Научная статья на тему 'Организация студенческого самоуправления как условие успешности воспитательной работы в вузе'

Организация студенческого самоуправления как условие успешности воспитательной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1286
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нургалеев Владимир Султанович, Волоткевич Татьяна Николаевна

В статье показаны противоречия в организации воспитательного процесса в вузе, определены условия организации студенческого самоуправления, рассмотрены типы подхода к студенческому самоуправлению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация студенческого самоуправления как условие успешности воспитательной работы в вузе»

Раздел IX ОБМЕН ОПЫТОМ

УДК 378.14

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

В.С. Нургалеев, Т.Н. Волоткевич

Вопросы организации воспитательной работы в высшем учебном заведении являются сегодня особенно актуальными. Актуальность обусловлена интенсивным влиянием вневузовской среды на студенческую молодежь. Стремление к «красивой жизни», к богатству, престиж материального благополучия стали для части молодежи основными жизненными ориентирами, во многом перечеркнувшими прежние идеалы, традиционные представления о добре и зле, чести, справедливости. Все это приводит к проявлениям в молодежной среде эгоизма, взяточничества, связям с организованной преступностью. Тревожит антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих студентов, распространение пессимизма, неверие административным и властным структурам. Нарастает опасность дегуманизации подрастающего поколения, снизился уровень интеллектуального потенциала членов общества, духовности и морали, что чревато серьезными последствиями. Студенчество является наиболее прогрессивной частью молодежи и на период обучения наиболее защищенной в психологическом плане, т.к. быть стуцентом престижно, это дает шанс наиболее выгодно «продать себя» на рынке труда после окончания высшего учебного заведения. Но часть студентов после окончания вузов оказывается беспомощной перед происходящим, ощущает себя «лишними» людьми, «на обочине» сегодняшней жизни, неспособными стасгь хозяевами собственной судьбы и как-то реализовать себя. Из стен многих вузов выходят в большом количестве слабые профессионалы и социально неразвитые личности, которые не научены учиться, саморазвивагься, искать новое. Причины этого связаны с ослаблением государственной образовательной политики, с резким снижением роли воспитательной работы.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

И.П.Подласый так определяет понятие «воспитание»: в широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества; в узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взгля-

дов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс-. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач [17, кн.1, с.26-21]. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу [17, кн.2, с.7].

Рассматривая аспекты, входящие в состав понятия «воспитание», В.И. Гинецинский отмечает, что воспитание есть процесс, который ведет к определенным изменениям; воспитание есть социальный процесс, так как осуществляется посредством участия людей; воспитание есть развитие, связанное с реализацией ранее заложенных потенций; воспитание есть процесс социализации, протекающий в форме последовательного и постепенного усвоения индивидуумом и группой социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности [6].

В.А.Сластенин определяет воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации [21, с. 128].

Воспитание является важнейшей функцией общества и с его развитием изменяется цель воспитания, в том числе в высшей школе.

В высшей школе СССР была создана достаточно действенная система воспитания, которому уделялось много внимания как в учебном процессе, так и во внеучебной работе. В процессе строительства социалистического государства была создана система ценностей, политических и нравственно-этических ориентиров, идеалов и стереотипов поведения людей, главная тенденция в государственной политике состояла в уравнении социокультурных различий между классами, слоями и группами, в формировании единой общности - «советский народ», «советская молодежь».

Поворот общественного развития российского общества привел к принципиально иному осмыслению задач и содержания воспитания российской молодежи, вызвал необходимость его обновления.

У студентов 80-х гг. возросла значимость качеств, ориентированных на личные интересы и семью, на узкопонимаемый профессионализм и престижность. Данные об этом периоде приводит В. Т. Лисовский, который сосредоточил свое внимание на приоритетах воспитания студенческой молодежи в конце перестройки, как-то: профессионально трудовая подготовка; формирование мировоззрения и нового политического мышления; мораль и культура; самодеятельные объединения молодежи как социальное явление; любовь, брак, студенческая семья; социально-психологический тип личности молодого человека [11]. Развернувшийся с начала 90-х годов XX века в нашей стране социально-экономический кризис обнаружил существенные недостатки профессионального образования, потребовал значительной модернизации его особенно в аспекте новых требований к уровню

квалификации работников, основным содержанием которой стала не только целостная система универсальных знаний, умений, навыков, но и опыт самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Поколение российской студенческой молодежи первой половины 90-х гг. оказалось одним из наиболее инфантильных, аполитичных в мире. В среде студентов стабильно преобладают настроения политической апатии и конформизма, наблюдается огромный дефицит духовности, падение нравов, пренебрежение простыми нормами нравственности и отрицание ответственности за свои действия перед обществом и государством. Этому способствовало непрерывное воздействие на молодежь множества конкурирующих между собой СМИ и политических сил, определяющих противоречивость процессов в молодежном движении. В то же время с начала 90-х годов XX столетия образование и воспитание подрастающего поколения в Российской Федерации получило объективную возможность развиваться на принципах гуманизма и демократии. Серьезную роль в этом сыграли Конституция Российской Федерации (1993), Закон РФ «Об образовании» (1996), материалы и документы Всесоюзного съезда работников народного образования (1988), Конвенция о правах ребенка (1991) и т.д.

Следует также отметить позитивные авторские концепции и теоретические разработки воспитания: К.А. Абульхановой-Славской [1,2]; Л.И. Новиковой [16]; О.С.Газмана [5]; Е.В.Бондаревской [4]; Н.М.Таланчука [23]; Л.И. Маленковой [13]; Г.К. Селевко [20], решения коллегии Минобразования РФ «О демократизации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях» (1991), ряд документов Министерства образования РФ, развивающих и конкретизирующих идеи и принципы воспитания и обучения (1993-1998гг.).

Лишь в 1998г. наметился перелом: студенчество продемонстрировало явные признаки активизации социально-политического сознания. Ускорение процесса созревания гражданского сознания студенческой молодежи, осознание действенности социально групповой солидарности проявилось в активизации действий вузовских студенческих организаций в проведении ряда всероссийских акций протеста в защиту прав студентов (всероссийские акции студенческого протеста-май 1998 г., 1 октября 1998 г., 12 апреля 1999 г.).

Воспитание личности в период ее обучения в вузе - важнейший и предельно сложный этап становления личности, на котором оформляется система ее чувств, идей, идеалов, мировоззрение. В вузе в основном завершается институциональное воспитательное воздействие на человека.

В условиях многоуровневой структуры университетского образования, используя его ориентацию на развитие личности, можно добиться качественно нового уровня профессиональной подготовки специалиста.

Реальными и потенциальными трудностями реализации системы воспитания студентов в современных условиях выступают: расширение круга социальных проблем молодежи; неподготовленность специалистов, занимающихся воспитательной работой с молодежью; неготовность молодых людей воспринимать воспитательные воздействия, принимать их и ру-

ководствоваться ими во всех проявлениях своей жизни; влияние средств массовой информации, зачастую насаждающих молодежи псевдокультуру; несогласованность действий и усилий всех социальных институтов, занятых воспитательной работой.

Во всех ныне действующих учебниках, учебных пособиях, монографических и других изданиях указывается, что мы воспитываем всесторонне развитую личность. Вопрос проблемы воспитания всесторонне развитой личности уходит своими корнями еще в античную философию и педагогику, а ее эволюция шла лишь в одном направлении - научного обоснования составляющих всесторонности.

Одним из первых сторонников гуманистического воспитания в начале столетия в России стал С.Т.Шацкий [26]. В своей концепции воспитания всесторонне развитой личности он не только обосновал составляющие всесторонности, но и предложил путь ее формирования. Он является создателем теории трудовой школы, основные идеи которой можно сформулировать следующим образом: всестороннее развитие личности через идеи народности, ее связи с жизнью на основе интересов, возможностей и потребностей; признание самооценки личности для общества и школы как высшего приоритета; тесное взаимодействие школы с окружающей средой; комплексный подход к воспитанию, т.е. «всестороннее развитие личности возможно только в условиях соответствующим образом организованного учебно-трудового коллектива, между видами деятельности и развитием личности существует определенная связь и изменения в одном вызывают соответствующие изменения в другом» [26]; реализация в педагогическом процессе принципа саморазвития. Этот принцип имеет две стороны: внутреннюю, обусловленную самой природой человека, и внешнюю, которая выражает эту внутреннюю данность человека в различных видах самодеятельности в самом широком ее понимании.

Теории «воспитание личности в коллективе» А.С.Макаренко, «гуманистическая педагогика» В. А.Сухомлинского переплелись в практике современного воспитания. А.С.Макаренко внес свой вклад в теорию воспитания всесторонне развитой личности, рассматривая процесс формирования ее в коллективе и через коллектив. «Опыт нравственного поведения воспитанники могут приобрести только в процессе правильно организованной деятельности, особенно деятельности трудовой, полезной для общества» [12].

Учение А.С.Макаренко предполагает: поэтапное формирование коллектива; вовлечение в актив всех воспитанников; движение стиля педагогического руководства от авторитарного к демократическому; использование принципов развития коллектива: гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия; установление делового содружества; закрепление традиций; научение воспитанников приказывать и подчиняться товарищу; трудовая, полезная для общества деятельность; опора на положительное; гармония общих и личных целей («Правильно понятый общественный интерес - это и есть мой интерес» [12, т. 4, с. 235]); индивидуальное развитие личности воспитанника в трудовой деятельности народа; в коллективе воспитывается прекрасный человек, полный своеобразия, с яркой личной жизнью.

B.А.Сухомлинский в своей педагогической системе провозгласил целью всестороннее и гармоническое развитие личности как идеал воспитания. Он внес в теорию воспитания всесторонне развитой личности следующие новшества: системный подход к трактовке данного социально-педагогического явления (под гармонически развитой личностью понимается «моральное, идейное, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство» [22, т. 5 с. 78]; выделение нравственной сферы личности в качестве системообразующего фактора воспитания личности («Здесь ни одному человеку не закрыта дорога к вершинам, здесь подлинное и безграничное равенство, здесь каждый может быть великим и неповторимым» [22, т.5 с.80]); определен комплекс качеств, имеющих принципиальное значение для формирования нравственного облика; выдвинуто положение о гармонии общественных и индивидуальных потребностей в структуре личности.

Важное место в воспитании гармонической личности В.А.Сухомлинский отводил формированию потребности в самовоспитании; воспитанию потребностей, точнее, гармоническому развитию и взаимосвязи материальных и духовных потребностей.

C.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В. А.Сухомлинский внесли свой вклад в развитие теории всестороннего развития личности. Несмотря на разные подходы к проблеме, возможно выделить общее: это, во-первых, опора на индивидуальность личности воспитуемого, его способности и интересы; во-вторых, воспитание в деятельности, но не в деятельности вообще, а в полезной обществу, трудовой деятельности. Другими словами, они являются приверженцами личностно-ориентированного и деятельностного подходов к воспитанию.

За последние десятилетие было достигнуто разделяемое большинством российских исследователей понимание сущности воспитания, его целей, условий и специфики организации в современных условиях. Так, в частности, общепризнанно, что в системе российского образования в настоящее время начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик; увеличение степеней свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса; личностно-деятельностная направленность образования; организация среды воспитания.

В центре внимания многих исследователей находятся вопросы гуманизации и гуманитаризации образования, являющиеся сегодня основными стратегическими направлениями деятельности высшей школы (В.А.Козы-рев, П.Рогонов, Л.Е.Сараскина, В.А.Сластенин Ю.Г.Фокин и др.).

Объединившись вокруг идей «педагогики сотрудничества», отечественные ученые отмечают, что общегуманистические идеи перехода от авторитарной к демократической системе отношений ориентированы на самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самовоспитание личности (Ш.А. Амонашвили, В.А.Караковский, С.М. Ковалев, А.В.Мудрик, Е.А.Ямбург и др.).

Н.М.Таланчук предлагает оригинальную «системно-социальную концепцию воспитания», согласно которой генеральной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, способной полно-

ценно выполнять систему социальных функций: семейных, профессионально-трудовых, гражданских, саморегулятивных.

И.П.Иванов, А.П.Караковскйй, В.А.Сластенин - сторонники воспитания делом, а не убеждениями. Организация деятельности как средства формирования опыта общественного поведения рассматривается ими как сердцевина воспитательного процесса. Целью воспитания является формирование активной личности, способной к сотрудничеству.

Проблема воспитания молодежи является одной из наиболее актуальных социальных проблем в современном образовательном пространстве. Отсутствие должного внимания к воспитывающей среде учащейся молодежи создает ситуацию, при которой возникает реальная опасность криминализации, актуализации негативной молодежной субкультуры. В этих условиях требуется корректировка ценностных ориентаций молодежи в соответствии с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями. Осуществить это возможно лишь в процессе создания педагогически воспитывающей, развивающей, обучающей среды образовательного учреждения.

Поскольку внеучебные занятия студентов в высших учебных заведениях являются важным направлением учебно-воспитательного процесса, но не всегда отвечают возросшим требованиям общества к уровню воспитанности молодежи, то возникли определенные противоречия между:

- осознаваемой в обществе потребностью в формировании нового поколения специалистов, способных и готовых к активной профессиональной деятельности в условиях современной политической и социально-экономической системы, с одной стороны, и неспособностью современного воспитательного процесса эффективно удовлетворить эту потребность - с другой;

- потребностью практики вузовского воспитания будущих специалистов и недостаточной разработкой психолого-педагогических основ организации внеаудиторной и аудиторной воспитательной работы со студентами в вузе;

- необходимостью формирования социально активной личности студента вуза во внеаудиторной деятельности и отсутствием разработанной модели формирования социально активной личности;

- нарастающими потребностями в руководителях со стороны общества и ограниченными возможностями системы высшего профессионального образования: высшая школа не может в ближайшие годы обеспечить хозяйственный комплекс страны квалифицированными руководителями в связи с неразработанностью теоретических подходов к управленческой подготовке специалистов, содержательно-структурных и педагогических условий ее реализации;

- профессиональными интересами личности в получении управленческого образования и возможностями его предоставления системой высшего профессионального образования;

- демократическими процессами в обществе, создавшими условия для проявления творческой инициативы молодежи в образовательных учреждениях, и внутренней неготовностью к этой роли педагогов, администрации образовательных учреждений;

- необходимостью совершенствовать воспитательную работу в вузе и недостаточной воспитательной работой преподавателя;

- необходимостью педагогического проектирования совместной деятельности преподавателя и студентов и недостаточной компетентностью преподавателя высшей школы;

- потребностями общества в высокой социальной активности его граждан и недостаточным уровнем ее развития у студентов;

- стремительным и повсеместным усложнением всех аспектов профессиональной деятельности, возрастанием информационного потока, объема востребованных знаний, которыми студенту необходимо овладеть, с одной стороны, и низким уровнем сформированное™ у студентов самообразования, саморазвития - с другой;

- тенденцией становления нового статуса личности и ее недостаточной готовностью к восприятию и осмыслению демократических прав и свобод.

Перечисленные выше противоречия свидетельствуют о том, что воспитательная работа в вузе является актуальной психолого-педагогической проблемой. Неразрешение указанных противоречий может привести к деградации общества.

Как отмечает Н.М.Таланчук, «воспитанность человека - это его интегральная характеристика, которая выражает степень его социальной полноценности, зрелости, проявляющуюся в моральном облике, в образе жизни, характере деятельности. От уровня воспитанности находится в прямой зависимости общественный прогресс, полноценность жизни конкретного человека и всего общества. В этом отношении низкий уровень воспитанности характеризует не отдельных людей нашего общества, не только молодежь, а большую часть его членов. Это явление давно уже стало мас-ссовым. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные антиобщественные проявления - преступность, коррупция, алкоголизм, наркомания, проституция, нетрудовой образ жизни, двойственность морали, утрата ориентации на высокие моральные ценности семьи, бездуховность и т.д. Приобретая массовый характер, эти явления становятся большой угрозой для развития общества, поскольку количество всегда переходит в качество. Низкий уровень воспитанности отдельных людей может привести (во многих отношениях уже приводит) к обратимости общественного развития: вместо прогресса начинается регресс, когда общество становится недееспособным, когда разрушается мораль, естественный уклад жизни, складывавшийся веками, когда люди утрачивают завоеванное, достигнутое» [23].

«Молодые люди во всех странах представляют собой как основной людской ресурс для целей развития, так и главных проводников социальных изменений, экономического развития и технического прогресса», - отмечается в принятой Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Всемирная программа действий, касающихся молодежи, до 2000 года и на последующий период». Будущее страны невозможно без серьезного и ответственного отношения государства к студенчеству как к социальной группе, где формируются будущие специалисты. Известно, что студенчество является мобильной социальной группой, целью деятельности которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном про-

изводстве. На студенческий возраст приходится процесс активного формирования социальной зрелости, которая предполагает совокупность умений и способностей молодого человека овладевать социальными ролями специалиста, родителя, общественного деятеля и др.

Нерешение проблем воспитания студенчества является серьезной угрозой экономическому и культурному развитию нашей страны. Одним из путей решения проблемы воспитания студентов является организация студенческого самоуправления в вузе.

Современная социальная действительность требует воспитания и развития у молодежи качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности. На смену знаниевоориентированному образованию приходит новая функция образования - быть субъектом преобразования социума, порождения новых форм общественной жизни. Возникают ценности саморазвития, самообразования, самовоспитания, самоуправления.

Самоуправление студентов представляет собой одну из подсистем воспитательного процесса вуза, обеспечивающую личностное саморазвитие будущего специалиста на основе индивидуального творческого подхода, избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъектной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и приоритетов.

Студенческое самоуправление занимает определенное место в системе осуществления демократии, обеспечивая широкое развертывание са-моуправленческих начал внутри вуза. Это целостная система элементов, форм, связей, имеющая свои специфические черты и задачи. Представляет собой деятельность студентов, осуществляемую в определенных организационных формах на основе общих для всей системы демократических принципов.

Студенческое самоуправление - это самостоятельная общественная деятельность студентов по реализации функций управления высшим учебным заведением, которая осуществляется ими в соответствии со стоящими перед студенческими коллективами целями и задачами.

Можно выделить следующие особенности или черты этого социального явления: субъектами студенческого самоуправления являются студенты, студенческие общественные организации и специально создаваемые органы студенческого самоуправления; объектами - студенты и их коллективы; механизм студенческого самоуправления и вся его система включены в управление высшим учебным заведением, при постоянном сочетании интересов и запросов субъектов и объектов студенческого самоуправления; основой для становления и развития системы студенческого самоуправления являются студенческие коллективы и активность самих студентов; каждый участник становится носителем не только ряда учебно-воспитательных функций, но и функций управления жизнедеятельностью высшего учебного заведения; интересы и запросы студентов, их коллективов оказывают непосредственное влияние на формирование органов студенческого самоуправления, определение их полномочий и направлений деятельности; для методов деятельности субъектов студенческого самоуправления характер-

ны убеждение, воспитание, применение мер моральной и материальной заинтересованности, общественного принуждения.

Студенческое самоуправление - специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности студентов в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей.

В октябре 1990 г. Президент СССР издал Указ «О статусе высших учебных заведений», который предоставил высшим учебным заведениям статус самоуправляемых (автономных) организаций, действующих на основе собственных уставов, разрабатываемых в соответствии с законодательством. Принятие такого Указа значительно расширило самостоятельность вузов, создало условия для развертывания студенческого самоуправления как важнейшего звена в системе управления сферой образования. Были изданы ряд правительственных документов, актуализирующих значение студенческого самоуправления. Так, на необходимость повышения роли студенческого самоуправления, активизации всех его форм и методов было указано и в «Основных направлениях перестройки высшего и среднего специального образования в стране» (1987г.).

Состояние студенческого самоуправления и его сущностные особенности напрямую зависят от уровня развития демократических тенденций в обществе и социального заказа. Как отмечают Н.А. Шайденко, В.Г. Под-золков, З.Н. Калинина, А.И. Григорьева [25], в той или иной степени коллективная самоорганизация всегда была присуща студенческой молодежи независимо от того, приобрела ли она реальный статус студенческого самоуправления или нет.

Студенческое самоуправление рассматривается ими как:

1) условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях;

2) реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;

3) средство социально-правовой самозащиты.

Содержание вышеуказанных начал самоуправления реализуется посредством самоорганизации и коллективного самовоспитания, коллективного самоконтроля в студенческих организациях разного уровня (студенческих объединениях, советах факультета, советах общежитий, студенческих клубах и др.) [25].

Существует два типа подхода к студенческому самоуправлению -паттерналистский, при котором молодежные организации рассматриваются лишь как средство дополнительного влияния на студентов, и «самостоятельный», при котором органы студенческого самоуправления являются действительно самоуправляемыми. Необходимо использовать второй путь, так как паттерналистский подход к самоуправлению создает имитацию студенческой самостоятельности и не способствует самовоспитанию, самосовершенствованию личности.

Исходя из интересов студентов и их объединений, в вузах создаются такие органы студенческого самоуправления, которые ставят целью заботу о совершенствовании учебно-воспитательной деятельности, развитии творческих способностей, улучшении быта и отдыха студентов, привитии им навыков организаторского, управленческого характера. Учитывая это, сту-

денты наделяют органы студенческого самоуправления определенными полномочиями. Для реализации полученных полномочий органы студенческого самоуправления вырабатывают свои методы деятельности, для которых характерно убеждение, воспитание, применение мер моральной и материальной заинтересованности. Важной чертой деятельности этих органов является то, что все их действия обсуждаются в студенческих коллективах. На собраниях студенческих коллективов заслушиваются отчеты руководителей органов студенческого самоуправления, высказываются пожелания по улучшению их деятельности, обращается внимание на недостатки в работе и др.

Особенностью студенческого самоуправления является взаимосвязь субъекта и объекта управления. Это проявляется в соединении непосредственной учебы студентов с участием их в принятии и реализации управленческих функций. Эти функции включают в себя как вопросы жизнедеятельности высшего учебного заведения, так и созданных в нем студенческих коллективов. В этом процессе всегда присутствует основной элемент студенческого самоуправления: студенты управляют сами собой, своими делами, в своих интересах. Основа самоуправления - социальная, духовная, творческая активность личности.

Любая организация, действующая на принципах самоуправления, объединение (кратковременное или долговременное) - коллектив, выступающий применительно к каждому члену объединения как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Вступая в организацию самоуправления, студент берет на себя ряд моральных обязательств, которые заложены в содержании деятельности общественного объединения. Участвуя в органах самоуправления, студент постоянно находится в общении. Это общение включает в себя специфические формы поведения: сплоченность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимопонимание и способность самому принимать решения, уступки и эмоциональную контактность. Очевидно, общение следует рассматривать и как основной энергетический источник, питающий эмоциональную сторону участия студентов в органах самоуправления.

Самоуправление выступает в роли свободного пространства для удовлетворения социальных потребностей учащейся молодежи в самоутверждении и самоопределении.

В самоуправлении главным является социально значимое неформальное и абсолютно свободное общение, уровень которого зависит от уровня социальной зрелости студентов и от уровня социальных требований со стороны всех общественных и государственных институтов и центров воспитания и образования.

Самоуправление в отличие от иных видов деятельности базируется на:

а) абсолютной добровольности участия и соучастия;

б) свободе выбора деятельности без принуждения и возможности такого выбора;

в) свободном выходе из деятельности без последствий.

Участие в органах самоуправления, как никакая иная деятельность студентов, предоставляет возможность осознать себя личностью, индиви-

дуальностью, самоутвердиться, развить свои интересы и способности од* новременно осознать себя частью коллективных общностей.

Студенческое самоуправление - это инициативная, самостоятельная общественная деятельность студентов по организации обучения, быта, досуга, осуществляемая на основе собственной ответственности, способствующая развитию таких качеств личности, как целеустремленность, предприимчивость, коммуникабельность, эмпатия, социальная активность.

От уровня развития самоуправления в вузе напрямую зависит уровень воспитательной работы в вузе, т.е. самоуправление является критерием воспитательной работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лбульхапова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / КА. Абуль-ханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Абульханова-Славская КА. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -

М.: Мысль, 1991.-299 с.

3. Амонашвили Ш.А Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили. -М.:Просвеще-ние, 1988. - 208 с.

4. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: учебное пособие по спецкурсу / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 1976. -76 с.

5. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки. Вос-

питание и педагогическая поддержка детей в образовании / О.С. Газман. -М.:Проевещение, 1996.-96 с.

6. Гинециеский В.И. Основы теоретической педагогики: учебное пособие / В.И. Гинецинский. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1992. -154 с.

7. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания /И.П. Иванов - М.: Просвещение, 1990. -143 с.

8. Караковский В.А. Стать человеком / В.А. Караковский. - М.: Новая школа, 1993.-80 с.

9. Козырев В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды // Педагог (электронный педагогический журнал). - 1999. -№ 7.

10. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание / С.М. Ковалев. - М., 1986. - 79 с.

11. Лисовский В. Т. Молодежь в условиях кризиса// Народное образование. -1994.

- № 5.

12. Макаренко А.С. Собр. соч.: В 4 т. - М.: Правда, 1987.

13. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания / Л .И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.

14. Мудрнк А.В. О воспитании старшеклассников / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1981. -176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1979. - 40 с.

16. Новикова Л.И. Воспитательное пространство: опыт и размышления. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Л.И. Новикова. - М.: Просвещение, 1996.-227 с.

17. Подласый И.П. Педагогика: учебник: В 2 кн. - М.: Владос, 2003.

18. Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. - 1996. - №4. - С. 58-65.

19. Сараскина Л.Е. Формирование гуманитарного целеполагания личности студента в вузе: Дис.... канд. пед. наук. — Красноярск: Изд-воКГПУ, 1994. - 176 с.

20. Селевко Г.К., Селевко АХ Социально-воспитательные технологии / Г.К. Се-левко, А.Г. Селевко. - М.: Народное образование, 2002. — 174 с.

21. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шяянов Е.Н. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Владос, 2004.-512 с.

22. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1979.

23. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-нова-торов / Н.М. Таланчук. -М., 1991,- 186 с.

24. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: учебное пособие / Ю.Г. Фокин. - М.: Академия, 2002. - 216 с.

25. Шайденко Н.А., Подзолков В.Г., Калинина З.Н., Григорьева АЛ. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, З.Н. Калинина, А.И. Григорьева. - Тула, 2000. - 58 с.

26. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / С.Т. Шацкий; под ред. Н.П. Кузина, М.Н, Скаггкина, В.Н. Щацкой. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. -304 с.; Т. 2.-414 с.

27. Ямбург Е.А. Школа для всех / Е.А. Лмбург. - М.: Новая школа, 1987. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.