Научная статья на тему 'Формирование качественного человеческого потенциала личности в университетской среде'

Формирование качественного человеческого потенциала личности в университетской среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОМПЛЕКСНОСТЬ / МНОГОАСПЕКТНОСТЬ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / HEALTH CARE / SELF IMPROVEMENT / COMPLEXITY / MULTIFARIOUSNESS / BALANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чубаров Михаил Михайлович

Формирование высокого человеческого потенциала обучающихся и создание условия для его трансформации в человеческий и интеллектуальный капитал требует создания и внедрения системы комплексного мониторинга уровня психического, соматического здоровья и социальной адаптированности субъектов образовательного процесса с последующим анализом факторов, оказывающих положительное и негативное влияние на процесс сохранения и укрепления здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чубаров Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the qualitative human potential of personality in university

Forming the high human potential of trainers and creation of condition for its transformation into human and intellectual capital requires the creation and the introduction of the system of complex the monitoring the level of mental, somatical health and social adaptability of the subjects of educational process with the subsequent analysis of the factors, which have a positive and negative effect on the process of retention and strengthening of health.

Текст научной работы на тему «Формирование качественного человеческого потенциала личности в университетской среде»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

УДК 796/799(075)

М. М. ЧУБАРОВ

Московский государственный индустриальный университет

ФОРМИРОВАНИЕ

КАЧЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЕ_______________________

Формирование высокого человеческого потенциала обучающихся и создание условия для его трансформации в человеческий и интеллектуальный капитал требует создания и внедрения системы комплексного мониторинга уровня психического, соматического здоровья и социальной адаптированности субъектов образовательного процесса с последующим анализом факторов, оказывающих положительное и негативное влияние на процесс сохранения и укрепления здоровья.

Ключевые слова: здоровьесбережение, самореализация, комплексность, много-аспектность, сбалансированность.

Значимость педагогической науки, а также теории управления социально-экономическими системами для оптимального построения и обеспечения развития инновационной инфраструктуры профессионального образования как системообразующей подотрасли национальной экономики [1], особенно на посткризисном этапе, когда в стране формируются основы инновационной экономики знаний, не вызывает сегодня у специалистов-практиков ни малейших сомнений. И в этом контексте для учреждений системы профессионального образования возникает система практико-ориентированных триединых задач:

1. Достижение нового качества высшего профессионального образования в связи со здоровьесбе-режением.

2. Создание оптимального и эффективного симбиоза образовательных, воспитательных и здоровьесберегающих технологий как основы для наилучшей самореализации студентов в учебной деятельности и их отличной учебы.

3. Формирование социализированного и физически, психически, эмоционально, духовно, нравственно здорового, стремящегося к самореализации выпускника, имеющего перечисленные необходимые ресурсы для успешной подготовки и карьеры.

Практическое решение этого комплекса задач в университете осуществляется в рамках Комплексной программы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Университет здорового образа жизни» [2], принятой к реализации в 2008 году и представленной на Всероссийский конкурс вузов, подведомственных Рособразованию «Вуз — территория здоровья». Комплексность программы обусловлена тем, что понятие «здоровье» является интегративной категорией, включающей в себя физическую, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, социальную, духовную стороны его проявления, а также требует участия в ее реализации различных структурных подразделений и организаций университета и специалистов различных направлений деятельности.

Стратегической целью комплексной программы «Университет здорового образа жизни» является

формирование у субъектов образовательного процесса культуры здоровья и устойчивых умений и навыков здорового образа жизни на основе осознания здоровья как ценности, посредством создания условий, отвечающих требованиям укрепления и сохранения здоровья в процессе учебы и работы. Для реализации стратегической цели и задач программы необходимы:

1. Организационно-методические основы формирования здоровьесберегающей среды в университете:

— обеспечение студентам и сотрудникам условий учебы и работы, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, оптимальному распределению учебной и рабочей нагрузки;

— создание действенной системы оказания медицинской помощи и поддержки для субъектов образовательного процесса в университете;

— организация комплекса мероприятий по физическому развитию, воспитанию и оздоровлению студентов, преподавателей и сотрудников университета;

— обеспечение психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в университете;

— создание и внедрение системы комплексного мониторинга уровня психического, соматического здоровья и социальной адаптированности субъектов образовательного процесса с последующим анализом факторов, оказывающих положительное и негативное влияние на процесс сохранения и укрепления здоровья.

2. Практико-ориентированная деятельность по здоровьесбережению в университете, которая предполагает:

— внедрение комплексной системы мер и мероприятий профилактического, социально адаптирующего, корригирующего, реабилитационного характера в учебно-воспитательную деятельность образовательного учреждения;

— формирование у субъектов образовательного процесса высокой культуры здоровья, устойчивых умений и навыков здорового образа жизни, чувства ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих людей;

— создание паспортов здоровья субъектов образовательного процесса.

Основные принципы реализации программы

Комплексность, которая предполагает, с одной стороны, охват в работе по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни широкого спектра направлений деятельности — профилактическая работа, физическое воспитание, медицинская и психологическая поддержка, повышение культуры питания, а с другой — реализацию возможностей всех без исключения структур университета в реализации данной программы.

Многоаспектность, которая подразумевает обязательное сочетание в процессе реализации Программы образовательного, социального, психологического аспектов. Организуется работа не только по получению и усвоению субъектами образовательного процесса необходимых и подробных профессионально значимых знаний, умений и навыков для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций, но и знаний о медицинских, социально-психологических, правовых, морально-этических последствиях нездорового образа жизни, а также навыков формирования у них позитивных ценностей, установок на осознание здоровья как ценности, выбор здорового образа жизни, устойчивых навыков здоровьесбережения, эффективного и продуктивного преодоления с жизненными трудностями.

Сбалансированность, которая заключается в том, что здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе ориентированы на обеспечение оптимального баланса физической, интеллектуальной, эмоциональной, личностной, социальной, духовной составляющих здоровья субъектов образовательного процесса [3].

Гарантированность здоровьесбережения в университете, предполагающая соблюдение и реализацию в полном объеме конституционных прав каждого субъекта образовательного процесса на безопасность высшего образования, выполнение государственных гарантий, направленных на сохранение, укрепление и развитие здоровья молодого поколения.

Содержание и логика реализации программы

Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни предполагает реализацию семи траекторий деятельности по достижению стратегической цели и решению поставленных задач:

1. Материально-технические условия

2. Информационно-образовательное сопровождение

3. Диагностико-аналитический мониторинг

4. Санитарно-профилактическая работа

5. Лечебно-оздоровительная деятельность

6. Пропаганда здорового питания

7. Культурно-досуговая сфера

Принимая во внимание возрастающую роль университета в обеспечении развития персонального человеческого потенциала за счет качественной профессиональной подготовки специалистов при условии сохранения и повышения уровня здоровья обучающихся и формирования навыков здорового образа жизни в новых условиях развития инновационной экономики России, основанной на знаниях, нельзя забывать, что главный субъект образовательного

процесса в данном случае сам обучающийся. Ему для активного и эффективного участия в общественном производстве необходимо обладать определенными знаниями и умениями, свойствами и личными качествами, потенциалом здоровья, навыками и индивидуальным профессиональным опытом, формирующем соответствующие компетенции, которые позволяют обеспечивать трансформацию своего потенциала в человеческий капитал и его вклад в повышение интеллектуального капитала инновационной экономики страны.

Оценка в соответствии с методикой и критериями Положения о Всероссийском конкурсе на звание «Вуз здорового образа жизни» в университете условий для здоровьеформирующей деятельности показала высокий уровень значения показателя, который находится на уровне не менее 87 %.

Анализ результатов проведенного анкетирования обучающейся молодежи в Московском государственном университете технологий и управления имени К. Г. Разумовского показал, что большинство студентов университета являются активными, целеустремленными людьми, с чувством юмора, ведущими здоровый образ жизни, способными трансформировать среду и культуру, в которой живут. Однако требует внимания их коррекция здоровья, особенно зрения, что будет являться пристальным вниманием кафедры физического воспитания и научно-практического центра «Здоровье» [4]. По результатам исследования также можно сделать вывод, что большинство преподавателей и сотрудников в хорошей физической форме, не злоупотребляют вредными привычками и высокоработоспособны.

Анализируя результаты проведенного исследования, можно утверждать, что в целом и студенты, и сотрудники вуза имеют четкое представление о своем психофизическом здоровье, знают, откуда черпать силы и вдохновение, могут адекватно встретить стрессовую ситуацию. Но в университете существует незначительная часть студентов, которых можно отнести к «группе риска». Они считают употребление наркотических веществ допустимым и возможным, особенно в ситуации переживания жизненных трудностей. Эта группа является весьма малочисленной по отношению к основному контингенту обучающихся в университете. У большинства студентов университета отмечается достаточно сформированная мотивация отказа от употребления наркотиков и на достижение успеха в будущем, на профессиональное самоопределение.

Подведение итогов конкурса по представленным программам позволило университету занять первое место среди участников по Центральному федеральному округу России и войти в девятку лидеров среди 230 участников Всероссийского конкурса. Созданные в университете структуры имеют возможности четко координировать и эффективно заниматься реализацией программы мероприятий на важнейшем направлении — оздоровлении и обеспечении здорового образа жизни субъектов образовательного процесса, направленного на формирование высокого человеческого потенциала обучающихся и создание условия для его трансформации в человеческий и интеллектуальный капитал организаций работодателей, стратегических партнеров университета.

Библиографический список

1. Основы открытого образования Т. 2. Российский государственный институт открытого образования / А. А. Андреев

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

[и др.] ; отв. ред. В. И. Солдаткин. — М. : НИИЦ РАО, 2002. — 680 с.

2. Чубаров, М. М. Интерактивное информационное сопровождение теоретической и практической подготовки студентов в физическом воспитании : моногр. / М. М. Чубаров. — М. : МГИУ, 2008. - 406 с.

3. Колокатова, Л. Ф. Система сбалансированных информационных показателей физической культуры студентов вуза / Л. Ф. Колокатова // Физическая культура, спорт, туризм: сегодня, завтра : материалы Междунар. конф. — М. : МГИУ, 2008. — С. 43 — 45.

4. Колокатова, Л. Ф. Педагогическая концепция проекта «Разработка научно-обоснованных подходов к мониторингу,

анализу и прогнозу физического развития учащихся» / Л. Ф. Колокатова, М. М. Чубаров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. — № 6. — С. 56 — 58.

ЧУБАРОВ Михаил Михайлович, кандидат педагоги ческих наук, профессор кафедры физического воспитания.

Адрес для переписки: НТ Бест ntbest@list.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2012 г.

© М. М. Чубаров

УДК 796012 Т. А. МАРТИРОСОВА

Н. В. АРНСТ

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

ОРГАНИЗАЦИЯ

СПЕЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ____________________

Современное производство, с его механизацией и автоматизацией, характеризуется напряженностью умственных, психических и физических сил, повышенной координацией и концентрацией внимания специалистов. Становится все более актуальным научно и методически обоснованным применение инновационных средств ППФП студентов в процессе физического воспитания в вузе.

Ключевые слова: прикладная физическая подготовка, прикладные знания, компетенции.

Изменения в социальной, экономической, информационной сферах, интеграция России в мировое экономическое и образовательное пространство предъявляют новые требования к определению целей образования, методам управления им, к личности специалиста с высшим образованием. Актуализируется разработка современных перспективных подходов к проектированию образовательного процесса, модернизации его на компетентностной основе.

Структура основных образовательных программ бакалавриата включает в себя описание области, объекта, видов профессиональной деятельности, профессиональных задач, определяющих требования к результатам освоения основных образовательных программ. Она содержит учебные циклы и разделы, одним из которых является «Физическая культура» (ФК), включающая в себя профессионально-прикладную физическую подготовку студента-бака-лавра. Физическая культура является одним из средств подготовки человека, в том числе и студента к трудовой деятельности и успешной адаптации к изменяющимся социальным условиям. На вузовскую физическую культуру сегодня возлагается функция

специально-ориентированной направленности, которая реализуется в виде ее гуманитарной компоненты — профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Важнейшими задачами ППФП являются формирование у студентов в процессе высшего профессионального образования средствами физической культуры прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений и навыков, способствующих достижению объективной готовности будущего специалиста в различных сферах профессиональной деятельности.

Средства ППФП включают в себя прикладные физические упражнения, элементы отдельных видов спорта, прикладные виды спорта, гигиенические факторы, оздоровительные силы природы, навыки здорового образа жизни (ЗОЖ). В процессе ППФП предусматривается физиологическое развитие организма, активизация исполнительской деятельности, формирование специальных умений и навыков, соответствующих определенной профессии. Формирование интегративных профессионально важных качеств способствует развитию работоспособности (энергичность, выдержка, эмоциональный контроль,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.