Научная статья на тему 'Организация слушательской деятельности младших школьников: ретроспективный анализ и современные тенденции'

Организация слушательской деятельности младших школьников: ретроспективный анализ и современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
574
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LISTENING TO THE MUSIC / LISTENING ACTIVITY / MUSIC EDUCATION OF STUDENTS / СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ / СЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сердюк Оксана Петровна

В статье представлены ретроспективный анализ и современные тенденции организации слушания музыки младшими школьниками на уроках в общеобразовательной школе. Освещены различные научные взгляды, касающиеся проблемы слушания музыки школьников в теории и практике музыкального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisation of listening activity of younger schoolchildren: retrospective analysis and modern trends

The article presents retrospective analysis and modern trends of organization of listening to the music of younger schoolchildren at lessons in comprehensive school. The variety of scientific views regarding the problems of listening to the music by students in theory and practice of music education is given.

Текст научной работы на тему «Организация слушательской деятельности младших школьников: ретроспективный анализ и современные тенденции»

Section 10. School Education

Serdiuk Oksana Petrovna, Methodologist of Music and Aesthetic Disciplines of Sumy Regional Institute of Postgraduate Pedagogical Education

E-mail: oserduk@meta.ua

Organisation of listening activity of younger schoolchildren: retrospective analysis and modern trends

Abstract: The article presents retrospective analysis and modern trends of organization of listening to the music of younger schoolchildren at lessons in comprehensive school. The variety of scientific views regarding the problems of listening to the music by students in theory and practice of music education is given.

Keywords: listening to the music, listening activity, music education of students.

Сердюк Оксана Петровна, методист по музыке и эстетическим дисциплинам Сумского областного института последипломного

педагогического образования E-mail: oserduk@meta.ua

Организация слушательской деятельности младших школьников: ретроспективный анализ и современные тенденции

Аннотация: В статье представлены ретроспективный анализ и современные тенденции организации слушания музыки младшими школьниками на уроках в общеобразовательной школе. Освещены различные научные взгляды, касающиеся проблемы слушания музыки школьников в теории и практике музыкального воспитания.

Ключевые слова: слушание музыки, слушательская деятельность, музыкальное воспитание школьников.

Слушание музыки — действенное средство му- Если мы обратимся к истории развития музы-

зыкально-эстетического воспитания учащихся. Зна- кального искусства, можно отметить, что сначала комство с лучшими образцами отечественной и за- аудитория состояла преимущественно из музыкан-рубежной музыки является основой расширения тов-профессионалов и любителей, но постепенно музыкального кругозора учащихся, воспитанием расширялась за счет не музыкантов, и сегодня охва-у них художественного вкуса. тывает практически все общество. И если слушатели-

Слушание музыки, как вид учебной музыкальной музыканты не требовали особой подготовки, то уже деятельности, направлено, прежде всего, на освое- к XVIII веку оказалось, что творческий потенциал ние музыкальной культуры, на личностное пости- слушателей, не развивается системой образования. жение лучших образцов музыки в различных жанрах Прогрессивные деятели культуры XVIII-XIX веков и формах, на углубление эмоциональной, эстетиче- активно обсуждали проблему воспитания слушате-ской и нравственной сфер личности учащихся. лей, но решить ее не могли [4].

Organisation of listening activity of younger schoolchildren: retrospective analysis and modern trends

В начале ХХ века, эпохи бурного развития отечественного музыкального образования, музыкантами и учёными велись активные дискуссии: какими должны быть направления, формы и методы работы со слушателями.

Впервые как предмет «Слушание музыки» был введен в Московской народной консерватории. Его содержание разрабатывал выдающийся музыкант и ученый Б. Яворский. Развивая творческое восприятие музыки, он видел основную задачу занятий в формировании музыкальной культуры молодежи.

Вместе с Б. Яворским огромный вклад в решение задач музыкального образования и воспитания в школе внесли такие корифеи музыкальной педагогики как Б. Асафьев, Н. Брюсова, Н. Гродзенская, В. Каратыгин, В. Шацка и другие. В сборнике статей «Музыка в единой трудовой школе» (1919 год) был подан подробный план ее преподавания детям и основные задачи — «привить вкус к хорошей музыке», «развить нужные музыкальные способности и умение». В. Каратыгиным была детально разработана и новая форма занятий — слушание музыки [4; 5].

«Не следует избегать при организации преподавания музыки в общеобразовательных школах музыкальной эволюции, — писал Б. Асафьев (1925 год). — Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, делаем отбор, оцениваем, следовательно, мыслим» [1, 58].

Еще в 1926 году Н. Гродзенская говорила о том, что «... слушание музыки в школе ставит себе задачей планомерное и постепенное введение ребенка в музыку, приобщение к ней. На первых порах нам надо привлечь школьников к музыке, так сказать, сагитировать их на пользу музыки и приучить к ней» [2, 18].

Неоценимый вклад в развитие музыкального образования внёс Д. Кабалевский. Он выделил важнейшую задачу общего музыкального воспитания, цель которой — «сделать каждого человека культурным слушателем музыки, способным любить и ценить серьезные произведения великого искусства музыки» [3, 16].

Развитию слушательской деятельности особое внимание уделяли такие учёные-методисты как Э. Аб-дулин, О. Апраксина, В. Белобородова, Л. Горюнова, О. Рудницкая, Н. Ветлугина, А. Ростовский.

Анализ литературы позволил сделать выводы, что большинство учёных-педагогов и музыкантов рассматривают слушание музыки как один из главных

видов деятельности музыкального воспитания и образования так как:

- слушание музыки — действенное средство музыкально-эстетического воспитания учащихся (В. Пешкова);

- во время слушания музыки дети следят за развитием художественного образа, что, в свою очередь, обогащает музыкальную память, активизирует слуховое внимание (Н. Ветлугина);

- в процессе слушания музыки осуществляется восприятие экспрессивно-психологической сущности того или иного интонационного комплекса — от мельчайшей единицы (интервала) до развёрнутого музыкально-композиционного построения, произведения в целом (Э. Абдулин);

- деятельность слушателя всегда направлена на усвоение содержания музыкального произведения (Л. Кадцин);

- в процессе слушания формируются навыки музыкального мышления, умение эмоционально и сознательно воспринимать музыкальную ткань, которая все время находится в развитии, накапливает музыкально-слуховой опыт (Э. Бальчитис, Н. Залинская);

- при слушании-восприятии музыки начинается путь познания музыкальных явлений и приводит к пониманию взаимосвязей и к применению полученных знаний, способностей и мастерства в музыкальной деятельности (К. Дитрих, К. Гофман);

- музыкально-слуховые действия лежат в основе музыкального мышления (Л. Арчажникова).

На психологическом уровне слушательская деятельность в общем виде раскрывается в исследованиях различных областей психологии (психофизиологии, психологии, психологии искусства и т. п.). Учеными были сделаны выводы о том, что существующие модели слушания музыки, основанные на сравнительной структуре перцептивного акта, отражают многомерность и многоуровневость музыкального произведения (С. Беляева-Экземплярская, А. Костюк, А. Моль, Е. Назайкинский, Т. Траверсе).

Согласно теории музыкального образования, главной задачей слушательской деятельности является формирование музыкальной культуры учащихся в процессе общения их с высокохудожественными образцами народной, классической и современной отечественной и зарубежной музыки.

Особое место в раскрытии проблемы слушательской деятельности занимают работы Д. Кабалевского, где он справедливо утверждал, что «любая форма общения с музыкой, любое занятие музыкой учит

слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее» [3, 34].

Рассматривая вопрос формирования музыкальности у младших школьников, С. Науменко делает вывод о том, что слушание и анализ музыки призваны развить аппарат восприятия, музыкальный слух, чувство формы, умение дифференцировать выразительные средства, творческое воображение, эмоциональность. Слушание активизирует внимание, направляет музыкальное мышление на мир звуков, обостряет эмоциональность восприятия. Так ученик получает установку на музыкальную деятельность [5, 87].

Известный педагог-музыкант Н. Гродзенская, которая вместе с Б. Асафьевым работала над проблемой восприятия музыки детской аудиторией, предложила поэтапное ознакомления детей с музыкальными произведениями в форме сонатного аллегро: 1) вступление — вступительное слово учителя; 2) экспозиция — слушание произведения; 3) разработка — анализ, разбор; 4) реприза — слушания на новом, более высоком уровне; 5) кода — повторение, закрепление музыки в памяти.

Не менее интересный приём организации слушательской деятельности предлагает украинский ученый- педагог А. Ростовский:

- на первом этапе слушания музыкального произведения учитель должен направлять внимание учени-

ков не на отдельные качества произведения, а на сам процесс движения, его организацию и динамику;

- успех и качество наблюдения за музыкой зависит от того, насколько понятна ученикам задача, поставленная перед ними. Правильно поставленные вопросы позволяют давать на них многоплановые, творческие ответы. Необходимо учить детей понимать услышанное, разбираться в том, как, какими средствами выражено в музыке ее содержание, воплощенные мысли и чувства;

- развивать у ребят желание слушать музыку. Этому способствует не только то, что говорит учитель, но и как он говорит. Если его рассказ эмоциональный, выразительный и захватывающий, то музыка обязательно найдет горячий отклик в сердце учеников [6].

Таким образом, правильно организованное слушание музыки, разнообразные приёмы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализация тем) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей. Также важно учителю заботиться о накоплении у школьников запаса музыкальных впечатлений, развитии слуха, памяти, ритмического чувства, понимании выразительных и изобразительных возможностей музыки от класса к классу.

Список литературы:

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. -144 с.

2. Гродзенская Л. Н. О слушании музыки в школе I ступени//Вопросы музыки в школе/Под ред. И. Глебова. -Л., 1926. - С. 96-116.

3. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы//Музыкальное воспитание в СССР, - М., 1978, - Вып. I. - С. 89.

4. Кадцын Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб.пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1990. - 303 с.

5. Науменко С. I. Психолом музичност та й формування у молодших школярiв: навч. посiб. / С. I. Науменко. -К.: КДП1, 1993. - 160 с.

6. Ростовський О. Я. Теорiя i методика музично! освгти: навч.-метод. посiбник/О. Я. Ростовський. - Тернотль: Навчальна книга - Богдан, 2011. - 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.