Научная статья на тему 'Организация специальных условий для детей с расстройством аутического спектра при подготовке к школе'

Организация специальных условий для детей с расстройством аутического спектра при подготовке к школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / AUTISTIC SPECTRUM DISORDER / КОМФОРТНАЯ СРЕДА / COMFORTABLE ENVIRONMENT / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ADAPTIVE RESOURCES / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камнева О. А., Джамелова Г. П., Ковалева И. В., Правдина Ю. В.

В статье рассматриваются эффективные методы организации условий для детей с расстройством аутистического спектра при подготовке к школе. Подробно описаны этапы подготовки и реализации условий подготовки к школе. Раскрыты значимость адаптированной образовательной программы для обучения детей с РАС и роль тьютерства в комплексном психолого-образовательном процессе. Доказана значимость родительского участия в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с РАС на протяжении всего периода подготовки к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камнева О. А., Джамелова Г. П., Ковалева И. В., Правдина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SPECIAL CONDITIONS FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER IN SCHOOL PREPARATION

The article considers effective means of organisation of special conditions for children with autism spectrum disorder in school preparation. Detailed description of the stages of preparation and its implementation are shown in the article. Importance of the adapted educational program for teaching children with ASD and role of tuturology in the integrated psychological and educational process are indicated. The importance of parental participation in psychological and pedagogical support of a child with ASD during the whole period of preparation for school has been proved.

Текст научной работы на тему «Организация специальных условий для детей с расстройством аутического спектра при подготовке к школе»

УДК 159

ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

О.А. Камнева, Г.П. Джамелова, И.В. Ковалева, Ю.В. Правдина

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы организации условий для детей с расстройством аутистического спектра при подготовке к школе. Подробно описаны этапы подготовки и реализации условий подготовки к школе. Раскрыты значимость адаптированной образовательной программы для обучения детей с РАС и роль тьютерства в комплексном психолого-образовательном процессе. Доказана значимость родительского участия в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с РАС на протяжении всего периода подготовки к школе.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, комфортная среда, адаптационные ресурсы, процесс обучения, коррекция.

ORGANIZATION OF SPECIAL CONDITIONS FOR CHILDREN

WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER IN SCHOOL PREPARATION

O. Kamneva, G. Jamelova, I. Kovaleva, Yu. Pravdina

Abstract. The article considers effective means of organisation of special conditions for children with autism spectrum disorder in school preparation. Detailed description of the stages of preparation and its implementation are shown in the article. Importance of the adapted educational program for teaching children with ASD and role of tuturology in the integrated psychological and educational process are indicated. The importance of parental participation in psychological and pedagogical support of a child with ASD during the whole period of preparation for school has been proved.

Keywords: autistic spectrum disorder, comfortable environment, adaptive resources, learning process, correction.

Проблема образования детей с РАС на сегодняшний день занимает особое место в теории и практике обучения и воспитания детей с особенностями в развитии. Необходимым условием адаптации таких детей к обучению в школе является специальным образом организованная среда. Одним из компонентов такой особой среды является комплексное психолого -педагогическое сопровождение

ребенка с РАС на протяжении всего периода подготовки к школе [3].

Основная цель создания особых условий - сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся. Специальные условия для детей с РАС - это организация такой среды, в которой детям эмоционально и физически комфортно заниматься, а родителям - наблюдать за процессом обучения.

Одной из главных особенностей в развитии детей с РАС является нарушение сенсорной интеграции, при которой функции ощущения и восприятия остаются сохранными, но искажена или отсутствует интерпретация воспринятого. Сенсорная информация у ребенка с РАС, поступающая со всех органов чувств, не

дифференцируется по принципу «значимая/ незначимая», а обрабатывается полностью, что вызывает «информационную перегрузку». Данная особенность мешает ребенку формировать целостное представление об окружающем мире и ведет к искажению или полному непониманию смысла происходящего вокруг. В связи с этим, характерной особенностью детей с РАС является «триада нарушений»: нарушения в области коммуникации, социального взаимодействия и ригидность мышления [2].

Специалистами регионального ресурсного центра ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие» с опорой на методические пособия Федерального ресурсного центра (г. Москва) разработана комплексная программа психолого-

педагогического сопровождения детей с РАС на протяжении всего периода подготовки к школе [1]. В программе поэтапно расписаны организация условий психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС для получения образования, учитывающей их способности, возможности и интересы детей с РАС; воспитания личности, способной к социализации

и адаптации в обществе, позитивно воспринимающей окружающий мир [4].

Разработка дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей

программы подготовки детей с РАС к школе осуществлялась с опорой на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Комплектация группы проводилась по варианту 8.2, где преобладает академический компонент. В программе было выделено два этапа: этап - подготовки и этап - реализации.

Первый этап включает в себя несколько пунктов:

I. Обучение специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС.

При этом охватываются следующие направления:

1. Психолого-педагогическая коррекция: организация комплексной коррекционной помощи детям с РАС, организация среды для работы с детьми с РАС, диагностика детей с РАС, оценка уровня развития, эффективные коррекционные и обучающие подходы, технологии и методики, разработка и реализация коррекционных программ для детей с РАС, организация и содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий с детьми с РАС.

2. Обучение (образование) детей с РАС: организация обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС, адаптация образовательных программ для обучающихся с РАС, создание специальных образовательных условий для обучающихся с РАС, адаптация учебного материала для детей с РАС, организация и содержание внеурочной деятельности с обучающимися с РАС.

II. Взаимодействие с родителями.

Основными задачами психолого-

педагогического сопровождения родителей является: получение полноценной и достоверной информации об особенностях и уровне развития ребёнка; социальное сопровождение; формирование у родителей навыков работы с ребёнком, с целью их генерализации в условиях повседневной жизни; информационная поддержка по вопросам обучения и воспитания ребёнка; психологическая поддержка.

Консультация родителей в рамках школы реализуется не как отдельная услуга, а как компонент комплексной помощи детям с РАС.

Взаимодействие с родителями включает в себя:

- анкетирование - сбор адекватной информации об особенностях и уровне развития

ребёнка, его интересах, характере и способах взаимодействия с окружающим миром. На основе результатов анкетирования разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, осуществляется постановка наиболее актуальных целей работы с ребёнком. На последующих этапах обучения с помощью анкетирования осуществляется оценка динамики результатов оказываемой коррекционной помощи;

- индивидуальное консультирование. Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам: коррекция дезаптивного поведения, способы взаимодействия с ребенком, способы организации работы с ребенком в домашних условиях

III. Установление контакта с ребенком с РАС.

Знакомство ребёнка с классом (пространством учреждения), специалистами (выявление особенностей, установление эмоционального контакта). Проведение пробных занятий.

IV. Комплексная диагностика. Диагностика детей проводится на основе комплексной экспертизы при помощи аппаратурно-программного комплекса «Активациометр». Проведение социально-психологической диагностики определяет специфику поведения и взаимоотношений с окружающими, возможность социальной адаптации и анализ полученных данных для последующего психолого-педагогического сопровождения.

Комплексная диагностика включает в себя:

- определение индивидуальных особенностей и склонностей личности ребенка, его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации;

- определение уровня продуктивной деятельности, профессиональных реальных и потенциальных, творческих способностей.

Задачи диагностики: конкретизация специальных образовательных условий, выявление динамики в развитии ребенка.

Диагностика проводится в начале, середине и в конце программы, таким образом, давая возможность объективно судить о результатах развития ребенка в процессе подготовки к школе.

V. Организация пространства для группы для детей с РАС:

1. Зона для индивидуальных занятий. 2. Зона для групповых занятий. 3. Зона для сенсорной разгрузки. 4. Рабочая зона учителя.

Второй этап - это этап непосредственной реализации программы по подготовке к школе детей с РАС. Он включает в себя следующие пункты:

1. Приемы подкреплений мотивации к обучению, подкрепление к желательному поведению:

- жетонный метод; оценка достижения сенсорным подкреплением (обнять, погладить по голове); социальное подкрепление, например, похвала - «молодец»; поощряющие стимулы; разнообразные, быстро меняющиеся приемы работы.

2. Визуальная поддержка.

Использование картинок или других

наглядных предметов для того, чтобы сообщить информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.

Визуальная поддержка делится на визуальное расписание, визуальные подсказки и визуальные инструкции.

3. Разработка адаптированной образовательной программы (АОП).

Она обосновывается специфическими условиями обучения и планируемыми результатами для конкретного ребенка с РАС.

Условия для создания АОП:

- встреча с родителями для согласования целей и ожидаемых результатов, а также получения важных сведений об особенностях ребёнка;

- разработка АОП коллегиально всеми специалистами, участвующими в реализации программы в т.ч. родителями;

- закрепление ответственности и регламента деятельности за всеми участниками образовательного процесса.

По окончании реализации АОП комплексно оценивается достижение всех планируемых результатов; проводится анализ динамики и эффективности оказываемой помощи.

Алгоритм разработки АОП: выбор проблемной зоны/ направление работы; выбор цели обучения/ коррекция; подбор упражнений, приёмов и способов обучения/ коррекции; подбор программы, методики обучения/коррекции.

4. Тьюторство.

Тьютор - специально обученный человек, «сопровождающий» ребёнка с РАС в образовательном процессе.

Задачи тьютора: сопровождение ребенка в образовательном процессе; помощь ребенку в освоении адаптированной программы, преодоление трудностей обучения.

Функции тьютора: адаптация и социализация ребенка; обеспечение индивидуального режима

обучения; предоставление помощи и подсказок ребенку в процессе обучения; участие в подготовке адаптированных учебных материалов.

Обязанности тьютора:

- работает на «самоликвидацию»; конечная цель - отказ ребенком от помощи тьютера, воспитание самостоятельности;

- ничего не делает и не говорит до педагога, громче педагога;

- ничего не делает вместо ребёнка, он помогает руке ребёнка (направляет).

5. Предотвращение нежелательного поведения.

Дезадаптивное (нежелательное) поведение -это одна из первых трудностей, с которой сталкивается педагог (специалист) при обучении детей с РАС. Коррекция нежелательного поведения требует специальных приемов и методов. Для этого необходимо: предоставить ребенку образец желательного поведения (социальные истории); создать

доброжелательную и комфортную сенсорную среду для ребенка; разместить визуальное расписание; обогатить окружающую среду; обучить новым интересным занятиям; игнорировать нежелательное поведение.

6. Взаимодействие с родителями является первичным и основным пунктом обучения.

7. Индивидуальная работа с психологом.

Учитывая особенности поведения и

особенности нарушения каждого ребенка с РАС, необходимо закрепить педагога-психолога за каждым ребенком, который индивидуально проводит занятия, включающие в себя методы коррекционного воздействия: игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, релаксация.

Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете с учетом индивидуальных потребностей ребенка, с использованием игрового, развивающего и арттерапевического оборудования.

Индивидуальные занятия психолог проводит также с родителями. Цель занятий - повышение адаптационных ресурсов родителей (снижение тревожности, релаксация и т.д).

Апробация программы в научно-практическом центре «Коррекция и развитие» показала, что оптимальное количество детей в классе не должно превышать 4-5 человек. Частыми формами дезадаптивного поведения являются избегание и аутостимуляция -разрывание тетрадных листов, закрашивание текста или иллюстраций при выполнении задания или просто спонтанное рисование каракулей. Для предотвращения аффективных нежелательных

реакций в адаптационный период ребенку необходимо предоставлять место, где он мог бы уединиться в определенный момент времени -закрыться от всех. Это место - небольшое, отгороженное от остального класса пространство, где ребенок во время урока может в любой момент спрятаться на некоторое время. Для предотвращения нежелательного поведения на

уроке необходимо поэтапно предлагать альтернативное поведение. Визуальная поддержка ребенка через рисунки, символы, схемы, фотографии, пиктограммы является главным звеном преодоления трудностей в обучении. Формированию стереотипа учебного поведения способствуют жетонный метод и метод положительного подкрепления.

Литература:

1. Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахович О.В. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра: Методическое пособие / М.С. Гончаренко, Н.Г. Манелис, М.Л. Семенович, О.В. Стальмахович; под общей ред. Хаустова А.В., Манелис Н.Г. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 177 с.

2. Манелис Н.Г., Аксенова У.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В, Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненых компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра: Методическое пособие / Н.Г. Манелис, У.И. Аксенова, П.Л. Богорад, Н.Н. Волгина, О.В. Загуменная, А.А. Калабухова, С.Н. Панцырь, Л.М. Феррои; под общей ред. Хаустова А.В., Манелис Н.Г. -М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 57 с.

3. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие / Руководитель авторского коллектива: Козорез А.И. -М.: АНО Ресурсный класс, 2015. - 360 с.

4. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: Методическое пособие / А.В. Хаустов, П.Л. Богорад, О.В. Загуменная, А.И. Козорез, С.Н. Панцырь, Ю.В. Никитина, О.В. Стальмахович; под общей ред. Хаустова А.В. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 125 с.

Сведения об авторах:

Камнева Ольга Анатольевна (г. Астрахань, Россия), кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии факультета психологии, Астраханский государственный университет, e-mail: [email protected]

Джамелова Гульсум Пазыловна (г. Астрахань, Россия), ассистент кафедры прикладной психологии Астраханского государственного университета, методист ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», e-mail: [email protected]

Ковалева Ирина Викторовна (г. Астрахань, Россия), заведующий ресурсным методическим центром ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», e-mail: [email protected]

Правдина Юлия Викторовна (г. Астрахань, Россия), старший методист ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

0. Kamneva (Astrakhan, Russia), аssociate Professor of the Department of General and Cognitive Psychology, Candidate of Biological Sciences, Astrakhan State University, e-mail: [email protected]

G. Jamelova (Astrakhan, Russia), аssistant of the Department of Applied Psychology of the Astrakhan State University, Methodist of the "Scientific and Practical Center for the Rehabilitation of Children "Correction and Development", e-mail: [email protected]

1. Kovaleva (Astrakhan, Russia), Head of the Resource Methodological Center of the "Scientific and Practical Center for the Rehabilitation of Children" Correction and Development", e-mail: [email protected]

Yu. Pravdina (Astrakhan, Russia), Senior Methodist of "Scientific and Practical Center for Rehabilitation of Children" Correction and Development ", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.