Научная статья на тему 'Организация тюрем в Финляндии после реформы 2006 г'

Организация тюрем в Финляндии после реформы 2006 г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
911
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / АГЕНТСТВО УГОЛОВНЫХ САНКЦИЙ / ОТКРЫТАЯ ТЮРЬМА / ЗАКРЫТАЯ ТЮРЬМА / СЛУЖБЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ САНКЦИЙ / ЗАКОН О ТЮРЬМАХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коски М., Дружининская О.В.

В статье рассматривается современное состояние уголовно-исполнительной системы Финляндии, сложившееся в результате реформы 2006 г., дается краткая характеристика процесса преобразований в области исполнения наказаний и раскрываются основные особенности организации финских тюрем, приводятся статистические данные и изменения 2015 г. в Законе о тюрьмах Финляндии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация тюрем в Финляндии после реформы 2006 г»

УДК 343.8(480)

Организация тюрем в Финляндии после реформы 2006 г.

М. КОСКИ - менеджер тюрьмы Хямеэнлинна, Тюремная служба Финляндии;

О.В. ДРУЖИНИНСКАЯ - старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков ВИПЭ ФСИН России, кандидат филологических наук, доцент

В статье рассматривается современное состояние уголовно-исполнительной системы Финляндии, сложившееся в результате реформы 2006 г., дается краткая характеристика процесса преобразований в области исполнения наказаний и раскрываются основные особенности организации финских тюрем, приводятся статистические данные и изменения 2015 г. в Законе о тюрьмах Финляндии.

Ключевые слова: реформа; принципы исполнения наказания; лишение свободы; Агентство уголовных санкций; открытая тюрьма; закрытая тюрьма; службы общественных санкций; Закон о тюрьмах.

The Prison Organization in Finland after the reform in 2006.

M. KOSKI - Manager of Prison Hameenlinna, Finland, the Prison Service;

O.V. DRUZHININSKAYA - Senior Lecturer of the Department of Russian and Foreign Languages of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Philology, Associate Professor

The article describes the present situation in the penal system of Finland as a result of reform in 2006. The authors give a short characteristic of changes and reorganization in the field of penal jurisdiction and explain the main features of organization of Finnish prisons with the view of some statistic data and the latest changes of 2015 in the Finnish Act of Imprisonment.

Key words: reform; principles of penal execution; imprisonment; the Criminal Sanctions Agency; open prison; closed prison; community sanctions offices; the Act of Imprisonment.

Финляндия имеет очень низкий уровень преступности - это одна из самых безопасных стран в мире. В США и России, учитывая общее количество населения, число лиц, отбывающих наказание в тюрьме, в десять раз больше, чем в Финляндии. Такая ситуация сложилась благодаря кардинальной реформе финской системы наказаний. Еще в начале XX в. ее называли страной тюрем, а в отношении уголовно-исполнительной политики она была далека от своих скандинавских соседей: система уголовного судопроизводства являлась менее гибкой и в большей степени репрессивной.

Реформа финского тюремного законодательства была осуществлена в несколько этапов (начиная с 1960-1970-х гг.). Первые попытки были направлены на сокращение

числа преступников, отправляемых в заключение, и на уменьшение продолжительности сроков изоляции. Дальнейшие преобразования были обусловлены изменениями в Конституции Финляндии, в результате которых к 2000 г. установили более высокие стандарты в отношении фундаментальных прав. В связи с этим возникла необходимость в новом национальном тюремном законодательстве, вступившем в силу 1 октября 2006 г. Оно включает в себя новый Закон о тюрьмах (Act of Imprisonment), состоящий из 22 глав и 400 параграфов, а также отдельные законодательные акты, содержащие пересмотренные положения в отношении заключения под стражу и принципы задержания полицией.

Общие принципы исполнения наказаний в виде лишения свободы, представленные

в Законе о тюрьмах, могут быть сведены к следующим: 1) тюремное заключение должно состоять только в потере или ограничении свободы; 2) гуманное и справедливое обращение с осужденными; 3) исключение дискриминации. Преследуя общую цель реабилитации осужденных, уголовно-исполнительное законодательство Финляндии устанавливает, что условия жизни в тюрьме должны по мере возможности соответствовать преобладающим в обществе; за-ключенному1 должны быть предоставлены возможности поддерживать свое здоровье и функциональные способности; должны быть приложены усилия, чтобы предотвратить вред, наносимый лишением свободы. В Законе о тюрьмах также подчеркивается, что наказание в виде тюремного заключения должно быть приведено в исполнение таким образом, чтобы это было безопасным для общества, персонала исправительного учреждения и заключенных. В отношении несовершеннолетних правонарушителей необходимо учитывать потребности, обусловленные их возрастом и стадией разви-тия2.

В целом тюремная реформа 2006 г. была направлена на потребности заключенного с целью подготовить его к жизни без преступлений после освобождения, развить его навыки и приспособленность к жизни в обществе. Одним из ключевых моментов реформы также является отнесение лиц, которые моложе 21 года, к несовершеннолетним правонарушителям, освобождаемым условно-досрочно после отбытия 1/з срока. Особо опасные преступники содержатся отдельно по приговору суда и получают условно-досрочное освобождение после 5/б срока. После освобождения они в обязательном порядке находятся под наблюдением. В результате реформы 2006 г. был отменен тюремный суд, представлявший собой совет по принятию решений, например, относительно получения статуса несовершеннолетнего правонарушителя, условно-досрочного освобождения или изоляции особо опасного преступника. Заключенные также получили право подавать апелляционные жалобы директору регионального центра уголовных санкций на решения тюремного персонала, кроме того, права сотрудников в отношении наказания осужденных были несколько ограничены.

Изменения затронули и организацию Тюремной службы Финляндии. Причем последнее реформирование в этом направлении произошло в 2011 г., когда вместо пяти

районов (District prisons) было образовано три региона (Criminal sanctions areas).

В Финляндии осуществление уголовных санкций относится к сфере полномочий Министерства юстиции. Вопросы, связанные с организацией управления тюрьмами и досрочным освобождением, находятся в ведении Департамента уголовной политики этого министерства, а практической работой по исполнению наказаний - лишением свободы и так называемыми общественными санкциями (community sanctions) - занимается специальный орган в рамках министерства - Агентство уголовных санкций (the Criminal Sanctions Agency). Главная обязанность агентства - следить за тем, чтобы решения суда (в Финляндии суды действуют по нормам статутного и общего права) приводились в исполнение на законных основаниях. Агентство осуществляет наказания в виде лишения свободы, в том числе вследствие неуплаты штрафа, а также задержание и содержание под стражей, связанные с судебными разбирательствами. В настоящее время одна из основных задач агентства - повысить безопасность общества путем снижения риска повторных правонарушений.

Главное управление Агентства уголовных санкций расположено в Хельсинки. В его состав входят 15 служб общественных санкций, 26 открытых и закрытых тюрем, 2 госпиталя. Все тюрьмы финансируются государством и управляются государственными служащими. В Финляндии нет частных тюрем, а также каких-либо планов развития в этом направлении. Существование частных тюрем противоречит § 124 Конституции Финляндии, согласно которому любая задача, включающая в себя осуществление государственной власти, может быть возложена только на государственные органы3.

В ведении агентства находится отдел здравоохранения, расположенный в городе Хямеэнлинна. Его деятельность направлена на поддержание здоровья осужденных путем предоставления им медицинских и связанных с ними услуг (предупреждение и лечение заболеваний).

Исходя из общего количества населения и количества людей в местах лишения свободы Финляндия разделена на три региона в отношении исполнения уголовных санкций: южная (Хельсинки), западная (Темпера) и северо-восточная Финляндия (Куопио). В региональных центрах сосредоточена главным образом управленческая работа. Каждый регион имеет центр оценки (Assessment

Centre), который занимается подготовкой документации, оцениванием осужденных и планированием их срока наказания с учетом оценки и размещения осужденных.

Службы общественных санкций реализуют соответствующие меры: общественные работы, ювенальные наказания, надзор над несовершеннолетними правонарушителями, получившими условный срок лишения свободы, и условно-досрочно освобожденными, а с ноября 2011 г. в их обязанности входит надзор за теми, кто отбывает наказание под наблюдением электронных средств слежения. Их цель - помочь лицам, приговоренным к общественным работам, -клиентам (criminal sanctions clients) - адаптироваться в обществе и вести законопослушный образ жизни.

В 2014 г. число клиентов этих служб составляло 4136 чел., что на 134 чел. меньше по сравнению с 2013 г. В среднем 3137 чел., из которых 11% составляли женщины, ежедневно отбывали наказание в виде общественных санкций. Количество судебных решений о наказании в виде общественных санкций обусловлено сокращением конвертируемых приговоров, то есть приговоров к тюремному сроку менее восьми месяцев. Наиболее очевидной причиной этого явилось снижение числа случаев вождения автомобиля в нетрезвом состоянии.

Распределение мест в исправительных учреждениях Финляндии таково, что 69% приходится на закрытые тюрьмы и 31% -на открытые тюрьмы и тюремные камеры открытого типа (по состоянию на конец 2014 г.)4. Осужденные, способные адаптироваться к более свободным условиям, чем условия в закрытых тюрьмах, помещаются в открытые тюрьмы. Закрытая тюрьма - это классическая тюрьма, где люди не могут выходить за пределы территории.

По финским законам, любой осужденный к концу срока переводится в тюрьму открытого типа. Она представляет собой поселок из нескольких деревянных домов, в которых комнаты для заключенных не запираются. Частью открытой тюрьмы является учебный корпус, где по желанию заключенные могут получать какое-либо специальное образование. Сотрудники тюрьмы и отбывающие наказание питаются в одной столовой, но есть возможность готовить еду самостоятельно. В открытой тюрьме некоторым лицам, отбывающим наказание, разрешается покидать пределы места заключения, но предварительно их снабжают средствами электронного слежения. Электронный кон-

тролер правонарушители носят в сумке или в кармане, так что со стороны их невозможно отличить от свободных граждан. В открытой тюрьме Ванайя, рядом с городом Хя-меэнлинна, практикуют использование так называемой семейной камеры (family ward), где осужденные находятся вместе со своими маленькими детьми.

В 2014 г. среднее ежедневное число заключенных составляло 3097 чел., что на 78 чел. меньше по сравнению с предыдущим годом, среднее ежедневное число осужденных сократилось на 124 чел. И наоборот, количество лиц, находящихся в предварительном заключении, увеличилось с 41 до 619. В среднем 168 чел. получили условный срок. Рост числа приговоренных к пожизненному тюремному заключению, наблюдаемый с 1990-х гг., в настоящее время имеет тенденцию к снижению. К концу 2014 г. эта цифра составила 203 (208) чел. Общее количество мест в финских тюрьмах - 3023 (на 31 мая 2015 г.)5. Переполнение наблюдается в основном в закрытых тюрьмах.

Одним из направлений реформы уголовно-исполнительной системы Финляндии является улучшение условий содержания в тюрьмах. Согласно Закону о тюрьмах (§ 1 гл. 7) при реконструкции тюремных зданий жилые помещения для осужденных должны быть оснащены в соответствии с требованиями строительного законодательства6. Во многих тюрьмах в каждой камере находится отдельный туалет, а в некоторых даже душ. Однако в закрытых тюрьмах 180 камер по-прежнему не имеют таких условий проживания.

Осужденные получают суточный рацион питания и одежду. В открытых исправительных учреждениях они носят свою собственную одежду, в закрытых тюрьмах это право может быть ограничено на основании распоряжения администрации в целях соблюдения охраны труда и техники безопасности на производстве или при осуществлении надзора (§ 2 гл. 7 Закона о тюрьмах)7. Согласно нововведению 2015 г. в Закон о лишении свободы директор регионального центра уголовных наказаний может запретить определенный вид одежды в тюрьме усиленного режима8. Старший инспектор вправе не разрешать ношение отдельного предмета одежды любому заключенному без исключения, если это нарушает общественный порядок и угрожает безопасности исправительного учреждения.

Для каждого заключенного на основании структурированной оценки рисков и потреб-

ностей составляется индивидуальный план осуществления наказания (sentence plan) -одно из основных средств, используемых в системе исполнений наказания ряда западных стран9. Он рассчитан на весь срок лишения свободы, поэтому может обновляться. Большая часть привилегий осужденного зависит от успешности выполнения этого плана. Примечательно, что разработка плана на период исполнения наказания для заключенных, осужденных и лиц, приговоренных к общественным работам, а также приведение в исполнение приговора, включая стадию освобождения, - все это представляет собой согласованное, последовательно выстроенное целое.

Лица, находящиеся в заключении, обязаны участвовать в какой-либо деятельности, организованной в исправительном учреждении, чтобы развивать навыки для законопослушной жизни, то есть они должны улучшать свою работоспособность и поддерживать образ жизни без алкоголя и наркотиков. Как правило, они могут работать или принимать участие в программах профессионального обучения, если не освобождены от этой обязанности по состоянию здоровья, в связи с получением образования или по какой-либо другой причине. Заключенные могут получить также разрешение заниматься образованием как в тюрьме, так и за ее пределами. Часть срока лишения свободы может быть отбыта вне тюрьмы - в лечебном учреждении для наркозависимых.

Цели трудовой деятельности в тюрьме - поддержать и улучшить имеющиеся профессиональные навыки (occupational work), развить трудовые способности и помочь осужденным исправиться (rehabilitative work), что в целом способствует их дальнейшему трудоустройству. Помимо этого, работа помогает упорядочить повседневную жизнь заключенных. В основу трудовой деятельности в тюрьме положен принцип нормализации, то есть работа, выполняемая в исправительном учреждении, должна соотноситься или совпадать с тем, чем будет заниматься осужденный после освобождения. Половина заключенных работает непосредственно в помещениях и на территории тюрьмы: они занимаются хозяйственной деятельностью, текущим ремонтом, содержанием и техническим обслуживанием материальной базы, строительными работами. Оставшаяся часть трудится на производстве. Продукция идет на продажу государственным, муниципальным учреждениям, торгово-промышленным предприятиям или

непосредственно частным лицам через магазин при тюрьме. Такие изделия, как корпусная мебель и одежда для заключенных, производятся для использования в учреждениях агентства. Традиционными видами работы в тюрьме являются строительство, работы по дереву, металлу, сельскохозяйственный труд, производство дорожных знаков, упаковка и сборка в качестве субподрядных работ. При определенных условиях заключенному могут разрешить работать за пределами тюрьмы или в тюрьме индивидуально.

В соответствии с данными за 2013 г.10, примерно треть времени осужденные уделяют работе. В открытых тюрьмах заключенные получают за свой профессиональный труд надлежащую облагаемую налогами зарплату, размер варьируется от 3,70 и 4,50 евро в час. Налоги на прибыль, компенсация за питание и содержание в тюрьме, а также возможные долговые обязательства и иные установленные выплаты вычитаются из заработанных денег. Как в закрытых, так и в открытых тюрьмах тем, кто работает, учится или проходит курс реабилитации, выплачивается не облагаемое налогами денежное пособие за занятость (activity allowance) в размере 0,70 или 0,90 евро в час. В открытых тюрьмах, а при хорошей производительности и в закрытых учреждениях эта сумма составляет 1,20 евро в час. За работу или иную деятельность на постоянной основе, за которую осужденные не получают ни зарплаты, ни денежного пособия за занятость, они получают денежные выплаты на расходы (expense allowance) в размере 0,30 евро. Лица, не занятые ни в одном из видов деятельности по необоснованным причинам, получают 0,15 евро.

В 2012 г. годовой доход от производства в исправительных учреждениях составил около 8,8 млн евро, в том числе внутренний доход - 2 млн евро11.

Согласно Закону о тюрьмах исправительные учреждения также обязаны обеспечить осужденным реабилитацию и занятия поддерживающими видами деятельности (supportive activities). Реабилитационная деятельность в тюрьмах - это в основном лечение от наркотической и алкогольной зависимости, поскольку такие проблемы имеются у большинства заключенных. В последние годы тюремные власти Финляндии предпринимают все больше усилий по развитию своих антиалкогольных и антинаркотических программ. Они состоят из трех этапов: лечение, восстановление и контроль.

Первый этап проводится главным образом медицинским персоналом, второй этап реализуется обычно в форме индивидуальной работы, третий этап состоит в наблюдении и проведении контрольных обследований.

По материалам Национально-исследовательского института правовой политики (Хельсинки)12, в настоящее время Агентство уголовных санкций предоставляет большую часть всех осуществляемых в Финляндии услуг по лечению и реабилитации нарко- и алкоголезависимых. Такого рода программы основываются либо на познавательно-поведенческой терапии (cognitive behaviour therapy), либо на лечении в сообществе (community treatment). Заключенный, имеющий зависимость или какие-либо особые проблемы с поведением на свободе, может быть на ограниченный период времени (самое большее шесть месяцев) помещен в специальное учреждение за пределами тюрьмы или соответствующее отделение в тюрьме для реабилитации от зависимости или участия в другой целенаправленной деятельности, улучшающей его способность к адаптации.

В ряде тюрем организованы специальные курсы, развивающие социальные навыки и умение решать различные проблемы. Существует также курс для осужденных за правонарушения сексуального характера, а также курс по управлению гневом и программа самоизменения для осужденных за насильственные преступления. В настоящее время разрабатываются групповые программы для заключенных, виновных в домашнем насилии. Тюрьмы обеспечивают также всестороннюю социальную реабилитацию: организуют группы развития навыков, необходимых в повседневной жизни, семейные программы и программы подготовки к выходу на свободу. Кроме групповых видов деятельности психосоциальная реабилитация включает в себя социальную работу, а также индивидуальную работу, осуществляемую психологами или тюремными священниками.

Принцип нормализации подчеркивает, что те, кто лишен свободы, имеют такое же право на образование, как и любой человек в обществе. В 2014 г. в среднем 232 заключенных получали образование на постоянной основе. В этом направлении тюрьмы сотрудничают с расположенными поблизости образовательными учреждениями. Последние выдают аттестат, где не указано, что обучение проходило в период отбытия наказания в тюрьме. Поскольку образова-

тельные потребности осужденных разнообразны, в течение своего срока они могут получить среднее базовое образование, пройти программу среднего общего образования частично или полностью, улучшить свои профессиональные умения, освоив отдельные части профподготовки или весь курс. Некоторые получают высшее образование.

Закон о тюрьмах закрепляет право заключенного на поддержание контактов с внешним миром посредством писем, телефонных звонков, свиданий и отпусков. В тюрьмах предусмотрена возможность пользоваться мобильным телефоном за свой счет, а бесплатное использование телефона разрешается в целях информирования по важным вопросам или в других особых случаях. Правила внутреннего распорядка, действующие в исправительном учреждении, могут содержать предписания о количественных ограничениях при пользовании телефоном. Разрешение на телефонный звонок может зависеть от того, с кем намерен контактировать осужденный. Пользование телефоном и другими средствами связи может быть прервано или запрещено, если необходимо предотвратить правонарушение или поддержать установленный порядок в исправительном учреждении (§ 6, 9 гл. 12)13.

Нововведения 2015 г. в Закон о тюрьмах предоставляют заключенным в закрытых тюрьмах возможность получить разрешение на пользование телефоном и вести переписку, в том числе по Интернету, в образовательных целях, а также для связи с органами государственной и местной власти. Все остальные доступы ограничены. Кроме того, в случае несоблюдения правил разрешение отменяется. В открытых тюрьмах также возможно использование Интернета в социальных и экономических целях, если этого, например, требует производственная необходимость. Осужденные вправе отправлять электронные письма с помощью сервера исправительного учреждения, которые являются предметом такого же контроля, как и обычные письма. Причем решение о прочтении корреспонденции в соответствии с последними поправками в законе может быть принято в течение двух недель, а не индивидуально в отношении каждого письма. Это позволило упростить процедуру и сэкономить время.

Осужденные могут принимать посетителей в специально отведенных для этого помещениях или комнатах для посещения

родственниками в часы приема. Согласно правилам внутреннего распорядка тюрьмы о визитах необходимо договариваться заранее. Если необходимо, посещения проходят под надзором (в помещениях со стеклянной перегородкой, видеокамерой или в присутствии сотрудника), а разговор может прослушиваться. В случае подозрения в злоупотреблении посетителю предлагают пройти процедуру обыска перед свиданием. Если он не согласен, в посещении могут отказать или его организуют в условиях особого контроля. В соответствии с § 3 гл. 13 Закона о тюрьмах свидания без надзора могут быть разрешены близким родственникам, иному близкому человеку, адвокату. В 2015 г. этот список был дополнен категорией «другие важные лица», что предоставило сотрудникам тюрьмы больше выбора при рассмотрении разрешений на подобные свидания. В некоторых случаях заключенный может получить разрешение на видеосвязь с родственниками посредством Интернета. Это связано с ростом числа иностранных заключенных, чьи семьи живут за пределами Финляндии, поэтому личное свидание для них было бы довольно дорогостоящим.

Кроме обычных визитов заключенный имеет право на безнадзорные посещения родственников, к которым относятся родители, братья, сестры, супруг, супруга (брак не является обязательным условием). Визит длится 2-6 ч в отдельных комнатах, где можно приготовить кофе, еду. Тем, кто отбывает длительный срок без предоставления отпуска, администрация разрешает посещение родственников. Тем не менее при любых визитах всегда должны быть предусмотрены меры безопасности.

Дополнением в Закон о тюрьмах явился пункт о посещениях детьми, согласно которому свидания детей до 15 лет и их родителей, отбывающих тюремное наказание, должны проходить в специальных комнатах с уютной домашней обстановкой (§ 2 гл. 13). Немногие тюрьмы соответствуют этому требованию. Цель данного нововведения - сохранить связь родителей и детей.

В Финляндии все заключенные с определенного момента отбывания срока могут запрашивать разрешение на отпуск из тюрьмы

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 В западном уголовно-исполнительном праве слово «заключенный» (prisoner) используется для обозначения лица, отбывающего наказание в виде тюремного заключения (imprisonment), то есть того, кто находится в тюрьме (prison). В этом значении оно синонимично слову «осужденный».

(permission of leave). Это является нормальной частью процесса исполнения наказания. В Законе о тюрьмах (гл. 14) указывается, что самое раннее время для такого отпуска является У или % срока тюремного заключения до условно-досрочного освобождения, но не ранее двух месяцев пребывания в тюрьме.

Отпуск по исключительным причинам не связан с продолжительностью отбытой части наказания. Разрешение на него может быть предоставлено «в случае существования важной причины или для участия в каком-либо событии за пределами тюрьмы, если такое разрешение имеет важное значение для семьи, поддержания здоровья, получения средств к существованию, работы, обучения, обеспечения жильем или решения других социальных вопросов заключенного»14. Если осужденный выполняет условия пребывания в отпуске, время его отсутствия в тюрьме засчитывается в срок наказания. В 2014 г. общее число тех, чьи просьбы об отпуске были удовлетворены, составило 11 312 чел. При этом зафиксировано 444 случая нарушения правил проведения отпуска (4% от общего количества отпусков).

Благодаря реформированной и к настоящему моменту вполне сложившейся системе исполнения наказаний в Финляндии количество заключенных и тех, кто отбывает наказание в виде общественных работ, а также уровень повторных правонарушений постепенно снижаются (ежегодный отчет Агентства уголовных санкций за 2014 г.). В 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 6% сократилось количество правонарушителей, приговоренных к общественным работам. Среднее число заключенных снизилось незначительно, примерно на 2,5%, по сравнению с 2013 г. За последние пять лет уровень рецидива среди лиц, отбывающих наказание в тюрьме и выполняющих общественные работы, стал значительно ниже.

Завершая рассмотрение пенитенциарных преобразований и организации тюрем в Финляндии, отметим, что данный опыт может быть использован как источник совершенствования норм российского уголовного и уголовно-исполнительного права.

1 V zapadnom ugolovno-ispolnitel'nom prave slovo «zakljuchennyj» (prisoner) ispol'zuetsja dlja oboznachenija lica, otbyvajushhego nakazanie v vide tjuremnogo zakljuchenija (imprisonment), to est' togo, kto nahoditsja v tjur'me (prison). V jetom znachenii ono sinonimichno slovu «osuzhdennyj».

2 См.: URL: http://rikosseuraamus.fi/material/attachments/ rise/saannokset-osanliitteet/6IOn6IKW7/Vankeuslaki_-_ Imprisonment_Act.pdf

3 См.: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1999/ en19990731.pdf (дата обращения: 16.07.2015).

4 См.: URL: http://www.rikosseuraamus.fi/material/attach-ments/rise/julkaisut-tilastollinenvuosikirja/bC№CZ22h/Statisti-cal_Yearbook_2014_of_the_Criminal_Sanctions_Agency_kor-jattu.pdf

5 См.: URL: http://www.rikosseuraamus.fi/en/index/enforce-ment/basiccare/accommodation.html

6 См.: URL: http://rikosseuraamus.fi/material/attachments/ rise/saannokset-osanliitteet/6IOn6IKW7/Vankeuslaki_-Jmpris-onment_Act.pdf

7 См.: Там же.

8 В Финляндии нет официальной классификации тюрем по степени обеспечения безопасности. Однако интенсивность надзора в закрытых тюрьмах различна: в одних содержатся только лица, приговоренные к длительным срокам лишения свободы (более двух лет), в других находятся также те, кто совершил правонарушение впервые.

9 См.: Шмид М., Огрохина Е.А. Об основных особенностях системы исполнения наказаний и принудительных мер Швейцарии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 4 (24). С. 80.

10 См. http://www.rikosseuraamus.fi/en/index/enforcement/ activities.html

11 См. http://www.rikosseuraamus.fi/en/index/enforcement/ activities/workactivity.html

12 From the «land of incarcerations» towards the society with a minimal use of pain: Finnish experience of reducing the prison population. National Research Institute of Legal Policy. Research report 261. Helsinki, 2012. P. 70-71 [Электронный ресурс] // URL: http://kpfu.ru/docs/F733060233/%FF%F1%E0%E2%E5% E5%E2.pdf

13 См.: URL: http://rikosseuraamus.fi/material/attachments/ rise/saannokset-osanliitteet/6IOn6IKW7/Vankeuslaki_-_Impris-onment_Act.pdf

14 См.: URL: http://rikosseuraamus.fi/material/attachments/ rise/saannokset-osanliitteet/6IOn6IKW7/Vankeuslaki_-_Impris-onment_Act.pdf

2 Sm.: URL: http://rikosseuraamus.fi/material/attachments/ rise/saannokset-osanliitteet/6IOn6IKW7/Vankeuslaki_-_ Imprisonment_Act.pdf

3 Sm.: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1999/ en19990731.pdf (data obrashhenija: 16.07.2015).

4 Sm.: URL: http://www.rikosseuraamus.fi/material/ attachments/rise/julkaisut-tilastollinenvuosikirja/bCNzCZ22h/ Statistical_Yearbook_2014_of_the_Criminal_Sanctions_Agency_ korjattu.pdf

5 Sm.: URL: http://www.rikosseuraamus.fi/en/index/ enforcement/basiccare/accommodation.html

6 Sm.: URL: http://rikosseuraamus.fi/material/attachments/ rise/saannokset-osanliitteet/6IOn6IKW7/Vankeuslaki_-_ Imprisonment_Act.pdf

7 Sm.: Tam zhe.

8 V Finljandii net oficial'noj klassifikacii tjurem po stepeni obespechenija bezopasnosti. Odnako intensivnost' nadzora v zakrytyh tjur'mah razlichna: v odnih soderzhatsja tol'ko lica, prigovorennye k dlitel'nym srokam lishenija svobody (bolee dvuh let), v drugih nahodjatsja takzhe te, kto sovershil pravonarushenie vpervye.

9 Sm.: Shmid M., Ogrohina E.A. Ob osnovnyh osobennostjah sistemy ispolnenija nakazanij i prinuditel'nyh mer Shvejcarii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2013. № 4 (24). S. 80.

10 Sm. http://www.rikosseuraamus.fi/en/index/enforcement/ activities.html

11 Sm. http://www.rikosseuraamus.fi/en/index/enforcement/ activities/workactivity.html

12 From the «land of incarcerations» towards the society with a minimal use of pain: Finnish experience of reducing the prison population. National Research Institute of Legal Policy. Research report 261. Helsinki, 2012. P. 70-71 [Jelektronnyj resurs] // URL: http://kpfu.ru/docs/F733060233/%FF%F1%E0%E2%E5%E5 %E2.pdf

13 Sm.: URL: http://rikosseuraamus.fi/material/attachments/ rise/saannokset-osanliitteet/6IOn6IKW7/Vankeuslaki_-_ Imprisonment_Act.pdf

14 Sm.: URL: http://rikosseuraamus.fi/material/attachments/ rise/saannokset-osanliitteet/6IOn6IKW7/Vankeuslaki_-_ Imprisonment_Act.pdf m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.