Научная статья на тему 'Холодная «Оттепель»: советское государство и мусульманская община в 1940-х–1950-х гг. (по материалам Ульяновской обл. )'

Холодная «Оттепель»: советское государство и мусульманская община в 1940-х–1950-х гг. (по материалам Ульяновской обл. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАТАРЫ-МУСУЛЬМАНЕ / ПРИХОД / РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СССР / МЕЧЕТЬ / ВЕРУЮЩИЕ / "ОТТЕПЕЛЬ" / "THAW" / MUSLIM TATARS / MAHALLA / RELIGIOUS COMMUNITY / POLITICS TOWARDS FAITHS IN THE SOVIET UNION / MOSQUE / THE FAITHFUL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кобзев Александр Викторович

В статье на основе первичных архивных материалов Государственного архива Ульяновской области рассматриваются взаимоотношения советского государства и мусульманской общины в первые послевоенные десятилетия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кобзев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article on the base of primary archival materials of the State Archives of the Ulyanovsk region the relationship of the Soviet state and the Muslim community in the first post-war decade is discussed.

Текст научной работы на тему «Холодная «Оттепель»: советское государство и мусульманская община в 1940-х–1950-х гг. (по материалам Ульяновской обл. )»

Александр КОБЗЕВ

ХОЛОДНАЯ «ОТТЕПЕЛЬ»: СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА В 1940-х-1950-х гг. (по материалам Ульяновской обл.)

В статье на основе первичных архивных материалов Государственного архива Ульяновской области рассматриваются взаимоотношения советского государства и мусульманской общины в первые послевоенные десятилетия.

In the article on the base of primary archival materials of the State Archives of the Ulyanovsk region the relationship of the Soviet state and the Muslim community in the first post-war decade is discussed.

Ключевые слова:

татары-мусульмане, приход, религиозная община, конфессиональная политика в СССР, мечеть, верующие, «оттепель»; Muslim Tatars, Mahalla, religious community, politics towards faiths in the Soviet Union, mosque, the faithful, «thaw».

В истории антирелигиозной политики СССР исследователи выделяют период, когда власть в сложных условиях начав -шейся войны вынуждена была пойти на уступки верующим1. Довоенный период оценивается как время «засилья воинствую -щего атеизма», а послевоенный период — как время «относитель -ной и вынужденной терпимости к вере и верующим». В 1941 — 1946 гг. произошел коренной перелом в государственно - конфес -сиональных отношениях.

Либеральные решения, принятые государством в течение 1941 — 1946 гг., в основном затронули социально - правовое поло -жение духовенства и функционирование религиозных приходов. Правовое положение служителей культа постепенно выправля -лось, приближаясь к статусу прочих граждан страны. В то же время к регистрации религиозных общин отношение государства всегда было однозначным — прямой запрет либо отказ в регистрации.

В Ульяновской обл. к концу Второй мировой войны по офици -альным данным насчитывалось 154 мечети. Из них 109 мечетей (70% общей численности) были закрыты в 1930 -х гг. Всего в обла -сти насчитывалось 133 недействующие мечети2. Культовые здания расформированных религиозных общин использовались как зер нохранилища, склады, ремонтные мастерские, реже — как клубы и школы.

Либерализация конфессиональной политики в СССР оказа лась достаточно краткой. Уже в апреле 1946 г. вышли партийное постановление об усилении идеологической работы и инструкция для уполномоченных Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР (СРК) на местах, в которых предлагалось прекра -тить всякую регистрацию религиозных общин3. Последовавший вскоре циркуляр 1948 г. СРК СМ СССР о прекращении удовлетво -рения ходатайств о регистрации культовых зданий и религиозных

1 Леонтьева Т.Г. Историография. М.В. Шкаровский. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.) // Вопросы истории, 2002, № 10, с. 164; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. — Уфа,1999, с. 125.

2 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО), ф. Р- 3705, оп. 1, ед. хр. 12, л. 4—13, 15—18, 20—24, 26—29, 32, 36—37, 40, 73—74.

3 Андреева Л.И. «Православный строй» и коммунистический режим // Общественные науки и современность, 2010, № 6, с. 112.

КОБЗЕВ Александр Викторович — к.и.н., доцент кафедры истории исторического факультета УлГПУ им. И.Н. Ульянова

обществ продолжил развитие апрель -ского постановления 1946 г. и подтвердил возвращение к курсу на борьбу с последс -твиями активности верующих.

В контексте ужесточения антирелиги -озного курса государства в Ульяновской обл. в конце 1940 - х гг. продолжилось использование зданий мечетей для соци альных нужд населения. В 1949 г. такая судьба постигла 8 мечетей Ишеевского, Старо- Кулаткинского, Чердаклинского и Барышского районов. С 1950 по 1954 гг. районный и областной исполни тельные комитеты приняли решение о закрытии еще 9 мечетей в Филипповке, Аллагулово, Верхнем Сантимире, Абдреево, Лабитово, Елховом Кусте и Татарском Урайкино1.

После смерти И.В. Сталина и прихода к власти Н.С. Хрущева давление госу -дарства на религию продолжилось с еще большей силой. 7 апреля 1954 г. вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах по ее улучшению», в котором содержался призыв к борьбе с любыми проявлениями религиозности, в частности с паломничеством к святым местам в Средней Азии. Однако уже 10 ноября 1954 г. ЦК КПСС в связи с недо вольством верующих и духовенства при нял новое постановление «Об ошибках в проведении научно - атеистической пропаганды среди населения». Был это так -тический ход с целью сбить волну недо -вольства верующих или осознанный поворот в сторону подтверждения прав верующих и смягчения антирелигиозной борьбы, показали последующие события.

На рубеже 1950-х—60 -х гг. открытое наступление государства на религию получило новое идеологическое обосно вание2. Старт новой антирелигиозной кампании советского государства дало решение ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. по вопросу о записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным респу бликам «О недостатках научно атеисти ческой пропаганды». Развернулась оче -редная кампания по закрытию мечетей,

1 ГАУО, ф. Р- 3705, оп. 1, ед. хр. 12, л. 41-50, 52-54, 70, 75; ед. хр. 26, л. 1, 4-6, 8-9, 11-12, 14-16, 28, 30, 32, 35.

2 Набиев Р.А. Ислам и государство: культурно -историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. - Казань, 2002, с. 102— 103.

сократилось число зарегистрированных мусульманских общин, заметно сузились возможности верующих открыть новые мечети и на легальной основе сформи -ровать новые религиозные общины. В 1950-1959 гг. верующие 11 селений Ульяновской обл. (Старое Тимошкино, Калда, Старый Мостяк, Поповка, Новые Маклауши, Эчкаюм, Мордово Озеро, Ертуганово, Старое Зеленое, Муратовка, Ульяновск) направили 27 заявлений в местные и центральные органы власти. Общее число подавших заявления соста -вило 1 691 чел. В 4 случаях жители селе ний Старое Тимошкино, Калда, Поповка, Ульяновск писали о нарушении их прав как верующих и требовали вернуть неза -конно закрытые мечети. В остальных 7 случаях речь шла об открытии мечети и регистрации религиозной общины. Обращения направлялись в районные и областные исполкомы, уполномочен ному и председателю СРК, в духовное управление в Уфе, в СМ РСФСР и пред седателю ВС СССР К.Е. Ворошилову, Н.С. хрущеву, однако все попытки оказа лись безрезультатными.

Больше половины всех заявлений было подано в течение 1957-1958 гг. После небольшого глотка свободы в 1941 — 1945 гг., в условиях «оттепели» и решений XX съезда КПСС о развенчании культа личности верующие не хотели возвра -щаться к прошлому. Можно сказать, что в это время наступил своеобразный пик в решимости верующих мусульман области добиться положительных для себя власт -ных решений. Случайно или нет, но на это же время (1957-1958 гг.) приходится и всплеск политических репрессий. Только в течение этих двух лет были осуждены за антисоветскую агитацию 41,5% общего числа всех осужденных за 32 года «либе -рального коммунизма»3. Позже, в 1961 -первой половине 1964 г. за религиозные убеждения было привлечено к уголовной ответственности 806 чел.4

Мотивы отказа в регистрации общины и возвращении мечети были самыми раз -ными и сводились к нескольким конкрет -

3 Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР во времена Н. Хрущева и Л. Брежнева (По мате -риалам Верховного суда и Прокуратуры) // Общественные науки и современность, 2002, № 3, с. 84.

4 Ливцов В.А. Участие РПЦ в экуменическом движении и его влияние на духовную жизнь СССР (60-80- е гг. XX в.) // Власть, 2008, № 9, с. 119.

ным обстоятельствам. Применительно к ситуации в р.п. Старое Тимошкино вла -сти ссылались на наличие одной мечети, и открытие второго прихода считали нецелесообразным. Достаточным поводом не разрешить регистрацию общины было относительно близкое расположе ние мечети в соседнем селе. Этот аргу мент лег в основу решений, касающихся ходатайств верующих селений Мордово Озеро, Ертуганово и Калда. Мусульманам г. Ульяновска было отказано в возвраще нии здания мечети в связи с тем, что оно уже было занято под иные, не религиоз ные нужды. Имела место и общая пози -ция местных органов власти, занятая ими в соответствии с указанными выше постановлениями партии и правитель ства по недопущению регистрации новых религиозных общин. В этой связи весьма показательны ситуации, сложившиеся в селениях Старая Кулатка и Старое Зеленое.

В с. Старая Кулатка к середине 1950 - х гг. из 11 мечетей осталось 4, при этом только одна была свободна, но верующим было запрещено собираться в ней на молитву. Уполномоченный П.Ф. Симонов, посе -тивший деревню 22 октября 1955 г., запретил собираться и молиться под открытым небом, заявив, чтобы моли лись каждый у себя дома. В конечном итоге по распоряжению СРК было реко мендовано систематически изучать де ятельность религиозной группы и регу лярно информировать о ней руководя щие органы областной организации1. Ситуация весьма показательная для того времени: и не регистрируют, и молиться запрещают. Складывается впечатление, что государство устраивало нелегаль ное положение религиозной группы. В с. Старое Зеленое было 6 мечетей, и все в 1930-1932 гг. были закрыты. В течение

10 лет верующие села ходатайствовали об открытии хотя бы одной мечети, но безрезультатно2.

В с. Поповка 20 февраля 1957 г. пред седатель сельсовета на общественном собрании заявил о сломе мечети и переустройстве ее в клуб. Религиозная община мусульман с. Калда была зареги стрирована в 1946 г., а в 1953 г. мечеть без каких-либо согласований с верующими

1 ГАУО, ф. Р - 3705, оп. 1, ед. хр. 33, л. 20-23.

2 Там же, л. 71-71(об).

закрыли. В 1954 г. ее разобрали и из полученного стройматериала построили семилетнюю школу. Жители села неод -нократно ходатайствовали о возобнов -лении деятельности своего прихода и о передаче им в пользование оставшейся второй каменной мечети, занятой под склад3.

События 1950 -х гг. вряд ли можно рас -сматривать как организованное движе -ние верующих за свои права, с четкой программой действий, руководством из единого центра. При всей своей массо -вости оно было стихийным, не выходило за пределы одного села, хотя и затронуло

11 татарских селений Ульяновской обл. Не исключено, хотя документальных свидетельств тому нет, что верующие могли действовать по примеру своих соседей из района, области или респу блики. Попытки татар - мусульман защи -тить свои права как верующих граждан СССР стали закономерной ответной реакцией на новый виток запретитель ных действий государства, особенно после того, как «сам Сталин разрешил религию» в стране.

При всех расхождениях, имевших место в правовой оценке центральными и местными органами власти своих дей ствий на местах, общее направление правительственного курса, нацеленное на закрытие существующих мечетей и на недопущение открытия новых, оста валось неизменным и в начале 60 - х гг. В 1958-1962 гг. ЦК КПСС принял ряд постановлений, в соответствии с кото рыми государственные органы, в т.ч. КГБ, МВД и прокуратура, в админи -стративном порядке закрыли огромное число храмов, религиозных общин, при ходов, монастырей и духовных школ4. С начала 1960 х гг. стали закрываться мусульманские мечети и в Средней Азии, Татарии, Башкирии. В связи с этим в Уфе произошли драматические столкновения властей и верующих, отчаянно пытав шихся отстоять последние пристанища мусульман, действующие в Башкирии5. В Ульяновской обл. в течение 1962-1966 гг. верующие 5 селений - Аллагулово, Новые Зимницы, Уразгильдино, Новые Тимерсяны, Елховый Куст - направили

3 Там же, л. 15-19(об), 50-51.

4 Набиев Б.Р. Указ.соч., с. 105.

5 Юнусова А.Б. Указ. соч., с. 250.

заявления в Москву о незаконном закры -тии мечетей1. Поводов для закрытия мече -тей в представлении государства было достаточно - якобы ветхо- аварийное состояние зданий, отказ муллы испол нять обязанности служителя культа, потребности села в переоборудовании мечети под родильный дом или медпункт. Подобные поводы были типичны и при -менялись в отношении всех конфессий страны. И понятно, что во всех этих случаях мало кто считался с интересами верующих.

Настойчивость, с которой верующие пытались защитить свои права, вполне объяснима в контексте прозвучавших ранее элементов либерализации кон фессиональной политики государства. Однако, натолкнувшись на администра тивное, бюрократическое сопротивле ние власти, зачастую сопровождавшееся

1 ГАУО, ф. Р- 3705, оп. 1, ед. хр. 45, л. 1-2(об), 9-10, 13-23; ед. хр. 73, л. 11-15(об).

неприкрытым нарушением законода -тельства, откровенным ее нежеланием действовать в соответствии с законом, она не принесла им ощутимых результа -тов. Иначе и не могло быть в ситуации, когда законы подменялись партийными решениями либо использовались в выгод -ном для власти ключе. В этом отношении положение мусульманской общины в дореволюционной России при всех суще -ствовавших стеснениях было в большей степени защищено правом и законами. В Российской империи власти и в центре, и на местах были склонны скорее соблю -дать, нежели нарушать законы, в отличие от советской эпохи. В то же время нельзя не отметить и такой немаловажный момент, который можно расценивать в качестве достижения в борьбе верующих за свои права, - власть была вынуждена признать, хотя бы и на нелегальном поло жении, устойчивое функционирование религиозных общин в некоторых селе ниях области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.