Законодательная экспертиза
Анализ нормативно-правовых основ деятельности управляющих компаний технопарков в современных условиях
А.А. Мальцева, Г.А. Марзак, А.С. Некрасова
Переход к экономике инновационного типа, функционирование инновационной системы требует систематизации законодательства, установления обоснованных и долговременных правил отношений между участниками инновационного процесса, снятие правовых барьеров, снижающих восприимчивость к инновациям субъектов экономики.
В России проводятся многочисленные исследования о возможных направлениях и средствах регулирования отношений в области инновационной деятельности, но без базовых законодательных актов ведение инновационной деятельности практически невозможно. Несмотря на то что в настоящее время доля инновационно-активных субъектов рынка невысока, а процесс адаптации России к глобальной научно-технической и промышленной интеграции находится на начальной стадии, есть все основания говорить о необходимости структурирования инновационной деятельности в сфере правового регулирования.
Современные исследования показывают, что инновационная деятельность активизируется с использованием действенных форм организации индустрии высоких технологий и интеграции науки, производства и органов власти — технопарков.
Нами был проведен анализ нормативно-правовых основ функционирования технопарков в Российской Федерации, а также их значимых структурных элементов — управляющих компаний, концентрирующих функции текущего и перспективного менеджмента технопарка, содействия развитию бизнеса резидентов, оказания им бизнес-услуг. Выяснилось, что на федеральном уровне законодательное определение технопарка отсутствует.
В Положении об университетском технопарке, согласованном с Министерством образования, под технопарком понимается организация, являющаяся юридическим лицом или, в соответствии с законодательством РФ, исполняющая по доверенности правомочия юридического лица, имеющая тесные связи с одним или несколькими высшими учебными заведениями и/или научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными органами власти и управления и осуществляющая на находящейся под ее юрисдикцией терри-
тории формирование современной инновационной среды с целью поддержки инновационного предпринимательства путем создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и передачу их на рынок научно-технической продукции с целью удовлетворения потребности в этой продукции региона и страны1.
Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» указывает, что технопарки в сфере высоких технологий объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 января 2009 г. № 31 «О мерах по реализации в 2009 г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», технопарк — имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м2.
Законом Воронежской области технопарк определяется как форма организации инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, организаций инновационной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории3.
В Законе «О технопарках в Оренбургской области» под технопарком понимается форма организации инновационной деятельности научных и учебных заведений, проектно-конструкторских бюро, предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории4.
Положение о технопарках в Свердловской области определяет технопарк как обособленный земельный участок либо часть земельного участка, предоставленный в аренду промышленной, научно-исследовательской, образовательной организации, с расположенными на нем зданиями, строениями, сооружениями, на котором осуществляется деятельность в сфере научно-ис-
1 Положение об университетском технопарке. Режим доступа: www.tpark.ru/33/index33.htm.
2 Приказ Минэкономразвития РФ от 30.01.2009 № 31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» (Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»).
3 Закон Воронежской области от 5 июня 2006 г. № 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области» // Коммуна, 2006, № 84-85.
4 Закон Оренбургской области от 5 мая 2008 г. № 2106/446-^-03 «О технопарках в Оренбургской области» // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области, 2008, 19-е заседание,
I часть.
следовательских и опытно-конструкторских работ, опытного и мелкосерийного производства5.
Определения технопарка, предложенные на государственном уровне, в отличие от приведенных в законодательстве субъектов Российской Федерации, указывают на высокотехнологичную направленность технопарков, что соответствует государственной политике, но не означает невозможность существования технопарков в других сферах.
Согласно приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 25 апреля 2008 г. № 119, управление имущественным комплексом технопарка, а также осуществление его организационной деятельности в соответствии с целями и задачами деятельности технопарка поручены уполномоченному юридическому лицу — управляющей компании, отобранной по конкурсу.
В Государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» установлено, что порядок выбора управляющей компании, перечень ее функций и полномочий, а также порядок и условия взаимодействия с организациями, участвующими в создании объектов технопарков в сфере высоких технологий, и компаниями, расположенными на территории технопарка, определяются координирующим органом6.
Координирующий орган образуется в целях обеспечения функционирования технопарков в сфере высоких технологий, в его состав входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений, а также представители инвесторов технопарков в сфере высоких технологий. Этот орган создается совместным решением Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Администрации субъекта Российской Федерации.
Средства, полученные управляющей компанией в результате своей деятельности по обеспечению функционирования и развития технопарка в сфере высоких технологий, используются исключительно на проведение мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры технопарка в сфере высоких технологий, и маркетинговых мероприятий, направленных на поддержку российских высокотехнологичных предприятий при их выходе на мировой рынок.
Вопросы создания и функционирования управляющих компаний технопарков носят комплексный характер и относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В отсутствие федерального закона регулирование создания и функционирования технопарков субъектами Российской Федерации различается. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы о технопарках, в других регионах правовое регулирование технопарков практически полностью отсутствует.
5 Постановление Областной Думы Свердловской области от 12 декабря 2005 г. № 1889-под «О рекомендациях депутатских слушаний по вопросу «О проблемах и перспективах развития технопарков в Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области, 2006, № 12-1 (2005), ст. 1601.
6 Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» // Собрание законодательства РФ, 2006, № 11, ст. 1226.
В региональном законодательстве, несмотря на значительную схожесть правового регулирования создания и деятельности технопарков, просматриваются и определенные различия, включая понятие технопарка, его организационноправовые формы, порядок деятельности, проработку мер государственной поддержки.
Ниже приводится анализ наиболее характерных подходов к правовому регулированию создания и функционирования управляющих компаний технопарков, выявленных в процессе анализа нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Закон Воронежской области от 5 июня 2006 г. № 43-03 «О технопарках в Воронежской области» под управляющей компанией понимает организацию, которая привлекает и размещает резидентов технопарка на его территории, обеспечивает предоставление им сервисных услуг и управляет технопарком7.
В Положении о технопарках в Свердловской области сформулировано следующее определение: управляющая компания — организация, которая привлекает и размещает научно-технические предприятия на территории технопарка, предоставляет им услуги и управляет технопарком; промышленная, научно-исследовательская, образовательная организация может осуществлять функции управляющей компании самостоятельно либо передать эти функции иной организации по договору8.
Наиболее проработаны вопросы создания и функционирования технопарков в Кемеровской области. Законом «О технопарках в Кемеровской области» управляющая компания определяется как организация, привлекающая резидентов технопарка на его территорию и выполняющая функции по управлению технопарком. Аналогичное определение встречается в Законе Республики Дагестан от 26.12.2008 № 63 «О технопарках в Республике Дагестан» Законе Республики Северная Осетия - Алания от 15.08.2007 № 39-РЗ «О технопарках в Республике Северная Осетия - Алания»9.
Одновременно с указанным законом в Кемеровской области был принят Закон № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков», которым установлены налоговые льготы субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области, а также основания, порядок и условия их применения.
7 Закон Воронежской области от 5 июня 2006 г. № 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области» // Коммуна, 2006, № 84-85.
8 Постановление Областной Думы Свердловской области от 12 декабря 2005 г. № 1889-под «О рекомендациях депутатских слушаний по вопросу «О проблемах и перспективах развития технопарков в Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области, 2006, № 12-1 (2005), ст. 1601.
9 Закон Кемеровской области от 2 июля 2008 г. № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области» // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, 2008, № 77; Закон Республики Дагестан от 26 декабря 2008 г. № 63 «О технопарках в республике Дагестан» // Собрание законодательства Республики Дагестан, 2008, № 24, ст. 1026; Закон Республики Северная Осетия -Алания от 15 августа 2007 года № 39-рз «О технопарках в Республике Северная Осетия - Алания» (Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»).
В частности, управляющим организациям технопарков, включенных в реестр технопарков в Кемеровской области, устанавливаются следующие налоговые льготы:
1) по налогу на имущество организаций — предоставляется освобождение от уплаты налога;
2) по налогу на прибыль организаций — налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в областной бюджет, снижается с 18 до 13,5%10.
Из приведенных выше определений можно сделать вывод, что управляющей компанией технопарка является организация, на которую возложены координирующие и управленческие задачи, стоящие перед технопарком в целом.
Постановление Правительства Свердловской области от 8 июля 2003 г. № 410-пп «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области» регламентирует функции управляющей компании технопарка. В укрупненном виде их можно представить следующим образом:
1) привлекает и размещает научно-технические предприятия на земельном участке с соблюдением плана развития территории промышленной, научно-исследовательской, образовательной организации;
2) получает от научно-технических предприятий бизнес-планы и осуществляет контроль за соответствием вида деятельности научно-технических предприятий представленным бизнес-планам;
3) предоставляет научно-техническим предприятиям услуги по охране территории технопарка, водо-, тепло-, энергоснабжению и водоотведению;
4) создает инновационно-технологический, учебный, консультационный, информационный, маркетинговый центры, оказывающие специализированные услуги по направлениям их деятельности11.
В большинстве субъектов Российской Федерации нормативно-правовой статус технопарков не закреплен, приняты отдельные законы, подзаконные акты или программы развития инновационной деятельности, которые содержат механизмы функционирования технопарков как элементов инновационной инфраструктуры регионов.
В связи с отсутствием действующих технопарковых структур в Курской области нормативно-правовые основы их функционирования на региональном уровне отсутствуют.
Администрацией Курской области совместно с Юго-Западным государственным университетом предложен проект создания регионального технопарка для включения его в Государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», в связи с чем возникла объективная необходимость разработки нормативно-правовой базы технопар-ковой деятельности в Курской области.
10 Закон Кемеровской области от 26 ноября 2008 г. № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков» (Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»).
11 Постановление Правительства Свердловской области от 8 июля 2003 г. № 410-пп «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области».
В настоящее время разрабатывается проект областной целевой программы «Создание и развитие технопарка в Курской области на 2010-2014 гг.» и Положение о технопарке Курской области. В дальнейшем планируется принятие областного закона «О технопарке Курской области», что обусловлено отсутствием единого федерального законодательства. Группируя нормативно-правовые основы о технопарках в различных регионах России, можно выделить общие положения функционирования управляющих компаний.
Для реализации основных задач управляющие компании технопарков осуществляют следующую деятельность:
- выявление, отбор потенциальных рыночно-эффективных инноваций с целью доведения их до опытных образцов и внедрения в производство;
- разработка и реализация схем интеграции прикладной науки и производства;
- информационное обеспечение инновационной деятельности, обеспечивающее равный доступ к банкам и базам данных всех организаций, работающих в технопарке;
- оказание сервисных услуг резидентам технопарка;
- выявление и привлечение зарубежных наукоемких технологий для загрузки производств;
- создание благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности предприятиями-производителями;
- профессиональное и высококачественное проведение различных видов экспертиз;
- производственно-технологическая поддержка создания конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, в том числе с использованием лизинга;
- продвижение высокотехнологичной продукции на рынок;
- подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая целевое обучение для управления реализацией конкретных программ и проектов;
- иная деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Управляющей компанией на конкурсной основе привлекаются малые предприятия, осуществляющие разработку перспективных видов продукции и технологий, которые могут быть доведены до серийного выпуска, востребованы на рынке и способны обеспечить устойчивые темпы роста объемов продаж и собственной капитализации предприятия за период его нахождения в технопарке. Предметом деятельности управляющей компании технопарка является создание благоприятных условий для развития малых предприятий в научнотехнической, инновационной и производственной сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий12.
12 Закон Воронежской области от 5 июня 2006 г. № 4Э-ОЗ «О технопарках в Воронежской области» // Коммуна, 2006, № 84-85; Закон Оренбургской области от 5 мая 2008 г. № 2Ю6/446-ГУ-ОЗ «О технопарках в Оренбургской области» // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области, 2008,
Анализируя действующее законодательство в области технопарков, можно выделить следующие условия присвоения статуса технопарка:
1) наличие экономически обоснованной программы развития технопарка;
2) привлечение и размещение на территории технопарка максимально возможного количества резидентов технопарка;
3) оказание необходимого количества сервисных услуг резидентам технопарка;
4) обязательное наличие в структуре технопарка:
- центра внедрения технологий;
- учебного центра;
- центра сервисных услуг;
5) наличие резерва площадей для развития технопарка.
При присвоении статуса технопарка также учитываются следующие условия его функционирования:
- добровольное объединение всех участников проектов и необходимых ресурсов на взаимовыгодных условиях;
- коммерческая реализуемость разрабатываемых проектов;
- применение стимулирующих мер для эффективной реализации инновационных проектов;
- равенство прав, обязанностей и ответственности всех субъектов инновационной деятельности;
- системный подход в предоставлении комплекса необходимых сервисных услуг резидентам технопарка13.
Анализируя законодательное закрепление статуса и функций управляющих компаний технопарков, необходимо отметить, что оно недостаточно развито и не регламентирует все стороны работы управляющего органа. В большинстве существующих на сегодняшний день нормативно-правовых документов имеется лишь упоминание или нечеткое и неполное описание механизмов их функционирования, основные же аспекты работы не освещены и не имеют законодательной регламентации. Примечательно также то, что субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют статус технопарков и управляющих компаний, опираясь на цели и задачи конкретно созданных структур. Это объясняется отсутствием единого федерального закона в области работы технопарков.
19-е заседание, Г часть; Закон Оренбургской области от 5 мая 2008 г. № 2106/446-ГУ-ОЗ «О технопарках в Оренбургской области» // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области, 2008, 19-е заседание, Г часть; Постановление Правительства Калужской области от 6 мая 2008 г. № 177 «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию мероприятий, предусмотренных губернаторской инвестиционной программой по развитию технопарка «Грабцево» в Калужской области» // Весть, 2008, № 174-175, 21; Постановление Правительства Свердловской области от 8 июля 2003 г. № 410-пп «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области».
13 Закон Кемеровской области от 2 июля 2008 г. № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области» // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, 2008, № 77; Закон Нижегородской области от 7 сентября 2006 г. № 90-з«Об утверждении инновационного соглашения между Правительством Нижегородской области и ОАО «Технопарк «Система-Саров» о предоставлении государственной поддержки» // Нижегородские новости, 2006, № 172 (3584), 20.09; Закон Оренбургской области от 5 мая 2008 г. № 2106/446-ГУ-ОЗ «О технопарках в Оренбургской области» // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области, 2008, 19-е заседание, Г часть.
В силу несовершенства российского законодательства в настоящее время не существует четкого разграничения понятий технопарка и управляющей компании, в связи с чем зачастую происходит отождествление этих понятий как в сознании граждан, так и на законодательном уровне.
Системное решение задачи развития технопарков может быть обеспечено в первую очередь за счет формирования государственной политики в инновационной сфере и использования имеющихся в распоряжении государства правовых, организационных, административных и иных ресурсов.
Одной из причин сложившейся ситуации является противоречивость нормативно-правовой базы, которая не позволяет эффективно оказывать государственную поддержку развитию технопарков.
Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности, в том числе законодательное закрепление основ деятельности технопарков, является предметом обсуждения на конференциях, совещаниях, круглых столах различного уровня.
В целях совершенствования государственной политики в сфере стимулирования инновационной деятельности, создания условий для роста конкурентоспособности продукции и инвестиционной привлекательности, а также в связи с необходимостью формирования инфраструктуры инновационной деятельности представляется целесообразным принятие федерального закона «О технопарках в Российской Федерации», в котором следует определить основные цели, задачи, принципы функционирования технопарков, механизмы обеспечения эффективности их деятельности.
В части нормативно-правового обеспечения деятельности управляющих компаний в рамках закона «О технопарках в Российской Федерации» предлагается:
- осуществить нормативное и функциональное разграничение понятий «технопарк» и «управляющая компания технопарка»;
- установить ограничение по правовому статусу субъекта, претендующего на роль управляющей компании, организационно-правовой формой акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью;
- ввести следующее определение управляющей компании технопарка: юридическое лицо в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, отобранное по конкурсу, которое осуществляет менеджмент технопарка, управляет его дальнейшим развитием, содействует развитию бизнеса резидентов, оказывает им бизнес-услуги;
- законодательно закрепить необходимость поручения организационной деятельности технопарка управляющей компании;
- установить порядок выбора управляющей компании, перечень ее функций и полномочий, а также направления и условия взаимодействия с организациями, участвующими в создании объектов технопарков, и компаниями, расположенными на территории технопарка.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности управляющих компаний технопарков может стать существенным стимулом для формирования эффективной инновационной инфраструктуры, которая обеспечит инновационно-технологическое развитие Российской Федерации.