Научная статья на тему 'Организация смыслового чтения на уроках истории'

Организация смыслового чтения на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1849
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологическая карта урока / смысловое чтение / познавательные универсальные учебные действия / flow chart of a lesson / semantic reading / informative universal educational actions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуснутдинова Л. Г.

В статье освещается процесс применения технологической карты урока по шаблону Г. Л. Копотевой, И. М. Логвиновой для проектирования процесса смыслового чтения на уроках истории. Демонстрируется разработанный фрагмент урока истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хуснутдинова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF SEMANTIC READING AT HISTORY LESSONS

Process of application of the flow chart of a lesson of G. L. Kopoteva's template, I. M. Logvinova for design of process of semantic reading at history lessons is covered in article. The developed fragment of a lesson of history is shown.

Текст научной работы на тему «Организация смыслового чтения на уроках истории»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

Л. Г. Хуснутдинова

Учитель истории и об-ществознания МБОУ СОШ № 3 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан E-Mail: schoolbug3@ yandex.ru S3. [email protected]

Liudmila G. Khusnutdinova, Teacher of History and Social Sciences, Secondary School № 3, Bugulma district of the Republic of Tatarstan

ОРГАНИЗАЦИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В статье освещается процесс применения технологической карты урока по шаблону Г. Л. Копотевой, И. М. Логвиновой для проектирования процесса смыслового чтения на уроках истории. Демонстрируется разработанный фрагмент урока истории.

Ключевые слова: технологическая карта урока, смысловое чтение, познавательные универсальные учебные действия.

Весь период с 2015 года, с момента введения ФГОС основного общего образования, я направляла свои усилия на самый их сложный инновационный компонент — на формирование метапредметных результатов освоения основных образовательных программ [1]. Без сомнения, сегодня это самая актуальная профессиональная задача каждого учителя. Выполнить ее нелегко. А все потому, что до введения новых образовательных стандартов управление формированием универсальных учебных действий как отдельная, самодостаточная задача образовательного процесса не стояла, не было и отдельных контрольных работ, оценивающих уровень достижения учащимися метапредметных результатов. Соответственно, и опыта такого у педагогов не имелось.

Этот вид деятельности стал вызовом и для системы дополнительного профессионального образования, поскольку ей предстоит обеспечивать научное и методическое сопровождение реализации ФГОС

Как цитировать статью: Хуснутдинова Л. Г. Организация смыслового чтения на уроках истории // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №2 (38). С. 126-131.

общего образования. Институт развития образования при поддержке Министерства образования Республики Татарстан серьезно и глубоко занимается этой проблемой. Второй год для обучения руководителей общеобразовательных организаций по федеральным государственным стандартам приглашаются ведущие ученые страны. Знаменательно, что курсы повышения квалификации для заместителей директоров по УВР в этом году были построены таким образом, чтобы обратить внимание на самые сложные для реализации аспекты ФГОС. Мои личностные профессиональные интересы, как учителя, оказались затронуты в рамках модуля № 3 «От проектирования к анализу системно-деятельностного урока, реализующего требования ФГОС общего образования».

Особенный интерес вызвала у меня информация о формировании у обучающихся познавательных универсальных учебных действий в процессе организации смыслового чтения [1; 4]. Для моего учебного предмета «История» — это очень актуальная проблема. Одним из важнейших предметных умений в нем является работа с историческими источниками. Это особый текст, который не дублирует дословно содержание учебника. Поэтому необходимо научить школьников анализировать разные виды исторических текстов, сравнивать извлеченную из них информацию, делать необходимые выводы. С каждым годом обучать школьников этим умениям становится все сложнее. Навыки чтения у компьютерного поколения, к сожалению, оставляют желать лучшего. А исторические источники чаще всего написаны архаическим языком, с использованием множества устаревших понятий и терминов, что снижает мотивацию подростков к чтению. Поэтому обсуждение в рамках модуля «Урок» особенностей работы по смысловому чтению, обучение фиксированию в описании урока видов деятельности учащихся и их результатов в форме технологической карты стало для меня отправной точкой и импульсом для освоения этого нового для меня способа деятельности [2; 3; 4].

Не скрою, оформление первой технологической карты урока заняло у меня много времени и потребовало значительных усилий. Однако эта работа позволила понять, усвоить и воспроизвести стройную систему работы по руководству осознанным чтением исторических текстов, выявить метапредметную познавательную «подкладку» этого важнейшего способа деятельности. Ниже приведу пример разработанной мною технологической карты только одного фрагмента урока к теме «Реформы Александра II», посвященного формированию навыков смыслового чтения.

Таблица 1. Военная реформа Александра II

Предметный результат Уметь раскрывать характерные существенные черты положения социальных групп России в Новое время

№ Задание Деятельность учителя Метапредметная деятельность учащихся

Познавательная

Осуществляемые действия Формируемые умения

1. Работа над пониманием прочитанного текста

1. Вы — свидетель фантастической ситуации, когда в наше время, в 2017 год, попал восемнадцатилетний подданный Российской империи XIX века (родился после 1874 года). Как вы думаете, удивился бы или нет молодой человек, узнав о том, как сейчас построена воинская служба в Российской Федерации? К каким документам вам нужно обратиться? (- Устав о воинской повинности от 1 января 1874 года, Глава II (ст. 17, 18, 19, 20); — Закон 53-Фз «О воинской обязанности и военной службе 2017», ст. 38). — Озвучивает задание; — Раздает каждому школьнику тексты Устава о воинской повинности и Закона о воинской обязанности и военной службе; — При необходимости оказывает помощь в работе над источниками. Читают тексты. Использовать ознакомительное чтение.

2. Найдите в текстах конкретные сведения, факты об особенностях воинской службы в конце XIX века и сейчас. - Озвучивает вопрос; — При необходимости оказывает помощь в выборе информации. Вторичное чтение текстов. Использовать изучающее чтение.

II. Работа над преобразованием и интерпретацией информации текста

3 Сравните найденные данные из законодательных актов. Что из- — Озвучивает вопрос; — При необходи- — Сравнивают законодательные акты. — Уметь сопоставлять и обобщать

менилось и что осталось прежним (не изменилось) по вопросу исполнения воинской повинности? Представьте свой ответ в виде таблицы. мости оказывает помощь в составлении таблицы. — Разрабатывают форму таблицы; — Заполняют таблицу. содержащуюся в разных частях текста информацию; — Уметь оформлять выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; — Уметь строить модель/схему на основе условий задачи и способа ее решения.

4. Перечислите основные общие черты этих законодательных актов. Перечислите коренные отличия этих законодательных актов. — Озвучивает вопрос; — При необходимости оказывает помощь в классификации общих черт и различий этих законодательных актов. — Перечисляют основные общие черты этих законодательных актов; — Перечисляют коренные отличия этихзаконо-дательных актов. — Уметь сравнивать объекты анализа.

5. Сделайте вывод о степени идентичности этих законодательных актов. Свое мнение подтвердите аргументами, содержащимися в текстах. — Озвучивает вопрос; — При необходимости оказывает помощь в аргументации вывода о степени идентичности этих законодательных актов. — Озвучивают вывод. — Уметь фо рмул и -ровать несложные выводы, основываясь на тексте; — Уметь находить аргументы, подтверждающие вывод.

III. Работа над оценкой информации, содержащейся в тексте

6. Выскажите предположение: удивился бы или нет молодой человек из прошлого, узнав о том, как сейчас построена воинская служба в Российской Федерации? — Озвучивает вопрос; — При необходимости оказывает помощь в формулировании мнения, основанного на понимании степени идентичности проанализированных законодательных актов. — Озвучивают оценку, мнение. Уметь сопоставлять различные точки зрения.

7. Дайте оценку прочитанных источников. С каким из законодательных актов было работать легче? С каким труднее? Чем были вызваны трудности? — Озвучивает вопрос; — При необходимости оказывает помощь в формулировании оценочных суждений. — Озвучивают оценку, мнение. Уметь выносить оценочные сужде н и я и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Как видим, работа по организации смыслового чтения имеет свои особенные этапы, свои особенные результаты [4]. Они зафиксированы в примерной основной образовательной программе как начального, так и основного общего образования в разделе познавательных универсальных учебных действий. Я выбирала планируемые результаты я из этого списка. Для того чтобы у школьника сформировался целостный и устойчивый способ смыслового чтения, необходимо реализовывать все три этапа работы по анализу каждого источника, используемого на уроке. Когда алгоритм работы будет учащимся усвоен, можно расширить поле формирования этого навыка: например, задавать на дом подобный анализ отдельных фрагментов исторических источников. Все эти выводы я смогла сделать, заполнив свою первую технологическую карту урока. Именно она помогла сделать их очевидными. Только составление карты по шаблону Г. Л. Копотевой, И. М. Логвиновой помогло мне осознать анализ исторического источника как особый и системный фрагмент урока.

На мой взгляд, шаблон технологической карты урока наших московских коллег обладает очень важным преимуществом: он настолько конкретен, настолько «прозрачен» с позиции наличия в нем компонентов описания работы по формированию универсальных учебных действий,

что почти исключает возможность совершения ошибки. Я буду рекомендовать своим коллегам осуществлять описание хода урока на основе их шаблона технологической карты.

Литература

1. Асмолов А. Г., БурменскаяГ. В., Володарская И. В.и др. Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.

2. Войтенко В. Ф. Технологическая карта занятия как современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся // Альманах мировой науки. 2015. № 1-2 (1). С. 53-54.

3. Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой.— 2011. № 12. С. 12-18.

4. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС : пособие для учителя. М. : Баласс. 2011. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.