Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ОФТАЛЬМОЛОГИИ:ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ОФТАЛЬМОЛОГИИ:ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОСТУПНОСТЬ / TELEMEDICINE / OPHTHALMOLOGICAL CARE / INFORMATION TECHNOLOGY / ACCESSIBILITY

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Зигангареева Г.Г., Королева О.И., Хусаинова Д.К.

Актуальность. В современном здравоохранении отмечается возрастающая роль информационных и телекоммуникационных технологий. Цифровая трансформация медицинской отрасли позволяет обеспечить непрерывность наблюдения за пациентом, оптимизировать этап диагностики, повысить качество медицинской профилактики. На сегодняшний день телеконсультации широко реализованы в деятельности национальных медицинских исследовательских центров (далее НМИЦ). В данной статье представлена региональная модель организации и проведения телемедицинских консультаций в офтальмологическом центре 3-го уровня Республики Татарстан ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В.Адамюка» за период 2019-2022 гг., проведен анализ проблем и перспектив совершенствования взаимодействия медицинских организаций 3-го уровня с НМИЦ при осуществлении дистанционных консультаций (консилиумов).Цель исследования: изучение результатов внедрения телемедицинских консультаций (далее ТМК) в деятельность регионального офтальмологического центра, оказывающего первичную специализированную медико-санитарную помощь и специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь), в 2019-2022 гг. и разработка предложений по повышению эффективности использования телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи.Материалы и методы. Проведен анализ нормативного правового регулирования телемедицинских технологий в здравоохранении, осуществлена оценка количества и структуры телемедицинских консультаций с НМИЦ с использованием сведений единой государственной информационной системы регионального офтальмологического центра за период 2019-2022 гг. Результаты. При организации телемедицины в клинике разработаны локальные нормативные документы, выделены основные процессы телеконсультаций, назначены ответственные лица. С момента внедрения в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В.Адамюка» телемедицинских технологий проведено 130 телемедицинских консультаций с НМИЦ. В структуре нозологических форм при проведении ТМК преобладают воспалительные заболевания глаза (49,5%), дегенеративные болезни сетчатки (13%), глаукома (8,4%). Наиболее часто специалистами НМИЦ при ТМК рекомендованы очная консультация или оперативное лечение пациента в условиях НМИЦ (46,6%), коррекция проводимой консервативной терапии (24,8%). Выводы. Проведенная работа свидетельствует о востребованности дистанционных консультаций с НМИЦ при оказании медицинской помощи по профилю «Офтальмология». Актуальным становится более активное внедрение телекоммуникационных технологий в деятельность региональных специализированных центров при взаимодействии с медицинскими организациями2-го и 1-го уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Зигангареева Г.Г., Королева О.И., Хусаинова Д.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MODEL FOR ORGANIZING TELEMEDICINE CONSULTATIONS IN OPHTHALMOLOGY:PROBLEMS AND PROSPECTS

Relevance. In modern healthcare, there is an increasing role of information and telecommunication technologies. Digital transformation of the medical industry makes it possible to ensure continuity of patient monitoring, optimize the diagnostic stage, and improve the quality of medical prevention. Today, teleconsultations are widely implemented in the activities of national medical research centers. This article presents a regional model for organizing and conducting telemedicine consultations in the 3rd level ophthalmological center of the Republic of Tatarstan State Autonomous Institution «RKOB MZ RT named after Prof. E.V. Adamyuk» for the period 2019-2022, an analysis of problems and prospects for improving interaction Level 3 medical organizations with National Medical Research Center when carrying out remote consultations (consiliums).The purpose of the study studying the results of introducing telemedicine consultations (hereinafter referred to as TMC) into the activities of a regional ophthalmological center providing primary specialized health care and specialized (including high-tech medical care), in 2019-2022. and development of proposals to improve the efficiency of the use of telemedicine technologies in the provision of medical care.Materials and methods. An analysis of the legal regulation of telemedicine technologies in healthcare was carried out, an assessment was made of the number and structure of telemedicine consultations with the National Medical Research Center using information from the unified state information system of the regional ophthalmological center for the period 2019-2022.Results. When organizing telemedicine in the clinic, local regulatory documents were developed, the main processes of teleconsultations were identified, and responsible persons were appointed. Since the introduction of telemedicine technologies in the State Autonomous Institution “RKOB MZ RT named after Prof. E.V. Adamyuk”, 130 telemedicine consultations with the National Medical Research Center have been carried out. The structure of nosological forms during TMC is dominated by inflammatory diseases of the eye (49,5%), degenerative diseases of the retina (13%), and glaucoma (8,4%). Most often, specialists at the National Medical Research Center for TMC recommended face-to-face consultation or surgical treatment of the patient in the conditions of the National Medical Research Center (46,6%), correction of the ongoing conservative therapy (24,8%).Conclusions. The work carried out indicates the demand for remote consultations with the National Medical Research Center when providing medical care in the field of ophthalmology. The more active introduction of telecommunication technologies into the activities of regional specialized centers in interaction with medical organizations of the second and first levels is becoming relevant.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ОФТАЛЬМОЛОГИИ:ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-12-43-50 УДК: 614.2

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ОФТАЛЬМОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Г.Г. Зигангареева а: , О.И. Королева ь, Д.К. Хусаинова с

а, ь, с гаУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия;

а Казанская государственная медицинская академия - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Казань, Россия.

а https://orcid.org/0000-0001-9495-4777; ь https://orcid.org/0000-0002-1512-8723; с https://orcid.org/0000-0002-9407-024X.

И Автор для корреспонденции: Зигангареева Г.Г.

АННОТАЦИЯ

Актуальность. В современном здравоохранении отмечается возрастающая роль информационных и телекоммуникационных технологий. Цифровая трансформация медицинской отрасли позволяет обеспечить непрерывность наблюдения за пациентом, оптимизировать этап диагностики, повысить качество медицинской профилактики. На сегодняшний день телеконсультации широко реализованы в деятельности национальных медицинских исследовательских центров (далее - НМИЦ). В данной статье представлена региональная модель организации и проведения телемедицинских консультаций в офтальмологическом центре 3-го уровня Республики Татарстан - ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В.Адамюка» за период 2019-2022 гг., проведен анализ проблем и перспектив совершенствования взаимодействия медицинских организаций 3-го уровня с НМИЦ при осуществлении дистанционных консультаций (консилиумов).

Цель исследования: изучение результатов внедрения телемедицинских консультаций (далее - ТМК) в деятельность регионального офтальмологического центра, оказывающего первичную специализированную медико-санитарную помощь и специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь), в 2019-2022 гг. и разработка предложений по повышению эффективности использования телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи. Материалы и методы. Проведен анализ нормативного правового регулирования телемедицинских технологий в здравоохранении, осуществлена оценка количества и структуры телемедицинских консультаций с НМИЦ с использованием сведений единой государственной информационной системы регионального офтальмологического центра за период 2019-2022 гг. Результаты. При организации телемедицины в клинике разработаны локальные нормативные документы, выделены основные процессы телеконсультаций, назначены ответственные лица. С момента внедрения в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В.Адамюка» телемедицинских технологий проведено 130 телемедицинских консультаций с НМИЦ. В структуре нозологических форм при проведении ТМК преобладают воспалительные заболевания глаза (49,5%), дегенеративные болезни сетчатки (13%), глаукома (8,4%). Наиболее часто специалистами НМИЦ при ТМК рекомендованы очная консультация или оперативное лечение пациента в условиях НМИЦ (46,6%), коррекция проводимой консервативной терапии (24,8%). Выводы. Проведенная работа свидетельствует о востребованности дистанционных консультаций с НМИЦ при оказании медицинской помощи по профилю «Офтальмология». Актуальным становится более активное внедрение телекоммуникационных технологий в деятельность региональных специализированных центров при взаимодействии с медицинскими организациями 2-го и 1-го уровней.

Ключевые слова: телемедицина, офтальмологическая помощь, информационные технологии, доступность. Для цитирования: Зигангареева Г.Г., Королева О.И., Хусаинова Д.К. Региональная модель организации телемедицинских консультаций в офтальмологии: проблемы и перспективы. Менеджер здравоохранения. 2023; 12:43-50. DOI: 10.21045/18110185-2023-12-43-50

«КС

Введение

Современные процессы деятельности человека нельзя представить без информационных технологий. Одной из активно развивающихся составляющих цифрови-зации в здравоохранении являются дистанционные

© Зигангареева Г. Г, Королева О. И, Хусаинова Д. К, 2023 г.

(телемедицинские) технологии. Использование дистанционных технологий в медицине имеет свои преимущества в части повышения доступности медицинской помощи жителям отдаленных регионов, оперативности взаимодействия медицинских работников в сложных клинических случаях,

№12 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

качества оценки и интерпретации диагностических исследований.

Развитие дистанционных (телемедицинских) технологий в Российской Федерации отражает мировую тенденцию по цифровизации медицинских услуг. Так, в США количество онлайн-приемов увеличилось на 50%, в Италии с марта 2020 года первичную консультацию терапевта все пациенты получают исключительно по телефону [1].

Телемедицинские технологии активно внедряются и в офтальмологию. С начала 2020 года в Российской Федерации число пациентов офтальмологического профиля, получивших помощь врача дистанционно, выросло в среднем на 30% [1, 2, 3].

Законодательством РФ определена нормативная правовая база по организации дистанционных консультаций (консилиумов), утверждена процедура проведения консультаций (консилиумов) НМИЦ с курируемыми медицинскими организациями, регламент межведомственного взаимодействия НМИЦ, медицинских организаций, Министерства здравоохранения субъекта Российской Федерации, фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и ответственность должностных лиц за проведение дистанционных консультаций (консилиумов) и учет их результатов.

Правовой основой организации телемедицинских консультаций (консилиумов) в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где дано определение и особенности применения телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи [4]. Правила применения телемедицинских технологий при организации и оказании медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения медицинской помощи определены приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» [5]. Постановление Правительства РФ от 18.07.2023 № 1164 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан» в экспериментальном режиме

предусматривает расширение возможностей проведения дистанционных консультаций пациента при оказании медицинской помощи в плановой форме при обращении по поводу заболевания, диагноз которого был установлен пациенту на очном приеме лечащим врачом, и продолжении лечения по выбору пациента другим врачом той же медицинской организации [6].

На локальном уровне в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» утверждены приказы по организации телемедицинских консультаций и о порядке взаимодействия с НМИЦ.

Цель исследования: изучение результатов внедрения телемедицинских консультаций (далее - ТМК) в деятельность регионального офтальмологического центра, оказывающего первичную специализированную медико-санитарную помощь и специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь), в 2019-2022 гг. и разработка предложений по повышению эффективности использования телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи.

Материалы и методы

В данной статье представлена региональная модель организации и проведения телемедицинских консультаций в офтальмологическом центре 3-го уровня Республики Татарстан - ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка», рассмотрены результаты дистанционных консультаций по профилю «Офтальмология» за период 2019-2022 гг., проведен анализ проблем и перспектив совершенствования дистанционных консультаций (консилиумов) с использованием ТМК. В работе использовались математико-статистический, аналитический методы (количественный, сравнительный, структурный, экспертный).

Результаты

ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» является региональным офтальмологическим центром, не имеющим прикрепленного населения. Особенностью возрастного состава пациентов, получающих в клинике специализированную (в том числе высокотехнологичную) и первичную специализированную медико-санитарную помощь, является существенное преобладание (70-80% пациентов) лиц старше трудоспособного возраста.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается в консультативной

Менеджер / Мападег № 12

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023 .

Рис. 1. Структура заболеваний при обращении в консультативную поликлинику и кабинет неотложной офтальмологической помощи ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка»

поликлинике. Неотложная офтальмологическая медицинская помощь оказывается населению Республики Татарстан в 3-х круглосуточных кабинетах неотложной офтальмологической помощи приемного отделения. Структура заболеваний, явившихся поводом для обращения в 2022 году в консультативную поликлинику и кабинеты неотложной офтальмологической помощи, представлена на рис. 1.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь населению оказывается на 65 круглосуточных и 57 дневных койках стационара. В структуре госпитализаций в 2022 году преобладали пациенты с глаукомой (24,3%), возрастной макулярной дегенерацией (17%), отслойкой сетчатки (14,7%), патологией стекловидного тела (14,2%), катарактой (10,5%). Хирургическая активность в условиях круглосуточного и дневного стационара ГАУЗ РКОБ с 2020 г. стабильно превышает 95%.

В настоящее время ведущие медицинские организации Российской Федерации в целях повышения качества и доступности медицинской помощи населению Российской Федерации участвуют в реализации федерального проекта «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» национального проекта «Здравоохранение», одним из ключевых направлений которого является проведение консультаций (консилиумов) медицинскими работниками НМИЦ.

Курирующим НМИЦ для ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» является Чебоксарский филиал ФГАУ «НМИЦ МНТК «Микрохирургия глаза»

им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России. На сегодняшний день реализованы ТМК с НМИЦ на уровне «врач-врач».

При организации телемедицинских консультаций в клинике выделены следующие этапы:

- разработка локальных нормативных актов;

- определение основных процессов при организации ТМК;

- взаимодействие служб медицинской организации и точки контроля;

- ответственные лица служб медицинской организации.

Локальные нормативные акты регулировали как организационную, так и клиническую части ТМК (рис. 2).

Анализ структуры госпитализаций и обращений пациентов обосновал выбор основных нозоло-гий для проведения дистанционных телемедицинских консультаций в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка». В Перечень заболеваний для обязательного проведения ТМК были включены заболевания роговицы, отслойка сетчатки с разрывом сетчатки, глаукома, гнойный эндофтальмит, врожденная патология, новообразования глаза и его придаточного аппарата.

При выделении основных процессов ТМК учитывалась специфика организации в клинике телемедицинских технологий с привлечением в качестве технической поддержки специалистов автоматизированной системы управления производством (АСУП). Данное решение способствует оптимизации передачи, учета результатов ТМК и формирования отчетов без отрыва лечащих врачей

№13 Мападег

3033 Zdrвvoochrвnenia .

->

Рис. 2.

от клинической работы (схема организации ТМК представлена на рис. 3).

Зонами риска при организации телемедицины являлись точки передачи информации между участниками ТМК и сопровождающими сотрудниками. Выделение основных процессов при проведении ТМК, назначение администраторов, ответственных за учет случаев ТМК и предоставление отчетных форм, контроль заместителей главного врача за выполнением рекомендаций НМИЦ выступают также в качестве профилактики финансовых санкций при осуществлении контрольных мероприятий страховыми медицинскими организациями и фондом обязательного медицинского страхования

в соответствии с приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», приказом Минздрава России от 19.03.2021 № 231н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения».

За период 2019-2022 г. проведены 130 телемедицинских консультаций с НМИЦ. В структуре целей проведения ТМК подавляющее большинство -98,4% составило определение (подтверждение) тактики лечения, 0,8% - определение диагноза,

Рис. 3. Организация взаимодействия служб ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф Е.В. Адамюка» при проведении телемедицинских консультаций

Менеджер / Мепедег №12

/ 7Нпяиппг>1Рппя™я 2П2Я

Рис. 4. Структура офтальмологических заболеваний при направлении пациентов на ТМК в 2019-2022 гг.

0,8% - прочие (уточнение отказа НМИЦ в проведении оперативного лечения при направлении пациентки ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Ада-мюка»). Структура нозологических форм при проведении ТМК представлена на рис. 4.

Анализ структуры офтальмопатологии при направлении на ТМК свидетельствует о преобладании (49,5%) воспалительных заболеваний глаза, среди которых преимущественно кератиты и ири-доциклиты, в том числе с учетом наличия у пациентов множественной сопутствующей патологии, затрудняющей подбор консервативной терапии.

По результатам ТМК были получены рекомендации НМИЦ по проведению очной консультации пациента в НМИЦ (29,5%), коррекции проводимой консервативной терапии (24,8%), проведению оперативного лечения в условиях НМИЦ (17,1%), необходимости дополнительного обследования (16,2%), определению вида оперативного лечения в условиях ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В.Адамюка» (9,5%), тактике ведения пациента (2,9%).

Количество и результаты проведенных ТМК учитываются при предоставлении форм ведомственной отчетности в Министерство здравоохранения Республики Татарстан, мероприятиях внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (плановых аудитах) с учетом выявленных несоответствий при оказании офтальмологической помощи.

По результатам анализа рекомендаций ТМК НМИЦ приняты управленческие решения по проведению дополнительных обучающих мероприятий и семинаров для врачей-офтальмологов клиники по диагностике и терапии воспалительных заболеваний,

новообразований глаза, его придаточного аппарата и орбиты, внесены изменения в локальные регламенты по маршрутизации и обеспечению преемственности в наблюдении пациентов с болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты, в рамках утвержденного Министерством здравоохранения Республики Татарстан Плана мероприятий («дорожной карты») по оптимизации оказания медицинской помощи по профилю «Офтальмология» в Республике Татарстан (взрослое население) на период 2023-2026 гг. Запланировано открытие координационного центра офтальмологической службы в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка», в котором оказание медицинской помощи пациентам с патологией органа зрения с использованием телемедицинских технологий между региональным офтальмологическим центром и медицинскими организациями Республики Татарстан станет одним из направлений деятельности.

Наряду с расширением дистанционных технологий в сфере здравоохранения целесообразно отметить ряд проблемных вопросов при реализации ТМК:

1) технические: слабая интеграция телемедицинских платформ с медицинскими информационными системами и офтальмологическим оборудованием, что приводит к необходимости использования оцифрованных изображений медицинских документов (сканов), а не выгрузок из МИС; отсутствие в ряде медицинских организаций защищенного оборудования и защищенных каналов связи для организации телемедицинских консультаций «врач-врач» в онлайн-режиме;

2) юридические: ограничения законодательства РФ о телемедицинских технологиях согласно ФЗ № -323, запрещающего постановку диагноза и назначение лечения при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий; отсутствие в подзаконных нормативных правовых актах - большинстве порядков оказания медицинской помощи структурного подразделения - телемедицинского кабинета;

3) экономические: отсутствие широкой практики внедрения тарифов ОМС в системе оплаты телемедицинских консультаций для медицинских организаций 3 уровня при оказании ими дистанционных консультаций (консилиумов) с медицинскими организациями.

Представляется актуальным дальнейшее развитие телемедицинских консультаций на уровне «врач-врач» между медицинскими организациями Республики Татарстан 3-го и 1-2-го уровней, оказывающими медицинскую помощь взрослому населению по профилю «Офтальмология», по сложным вопросам диагностики и лечения заболеваний глаза, его придаточного аппарата и орбиты, что позволит повысить доступность специализированной медицинской помощи, активизировать взаимодействие медицинских организаций 3-го уровня с медицинскими организациями 2-го и 1-го уровней. Решение вопроса о проведении ТМК на уровне «врач-пациент» при оказании офтальмологической медицинской помощи в медицинской организации 3-го уровня на современном этапе имеет

отсроченную перспективу и требует дальнейшего совершенствования технического уровня и нормативного обеспечения дистанционных технологий.

Выводы

Представленная региональная модель организации телемедицинских консультаций в офтальмологии в Республике Татарстан отражает ход реализации национального проекта «Здравоохранение» в части эффективного взаимодействия НМИЦ с медицинскими организациями 3-го уровня за период 2019-2022 гг. Вместе с тем, перед системой здравоохранения в ближайшей перспективе стоит задача интеграции телемедицинских платформ с медицинскими информационными системами и оборудованием, закупка необходимой техники для дистанционных консультаций в медицинские организации 1-го и 2-го уровней, внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих, в том числе, включение в порядки оказания медицинской помощи структурного подразделения «телемедицинский кабинет», масштабирование практики отдельных регионов по тарификации оплаты телемедицинских консультаций в системе обязательного медицинского страхования. Проведенная работа свидетельствует об актуальности дальнейшего развития дистанционных телемедицинских технологий в регионе при оказании медицинской помощи по профилю «Офтальмология» с расширением медицинских показаний и уровня консультируемых медицинских организаций.

1. Волкова О.А., Бударин С.С., Смирнова Е.В., Эльбек Ю.В. Опыт использования телемедицинских технологий в системах здравоохранения зарубежных стран и Российской Федерации: систематический обзор // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. - 2021. -№ 4. - С. 549-562. https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2021.109

2. Коленко О.В., Пшеничнов М.В., Сорокин Е.Л., Макарова А.А. Эффективность консультативной помощи при лечении и обследовании сложных офтальмологических пациентов с помощью телемедицины // Современные технологии в офтальмологии. - 2023. - № 3. - С. 57-67. https://doi.org/10.25276/2312-4911-2023-3-57-67

3. Поздеева Н.А., Авершина Л.А., Сорокина О.В. Телемедицина как инструмент межрегионального дистанционного взаимодействия с профильными медицинскими организациями субъектов Российской Федерации6 опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 5. - С. 38-47. https:// doi.org/10.37690/1811-0185-2022-5-38-47

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201111220007?ysclid=lo wmb8uu43726232773 (Дата обращения: 10.11.2023 г.).

5. Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». Доступно по: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201801100021?ysclid=lowm3n4zgr744645129 (Дата обращения: 10.11.2023 г.).

A3

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 12

ZdrevoochreneniB 2023

6. Постановление Правительства РФ от 18.07.2023 № 1164 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан». Доступно по http://publication.pravo.gov.ru/document/ 0001202307200023?ysclid=lowm87n3 2v720894407 (Дата обращения: 10.11.2023 г.).

ORIGINAL PAPER

REGIONAL MODEL OF ORGANIZING TELEMEDICAL CONSULTATIONS IN OPHTHALMOLOGY: PROBLEMS AND PROSPECTS

G.G. Zigangareeva a , O.I. Koroleva b, D.K. Khusainovac

a b- c State Autonomous Health Institution «The Republican

Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the

Republic of Tatarstan named after Professor E.V. Adamyuk, Kazan, Russia;

a Kazan State Medical Academy - Branch Campus of the FSBEIFPE RMACPE MOH Russia,

Kazan, Russia.

J https://orcid.org/0000-0001 -9495-4777; : https://orcid.org/0000-0002-9407-024X.

> https://orcid.org/0000-0002-1512-8723;

1 Corresponding author: Zigangareeva G.G.

ABSTRACT

Relevance. In modern healthcare, there is an increasing role of information and telecommunication technologies. Digital transformation of the medical industry makes it possible to ensure continuity of patient monitoring, optimize the diagnostic stage, and improve the quality of medical prevention. Today, teleconsultations are widely implemented in the activities of national medical research centers. This article presents a regional model for organizing and conducting telemedicine consultations in the 3rd level ophthalmological center of the Republic of Tatarstan - State Autonomous Institution «RKOB MZ RT named after Prof. E.V. Adamyuk» for the period 2019-2022, an analysis of problems and prospects for improving interaction Level 3 medical organizations with National Medical Research Center when carrying out remote consultations (consiliums).

The purpose of the study studying the results of introducing telemedicine consultations (hereinafter referred to as TMC) into the activities of a regional ophthalmological center providing primary specialized health care and specialized (including high-tech medical care), in 2019-2022. and development of proposals to improve the efficiency of the use of telemedicine technologies in the provision of medical care.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Materials and methods. An analysis of the legal regulation of telemedicine technologies in healthcare was carried out, an assessment was made of the number and structure of telemedicine consultations with the National Medical Research Center using information from the unified state information system of the regional ophthalmological center for the period 2019-2022.

Results. When organizing telemedicine in the clinic, local regulatory documents were developed, the main processes of teleconsultations were identified, and responsible persons were appointed. Since the introduction of telemedicine technologies in the State Autonomous Institution "RKOB MZ RT named after Prof. E.V. Adamyuk", 130 telemedicine consultations with the National Medical Research Center have been carried out. The structure of nosological forms during TMC is dominated by inflammatory diseases of the eye (49,5%), degenerative diseases of the retina (13%), and glaucoma (8,4%). Most often, specialists at the National Medical Research Center for TMC recommended face-to-face consultation or surgical treatment of the patient in the conditions of the National Medical Research Center (46,6%), correction of the ongoing conservative therapy (24,8%).

Conclusions. The work carried out indicates the demand for remote consultations with the National Medical Research Center when providing medical care in the field of ophthalmology. The more active introduction of telecommunication technologies into the activities of regional specialized centers in interaction with medical organizations of the second and first levels is becoming relevant. Keywords: telemedicine, ophthalmological care, information technology, accessibility.

For citation: Zigangareeva G.G, Koroleva O.I, Khusainova D.K. Regional model for organizing telemedicine consultations in ophthalmology: problems and prospects. Manager Zdravoohranenia. 2023; 12:43-50. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-12-43-50

REFERENCES

1. Volkova O.A., Budarin S.S., Smirnova E.V, Elbek Yu. V Experience of using telemedicine technologies in healthcare systems of foreign countries and the Russian Federation: a systematic review //Farmakoekonomika. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemiologiya. - 2021. - № 4. - C. 549-562. https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2021.109

2. Kolenko O.V., Pshenichnov M.V., Sorokin E.L., Makarova A.A. The effectiveness of advisory assistance in the treatment and examination of complex ophthalmological patients using telemedicine //Sovremennye tekhnologii v oftal'mologii. - 2023. - № 3. - C. 57-67. https://doi.org/10.25276/2312-4911-2023-3-57-67

№ 12 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

3. Pozdeeva N.A., Avershina L.A., Sorokina O. V. Telemedicine as a tool for interregional remote interaction with specialized medical organizations of the constituent entities of the Russian Federation6 experience of the Cheboksary branch of the Federal State Institution «National Medical Research Center» MNTK «Eye Microsurgery» named after. acad. S.N. Fedorov» of the Ministry of Health of Russia // Menedzher zdravoohraneniya. - 2022. -№ 5. - C. 38-47. https://doi.org/10.37690/1811-0185-2022-5-38-47

4. Federal Law of November 21, 2011 № 323-FZ «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation». Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201111220007?ysclid=lo wmb8uu43726232773 (Accessed: November 10, 2023).

5. Order of the Ministry of Health of Russia dated November 30, 2017 № 965n «On approval of the procedure for organizing and providing medical care using telemedicine technologies». Available at: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201801100021?ysclid=lowm3n4zgr744645129 (Accessed: November 10, 2023).

6. Decree of the Government of the Russian Federation dated July 18, 2023 № 1164 "On the establishment of an experimental legal regime in the field of digital innovations and approval of the Program for an experimental legal regime in the field of digital innovations in the field of medical activities, including the use of telemedicine technologies and technologies for collecting and processing information about health status and diagnoses of citizens." Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/ 0001202307200023?ysclid=lowm87n32v720894407 (Accessed: November 10, 2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Зигангареева Гульназ Галимзяновна - канд. мед. наук, заместитель главного врача по организационно-методической работе ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка»; доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением КГМА-филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Казань, Россия.

Guinaz G. Zigangareeva - candidate of medical sciences, deputy Chief Physician for organizational and methodological work, State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of health of the Republic of Tatarstan named after professor E. V. Adamyuk»; Associate Professor of the Department of Public Health, Economics and Healthcare Management of the Kazan State Medical Academy - Branch Campus of the FSBEIFPE RMACPE MOH Russia, Kazan, Russia. E-mail: Orgmetod.Rkob@tatar.ru

Королева Ольга Ильгизовна - канд. мед. наук, заведующая отделом по организационно-методической и клинико-экспертной работе ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия.

Oiga I. Koroieva - candidate of medical sciences, head of the department for organizational-methodological and clinical-expert work, State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor E. V. Adamyuk», Kazan, Russia. E-mail: Orgmetod.Rkob@tatar.ru

Хусаинова Дина Камилевна - канд. мед. наук, главный врач ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия.

Dina K. Khusainova - candidate of medical sciences, Chief Physician, State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor E. V. Adamyuk», Kazan, Russia. E-mail: Husainova.Dina@tatar.ru

3дравоохранение-2023

В МИНЗДРАВЕ СООБЩИЛИ О СТАБИЛИЗАЦИИ КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА В ОТРАСЛИ

Число уходящих из системы здравоохранения России врачей примерно соответствует числу приходящих в отрасль специалистов», - сообщила 2 декабря заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова на конгрессе «Национальное здравоохранение». Представитель Минздрава убеждена, что дефицит медицинских кадров расти не будет. «Мы знаем этот коэффициент и можем сказать, что у нас не будет прогрессировать дефицит».

Источник: РИА «Новости»

—1 50

Менеджер / Manager № 12

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2023 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.