванович, говоря его собственными словами, «с головой ушел в земскую работу» Мор-шанского уезда Тамбовской губернии. В то время Россия нуждалась в простых начальных школах. «Школ у нас меньше, чем требуется, - отмечал В.И. Вернадский. - Огромное большинство детей школьного возраста не имеют, где учиться»7. В то время в среднем по стране одна школа приходилась более чем на 3,5 тыс. жителей, а в некоторых областях - на 20 тыс. Он считал одной из первостепенных задач борьбу с неграмотностью, «духовным голодом», и ставил своей задачей широкую культурную работу в народе - от организации кружков грамотности до создания передвижных библиотек и проведения публичных лекций.

Некоторые представители передовой интеллигенции России того времени Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. на свои средства открывали школы для крестьянских детей. В.И. Вернадский в 1885 г., окончив университет, вступил во владение участком земли в Моршанском уезде Тамбовской губернии, и построил школу для детей окрестных крестьян. По воспоминаниям учительницы Раисы Владимировны Дьяченко, по его инициативе была построена начальная школа (трехлетка). Это здание сохранилось до сих пор (см. фото) и служило школой до 1922 г., когда была построена новая школа, тоже начальная, но на 85 мест. Вплоть до 1917 г. Вернадский отпускал средства на ее содержание, снабжал ее пособиями, заботился о подборе и подготовке учителей - некоторые из них получили педагогическое образование благодаря его материальной поддержке.

1 Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXXIX, 1903. С. 624.

2 Термин «ноосфера» у В.И. Вернадского впервые встречается в эссе «О логике естествознания», однако содержание этого понятия не раскрывается. впервые в научном тексте употреблено понятие ноосферы. 15 ноября 1936 г., сразу после возвращения из-за границы, В.И. Вернадский сообщал Б.Л. Личкову: «Ввожу новое понятие "ноосферы", которое предложено Леруа в 1929 году и которое позволяет ввести исторический процесс человечества как продолжение биогеохимической истории живого вещества» (См.: Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Личковым. М., 1979, С. 185). Публично мысль о ноосфере как об особом состоянии биосферы, создающемся благодаря разуму и активной деятельности человечества, он высказал 26 июля 1937 г., выступая с докладом на XVII сессии Международного геологического конгресса. (В.И. Вернадский.

О значении радиогеологии для современной геологии // Вернадский В.И. Избр. соч., Т. 1, М., 1954. С. 673-694). Ноосфера является основным понятием его труда «Научная мысль как планетное явление».

3 Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. С. 60.

4 Вернадский В. И. Ближайшие задачи академической жизни // Право. 1905, № 25.

5 Вернадский В.И.. Письма Н.Е. Вернадской. 1893-1900. М., 1994. С. 32.

6 Вернадский В.И. Задачи высшего образования нашего времени // Вестник воспитания. 1913. № 6. С. 1-17; Вестн. высш. шк. 1988. № 3. С. 57-63.

7 Архив РАН (далее АРАН). Ф. 518. Оп. 7. Д. 40. С. 29.

«Школа грамоты» для детей окрестных деревень, построенная и содержавшаяся В.И. Вернадским. Фото автора, сер. 1990-х гг.

В.И. Вернадский.

Рис. Н.В. Вернадской-Толь.

Благодаря его энергии удалось спасти сеть земских школ в Моршанском уезде, половину которых местные власти предполагали закрыть, и добился разрешения на открытие в уезде общеобразовательных воскресных школ, подчиненных земству, то есть местной общественности, а не духовному ведомству. «Знаешь, - делился своими планами Владимир Иванович в одном из писем к жене, - я хочу достать волшебный фонарь и устроить зимой чтения для всей округи, он должен передвигаться из одной школы в другую... Волшебный фонарь с рядом картин должен находиться на хуторе, и тогда никакого разрешения ни от кого спрашивать нечего»1.

В 1892 г. Владимир Иванович вступил в борьбу с всесильным обер-прокурором Синода К.П. Победоносцевым и добился разрешения на открытие в уезде общеобразовательных воскресных школ, подчиненных земству, то есть местной общественности, а не духовному ведомству.

Просветительная деятельность Вернадского не ограничивалась пределами Моршанского уезда или Тамбовской губернии. Он активно работал в Московском комитете грамотности, в Комиссии домашнего чтения и других общественных просветительных организациях, участвовал в проведении всероссийских совещаний земских деятелей по вопросам народного образования. В марте 1894 г. на квартире Вернадских состоялось одно из заседаний II Земского съезда, на котором «с 123/4 до 4 часов продолжалась беседа о народном образовании, преимущественно о всеобщем обучении в школах грамотности» .

В тяжелые дни гражданской войны в Симферополе в Таврическом университете В.И. Вернадский выступил с лекцией «Об организации народного образования», отметив, что «эта тема огромна»:

«Едва ли есть сейчас вопрос более ответственный, более глубокий и более требующий от нас вдумчивости и творчества, чем широко и глубоко поставленный вопрос о народном образовании.

Он велик даже в наше время, когда перед каждым вдумывающимся в окружающее человеком стали мучительно и властно все коренные вопросы бытия...

Нет сейчас вопроса более срочного и более важного, чем вопрос о народном образовании.

Нет вопроса, о котором мы должны были бы больше думать и больше рассуждать, даже если бы в данный момент мы могли бы по нему мало сделать.

Ибо придет время, когда не будет времени о нем думать, а надо будет решать и трудно будет решать русскому обществу, которое о нем не успело достаточно подумать и пережить его.

В народном образовании заинтересовано государство, семья, человеческая личность, общественные

о рганиз ации»3.

По его мнению, уровень сознательности народа в той или иной стране предопределяет ее жизнеспособность и благосостояние, ее место среди других стран и народов, «ее историческую судьбу». «Горе той стране, где сознание мало развито, где оно не проникло в народные массы»4, - писал Вернадский, и в этих словах звучала глубокая тревога за судьбу родины. Одной из важнейших задач интеллигенции он считал народное образование, «чтобы через 10 лет не было в нем безграмотных»5.

Смотреть в будущее, экстраполировать развитие - одна из характерных черт подхода Вернадского и к научным, и к общественным проблемам. «Я не могу уйти в одну науку», - писал В.И. Вернадский жене6.

Задачи высшего образования

В 1911 г. вместе с группой профессоров и преподавателей в знак протеста против репрессий В.И. Вернадский вышел из Московского университета. Однако вопросы высшего образования, которые он считал важнейшим элементом народного просвещения, продолжали привлекать его внимание. В 1913 г. в журнале «Вестник воспитания» он опубликовал фундаментальную статью «Задачи высшего образования нашего времени», а год спустя в ежегоднике «Речь» - «Высшая школа России», где рассмотрел значение образования для прогрессивного развития общества и особенности его развития.

«Колоссальный рост научного знания и приложения его в технике и в общественных формах жизни... оказывают особое влияние на высшую школу». Именно рост научного знания и его реализация в технических средствах жизнеобеспечения приводят к тому, что «первой, основной задачей высшего образования является быстрая и полная передача завоеваний науки и техники по возможности широким слоям молодого или взрослого населения, введение их в общее сознание и этим путем быстрое использование в жизни полученных результатов. Система высшего образования будет тем совершеннее, чем этот процесс распространения знания, пропаганды достигнутых научных результатов в человеческую толпу будет совершаться быстрее, не отставать от работы научных исследователей, технических изобретателей».

1 Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской. С. 35.

2 Вернадский В.И. Страницы автобиографии. М.: Наука, 1981. С. 110.

3 АРАН Ф. 518. Оп. 2. Д. 45. Л. 193-195. Частично опубликовано в: Век XX и мир. 1989. № 6. С. 42-43; 1990. № 1. С. 28-29.

4 Вернадский В.И. Из записей 1892 г. // АРАН. Ф. 518. Оп. 1. Д. 215. Л. 8.

5 Вернадский В.И. Страницы автобиографии. С. 188.

6 Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. С. 42.

В.И. Вернадский (в верхнем ряду третий справа) среди профессоров, покинувших университет в знак протеста против политики министра просвещения. Февраль 1911г.

Но есть еще одна черта нового времени, которая наряду с расширением и ускорением темпов научного развития заставляет обратить особое внимание на расширение образования. «Чертой этой является демократизация жизни, ее большая гуманность, все увеличивающийся рост демократии, все подымающееся значение в жизни, как общественной, так и государственной, демократических норм и принципов», которые «были прямым и непосредственным следствием научных успехов и роста научных знаний и научной техники». Вместо идеи «вооруженного народа» должна развиваться идея «учащийся народ». «Затраты и усилия на его создание ничтожны по сравнению с тем, что тратится на вооруженную силу государства». «К сожалению, история этого влияния не написана и не проникла в наше сознание». Эти мысли красной строкой проходят через его работы1.

Вернадский понимал, что новые потребности должны изменить характер взаимоотношения высшей школы с другими образовательными структурами. «Курсы для рабочих, народные и крестьянские университеты, организации домашнего чтения, специальные разнообразные технические институты, различные типы внешкольного образования для взрослых быстро заполняют промежутки между народной школой и высшей школой старого типа».

«Незаметно и постепенно организация преподавания для взрослого населения сливается местами и временами с элементарным курсом низшей или средней школы, подымаясь в то же время также незаметно до университетского, академического преподавания и являясь нередко тесно связанной с хорошо оборудованными высшими школами».

На закате жизни, в 1943 г., В.И. Вернадский написал: «Я придавал этой статье известное значение. Я как бы пытался предвидеть будущее - завершение в будущем того высшего образования, когда я исчезну из жизни как живая личность»2.

Итак, основная мысль, которая красной нитью проходит через труды В.И. Вернадского: «.учащийся народ - основа широкого и мирного развития человечества»3.

Концепции биосферы и ее перехода в ноосферу

Шаг за шагом, через осознания роли человека как «геологической силы» В.И. Вернадский шел к вершине своего творчества - созданию концепции биосферы и ее перехода в ноосферу.

«Мы живем на повороте в удивительную эпоху истории человечества... Никогда в истории человеческой мысли идеи и чувства единого целого, причинной связи всех научно наблюдаемых явлений не имели той глубины, остроты и ясности, какой они достигают сейчас»4.

Похожие, на первый взгляд, понятия возникали и раньше, но их содержание принципиально отличалось от ноосферы Вернадского. «Антропосфера», «техносфера», «социосфера», «пневмосфера» А.П. Павлова, Д.Н. Анучина, И.М. Гревса, П.Тейяра де Шардена, Э. Ле-Руа и др., возникавшие до В.И. Вернадского, имели антропоцентрический акцент. В них в центре всего стоит человек как главное звено всей системы. Все остальное - среда, на которую он воздействует.

Понятие «ноосфера» Вернадского по своей сути геоцентрическое или даже природоцентрическое. Это отличие наиболее принципиально, поскольку определяет архитектуру всей дальнейшей конструкции. Человек здесь, в отличие от антропоцентрического подхода, не только часть природы, но и ее порождение, неразрывно с ней связанное. Человек не управляет развитием ноосферы, а только участвует в ее эволюции. «Человек и человечество в биосфере как закономерная часть ее живого вещества, часть ее организованности», - этой фразой начинается его фундаментальный труд «Научная мысль как планетное явление»5.

«Человечество, взятое в целом, - писал Вернадский, - не безразлично в стихийных, естественных процессах, идущих на земной поверхности. Оно здесь теснейшим образом связано с другими организмами и совершает с ними вместе огромную определенного рода геологическую работу». Суть этой работы в изменении направления и скорости естественного круговорота элементов. «Мы имеем здесь типичную картину стихийного геологического, естественного процесса». «Чрезвычайно характерно, что геохимическая роль культурного человечества совершенно соответствует геохимической роли живого вещества»6.

Эти отличия в понятиях ноосфера ориентирует на разный способ мышления и, что самое главное, на разные практические действия.

Правильные активные действия требуют опорных знаний, причем не избранной элиты ученых мужей, а широких народных масс, поскольку единичные высказывания и даже локальная их реализация не меняют общего положения дел. Необходима широкая образовательная система. «Перед нами, как натуралистами, поэтому стоят сейчас две задачи: надо сделать известным широким кругам [курсив мой - Г.Н.] то, что изучено, и изучить то, что не изучено», - отмечал по этому поводу В.И. Вернадский7.

1 Вернадский В.И. Задачи высшего образования.

2 Архив РАН. Ф. 518. Оп. 2. Д. 39. Л. 30.

3 Вернадский В.И. Задачи высшего образования ... С. 15.

4 Вернадский В.И. Очерки геоимии // Вернадский В.И. Избр. соч. Т.1. М.: Изд. АН СССР. 1954. С. 11.

5 Там же.

6 Вернадский В.И. Мысли о современном значении истории знаний // В.И. Вернадский о науке. Т. 1. Дубна: Феникс, 1997. С. 131-132.

7 Вернадский В.И. Избр. соч. Т.1. С. 418.

В.И. Вернадский со слушателями Высших женских курсов

Ноосфера сегодня

В публикациях о ноосфере можно встретить все: от последовательного анализа реалий, отвечающих этому понятию1, или нового состояния биосферы, к которому человечество придет через коэволюцию2, некоторой физически существующей «прерывистой оболочки», возникшей 2 млн. лет назад3, до синонима некоторой «социально-политической утопии коммунизма и прочих, более ранних мечтаний о рае»4.

Чтобы внести ясность в этот вопрос, обратимся к самому первоисточнику и выделим те самые главные исходные предпосылки, которые прослеживаются в многочисленных трудах основоположника этого учения.

В письме своему другу и сподвижнику Б.Л. Личкову В.И. Вернадский писал: «Ноосфера создавалась в постплиоценовую эпоху - человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, и в результате энергия, активная, биосферы увеличивается»5. Зародилась вместе с появлением Homo sapiens faber (человек мыслящий действующий). Дальше шло её развитие, поскольку это не состояние, а стадия развития биосферы. «Биосфера в наш исторический момент геологически быстро переходит в новое состояние - в ноосферу, т.е. такого рода состояние, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека как новая, небывалая на планете геологическая сила»6.

ХХ век, ознаменовавший невиданный дотоле альянс науки и техники, породил и специфическое техническое мышление, пронизавшее не только науку и производство, но и в гуманитарные области общественной жизни, и даже бытовое мышление. Научно-технические успехи ушедшего столетия существенно изменили образ жизни людей, сделав их более комфортными. Первые его шаги были настолько впечатляющими, что достаточно быстро породили общественные иллюзии всемогущества технического прогресса. Успешные реализации новых научных открытий породили лозунг «покорения природы», быстро охвативший все слои общественного мышления. «Мы не можем ждать милости от природы!», - лозунг ХХ века.

Но за все надо платить, и мы платим тем, что все острее начинаем ощущать и прямые и косвенные последствия этого самого технического прогресса. Загрязнение окружающей среды, рост преступности, агрессивности, насилия, наркомании и т.п. Только к концу века под влиянием нарастающих техногенных кризисов началось некоторое отрезвление общественного мышления, и поиски выхода из экстремальных ситуаций. Стали усиленно разрабатываться различные экологические проекты как локальные, так и глобальные. При всем их многообразии все они характеризуются общим алгоритмом, построенным на утопии, унаследованной из прошлого и основанной на широко укрепившейся иллюзии всемогущества технического развития.

Дело не в том, что технический прогресс еще не достиг того уровня, при котором возможно успешное решение экологических проблем, а в концентрации внимания не только на одном, далеко не единственном и, может быть, не оптимальном направлении решения данной задачи. Ведь именно технический прогресс и породил те экологические проблемы, с которыми встретилась цивилизация, и не может быть успешно решен одними техническими методами.

Все практические действия по снятию техногенного давления цивилизации на природу в настоящее время по существу сводятся к мониторингу и приемам промышленной экологии. И то, и другое необходимо, но не решает проблемы в целом. Любая очистка требует дополнительных энергетических затрат. А если учесть, что энергетическое сырье одно из экологически наиболее «грязных», то, решая проблему в одном месте, мы создаем еще большие загрязнения в другом. Нужны более общие подходы, учитывающие комплексное решение проблемы поучения необходимых продуктов и утилизации отходов жизнедеятельности цивилизации.

Образование и обучение

Говоря о проблемах образования, мы подчас не отделяем их от задач обучения. Дать образование и обучить - не одно и то же. Узкая специализация для образования - вещь опасная. Для обучения ремеслу это может быть даже полезно, но не для образования и просвещения. Здесь Учитель всегда должен обладать значительно большим, чем это записано в программе, багажом знаний. А ученик должен постоянно это чувствовать.

Выход из положения, о котором мы говорили в начале, не в увеличении количества учебных часов и лет обучения, а в повышении культуры личности учителя. То, что учитель хорошо знает, то, что он достаточно полно ощущает, он обязательно постарается передать своим ученикам. Расширять программы можно только углубляя образование педагогов.

В последнее время обсуждаются вопросы о введении в школьные программы таких дисциплин, как «Обеспечение безопасности жизни», «Экология», «Краеведение». Нет слов, ученики должны получать информацию и о том, как выживать в трудных условиях, и о техногенных загрязнениях, и об особенностях родного края. Но для этого не надо вводить специальные предметы. Эта информация должна органично входить в традиционные дисциплины. Это должны научиться делать рядовые учителя. Какие-то элементы таких знаний должны давать даже воспитатели детских садов. По крайней мере, любовь к природе, ощущение своей связи с ней нельзя дать ребенку в специальном предмете, на который отведено столько-то часов, из этого ничего не получится. Нельзя воспитывать патриотизм, введя специальный предмет, - это задача всех дисциплин от литературы до физкультуры.

К сожалению, в последнее время понятие культура часто сужается до искусства и литературы. Но общеязыковое понятие культуры - исторически сложившийся уровень развития общества - значительно шире. Тех-

1 Назаров А.Г. Вернадский и ноосферная реальность // Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации. М.: Ноосфера, 2001. С. 29-50.

2 Моисеев Н.Н. Как приблизиться к ноосфере // Химия и жизнь. 1989. №№ 6-8.

3 Зубаков В.А. Биотемпопериодезация истории Земли как инструмент предотвращения тотальной экологической катастрофы // Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации... С. 146-193; Ходаковский И.Л. Нообиосфера - современное состояние биосферы // Там же. С. 50-66.

4 Кутырев В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере // Природа. 1990. № 11. С. 6.

5 Вернадский В.И. Из письма Б.Л. Личкову 7.09.36. Карлсбад // Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Личковым... Т. I. С. 182.

6 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2. М.: Наука, 1977. С. 150.

ническая культура, культура земледелия, культура быта и общения, наконец, культура личности. Все в сумме создает культуру общества. Развитию этой культуры служат и искусство, и литература, и основы естествознания. Передать все это поколениям может только широкая система образования, а не только обучение, в процессе которого осуществляется передача навыков.

Для преподавателя, несущего знания молодому поколению, необходим не только дополнительный объем знаний, но и мировоззрение выходящее за рамки узкого предмета. Как говорили древние греки, «ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх). И здесь методология играет первостепенную роль. От древних мифов через религию, искусство и науку создавалась культура человека. Потребовались тысячелетия развития цивилизации, десятки веков искания человеческой мысли, прежде чем мы подошли к современному пониманию места Человека в системе Природы. Но это не предел, не истина в «последней инстанции», а «мимолетные творения разума». Они необходимы. Но они не вечны и меняются по мере роста нашего общего знания.

Концепция ноосферного образования, охватывает, в конечном счете, все стороны человеческой деятельности. Не последнее место в ней занимает тесное взаимодействие наук естественных и гуманитарных. «Неизбежно ясным становится, - писал В.И. Вернадский, - что биогеохимия должна глубочайшим образом соприкасаться с науками не только о жизни, но и о человеке, с науками гуманитарными»1. Но не только. Развитие общества идет через его культуру, в самом широком понимании этого слова. «Искусство по самой сути своей есть отвлечение и всегда имеет дело с общими понятиями, а не с конкретными случаями. Даже в портретах: не любая минута лица, а характер лица и т.п. и т.п. Поэтому абсолют так отражен в искусстве и вечен»2. И, наконец: «Я уверен, что одна Третьяковская галерея сделает больше для развития свободного человека, чем тысячи людей»3.

Проблемы, которые встают перед подрастающим поколением, тесно связаны с ноосферной концепцией. Принципы взаимосвязи между косным (неживым) живым и социальным началом всего существующего на нашей планете создают ту базу, на которой возможно дальнейшее построение теории «устойчивого развития (sustainable development)» цивилизации. Об этом очень четко сказал В.В. Путин в своем выступлении на Деловом Саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества во дворце Брунейского султана в ноябре 2000 г.: «Еще наш соотечественник Владимир Вернадский в начале двадцатого века, создал учение об объединяющем человечество пространстве - ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы, общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития»4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Три ступени образования

Но вернемся к понятию «учащийся народ». С позиций ноосферной концепции образование и просвещение не может сводиться только к совершенствованию школьных программ. Это должен быть непрерывный процесс -постоянное совершенствование культуры личности. Условно его можно разделить на три основные этана:

• Воспитание должно дать ощущение единства человека с природой.

• Образование - этап познания фундаментальных принципов природы.

• Просвещение - понимание и сознательное отношение масс к происходящим событиям.

Воспитание. Это фундамент всего дальнейшего поведения и образа жизни. Оно начинается с раннего детства. В семье, в яслях, в детском саду. В этом возрасте человек больше копирует поведение окружающих, чем совершает обдуманные поступки. Но именно в это время неосознанная память создает устойчивые стереотипы, определяющие многое в дальнейшем поведении и способах мышления. В этот период закладываются и воспитываются моральные принципы, действующие в дальнейшем уже на подсознательном уровне.

Образование. На данном этапе от начальной до высшей школы включительно закладывается фундамент научного знания полученного человечеством на протяжении своей истории.

Средняя школа сейчас по объему даваемых ею знаний во многом превышает старый университет XIX в. Быстрый рост научного знания приводит к тому, что средняя школа не может, сохраняя старые программы, играть той роли, какую она занимала еще несколько поколений назад. Но и связь высшей и средней школы становится с каждым поколением все более важной. Не случайно еще в старину говорилось, что «надо знать немного обо всем и все

о немногом». Поэтому именно фундаментальное образование, а не обучение должно ставиться во главу угла на всех стадиях учебного процесса. Обучить можно и животное, образование можно дать только человеку.

Просвещение. Сейчас даже на протяжении одного поколения научное и техническое развитие идет так быстро, наука и техника изменяются столь резко, что невозможно в высшей школе получить знания, достаточные для всей жизни. Их нужно время от времени возобновлять. Это является одной из характерных особенностей и нашего, и будущего времени. Сейчас мы можем говорить то же самое о новых компьютерных технологиях как средстве непрерывного просвещения учащегося народа. Система INTERNET позволяет использовать интерактивные образовательные программы. Но все это не заменяет непосредственную передачу информации от человека к человеку, непосредственное общение, вербальные и невербальные контакты.

Опыт личности

«Мне кажется, должно быть аксиомой: воспитание человека может быть основано только на связи с изучением жизни идей, истории человека же. Я не отрицаю значение естественных наук и не говорю, что им не надо учиться, сам занимаюсь тем, что учу им, но думаю, что на них не может быть основано воспитание», - писал Вернадский5.

1 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2. С. 91.

2 Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской. С. 265.

3 Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. М.: Наука, 1982. С. 41.

4 Источник: НТВ. Сегодня. 15.11.2000. 19:00; 22:00. Сюжет В. Кондратьева.

5 Вернадский В.И. Письма Н.Е.Вернадской... С. 236.

Здесь хотелось бы отметить, что личность В.И. Вернадского как ученого, учителя и гражданина во многом складывалась под влиянием его окружения с самого раннего детства. Его отец Иван Васильевич Вернадский - профессор кафедры политэкономии Московского университета, председатель Политико-экономического комитета Вольного экономического общества1 - организовал еженедельное издание «Экономический указатель», где печатались его экономические обзоры и статьи. Мать, Анна Петровна Константинович, обладала хорошими музыкальными способностями. В доме всегда было много гостей, велись содержательные разговоры, звучали музыка и пение. В 24 года В.И. Вернадский писал:

«Самыми светлыми минутами представляются мне в то время те книги и мысли, какие ими вызывались, и разговоры с отцом и моим двоюродным дядей Е.М. Короленко2.

.. .Никогда не забуду того влияния, какое имел для меня этот старик в первые годы моей умственной жизни. Вспоминаются мне темные зимние звездные вечера. Перед сном он любил гулять, и я, когда мог, всегда ходил с ним. Я любил всегда небо, звезды, особенно Млечный путь поражал меня, и в эти вечера я любил слушать, как он мне о них рассказывал; я долго после не мог успокоиться; в моей фантазии бродили кометы через бесконечное мировое пространство; падающие звезды оживлялись; я не мирился с безжизненностью Луны и населял ее целым роем существ, созданных моим воображением. Такое огромное влияние имели эти простые рассказы на меня, что мне кажется, что я и ныне не свободен от них. Эти рассказы, а также разговоры с ним, с отцом и братом вызвали у меня религиозный скептицизм»3.

Ощущение единства человека и Природы, идеи целостности мира и одновременно бренность всех его конкретных объектов и живых и косных были усвоены им с детства, и воспринимались как аксиомы. «Столь общее и древнее стремление научного миросозерцания выразить все в числах, - искание кругом простых числовых отношений проникло в науку из самого древнего искусства - из музыки.... Первые следы влияния нашей музыкальной гармонии мы видим уже в некоторых гимнах Ригведы, в которых числовые соотношения мирового устройства находятся в известной аналогии с музыкой, с песнью.... С тех пор искание гармонии (в широком смысле), искание числовых соотношений является основным элементом научной работы»4.

Объективно относясь весьма скептически к своим музыкальным способностям, он в то же время отмечал в своем дневнике: «у меня сохранялись долго сны звуков (в последнее время редко), когда я во сне слышал музыку, хотя у меня нет слуха, и, особенно, музыкальной памяти. Это приятные, возвышающие человека сны.. Хочу еще отметить, что мысль образами и картинами, целыми рассказами - обычная форма моих молчаливых прогулок или сидений»5. В письме своей внучке Тане Владимир Иванович писал: «Я мало понимаю в музыке. Но она мне много дала. Я переживал не раз, слушая хорошую музыку, глубокое влияние на мою мысль. Некоторые из основных моих идей, как идея значения жизни в космосе, стали мне ясными во время слушания хорошей музыки6. Слушая ее, я переживал глубокое изменение в моем понимании окружающего»7.

Можно привести еще много цитат, показывающих, что формирование личности ученого шло под влиянием всего его окружения, всех нюансов взаимоотношения с людьми и событиями.

«Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет каких-то чудных, каких-то неуловимых обширных фантазий, - писал Вернадский жене. - Г оворят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!.. Те, кто говорит так, не знают, что такое разум, они не понимают, что волнует, что интересует в тех работах, какие считаются одними умственными работами. Мне представляется, разум и чувства тесно-претесно переплетаются клубком: одна нить - разум, другая - чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются, и когда одна из них бодрствует, а другая спит, когда в этом клубке рядом мертвое и живое, - разве может быть сила, разве может быть какая-нибудь работа с помощью такого помертвелого, чуть не загнивающего клубка?»8.

1 Вольное экономическое общество основано в 1765 г. как независимое от правительства общество поощрения экономических знаний среди сельских хозяев, промышленников и торговцев. Значимость Общества позросла после отмены крепостного права (1861) и введения земских учреждений (1864), создавая научные основы исследования почв, статистики и экономики сельского хозяйства.

2 Евграф Максимович Короленко, поклонник Вольтера, вольнодумный, но добрый и сердечный человек, занимался наукой как любитель. Под влиянием идей Дарвина писал сочинение о происхождении человека.

3 Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской... С. 27-33.

4 В.И. О научном мировоззрении // В.И. Вернадский о науке. С. 11-67

5 Вернадский В.И. Дневники. Январь 1920 - март 1921. Киев: Наукова Думка, 1997. С. 32.

6 По воспоминаниям А.Д. Шаховской (личный секретарь В.И. Вернадского) и В.С. Неаполитанской (хранитель кабинета-музея ученого), космические идеи В.И. Вернадского были навеяны музыкой Баха.

7 Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). М.: Наука, 1982. С. 381; АРАН. Ф. 518. Оп. 2. Д. 56. Л. 20. (Письмо к Т.Н. Толь 30 дек. 1943 г.)

Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской. М.: Наука, 1988, с. 39-40

В.И. Вернадский. Рисунок Н.В. Вернадской-Толь. 1929.

И.В. Вернадский, Евграф Максимович Коро-

отец В.И. Вернадского ленко, дядяВ.И.Вернадского

В гимназии Вернадский получил навыки натуралиста и обратил внимание на красоту естественных наук благодаря своему окружению и собственной работе.

Он подружился с сыном казачьего генерала Андреем Красновым, исключительно талантливым и увлеченным юношей. Они много времени посвящали наблюдениям природы, совершали дальние прогулки по окрестностям города в поисках бабочек и растений, собирая их для коллекций, издавали рукописный энтомологический журнал.

Летом 1881 г. Вернадский поступил на естественное отделение физикоматематического факультета Санкт-Петербургского университета. Позднее он вспоминал: «Петербургский университет того времени на физико-

математическом отделении был блестящим. Менделеев, Меншуткин, Бекетов,

Докучаев, Фаминцын, М. Богданов, Вагнер, Петрушевский, Бутлеров, Коновалов - оставили глубокий след в истории естествознания в России» .

Сказанное относится прежде всего к Д.И. Менделеву и В.В. Докучаеву. В течение первого курса создатель Периодического закона читал химию, и лекции эти производили сильное впечатление на Владимира Ивановича. «На его лекциях мы освобождались от тисков, входили в новый чудесный мир, и в переполненной 7-й аудитории Дмитрий Иванович, подымая и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводу и настроения, которые были далеки от него самого»2. Эти слова - свидетельство того, что для студентов эти лекции были также и уроком свободы человеческого познания.

Студентом Вернадский участвует в организованной В.В. Докучаевым Нижегородской комплексной экспедиции. Он самостоятельно изучал естественные обнажения оврага, собирал ископаемые и определял их. Его статья об этих обнажениях была напечатана в отчете экспедиции, явившись первой печатной научной его работой.

Д.И. Менделеев заложил в Вернадском-студенте глубокое понимание химии, а В.В. Докучаев, на примере почв, - понимание органической связи живого и косного вещества планеты.

По традиции, у отечественных ученых-естествоиспытателей конца XIX - начала XX вв. научный поиск гармонично сочетался с просветительской деятельностью. Перу Д.И. Менделеева, В.В. Докучаева, И.И. Мечникова, И.М. Сеченова, В.В. Вернадского, К.А. Тимирязева принадлежат многочисленные научно-популярные статьи, печатавшиеся массовыми тиражами в журналах и газетах. Их можно было найти во многих личных библиотеках уездных учителей, черпавших новые знания не из пересказа журналистов, а из первых уст крупных ученых.

К сожалению, эта традиция ушла в прошлое. Ее возрождение одна из важнейших задач наступившего XXI в. Учителям всех уровней как воздух нужны надежные вспомогательные материалы, дополнительные пособия на всех современных видах носителей.

Образование и ноосфера

Возвращаясь к ноосферной концепции, мы должны еще раз напомнить, что ее отличие от техносферы именно в образованности масс, учащегося народа. В конечном счете, развитие общества зависит от общей культуры и образованности народа, от способности социума раскрыть творческие возможности своих граждан. Здесь культура личности, как основного составляющего элемента цивилизации, выходит на передний план.

Один из последователей учения Вернадского академик Н.Н. Моисеев в своем посмертном труде сказал, что «человек может иметь будущее лишь в том случае если он примет на себя ответственность не только за развитие общества, но и биосферы в целом»3.

Только теперь, спустя более полувека во всем мире начинают понимать актуальность ноосферной концепции В.И. Вернадского, «все практическое значение его идей»4.

«Тот народ, который сумеет возможно полно, возможно быстро, возможно совершенно овладеть новыми открывающимся в человеческой жизни знанием, совершенно развить и приложить его к своей жизни, - получит ту мощь, достижение которой и направление которой на общее благо является основной задачей всякой разумной государственной политики», - писал В.И. Вернадский5.

Путь к этому лежит через широкую систему народного образования, повышения общей культуры населения. Развитие техники постепенно освобождает людей от тяжелых физических нагрузок, увеличивает свободное время. Его надо уметь использовать. Прав был П.Л. Капица, когда говорил, что «современное общество пока еще не подготовлено, чтобы с пользой для себя употребить тот материальный достаток и тот досуг, которые дала ему научно-техническая революция. Неумение людей использовать свой заработок и досуг может стать для человечества не менее опасным, чем гибель от всеобщей атомной бомбы»6.

И в этом система ноосферного образования на всех отмеченных выше этапах должна сыграть далеко не последнюю роль. Только таким путем возможно глубокое осознание основного вывода концепции ноосферы: будущее человечества, как части единой системы биосферы, зависит от того, когда оно поймет свою связь с

1 Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. М.: Наука, 1982. С. 41.

2 В.И. Вернадский. Отрывки из воспоминаний о А.Н. Краснове. Труды по истории науки в России. М.: 1988. С. 329.

3 Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. С. 183.

4 Grenier E. Vladimir Vernadsky, De la biosphere a la noosphere. Fusion. 2000. N 89.

5 Вернадский В.И. Избр. соч. Т. 4. Кн.1. С. 9.

6 Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. Доклад на Международном конгрессе по подготовке преподавателей физики для средней школы (Венгрия) // Вопросы философии. 1971. № 7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vivovoco.rsl.rU/VV/pAPERS/BIO/KOLMOGOR/KAP_EDU.HTM

Титульный лист сборника со статьей В.И. Вернадского «О научном мировоззрении».

Природой (Богом, Высшим Разумом, Мировой Информацией) и примет на себя ответственность не только за развитие общества (к чему стремились все утописты), но биосферы в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. АРАН. Ф. 518. Оп. 2. Д. 56. Л. 20 (Письмо к Т.Н. Толь 30 дек. 1943 г.)

ARAN. F. 518. Op. 2. D. 56. L. 20 (Pis'mo k T.N. Tol' 30 dek. 1943 g.)

2. Вернадский В.И. Ближайшие задачи академической жизни // Право. 1905. N° 25.

Vernadskii V.I. Blizhaishie zadachi akademicheskoi zhizni. Pravo. 1905. N 25.

3. Вернадский В.И. Высшая школа в России // Ежегодник газеты «Речь». СПб., 1914.

Vernadskii V.I. (1914). Vysshaya shkola v Rossii. Ezhegodnik gazety «Rech'». Sankt-Peterburg.

4. Вернадский В.И. Дневники. Январь 1920 - март 1921. Киев: Наукова Думка, 1997. 272 с.

Vernadskii V.I. (1997). Dnevniki. Yanvar' 1920 - mart 1921. Kiev: Naukova Dumka. 272 р.

5. Вернадский В.И. Задачи высшего образования нашего времени // Вестник воспитания. 1913. М 6. С. 1-17; Вестн. высш. шк. 1988. М 3. С. 57-63.

Vernadskii V.I. (1913, 1988). Zadachi vysshego obrazovaniya nashego vremeni. Vestnik vospitaniya. 1913. N 6. Рр. 1-17; Vestn. vyssh. shk. 1988. N 3. Рр. 57-63.

6. Вернадский В.И. Избранные сочинения. М.: Изд. АН СССР, 1954. Т. 1. 626 с.; Т. 4. Кн.1. 624 с.

Vernadskii V.I. (1954). Izbrannye sochineniya. Izd. AN SSSR. Moskva. T. 1. 626 р.; T. 4. Kn.1. 624 р.

7. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 2000. 271 с.

Vernadskii V.I. (2000). Nauchnaya mysl' kak planetnoe yavlenie. Nauka. Moskva. 271 р.

8. Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской. М.: Наука, 1988. 304 с.; М.: Наука, 1991. 320 с.; М.: Наука, 1994. 368 с.

Vernadskii V.I. (1988, 1991, 1994). Pis'ma N.E. Vernadskoi. Nauka. Moskva. 1988. 304 р.; Nauka. Moskva. 1991. 320 р.; Nauka. Moskva. 1994. 368 р.

9. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2. М.: Наука, 1977 191 с.

Vernadskii V.I. (1977). Razmyshleniya naturalista. Kn. 2. Nauka. Moskva. 191 р.

10. Вернадский В.И. Страницы автобиографии. М.: Наука, 1981. 349 с.

Vernadskii V.I. (1981). Stranitsy avtobiografii. Nauka. Moskva. 349 р.

11. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. 467 с.

Vernadskii V.I. (1988). Trudy po istorii nauki v Rossii. Nauka. Moskva. 467 р.

12. В.И. Вернадский о науке. Т. 1. Дубна: Феникс, 1997. 576 с.

V.I. Vernadskii o nauke. T. 1. Feniks. Dubna. 1997. 576 р.

13. Зубаков В.А. Биотемпопериодезация истории Земли как инструмент предотвращения тотальной экологической катастрофы // Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации. М.: Ноосфера, 2001. С. 146-193.

Zubakov V.A. (2001). Biotempoperiodezatsiya istorii Zemli kak instrument predotvrashcheniya total'noi ekologicheskoi katastrofy. In: Nauchnoe nasledie V.I. Vernadskogo v kontekste global'nykh problem tsivilizatsii. Noosfera. Moskva. Рр. 146-193.

14. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи // Вопросы философии. 1971. М 7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/KOLMOGOR/KAP_EDU.HTM

Kapitsa P.L. (1971). Nekotorye printsipy tvorcheskogo vospitaniya i obrazovaniya sovremennoi molodezhi. Voprosy filosofii. N 7. URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/KOLMOGOR/KAP_EDU.HTM

15. Кутырев В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере // Природа. 1990. М 11.

Kutyrev V.A. (1990). Utopicheskoe i real'noe v uchenii o noosfere. Priroda. N 11.

16. Моисеев Н.Н. Как приблизиться к ноосфере // Химия и жизнь. 1989. ЖЧ» 6-8.

Moiseev N.N. (1989). Kak priblizit'sya k noosfere. Khimiya i zhizn'. NN 6-8.

17. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001.

Moiseev N.N. (2001). Universum. Informatsiya. Obshchestvo. Ustoichivyi mir. Moskva.

18. Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). М.: Наука, 1982. 488 с.

Mochalov I.I. (1982). Vladimir Ivanovich Vernadskii (1863-1945). Nauka. Moskva. 488 р.

19. Назаров А.Г. Вернадский и ноосферная реальность // Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации. М.: Ноосфера, 2001. С. 29-50.

Nazarov A.G. (2001). Vernadskii i noosfernaya real'nost'. In: Nauchnoe nasledie V.I. Vernadskogo v kontekste global'nykh problem tsivilizatsii. Noosfera. Moskva. Рр. 29-50.

20. Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Личковым, 1918-1939. М.: Наука, 1979. 271 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Perepiska V.I. Vernadskogo s B.L. Lichkovym, 1918-1939. Nauka. Moskva. 1979. 271 р.

21. Ходаковский И.Л. Нообиосфера - современное состояние биосферы // Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации. М.: Ноосфера, 2001. С. 50-66.

Khodakovskii I.L. (2001). Noobiosfera - sovremennoe sostoyanie biosfery. In: Nauchnoe nasledie V.I. Vernadskogo v kontekste global'nykh problem tsivilizatsii. Noosfera. Moskva. Рр. 50-66.

22. Grenier E. Vladimir Vernadsky. De la biosphere a la noosphere // Fusion. 2000. N 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.