СЕКЦИЯ
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»
ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
Макарова Наталия Васильевна
педагог-психолог ресурсного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 85,
РФ, г. Воронеж E-mail: natalij. [email protected]
ORGANIZATION OF THE ENVIRONMENT IN A SECONDARY SCHOOL FOR STUDENTS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER (ASD)
Natalia Makarova
educational psychologist resource grade, municipal budget educational institution secondary school № 85,
Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются этапы включения детей с особенностями в развитии в общеобразовательное учреждение. Автор описывает приемы, помогающие педагогу общеобразовательной школы организовать качественный учебно-воспитательный процесс учащимся с расстройством аутистического спектра.
ABSTRACT
The purpose of the article is to consider the stages of including children with special needs in a General educational institution (in a school setting). The author describes strategies to help the teacher of the secondary
schools to organize high-quality educational process for students with Autism Spectrum Disorder.
Ключевые слова: инклюзивное образование; расстройство аутистического спектра; этапы работы педагога; приемы организации учебно-воспитательного процесса; нормотипичные ученики.
Keywords: inclusive education; autism spectrum disorder; the stages of work of the teacher; methods of organization of the educational process; normodipine students.
В 2012 году вступил в силу закон об инклюзивном образовании, благодаря которому дети с расстройством аутистического спектра (РАС) имеют возможность получать знания в общеобразовательной школе с нормотипичными одноклассниками. У педагогов, не имеющих специального образования и навыков работы с учащимися с особыми образовательными потребностями, могут возникнуть трудности в процессе их обучения. Дети с РАС - неоднородная по составу группа школьников, поэтому большое значение в учебно-воспитательном процессе имеет индивидуальный подход к учащимся.
Этапы работы педагога по включению учащегося с РАС в общеобразовательное пространство школы:
I. Диагностический этап предполагает:
• изучение личного дела ученика с РАС, чтобы получить информацию об особенностях ребенка, по возможности, можно воспользоваться характеристиками специалистов предыдущего образовательного учреждения;
• знакомство с ребенком и его родителями до начала учебного года. Это необходимо для предварительного установления контакта, знакомства ребенка с учителем, пространством школы, класса [5];
• наблюдение за имеющимися навыками, поведению учащегося. При сборе информации можно ориентироваться на следующие параметры: приемлемая для ребенка дистанция общения; любимые занятия, стереотипы действий в условиях, когда ребенок предоставлен сам себе; способы исследования окружающих предметов; использует ли речь, и в каких целях; особенности поведения в ситуациях дискомфорта, страха; отношение ребенка к включению других людей в его занятия.
II. Информационно-просветительский этап. Целью данного этапа является создание педагогом благоприятной психологической обстановки в школьном коллективе между учащимися и их родителями. Информационно-просветительский этап включает проведение уроков
доброты с нормотипичными учениками, информирование их родителей о Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [3].
III. Организационно-методический этап. На школьном этапе обучения большинству учащихся с РАС нужна помощь в организации распорядка дня: в поиске нужных материалов, поддержании порядка на парте, напоминания о том, что нужно принести в школу или забрать из нее. Многие дети с РАС не умеют соблюдать определенные установленные в школе правила. Им требуется больше времени на освоение этих правил, чем их типично развивающимся сверстникам. Большинство навыков, которые нормотипичные ученики осваивают параллельно основному обучению, дети с РАС могут не освоить без специально организованного образовательного пространства: визуальных подсказок и социальных историй [2].
В качестве примеров визуальных подсказок может служить:
• знак «стоп», наклеенный на внутренней стороне двери класса;
• картинки, иллюстрирующие, как ребенок должен вести себя на уроке;
• картинки-памятки, индивидуальные расписания, прикрепленные на парте.
Примером социальных историй может служить рассказ о празднике и правилах поведения на нем, кратко прописывается последовательность событий с картинками. С социальной историей ребенка знакомят до наступления определенного события для информирования его об основных правилах поведения.
IV. Коррекционно-обучающий этап. Приемы, предлагаемые на данном этапе работы, помогут педагогу повысить качество обучения и снизить вероятность появления нежелательного поведения у учеников с РАС. Данный этап включает следующие приемы обучения:
1. Использовать четкие и короткие инструкции, без сложных логико-грамматических конструкций. Каждую инструкцию, по возможности, представлять не только через речевую сферу, но и со зрительной, тактильной опорой: слушаем, повторяем, смотрим, трогаем (водим пальцем, рукой и т. д.);
2. Использовать помощь. Например, при проведении графического диктанта взять ребенка за руку и «рука в руке» выполнить инструкцию, проговаривая вслух: одна клетка вправо, две клетки вниз и т. д. Снижать уровень помощи по мере того, как у ребенка формируется навык;
3. Обращать внимание на социально приемлемое поведение, игнорировать нежелательное (исключение агрессии и аутоагрессии). Некоторые учащиеся с РАС бурно реагируют на ситуацию неуспеха:
выпрашивают хорошую оценку, разбрасывают вещи, кричат. Можно попросить других детей не обращать на это внимания или напомнить всему классу общие правила поведения в школе, не следует отдельно выделять учащихся с нежелательным поведением;
4. Организовать предсказуемость ситуации. Изменения в привычном укладе жизни, в распорядке дня, перемены в знакомой обстановке, при смене видов деятельности могут привести к нежелательному поведению. Предсказуемость среды позволяет минимизировать дискомфорт учеников [1]:
• в начале дня (урока) размещать в определенном месте в классе план работы (визуализированное расписание) на день (урок);
• напоминать учащимся за пять минут и за одну минуту о смене вида деятельности;
• разрешить ребенку с РАС иметь при себе предмет, который помогает ему успокоиться (игрушку, фотографию и др.);
• попросить учеников проверять друг у друга правильность записи домашних заданий, вместе наводить порядок в портфелях;
• во время уроков рисования, музыки или физкультуры делить учеников на микрогруппы (пары) для выполнения совместных заданий;
• в конце каждого урока оставлять специально отведенное время (1-2 минуты) для наведения порядка и подготовки к следующему уроку;
• готовить и располагать в специально отведенном для этого месте в классе списки дел для каждого дня, четко определять ответственных за их выполнение. Например, если ученику нравится все раскладывать по порядку, ему можно поручить сбор тетрадей или наведения порядка в библиотеке класса;
• чередовать в процессе урока знакомые для ребенка задания с новыми. На начальном этапе обучения использование заданий, с которыми ребенок справляется, создает впечатление успеха, ученик с удовольствием посещает школу;
• хвалить и поощрять за правильно выполненные задания;
5. Включать учеников с РАС в пространство школы постепенно. При перемещении ребенка с РАС по школе привлекать других детей (в младших классах учитель может попросить всех учеников переходить из одного помещения в другое парами, в средних и старших классах ученик с особенностями способен самостоятельно выбрать ровесника для дружбы) [1];
6. Менять деятельность в течение урока. В начальной школе учащиеся с РАС испытывают трудности в удержании позы, им трудно длительное время сидеть на месте или заниматься одним видом
деятельности. Один из возможных подходов в такой ситуации -физкультминутки, позволять детям с РАС вставать с места по инструкции педагога, двигаться по помещению и т. д. Можно предложить ученикам сменить форму деятельности по теме урока: развивающая игра, творческое задание, компьютерная игра, чтение книги [4];
7. Подготовить дополнительные материалы. Встречаются ученики с РАС, которые выполняют задания быстро. Чтобы они не отвлекали других своими вопросами, комментариями или стереотипиями, необходимо иметь в запасе для них дополнительные задания или альтернативные формы деятельности, соответствующие данному уроку.
Таким образом, особые образовательные потребности у детей с ОВЗ проявляются по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить их разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможность успешной социальной адаптации.
Список литературы:
1. Клут П. Как включить ребенка с аутизмом в работу обычного класса [Электронный ресурс]. - URL: http://outfund.ru/autism-class-sovety/ (Дата обращения: 15.02.2017).
2. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра: метод. пособие. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 57 с.
3. Проект Международной благотворительной общественной организации «Дети. Аутизм. Родители» [Электронный ресурс]. - URL: http://autismschool.by/materialy/uroki-dobroty/ (Дата обращения: 4.09.2016).
4. Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: метод. рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. - М.: МГППУ, 2012. - 80 с.
5. Хаустов А.В., Богорад П.Л. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: метод. пособие. -М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 125 с.