Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правовых основ дея тельности управляющих компаний технопарков в современных условиях'

Анализ нормативно-правовых основ дея тельности управляющих компаний технопарков в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1262
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕХНОПАРК / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INNOVATION / SCIENCE PARK / LEGAL REGULATION / MANAGEMENT COMPANY / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцева А. А., Марзак Г. А., Некрасова А. С.

Были систематизированы нормативные и программные документы, регламентирующие деятельность управляющих компаний технопарков, в результате чего выявлено, что нормативное регулирование их функционирования недостаточно и требует доработки и обобщения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of current legal basis for work of science park management companies

There were systematized legal and program documents regulating science park management companies" work and as a result there was revealed insuffi ciency of its legal regulation and necessity of revision and generalization. It is suggested securing legal aspects of science park management companies" work.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правовых основ дея тельности управляющих компаний технопарков в современных условиях»

Законодательная экспертиза

Анализ нормативно-правовых основ деятельности управляющих компаний технопарков в современных условиях

А.А. Мальцева, Г.А. Марзак, А.С. Некрасова

Переход к экономике инновационного типа, функционирование инновационной системы требует систематизации законодательства, установления обоснованных и долговременных правил отношений между участниками инновационного процесса, снятие правовых барьеров, снижающих восприимчивость к инновациям субъектов экономики.

В России проводятся многочисленные исследования о возможных направлениях и средствах регулирования отношений в области инновационной деятельности, но без базовых законодательных актов ведение инновационной деятельности практически невозможно. Несмотря на то что в настоящее время доля инновационно-активных субъектов рынка невысока, а процесс адаптации России к глобальной научно-технической и промышленной интеграции находится на начальной стадии, есть все основания говорить о необходимости структурирования инновационной деятельности в сфере правового регулирования.

Современные исследования показывают, что инновационная деятельность активизируется с использованием действенных форм организации индустрии высоких технологий и интеграции науки, производства и органов власти — технопарков.

Нами был проведен анализ нормативно-правовых основ функционирования технопарков в Российской Федерации, а также их значимых структурных элементов — управляющих компаний, концентрирующих функции текущего и перспективного менеджмента технопарка, содействия развитию бизнеса резидентов, оказания им бизнес-услуг. Выяснилось, что на федеральном уровне законодательное определение технопарка отсутствует.

В Положении об университетском технопарке, согласованном с Министерством образования, под технопарком понимается организация, являющаяся юридическим лицом или, в соответствии с законодательством РФ, исполняющая по доверенности правомочия юридического лица, имеющая тесные связи с одним или несколькими высшими учебными заведениями и/или научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными органами власти и управления и осуществляющая на находящейся под ее юрисдикцией терри-

тории формирование современной инновационной среды с целью поддержки инновационного предпринимательства путем создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и передачу их на рынок научно-технической продукции с целью удовлетворения потребности в этой продукции региона и страны1.

Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» указывает, что технопарки в сфере высоких технологий объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание.

В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 января 2009 г. № 31 «О мерах по реализации в 2009 г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», технопарк — имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м2.

Законом Воронежской области технопарк определяется как форма организации инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, организаций инновационной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории3.

В Законе «О технопарках в Оренбургской области» под технопарком понимается форма организации инновационной деятельности научных и учебных заведений, проектно-конструкторских бюро, предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории4.

Положение о технопарках в Свердловской области определяет технопарк как обособленный земельный участок либо часть земельного участка, предоставленный в аренду промышленной, научно-исследовательской, образовательной организации, с расположенными на нем зданиями, строениями, сооружениями, на котором осуществляется деятельность в сфере научно-ис-

1 Положение об университетском технопарке. Режим доступа: www.tpark.ru/33/index33.htm.

2 Приказ Минэкономразвития РФ от 30.01.2009 № 31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» (Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»).

3 Закон Воронежской области от 5 июня 2006 г. № 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области» // Коммуна, 2006, № 84-85.

4 Закон Оренбургской области от 5 мая 2008 г. № 2106/446-^-03 «О технопарках в Оренбургской области» // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области, 2008, 19-е заседание,

I часть.

следовательских и опытно-конструкторских работ, опытного и мелкосерийного производства5.

Определения технопарка, предложенные на государственном уровне, в отличие от приведенных в законодательстве субъектов Российской Федерации, указывают на высокотехнологичную направленность технопарков, что соответствует государственной политике, но не означает невозможность существования технопарков в других сферах.

Согласно приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 25 апреля 2008 г. № 119, управление имущественным комплексом технопарка, а также осуществление его организационной деятельности в соответствии с целями и задачами деятельности технопарка поручены уполномоченному юридическому лицу — управляющей компании, отобранной по конкурсу.

В Государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» установлено, что порядок выбора управляющей компании, перечень ее функций и полномочий, а также порядок и условия взаимодействия с организациями, участвующими в создании объектов технопарков в сфере высоких технологий, и компаниями, расположенными на территории технопарка, определяются координирующим органом6.

Координирующий орган образуется в целях обеспечения функционирования технопарков в сфере высоких технологий, в его состав входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений, а также представители инвесторов технопарков в сфере высоких технологий. Этот орган создается совместным решением Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Администрации субъекта Российской Федерации.

Средства, полученные управляющей компанией в результате своей деятельности по обеспечению функционирования и развития технопарка в сфере высоких технологий, используются исключительно на проведение мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры технопарка в сфере высоких технологий, и маркетинговых мероприятий, направленных на поддержку российских высокотехнологичных предприятий при их выходе на мировой рынок.

Вопросы создания и функционирования управляющих компаний технопарков носят комплексный характер и относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В отсутствие федерального закона регулирование создания и функционирования технопарков субъектами Российской Федерации различается. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы о технопарках, в других регионах правовое регулирование технопарков практически полностью отсутствует.

5 Постановление Областной Думы Свердловской области от 12 декабря 2005 г. № 1889-под «О рекомендациях депутатских слушаний по вопросу «О проблемах и перспективах развития технопарков в Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области, 2006, № 12-1 (2005), ст. 1601.

6 Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» // Собрание законодательства РФ, 2006, № 11, ст. 1226.

В региональном законодательстве, несмотря на значительную схожесть правового регулирования создания и деятельности технопарков, просматриваются и определенные различия, включая понятие технопарка, его организационноправовые формы, порядок деятельности, проработку мер государственной поддержки.

Ниже приводится анализ наиболее характерных подходов к правовому регулированию создания и функционирования управляющих компаний технопарков, выявленных в процессе анализа нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Закон Воронежской области от 5 июня 2006 г. № 43-03 «О технопарках в Воронежской области» под управляющей компанией понимает организацию, которая привлекает и размещает резидентов технопарка на его территории, обеспечивает предоставление им сервисных услуг и управляет технопарком7.

В Положении о технопарках в Свердловской области сформулировано следующее определение: управляющая компания — организация, которая привлекает и размещает научно-технические предприятия на территории технопарка, предоставляет им услуги и управляет технопарком; промышленная, научно-исследовательская, образовательная организация может осуществлять функции управляющей компании самостоятельно либо передать эти функции иной организации по договору8.

Наиболее проработаны вопросы создания и функционирования технопарков в Кемеровской области. Законом «О технопарках в Кемеровской области» управляющая компания определяется как организация, привлекающая резидентов технопарка на его территорию и выполняющая функции по управлению технопарком. Аналогичное определение встречается в Законе Республики Дагестан от 26.12.2008 № 63 «О технопарках в Республике Дагестан» Законе Республики Северная Осетия - Алания от 15.08.2007 № 39-РЗ «О технопарках в Республике Северная Осетия - Алания»9.

Одновременно с указанным законом в Кемеровской области был принят Закон № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков», которым установлены налоговые льготы субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области, а также основания, порядок и условия их применения.

7 Закон Воронежской области от 5 июня 2006 г. № 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области» // Коммуна, 2006, № 84-85.

8 Постановление Областной Думы Свердловской области от 12 декабря 2005 г. № 1889-под «О рекомендациях депутатских слушаний по вопросу «О проблемах и перспективах развития технопарков в Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области, 2006, № 12-1 (2005), ст. 1601.

9 Закон Кемеровской области от 2 июля 2008 г. № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области» // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, 2008, № 77; Закон Республики Дагестан от 26 декабря 2008 г. № 63 «О технопарках в республике Дагестан» // Собрание законодательства Республики Дагестан, 2008, № 24, ст. 1026; Закон Республики Северная Осетия -Алания от 15 августа 2007 года № 39-рз «О технопарках в Республике Северная Осетия - Алания» (Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»).

В частности, управляющим организациям технопарков, включенных в реестр технопарков в Кемеровской области, устанавливаются следующие налоговые льготы:

1) по налогу на имущество организаций — предоставляется освобождение от уплаты налога;

2) по налогу на прибыль организаций — налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в областной бюджет, снижается с 18 до 13,5%10.

Из приведенных выше определений можно сделать вывод, что управляющей компанией технопарка является организация, на которую возложены координирующие и управленческие задачи, стоящие перед технопарком в целом.

Постановление Правительства Свердловской области от 8 июля 2003 г. № 410-пп «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области» регламентирует функции управляющей компании технопарка. В укрупненном виде их можно представить следующим образом:

1) привлекает и размещает научно-технические предприятия на земельном участке с соблюдением плана развития территории промышленной, научно-исследовательской, образовательной организации;

2) получает от научно-технических предприятий бизнес-планы и осуществляет контроль за соответствием вида деятельности научно-технических предприятий представленным бизнес-планам;

3) предоставляет научно-техническим предприятиям услуги по охране территории технопарка, водо-, тепло-, энергоснабжению и водоотведению;

4) создает инновационно-технологический, учебный, консультационный, информационный, маркетинговый центры, оказывающие специализированные услуги по направлениям их деятельности11.

В большинстве субъектов Российской Федерации нормативно-правовой статус технопарков не закреплен, приняты отдельные законы, подзаконные акты или программы развития инновационной деятельности, которые содержат механизмы функционирования технопарков как элементов инновационной инфраструктуры регионов.

В связи с отсутствием действующих технопарковых структур в Курской области нормативно-правовые основы их функционирования на региональном уровне отсутствуют.

Администрацией Курской области совместно с Юго-Западным государственным университетом предложен проект создания регионального технопарка для включения его в Государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», в связи с чем возникла объективная необходимость разработки нормативно-правовой базы технопар-ковой деятельности в Курской области.

10 Закон Кемеровской области от 26 ноября 2008 г. № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков» (Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»).

11 Постановление Правительства Свердловской области от 8 июля 2003 г. № 410-пп «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области».

В настоящее время разрабатывается проект областной целевой программы «Создание и развитие технопарка в Курской области на 2010-2014 гг.» и Положение о технопарке Курской области. В дальнейшем планируется принятие областного закона «О технопарке Курской области», что обусловлено отсутствием единого федерального законодательства. Группируя нормативно-правовые основы о технопарках в различных регионах России, можно выделить общие положения функционирования управляющих компаний.

Для реализации основных задач управляющие компании технопарков осуществляют следующую деятельность:

- выявление, отбор потенциальных рыночно-эффективных инноваций с целью доведения их до опытных образцов и внедрения в производство;

- разработка и реализация схем интеграции прикладной науки и производства;

- информационное обеспечение инновационной деятельности, обеспечивающее равный доступ к банкам и базам данных всех организаций, работающих в технопарке;

- оказание сервисных услуг резидентам технопарка;

- выявление и привлечение зарубежных наукоемких технологий для загрузки производств;

- создание благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности предприятиями-производителями;

- профессиональное и высококачественное проведение различных видов экспертиз;

- производственно-технологическая поддержка создания конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, в том числе с использованием лизинга;

- продвижение высокотехнологичной продукции на рынок;

- подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая целевое обучение для управления реализацией конкретных программ и проектов;

- иная деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Управляющей компанией на конкурсной основе привлекаются малые предприятия, осуществляющие разработку перспективных видов продукции и технологий, которые могут быть доведены до серийного выпуска, востребованы на рынке и способны обеспечить устойчивые темпы роста объемов продаж и собственной капитализации предприятия за период его нахождения в технопарке. Предметом деятельности управляющей компании технопарка является создание благоприятных условий для развития малых предприятий в научнотехнической, инновационной и производственной сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий12.

12 Закон Воронежской области от 5 июня 2006 г. № 4Э-ОЗ «О технопарках в Воронежской области» // Коммуна, 2006, № 84-85; Закон Оренбургской области от 5 мая 2008 г. № 2Ю6/446-ГУ-ОЗ «О технопарках в Оренбургской области» // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области, 2008,

Анализируя действующее законодательство в области технопарков, можно выделить следующие условия присвоения статуса технопарка:

1) наличие экономически обоснованной программы развития технопарка;

2) привлечение и размещение на территории технопарка максимально возможного количества резидентов технопарка;

3) оказание необходимого количества сервисных услуг резидентам технопарка;

4) обязательное наличие в структуре технопарка:

- центра внедрения технологий;

- учебного центра;

- центра сервисных услуг;

5) наличие резерва площадей для развития технопарка.

При присвоении статуса технопарка также учитываются следующие условия его функционирования:

- добровольное объединение всех участников проектов и необходимых ресурсов на взаимовыгодных условиях;

- коммерческая реализуемость разрабатываемых проектов;

- применение стимулирующих мер для эффективной реализации инновационных проектов;

- равенство прав, обязанностей и ответственности всех субъектов инновационной деятельности;

- системный подход в предоставлении комплекса необходимых сервисных услуг резидентам технопарка13.

Анализируя законодательное закрепление статуса и функций управляющих компаний технопарков, необходимо отметить, что оно недостаточно развито и не регламентирует все стороны работы управляющего органа. В большинстве существующих на сегодняшний день нормативно-правовых документов имеется лишь упоминание или нечеткое и неполное описание механизмов их функционирования, основные же аспекты работы не освещены и не имеют законодательной регламентации. Примечательно также то, что субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют статус технопарков и управляющих компаний, опираясь на цели и задачи конкретно созданных структур. Это объясняется отсутствием единого федерального закона в области работы технопарков.

19-е заседание, Г часть; Закон Оренбургской области от 5 мая 2008 г. № 2106/446-ГУ-ОЗ «О технопарках в Оренбургской области» // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области, 2008, 19-е заседание, Г часть; Постановление Правительства Калужской области от 6 мая 2008 г. № 177 «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию мероприятий, предусмотренных губернаторской инвестиционной программой по развитию технопарка «Грабцево» в Калужской области» // Весть, 2008, № 174-175, 21; Постановление Правительства Свердловской области от 8 июля 2003 г. № 410-пп «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области».

13 Закон Кемеровской области от 2 июля 2008 г. № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области» // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, 2008, № 77; Закон Нижегородской области от 7 сентября 2006 г. № 90-з«Об утверждении инновационного соглашения между Правительством Нижегородской области и ОАО «Технопарк «Система-Саров» о предоставлении государственной поддержки» // Нижегородские новости, 2006, № 172 (3584), 20.09; Закон Оренбургской области от 5 мая 2008 г. № 2106/446-ГУ-ОЗ «О технопарках в Оренбургской области» // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области, 2008, 19-е заседание, Г часть.

В силу несовершенства российского законодательства в настоящее время не существует четкого разграничения понятий технопарка и управляющей компании, в связи с чем зачастую происходит отождествление этих понятий как в сознании граждан, так и на законодательном уровне.

Системное решение задачи развития технопарков может быть обеспечено в первую очередь за счет формирования государственной политики в инновационной сфере и использования имеющихся в распоряжении государства правовых, организационных, административных и иных ресурсов.

Одной из причин сложившейся ситуации является противоречивость нормативно-правовой базы, которая не позволяет эффективно оказывать государственную поддержку развитию технопарков.

Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности, в том числе законодательное закрепление основ деятельности технопарков, является предметом обсуждения на конференциях, совещаниях, круглых столах различного уровня.

В целях совершенствования государственной политики в сфере стимулирования инновационной деятельности, создания условий для роста конкурентоспособности продукции и инвестиционной привлекательности, а также в связи с необходимостью формирования инфраструктуры инновационной деятельности представляется целесообразным принятие федерального закона «О технопарках в Российской Федерации», в котором следует определить основные цели, задачи, принципы функционирования технопарков, механизмы обеспечения эффективности их деятельности.

В части нормативно-правового обеспечения деятельности управляющих компаний в рамках закона «О технопарках в Российской Федерации» предлагается:

- осуществить нормативное и функциональное разграничение понятий «технопарк» и «управляющая компания технопарка»;

- установить ограничение по правовому статусу субъекта, претендующего на роль управляющей компании, организационно-правовой формой акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью;

- ввести следующее определение управляющей компании технопарка: юридическое лицо в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, отобранное по конкурсу, которое осуществляет менеджмент технопарка, управляет его дальнейшим развитием, содействует развитию бизнеса резидентов, оказывает им бизнес-услуги;

- законодательно закрепить необходимость поручения организационной деятельности технопарка управляющей компании;

- установить порядок выбора управляющей компании, перечень ее функций и полномочий, а также направления и условия взаимодействия с организациями, участвующими в создании объектов технопарков, и компаниями, расположенными на территории технопарка.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности управляющих компаний технопарков может стать существенным стимулом для формирования эффективной инновационной инфраструктуры, которая обеспечит инновационно-технологическое развитие Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.