Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА'

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ВНЕШНИЙ АУДИТ / СЛУЖБА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА / АУДИТОРСКАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Досаева Алия Журкабайкызы, Оканова Айзада Талгаткызы

В научной статье рассмотрены различные трактовки авторов понятия «аудит». Уделено внимание основным различиям между внутренним и внешним видами аудита, раскрыта организация работы службы внутреннего аудита с конкретизацией выполняемых работ специалистов аудиторской группы. Рекомендовано внедрение интегрированной модели риск-ориентированного внутреннего аудита, выделены его особенности и недостатки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF INTERNAL AUDIT SERVICE

In this scientific article are considered various interpretations of the authors of the concept "audit". There was paid attention to the major differences between internal and external views of audit, revealed the organization of the internal audit service with specification of works of specialists of the audit team. It was recommended the introduction of an integrated model of risk-based internal audit and distinguished his peculiarities and disadvantages.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА»

_ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Досаева Алия Журкабайкызы

кандидат экономических наук, доцент Оканова Айзада Талгаткызы магистрант Университет «НАРХОЗ», г. Алматы

THE ORGANIZATION OF INTERNAL AUDIT SERVICE

Dosaeva Aliya Zhurkabaykyzy, Candidate of Economic Sciences, assistant professor Okanova Ayzada Talgatkyzy postgraduate student The university «NARHOZ», Almaty АННОТАЦИЯ

В научной статье рассмотрены различные трактовки авторов понятия «аудит». Уделено внимание основным различиям между внутренним и внешним видами аудита, раскрыта организация работы службы внутреннего аудита с конкретизацией выполняемых работ специалистов аудиторской группы. Рекомендовано внедрение интегрированной модели риск-ориентированного внутреннего аудита, выделены его особенности и недостатки. ABSTRACT

In this scientific article are considered various interpretations of the authors of the concept "audit". There was paid attention to the major differences between internal and external views of audit, revealed the organization of the internal audit service with specification of works of specialists of the audit team. It was recommended the introduction of an integrated model of risk-based internal audit and distinguished his peculiarities and disadvantages.

Ключевые слова: аудит, внутренний аудит, внешний аудит, служба внутреннего аудита, аудиторская группа.

Keywords: audit, internal audit, external audit, internal audit service, audit team.

Развитие системы бухгалтерского учета и аудита является важным условием для создания, процветающего и динамично развивающегося государства. Аудиторская деятельность Казахстана за сравнительно короткий срок прошла этап становления и продолжает развиваться, но некоторые теоретические проблемы еще недостаточно разработаны. В действующем Законе РК «Об аудиторской деятельности» дается следующее определение: «Аудит представляет собой проверку финансовой отчетности юридических лиц с целью выражения независимого мнения о достоверности и объективности составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями, установленными законодательством РК» [1, с.3].

Автор учебника «Аудит» В.И. Подольский трактует это понятие так: «Аудит - это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов»[2, с.11]. Эту точку зрения, разделяет В.Д. Андреев. Он сформулировал это понятие следующим образом: «Аудит - это независимая проверка финансовых отчетов или относящейся к ним

финансовой информации объекта с целью получения выводов» [3, с.13].

Исходя из этого, можно отметить, что аудит - это независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности и другой экономической информации организации, проверка состояния внутреннего контроля и соответствия ведения бухгалтерского учета действующим нормативно-законодательным актам, а также оказание консультационных и иных услуг по различным вопросам клиентов.

Как известно, аудит подразделяется на: внешний и внутренний. Главная задача внешнего аудита - установить соответствие реальности представляемых финансовых отчетов проверяемой организации, оценить ее финансовое положение и результат деятельности за определенный период. Внутренний аудит имеет другую природу, смысл, назначение и организацию. Приемы внешнего и внутреннего аудита во многом идентичны, но между ними имеются существенные различия (таблица 1).

Таблица 1

Основные различия между внутренним и внешним видами аудита

Факторы Внутренний аудит Внешний аудит

Постановка задач Определяется собственником и руководством, исходя из потребностей подразделений предприятия, так и в целом Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской организацией

Объект Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем Главным образом система учета и отчетности предприятия

Цель Определяется руководством предприятия Определяется законодательством

Средства Выбираются самостоятельно, либо стандартами внутреннего аудита Определяются международными стан-дартами аудита

Вид деятельности Исполнительская деятельность Предпринимательская деятельность

Организация работы Выполнение конкретных заданий руководства Определяется аудиторской организацией, исходя из международных стандартов аудита

Взаимоотношения Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него Равноправное партнерство, независимость

Субъекты Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия Независимые эксперты, входящие в состав аудиторской организации, имеющие свидетельство и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалификация Определяется по усмотрению руководства Регламентируется государством

Оплата Начисление заработной платы по штатному расписанию Оплата предоставленных услуг по договору

Ответственность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и третьими лицами, установленная законодательными и нормативно-правовыми актами

Методы Методы могут быть одинаковыми при решении финансовых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности

Отчетность Перед собственниками и (или) руководством Итоговая часть аудиторского отчета может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

Примечание - Составлено на основе изучения литературы

Таким образом, главным принципиальным отличием является то, что органы внутреннего аудита являются составной частью предприятия, системы его управления и функционируют под непосредственным контролем и по указанию руководства. Выраженное независимым аудитором мнение о достоверности информации, отражаемой в финансовой отчетности, позволяет заинтересованным пользователям с большей уверенностью использовать при принятии управленческих решений, что снижает предпринимательские риски.

Важное значение имеет цель аудита, «поскольку она сразу знакомит клиента с тем, зачем аудитор пришел на предприятие и какую пользу может принести проводимая им проверка» [4, с.341].

Цели и задачи внутреннего аудита, определяемые

требованиями руко-водства предприятия, воздействует на структуру службы и на организацию ее работы.

Служба внутреннего аудита является подразделением, созданным в рамках организации, выполняет систематическую, каждодневную работу по проверке и оценке ее деятельности. Цель оценки внутренним аудитором систем внутреннего контроля состоит в том, чтобы:

- определить эффективность структуры внутреннего контроля;

- определить степень надежности бухгалтерской информации, разработанной учетной системой;

- установить слабые и сильные места системы;

- обеспечить базу для оптимизации аудиторской программы.

Структура службы внутреннего аудита, может со-

стоять из следующих групп: сохранности и эффективности использования инвестиций, имущества, материальных, трудовых, денежных ресурсов, налогов, налогообложения и внешней финансовой отчетности; специальных проверок и ревизий; специальной группы.

«Наиболее квалифицированные специалисты

Таким образом, основной структурной единицей является аудиторская группа. Хочется отметить, что она не постоянна и в зависимости от задач той или иной проверки может меняться. Также, можно отметить, что внутренний аудит проводится не зависящими от проверяемого подразделения лицами, но принадлежащими персоналу предприятия, а внешний аудит проводится не зависящими не только от проверяемого подразделения, но и вообще, не имеющими никакого отношения к компании.

Отсюда следует, что во всех случаях независимость внутреннего аудита относительна, а рамки его деятельности во многом определяются составом управленческих кадров конкретного предприятия. Поэтому в различных организациях уровень внутреннего аудита неодинаков.

Стремление внутренних аудиторов к большей независимости, их способность дать оценку организационным системам и видам деятельности, приводящие, в определенной мере, оценке работы верхнего эшелона управления создают предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций. Такие проблемы наиболее часто возникают в наших организациях между руководителем и ревизором. Поэтому внешние пользователи информации относятся к ней с небольшим доверием, понимая зависимое положение внутреннего аудита в своей компании.

По мнению К.Ш. Дюсембаева, «независимость внутреннего аудита связана четким определением прав и полномочий, согласованных с правлением; подотчетностью ревизионной комиссии или директору» [6, с.258].

На наш взгляд, независимость внешнего аудита подразумевает для пользователя его информации определенные гарантии ее достоверности, полноты и точ-

службы внутреннего аудита назначаются руководителями групп аудиторов, выполняющих проверку» [5, с.40]. Такой метод улучшает работу персонала.

Рассмотрим состав специальной группы, в которую могут входить спе-циалисты по стандартам и ответственные за обучение персонала и ведение банка данных (таблица 2).

ности. Кроме того, если критерии оценок и процедуры внутреннего аудита определяются аппаратом управления, то обязанности внешних аудиторов зафиксированы в законодательных актах и юридических нормах, что дает возможность сравнивать информацию о результатах финансовой деятельности различных компаний.

Для аудитора, проводящего требуемый законом внешний аудит, очень важно исследовать роль, которую играет в организации внутренний аудит, чтобы уменьшить дублирование работы. Это возможно вне зависимости от того, охватывает ли внутренний аудит финансовую систему или контролирует такие сферы, как управление движением товарно-материальных запасов или финансовый менеджмент.

В последнее время стали уделять внимание аудиту, ориентированному менеджменту, поэтому «критерий качества управленческой информации - это необходимость, достаточность и релевантность такой информации для принятия и контроля выполнения управленческих решений» [7, с.24].

«Внутренний аудит рассматривается как неотъемлемая часть общей системы внутреннего контроля. Его можно определить как независимая оценка деятельности, производимая внутри предприятия в качестве оказания ему услуги»[8, с.180]. По нашему мнению, внутренний аудит представляет собой деятельность, определяемую менеджментом для анализа систем внутреннего контроля.

В этой связи, профессиональным организациям, устанавливающим правила проведения аудита, рекомендуем пересмотреть свои стандарты. Также разработку правил и прочих вопросов аудита следует проводить в свете COSO, который инициировал проект по разработке интегрированной модели риск-ориентиро-

Таблица 2

Конкретизация выполняемых работ специалистов аудиторской группы

Группировка специалистов Порядок работы Результаты деятельности

По стандартам Создаются внутренние стандарты для службы аудита, которые отражают требования руководителей службы Проверяет соблюдение стандартов по форме и существу; Результат проверки сообщается только руководителю службы

Ответственный за обучение персонала Использовать следующие варианты обучения: - привлечение специалистов со стороны; - сбор всей службы раз в месяц; - направление на работу в бухгалтерию или подразделение экономической службы Обсуждение возникающих проблем и новых документов; Определение преимуществ и недостатков каждого из вариантов; Сочетание всех вариантов обучения; Применение наиболее эффективного метода обучения; Обмен кадрами

Ответственный за ведение банка данных Иметь свою библиотеку, все нормативно-законодательные акты (законы, инструкции, положения и т.д.) Анализ происходящих изменений; Своевременное сообщение их персоналу службы; Изучение передового опыта

Примечание - Составлено на основе изучения литературы

ванного внутреннего аудита [9].

Недостатком риск-ориентированных концепций менеджмент-контроля, на наш взгляд, является игнорирование функций контроля на этапе выработки решений - по результатам данных, полученных в информационных системах. Это связано с тем, что рекомендации в COSO были созданы специалистами по управлению, которые не имеют специальных экономических знаний. Следующей причиной может являться самодостаточность систем бухгалтерского и налогового учета, выражающаяся в том, что такой учет создан для целей интерпретации информации для конкретных внешних пользователей и поэтому не рассматривается как информационная база управления процессами.

В заключении хочется отметить, что в условиях внедрения и адаптации новейших методик внутреннего контроля, не следует игнорировать систему бухгалтерского учета. В связи с тем, что система бухгалтерского учета в организациях содержит весь внутренний экономический контроль, ее информационную базу необходимо использовать для принятия правильных управленческих решений.

Литература:

1. Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20.11.1998 (с изменениями и дополнениями).

2. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.И. Подольского. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2011. - 607 с.

3. Андреев В.Д. Практический аудит справочное пособие) - М.: Экономика, 1994. - 366 с.

4. Профессиональный аудит: теория и практика: учебник /Под общей ред. Д.О. Абленова. Алматы: Экономика, 2015. - 872 с.

5. Внутренний аудит: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», для магистерских программ «Внутренний контроль и аудит», «Экономическая безопасность» / под ред. Ж.А. Кеворковой. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2013. - 319 с.

6. Дюсембаев К.Ш. Теория аудита: Учебник. - Алматы: Экономика, 2013. - 816 с.

7. Сафонова М.Ф., Жминько С.И., Практический аудит. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 509 с. (Высшее образование).

8. Дюсембаев К.Ш. Теория и эволюция аудита: монография, - Алматы: «Экономика», 2012. - 722 с.

9. Управление рисками организаций. Интегрированная модель http://www.coso.org/documents/COSO_ ERM_ExecutiveSummary_Russian

_ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ В НАШИ ДНИ

Дуплищев Максим Алексеевич

Хираманов Нариман Абакарович

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

г. Москва

SHADOW ECONOMY IN RUSSIA TODAY

Duplishchev Maksim Alexeevich, Khiramanov Nariman Abakaronoch, Financial University under the Government of the Russia Federation, Moscow АННОТАЦИЯ

Данная аннотация представляет собой анализ современного уровня теневой экономики в России, её причины и методы благодаря которым, пытаются бороться с ней в России. ABSTRACT

This summary is an analysis of the current level of the shadow economy in Russia, its causes and methods by which, trying to deal with it in Russia.

Ключевые слова: теневая экономика, Россия. Keywords: shadow economy, Russia.

Со времен СССР, где практически не регулировалась теневая экономика все сильно поменялось, сегодня государство хочет минимизировать этот сектор, поскольку оно понимает, что весь теневой сектор это их потенциальные доходы. И для того что бы вернуть себе то что принадлежит по закону государство должно либо с помощью исполнительных органов власти поймать нарушителей, либо стимулировать нарушителей на добровольную уплату своих задолженностей.

Например, в 2009 году МВД раскрыло 150 тыс. экономических преступлений, общий ущерб которых составил 24,5 млрд. руб. В 2010 мы наблюдаем ту же картину, только сумма ущерба увеличилась вдвое и составила 44,5 млрд. руб. И в последующие года сум-

ма сильно не уменьшалась.

Если рассматривать такую сторону теневой экономики как неформальная занятость, то к этой группе относится 20 млн. россиян большая часть которых располагается в республиках Северного Кавказа. Если рассматривать по структурам, то больше их в сегменте торговли и ремонте 33%, потом сельское хозяйство 24,4% и почти столько же на строительство, обработку и транспорт. Если рассмотреть в масштабе всей страны, то на теневой сектор приходится 70% от сельского хозяйства и 40% от торговли и услуг.

К несчастью рабочих и предпринимателей в наше время нет возможности снизить налоги на труд или налог на доходы физических лиц, и власти только ищут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.