Научная статья на тему 'Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей дошкольного возраста'

Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1961
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СЕМЬЯ / FAMILY / ДЕТСКИЙ САД / KINDERGARTEN / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACTIVITY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасмурова Л. Э.

В данной статье рассматривается опыт совместной работы педагогов и родителей в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Предлагается обратить внимание на один из путей решения оздоровительных задач это совместная спортивная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье. Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые являются помощниками инструктора, и каждый их них тренером своего ребенка. И как результат отмечается повышение активности занимающихся и высокая эффективность занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пасмурова Л. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER AND PARENTS JOINT ACTIVITY ORGANIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN PHYSICAL EDUCATION

The article tells about the experience of teachers and parents joint work of preschool children physical education. One of ways is offered to pay attention to improve health tasks. It is a joint sports activity of children and adults, both in mass and family. The distinctive feature of joint occupations of children and adults is, that the adults are the assistants of the instructor and everyone of them is a trainer of the child. The result is activity increasing and high efficiency of occupations.

Текст научной работы на тему «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.

JVb7 (2/2008)

УДК 372.203.71

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Л.Э. Пасмурова Камская государственная академия физической культуры спорта и туризма

Набережные Челны

TEACHER AND PARENTS JOINT ACTIVITY ORGANIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN PHYSICAL EDUCATION

L.E. Pasmurova, Ph.D., lecturer Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: fra-tolik@narod. ru

Ключевые слова: физическое воспитание, семья, детский сад, организация деятельности.

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт совместной работы педагогов и родителей в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Предлагается обратить внимание на один из путей решения оздоровительных задач - это совместная спортивная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье.

Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые являются помощниками инструктора, и каждый их них - тренером своего ребенка. И как результат - отмечается повышение активности занимающихся и высокая эффективность занятий.

Keywords: physical education, family, kindergarten, activity organization.

Summary. The article tells about the experience of teachers and parents joint work ofpreschool children physical education.

One of ways is offered to pay attention to improve health tasks. It is a joint sports activity of children and adults, both in mass andfamily.

The distinctive feature of joint occupations of children and adults is, that the adults are the assistants of the instructor and everyone of them - is a trainer of the child. The result is activity increasing and high efficiency of occupations.

«...Физическое воспитание - это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость»

Крэттен

Великая ценность каждого человека - здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым

- это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Семья и детский сад - те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Так, анкетирование родителей детского сада №1 «Шатлык» г. Набережные Челны по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показало, что только 30 % родителей уверены в своих знаниях, около 20 % постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50 % испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепление здоровья с помощью физических упражнений, подвижных игр).

Это означает, что сотрудникам детских учреждений необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыта воспитания детей.

Учитывая интересы и способности детей, а также результаты их физического развития и здоровья, врач и инструктор по физическому воспитанию детских дошкольных учреждений могут рекомендовать детям заниматься в спортивных секциях, которые помогут ребенку приобрести кроме здоровья множество ценных личностных качеств, таких как организованность, точность, быстрота действий, сообразительность. Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьей и детским садом, школой, спортивной секцией.

Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. Специалисты, работающие в дошкольных учреждениях, могут помочь взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (например, познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям), чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки.

Один из путей решения этих задач - совместная спортивная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье.

Формы совместной деятельности детей и взрослых в детском саду:

1) Физкультурные развлечения и праздники.

2) Физкультурные занятия.

3) Элементарный туризм.

Формы совместной деятельности детей и взрослых в семье:

1) Утренняя гимнастика.

2) Подвижные игры, игровые упражнения.

3) Комплексы упражнений по профилактике осанки и плоскостопия у детей.

Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. Эта работа предполагает несколько этапов.

Первый этап - знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.

Второй этап - знакомство с жизнью семьи, ее интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребенка.

Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейной микросферы. Для этого необходимо использовать такой метод, как анкетирование, которое помогает:

■ получить информацию о ребенке, о его жизни в семье;

■ обеспечивать единство воспитательного процесса в семье и детском саду;

■ анализировать качество проводимой работы с родителями - насколько усилия педагогов детского сада помогают родителям и детям в воспитании здоровых детей.

Третий этап - формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка, ознакомление родителей с результатами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки, открытые занятия.

Четвертый этап - организация открытых мероприятий, причем родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребенка.

На этом этапе предлагаем следующие формы работы: совместная спортивная деятельность с детьми и родителями - занятия, развлечения, походы, Дни здоровья и т.д.; консультационная помощь специалистов; составление индивидуальных планов оздоровления детей совместно со специалистами и родителями.

Ознакомившись с условиями жизни семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к физическому развитию ребенка, к здоровому образу жизни условно делятся на следующие группы:

К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.

Родители, отнесенные нами ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но им не хватает знаний и опыта, они испытывают дефицит свободного времени в связи с загруженностью работой; у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.

Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.

Инструктор, разделив взрослых на условные группы, может осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.

Пути установления сотрудничества со взрослыми первой и второй групп:

1) предоставить возможность наблюдать своего ребенка на групповых совместных занятиях, открытых занятиях, праздниках, развлечениях;

2) проводить групповые консультации, беседы, основная цель которых - информирование о формировании двигательных навыков у детей, активном влиянии воспитания на развитие физических качеств; эти формы работы дают возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребенка как в детском саду, так и дома, наметить пути оказания действенной помощи, ответить на возникшие у родителей вопросы по физическому воспитанию;

3) предоставлять родителям литературу из педагогической библиотеки дошкольного учреждения;

4) привлекать родителей оказывать помощь в подготовке спортивных мероприятий (например, принять участие в судействе соревнований).

Взрослые третьей группы являются опорой инструктора, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и применения всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка», оформление альбомов с короткими рассказами о физическом воспитании детей в семье, организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей и т.д.

Таким образом, информация и практический опыт, полученные родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности; увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей; обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в детском саду.

Литература:

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы / Ю.П.Азаров. - М.: Аргументы и факты, 1993. -603 с.

2. Бальсевич, В.К. Физическое воспитание ребенка в семье / В.К.Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 1. - С. 50-51.

3. Борисова О. Физическое воспитание в семье / О.Борисова. - М.: Просвещение, 1985. - 65 с.

4. Викулов, А.Д. Развитие физических способностей детей: книга для малышей и их родителей / А.Д.Викулов. -Ярославль: Гринго, 1996. - 172 с.

5. Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье / Э.С.Вильчковский. - Киев, 1987. - 126 с.

6. Давай малыщ, попрыгаем! Или семь любимых движений // Семья и школа. - 1995. - № 7. - С. 16-17.

7. Детский сад и семья / под ред. Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. - 205 с.

8. Кузьменко, А.Г. Физическое воспитание в семье с детьми дошкольного возраста на примере ранней спортивной специализации / А.Г.Кузьменко, А.С.Владимиров // Физическая культура, спорт, туризм на Дальнем Востоке: Материалы конференции. - Хабаровск, 2003. - С. 42-44.

9. Миргородская, Е.В. Роль семьи в физическом воспитании детей раннего возраста / Е.В.Миргородская // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Теория и практика: Сборник научных трудов. - Челябинск, 2004. - Вып. 4. - Ч. 2. - С. 62-64.

10. Усаков, В.И. Социально-педагогическая эффективность оздоровительной физической культуры в семье, детском саду и школе / В.И.Усаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 1-2. - С. 711.

11. Усаков, В. Формирование спортивного менталитета детей в условиях семейного воспитания / В.Усаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 1. - С. 43.

12. Янов, А.П. В союзе с родителями / А.П.Янов // Физическая культура в школе. - 1988. - № 5. - С. 38.

Glossary:

1. Azarov, U.P. Family pedagogic: prophylactic of love and freedom / U.P.Azarov. - М.: Arguments and facts, 1993. - 603 P.

2. Balsevich, V.K. Physical education of child in the family / V.K.Balsevich // Physical culture: upbringing, education, training. - 1997. - № 1. - P. 50-51.

3. Borisova О. Physical education in the family / O.Borisova. - М.: Prosveshenie, 1985. - 65 p.

4. Vikulov, A.D. Physical abilities development: book for children and adults / A.D.Vikulov. - Jaroslavl: Gringo, 1996. -172 p.

5. Vilchkovsky, E.S. Physical education of preschool children in the family / E.S.Vilchkovsky. - Kiev, 1987. - 126 p.

6. Lets jump, my baby! Or seven favorite activities // Family and school. - 1995. - № 7. - P. 16-17.

7. Kindergarten and family / under ad. Т. А. Markova. - М.: Prosveshenie, 1981. - 205 p.

8. Kuzmenko, A.G. Physical education of preschool children in the family on sport specialization example / A.G.Kuzmenko, A.S.Vladimirov // Physical culture, sport, tourism on the East: Works from the conference. - Khabarovsk, 2003. - P. 4244.

9. Mirgorodskaja, E.V. The Family role of child's Physical education. / E.V.Mirgorodskaja // Physical education of preschool children: Theory and practice: Sc. works. - Cheliabinsk, 2004. - Pub. 4. - Part 2. - P. 62-64.

10. Usakov, V.I. Social pedagogic effectiveness of physical culture I the family, kindergarten, school / V.I.Usakov // Physical culture: upbringing, education, training . - 1999. - № 1-2. - P. 7-11.

11. Usakov, V.I. Sport mentality forming in family conditions / V.I.Usakov // Physical culture: upbringing, education, trainings - 2002. - № 1. - P. 43.

12. Janov, A.P. With parents in peace / А.PJanovв // physical culture at school. - 1988. - № 5. - P. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.