Научная статья на тему 'Определение пула бизнес - услуг технопарка (по материалам анализа ведущих технопарковых структур)'

Определение пула бизнес - услуг технопарка (по материалам анализа ведущих технопарковых структур) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОПАРКОВАЯ СТРУКТУРА / ТЕХНОПАРК / БИЗНЕС УСЛУГИ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / БИЗНЕС ИНКУБИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева А. А.

Предложен оптимальный пул бизнес услуг для каждой фазы жизненного цикла технопарка на основании изучения опыта функционирования ведущих мировых технопарковых структур с использованием концепции жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE BUSINESS SERVICES POOL OF TECHNOLOGY PARKS (ON THE ANALYSIS MATIREALS OF LEADING TECHNOLOGY PARKS STRUCTURES)

On the basis of the experiences of the world's leading technology parks structures using the concept of life cycle the optimal pool of business services for each phase of the life cycle of the technology park was proposed.

Текст научной работы на тему «Определение пула бизнес - услуг технопарка (по материалам анализа ведущих технопарковых структур)»

УДК 322.122

А.А. Мальцева, канд. экон. наук, начальник отдела научно-технической информации и организации научной работы, 8(910)218-53-53, 80179@list.ru, (Россия, Курск, ЮЗГУ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУЛА БИЗНЕС-УСЛУГ ТЕХНОПАРКА

(ПО МАТЕРИАЛАМ АНАЛИЗА

ВЕДУЩИХ ТЕХНОПАРКОВЫХ СТРУКТУР)

Предложен оптимальный пул бизнес-услуг для каждой фазы жизненного цикла технопарка на основании изучения опыта функционирования ведущих мировых технопарковых структур с использованием концепции жизненного цикла.

Ключевые слова: технопарковая структура, технопарк, бизнес-услуги, жизненный цикл, бизнес-инкубирование.

Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки ЮЗГУ на 2012 г. (шифр проекта № 6.4528.2011).

На современном этапе ведущая роль в системе генерации и трансфера инноваций отводится инновационной инфраструктуре, в рамках которой создается эффективная среда для всех стадий инновационного процесса и коммерциализации его результатов.

В условиях повышения эффективности и роста конкуренции между экономическими агентами, оказывающими поддержку инновационно активным предприятиям, существенно возрастает роль технопарковых структур (технологические, исследовательские, научные парки, инновационные бизнес-инкубаторы), в рамках которых обеспечивается концентрация всех ключевых элементов информационной и организационной инфраструктуры на одной территории.

Основными бизнес-процессами технопарковых структур как субъектов экономики являются процессы оказания бизнес-услуг резидентам на всех стадиях жизненного цикла инновационной компании, что является основным источником доходов управляющей компании технопарковой структуры и существенно сокращает расходы резидентов на выполнение бизнес-процессов, которые для них являются вспомогательными.

Анализ деятельности ведущих мировых структур технопаркового типа выявил существенную диверсификацию в подходах к классификации и определения пула наиболее востребованных бизнес-услуг.

Классическим подходом в среде специалистов-практиков является система классификации бизнес-услуг одного из первых и наиболее крупных научных и технологических парков Европы Технополиса (Финляндия), заслужившего мировую известность благодаря своим масштабам

(представляет собой объединение 18 научных и технологических парков, 2 из которых расположено за пределами страны) и территориальной диверсификации (располагается в 10 городах Финляндии, Эстонии и Российской Федерации).

В соответствии с действующей концепцией группы компаний Технополис резидентам предоставляется диверсифицированный пул бизнес-услуг, обеспечивающий текущие и перспективные результаты инновационной деятельности на всех стадиях жизненного цикла проекта (рис. 1).

Система бизнес-услугТехнополиса

Аренда помещений

ультрасовремен ные легко адаптируемые помещения, дизайн которых выполнен в чётком

соответствии с потребностями компании-заказчика

Услуг и для бизнеса

Услуги конференц-центра и

видеоконференций Информационные услуги и ресепшн Услуги передачи данных

Услуги голосовой телефонии Офисные услуги (безопасность, ремонт, клининги др.)

Услуги по развитию бизнеса

Услуги по привлечению финансирования Создание стратегических партнерств (связь между клиентами, партнерами и инвесторами) Инновационные услуги (наращивание бизнеса и финансовая поддержка, использование партнерской сети) Technopolis Online (инновационно-консалтинговая сеть)

Рис. 1. Система бизнес-услуг группы компаний Технополис

В соответствии с Положением о присвоении статуса технопарка в рамках Некоммерческого партнерства «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий» для получения указанного статуса должно быть подтверждено предоставление резидентам технопарка следующих видов услуг (в зависимости от специфики организации):

1. Производственно-технологические услуги (предоставление площадей, оборудования, средств связи).

2. Информационные услуги (передача информации, информационно-аналитическое сопровождение; информационные банки данных; компьютерные сети).

3. Организационные услуги (организация выставок, ярмарок, конференций, деловых встреч и контактов).

4. Инвестиционные услуги (поиск инвесторов; выбор объектов инвестирования).

5. Экспертиза (экспертиза проектов).

6. Консалтинговые услуги (разработка стратегии развития предприятия, бизнес-планов, бизнес-моделирование; маркетинговые исследования; консультирование по программам технического содействия).

7. Юридические услуги (подготовка заявок на выдачу патентов, свидетельств на товарные знаки; охрана, оценка, продажа интеллектуальной собственности; юридические консультации по различным вопросам, связанным с деятельностью компаний резидентов; представление интересов компаний в суде; помощь во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления).

8. Обучение (менеджмент (организационный, технологический, финансовый); маркетинг; бухгалтерский и налоговый учет).

9. Осуществление трансфера технологий.

Помимо указанных видов бизнес-услуг утвержден примерный перечень услуг сервисных компаний технопарка.

В соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке пояснительной записки к бизнес-плану технопарка для предоставления в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ система бизнес-услуг резидентам включает следующие направления (рис. 2) [2].

Для целей исследования была проведена систематизация существующих видов бизнес-услуг, в основу классификации которых положена методика, используемая группой компаний Технополис.

При формировании перечня услуг, предоставляемых технопарковой структурой, должны учитываться:

- цели, которые преследуют учредители технопарка и стратегические инвесторы;

- потребности ключевых участников инновационного процесса — инновационных предприятий;

- объективные ограничения в предоставлении отдельных видов услуг;

- состояние рынков данных видов услуг;

- последовательное расширение спектра услуг.

В основу определения пула бизнес-услуг, предлагаемых каждой тех-нопарковой структурой, положена теория жизненного цикла.

Б. Коваляк предлагает вы елять следующие фазы развития научных и тех юлогических парков: эмбр тональная фаза; фаза роста;; фаза зр елости; фаза заката [1].

Для формализации подходов к опр ¡делению фазы жизненного цикла техно парковой структуры авто >ом предложена интеграл ная оценка его деяте гьности на основе совокупности критериев, предложенных в штера-туре (табл. 1) [1].

Рис. 2. Систе га бизнес-услуг современного технопарка

В соответствии с предложенной методикой, существенно рас ширенной и дополненной с позиций ее содержательной части в рамках проведенного ^следования определяется фаза раз вития технопарко юй структуры.

На основании систематизации мирового опыта развития сютемы бизне с-услуг в ведущих структу рах технопаркового типа предложен их оптимальный пул для каждой фазы жизненного цикла технопарка (таб I. 2).

Таблица 1

Критерии для определения фазы жизненного цикла технопарковой структуры

Наименование критерия Содержание критерия Эмбриональная фаза Фаза роста Фаза зрелости Фаза заката

Организационная структура парка Уровень развития организационной и функциональной структуры, системы принятия решений, разделение полномочий и обязанностей Отсутствие высокоразвитой организационной структуры, в штате технопарка не более 5 сотрудников Формирование отдельных структурных подразделений, разделение должностных обязанностей и специализация персонала Высокоразвитая организационная структура, имеющая преимущественно органический проектный тип Развитая оптимизированная организационная структура преимущественно проектного типа с минимальным количеством персонала и максимальным внедрением автоматизации бизнес-процессов

Срок функционирования технопарка (0-10 баллов) Число месяцев/лет функционирования технопарковой структуры (с момента размещения первого резидента) 1-2 года 3-4 года 5-8 лет 9 лет и более

Уровень использования площади технопарка Доля площади технопарка, предназначенной для его деятельности и служащей осуществлению действий согласованных с назначением технопарка, занятых управляющей компанией и его резидентами «Заселенность» технопарка резидентами составляет не более 40 % «Заселенность» технопарка — 4080 %, ее рост в динамике Практически полная «заселенность» технопарка резидентами, ее рост в динамике Высокий или средний уровень «заселенности» технопарка (70-90 %) при некотором снижении показателя в динамике

Продолжение

Развитие системы бизнес-услуг Уровень развития сервисов с позиций их количественной диверсификации и качественного содержания Недостаточный уровень развития сервисов технопарка, преимущественно арендная направленность, оказание большинства услуг для развития бизнеса силами сервисных компаний, привлеченных на условиях аутсорсинга Наличие достаточно широкого пула бизнес-услуг, которые оказываются преимущественно сотрудниками тех-нопарковой структуры, при положительном росте показателя в динамике Наличие широкого пула бизнес-услуг, мониторинга их востребованности и постоянное обновление их количественных и качественнх характеристик в соответствии с результатами мониторинга Оптимизированный пул бизнес-услуг, предоставляемых резидентам комплексно (наличие пакетов бизнес-услуг), частичный переход к стадии «виртуального» технопарка с приоритетом сервисных услуг для развития бизнеса

Развитие партнерской сети Наличие налаженных контактов с потенциальными инвесторами, генераторами и потребителями инноваций, в стране, за рубежом, принадлежность к партнерским сетям Недостаточно развитая партнерская сеть, наличие первоначальных контактов с инвесторами и компаниями-потребителями инноваций Наличие достаточно широкого перечня первоначальных контактов с внешней средой, в том числе членство в партнерских сетях Эффективно сформированная широкая сеть контактов с потребителями и генераторами инноваций, инвесторами, известный бренд технопарка Оптимизированный пул контактов, ограниченный непосредственными потребностями резидентов технопарковой структуры

Динамика доходов Уровень динамики экономической рентабельности технопар-ковой структуры Структура нерентабельна, имеются убытки по результатам деятельности, которые покрываются субсидиями из средств бюджетов различных уровней Преимущественно низкая экономическая рентабельность при снижении потребностей привлечения субсидий Экономическая рентабельность техно-парковой структуры превышает темпы роста инфляции, положительная динамика доходов технопарка при росте активов Стабильный показатель экономической рентабельности, превышающий темпы роста инфляции, при невысоком приросте доходов и имущества технопарковой структуры

Ротация резидентов технопарковой структуры Разница между числом резидентов, присоединяющихся к парку, и числом резидентов, покидающих парк, в отнесении к числу резидентов в целом Высокая доля новых резидентов технопарковой структуры Стабильная динамика прироста числа резидентов при невысоких показателях доли резидентов, покидающих технопарко-вую структуру Высокая доля резидентов, присоединяющихся к парку и покидающих его, стабильная динамика смены поколений резидентов Тенденция незначительного превышения числа резидентов, покидающих технопарковую структуру, над числом новых инновационных компаний-резидентов

Таблица 2

Оптимальный пул бизнес-услуг технопарковой структуры в зависимости от стадии его развития

Виды бизнес-услуг Эмбриональная фаза Фаза роста Фаза зрелости Фаза заката

1. Услуги аренды

1.1. Услуги аренды офисных помещений + + + +

1.2. Услуги аренды производственных помещений + + +

1.3. Услуги аренды лабораторных помещений + + +

1.4. Услуги аренды конференц-центра (переговорной) + + + +

1.5. Услуги аренды высокотехнологического оборудования + +

2. Услуги для бизнеса

2.1. Информационные услуги

2.1.1. Услуги телефонной связи + + + +

2.1.2. Передача информации, информационно-аналитическое сопровождение; информационные банки данных + + +

2.1.3. Компьютерные сети, в том числе доступ к сети Интернет + + + +

2.2. Офисные услуги

2.2.3. Услуги секретарей офисов + + +

2.2.4. Услуги по размножению документов и материалов на бумажных носителях + + + +

Продолжение

2.2.5. Услуги по устному и письменному переводу + +

2.2.6. Услуги по обеспечению питанием и оборудованию специализированных мест для + + +

питания

2.3. Административно-хозяйственные услуги

2.3.1. Услуги по уборке зданий + + + +

2.3.2. Услуги по предоставлению мест парковки + + + +

2.3.3. Услуги по обеспечению безопасности частных лиц и имущества технопарка + + + +

2.3.4. Управление объектами недвижимости и инжиниринг, обслуживание и ремонт + + +

зданий и помещений

2.3.5. Коммунальное обслуживание (инфраструктура водо-, электроснабжения, канали- + + + +

зация и пр.)

2.3. Ресурсообеспечение и логистика

2.4.1. Централизованные поставки сырья, складские услуги + +

2.4.2. Услуги по перевозке грузов и пассажиров, предоставлению транспортных, + +

средств маршрутизация поставок и сбыта продукции

2.5. Организационные услуги

2.5.1. Организация выставок, ярмарок, конференций, деловых встреч и контактов + + +

2.5.2. Услуги в области рекламы (услуги по продаже и аренде места и времени для ре- + +

кламы, по планированию, созданию и размещению рекламы, по организации рекламных мероприятий (акций))

3. Услуги для развития бизнеса

3.1. Услуги по поиску и привлечению инвестиций + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2. Экспертиза инновационных решений + + + +

3.3. Консалтинговые услуги

3.3.1. Оказание консультационного сопровождения проекта и обеспечение доступа к партнерской сети бизнес инкубатора + +

3.3.2. Разработка стратегии развития предприятия, бизнес-планов, бизнес- + + +

моделирование

3.3.3. Услуги по исследованию конъюнктуры рынка и выявлению общественного мне- + + +

ния, маркетинговые исследования

3.3.4. Консультирование по программам технического содействия + + + +

3.3.5. Консультационные услуги по вопросам управления коммерческой деятельностью и управления предприятием + +

3.3.6. Услуги по изучению мировых рынков и обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности (soft-landing) + +

3.4. Юридические услуги

3.4.1. Консультационные услуги по юридическим вопросам и услуги по представительству + +

3.4.2. Правовое и консультационное сопровождение регистрации и защиты объектов интеллектуальной собственности (объекты авторских и патентных прав). + + +

3.4.3. Услуги по составлению юридической документации + + +

3.4.4. Услуги по проведению правовой экспертизы представленных для рассмотрения юридических документов + + +

3.5. Коучинг и менторство + + +

3.6. Осуществление трансфера технологий + + +

3.7. Услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета и отчетности налогообложения + + +

3.8. Финансовые услуги, включая услуги по финансовому посредничеству, и связанные с ним вспомогательные услуги + +

3.9. Услуги по найму рабочей силы и обеспечению персоналом (аутстаффинг) + +

Анализ деятельности ведущих мировых технопарковых структур показывает, что на ранних стадиях их развития превалирует преимущественно арендная направленность, услуги для бизнеса соответствуют уровню развития инфраструктуры, а услуги для развития бизнеса практически отсутствуют и оказываются исключительно в объемах, необходимых для обеспечения соответствия критериям технопарка (экспертиза проектов, поиск инвесторов, бизнес-инкубирование).

Мировые тенденции выявляют закономерность, не характерную для российской технопарковой практики: получение более дешевых помещений для организации бизнеса не является главным стимулом получения статуса резидента технопарковой структуры.

В 32 % технопарковых структур резиденты готовы платить более дорогую арендную плату, получая при этом пакет бизнес-услуг в режиме «одного окна» и оборудованные специально по их требованиям офисные и производственные площади. Арендную направленность имеют только 26 % технопарковых структур [4].

В условиях эффективного развития технопарковой структуры появляется возможность расширения пула предлагаемых бизнес-услуг, способствующих развитию предпринимательской деятельности резидентов, в том числе с привлечением сервисных компаний на условиях аутсорсинга.

На стадии зрелости большая часть бизнес-услуг оказывается силами персонала управляющей компании технопарковой структуры без привлечения сервисных компаний, пул бизнес-услуг наиболее широкий, что обеспечивает высокий рост доходов управляющей компании.

При переходе технопарка на стадию заката пул бизнес-услуг оптимизируется, выявляются низкорентабельные услуги, которые исключаются из предлагаемого резидентам перечня. Часть бизнес-услуг передается на аутсорсинг сервисным компаниям, которые могут образовываться как спин-офф компании управляющей компании.

Наиболее развитые технопарковые структуры переходят с арендно ориентированной специализации на сервисную, т. е. доля услуг для развития бизнеса в выручке преобладающая. Итогом такого развития становится образованный на платформе реальной структуры виртуальный технопарк, оказывающий преимущественно услуги для развития бизнеса в режиме онлайн.

Существенным показателем развития системы бизнес-услуг является формирование их пакетов — совокупности взаимосвязанных услуг, предлагаемых различным группам резидентов в комплексе. Стоимость пакета услуг в большинстве случаев ниже, чем покупка отдельных услуг, входящих в перечень, что обеспечивает гибкую политику продаж управляющей компании и увеличивает доходы за счет роста объемов реализации услуг.

Формирование эффективной стратегии бизнес-услуг в соответствии с предложенными методами позволит создать предпосылки для реализации технопарковой структурой функций интегратора основных элементов инновационной экономики и повышения эффективности бизнеса резиден-

тов, а также обеспечить достижение высоких финансовых результатов деятельности управляющей компании, которые могут стать источником развития инфраструктуры и поддержки наиболее значимых инновационных проектов [3].

Библиографический список

1. Коваляк Б. Бенчмаркинг технопарков в Польше. Общий отчет. Варшава, 2010. 108 с.

2. Мальцева А. А. Концептуальные основы организации и функционирования управляющих компаний технопарков. Курск: Юго-Зап. гос. унт, 2011. 226 с.

3. Мальцева А. А. Стратегия оказания бизнес-услуг резидентам технопарка и механизмы ее формирования. Стратегический менеджмент. М., Издательский дом «Гребенников», 2011. № 1. С. 36-43.

4. Международная ассоциация научных парков: официальный сайт. Режим доступа: http://www.iasp.ws.

A.A. Maltseva

Determination of the business services pool of technology parks (on the analysis mat-ireals of leading technology parks structures)

On the basis of the experiences of the world's leading technology parks structures using the concept of life cycle the optimal pool of business services for each phase of the life cycle of the technology park was proposed.

УДК 658.14.012

И.Ф. Шелопаева, соискатель, (4872) 24-17-15; irinashelopaeva1@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Предложены методики оценки инновационного риска проектов и их эффективности. Представлена классификация инвесторов инновационных проектов по признаку интересов. Предложены различные сочетания эффектов от реализации проектов, отвечающие требованиям конкретных инвесторов.

Ключевые слова: инновационный проект, финансирование, инновационный риск, интересы инвесторов, эффект, эффективность.

На выбор источников финансирования инновационного проекта оказывает влияние множество факторов. К ним относятся, прежде всего, риск и эффективность инновационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.