ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2024-9-67-77 УДК 614.2
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ ПЕРВИЧНЫХ ПАЦИЕНТОВ КАК ЭТАП МАРШРУТИЗАЦИИ В ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
С.А. Ефремов а, О.В. Кавлашвилиь, В.В. Петкаус
О.Ю. Александрова А, Е.А. Киселев е, Д.С. Попов f, М.О. Вьюхин9
а, ь, ^ д, ООО «БизнесКомпьютер», г. Екатеринбург, Россия; с е ГАУЗ СО «Свердловский областной онкологический диспансер»,
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет», г. Екатеринбург, Россия; d ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
3 https://orcid.org/0000-0003-0038-887X; : https://orcid.org/0000-0002-0342-4007; ' https://orcid.org/0009-0003-2043-7955; 3 https://orcid.org/0009-0008-8474-132X.
ь https://orcid.org/0000-0002-5574-7457; 6 https://orcid.org/0000-0002-7246-4109 ' https://orcid.org/0009-0002-8527-3667;
И Автор для корреспонденции: Петкау В.В.
АННОТАЦИЯ
Использование новых информационных технологий для оптимизации маршрутизации онкологических пациентов является одной из ключевых задач здравоохранения в РФ. Внедрение технологий телемедицинских консультаций на разных этапах маршрутизации онкологических пациентов позволяет не только значительно повысить качество оказания медицинской помощи по профилю «Онкология», но и ускорить процесс диагностики и начало лечения онкологических пациентов. На территории Свердловской области процесс оптимизации маршрутизации онкологических больных достиг за последние годы существенных положительных результатов, благодаря использованию технологий ТМК и региональной онкологической информационной системы ОНКОР, что позволяет, в свою очередь, снизить количество повторных приёмов. Цель исследования: оценка маршрутизации онкологических пациентов с применением телемедицинских консультаций (ТМК). Материалы и методы. В исследовании были использованы аналитические данные, полученные в медицинской информационной системе онкологического диспансера и региональной онкологической системе ОНКОР. В процессе исследования была проведена оценка влияния внедрения ТМК для всех впервые направляемых в онкологический диспансер первичных пациентов на соблюдение сроков маршрутизации пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗН), на полноту обследования пациентов в соответствии с клиническими рекомендациями и Программой государственных гарантий, на количество визитов пациентов в онкологический диспансер с момента первого посещения до назначения специализированного противоопухолевого лечения.
Выводы. Таким образом, проведение ТМК перед первым посещением онкологического диспансера позволило у большинства пациентов предотвратить лишний визит для получения информации о необходимости дообследования, а также сократить количество обращений, связанных с необходимостью частых приездов в диспансер, что затруднительно с учетом размеров Свердловской области.
Ключевые слова: маршрутизация онкологических больных, организация онкологической помощи, телемедицинские консультации, Свердловский областной онкологический диспансер
Для цитирования: Ефремов С.А, Кавлашвили О.В., Петкау В.В., Александрова О.Ю., Киселев Е.А., Попов Д.С., Вьюхин М.О. Организация телемедицинских консультаций для первичных пациентов как этап маршрутизации в онкологической службе. Менеджер здравоохранения. 2024; 9:67-77. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-9-67-77
«КС
Введение
I число наиболее острых проблем здравоохранения в Свердловской области, как и по всей нашей стране, входит рост заболеваемости и сохранение высокой летальности от онкологических заболеваний. Ежегодно в Свердловской
области выявляется более 18 000 первичных случаев злокачественных новообразований [1]. Согласно Программе «Борьба с онкологическими заболеваниями в Свердловской области на 2019-2024 годы» показатель должен снизиться с 223,5 (в 2017 году) до 208,9 случаев на 100 000 населения [2].
© Ефремов С.А, Кавлашвили О.В, Петкау В.В, Александрова О.Ю, Киселев Е.А., Попов Д.С, Вьюхин М.О, 2024 г.
№9 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Онкологическая служба Свердловской области представляет собой многоуровневую систему. В нее входят онкодиспансер (СООД), межмуниципальные медицинские центры, центры амбулаторной онкологической помощи и первичные онкологические кабинеты, также открыты филиалы онкодиспансера на базе многопрофильных медицинских организаций области. Для системного контроля, анализа и управления онкологической ситуацией на уровне региона в Свердловской области используется региональная онкологическая информационная система «ОНКОР».
Стоит отметить, что Свердловская область имеет неоднородную структуру: между собой районы имеют различия не только в численности и плотности населения, но и размерах, транспортной доступности, а также между квалифицированными медицинскими работниками, климатическими условиями и многими другими характеристиками. Это обусловливает различия в условиях оказания медицинской помощи, в том числе по профилю «Онкология», и находит отражение в необходимости развития в регионе телемедицинских технологий.
Телемедицина одна из передовых, востребованных во всем мире технологий, облегчающая доступ к профилактике, медицинской помощи и способствующая улучшению здоровья населения в долгосрочной перспективе. Особенно актуально данное направление в контексте ресурсных, в т.ч. финансовых или территориальных ограничениях. Современная телемедицина применяется в различных областях здравоохранения: психическое здоровье, сердечно-сосудистые заболевания, реабилитация и т.д. [3, 4, 5].
Современная телемедицина использует широкий спектр телекоммуникационных технологий для оказания медицинской помощи. Можно выделить два основных типа телемедицинской помощи в зависимости от характера контакта консультирующего и консультируемого: синхронный и асинхронный. При синхронном типе телемедицинская консультация предполагает взаимодействие в режиме реального времени, с помощью систем аудио- или видеосвязи. Асинхронная телемедицина предполагает разрыв во времени, когда консультируемый получает ответ от консультирующего спустя определенное время. Особенно асинхронный тип телемедицинской консультации актуален при рассмотрении данных лабораторных исследований, анализе фото- или видеоизображений. По субъектам консультации телемедицинские консультации разделяются на два типа: врач-врач и врач-пациент.
Наступление эпохи Интернета привело к значительным улучшениям в практике телемедицины. Особенно такой аспект технологии, который способствует передаче высококачественного потокового видео, открыло возможности к удаленному медицинскому обслуживанию пациентов на дому, в офисе или в центрах престарелых в качестве альтернативы личному приему как для первичной, так и для специализированной помощи. Телемедицина является общепринятым компонентом оказания медицинской помощи в различных странах. Современная телемедицина в формате «врач-пациент» представлена и в виде онлайн-приложений, которые позволяют пациентам планировать последующий прием с помощью видео, улучшают соответствие рекомендациям по посещению послеоперационного периода и снижают нагрузку как на пациентов, так и на врачей [6, 7, 8].
Современные мобильные приложения для здравоохранения поддерживают направление телемедицины и связывают интерактивные клинические интерфейсы с ориентированным на пользователя программным обеспечением. Лечение пациентов с легкими заболеваниями, обмен данными исследования или результаты визуализации являются примерами некритических событий, которые учитываются в данных приложениях. Пациенты также могут покупать лекарства и получать рецепты через специальные приложения, интегрированные с медицинскими информационными системами и платежными сервисами. В результате подобных интеграций данные технические решения позволяют пациентам и врачам легко взаимодействовать через одно приложение для общения и обмена данными. Можно легко собрать непосредственные данные пациента и передать их соответствующему врачу. Этим доказательством может быть карточка приема или отчеты об анализах, сохраненные в «Электронной медицинской книжке» [9, 10, 11].
В России дискуссия относительно возможностей и ограничений телемедицины началась в период обсуждения и принятия поправок к Федеральному Закону № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые законодательно регламентировали применение телемедицины в России.
В подавляющем большинстве случаев дискуссии по этому вопросу затрагивают направление телемедицины «пациент-врач». Благодаря тому, что телемедицинские консультации «врач-врач» были погружены в функционал созданных Национальных
БЗ
Менеджер
здравоохранения /
Мападег №9
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
Медицинских Исследовательских Центров (НМИЦ) по направлениям, они получили отдельное финансирование и были включены в отчетность работы этих НМИЦ [12].
Можно выделить 4 основных барьера на пути внедрения телемедицинских технологий:
1) Технологический барьер.
2) Юридический барьер.
3) Экономический барьер.
4) Методологический барьер.
Часть из этих барьеров имеют глобальный общемировой характер, некоторые из них продиктованы особенностями организации и регулирования здравоохранения в России, то есть имеют локальный характер [13].
Развитие и внедрение телемедицинских технологий на сегодняшний день очень актуально для регионов России не только в связи с ее огромной, неравномерно заселенной территорией, но и дефицитом медицинских работников. Телемедицина должна использоваться как современный инструмент при создании государством условий для эффективного и доступного медицинского обслуживания граждан нашей страны. Следует отметить, что передовыми округами по внедрению телемедицинских технологий, помимо регионов г. Москвы и Санкт-Петербурга, стали Сибирский и Уральский федеральные округа [14].
В нашей стране телемедицинские технологии регулируются Федеральным законом № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Закон дает возможность:
• проводить удаленные консультации с помощью приложения, телефона, программ для видеосвязи;
• корректировать схему лечения при условии, что человек уже был на очном приеме;
• давать рекомендации, в том числе к какому узкопрофильному специалисту стоит обратиться [15].
По факту в России более 30 лет практикуется цифровая медицина, но в основном в режиме «врач-врач», а не «пациент-врач».
Одна из основных проблем закона в том, что он накладывает вето на постановку диагноза удаленно. Это существенно сужает спектр услуг, которые клиники могут предоставить клиентам, интересующимся возможностью дистанционно получить заключение врача [16]. Дистанционные консультации или консилиум проводят чаще всего по вопросам оценки
состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации. Отдельно стоит отметить, что далеко не все регионы имеют достаточную техническую базу для проведения телемедицинских консультаций. Регионам весьма важно преодолеть «цифровое неравенство» [17].
Онкология выступает одной из наиболее значимых с точки зрения телемедицины отраслей. Развитие телемедицинских технологий по профилю «Онкология» будет способствовать повышению качества медицинского обслуживания и сможет существенно улучшить ситуацию в плане профилактики и лечения множества онкологических заболеваний.
Методы
Данное исследование носит характер кабинетного и опирается на статистическую информацию из медицинских информационных и централизованных подсистем. Регионом для изучения является Свердловская область.
В Свердловской области было принято решение о создании единого информационного пространства для онкологических учреждений региона на основе региональной информационной системы «ОНКОР» [18]. В 2016 году был проведен пилотный проект по запуску системы на шести медицинских организациях области. В 2017 году в работу включились все онкологи области.
В конце 2018 года в работу системы начали включаться специализированные медицинские организации 3 уровня (региональный уровень, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи).
В Свердловском областном онкологическом диспансере внедрена медицинская информационная система, обладающая интеграцией с централизованной подсистемой по профилю «Онкология». На текущий момент в системе ОНКОР работают все 138 медицинских организаций, участвующих в оказании онкологической помощи в регионе. Обеспечен полный охват пациентов онкологического профиля: зарегистрировано в системе более 1500 пользователей, хранятся и обрабатываются сведения более 300 000 пациентов с новообразованиями.
Основой для цифрового мониторинга онкологической ситуации выступает такой инструмент как СЭМД. «Структурированный электронный медицинский документ или СЭМД - это электронный
С
«КС
№ 9 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
документ, имеющий общепринятый формат и свою четкую структуру. Для обеспечения взаимосвязи и кооперации информационных систем все документы, используемые в рамках электронного медицинского документооборота, должны быть построены по единым правилам, иметь утвержденную структуру, быть подписаны определенным образом, отвечать требованиям по сохранности и неизменности хранимой информации [19]».
По данным в компании разработчика ООО «БизнесКомпьютер» в 2024 году через систему ОНКОР ежемесячно проходит около 100 000 СЭМД различного типа.
В системе реализована функция телемедицинской консультации, что в совокупности с охватом медицинских учреждений и сроков эксплуатации позволяет использовать данные системы для статистического анализа. В 2024 году в системе активно работают 429 пользователя, а число протоколов ТМК существенно увеличилось за последние 2 года (рис. 1).
Результаты и обсуждение
В рамках исследования нами была сопоставлена структура онкологической заболеваемости в Свердловской области и структура запросов на ТМК первичных пациентов (таблица 1).
Нами проведена оценка влияния внедрения ТМК для всех впервые направляемых в онкологический диспансер первичных пациентов на соблюдение
сроков маршрутизации пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗН), на полноту обследования пациентов в соответствии с клиническими рекомендациями и Программой государственных гарантий, на количество визитов пациентов в онкологический диспансер с момента первого посещения до назначения специализированного противоопухолевого лечения.
На первом этапе нами сопоставлена структура онкологической заболеваемости в Свердловской области и структура запросов на ТМК первичных пациентов (рис. 3,4).
Далее проведена оценка частоты назначения дополнительного обследования, которое должно быть проведено в центре амбулаторной онкологической помощи перед очным визитом в онкологический диспансер. По итогу очного визита сформирована карта дефектов обследования, которая также проанализирована с позиции нозологических единиц.
Телемедицинские консультации в Свердловской области реализованы через региональную онкологическую систему ОНКОР, интегрированную с медицинскими информационными системами медицинских организаций региона, в т. ч. с медицинской информационной системой онкологического диспансера. Аналитические возможности системы позволяют строить запросы на ТМК первичных пациентов на любой момент времени (рис. 2).
Рис. 1. Динамика проведения ТМК в Свердловской области
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 9
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
Рис. 2. Функциональная схема работы систем в Свердловской области
Таблица 1
Заболеваемость населения Свердловской области по основным локализациям за 2021-2023 гг. («грубый» ИП на 100 тыс. населения) за исключением онкогематологии
№ п/п Локализация Код МКБ 2021 2022 2023
1 Злокачественные новообразования: губы С00 1,2 1,2 1,1
2 полости рта С01-С09 6,7 7,4 6,9
3 глотки С10-С13 4,7 3,8 3,7
4 пищевода С15 6,4 6,0 5,4
5 желудка С16 26,5 28,8 28,1
6 ободочной кишки С18 37,7 41,5 43,9
7 прямой кишки, ректосигмоидного соединения, ануса С19-С21 26,7 28,2 31,8
8 печени и внутрипеченочных желчных протоков С22 9,9 10,8 11,1
9 поджелудочной железы С25 17,8 18,7 17,6
10 гортани С32 4,4 4,3 4,5
11 трахеи, бронхов, легкого С33, С34 49,2 49,6 53,4
12 костей и суставных хрящей С40, С41 0,7 1,2 0,8
13 меланома кожи С43 10,0 10,9 10,5
14 другие новообразования кожи С44 51,8 60,2 66,0
15 соединительной и других мягких тканей С49 2,3 2,6 2,5
16 молочной железы С50 52,6 59,2 60,6
17 шейки матки С53 11,0 11,9 12,6
18 тела матки С54 18,8 19,1 20,4
19 яичника С56 11,6 12,3 11,6
20 предстательной железы С61 32,2 37,5 42,6
21 почки С64 19,4 21,6 22,2
22 мочевого пузыря С67 10,9 12,0 12,4
23 щитовидной железы С73 9,8 10,5 11,7
3% 3%
29%
ЗН ЖКТ (С15-25) ■ Онкоурология (С61-67)
ЗН молочной железы (С50) ■ ЗН легкого ^33-34) ОГШ (С00-14, С30-32) ■ Иные ЗН и ДН
ЗН кожи (С43-44) Онкогинекология (С51-58)
Рис. 3. Распределение заболеваемости населения Свердловской области
по основным локализациям
4%
8%
9%
I ЗН ЖКТ (С15-25) ■ Онкоурология (С61-67)
ЗН молочной железы (С50) ■ ЗН легкого ^33-34) I ОГШ (С00-14, С30-32) ■ Иные ЗН и ДН
ЗН кожи (С43-44) I Онкогинекология (С51-58)
Рис. 4. Структура запросов на ТМК первичных пациентов в Свердловской области
Проведен ретроспективный анализ направлений на ТМК, ответов по ТМК, маршрутных листов всех первичных пациентов с ЗН, направленных в СООД в 2021-2023 годах (таблица 2). Проанализированы отчеты организационно-методического отдела ГАУЗ СО СООД по дефектам обследования пациентов,
предоставляемые в Министерство здравоохранения Свердловской области в ежемесячном режиме (таблицы 3,4).
Удельный вес ТМК для пациентов с доброкачественными новообразованиями и редкими диагнозами больше, чем в структуре заболеваемости.
Таблица 2
Распределение ТМК первичных пациентов
Диагноз (код МКБ) 2022 год 2023 год Изменение, %
ЗН ЖКТ (С15-25) 4154 4519 +8,8
Онкоурология (С61-67) 2558 2949 + 15,3
ЗН кожи (С43-44) 2166 2340 +8,0
ЗН молочной железы (С50) 2590 2875 + 11,0
ЗН легкого (С33-34) 1917 1777 -7,3
Онкогинекология (С51-58) 2137 1724 -19,3
ОГШ (С00-14, С30-32) 896 863 -3,7
Иные ЗН и ДН 3566 3474 -2,6
ИТОГО 19984 20521 +2,7
При этом в этой группе у большинства больных онкологический диагноз не подтвержден. Если убрать эту группу пациентов, то структура ТМК и заболеваемости повторяют друг друга.
Отмечается рост числа первичных ТМК за счет ЗН молочной железы, ЗН кожи, ЗН почки, ЗН мочевого пузыря, ЗН предстательной железы и ЗН с локализацией в желудочно-кишечном тракте: рак прямой и ободочной кишки, печени, поджелудочной железы. Одновременно с этим запросы по поводу ЗН легкого и онкогинекологии сократились, что связано с улучшением диагностики на местах, с работой центра предопухолевой патологии шейки матки.
При формировании ответов на первичный запрос самым частым было предоставление рекомендаций по выполнению минимально достаточного в соответствии с федеральными клиническими рекомендациями обследования. Помимо этого, ТМК содержит
информацию о дате, времени и месте (профиль и номер кабинета) очного приема пациента. Однако даже при наличии плана обследования части больных оно не было выполнено, что нашло отражение в дефектных картах, которые направлялись в медицинские организации и в Министерство здравоохранения Свердловской области для разбора с руководством.
В динамике отмечается уменьшение числа ответов, содержащих рекомендации о дообследовании и уменьшение числа дефектов после очных приемов (рис. 5). Интересно, что после рекомендованного дообследования часть пациентов была направлена в медицинские организации другого профиля (гематология, дерматология, противотуберкулезный диспансер и т.д.).
Рекомендации по обследованию и дефекты, подаваемые в Министерство здравоохранения Свердловской области в случае невыполнения рекомендаций чаще всего касались отсутствия морфологической
Таблица 3
Структура дефектов обследований за 2022 год
Диагноз (код МКБ) Количество ТМК Рекомендации по дообследованию Дефекты обследования
Абс. % от ТМК Абс. % от ТМК
ЗН ЖКТ (С15-25) 4154 2798 67,4 1958 47,1
Онкоурология (С61-67) 2558 1422 55,6 1181 46,2
ЗН кожи (С43-44) 2166 1005 46,4 853 39,4
ЗН молочной железы (С50) 2590 1524 58,8 1198 46,3
ЗН легкого (С33-34) 1917 1190 62,1 1035 54,0
Онкогинекология (С51-58) 2137 1091 51,1 940 44,0
ОГШ (С00-14, С30-32) 896 664 74,1 573 64,0
Иные ЗН и ДН 3566 1195 33,5 1054 29,6
ИТОГО 19984 10889 54,5 8792 44,0
№ 9 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Таблица 4
Структура дефектов обследований за 2023 год
Диагноз (код МКБ) Количество ТМК Рекомендации по дообследованию Дефекты обследования
Абс. % от ТМК Абс. % от ТМК
ЗН ЖКТ (С15-25) 4519 2014 44,6 892 19,7
Онкоурология (С61-67) 2949 1081 36,7 502 17,0
ЗН кожи (С43-44) 2340 811 34,7 229 9,8
ЗН молочной железы (С50) 2875 993 34,5 352 12,2
ЗН легкого (С33-34) 1777 947 53,3 259 14,6
Онкогинекология (С51-58) 1724 754 43,7 258 15,0
ОГШ (С00-14, С30-32) 863 642 74,4 252 29,2
Иные ЗН и ДН 3474 993 28,6 474 13,6
ИТОГО 20521 8235 40,1 3218 15,7
верификации (биопсии) визуально доступных локализаций, выполнения компьютерной томографии без контрастного усиления, отсутствия обследования брюшной полости при локализации ЗН в грудной клетке или при онкогинекологических заболеваниях. Наиболее проблемными остаются опухоли головы и шеи, что во многом связано с кадровым дефицитом не только в онкологической службе, но и с ЛОР-врачами в первичном звене.
Выводы
Проведенные исследования позволили получить следующие результаты и выводы:
Во-первых, проведение ТМК перед первым посещением онкологического диспансера позволило у большинства пациентов предотвратить лишний визит для получения информации о необходимости дообследования. Сократилось количество обращений, связанных с необходимостью частых приездов в диспансер, что затруднительно с учетом размеров Свердловской области.
Во-вторых, количество дефектов обследования снизилось за счет проведения объема обследования в соответствие с клиническими рекомендациями. Сократилось число больных, направленных в онкологический диспансер не по профилю.
Рис. 5. Динамика дефектов обследования за 2022-2023 года
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 3
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024
В-третьих, применение новых подходов во взаимодействии информационных систем позволило без увеличения нагрузки на медицинский персонал снизить количество непрофильных пациентов.
В-четвертых, использование региональной онкологической системы ОНКОР позволило в кратчайшие сроки реализовать быстрый запуск проекта в соответствии с требованиями Министерства Здравоохранения Свердловской области.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ефремов СЛ., Груздева Е.А, Петкау В.В. Информатизация онкологической службы в регионе: система поддержки работы онкологической службы. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения 2020; (3):31-35; [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://doi.org/10.29188/2542-2413-2020-6-3-31-35
2. Распоряжение Правительства Свердловской области от 11.06.2021 г. № 275-РП «Об утверждении программы «Борьба с онкологическими заболеваниями в Свердловской области» на 2021-2024 годы»; [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://oms66.ru/upload/iblock/923/9bzk4kounhag5xdq m2hycipunnv30o57.pdf
3. Wilson L.S., Maeder A.J. Recent directions in telemedicine: review of trends in research and practice. Healthcare informatics research. 2015 Oct;21(4):213.
4. Hajesmaeel-Gohari S, Bahaadinbeigy K. The most used questionnaires for evaluating telemedicine services. BMC Med. Inf. Decis. Making. 2021 Dec;21 (1) 1-1.
5. Lupton D, Maslen S. Telemedicine and the senses: a review. Sociol. Health Illness. 2017 Nov; 39(8):1557-1571.
6. Kidholm K, Ekeland A.G., Jensen L.K., Rasmussen J, Pedersen C.D., Bowes A., Flottorp S.A., Bech M. A model for assessment of telemedicine applications: mast. Int. J. Technol. Assess. Health Care. 2012 Jan; 28(1):44-51.
7. DeSilva S, Vaidya S.S. The application of telemedicine to pediatric obesity: lessons from the past decade. Telemedicine and e-Health. 2021 Feb 1;27(2):159-166.
8. Philips R, Seim N, Matrka L, Locklear B, Moberly A.C., Inman M, Essig G. Cost savings associated with an outpatient otolaryngology telemedicine clinic. Laryngoscope investigative otolaryngology. 2019 Apr; 4(2):234-240.
9. Chen E.T. Considerations of telemedicine in the delivery of modern healthcare. American Journal of Management. 2017 Sep 1;17(3):20-28.
10. Bashshur R.L., Shannon G.W, Smith B.R., Alverson D.C, Antoniotti N, Barsan W.G, Bashshur N, Brown E.M., Coye M.J, Doarn C.R., Ferguson S. The empirical foundations of telemedicine interventions for chronic disease management. Telemedicine and e-Health. 2014 Sep 1;20(9):769-800.
11. Justice E.O. E-healthcare/telemedicine readiness assessment of some selected states in Western Nigeria. Int. J. Eng. Technol. 2012 Feb;2(2):195-201.
12. Министерство Здравоохранения Российской Федерации. Приказ от 7 апреля 2021 года № 309 «Об утверждении Положения о формировании сети национальных медицинских исследовательских центров и об организации деятельности национальных медицинских исследовательских центров».
13. Шадеркин И.А. Барьеры телемедицины и пути их преодоления. Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения 2022; 8 (2) 59-76; [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://doi. org/10.29188/2712-9217-2022-8-2-59-76
14. Камынина Н.Н. Рынок телемедицинских услуг в России / Н.Н. Камынина, Е.И. Медведева // Здоровье мегаполиса. - 2022. - № 1. - С. 73-78.
15. Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья»; http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707300032
16. Золотухина В.Г., Рассолова А.А. Ключевые аспекты применения телемедицины в здравоохранении Российской Федерации. Научные записки молодых исследователей. 2022;10(3):59-77.
17. Мишон Е.В. Цифровизация медицины и потенциальные угрозы региональному здравоохранению / Е.В. Мишон // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник, Курск, 04-05 июня 2021 года. Том Выпуск 16. Часть 2. - Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2021. - С. 681-683.
18. Региональная онкологическая информационная система ОНКОР [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://oncor.pro/ - официальный сайт системы ОНКОР.
19. База знаний N3.Health официального оператора передачи данных в ЕГИСЗ (Единый государственный информационный контур системы здравоохранения) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://n3health.ru/strukturirovannyj-ehlektronnyj-medicinskij-dokument
•КС
№ 3 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
ORIGINAL PAPER
ORGANIZATION OF TELEMEDICINE CONSULTATION FOR PRIMARY PATIENTS AS A STAGE OF ROUTING IN CANCER CARE SYSTEM
S.A. Efremov a, O.V. Kavlashvilib, V.V. Petkau c , O.Y. Aleksandrova d, E.A. Kiselev e, D.S. Popov f, M.O. Vyukhin g
a, b, f, g "BusinessComputer" LLC, Ekaterinburg, Russia;
c Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Ural State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation", State Autonomous Healthcare Institution "Sverdlovsk Regional Oncology Dispensary", Ekaterinburg, Russia;
d Federal State Budgetary Institution "N.A. Semashko National Research Institute of Public Health", Moscow, Russia;
a https://orcid.org/0000-0003-0038-887X; b https://orcid.org/0000-0002-5574-7457; c https://orcid.org/0000-0002-0342-4007; d https://orcid.org/0000-0002-7246-4109 e https://orcid.org/0009-0003-2043-7955; f https://orcid.org/0009-0002-8527-3667; g https://orcid.org/0009-0008-8474-132X.
H Corresponding author: Petkau V.V.
ABSTRACT
The use of new information technologies to optimize the routing of oncology patients is one of the key tasks in healthcare of Russian Federation. Implementing telemedicine technology at various stages of routing oncology patients not only significantly improves the quality of medical care in oncology but also accelerates the process of diagnosis and the initiation of treatment for oncology patients. Purpose: evaluation of oncology patient routing using telemedicine consultations (TMC).
Materials and methods. The study used analytical data obtained in the medical information system of oncology centre in the Sverdlovsk region and the regional oncological system ONCOR. In the course of the study, an assessment was made of the impact of the introduction of TMC for all primary patients sent to the oncological dispensary for the first time on compliance with the timing of routing of oncological patients, on the completeness of patient examination in accordance with clinical recommendations and the Program of state guarantees, on the number of patient visits to the oncological dispensary from the moment of the first visit to the appointment of specialized antitumor treatment.
Findings. Using a TMC before the first visit to the oncology clinic allowed most patients to prevent an extra visit to obtain information about the need for further examination. The number of requests related to the need for frequent visits to the dispensary has decreased, which is difficult given the size of the Sverdlovsk region.
Keywords: cancer patients routing, organization of cancer care system, telemedical consultation, sverdlovsk regional oncology center
For citation: Efremov S.A., Kavlashvili O.V, Petkau V.V, Aleksandrova O.Y., Kiselev E.A., Popov D.S., Vyukhin M.O. Organization of telemedicine consultations for primary patients as a stage of routing in cancer care system. Manager Zdravookhranenia. 2024; 9:67-77. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-9-67-77
REFERENCES
1. Efremov S.A., Gruzdeva E.A., Petkau V.V. Regional oncological service informatization: work support system of the oncological service. Journal of Telemedicine and E-Health 2020;(3):31-35; [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.29188/2542-2413-2020-6-3-31-35
2. Order of the government of the Sverdlovsk region dated June 11, 2021 No. 275-RP "On approval of the program "Fighting cancer in the Sverdlovsk region" for 2021-2024"; [Electronic resource]. URL: https://oms66.ru/ upload/iblock/923/9bzk4kounhag5xdqm2hycipunnv30o57.pdf
3. Wilson L.S., Maeder A.J. Recent directions in telemedicine: review of trends in research and practice. Healthcare informatics research. 2015 Oct;21(4):213.
4. Hajesmaeel-Gohari S, Bahaadinbeigy K. The most used questionnaires for evaluating telemedicine services. BMC Med. Inf. Decis. Making. 2021 Dec;21 (1) 1-1.
5. Lupton D, Maslen S. Telemedicine and the senses: a review. Sociol. Health Illness. 2017 Nov; 39(8):1557-1571.
6. Kidholm K, Ekeland A. G, Jensen L..K, Rasmussen J, Pedersen C.D., Bowes A, Flottorp S.A., Bech M. A model for assessment of telemedicine applications: mast. Int. J. Technol. Assess. Health Care. 2012 Jan;28(1):44-51.
7. DeSilva S, Vaidya S.S. The application of telemedicine to pediatric obesity: lessons from the past decade. Telemedicine and e-Health. 2021 Feb 1;27(2):159-166.
8. Philips R, Seim N, Matrka L, Locklear B, Moberly A.C., Inman M, Essig G. Cost savings associated with an outpatient otolaryngology telemedicine clinic. Laryngoscope investigative otolaryngology. 2019 Apr; 4(2):234-240.
9. Chen E.T. Considerations of telemedicine in the delivery of modern healthcare. American Journal of Management. 2017 Sep 1;17(3):20-28.
10. Bashshur R.L, Shannon G.W., Smith B.R, Alverson D.C., Antoniotti N, Barsan W.G., Bashshur N, Brown E.M, Coye M.J, Doarn C.R., Ferguson S. The empirical foundations of telemedicine interventions for chronic disease management. Telemedicine and e-Health. 2014 Sep 1;20(9):769-800.
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 3
ZdrevoochrBnenÍB 2024
11. Justice E.O. E-healthcare/telemedicine readiness assessment of some selected states in Western Nigeria. Int. J. Eng. Technol. 2012 Feb;2(2):195-201.
12. Ministry of Health of the Russian Federation. Order No. 309 of April 7, 2021 "On approval of the Regulations on the formation of a network of national medical research centers and on the organization of activities of national medical research centers."
13. Shaderkin I.A. Telemedicine barriers and ways to overcome them. Russian Journal of Telemedicine and E-Health 2022;8 (2) 59-76; https://doi.org/10.29188/2712-9217-2022-8-2-59-76
14. Kamynina N.N., Medvedeva E.I. Telemedicine services in Russia. City Healthcare. 2022;3(1):73-78. [Electronic resource]. URL: doi: 10.47619/2713-2617.zm.2022.v.3i1;73-78.
15. Federal Law No. 242-FZ dated July 29, 2017 "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the use of information technologies in the field of health protection"; [Electronic resource]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707300032
16. Zolotukhina V.G, Rassolova A.A. Key aspects of the telemedicine in healthcare of the Russian Federation. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2022;10(3):59-77.
17. Michon E.V. Digitalization of medicine and potential threats to regional healthcare / E.V. Michon // Russia: trends and development prospects: Yearbook, Kursk, June 04-05, 2021. Volume Issue 16. Part 2. - Moscow: Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, 2021. - P. 681-683.
18. Oncology Information System ONCOR [Electronic resource]. URL: https://oncor.pro/
19. Knowledge base N3. Health of the official data transfer operator in the Uniform State Health Information System [Electronic resource]. URL: https://n3health.ru/strukturirovannyj-ehlektronnyj-medicinskij-dokument
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Ефремов Сергей Александрович - директор ООО «БизнесКомпьютер», г. Екатеринбург, Россия. Sergey A. Efremov - Director of «BusinessComputer» LLC, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
Кавлашвили Ольга Владимировна - заместитель директора ООО «БизнесКомпьютер», г. Екатеринбург, Россия. Olga V. Kavlashvili - Associate Director of «BusinessComputer» LLC, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
Петкау Владислав Владимирович - канд. мед. наук, заместитель главного врача по лекарственной терапии, ГАУЗ СО «Свердловский областной онкологический диспансер», доцент кафедры онкологии и лучевой диагностики, ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет», г. Екатеринбург, Россия.
Vladislav V. Petkau — Candidate of Medical Sciences, Deputy Chief Physician for Drug Therapy, State Autonomous Healthcare Institution "Sverdlovsk Regional Oncology Dispensary", Associate Professor of the oncology department, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia.
E-mail: [email protected]
Александрова Оксана Юрьевна - д-р мед. наук, заместитель директора по научной работе и образованию ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Oksana Y. Aleksandrova - PhD, Deputy Director for Research and Education, Federal State Budgetary Institution "N.A. Semashko National Research Institute of Public Health", Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Киселев Евгений Александрович - канд. мед. наук, заместитель главного врача по лечебной работе, ГАУЗ СО «Свердловский областной онкологический диспансер»; доцент кафедры онкологии и лучевой диагностики, ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет», г. Екатеринбург, Россия.
Evgeniy A. Kiselev - Candidate of Medical Sciences, Deputy Chief Physician for Medical Work State Autonomous Healthcare Institution "Sverdlovsk Regional Oncology Dispensary", Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
Попов Дмитрий Сергеевич - канд. социол. наук, руководитель проектов ООО «БизнесКомпьютер», г. Екатеринбург, Россия. Dmitry S. Popov - Candidate of Sociological Sciences, Project Manager of «BusinessComputer» LLC, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
#KC
Вьюхин Михаил Олегович - аналитик ООО «БизнесКомпьютер», г. Екатеринбург, Россия. Mikhail O. Vyukhin - Analyst of «BusinessComputer» LLC, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
№ 9 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения