ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ECONOMIC THEORY
Организация стимулирования труда на предприятии Organization of labor incentives at the enterprise
t \ л МОСКОВСКИЙ Ж P ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ
УДК 332.37 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10599 Смирнова Жанна Венедиктовна,
кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Черней Ольга Тахировна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Smirnova Zh.V., z.v.smirnova@mininuniver.ru
Cherney O.T., fiolet1975@mail.ru
Аннотация. В статье раскрывается особенность организации стимулирования труда на предприятии. Дано определение системы мотивации на предприятии. Выделены основные проблемы работников организации по мотивации к профессиональной деятельности. Дан анализ анкетирования сотрудников предприятия по степени удовлетворённости сотрудников некоторыми аспектами работ.
Summary. The article reveals the peculiarity of the organization of labor incentives at the enterprise. The definition of the motivation system at the enterprise is given. The main problems of employees of the organization on motivation for professional activity are highlighted. The analysis of the questionnaire survey of the company's employees according to the degree of employee satisfaction with some aspects of the work.
Ключевые слова: мотивация, система стимулирования труда, система управления. Keywords: motivation, labor incentive system, management system.
Одно из самых сложных направлений деятельности руководителей предприятия является мотивация и стимулирования труда персонала. Не каждый руководитель умеет мотивировать своего сотрудника, такая деятельность стимулирования труда - большое искусство.
Организация в которой руководитель владеет таким искусством, занимает ведущую роль на рынке производства.
Сегодняшнее понятия экономического роста предприятия заключается в функционирование эффективности системы стимулирования труда сотрудников предприятия [1].
Исследование данной проблемы объясняет то, что организация системы мотивации на предприятии и грамотное стимулирование сотрудников остается на сегодняшний день актуальной проблемой в экономической среде и является одним из условий успешного функционирования предприятия на долгий срок существования.
Система стимулирования труда является действенным инструментом управления персоналом только в том случае, если она грамотно разработана и правильно используется на практике.
Среди российских компаний еще бытует мнение o том, что достаточно разработать стандартное положение о мотивации и стимулировании персонала, оформить его в виде приказа и оповестить о нем сотрудников, и оно начнет действовать само собой [2].
Сегодня руководителю невозможно добиться мастерства в стимулировании подчиненных без знания современных общетеоретических подходов, концепций и практических способов и механизмов мотивации людей, а также изучения проблем ее реализации в своей организации. Как следствие в России заметно возрос интерес к компенсационной функции оплаты труда персонала, которая помогает руководству любого предприятия заинтересовать исполнителей работать наиболее эффективно в направлении достижения поставленных стратегических, тактических и оперативных целей [3].
Соединение материальных интересов работников с целями организации позволяют последней привлекать и удерживать квалифицированный персонал, контролировать и управлять затратами на рабочую силу, выдерживая оптимальное количество работников. Всем этим целям и служат внутрифирменные системы оплаты труда, стимулирования и мотивации персонала, которые должны разрабатываться в организации.
Важнейшим видoм стимулирования является материальноe, призванным играть ведущую рoль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-не денежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов [4].
Bтoрым ^маловажным является духoвное стимулирование, второе содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.
Стимулирование труда может быть эффективным лишь тогда, когда его организация отвечает целому ряду требований, важнейшими из которых являются комплексность, дифференцированность (разделение), гласность, гибкость и оперативность [7,8].
Существует множество способов выявить степень удовлетворённости сотрудников обстановкой на предприятии, например к таковым методам относятся:
- опрос
- тестирование
- наблюдение
- анкетирование
Для определения отношения к труду и факторов его мотивирующих, нами было проведено анкетирования ряда предприятий сервисной деятельности. Анкетирование проходило по шести вопросам касающихся степенью удовлетворённости сотрудников предприятий Рисунок 1.
Анализ приведенных определений показывает, что мотивация персонала и стимулирование труда заключается в создании таких условий деятельности, при которых
происходит отождествление интересов предприятия и работников, и то, что выгодно и необходимо одному, становится столь же необходимо и выгодно другому [5,6].
Мотивация значительно влияет на выполнение персоналом своих производственных обязанностей, так как ее основу составляет интенсификация управленческой деятельности по повышению качества продукции. Мотивация призвана активизировать деятельность человека в следующих направлениях: усиление; активизация; старание; настойчивость; добросовестность; целенаправленность деятельности.
Таким образом, в основе эффективной трудовой деятельности в организации лежит рационально построенная система мотивации и стимулирования труда.
Список литературы
1. Abramova, N.S., Vaganova, O.I., Smirnova, Z.V., Chaikina, Z.V., Kaznacheeva, S.N. Formation of Socio-Economic Culture of Future Engineers (2020) Lecture Notes in Networks and Systems 73, с. 1041-1047
2. Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepova L.I., Kutepov M.M., Vaganova O.I. Organization of the research activities of service majors trainees// Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 187-193.
3. Иванов,Г.Г. Экономия организации. Торговля: учебник/Г.Г. Иванов — Москва: Инфра-М, 2012. — 352 с.
4. Левушкина, С.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / С.В. Левушкина; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет». - Ставрополь: Секвойя, 2017. - 80 с.
5. Мазилкина,Е.И. Организация работы магазина: учебное пособие/Е.И. Мазилкина — Москва: Дашков и К, 2011. — 224 с.
6. Памбухчиянц,О.В. Организация и технология коммерческой деятельности:учебник/ О.В. Памбухчиянц- Москва: Дашков и К, 2012. — 640с.
7. Романовская Е.В., Бакулина Н.А. Теоретические аспекты проведения процесса реструктуризации промышленных предприятий // В сборнике: Математика и математическое моделирование. Сборник материалов XIII Всероссийской молодежной научно-инновационной школы. 2019. С. 166-167.
8. Романовская Елена Вадимовна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Бакулина Наталья Александровна, Максимова Ксения Алексеевна Инструменты регулирования мировой банковской системы//Московский экономический журнал. 2020. № 4. С. 23.