Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-МИЛИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / ВОЙСКА НКВД СССР / ОБЪЕКТЫ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родин А.В.

Проведен анализ правового основания размещения территориальных воинских частей как источника правового регулирования территориального планирования объектов обороны и безопасности в советском периоде. Акцентировано внимание на необходимости дальнейшего изучения источников правового регулирования и учета практического опыта, имеющегося в советском периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Родин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TERRITORIAL MILITARY UNITS AS A MEANS OF LEGAL REGULATION OF TERRITORIAL PLANNING DEFENSE AND SECURITY FACILITIES

The analysis of the legal basis for the placement of territorial military units as a source of legal regulation of territorial planning of defense and security facilities in the Soviet period is carried out. Attention is focused on the need for further study of the sources of legal regulation and taking into account the practical experience available in the Soviet period.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_92 УДК 34.01

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ORGANIZATION OF TERRITORIAL MILITARY UNITS AS A MEANS OF LEGAL REGULATION OF TERRITORIAL PLANNING OF DEFENSE AND SECURITY FACILITIES

РОДИН Андрей Вячеславович,

адъюнкт факультета подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института,

войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург.

198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.

E-mail: Rodinav1102@gmail.com;

RODIN Andrey Vyacheslavovich,

Adjunct of the Faculty of Training of Highly Qualified Personnel and Additional Professional Education

St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute,

troops of the National Guard of the Russian Federation, St. Petersburg.

198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1.

E-mail: Rodinav1102@gmail.com

Краткая аннотация: Проведен анализ правового основания размещения территориальных воинских частей как источника правового регулирования территориального планирования объектов обороны и безопасности в советском периоде. Акцентировано внимание на необходимости дальнейшего изучения источников правового регулирования и учета практического опыта, имеющегося в советском периоде.

Abstract: The analysis of the legal basis for the placement of territorial military units as a source of legal regulation of territorial planning of defense and security facilities in the Soviet period is carried out. Attention is focused on the need for further study of the sources of legal regulation and taking into account the practical experience available in the Soviet period.

Ключевые слова: территориальное планирование, территориально-милиционной системы, войска НКВД СССР, объекты обороны и безопасности.

Keywords: territorial planning, territorial-militia system, NKVD troops of the USSR, defense and security facilities.

Для цитирования: Родин А.В. Организация территориальных воинских частей как средство правового регулирования территориального планирования объектов обороны и безопасности //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 92-93. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_92.

For citation: Rodin A.V. Organization of territorial military units as a means of legal regulation of territorial planning of defense and security facilities // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 92-93. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_92.

Статья поступила в редакцию: 07.03.2023

Актуальность исследования вопросов правового регулирования объектов обороны и безопасности уже являлась областью интересов автора [1, С. 101-107], и в настоящее приобретает дополнительную значимость в связи с недавним заявлением Министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу о необходимости создания двух межвидовых стратегических территориальных объединений Вооруженных сил (Московский и Ленинградский военные круга) [2]. Указанная работа является продолжением общего исследования автора источников правового регулирования территориального планирования объектов обороны и безопасности советского периода.

Тяжёлое экономическое состояние, сложившееся в стране в 20-х гг. XX века вызванное последствиями Первой мировой и Гражданской войн оказало влияние как на определение модели экономического развития страны, так и на строительство вооруженных сил и принципов размещения объектов обороны и безопасности. М.В. Фрунзе была предложена модель сочетания кадровой и территориально-милиционной системы формирования и размещение воинских частей [3, С. 220-221]. Практическое применение указанной модели осуществлено в 1922 году в Петрограде, в результате чего была сформирована милиционная бригада в дальнейшем преобразованная в территориальную, а уже в января 1923 года высшим военно-политическим органом вынесено постановление по переводу еще 9 кадровых дивизий на территориально-милиционный принцип. К весне 1923 года имелось 9 территориальных дивизий с местами размещения в Ленинградском, Московском, Западном, СевероКавказском и Приволжском военных округах.

Правовым закреплением принципа территориального планирования воинских частей и источником их правового регулирования стал декрет Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комисаров СССР принятый в августе 1923 года о создании территориальных воинских частей [4], которые просуществуют до начала Второй мировой войны [5, С. 22-23].

В декрете прямо указывалось, что районы формирования частей, размещение которых осуществляется на территориальных принципах устанавливаются Революционным Военным Советом страны.

На первых этапах размещение и создание территориально-милиционных воинских частей осуществлялось активно и по состоянию на апрель 1926 года насчитывало 49 дивизий, 3 полка, 2 кавалерийских дивизии и 1 полк бронепоездов [6, С. 11]. Районирование воинских частей предлагалось осуществлять с учетом обеспечения близости их расположения к штабам и совпадения место дислокации последних с административными центрами [7, С. 223].

Территориальное планирование размещение воинских частей осуществлялось с учетом особенностей административных элементов страны, экономического районирования, состава и плотности населения. Основные принципы были направлены на возможное приближение армии к населению, производственному процессу. Кадровые подразделения воинских частей обычно размещались в уездном либо волостном центре с учетов времени прибытия личного переменного состава не более одних суток. В большинстве случаев местами размещения дивизий являлись губернии, полков - уезды, рот - волости [8]. Данный принцип районирования воинских частей должен был отвечать условию комплектования переменным составом, при этом имелись случаи, что в результате низкой плотности населения районирование воинской части осуществлялось с учетом комплектования в границах нескольких губерний или уездов.

Территориальная система на практике имела экономические преимущества (подготовка военнослужащих с меньшими затратами) и политический (укрепление взаимодействия рабочих с крестьян, обеспечение массового мобилизационного ресурса). При этом, недостатки, связанные с размещением военных объектов преимущественно с учетом экономических и демографических факторов вступали в противоречие с соображениями оперативно-стратегического характера и необходимостью дислокации на направлениях вероятного удара противника. Подобные недостатки по мнению автора являлись не допустимыми при осуществлении территориаль-

Теоретико-исторические правовые науки

ного планирования объектов обороны и безопасности, и требовали устранения с учетом имеющегося опыта размещения войск внутреннего назначения как на макро так и на микро уровне [9, С. 801 -811]. Так приказом Государственного политического управления при НКВД РСФСР [10], фактически было осуществлено территориальное планирование страны на округа войск Государственного политического управления (Московский, Западный, Петроградский, Украинский, Туркменский, Северо-Кавказский, Киргизский, Закавказский, Сибирский, Приволжский, Уральский, Крымский, Дальневосточный). Позднее 27 сентября того же года приказом Государственного политического управления РСФСР [11] округ были разделены на внутренние (Приволжский, Московский, Киргизский) и пограничные к которым относились остальные. Данные реформирование территориального устройства страны, представляло собой макро уровень территориального планирования войск внутреннего назначения.

Очевидно, что указанные недостатки по значению превзошли достоинства территориально-милиционной системы размещения воинских частей, что привело к постепенному отказу от милиционных формирований.

В этой связи, вызывает интерес анализ Закона СССР от 18 сентября 1925 года в соответствии с которым войска НКВД СССР обладая специфической характеристикой, организационно входя в наркомат, обеспечивающий государственную безопасность и правопорядок, одновременно являлись частью Рабоче-крестьянской Красной армии или единым целым [12]. Так указанным законом определялось, что Красная Армия имеет в своем составе войска Объединенного государственного политического управления и конвойную стражу Союза ССР. В дальнейшем данное положение нашло отражение в законах СССР где указывалось, что Вооруженные силы СССР организационно включают также пограничные и внутренние войска [13]. Подобная тесная правовая регламентация действий общевойсковых структур и войск специального назначения не привела к распространению территориально-милиционного принципа районирования иными словами территориального планирования воинских частей на войска, обеспечивающие внутреннею безопасность страны.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что существующее районирование объектов обороны и безопасности войск Объединенного государственного политического управления в период проведение военной реформы являлось эффективным с точки зрения военно-политического руководства страны и не требовало дополнительных мер территориального планирования.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным в целях выработки наиболее эффективного механизма правового регулирования обеспечения безопасности страны, необходимо исследовать имеющиеся источники территориального планирования советского опыта, а также учитывать их результаты применения.

Библиогра фия:

1. Никонов Д.А., Родин А.В. О некоторых теоретических и практических аспектах правового регулирования территориального планирования военных объектов, находящихся в ведении войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Российской правовой академии. 2022. № 4. С. 101-107.

2. Шойгу заявил о необходимости создать два новых военных округа // https://www.rbc.ru/politics/21/12/2022/63a2ffb69a79470a8556a5eb.

3. Фрунзе, М. В. Избранные произведения. - М., 1984. - С. 220-221.

4. Декрет ЦИК СССР, СНК СССР от 08.08.1923 «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся» // СУ РСФСР, 1923, № 92, ст. 915.

5. Щербаков Ю.В. Военно-политическая обстановка в Европе в 1920-1930-е годы: краткий анализ стратегических планов германского командования по началу агрессии на Советский Союз // Инновации в науке: научный журнал. 2016. № 7(56). С. 22-34.

6. Осьмачко С. Г. Военная реформа в СССР (1924-1928 гг.): содержание, значение и исторические уроки / С. Г. Осьмачко. - Ярославль, 1991. - С. 11.

7. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. - М., 1981. - С. 223.

8. Антошин А.М. Военная реформа 1924-1928 гг. Диссертация на соискания ученой степени кандидата юридических наук. М. 1949.

9. Дерюгин А.А., Родин А.В. Развитие территориального планирования СССР в интересах обеспечения внутренней безопасности государства // Сборник Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 100-летию образования СССР). Материал XIX международной научно-практической конференции. 2 ч. Санкт-Петербург, 2022, С. 801-811.

10. Приказ ГПУ при НКВД РСФСР от 18 июля 1923 г. № 305/417.

11. ГПУ РСФСР № 405 от 27.09.1923 г. «О реорганизации управления войсками ГПУ».

12. Закон СССР от 18 сентября 1925 г. «Об обязательной военной службе» // СЗ СССР, 1925, № 62, ст. 463.

13. Закон СССР от сентября 1939 г. «О всеобщей воинской обязанности» // Ведомости ВС СССР, 1939, № 32., Закон СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» // Ведомости ВС СССР, 1967, № 42, ст. 552.

References:

1. Nikonov D.A., Rodin A.V. On some theoretical and practical aspects of legal regulation of territorial planning of military facilities under the jurisdiction of the National Guard troops of the Russian Federation // Bulletin of the Russian Law Academy. 2022. No. 4. pp. 101 -107.

2. Shoigu declared the need to create two new military districts // https://www.rbc.ru/politics/21/12/2022/63a2ffb69a79470a8556a5eb .

3. Frunze, M. V. Selected works. - M., 1984. - pp. 220-221.

4. Decree of the CEC of the USSR, the SNK of the USSR of 08.08.1923 "On the organization of territorial military units and the conduct of military training of workers" // SU RSFSR, 1923, No. 92, Article 915.

5. Shcherbakov Yu.V. Military-political situation in Europe in the 1920s-1930s: a brief analysis of the strategic plans of the German command at the beginning aggression on the Soviet Union // Innovations in science: a scientific journal. 2016. No. 7(56). pp. 22-34.

6. Osmachko S. G. Military reform in the USSR (1924-1928): content, meaning and historical lessons / S. G. Osmachko. - Yaroslavl, 1991. - p. 11.

7. The CPSU on the Armed Forces of the Soviet Union. - M., 1981. - p. 223.

8. Antoshin A.M. Military reform of 1924-1928. Dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. M. 1949.

9. Deryugin A.A., Rodin A.V. Development of territorial planning of the USSR in the interests of ensuring internal security of the state // Collection of State and law: evolution, current state, prospects of development (to the 100th anniversary of the formation of the USSR). Material of the XIX International scientific and practical conference. 2 hours St. Petersburg, 2022, pp. 801-811.

10. Order of the GPU under the NKVD of the RSFSR dated July 18, 1923 No. 305/417.

11. GPU of the RSFSR No. 405 dated September 27, 1923 "On the reorganization of the management of the troops of the GPU".

12. The Law of the USSR of September 18, 1925 "On compulsory military sernce" // SS USSR, 1925, No. 62, Article 463.

13. The Law of the USSR of September 1939 "On universal military duty" // Vedomosti VS USSR, 1939, No. 32., The Law of the USSR of October 12, 1967 G. No. 1950-VII "On universal military duty" // Vedomosti of the USSR Armed Forces, 1967, No. 42, Article 552.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.