УДК 327
Арсентьева Ирина Ильинична Irina Arsentyeva
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ С ПРИГРАНИЧНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ КНР КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
RECOMMENDATIONS FOR ORGANIZATION OF COOPERATION OF ZABAYKALSKY KRAI WITH PRC’S BORDER TERRITORIES
Обоснован тезис о том, что одним из ключевых факторов обеспечения безопасности Забайкальского края выступает сотрудничество с приграничными территориями КНР. Даны рекомендации по организации данного сотрудничества в экологической и социокультурной сферах (1-ю часть статьи см. в Вестнике ЧитГУ. - 10 (76). - 2011. - С. 70-76).
Ключевые слова: Забайкальский край, СевероВосточный регион КНР, приграничное сотрудничество, экологическая сфера, социокультурная сфера
In the article the author proves the idea that cooperation with PRC’s border territories is one of the key factors in ensuring security of Zabaykalsky krai. In this regard the author makes recommendations for organization of this cooperation in ecological and sociocultural spheres (See Part 1 of the article in “Vestnik” (ChitGU). - 10 (76). - 2011. - P. 70-76).
Key words: Zabaykalsky Krai, PRC’s North-East Region, border cooperation, ecological sphere, sociocultural sphere
В Забайкальском крае сложилась неблагополучная с экологической точки зрения обстановка, под угрозой оказались практически все компоненты природной среды. При этом некоторые экологические проблемы носят выраженный трансграничный характер. Для повышения эффективности их решения представляется целесообразным предпринять следующие шаги.
1. Усовершенствовать природоохранное законодательство. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что на состояние национальной безопасности в экологической сфере негативное воздействие оказывает истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов [11]. В этой связи обостряется интерес ряда стран к ресурсам восточной части России: «наша страна остается держателем последней в мире “нераспечатанной”
кладовой природных ресурсов — Восточной Сибири и Дальнего Востока, значение которой в условиях обозначившейся в последние годы “в полный рост” ресурсной недостаточности стремительно возрастает» [4].
Стремительное экономическое развитие КНР требует природно-сырьевых ресурсов, недостаток которых внутри страны восполняется, в частности, за счет россий-
о Г» ^ о о о
ских территорий. Забайкальский край как приграничный субъект Российской Федерации испытывает возрастающее влияние Северо-Восточного региона КНР, что обостряет и без того сложную социально-экологическую обстановку.
Серьезной проблемой, например, является незаконная заготовка и экспорт круглого леса в КНР. Отсутствие эффективного контроля с российской стороны и повышенный спрос с китайской стороны создают почву для широкомасштабных зло-
употреблений. Согласно Докладу министра природных ресурсов РФ Ю.П. Трутнева, в 2007 г. нелегальные рубки в Дальневосточном регионе составили 7 млн м3, как минимум треть от общероссийского объема незаконной заготовки леса [3]. Одной из причин подобной ситуации является высокая коррумпированность российских контролирующих органов.
Остро стоит вопрос о загрязненности трансграничных рек, в том числе протекающей по территории Забайкальского края р. Аргунь. Длина реки составляет 1620 км, на протяжении 311 км она протекает по китайской территории, где называется Хайлар (Хайлархэ). Пойма Аргуни является источником водных ресурсов юго-восточной части Забайкалья. В последние десятилетия Аргунь — одна из самых грязных рек Амурского бассейна, что в немалой степени обусловлено активной экономической деятельностью китайской стороны.
Еще одна проблема — водохозяйственный кризис, который может возникнуть на реке в случае реализации китайской стороной решения о переброске стока реки в оз. Далайнор. По разным данным, речь идет
о переброске 1,5 до 2 куб. км воды в год, что составляет существенную часть стока Аргуни. Реализация проекта может привести к уничтожению ценнейшей пойменной экосистемы реки. Кроме того, необходимо учитывать, что воды Аргуни используются для водоснабжения поселка Забайкальск, являющегося крупным транспортным узлом, поэтому уменьшение стока повлечет проблемы в обеспечении водой населения поселка.
Для предотвращения подобных ситуаций необходимы жесткие правовые рамки российско-китайского сотрудничества в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Среди документов, регулирующих данное сотрудничество, следует особо выделить Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (июль 2001 г.) и Межправительственное соглашение о рациональном
использовании и охране трансграничных вод (январь 2008 г.).
В сентябре 2009 г. руководителями двух стран подписана Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009 — 2018 гг. Одним из приоритетных направлений обозначено сотрудничество в сфере охраны окружающей среды, что включает: развитие сотрудничества в области охраны трансграничных вод; обмен технологиями в области охраны окружающей среды в рамках законодательств Сторон; осуществление обмена в области технических методов мониторинга окружающей среды; обмен информацией в области развития системы экологического просвещения населения; проведение ежегодных совместных конференций по вопросам охраны окружающей среды; осуществление охраны биологического многообразия приграничных территорий, обменов по вопросам создания приграничных особо охраняемых природных территорий [10].
Однако существующих соглашений между РФ и КНР в области охраны окружающей среды недостаточно для решения всего комплекса трансграничных экологических проблем, поэтому законодательная база нуждается в усовершенствовании.
2. Расширить научное сотрудничество Забайкальского края и приграничных китайских территорий для выработки системной теоретико-методологической основы решения экологических проблем. Совершенствование законодательной базы должно сопровождаться расширением взаимодействия научных организаций и ученых Забайкальского края и приграничных территорий КНР. Это необходимо для выработки эффективной стратегии обеспечения экологической безопасности в трансграничном пространстве и более точного прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций. Не случайно в Чите ежегодно проводится международная научно-практическая конференция «Приграничное сотрудничество: Россия, Китай,
Монголия», где одним из приоритетных вопросов выступает рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды.
3. Использовать при решении экологических проблем региональный подход, что подразумевает объединение усилий Забайкальского края, Иркутской области и Республики Бурятия. Такая необходимость в первую очередь обусловлена тем, что данные субъекты Федерации образуют так называемую «Байкальскую природную территорию» (БПТ). Озеро Байкал расположено на территории Иркутской области и Бурятии, а в Забайкальском крае формируется часть его водосбора (здесь берут начало Хи-лок и Чикой — притоки р. Селенга).
В настоящее время разрабатывается федеральная целевая программа «Охрана оз. Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории». В проекте программы, рассчитанной на 2011 — 2020 гг., отмечается, что БПТ размещена на территориях трех субъектов Федерации: Республики Бурятия (220,44 тыс. кв. км, 57,1 % площади БПТ, 62,7 % площади республики) , Иркутской области (110,12 тыс. кв. км, 28,5 % площади БПТ, 13,8 % площади области) и Забайкальского края (55,6 тыс. кв. км, 14,4 % площади БПТ, 12,9 % площади края) [6]. В этой связи перед восточносибирскими субъектами Федерации стоит непростая задача — увязать интенсивное экономическое развитие с сохранением природной среды.
Необходимо учитывать, что перспективы развития восточносибирских субъектов РФ во многом связаны именно с Байкалом. Благодаря огромной глубине (до 1637 м) , озеро обладает колоссальным объемом пресных вод — 23 тыс. куб. км. Рыночная стоимость питьевой воды удваивается каждые пять лет. К 2015 г. почти половина населения мира (более 3 млрд человек) будет испытывать недостаток воды. Реализация проектов по крупнотоннажному отбору байкальской воды в объемах, исключающих ущерб экосистеме, может приносить выручку до 500 млрд руб. в год. Проекты по расфасовке и реализации воды в рознич-
ных сетях могут утроить эту сумму.
Динамично возрастает роль Байкала как зоны развития индустрии туризма. Озеро уникально по своим геологическим, биологическим, ландшафтным и климатическим качествам, это одно из семи чудес России, один из десяти объектов, рекомендуемых мировыми туроператорами для первоочередного посещения. Помимо этого, Россия несет международные обязательства по сохранению Байкала и прилегающей к нему территории, поскольку в 1996 г. озеро включено в Список объектов всемирного наследия. Сохранение озера должно стать не только национальной, но и международной миссией восточносибирских субъектов РФ.
Не следует сводить экологические проблемы Забайкальского края к воздействию «китайского фактора». Основные проблемы носят внутрироссийский характер: недостаточное государственное финансирование природоохранных мероприятий; несовершенство экологического законодательства; низкий уровень экологической культуры населения; коррумпированность контролирующих органов; неравномерность распределения финансирования по субъектам Федерации и т.д. Однако недоучет трансграничных факторов делает невозможным обеспечение комплексной экологической безопасности. В этой связи актуальной научно-теоретической и практической проблемой является создание эффективной системы экологической безопасности Забайкальского края, которая, с одной стороны, учитывала бы внутрирегиональные и общероссийские особенности, с другой — специфику приграничной территории и формирующегося трансграничного пространства в территориальном ареале
Г"> ° /Л Т~) о
«Забайкальский край — Северо-Восточный регион КНР».
Одним из факторов высокого потенциала развития трансграничных регионов является то, что в них скрещиваются культурно-цивилизационные коды. Следовательно, межкультурное взаимодействие должно лежать в основе формирования трансграничных региональных систем. Однако в
случае межрегионального взаимодействия Забайкальского края и приграничных территорий КНР можно констатировать очевидную культурную отчужденность жителей двух стран.
Директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН В.Л. Ларин по этому поводу пишет: «Очень сложной является проблема взаимоотношений двух соседних и, как показал весь прошлый опыт, очень трудно адаптирующихся друг к другу культур... Опыт тесного общения двух цивилизаций в Приамурье и Северо-Восточном Китае во второй половине XIX — первой половине XX вв., не говоря уже о 90-х гг. последнего, позитивным назвать трудно... Несмотря на длительное соседство и совместное проживание, тесные контакты на разных уровнях человеческого общежития, китайцы и славяне остаются очень и очень разными... » [7; С. 24]. Для решения этой проблемы и повышения эффективности сотрудничества в социокультурной сфере представляется целесообразным предпринять следующие шаги.
1. Расширить культурные контакты приграничных территорий. «Эффективность российско-китайского сотрудничества будет тем выше, чем больше областей взаимного интереса будут находить стороны» [8; С. 35]. Однако следует признать справедливым мнение заместителя директора Института общественного развития Европы и Азии при Госсовете КНР Гао Чжунъи. Он отмечает, что сейчас, кроме бизнеса, между РФ и КНР иных отношений почти нет, но без гуманитарных связей и массовых культурных обменов отношения между государствами не могут быть крепкими [5].
Во /«*' о о о
этой связи Забайкальский край и приграничные территории КНР должны всемерно способствовать развитию связей в области культуры, что предполагает сотрудничество между учреждениями культуры, творческими союзами и организациями регионов; расширение связей между учебными заведениями, учреждениями и организациями науки; обмен специалистами,
научными работниками, преподавателями, учащимися; сотрудничество в области здравоохранения, физической культуры и спорта; развитие контактов между общественными организациями и т.д.
2. Расширить контакты приграничных территорий в образовательной сфере. Н.Е. Боревская отмечает, что правительство КНР так формулирует свой курс: «поддержка обучения за рубежом, стимулирование возвращения на родину, свободы въезда и выезда». В 1978 — 2006 гг. около
1 млн китайцев направилось в 128 стран и территорий для учебы и научных исследований по трем каналам — государственному, ведомственному и за собственный счет. Специальности, по которым они обучаются, охватывают едва ли не весь спектр современных научных дисциплин [1].
В настоящее время основная масса китайских студентов, выезжающих за рубеж, обучается в Японии и США. Тем не менее, китайцы — самая большая по численности группа в составе иностранного контингента учащихся российских вузов. Это позволяет говорить о том, что сотрудничество между Россией и Китаем в области высшего образования динамично развивается. Преимуществами получения российского образования для граждан КНР являются его высокое качество и низкая стоимость.
Исследование влияния российско-китайских коммуникаций в сфере образования на социокультурную ситуацию приграничных территорий приобретает все большую актуальность. В первую очередь это обусловлено значительным усилением позиций КНР на международной арене. Дополнительную актуальность проблема приобретает из-за продолжающейся депопуляции российского приграничья, пространство которого неминуемо заполнится представителями других этносов. В таких условиях жизненно важна выработка инновационных стратегий регионального развития, их составной частью выступает стратегия международного сотрудничества в образовательной сфере.
3. Расширить контакты приграничных территорий в туристической сфере.
В последние годы Северо-Восточный регион КНР характеризуется высокими темпами развития туристической отрасли. Рост общей прибыли от туризма в регионе за пять лет превысил средний показатель по стране. В провинциях Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян общий доход от туризма в 2008 г. составил 275,520 млн юаней, приток туристов — 504,6 млн человек, доходы от туризма в иностранной валюте достигли 261 млн долл. США, превысив уровень 2004 г. соответственно на 174, 136 и 160 % [12; С. 72].
Во многом это обусловлено наличием уникальных ресурсов для развития туризма: благоприятная экологическая среда (по сравнению с другими регионами КНР), экологическое разнообразие территории, яркие культурные особенности, достаточно развитая индустрия и инфраструктура. Кроме того, регион имеет очевидные преимущества географического положения: находится в центре Северо-Восточной Азии; соседствует со многими государствами; является важным транспортным коридором, соединяющим Северо-Восточную Азию с Европой; имеет протяженные границы, на которых расположено большое количество приграничных и портовых городов. Дальнейшему развитию туристической отрасли будет способствовать утвержденный в 2010 г. План развития туризма Северо-Восточного региона КНР, направленный на формирование туристического бренда «Большой Дунбэй» и представляющий собой детально разработанную стратегию развития отрасли с обозначением основных направлений, целей, принципов и механизмов реализации [9].
Забайкальский край также обладает уникальными природными комплексами, потенциально способными привлечь российских и иностранных туристов. Однако в настоящее время въездной туризм, являясь одним из приоритетных направлений туризма, представляет самое слабое звено туристской отрасли Забайкальского края,
поэтому остро нуждается в государственной поддержке. В частности, необходима разработка долгосрочной целевой программы, направленной на развитие туризма в Забайкальском крае.
Следует учитывать, что более 90 % въездного потока на территорию края составляют китайские туристы. В этой связи необходимо развитие туристской инфраструктуры поселка Забайкальск, учитывая преимущества его геостратегического положения. Поселок, расположенный в непосредственной близости от КНР, воспринимается как «визитная карточка» края и имеет все предпосылки для развития международного туризма с приграничным городом Маньчжурия, который ежегодно посещают более 5 млн человек из различных провинций КНР. При наличии туристской инфраструктуры на территории Забайкальского района, актуальных маршрутов, рассчитанных на данную категорию туристов, этот туристский поток с пользой для региональной экономики можно перенаправить в Забайкальск.
Итак, субъекты Российской Федерации становятся активными участниками международного взаимодействия в экономической, культурной и прочих областях. Некоторые специалисты полагают, что международные связи субъектов РФ имеют непосредственное отношение к механизму их политической самоидентификации: завершение этого процесса невозможно без практики разветвленных внешних связей, способствующих освоению региональным сообществом и его правящей элитой роли политического актора [2]. Взаимовыгодное сотрудничество Забайкальского края с приграничными территориями КНР обеспечивается в первую очередь эффективными действиями федерального Центра и региональных органов государственной власти, а следовательно, предполагает конструктивные изменения во внутренней и внешней политике Российского государства.
Литература
1. Боревская Н.Е. Национальная специфика образования в эпоху глобализации: поможет ли нам опыт КНР? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.perspektivy.info/ oykumena/azia/nacionalnaja_specifika_obrazovanija_v_epohu_globalizacii_pomozhet_li_nam_ opyt_knr_2008-04-22.htm.
2. Борисов С. Внешнеполитическая деятельность российских регионов как атрибут их политической самоидентификации // Что хотят регионы России? — М.: Московский Центр Карнеги, 1999. - С.12-25.
3. Доклад министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева на совещании под председательством первого заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, посвященном развитию Дальнего Востока и Забайкалья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.wood.ru/ru/lonewsid-20440.html.
4. Имитация величия: «Круглый стол» в редакции газеты «Завтра» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/04/560/41.html.
5. Китайские и российские ученые о гуманитарном факторе в двухстороннем сотрудничестве КНР и РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fmprc.gov.cn/ce/cgkhb/rus/xwdt/ t201780.htm.
6. Концепция федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» (проект) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minpriroda-rb.ru/burohotnadzor/dokum.php.
7. Ларин В.Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия. — Владивосток: Дальнаука, 1998. — 283 с.
8. Михайленко А.Н. «Мягкая» сила и развитие российского Дальнего Востока // Управление мегаполисом. — 2010. — № 6. — С. 29-35.
9. План развития туризма Северо-Восточного региона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chinaneast.gov.cn/2010-03/17/c_13214227.htm.
10. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1sn.ru/35602.html.
11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.
12. Шутова Т.С., Кучинская Т.Н. Туристический имидж Северо-Восточного региона КНР // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. Вып. 9. — Чита: ЧитГУ, 2011. — С. 70-74.
Коротко об авторе_______________________________________________Briefly about the author
Арсентьева И.И., д-р полит. наук, доцент кафед- I. Arsentyeva, Doctor of Political Sciences, associate ры востоковедения, Забайкальский государствен- professor, Oriental Studies department, Zabaikalsky ный университет (ЗабГУ) State University
Научные интересы: международные отношения, Scientific interests: international relations, national национальная и региональная безопасность Россий- and regional security of Russian Federation ской Федерации