УДК 371.3.51
А. В. САУРИН
Омский государственный педагогический университет
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИИ
Статья посвящена проблеме интенсификации как одному из актуальных направлений совершенствования процесса обучения стереометрии в современной школе. Раскрыта роль компьютерного моделирования в качестве средства интенсификации процесса обучения стереометрии. Показано, что компьютерное моделирование позволяет учащимся качественно усваивать постоянно возрастающий объем знаний, не приводя к перегрузке.
Одним нзосновных направлений совершенствования процесса обучения в современной школе являются информационные технологии. На данный момент уже существует множество компьютерных обучающих программ но стереометрии (электронные учебники, электронные справочники и т.д.). разработанных для использования в процессе обучения стереометрии в средней школе. Большинство программ, как правило, состоят из статей, примеров решения задач и задач для самостоя тельного решения и напоминают обычный учебник, дополненный гиперссылками и красивой, в том числе и трехмерной, вращающейся графикой. Данные программные средства предоставляют возможность лишь повернуть изображение, изменить ее размер, то есть учащиеся выступают лишь в роли пассивных наблюдателей.
Обучение с помощью таких программ в большинстве случаев сводится только к передаче знаний по определенному алгоритму, а ученик остается лишь в роли наблюдателя. Такая пассивность учащихся не ведет к глубокому усвоению учебного ма териала. Знания, полученные таким образом, быстро забываются, поскольку у учащихся не вырабатываются соответствующие умения и навыки.
Формализм в обучении приводит к тому, что учащиеся при решении стереометрических задач либо не могут правильно построитьчертеж или определить взаимное расположение элементов чертежа, либо неправильно располагают чертеж при его выполнении или прочтении. Большое число учащихся испытывают серьезные затруднения, если задача отличается от стандартных, которые они рассматривали ранее, либо просто по-другому сформулирована. В этом случае учащиеся не могут найти пути ее решения и даже не знают, с какой стороны подойти к ее решению.
Основная цель обучения заключается в том, чтобы не просто переда-п. определенный багаж знаний, а научить школьников получать знания самостоятельно. Этому будет способствовать такой подход к обучению, в основе которого лежит самостоятельная учебно-исследовательская деятельность учащихся. Поэтому, необходимо организовать такую форму обучения, при которой учащиеся самостоятельно исследуют изучаемый объект, познавая его с помощью органов чувств, мышления и воображе-
ния. Школьники производят различные действия: выделяют элементы, рассматривают объект с разных позиций, определяя характеризующие его свойства, сопоставляютзаданный объекте другими. В результате формируется целостное апалитико-синтетическое представление об объекте.
Заметим, такие операции возможны не для каждою объекта или же очень сложны и трудоемки, так как каждый объект может иметь множество свойств и признаков, несущественных в данном случае или даже мешающих, отвлекающих исследователя от «нужных». В этом случае на помощь приходят модели объектов, и познание обьекта осуществляется через построение, изучение и исследование ею модели. «Использование возможностей компьютерного моделирования, включение средств наглядности, разнообразных средств ведения диалога намного повысило бы эффективность использования ПС, предназначенных для организации и проведения лабораторных или практических работ, расширило бы сферу их применения за счет возможности осуществления с их помощью экспе* римеотально-исследовательской деятельности» |6, с. 25).
Что же такое модель и моделирование? Нет однозначной трактовки этих понятий. Рассмотрим наиболее близкие по отношению к процессу обучения, по нашему мнению, определения.
Л. М. Фридман дает следующее определение модели: «Моделью некоторого объекта А (оригинала, прототипа) называется обьект В, в каком-то отношении подобный (аналогичный) оригиналу А, но отличающийся от него, выбранный или построенный субъектом К по крайней мере для одной из целей:
1) замена А в некотором мысленном (воображаемом) или реальном действии, исходя из того, что В более удобнодля этого действия в заданных условиях (модель-заместитель);
2) создание представления об объекте А (реально существующем или воображаемом) с помощью объекта В (модель-представление);
3) истолкование (интерпретация) объекта А в виде объекта В (модель-интерпретация);
4) исследование (изучение) объекта А посредством изучения объекта В (модель исследовательская)» [10, с. 188).
В. А. Далингер подмоделью понимает «некий объект, исследование которого служит средством мя по-
лучения новых знаний о другом объекте (оригинале)» |2, с. 16|.
Обобщая различные определения информационных моделей, М. П. Лапчик дает следующее определение «информационная модель — это описание объекта моделирования» |А, с. 264].
Таким образом, информационная модель — это информация, которая описывает обьект, процесс или явление, представленная в графической, аналитической или символической форме. Информационная модель включает в себя набор наиболее существенных исходных данных, а сложность такой модели определяется целью моделирования формализованной задачи, исходные параметры которой располагаются в порядке убывания их значимости. «Сама информационная модель представляет собой также некоторую систему параметров и отношений между ними. Эти параметры и отношения могут быть представлены в разной форме: графической, математической, табличной и др.» |4. с. 273].
Рассмотрим понятие моделирования. В педагогическом словаре дается следующее определение: «Моделирование (в пед.) — построение копий, моделей пел. материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых пед. систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [3, с. 85|.
В общем, моделирование — это процесс построения и изучения моделей. Оно обладает значительной познавательной силой и применимо в обучении любой науке. Именно моделирование является инструментом познания, позволяющим школьникам проникать в сущность предметов, явлений и их свойств. Вовлекая учащихся в процесс моделирования, учителі» позволяет школьникам в процессе их творчества и исследовательской деятельности самим добывать новые знания, открывать математические закономерности, решать практические задачи, позволяет максимально приблизить учебную деятельность школьников к научно-исследовательской.
1 іеоценимую помощь в этом оказывает компьютер, который, обладая разнообразным программным обеспечением, позволяет преобразовать исходную информационную модель в компьютерную и провести компьютерный эксперимент.
Различные аспекты использования компьютерного моделирования в качестве средства обучения рассмотрены в работах многих исследователей (С. А. Бе-шенков, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Е. К. Хеннеридр.).
И. И. Пак дает следующее определение компьютерной модели: «компьютерная модель — это адекватная или приближенная модель реального процесса или явления, реализованная компьютерными средствами» (5, с. 49].
Компьютерной моделью является информационная модель, удовлетворяющая следующим признакам:
- наличие реального объекта моделирования;
- отражение ограниченного множества свойств объекта по принципу целесообразности;
- реализация модели с помощью определенных компьютерных средств;
- возможность манипулирования моделью, активного ее использования |4, с. 271 ].
«Технология компьютерного моделирования в системе образования может значительно повысить качество обучения, а также развить у учащихся все
личностные качества, необходимые человеку для успешного использования методов компьютерного моделирования» [5, с. 47].
Одним из основных назначений компьютера в обучении геометрии является построение и исследование геометрических моделей. Поэтому хорошая учебная программа не должна быть просто книжкой на экране: она должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, предоставлять учащимся все доступные средства решения предлагаемых задач.
Нами были рассмотрены следующие программные средства: Живая геометрия и СтереоКонст-руктор, — предназначенные для обучения геометрии в средней школе, в которых имеется возможность создания и исследования геометрических моделей, а также пакеты 3D моделирования, такие как Компас, 3D МАХ и AutoCAD. Они позволяют учащимся самим создавать модели разнообразных пространственных фигур и исследовать их.
Живая геометрия имеет огромные возможности при обучении планиметрии, однако построение трехмерных стереометрических моделей в «живой геометрии» довольно сложно и трудоемко, что не позволяет учащимся самим строить чертежи имитирующие пространственные. Несмотря на то что при изучении стереометрии учащиеся имеют возможность только исследовать заранее подготовленные модели, живая геометрия является эффективной средой для моделирования в обучении стереометрии.
Программное средство «СтереоКонструктор» разработано именно для использования при обучении стереометрии, имеет инструменты, которые позволяют строить и исследовать 3-мерные компьютерные модели при изучении всех разделов стереометрии. Поэтому, несмотря на имеющиеся недостатки, является одним из наиболее эффективных средств моделирования при обучении стереометрии.
Программные средства Компас, 3D МАХ и AutoCAD наиболее целесообразно применять их при обучении таких предметов, как черчение и начертательная геометрия. Однако их применение в обучении стереометрии затруднено, так как в них нет того набора инструментов, который бы позволил школьникам без продолжительной предварительной подготовки строить модели, которые необходимы в обучении стереометрии.
Диалоговые возможности современных компьютеров, в том числе компьютерной графики, играют большую роль в развитии пространственного мышления учащихся, в процессе их деятельности по построению и исследованию компьютерных моделей, с помощью которых учащиеся знакомятся со свойствами геометрических фигур и их взаимным расположением.
Возможности моделирования с использованием компьютера стали практически безграничными, что помогает расширить круг задач, которые смогут решать сами учащиеся, позволяет решать более реальные практические задачи, моделирован, практически любые процессы и явления.
Вопрос об интенсификации процесса обучения возникает в связи с тем, что с развитием информационных технологий и внедрением их во все отрасли человеческой жизнедеятельности, идет быстрый рост обьема информации, который должны усвоить школьники. В связи с этим необходимо иска ть методы, формы и средства обучения, позволяющие учащимся усваивать постоянно возрастающий объем знаний без увеличения временных затрат. К тому же это не должно привести к перегрузке учащихся.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Основоположник теории оптимизации Ю.К. Бабанский определяет интенсификацию процесса обучения как «повышение производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени» 11, с. 380].
В педагогических исследованиях существуют различные точки зрения на проблему интенсификации обучения, что связано с неоднозначными трактовками этого понятия, п связи с чем предлагаются различные пути интенсификации учебного процесса. Одни подходы направлены на сокращение времени усвоения учебного материала, на увеличение объема усваиваемого материала и на возрастание производительности учебного труда за счет стимулирования умственного развития учащихся и их учебной и познавательной деятельности. Другие, на стимулировании, более полном использовании и активации незадействованных психических ресурсов человека.
Чтобы ускорение темпов обучения и увеличение объема изучаемой информации не вели к перегрузке, и, в тоже время, труде обеих сторон был высокоэффективным, необходимо выбирать оптимальные варианты обучения. Поэтому интенсификация и оптимизация рассматриваются во взаимосвязи, как важнейшие принципы научной организации педагогического груда. Интенсификация обучения должна проходшъ в рамках теории оптимизации. В этом случае «интенсификация обучения предполагает оптимально уплотнить время, обеспечить качественное усвоение обучаемыми большого объема знаний, умений и навыков за отведенное программами учебное время» |9, с. 211.
Придерживаясь определения, данного Ю. К. Бабанским, под интенсификацией процесса обучения мы понимаем повышение производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени с одновременным повышением качества знаний.
Рассмотрим роль компьютерного моделирования в качестве одного из наиболее эффективных средств интенсификации процесса обучения геометрии в 10-11 классах. Для этого покажем, что обучение, в основу которого положена учебно-исследовательская деятельность но построению и исследованию компьютерных моделей, соответствует основным факторам интенсификации обучения предложенным Ю. К. Бабанским [ 1 ], а именно:
- повышению целенаправленности обучения,
- усилению мотивации учения,
- повышению информативной емкости содержания образования,
- применению активных методов и форм обучения, ускореииютемпа учебных действий,
- развитию навыков учебного труда,
- использованию компьютеров и других новых технических средств.
Для интенсификации процесса обучения большое значение имеет повышение уровня значимости его целей. Цельобучения - это направленность учащихся на определенный резуль тат, и если деятельность школьника направлена на достижение этого результата, то такое обучение будет целенаправленным. Включаясь в деятельность но построению, исследованию и изучению компьютерных моделей, школьники учатся осознавать и самостоятельно ставить цели в той или иной ситуации.
Возникающая при постановке задачи моделирования проблемная ситуация, которую трудно или даже невозможно решить обычными способами, мотивирует учеников к поиску новых способов решения поставленной задачи, приобретению новых знаний.
Столкнувшись с проблемой, когда известные способы деятельности недостаточны для решения той или иной задачи, учащиеся в процессе компьютерного моделирования, овладевают новыми знаниями и умениями, совершенствуют навыки, открывают новые приемы деятельности, учатся самостоятельно добывать новые знания. Таким образом, школьники «учатся учиться» и в результате достигают пост авленной цели, следовательно, использование компьютерного моделирования позволяет повысить целенаправленность обучения.
Даже само но себе использование компьютеров значительно усиливает мотивацию учения. Однако если компьютер использовать лишь в качестве инструмента демонстрации, электронного учебника и т.п., то познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности не усилятся, а могут даже и ослабиться. Внедрение же компьютерного моделирования в учебный процесс усиливает связь обучения с жизнью, позволяет раскрыть практическую значимость темы, связать ее с актуальными проблемами и раскрыть возможность применения теоретических знаний в практической деятельности. Все это повышает шггерес к изучению стереометрии, что значительно усиливает внутреннюю мотивацию школьников к обучению. Мотивация к повышению образованности усиливает познавательный интерес, обеспечивает эффективное усвоение учебного материала, повышает работоспособность и снижает утомляемость учащихся.
Компьютерное моделирование способст вует формированию у школьников общеучебных умений и навыков, что дает возможность учащимся усваивать больший объем информации. При построении компьютерных моделей учащиеся могут использовать намного больше геометрических объектов, производить сложные геометрические построения, скрывать ненужные пост роения, чтобы они не загромождали чертеж, оставляя только те, которые существенны в данный момент; возвращать скрытые детали при первой необходимости.
Внедрение компьютерного моделирования в процесс обучения сначала требует дополнительных затрат времени на обучение учащихся построению моделей в какой-либо программной среде. Однако в дальнейшем это время полностью компенсируется за счет того, что учащиеся уже овладевают навыками самостоятельной работы, умеют находить способы решения задач. Это позволяет решать на одном занятии большее число задач, в связи с чем увеличивается информативная ёмкость урока.
Компьютерное моделирование способствует не только увеличению объема изучаемой информации, но и созданию дидактических и психологических условий для включения обучаемых в процесс обучения, активизирует учебно-познавательную деятельность и стимулирует активност ь учащихся. Оно предполагает повышение мыслительной активности учащихся, так как школьники, исследуя готовые или создавая собственные модели, не только пользуются готовой системой знаний, но и самостоятельно открывают различные свойства геометрических фигур, выделяют их существенные признаки и свойства, работая с компьютерной моделью. «Активизация деятельности обучаемого может обеспечивачъся возможностью самостоятельного управления ситуацией на экране, выбора режима учебной деятельности; вариативности действий в случае принятия самостоятельного решения; создания позитивных стимулов, побуждающих к учебной деятельности, повыша-
ющих мотивацию обучения (например, вкрапление игровых ситуаций, юмор, доброжелательность при общении, использование различных средств визуализации)» [б, с. 8].
В процессе построения или изучения компьютерной модели при изучении нового, или закреплении уже изученного материала учащиеся совершают умственные и практические действия. В процессе этой деятельности они активно воспринимают изучаемый материал, что способствует осмыслению и пониманию материала, его закреплению и применению, создает условия для активизации познава тельной деятельности учащихся.
Уже исходя из определения, компьютерное моделирование представляет собой деятельность по построению и изучению моделей и, следовательно, предполагает реализацию деятельнос тного подхода к усвоению знаний учащимися. По мнению А.А.Столяра, «достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но »»деятельности по приобретению математических знаний, способам рассуждений, применяемых в математике; создание педагогических ситуаций, стимулирующих самостоятельные открытия учащимися математических фактов, их доказательств, решений задач» (8, с. 61]. Компьютерное моделирование развивает исследовательские навыки и интеллектуальные способности учащихся, приближает деятельность учащихся к научно-исследователь-ской, формирует у учащихся навыки в работе с материалом, что способствует овладению ими учебной деятельностью. «При этом возможность моделирования, имитации изучаемых объектов, явлений, процессов (как реальных, так и “виртуальных") может обеспечить проведение экспериментально-исследовательской деятельности, инициирующей самостоятельное "открытие" закономерностей изучаемых процессов, и вместе с тем приблизит, школьный экс-
перимент к современным научным методам исследования» (6, с. 8].
Покажем, как можно использовать компьютерное моделирование на уроках стереометрии, на примере программного средства «СтерсоКонструктор». Например, при изучении темы «Угол между прямой и плоскости» при решении следующей задачи: «Доказать, что угол между данной прямой АМ и плоскостью является наименьшим из всех углов, которые данная прямая образует с прямыми, проведенными в плоскости через точку пересечения данной прямой с плоскостью», можно предложить учащимся построить компьютерную модель в программной среде «СтерсоКонструктор» и исследовать ее.
Построив модель этой задачи в СтереоКонструк-торе, учащиеся, воспользовавшись эффектом Живой геометрии, изменяя положение прямой АЫ в плоскости (в окне пространственного чертежа) и наблюдая за изменением размера угла МАЫ и стороной МЫ прямоугольного треугольника АЫМ (в окно плоского пространственного чертежа), наглядно убеждаются в достоверности данного утверждения (рис. 1). Доказательство данною утверждения проводится на основе построенного чертежа.
При обучении построению сечений многогранников, например, вучебникеА. С. Атанасяиа «Геометрия 10-11», ученикам сразу лаются возможные варианты сечений тетраэдра и параллелепипеда. Наиболее целесообразно будет организовать учебноисследовательскую работу по нахождению возможных вариантов сечений вышеуказанных многогранников.
Для этого учащимся предлагается экспериментально определить, какую форму могут иметь сечения параллелепипеда, тетраэдра.
Изменяя положение секущей плоскости в Стерео-Конструкторе, учащиеся получают в сечении куба следующие фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и шестиугольник (рис. 2,3).
Желательно продолжить эту исследовательскую работу и определить экспериментальным путем, при
Рис. 1
173
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК М»2 1М> 200? ПЕДАГОГИЧ1СКИ1 НАУКИ
Рис. 2
□
&
У
О.У/ои до»;умемты\ 182 9У
у*
Ео
СторооКОНСТРУКТОР
:ея
Ж1 уФ
X
л
X 19,003 |~| у [-4 '27 |~ 2. -2-2Э1 ^ Точка в пространств
Рис. 3
каком достаточном условии сечением параллелепипеда будет треугольник? Учащиеся после проведения исследования приходят к выводу: все три точки, по которым ст роится сечение, должны лежать на ребрах, выходящих из одной вершины (рис. 3).
Проведение такой исследова тельской деятельности, используя компьютерное моделирование, нужно проводить при изучении всех разделов стереометрии.
В нашем исследовании мы выявили, что внедрение компьютерного моделирования в учебный процесс дает возможность перехода на качественно новый уровень обучения, позволяя овладевать большим объёмом учебного материала за меньшее время без перегрузки учащихся. Данные эксперимента показали, что при регулярном планомерном использовании компьютерного моделирования на уроках стереометрии: повышаются результативность процесса обучения, качество знаний и успеваемость учащихся; ускоряется темн обучения; происходит более глубокое овладение теоретическим материалом; развиваются навыки активной практической деятельност и; повышается интерес у учащихся к изучению стереометрии. Из вышесказанного следует, что компьютерное моделирование интенсифицирует процесс обучения стереометрии. Материалы работы могут быть ис-
пользованы учителями математики для интенсификации процесса обучения геометрии в старших классах.
Библиографический список
1. Бабанский, Ю.К. Избранныепедагогическиетруды/Сост. М.Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989.
2. Далингер, В А Методика обучения учащихся стереометрии посредством решения задач: Учебное пособие / В.А. Далингер. — Омск: Изл-во ОмГПУ. 2001. — 365 с.
3. Коджасиирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспнров. — М.: И: М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
•1 Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Пол общей род М.П. Лапчика. - М.: Издательский центр «Академия**. 2006. - 624 с.
5. Пак, Н.И. О технологии компьютерного моделирования в образовании / Пак Н.И. Педагогическая информатика. - 1994. -N9 1. - С. 47-53.
6. Роберт. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использовании / И.В. Роберт- М.: Школа-Пресс. 1994. - 65с.
7. Саурин, A.B. Элементы компьютерного моделирования в обучении учащихся взаимному расположению прямых и плоскостей в пространство / A.B. Саурин // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. - Омск: Изд-во ОмГПУ. 2007. — С.33-39.
8. Столяр, А-А. Педагогика математики. Изд. 3-є. перераб. и доп. / А.А. Столяр. — Минск: Высшая школа. 1986. — 414 с.
9. Тасмуратова. С.С. Методические основы интенсификации обучения по курсу математического анализа в педвузе. Дис. ... канд. под. наук/С.С.Тасмуратова — М., 1997. - 154с.
10 Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и студентов педагогических высших учебных заведений. / Л.М. Фридман. -М.: Московский психолого соцнальный институт: Флинта. 1998. -224 с.
САУРИН Алексей Владимирович, ассистент кафедры «Прикладная математика».
Статья поступила в редакцию 16.06.07 г.
© А. В. Саурин
УДК 378.14.007.2 : 004.9 Т. В. МАКАРОВА
Омский государственный технический университет
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ»
В статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода в образовании. В структуре общей компетентности специалиста выделяется компетентность в области информационно-коммуникационных технологий и рассматриваются ее составляющие. Автор рассуждает об этапах формирования информационно-коммуникационной компетентности инженеров специальности «Информационные технологии в дизайне».
В настоящее время одной из основных задач психологии и педагогики высшей школы является развитие личности студента и формирование его готовности к профессиональной деятельности. Задачу такого развития приходи тся решать в условиях стремительного обновления глобальной информационной среды и среды обучения. Ежегодно обновляется до 20 % прикладных и 5 % фундаментальных теоретических знаний, вследствие чего рабочие программы, составленные на момент поступления сгудеігга в вуз, к окончанию пятилетнего срока обучения оказываются устаревшими и утратившими актуальность. Студенты и преподаватели с сожалением понимают, что большая часть знаний, которые потребуются современному выпускнику в профессиональной деятельности, возможно, науке и обществу ещё не известна.
В этой связи на передний план начинают выдвигаться проекты системных изменений образования в высшей школе, реализующих более адаптированный к существующей ситуации компетентност-ный подход.
Идеи компетентностного подхода заключается в том, что основным результатом деятельнос ти образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а сформированный набор заявленных компетенций в шггеллектуальной, общественно-политической, общекультурной, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Под компетентностью в этом случае уместно понимать «совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально под-
ходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности» [ 1 ]. Выпускник в этом случае будет иметь в «копилке» не набор беспощадно устаревающих знаний, а некий уровень образованности, который станет определенной степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности [2].
В авторских исследованиях о компетентностном подходе приводятся различные варианты определения понятия «компетентности специалиста». При этом авторы вычленяют достаточно схожие отдельные составляющие структуры компетентности, которые в общем виде можно представить следующим образом:
— готовность к проявлению этого свойства в деятельности и поведении;
— знание средств, способов, программ вынолне-ниядействий, решения типичных и творческих задач, осуществление правил и норм поведения;
— опыт реализации знаний, то есть умения и навыки;
— ценностно-смысловое отношение к содержанию деятельности, её личностная значимость;
— эмоционально волевая регуляция деятельности.
Таким образом, профессиональной компетентностью специалиста будет интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний,