Научная статья на тему 'Организация татарами-мусульманами новых религиозных объединений в 1980-х – начале 1990-х гг'

Организация татарами-мусульманами новых религиозных объединений в 1980-х – начале 1990-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАТАРЫ-МУСУЛЬМАНЕ / ПРИХОД МАХАЛЛЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА / РЕИСЛАМИЗАЦИЯ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СССР / TATAR-MUSLIMS / ARRIVAL OF MAHALLA / RELIGIOUS COMMUNITY / RE-ISLAMIZATION / CONFESSIONAL POLITICS IN THE USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кобзев Александр Викторович

В статье рассматривается процесс организации татарами-мусульманами Ульяновской обл. религиозных обществ (приходов) в 1980-х – начале 1990-х гг. Статья написана на основе первичных архивных материалов Государственного архива Ульяновской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of organization of the religious communities (parishes) by Tatars-Muslims in the Ulyanovsk region in the 1980s – early 1990s is considered in the article. The article is based on primary archival documents of State Archive of the Ulyanovsk region.

Текст научной работы на тему «Организация татарами-мусульманами новых религиозных объединений в 1980-х – начале 1990-х гг»

Александр КОБЗЕВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТАТАРАМИ-МУСУЛЬМАНАМИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В 1980-х -НАЧАЛЕ 1990-х гг.

В статье рассматривается процесс организации татарами-мусульманами Ульяновской обл. религиозных обществ (приходов) в 1980-х - начале 1990-х гг. Статья написана на основе первичных архивных материалов Государственного архива Ульяновской области.

The process of organization of the religious communities (parishes) by Tatars-Musiims in the Ulyanovsk region in the 1980s - early 1990s is considered in the article. The article is based on primary archival documents of State Archive of the Ulyanovsk region.

Ключевые слова:

татары-мусульмане, приход махалля, религиозная община, реисламизация, конфессиональная политика в СССР; Tatar-Muslims, arrival of Mahalla, religious community, re-Islamization, confessional politics in the USSR.

Вторая половина 1980 -х — начало 1990 -х гг. в историографии традиционно описывается в терминах религиозного возрождения, которое охватило практически все конфессии страны, в т.ч. и ислам. Терминологически исследователи не определись, как обозначить это явление. Применительно к мусульманским народам России используют понятие «реисламизация», некоторые указы -вают, что это было не столько возрождение, сколько «повторная исламизация» населения и воссоздание мусульманских структур1. Под этим подразумевают интенсивное развитие религиозных институтов, проявившееся в росте численности служителей культа, числа религиозных культовых зданий, общем увеличении граждан страны, считающих себя верующими, восполнение сведений и зна ний по исламу из разных источников.

В Ульяновской обл. первые попытки зарегистрировать религи -озные объединения татары - мусульмане предприняли еще в начале 1980 -х гг. К этому времени с 1946 г численность мусульманских при -ходов в области сократилась с 16 до 5 общин, функционировавших в Ульяновске, Старом Тимошкино, Уразовке, Абдреево и Татарском Урайкино. В 1981 г. в местные органы власти с просьбой зарегистри -ровать религиозное объединение верующих мусульман обратились жители р.п. Ишеевка. В связи с переносом мусульманского клад -бища верующие просили разрешить построить молитвенный дом на территории нового кладбища для отправления культовых обря -дов. Как и следовало ожидать, исполнительный комитет районного совета разрешения не дал. Более того, с ними была проведена соот -ветствующая беседа в поселковом и районном Советах2.

Два года спустя, в 1983 г., в г. Димитровграде Ульяновской обл. появилась шестая по счету официально зарегистрированная мусуль -манская община. Тогда местные органы власти сочли необходимым пойти на этот шаг с целью нормализации религиозной ситуации и устранения оснований для деятельности незарегистрированных

1 Ларина Е.И., Наумова О.Б. Современное религиозное сознание российских казахов и ислам имамов // Этнографическое обозрение, 2008, № 1, с. 83; Ярлыкапов А.А. «Народный ислам» и мусульманская молодежь центрального и северо - западного Кавказа // Этнографическое обозрение, 2006, № 2, с. 62.

2 Государственный архив Ульяновской области, ф. Р - 3705, оп. 1, ед. хр. 146, л. 51.

КОБЗЕВ Александр Викторович — к.и.н., доцент кафедры истории исторического факультета УлГПУ им. И.Н. Ульянова tadir@mail.ru

религиозных групп. Всего в городе насчи -тывалось 5—7 подобных групп. Ожидания властей не оправдались, и некоторые верующие по - прежнему собирались на молитвы вне стен мечети в частных домах и на квартирах.

В 1984 г. попытку зарегистрировать мусульманскую общину предприняли верующие с. Новые Тимерсяны. Они потребовали передать им под мечеть зда ние комбината бытового обслуживания колхоза «Гигант», т.к. здание было постро -ено из строительных материалов ранее закрытой мечети. Правление колхоза отка -залось предоставить здание верующим, а местные органы власти не стали регистри -ровать общину1. Спустя три года, в 1987 г., в условиях развернувшейся в стране глас -ности и перестройки мусульмане с. Новые Тимерсяны обжаловали решение местных органов власти в Совете по делам религи озных культов. В пользу верующих вопрос был решен в течение 3 месяцев: 4 февраля 1988 г. свое положительное мнение выска -зал районный исполнительный комитет, 1 марта — областной исполнительный комитет. И наконец, 29 апреля 1988 г. община была зарегистрирована решением Совета по делам религиозных культов2.

На примере истории регистрации этой общины достаточно четко прослеживается изменение позиции властей по вопросу об открытии новых культовых зданий и воз вращении старых верующим. В отчете за

1987 г. уполномоченный СРК по области рассматривал ходатайства верующих как «следствие прямого подстрекательства со стороны духовенства». По его мнению, сбор подписей населения проводили «око -лоцерковные активисты и люди с темным прошлым»3. В справке от 10.08.1987 г. он настоятельно рекомендовал воздержаться от регистрации общины и одновременно усилить атеистическую работу для сниже ния религиозной активности населения4. Буквально через четыре месяца ситуация, оценки, отношение к проблеме меняются радикальным образом. Уже 12 января

1988 г. уполномоченный с «обстоятель ным письмом» обратился в ОК КПСС Ульяновской обл., в котором отметил, что «осуществление конституционного прин -

1 Там же, ед. хр. 154, л. 8; ед. хр. 150, л. 84-85.

2 Там же, оп. 4, ед. хр. 27, л. 1-2; 7-8.

3 Там же, оп. 1, ед. хр. 163, л. 5-6.

4 Там же, л. 23.

ципа свободы является неотъемлемой частью процесса демократизации» и по этому он считает возможным разрешить регистрацию мусульманской общины с. Новые Тимерсяны5.

Такие диаметрально различные под -ходы властей к вопросу открытия мечетей позволяют рассматривать 1988 г. как свое образную точку отсчета в возрождении мусульманских религиозных традиций и институтов в Ульяновской обл. Хотя, конечно, признаки этого процесса обо значились несколько раньше. В целом в его развитии можно выделить две фазы:

1) 1981-1987 гг. - тенденция была неяв -ной, слабой, редко находила поддержку у властей, но при этом была достаточно устойчивой в свете перемен в сознании верующих и их настойчивого желания зарегистрировать религиозную общину;

2) 1988-1991 гг. - именно на это время приходится восстановление того числа мечетей, которые были открыты и зареги стрированы в 1946-1947 гг.

Согласно официальным данным, на 1 октября 1990 г. в Ульяновской обл. насчитывалась 21 мусульманская община. К 20 мая 1991 г. их численность составила 25, среди них 19 были открыты заново, причем в 10 селениях были восстанов лены приходы, ранее закрытые в 1940-х-1960 -х гг.6 В 1988-1991 гг. численность мусульманских общин возросла в 4,5 раза: в 1987-1989 гг. - в 2 раза (с 6 до 11 мече -тей), в 1989-1990 гг. - также в 2 раза (с 11 до 21 мечети)7. В это время мечети были от -крыты практически во всех районах Улья новской обл., где проживали мусульмане: в Старо- Кулаткинском, Павловском, Николаевском, Барышском, Карсунском, Цильнинском, Чердаклинском, Старо-Майнском, Мелекесском, Ново-Малыклинском.

В отчете о религиозной обстановке в Ульяновской обл. за 1988 г. уполномочен ный СРК М.В. Иванов справедливо отме чал, что существо происходящих процес сов в области проявилось в двух основных формах: в движении за возвращение ста рых культовых зданий и в строительстве новых религиозных сооружений - мече тей и церквей8.

5 Там же, ед. хр. 166, л. 4.

6 Там же, ед. хр. 179, л. 9; ед. хр. 169, л. 65-66; ед. хр. 176, л. 37; ед. хр. 180, л. 31, 104.

7 Там же, ед. хр. 175, л. 107.

8 Там же, ед. хр. 164, л. 32.

В исламском сообществе Ульяновской обл. имели место оба явления. В 19881991 гг. новые мечети были построены в селениях Уразгильдино, Вырыпаевка, в Заволжском районе г. Ульяновска, в с. Новые Тимерсяны. Подчас верующие испытывали финансовые затруднения и за материальной помощью в постройке новой мечети обращались в местные органы вла сти либо просили передать пустующее здание. Порой вместо возведения нового здания верующие покупали уже имею щееся строение и переоборудовали его под мечеть. Правда, и в этих случаях не все общины располагали необходимыми средствами. Новый уполномоченный области при СРК В.Н. Егоров в письме к председателю сельсовета по поводу ситуа -ции в с. Старый Мостяк обратил внима ние на то, что в вопросе о приобретении здания для мечети верующие нуждаются в помощи со стороны органов власти, и рекомендовал его рассмотреть на ближай шем заседании сельсовета1.

С определенными трудностями в про цессе институционализации общины веру -ющие сталкивались и в решении вопроса о возращении им старых культовых зда -ний, ранее отнятых советской властью. Такие попытки были предприняты верующими мусульманами в Димитровграде, Ульяновске, Калде, Татарском Шмалаке, Старой Кулатке, Новых Зимницах2. В с. Новые Тимерсяны дело дошло до того, что верующие потребовали вернуть им даже не саму мечеть, а здание, которое было построено из стройматериалов ранее разрушенной мечети3. Несмотря на оче видную незаконность действий государ ства по экспроприации мечетей и церквей в прошлом, либерализацию государст венной политики в религиозной сфере, на периферии возвращение верующим быв ших культовых строений сопровождалось непростыми отношениями между рели гиозной общиной и местными органами власти. Во многом проблемы, связанные с возвращением бывших мечетей, объясня ются тем, что здания культовых строений были разобраны и из них были возведены школы, клубы и прочие общественные и хозяйственные учреждения, либо тем,

1 Там же, ед. хр. 180, л. 104.

2 Там же, оп. 4, ед. хр. 45, л. 1-2, 5, 7-8, 11; ед. хр. 21; оп. 1, ед. хр. 174, л. 99-99(об).

3 Там же, оп. 1, ед. хр. 154, л. 8.

что эти здания были уже заняты соответ -ствующими учреждениями, и их обратная передача не представлялась возможной. Представители власти мотивировали это тем, что в настоящее время не располагают необходимыми средствами для постройки новой школы, клуба, с тем чтобы освобо -дить для верующих мечеть или церковь.

В полной мере это имеет отношение к ситуациям,сложившимсявДимитровграде и с. Калда Барышского района. Жители с. Калда свое заявление о регистрации общины с требованием вернуть здание бывшей мечети, в котором ныне распола -гается клуб, направили 1 декабря 1989 г. В 1990 г. последовал ответ Барышского райисполкома, в котором говорилось, что вернуть здание мечети невозможно, т.к. нет средств на строительство нового клуба4. В течение года верующие дважды обращались с жалобой на действия мест ных властей в Совет министров СССР, дважды обращались за содействием к уполномоченному СРК В.Н. Егорову, писали заявления в районный исполни тельный комитет и даже подавали жалобу в областную прокуратуру. В письме пред седателю СМ СССР Н.М. Рыжкову от 7 мая 1990 г. уполномоченный А. Камаев обратился от «имени беспризорно угне тенных мусульман»5. Можно сказать, что движение за возвращение мечети в преде лах села получило максимально широкий размах. В селе при общей численности жителей в 1 750 чел. коллективную жалобу в прокуратуру от 25 июля 1990 г. подпи -сали 400 чел.

В представлении прокуратуры в облис полком от 21.08.1990 г. была дана правовая оценка ситуации, сложившейся в с. Калда. В соответствии с действующим законодательством решения райисполкома были расценены как незаконные, т.к. ему не предоставлено право регистрировать рели -гиозное общество или отказывать в этом. Райисполком обязан был направить свое заключение в облисполком. Кроме того, местные власти неверно трактовали закон о религиозных культах, поставив вопрос о регистрации мусульманской общины в зависимость от передачи верующим зда -ния бывшей мечети. В связи с тем, что верующим в настоящее время стали воз вращать бывшие религиозные здания, то,

4 Там же, ед. хр. 174, л. 26.

5 Там же, л. 81-82; ед. хр. 176, л. 3-4.

по мнению прокуратуры, «для предотвра -щения возникновения социальной напря -женности» следует рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего использо -вания здания мечети под сельский клуб и его передаче верующим1.

Так же, как и в Димитровграде, ситуация в с. Калда получила общественную огласку и нашла отражение на страницах перио -дической печати. В статье И. Сайфиева «Мечеть возвращается верующим», поме -щенной в «Ульяновской правде», говори -лось, что Калда — это «одна из горячих точек» в работе уполномоченного, также как с. Еделево и Димитровград, где еще с 1983 г. идет «спор за двухэтажное зда -ние мечети», в котором размещается музыкальная школа. Противоборство двух подходов к судьбе бывшего здания мечети вызвало неизбежный раскол среди сельчан. Одни, по словам И. Сайфиева, говорили: «Мы не можем вам отдать зда -ние, пока не построим клуб». Другие же резонно отвечали: «А мы не просим, чтобы отдали, а требуем вернуть принадлежащее по праву»2. Высказывания сторонников возвращения мечети, по впечатлению автора статьи, присутствовавшего на сходе жителей с. Калда, носили ультимативный характер: «Мы требуем вернуть принадле жащее нам по праву и незаконно отобран ное, мы требуем восстановить справед

ливость», - говорил имам. Он напомнил, что «на территории вокруг мечети было кладбище, прах усопших предков и сейчас покоится тут. Но по могилам проложили дороги, они истоптаны тысячами ног, сравнены с землей. Кощунство над памя тью усопших свершилось давно. Однако это продолжается и сегодня»3. Оценивая всю остроту проблемы возвращения мечети, И. Сайфиев не без основания связывал ее с несправедливым отноше нием к верующим в прошлом: «Но разве меньше резона в таких аргументах верую щих: когда закрывали и отбирали мечеть, никаких сходов не проводили, мнения общественности не спрашивали, почему же возврат культового сооружения сопря жен с такими порой невыполнимыми формальностями?»4

Осознание этой проблемы и подобная постановка вопроса с неизбежностью побуждали людей к оценке советского режима и власти в целом, легитимности их действий не только в прошлом, но и в настоящем. Попытки верующих вер нуть себе культовые сооружения во мно гом пробуждали гражданское сознание и общественную активность населения.

Статья опубликована на средства гранта УлГПУ им. И.Н. Ульянова.

1 Там же, ед. хр. 176, л. 30-31.

2 Там же, л. 36.

3 Там же.

4 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.