2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
4. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.
©И.С. Селезнева, М.В. Шипова, 2015
УДК 37.062
Н.В Смолёва
Аспирант
Кафедра госпитальной хирургии Воронежский государственный медицинский университет
им. Н.Н. Бурденко Г.Воронеж, Российская Федерация А.А.Феськова Асистент
Кафедра факультетской терапии Воронежский государственный медицинский университет
им. Н.Н. Бурденко Г.Воронеж, Российская Федерация Г.М.Бачурин
Врач-нейрохирург высшей квалификационной категории
БУЗ ВО ВОКБ№1 Г.Воронеж, Российская Федерация
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Аннотация
В статье освящается психолого-педагогический подход в организации системы социальной защиты и поддержки студентов учреждений высшего профессионального медицинского образования. Так же в статье рассматриваются ведущие социальные риски, возникающие в студенческом коллективе при обучении в медицинском вузе, и обосновывается необходимость реализации внутривузовской целостной и структурированной системы социальной защиты и поддержки студенчества для предупреждения либо минимизации и компенсации этих социальных рисков.
Ключевые слова
Психолого-педагогический подход, социальные риски, система социальной защиты и поддержки студентов, медицинский вуз, молодежная политика вуза.
Система высшего профессионального медицинского образования в Российской Федерации как важнейший институт социализации личности, направлена на подготовку высококвалифицированных, высококультурных и способных к творческому мышлению специалистов. За время прохождения обучения в медицинском вузе молодые люди, не только приобретают профессиональные навыки, но и активно приобщаются к культурным ценностям, а так же интенсивно расширяют круг общения. Этому способствует специфический уклад жизни высшей медицинской школы, где весомый вклад оказывает поощрение
творческой инициативы в поиске оптимальных способов самостоятельного добывания и применения на практике полученных знаний.
Психолого-педагогические защитные мероприятия в отношении к учащимся учреждений высшего профессионального медицинского образования имеют высокую значимость, поскольку способствуют не только успешному профессиональному, но и личностному становлению будущих врачей. Очень важна забота о социальной защищенности студентов, обучающихся в медицинских вузах, своевременное выявление положительных и отрицательных тенденции в условиях их жизни. Для того, чтобы реализовать эту задачу, необходимо так организовать воспитательную работу со студентами, чтобы она включала в себя четкую структуру, планирование, взаимодействие кафедр, деканатов и советов вузов, создание педагогически целесообразных условий для деятельности общественных молодежных организаций.
К ведущим социальным рискам, которые необходимо учитывать при организации в медицинском вузе системы социальной защиты и поддержки обучающихся, основываясь на проведенном анализе теоретических и эмпирических материалов, можно отнести следующие[3,5]:
1) социально-экономические риски:
- ограниченность финансовых средств, необходимых для завершения обучения и оптимального жизнеобеспечения на период учебы;
- отсутствие гарантии трудоустройства после завершения обучения;
- проблемы трудоустройства студентов во время обучения в медицинском вузе для осуществления собственной материальной поддержки;
2) социально-культурные риски:
- адаптация к новым условиям обучения, отличающегося от школьной системы;
- адаптация к жизни в городе той части студентов, которая переезжает на время обучения из сельской местности;
- адаптация к новым условиям проживания в общежитии или на квартире при отсутствии родительского контроля;
3) риски здоровья:
- увеличение нагрузок за счет напряженности обучения и воздействия социально-культурных рисков;
- опасность злоупотребления алкоголем, наркотиками, другими психотропными веществами;
4) индивидуальные риски - это риски, характерные для определенных категорий студентов, таких как студенты-инвалиды, сироты, мигранты, студенческие семьи с детьми .
Для предупреждения либо минимизации и компенсации социальных рисков учеников учреждений высшего профессионального медицинского образования, необходима разработка и осуществление комплекса организационных мер в образовательной, воспитательной и социальной деятельности медицинского вуза, то есть систему социальной защиты и поддержки студентов.
Использование педагогического подхода в качестве основы при организации такой системы в медицинском вузе способствует своевременному выявлению и целесообразному педагогическому влиянию на отношения в студенческом обществе, развитию различных студенческих инициатив, формированию у студентов ценностных ориентаций личности по отношению к своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей природе, социальной среде.
При изучении имеющихся в научной литературе описаний моделей и программ социальной работы в различных категориях населения [2,4,5], выявлено, что в психолого-педагогической работе со студентами в вузе должны присутствовать следующие компоненты:
1.Широкое изучение студенчества как системы в целом и отдельно каждого ее члена как индивида (личности);
2.Разделение студенчества на типы в соответствии с деформированностью студенческих структур;
3.Разработка программы общественных воздействий социально-защитного характера (с учетом выделенных в ходе дифференциации типов групп студентов);
4.Вхождение в контакт со студентами (или их группами) с целью реализации программы социальных действий;
5.Отслеживание результатов социально-защищающей деятельности и их корректировка по необходимости.
Современное учреждение высшего профессионального медицинского образования - это активный субъект социальной адаптации студентов к условиям города и региона, в котором происходит обучение. Количество и качество ресурсов, имеющихся в распоряжении вуза, а так же характер, интенсивность и направленность социальных изменений, происходящих в данном регионе, обуславливают специфичность деятельности регионального медицинского вуза. Внутривузовская среда, особенно в малых и средних городах, играет важную роль в социальном развитии не только студенчества, но и городской молодежи в целом, так как стандарты, наполненность и яркость жизни студентов любого вуза, ее «корпоративный» дух влияют и на культурную жизнь молодежи города.
Молодежная политика вуза [2] - это совокупная деятельность по социальному развитию студенчества, созданию условий для эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов в учебное и внеаудиторное время, усвоению нравственных норм, личностных ценностей и ценностей здорового образа жизни, по развитию студенческого спорта, досуга и социальной защите студентов с целью формирования жизнестойкой личности и конкурентоспособного специалиста.
На основании этого можно сделать вывод, что психолого-педагогический подход к совершенствованию содержания социальной защиты студентов в медицинском вузе основан, прежде всего, на рассмотрении данной деятельности как части молодежной политики этого вуза в совокупности с воспитательной, социальной, психологической, спортивно-оздоровительной, работой по осуществлению культурного досуга студентов.
Субъектами организации и реализации молодежной политики в учреждении высшего профессионального медицинского образования являются: ректорат, профессорский и преподавательский состав, деканаты, кафедры, штатные психологи, досуговый и оздоровительный центры, студенческие профсоюзные и другие общественные организации. [6,7]
Современная организация и реализация молодежной политики в учреждениях высшего профессионального медицинского образования предполагает не только профессионально-ориентированную, но и социально-адаптирующую и социально-защищающую работу, являющуюся контролируемым процессом поддержки студента во время подготовки его в качестве квалифицированного специалиста.[1] Результатом такой деятельности должна стать оптимальная реализация трудовой деятельности выпускника медицинского вуза в российской системе социально-экономических отношений.
Список использованной литературы:
1. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и воспитание молодежи / Под общ. ред. И.Л. Набока. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 155-160.
2. Социология молодежи: учебник / под. ред. проф. Лисовского В.Т. СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. 460с.
3. Воспитание и развитие личности в социуме: Комплексно-целевая программа. Нижний Новгород: Педагогические технологии; Арабеск, 2000. -101 с.
4. Карабут А.П. Педагогические аспекты социальной работы в системе социальной защиты населения: автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 18 с.
5. Мирзоян М. В. Педагогические аспекты социальной защиты и поддержки студентов в вузе: дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 180с.
6. Гаврилов С.Н., Старцева С.В., Филозоп А.А. Опыт применения проектной педагогической технологии в духовно-нравственном воспитании студентов// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 38. С. 98-104.
7. Алферова Е.А., Сущенко А.В., Плотникова И.Е. Роль воспитательного процесса в формировании поликультурной личности студента медицинского вуза//Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-1. С. 64-68
© Н.В. Смолёва, А.А. Феськова, Г.М. Бачурин, 2015
УДК 514
Е. В. Таубе
Магистрант
Омский государственный педагогический университет
Г. Омск, Российская федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ
СТЕРЕОМЕТРИИ
Аннотация
В статье рассматривается новый метод развития пространственного мышления учащихся старших классов, основанный на применении в процессе преподавания стереометрии цветового оформления моделей геометрических (пространственных) объектов. Проводится обзор разработанных автором статьи моделей объёмных фигур в виде реалистичного (цветового) изображения на уровне статической иллюстрации.
Ключевые слова
Геометрия, стереометрия, пространственное мышление, модель, моделирование.
Преподавание стереометрии в настоящее время сопряжено с определёнными проблемами, возникающими вследствие недостаточного уровня развития у учащихся пространственного мышления. Отражение данной проблемы проявляется в затруднении учащихся корректно воспринимать плоский чертёж определённых пространственных фигур. Оперирование уже созданным образом зачастую также вызывает у учащихся серьёзные затруднения, а в некоторых случаях и вовсе невозможно.
Поскольку пространственное мышление оперирует образами, созданными на различной наглядной основе, возникает целесообразность использования для его развития различных средств, позволяющих сделать объяснение нового материала более доступным для восприятия и понимания.
В традиционном преподавании стереометрии в качестве средств наглядности часто используются реальные модели (макеты, наглядные пособия) соответствующих геометрических объектов. Однако данная мера, направленная на развитие пространственного мышления учащихся не приносит желаемого результата.
Восприятие реального объемного изображения, которое дают наглядные пособия, отражает объект более адекватно, отчётливо и реалистично, чем изображение этой же конструкции в виде соответствующего изображения на чертеже. При изучении плоского чертежа, и естественном обозрении одного и того же объекта, протекающие мысленные процессы восприятия и представления имеют разное качество. В реальном трёхмерном изображении все составляющие фигуру элементы можно воспринимать непосредственно, наглядно. Чертёж же можно воспринимать адекватно только тогда, когда имеется возможность посредством пространственного представления сгенерировать на основе его изображения соответствующий образ объёмного объекта.
Однако приступив к изучению первых тем стереометрии в 10-м классе, большинство учащихся, глядя на чертёж учебника или выполненный учителем на доске, видят лишь набор непонятно как связанных между собой линий. И это при том, что изображённая на чертеже геометрическая фигура, была предварительно изучена на примере физических моделей.
Если параллельность прямых в пространстве достаточно хорошо воспринимается на плоском изображении пространственной фигуры, то перпендикулярность чаще всего искажается, что вызывает значительные трудности в восприятии и дальнейших мыслительных преобразованиях [1, с. 92]. Непересекающиеся в пространстве, и в тоже время, не параллельные прямые (то есть скрещивающиеся) могут казаться на чертеже пересекающимися. Это далеко не полный список затруднений учащихся, возникающих при изучении трёхмерного чертежа.