Научная статья на тему 'Организация технопарка Курской области: конкурентные преимущества и система управления'

Организация технопарка Курской области: конкурентные преимущества и система управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОПАРК / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ТЕХНОПАРКОМ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / INDUSTRIAL PARK / THE SYSTEM MANAGEMENT OF REGIONAL PARKS / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянов С. Г., Атакищев О. И., Титенко Е. А., Фролов С. Н.

В статье рассматриваются вопросы организации и функционирования технопарка. Предлагается реализация системы управления региональным технопарком, которая позволит повысить эффективность функционирования технопарков в сфере высоких технологий. Выделены основные конкурентные преимущества технопарка Курской области. Рассматривается вопрос об апробировании системы управления в технопарке Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisation of Kursk region Technopark: a competitive advantage and control system

Authors propose concept of management of regional technology park system, which will improve the functioning of industrial parks in the area of high technology. The question of piloting control system in Technopark Kursk region is considered.

Текст научной работы на тему «Организация технопарка Курской области: конкурентные преимущества и система управления»

Организация технопарка Курской области: конкурентные преимущества и система управления

С.Г. Емельянов, О.И. Атакищев, Е.А. Титенко, С.Н. Фролов

В России наблюдается быстрый рост числа организаций, зарегистрированных как технопарки. По данным Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС), в 2006 г. было зарегистрировано 55 технопарков, в настоящее время в России зарегистрировано более 110 технопарков1.

Вместе с тем проведенная в 2000-2003 гг. аккредитация технопарков показала, что не более 25-30% технопарков удовлетворяют критериям оценки деятельности технопарков, таким как:

• масштаб технопарка (количество малых инновационных предприятий МИП);

• связь с университетом;

• происхождение МИП;

• динамика роста МИП;

• решаемые задачи;

• источники финансирования;

• квалификация менеджеров технопарка;

• подготовка кадров.

Тем не менее необходимость интенсификации производства и экономики определила проведение дальнейших действий структурного, кадрового, территориального характера по количественному увеличению технопарков, а также их качественному влиянию на развитие региональных экономик и открытие прорывных направлений, полезных для экономики страны в целом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р была принята государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», направленная на развитие высокотехнологичных отраслей экономики.

В соответствии с положениями программы, ее реализация должна была завершиться в 2010 г., но, как показал анализ ее реализации, с учетом хода строи-

1 Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации // Министерство образования и науки РФ. 2009. 208 с.

тельства значимых объектов в 2010 г., выход технопарков в сфере высоких технологий на проектную мощность будет осуществлен в период 2011-2014 гг.

В декабре 2010 г. Премьер-министр РФ В.В. Путин подписал распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2393-р, согласно которому срок действия программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» продлевается до 2014 г. Программа предусматривает создание сети региональных технопарков более высокого класса, чем большинство существующих.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время одной из первоочередных и в то же время сложных проблем является создание и повышение эффективности функционирования региональных технопарков.

Сложность решения данной проблемы определяется следующими факторами:

1) разнородность целей и функций технопарков;

2) непроработанность основных технических решений;

3) разнородность инфраструктурных составляющих технопарков;

4) отсутствие эффективной системы управления технопарком.

По мнению авторов, реализация и создание системы управления региональным технопарком является наиболее актуальной проблемой, решение которой позволит повысить эффективность функционирования технопарков в сфере высоких технологий.

В данной статье особое внимание уделено системе управления региональным технопарком, включающей в себя следующие подсистемы (рис. 1.):

- подсистему мониторинга;

- подсистему обработки;

- подсистему генерации вариантов;

- подсистему принятия решений;

- подсистему генерации управленческого воздействия;

- подсистему контроля исполнения.

^Мониторингу

Принятие ^1 решений

Рис. 1. Система управления региональным технопарком

В табл. 1 представлены основные функции и решаемые задачи системы управления региональным технопарком.

Таблица 1

Основные функции и решаемые задачи системы управления региональным технопарком

№ Наименование подсистемы Выполняемые функции и решаемые задачи

1 Мониторинг Сбор информации о деятельности подразделений технопарка для определения тенденций изменения основных показателей

2 Обработка Отбор существенной информации на данный момент времени и представление ее в наиболее удобном для восприятия виде

3 Генерация вариантов Синтез и согласование вариантов решений текущих задач по структурно-образующим подразделениям технопарка

4 Принятие решений Согласование критериев и выбор наиболее подходящего варианта для решения текущей задачи

5 Генерация управленческого воздействия Определение целей-заданий, разработка технологии их достижения

6 Контроль исполнения Контроль выполнения принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей системой целей и задач

В условиях глобальной информатизации функционирование ведущих предприятий региона характеризуется интенсивным внедрением распределенных систем управления различного назначения и ведомственной принадлежности, ориентированных на использование наиболее перспективных автоматизированных технологий сбора, предварительной обработки, передачи, накопления информации для последующего принятия, доведения до исполнительных органов, выполнения управленческих решений. При этом используемые информационно-коммуникационные технологии и технологии специального назначения в таких системах характеризуются количественным и семантическим увеличением объемов анализируемой информации, необходимостью централизованной обработки территориально и содержательно разнородных массивов данных и знаний. Интеллектуальные технологии обработки разнородных данных и использующие их интеллектуализированные системы поддержки и принятия решений выступают в качестве приоритетного направления исследований современных технологий и систем управления объектами технопарка.

Бизнес-стратегия технопарка Курской области основана на создании эффективной организационной структуры, включающей в себя крупные и малые инновационные предприятия, а также Управляющую компанию, взаимодейс-

твие которых позволяет получить синергетический эффект по направлениям деятельности, представленным в технопарке.

Большое внимание будет уделено оказанию резидентам технопарка комплекса услуг, что позволит им оптимизировать свою работу, сократив затраты на непрофильных направлениях, и повысить эффективность основной деятельности2.

Конкурентным преимуществом регионального технопарка являются развиваемые критические научные направления Юго-Западного государственного университета (ЮЗГУ) (табл. 2) в области передового машиностроения, нанотехнологий, 1Т-технологий. Университет в интересах Курской области и Центрального федерального округа имеет необходимые и достаточные ресурсы и кадровый потенциал для внедрения перспективных информационно-коммуникационных технологий и эффективных адаптивных методов и технологий поиска, распознавания и адаптивной обработки сложноструктурированных разнородных массивов данных и знаний. Кроме базовой образовательной функции университет имеет достаточный ресурсный потенциал (учебные и производственные корпуса, оборудование, кадры, инфокоммуникационную структуру), ЮЗГУ функционирует в интересах МЧС региона, властных, силовых, жизнеобеспечивающих структур и торгово-промышленных организаций региона, управлений информатизации и специальных проектов.

Таблица 2

Критические научные направления, развиваемые ЮЗГУ

Критические технологии Российской Федерации Наименование проекта ЮЗГУ по реализации направления

Базовые и критические военные, специальные и промышленные технологии 1. Исследование вопросов создания малогабаритных интегрированных систем контроля высокоскоростных многоканальных цифровых линий связи. 2. Исследование научно-технических путей создания распределенных высокопроизводительных средств криптоанализа. 3. Исследование научно-технических путей создания методов и средств стеганографической передачи и анализа сообщений в информационно-вычислительных сетях. 4. Исследование научно-технических путей создания поли-языковых комплексов контроля информации в сети Интернет. 5. Исследование научно-технических путей создания интегрированных геоинформационных систем специального применения. 6. Разработка интегрированных систем контроля состояния и обеспечения жизнедеятельности подразделений специального назначения. 7. Исследование научно-технических путей создания робототехнических разведывательных систем поля боя.

2 Фролов С.Н. Современные технопарки как ключевые элементы национальной инновационной системы технопарка // В мире научных открытий. 2011. № 3 (15). С. 82-89.

Продолжение таблицы 2

Критические технологии Российской Федерации Наименование проекта ЮЗГУ по реализации направления

Нанотехнологии и наноматериалы 1. Исследование научно-технических путей создания аппаратно-программного комплекса сбора, интегрированной обработки, хранения и передачи разнородной информации в области нанотехнологий и наноматериалов. 2. Исследование научно-технических путей создания перспективных микро- и нанороботов. 3. Исследование научно-технических путей создания сенсорных нанополей для систем безопасности. 4. Создание системы анализа состояния сферы научных публикаций и патентов в области наноиндустрии. 5. Создание комплексов контроля информационных ресурсов сети Интернет в области нанотехнологий на основе активных мультиагентных сетей.

Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации 1. Исследование вопросов создания перспективных сетей обмена мультимедийной информацией. 2. Исследование научно-технических путей создания GRID-систем на основе широкополосных сетей связи. 3. Исследование научно-технических путей создания системы многофункциональных средств радиотехнического мониторинга. 4. Исследование научно-технических путей создания распределенных высокопроизводительных средств на базе универсальных и специализированных вычислительных сред. 5. Разработка концепции и перспективных технологий высокопроизводительной интегрированной обработки разнородной информации для многофункциональных космических систем. 6. Исследование научно-технических путей создания перспективных геоинформационных систем органов власти РФ. 7. Разработка интегрированных систем информационно-навигационного обеспечения деятельности региональных подсистем органов государственной власти РФ 8. Разработка интегрированных систем контроля состояния и обеспечения жизнедеятельности подразделений спасательных служб.

Технологии распределенных вычислений и систем 1. Исследование научно-технических путей создания перспективных высокопроизводительных GRID-систем на основе специализированных и универсальных вычислительных сред.

2. Разработка перспективных технологий управления распределением потоков задач для высокопроизводительных GRID-систем на основе специализированных и универсальных вычислительных сред. 3. Разработка перспективных технологий тестирования протоколов высокопроизводительных GRID-систем на основе высокоскоростных сетей связи.

Стратегические направления будут реализовываться инновационными структурами ЮЗГУ резидентами, инвестиционными компаниями и партнерами технопарка:

1. Информационные технологии.

- Инновационные структуры ЮЗГУ: центр геоинформационных технологий, центр лазерных технологий, центр интернет-технологий, центр информационных технологий в экономике, центр информационной безопасности, центр разработки специального программного обеспечения, центр тестовых технологий, центр мультимедиа-технологий, центр новых методов и технических средств обучения;

- резиденты, инвестиционные компании и партнеры технопарка: Администрации Курской области и г. Курска, МТУСИ, ФГУП «Курский НИИ» МО РФ, ФГУ ВНИИ ГОЧС, ОАО «Михайловский ГОК», ЗАО МНИТИ, ЗАО «Эврика», ОАО НИИ ТП, ОАО «Российские космические системы».

2. Космические технологии и телекоммуникации.

- Инновационные структуры ЮЗГУ: центр разработки малых спутников, центр космической связи, центр инновационной космической связи, центр использования результатов космической деятельности, центр высокоскоростной связи, центр специальных телекоммуникационных технологий, центр специальной аэрокосмической связи, центр информационной безопасности связи;

- резиденты, инвестиционные компании и партнеры технопарка: организации Минсвязи РФ, МАИ, МГТУ им. Баумана, ОАО «Прибор», ОАО «Электроаппарат», ФГУП Курский завод «Маяк», ВКА им. А.Ф. Можайского, ИПУ РАН, ВШ ФСБ, ИКСИ.

3. Энергоэффективность и энергосбережение.

- Инновационные структуры ЮЗГУ: центр энергосбережения и энергоэффективности, центр инновационных технологий, центр энергосберегающих технологий в атомной промышленности, центр энергосберегающих технологий в горнодобывающей промышленности;

- резиденты, инвестиционные компании и партнеры технопарка: концерн «Росэнергоатом», ОАО «ТГК-4», ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», ОАО «Самарэнерго», ОАО ТатНИИнефтемаш, ОАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго», ООО «Газтеплоэерго».

4. Медицинские технологии.

- Инновационные структуры ЮЗГУ: научно-технический центр инновационной биофармации, центр «биомедицинские технологии», центр «биоробототехника», центр «медицина кризисных ситуаций»;

- резиденты, инвестиционные компании и партнеры технопарка: ЗАО «Эврика», ОАО ОПК «Оборонпром», ГК «Ростехнологии», ОАО Курскмедстекло», НИИ ЭМ ГОУ ВПО КГМУ.

Привлечение интеллектуальных, трудовых, производственных ресурсов предприятий отраслевой специализации технопарка позволяет создавать наукоемкую, высокотехнологичную продукцию, проводить работы по приоритетным для государства направлениями развития науки и техники.

Систему управления региональным технопарком предполагается апробировать в создающемся технопарке в Курской области.

Для размещения технопарка запланировано выделение территории, находящейся в областной собственности общей площадью более 28 тыс. кв. м., представляющей собой два отдельно вымежеванных земельных участка, на одном из которых расположены 4 объекта недвижимости, подлежащих реконструкции, а второй участок планируется использовать для нового строительства при развитии технопарка.

В ходе реализации проекта предполагается создание инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, обеспечивающей функционирование инновационного производственно-офисного центра, в котором объединятся крупные компании, малые инновационные предприятия, НИИ и вузы, работающие по научно-производственным направлениям, традиционно развивающимся в Курской области3.

Создание технопарка Курской области станет направляющим вектором к благоприятной инновационной среде, обеспечивающей баланс интересов всех субъектов хозяйственной деятельности в инновационной сфере. Также технопарк призван стать катализатором взаимодействия малого и среднего научно-технологического бизнеса с различными структурами, вовлеченными в инновационный процесс, т.е. органами исполнительной власти (федеральными и региональными), научно-исследовательскими организациями и университетами, промышленными компаниями, финансово-инвестиционными институтами, профессиональными объединениями и т.д. Такая консолидация усилий окажет синергетический эффект на развитие конкурентоспособной экономики, основанной на знании.

Ведущую роль в становлении Курского регионального технопарка играет определение стратегического экономико-производственного направления, связанного с территориальным расположением региона. Речь идет о приграничном расположении Курской области с Украиной, изменение межгосударственных отношений с которой создает положительную динамику развития экономик двух государств. В этом контексте стержневую роль в становлении технопарка играют логистические подразделения, обеспечивающие трансферт продукции и интеграцию конкурентных производств соседних регионов.

Внедрение системы управления в практическую деятельность обеспечит повышение эффективности работы региональных технопарков, сократит постоянные издержки управляющего органа, увеличит финансовые результаты и бюджетную эффективность технопарка в целом, обеспечит генерацию волны малого инновационного предпринимательства в регионах, увеличит количество эффективно реализуемых инновационных проектов, способствующих технологическому и инновационному развитию Российской Федерации.

3 Борисоглебская Л.Н., Мальцева А.А., Фролов С.Н. Подходы к формированию эффективной инвестиционной стратегии технопарка // Инновационная Россия: опыт регионального развития: материалы третьего международного инновационного форума (сборник научных трудов). Курск, 2010. С. 215-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.