Научная статья на тему 'Организация специально-ориентированной направленности профессионально-прикладной физической подготовки студентов-бакалавров'

Организация специально-ориентированной направленности профессионально-прикладной физической подготовки студентов-бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / APPLIED PHYSICAL TRAINING / APPLIED KNOWLEDGE / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросова Татьяна Александровна, Арнст Нина Викторовна

Современное производство, с его механизацией и автоматизацией, характеризуется напряженностью умственных, психических и физических сил, повышенной координацией и концентрацией внимания специалистов. Становится все более актуальным научно и методически обоснованным применение инновационных средств ППФП студентов в процессе физического воспитания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of specially-oriented direction of professional-applied physical training for student-bachelors

Modern production with its mechanization and automation is characterized by intense intellectual, mental and physical strength, improved coordination and concentration of specialists. It becomes more and more important theoretical and practical application of innovative sound PPFP students in physical education in high school.

Текст научной работы на тему «Организация специально-ориентированной направленности профессионально-прикладной физической подготовки студентов-бакалавров»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

[и др.] ; отв. ред. В. И. Солдаткин. — М. : НИИЦ РАО, 2002. — 680 с.

2. Чубаров, М. М. Интерактивное информационное сопровождение теоретической и практической подготовки студентов в физическом воспитании : моногр. / М. М. Чубаров. — М. : МГИУ, 2008. - 406 с.

3. Колокатова, Л. Ф. Система сбалансированных информационных показателей физической культуры студентов вуза / Л. Ф. Колокатова // Физическая культура, спорт, туризм: сегодня, завтра : материалы Междунар. конф. — М. : МГИУ, 2008. — С. 43 — 45.

4. Колокатова, Л. Ф. Педагогическая концепция проекта «Разработка научно-обоснованных подходов к мониторингу,

анализу и прогнозу физического развития учащихся» / Л Ф. Ко-локатова, М. М. Чубаров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. — № 6. — С. 56 — 58.

ЧУБАРОВ Михаил Михайлович, кандидат педагоги ческих наук, профессор кафедры физического воспитания.

Адрес для переписки: НТ Бест ntbest@list.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2012 г.

© М. М. Чубаров

УДК 796012 Т. А. МАРТИРОСОВА

Н. В. АРНСТ

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

ОРГАНИЗАЦИЯ

СПЕЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ____________________

Современное производство, с его механизацией и автоматизацией, характеризуется напряженностью умственных, психических и физических сил, повышенной координацией и концентрацией внимания специалистов. Становится все более актуальным научно и методически обоснованным применение инновационных средств ППФП студентов в процессе физического воспитания в вузе.

Ключевые слова: прикладная физическая подготовка, прикладные знания, компетенции.

Изменения в социальной, экономической, информационной сферах, интеграция России в мировое экономическое и образовательное пространство предъявляют новые требования к определению целей образования, методам управления им, к личности специалиста с высшим образованием. Актуализируется разработка современных перспективных подходов к проектированию образовательного процесса, модернизации его на компетентностной основе.

Структура основных образовательных программ бакалавриата включает в себя описание области, объекта, видов профессиональной деятельности, профессиональных задач, определяющих требования к результатам освоения основных образовательных программ. Она содержит учебные циклы и разделы, одним из которых является «Физическая культура» (ФК), включающая в себя профессионально-прикладную физическую подготовку студента-бака-лавра. Физическая культура является одним из средств подготовки человека, в том числе и студента к трудовой деятельности и успешной адаптации к изменяющимся социальным условиям. На вузовскую физическую культуру сегодня возлагается функция

специально-ориентированной направленности, которая реализуется в виде ее гуманитарной компоненты — профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Важнейшими задачами ППФП являются формирование у студентов в процессе высшего профессионального образования средствами физической культуры прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений и навыков, способствующих достижению объективной готовности будущего специалиста в различных сферах профессиональной деятельности.

Средства ППФП включают в себя прикладные физические упражнения, элементы отдельных видов спорта, прикладные виды спорта, гигиенические факторы, оздоровительные силы природы, навыки здорового образа жизни (ЗОЖ). В процессе ППФП предусматривается физиологическое развитие организма, активизация исполнительской деятельности, формирование специальных умений и навыков, соответствующих определенной профессии. Формирование интегративных профессионально важных качеств способствует развитию работоспособности (энергичность, выдержка, эмоциональный контроль,

уравновешенность, двигательная память, логичность, оперативность мышления, эрудиция, интеллект), толерантности (эмпатия, доброжелательность, справедливость, гуманность, самообладание, оптимизм), волевых качеств (целеустремленность, самообладание, умение преодолевать внешние и внутренние препятствия, упорство, решительность, умение управлять своим физическим и психическим состоянием), социальной активности студента-бакалавра (инициативность, организованность, эмоциональность, энергичность, качества лидера).

Структура Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) третьего поколения позволяет определить организацию модели специально-ориентированной направленности профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов квалификации «бакалавр» в процессе физического воспитания высшего профессионального образования. В ней выделяются профессиональные (ПК) и общекультурные (ОК) компетенции. Профессиональные компетенции направлены на формирование общепрофессиональных компетенций и умений выполнять различные виды профессиональной деятельности: производственнотехнологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую и проектную. Общекультурные компетенции предусматривают формирование способностей использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды, основные положения и методы гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды обучающихся и др.

Проблема исследования связана с определением специально-ориентированной направленности профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов квалификации «бакалавр» лесохозяйственных специальностей, в процессе физического воспитания высшего профессионального образования.

Целью исследования явилось обоснование эффективности внедрения модели специально-ориентированной направленности ППФП студента-бакалавра лесохозяйственных специальностей.

Задача исследования — изучение специальноориентированной направленности ППФП студента-бакалавра в процессе физического воспитания высшего профессионального образования.

Специально-ориентированная направленность рассматривает вопросы использования средств ППФП в целях более быстрого и качественного освоения определенных трудовых умений и навыков, повышения производительности труда, активного отдыха, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, развития профессиональнотрудовых способностей личности студента. Если раньше основной задачей ППФП являлось формирование профессионально важных психофизиологических качеств и прикладных двигательных навыков, то результаты научных исследований [1—3], проведенных в последние годы, расширили представление о задачах и содержании ППФП. Поэтому есть основание выделять специально-ориентированную направленность процесса ППФП, которая развивает и совершенствует психические и волевые качества, сенсорные, умственные способности, в результате чего приобретаются умения, навыки и теоретические знания в области производственной физической

культуры, попутной тренировки, развиваются организаторские и руководящие способности, обеспечивается высокий уровень функционирования и надёжности всех органов и систем.

Структура специально-ориентированной направленности ППФП содержит: цель, задачи, содержание с учетом действия различных факторов профессиональной деятельности, средства ППФП, способствующие формированию профессионально важных качеств личности будущего специалиста.

Целью специально-ориентированной направленности ППФП студента-бакалавра является психофизическая готовность к успешной и безопасной профессиональной деятельности. Конкретные задачи специально-ориентированной направленности ППФП студента-бакалавра определяются особенностями будущей профессиональной деятельности и состоят в формировании необходимых прикладных знаний, освоении прикладных умений и навыков, воспитании прикладных психофизических и специальных качеств.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость воспитания у студентов-бакалавров стремления и готовность к профессиональному обучению, обучения предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее время, достижения высокопрофессионального труда в избранной специальности. Это тем более актуально, поскольку в последнее время в наиболее престижные фирмы с интересной работой принимают здоровых физически и профессионально подготовленных молодых специалистов. Профессиональная деятельность и труд в современных условиях требуют большого напряжения умственных, физических и психических сил. Каждая профессия определяет круг вполне определенных психофизических свойств специалиста, целый спектр практических умений, прикладных навыков и развитых физических качеств.

Основными факторами, составляющими конкретное содержание специально-ориентированной направленности ППФП студентов, являются: 1) виды, формы, условия и характер труда; 2) режим труда и отдыха; 3) особенности динамики работоспособности специалистов в процессе трудовой деятельности;

4) специфика профессиональных заболеваний их будущей деятельности. Можно выделить также дополнительные факторы, которые связаны с индивидуальными, в том числе и возрастными, особенностями будущих специалистов, а также географическими и климатическими условиями региона, где будет работать будущий специалист. Как основные, так и дополнительные факторы объективны и взаимосвязаны. Полное представление о профессии может дать анализ всей их совокупности, проводимый в форме составления специальной профессиограммы, которая позволяет получить данные для обоснованной классификации профессий.

Охарактеризуем подробнее основные факторы, определяющие содержание специально-ориентированной направленности процесса ППФП студентов-бакалавров.

Виды и формы труда принято разделять на физический и умственный. Такое разделение носит в настоящее время вполне условный характер. Маловероятно, что специалист с высшим образованием будет выполнять только тяжелую физическую работу. Наличие высшего профессионального образования

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2010 г.)

бакалавриат

область профессиональной деят-ти

объект профессиональной деят-ти

Ь

виды профессиональной деят-ти

профессиональные задачи

у

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата ♦ *

профессиональные компетенции (ПК)

общекультурные компетенции (ОК)

производственно-технолог-ая деят-ть

организационно- научно-

управленч-ая исследоват-ая

деят-ть деят-ть

проектная

деят-ть

Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

разделы I г— ► Физическая культура (ФК) ‘ учебные циклы

СПН ППФП

профессионально- теорети- умения, формирование формирование

прикладные ческие навыки физических специальных

навыки знания качеств качеств

Средства СПН ППФП

элементы прикладные гигиеничес- оздоровит-ые навыки

отдельных виды спорта кий фактор силы природы ЗОЖ

видов

прикладные

физические

упр-ия

повышается физиолог-ое активизирует формирует спец. навыки,

работоспо- развитие мыслительную умения, соответствующие

собность организма деят-ть профессии

Формирование интегративных профессионально-важных качеств

н

Р аботоспособность: Т олерантность: Волевые качества: Социальная

-энергичность; -эмпатия; -целеустремленность; активность:

-выдержка; -доброжелат-ность; -самообладание; -инициативность;

-эмоцион-ыи контроль; -справедливость; -умение преодолевать -организованность;

-уравновешенность; -гуманность; внешние -эмоциональность;

-двигательная память; -самообладание; и внутренние -энергичность;

-подготовленность; -оптимизм. препятствия; -качества лидера.

-логичность; -упорство;

-оперативность -решительность;

мышления; -умение управлять

-эрудиция; своим физическим

-интеллект. и психическим.

Рис. 1. Модель организации специально-прикладной направленности ППФП студента-бакалавра

предусматривает квалифицированную, преимущественно умственную работу. Однако такое разделение необходимо, поскольку с его помощью легче проследить динамику работоспособности в течение дня (по данному признаку различается, например, труд математика-программиста и геолога-поисковика).

Условия труда предполагают продолжительность рабочего времени и комфортность рабочего места. Поэтому при подборе средств специально-ориентированной направленности ППФП для поддержания высокой работоспособности человека необходимо учитывать и эти факторы.

Характер труда также определяет содержание специально-ориентированной направленности процесса ППФП. Для этого необходимо знать физичес-

кие, психологические и эмоциональные нагрузки, свойственные конкретной профессии. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным в одних и тех же условиях.

Рациональный режим труда и отдыха — это «чередование работы и перерывов, устанавливаемое на основе анализа работоспособности с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья работников» [4, с. 7]. Необходимость чередования работы и отдыха обусловлена физиологическими закономерностями организма. При совершенствовании режимов труда и отдыха сначала дают оценку существующим режимам. Эффективность новых режимов определяют по комплексу крите-

риев, которые, с одной стороны, характеризуют психофизическое состояние работающего, с другой — позволяют оценить результативность труда.

Специфика профессиональных заболеваний связана, в первую очередь, с неблагоприятными метеорологическими и природными условиями при полевых работах, которые приводят к простудным заболеваниям, ревматизму. Влияние неправильного режима дня и питания вызывают гастриты и язву желудка. Изменение атмосферного давления при работах в высокогорных районах приводит к нарушению сердечной деятельности и дыхания, в том числе и «горной болезни». Влияние яркой освещенности при наличии снежного покрова в горах и на Севере, при работе в пустынях, на реках и озерах способствует воспалительным заболеваниям глаз. Необходимость переноски тяжелого рюкзака приводит к искривлению позвоночника, плоскостопию, расширению вен, различным заболеваниям сердца.

Одно из основных преимуществ физических упражнений в качестве специально-ориентированной направленности процесса ППФП заключается в том, что с их помощью можно смоделировать различные ситуации трудовой деятельности. Так, использование командных и игровых видов спорта позволяет с успехом применять их для совершенствования психологической закалки людей, создания чувства коллективизма и воспитания необходимых моральных качеств. Однако подбор упражнений и элементов отдельных видов спорта чаще всего производится экспериментальным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений. В большинстве работ по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей и специальной выносливости в обеспечении высокой работоспособности в процессе труда [5].

Важным средством специально-ориентированной направленности ППФП являются занятия прикладными видами спорта, то есть такими, в которых совершенствование отдельных физических качеств, навыков и умений в процессе тренировок совпадает с профессиональными задачами избранной специальности. Для студентов полевых и лесохозяйственных специальностей (геологов, географов, биологов) больше всего подходят занятия туризмом, альпинизмом, спортивным ориентированием. К числу необходимых компонентов специально-ориентированной направленности процесса ППФП инженеров различного профиля часто относят различные умственные, двигательные, волевые, педагогические и организаторские умения и навыки. Развитию этих качеств во многом способствуют занятия спортом и физическими упражнениями.

Значимые позитивные изменения физической подготовленности студентов подтверждают эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию профессионально важных качеств студентов-бакалавров лесохозяйственных специальностей, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Результаты, полученные в ходе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о том, что внедренная система профессионально-прикладной физической подготовки специально-ориентированной направленности достаточно эффективна и обогащает теорию и методику физического воспитания и высшего профессионального образования в целом.

Таким образом:

1) специально-ориентированная направленность ППФП является более эффективной по сравнению

с общефизической подготовкой, так как она формирует специальные умения, навыки, соответствующие требованиям профессии;

2) специально-ориентированная направленность ППФП является более важным социально-психологическим явлением, так как она отвечает потребностям личности и повышает работоспособность специалиста, что немаловажно в современных социальноэкономических условиях;

3) специально-ориентированная направленность ППФП не противоречит физиологическому развитию организма и базируется на общефизической подготовке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) специально-ориентированная направленность ППФП способствует привитию навыков здорового образа жизни студента-бакалавра как будущего специалиста, что позволяет изменить мировоззрение человека, в котором здоровье является важнейшей ценностью;

5) специально-ориентированная направленность ППФП, воздействуя избирательно на отдельные группы мышц, предусматривает выполнение систем и упражнений, которые активизируют мыслительную деятельность студента.

Научная новизна исследования заключается в обосновании и разработки модели специально-ориентированной направленности профессионально-прикладной физической подготовки студентов квалификации «бакалавр» в процессе физического воспитания высшего профессионального образования. Систематизация задач, средств специально-ориентированной направленности ППФП студентов-бакалав-ров формирует интегративные профессионально важные качества. Экспериментально доказана необходимость введения в учебный процесс студентов-бакалавров специально-ориентированной направленности ППФП.

Практическая значимость заключается в теоретической разработке программного обеспечения специально-ориентированной направленности ППФП студентов-бакалавров. Материалы исследования могут быть использованы при проектировании ППФП студентов-бакалавров различных специальностей в физическом воспитании высшего профессионального образования, при проведении педагогических проблемных семинаров, а также на курсах повышения квалификации.

Выводы.

В результате анализа представленного выше теоретического материала, можно сделать следующие выводы.

1.В структуре Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) третьего поколения рассмотрено содержание профессиональных (ПК) и общекультурных (ОК) компетенций, определено место учебной дисциплины «Физическая культура» (ФК), обозначена роль профессиональноприкладной физической подготовки студента-бака-лавра в формировании профессионально важных теоретических знаний, двигательных умений и навыков, физических и специальных качеств.

2. Специально-ориентированная направленность ППФП рассматривается как одно из основополагающих направлений системы физического воспитания студентов вуза, формирующее профессиональноприкладные знания, умения и навыки, физические и специальные качества, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Специально-ориентированная направленность ППФП рассматривается нами в качестве средства ППФП, которое используется в целях более быстрого и качественного освоения определенных трудовых умений и навыков, повышения производительности труда, активного отдыха, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, развития профессионально-трудовых способностей личности студента. Специально-ориентированная направленность ППФП способствует развитию и совершенствованию психических и волевых качества, сенсорных, умственных способностей, в результате чего приобретаются умения, навыки и теоретические знания в области производственной физической культуры, попутной тренировки, развиваются организаторские и педагогические способности, обеспечивается высокий уровень функционирования и надёжности всех органов и систем.

Библиографический список

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. — М. : ФиС, 1978. - 223 с.

2. Гончаров, В. Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: реальность и перспективы / В. Д. Гончаров // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 7. — С. 12 — 13.

3. Раевский, Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов : учеб. пособие / Р. Т. Раевский. — М. : Выс. школа, 1985. — 135 с.

4. Физическое воспитание : учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Р. И. Купчинов. — Минск : Тетра-СистеМс, 2006. — 352 с.

5. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. П. Матвеева. — М. : ФиС, 1993. — 453 с.

МАРТИРОСОВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии.

АРНСТ Нина Викторовна, доцент кафедры физической культуры и валеологии.

Адрес для переписки: tat.martirosova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2012 г.

© Т. А. Мартиросова, Н. В. Арнст

УДК 378.14 О. А. ЦЕПКО

Н. Л. ИВАНОВА

Сургутский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ФГОС ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ_____________________________________

Научная статья направлена на исследование управления учебным процессом по физическому воспитанию на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Представлена модель управления учебной деятельностью студентов, состоящая из пяти блоков. Определены критерии оценки и уровни эффективности управления учебным процессом и степень их сформированности.

Ключевые слова: управление учебным процессом, физическая культура, студенты, модель управления, эффективность.

Одной из основных задач реформирования системы образования, в том числе и физического воспитания, является разработка и внедрение в практику вузов новых педагогических технологий.

Актуальность проблемы определяется характером инновационных процессов, происходящих в отечественной системе образования и рядом социальных, теоретических и практических предпосылок и факторов. Была поставлена цель исследования — теоретически обосновать и представить программу управления учебного процесса по физической культуре студентов вуза.

Повышение эффективности физического воспитания студентов является важнейшей социальной задачей в системе подготовки молодого специалиста — профессионала для народного хозяйства. Физическое воспитание направлено на совершенствование физического развития человека, гармонизации его функционального состояния, что является залогом высокой физической работоспособности и социальной активности, адекватного качества жизни [1].

В связи с переходом на двухуровневое образование в Сургутском государственном университете (СурГУ) на факультете физической культуры были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.