Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ'

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
922
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МОТИВАЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ПЕРСОНАЛ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL RESEARCH / MOTIVATION / ENTERPRISES / STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Мухина Мария Вадимовна

В статье раскрывается понятия оценки эффективности используемых социально-психологических методов работы с персоналом на предприятиях. Раскрыты методы повышения эффективности мотивации персонала. Исследован социально-психологический климат в коллективе. Определена более эффективная методика исследования мотивации персонала. Обобщен результат проведенного экспериментального исследования по проделанному анкетированию. Проанализирован вывод по проделанному исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for assessing the effectiveness of the used socio-psychological methods of working with staff

The article reveals the concepts of evaluating the effectiveness of the used socio-psychological methods of working with personnel in enterprises. Methods for increasing the effectiveness of staff motivation are disclosed. The socio-psychological climate in the team is investigated. A more effective methodology for the study of staff motivation was determined. The result of an experimental study on the completed questionnaire is summarized. The conclusion of the study is analyzed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ»

Методы оценки эффективности используемых социально-психологических методов

работы с персоналом

Methods for assessing the effectiveness of the used socio-psychological methods of working

with staff

А московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 336.01 DOI 10.24411/2413-046X-2020-10273 Смирнова Жанна Венедиктовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Мухина Мария Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Smirnova Zh.V., z.v.smirnova@mininuniver.ru

Mukhina M.V., mariyamuhina@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрывается понятия оценки эффективности используемых социально-психологических методов работы с персоналом на предприятиях. Раскрыты методы повышения эффективности мотивации персонала. Исследован социально-психологический климат в коллективе. Определена более эффективная методика исследования мотивации персонала. Обобщен результат проведенного экспериментального исследования по проделанному анкетированию. Проанализирован вывод по проделанному исследованию.

Summary. The article reveals the concepts of evaluating the effectiveness of the used socio-psychological methods of working with personnel in enterprises. Methods for increasing the effectiveness of staff motivation are disclosed. The socio-psychological climate in the team is investigated. A more effective methodology for the study of staff motivation was determined.

The result of an experimental study on the completed questionnaire is summarized. The conclusion of the study is analyzed.

Ключевые слова: социально-психологическое исследование, мотивации, предприятия, персонал.

Keywords: socio-psychological research, motivation, enterprises, staff.

В условиях конкурентной борьбы между организациями за лидерство на рынке, все большее число руководителей понимают важность грамотного управления персоналом, что непосредственно воздействует на экономический показатель работы организации.

Любая организация нуждается в совершенствовании системы управления персоналом. С каждым годом появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник - это, прежде всего человек со своими личными психологическими, социальными и физиологическими особенностями [4].

Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как воздействуют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений организации.

Для оценки качества используемых руководителем социально-психологических методов работы с коллективом, повышающих эффективность деятельности организации, используются разные подходы и методы.

Мы не ставим перед собой цель анализировать все возможные методы исследования и остановимся только на отдельных методиках и подходах.

В целях исследования может быть использован социологический и психологический подходы. Социологическое исследование - это системное изучение социальных процессов и явлений, где в основном используются анкетные методы, интервьюирование и др. С помощью этих методов есть возможность изучать, к примеру:

- повышение удовлетворенности персонала работой;

- выяснение мотивационных предпочтений людей;

- выявление основных проблем и причин недовольства сотрудников.

Однако, следует заметить, что личностные характеристики в оценке социально-психологических методов работы с персоналом не играют основной роли [1].

Поэтому психологические методы должны быть направлены больше на выявление мотивов деятельности, ценностных ориентаций. Существуют и социально-психологические методы исследования, когда предметом исследования становятся особенности работников, проявляющиеся в коллективной деятельности, выявляются

деловые качества, например лидерские, способные оказать влияние на результативность решения конкретных задач в коллективе, группе, а так же моральные (нравственные), отражающие личные моральные качества сотрудника [3].

Для исследования социально-психологического климата в коллективе существуют ряд психологических методик. Наиболее надежно зарекомендовал себя метод опроса, т.к. дает возможность детально изучить психологическую атмосферу в коллективе. В основе метода лежит шкальная система оценки. Оценивающий ставит отметку в баллах, на основании своего мнения о реальном состоянии социально-психологического климата. В результате индивидуальных оценок создается средняя оценка, которая и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

С целью получения более открытых ответов опроса в виде анкет, которые используется в анонимной форме (исключается «паспортичка»), при этом могут учитываться пол, возраст, образование, стаж и должность сотрудников [5].

Как показали теоретические исследования особое значение для изучения методов работы с персоналом имеют стилевые характеристики руководителя. В стиле руководства уже заложены определенные психологические методы работы с коллективом. Исследованию стиля руководства также посвящен ряд методик. Основной из них является метод опросника.

Ответы на вопросы анкет составляют основу для улучшения социально-психологического климата в коллективе, повышения удовлетворения сотрудников и укрепления их лояльности компании.

Таким образом, в качестве основных методов исследования для решения задач нашего исследования мы выбираем метод анкетирования, где планируем исследовать уровень удовлетворенности трудом, методы опроса, позволяющие выявить уровень мотивации и психологический климат в коллективе и тестовые методики изучения стиля руководства.

Мы провели анализ результатов исследования по методике В.П. Захарова и А.Л. Журавлева в ряде организаций сервисной деятельности. Полученные результаты мы свели в следующую таблицу:

Таблица 1 - Определение стиля руководства компанией (итоговая строка)

Вопрос 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16

I к к к к к к Д к к к к к к к к к

Из 240 вопросов, представленных в анкете мы получили 82% ответов, определяющих коллегиальный стиль управления, 17% - директивный и 1% - попустительский стиль

руководства. Таким образом мы выяснили, что руководитель компании применяет коллегиальный стиль руководства. Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 1.

Сотрудники компании отмечают в стиле управления руководителя требовательность и контроль, сочетающиеся с инициативным, творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины со стороны персонала. По мнению большинства сотрудников коллектива с таким руководителем работать интересно.

Стплъ руководства предприятием 1%

17% ^^^ ■ Ешлиги аль аын - -. ■ Директивный ^^^ ■ Попустшшытан

Рисунок 1-Стиль руководства коллективом

Обобщив результаты проведенного экспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Сотрудники организации проявляют удовлетворенность разнообразием работ, возможностями для проявления инициативы, соответствием работы их способностям. Это говорит о том, что руководитель предприятия использует верно подобранные социально-психологические методы управления персоналом, хотя и не в полном объеме.

2. Коллегиальный стиль управления персоналом удовлетворяет сотрудников организации, но в тоже время применение одного стиля управления не всегда оказывается эффективно. Представители группы опроса в целях повышения эффективности управления предлагают больше контролировать выполнение работы персоналом [6].

На основе проведенного анализа были сформулированы рекомендации руководителю по совершенствованию системы управления персоналом.

Проведенное теоретическое и практическое исследование позволило увидеть резервы в применении руководителем социально-психологических методов управления персоналом.

На основе проведенного нами анализа можно сделать выводы, что если руководство организаций будет и в дальнейшем проводить оценку удовлетворенности трудом персонала, его трудовой мотивации, состояния социально-психологического климата

организации, и уже с учетом результатов исследований, вносить изменения в деятельность по управлению персоналом, то в будущем уровень мотивированности персонала будет лишь повышаться и как следствие будет повышаться отдача от работников.

Список литературы

1. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

2. Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования // Глобальный научный потенциал. 2015. № 6 (51). С. 19-21.

3. Gruzdeva M.L., Smirnova Z.V., Chelnokova E.A., Cherney O.T., Chaikina Z.V. technology of secure remote voting via the internet // Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2020. Т. 91. С. 275-281.

4. Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Katkova O.V., Gruzdeva M.L., Chernei O.T. Network interaction as a factor of professional qualities' development of service workers // Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2020. Т. 87. С. 698-704.

5. Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Vinnikova I.S., Lapshova A.V., Golubeva O.V. Modern multimedia didactic tools of interactive training // В сборнике: Lecture Notes in Networks and Systems. Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Plekhanov Russian University of Economics. Luxembourg, 2020. С. 485-491.

6. Смирнова Ж.В., Черней О.Т. Груздева К.Е., Совершенствование системы управления качеством услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1 (43). С. 18-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.