Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ: ЭТАПЫ И СТРУКТУРА'

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ: ЭТАПЫ И СТРУКТУРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОД / ШТРИХ КОД / ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев А.А., Александрова А.С.

В статье рассматривается основные подходы к определению таких понятий как: код, штриховое кодирование товаров. Подробно рассмотрены основные этапы и элементы штрихового кодирования товаров. Проанализирована основная структура штрихового кодирования товаров. Проанализированы программы штрихового кодирования товаров и разработана программа системы штрихового кодирования. Данная программа будет доступна только для торговых организаций, пользующихся кассовой программой. Внедрение, разработанной в данной работе, программы способно существенно сократить трудовые и временные ресурсы торговой организации, а также повысить её престиж и увеличит товарооборот.The article considers the main approaches to the definition of concepts such as: code, bar coding of goods. Discussed in detail the main stages and elements of bar coding products. Analyzed the basic structure of bar coding products. Analyzed program bar coding of products and developed a program system of bar-coding. This program will only be available to commercial organizations who use the cash program. The implementation developed in this work, programs are able to significantly reduce time and labor resources trade organization, and to increase its prestige and increase the turnover.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ: ЭТАПЫ И СТРУКТУРА»

Малышев А. А.,

доцент Александрова А.С. студент 3 курса

ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» (филиал)

Россия, г. Пенза

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ: ЭТАПЫ И СТРУКТУРА

Аннотация: в статье рассматривается основные подходы к определению таких понятий как: код, штриховое кодирование товаров. Подробно рассмотрены основные этапы и элементы штрихового кодирования товаров. Проанализирована основная структура штрихового кодирования товаров. Проанализированы программы штрихового кодирования товаров и разработана программа системы штрихового кодирования. Данная программа будет доступна только для торговых организаций, пользующихся кассовой программой. Внедрение, разработанной в данной работе, программы способно существенно сократить трудовые и временные ресурсы торговой организации, а также повысить её престиж и увеличит товарооборот.

Ключевые слова: код, штрих код, штриховое кодирование товаров.

THE ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF BAR CODING OF PRODUCTS: THE STAGES AND STRUCTURE

Abstract: the article considers the main approaches to the definition of concepts such as: code, bar coding of goods. Discussed in detail the main stages and elements of bar coding products. Analyzed the basic structure of bar coding products. Analyzed program bar coding of products and developed a program system of bar-coding. This program will only be available to commercial organizations who use the cash program. The implementation developed in this work, programs are able to significantly reduce time and labor resources trade organization, and to increase its prestige and increase the turnover. Keywords: code, barcode, barcoding of goods.

По мере развития информационной сферы многая вычислительная техника уже проникла в сферу производства и торговли. Но, не смотря на это, остроактуальным остаётся вопрос быстрого и надёжного ввода в ЭВМ информации о товаре с последующим осуществлением решения вопросов и задач, связанных, непосредственно, с фиксацией факта поступления, далее получения, далее отгрузки, продажи и передачи товара. Сам процесс осуществления решения данного вопроса осуществляется с помощью кодирования товаров.

Кодирование товаров, а именно необходимость в нем, существовала давно, но наивысшую значимость приобрела в последние десятилетия с внедрением электронно-вычислительной техники, как в производство, так и в торговую деятельность. За счёт облегчения обработки технико-экономической информации с помощью ЭВМ и повышения эффективности

функционирования автоматизированной системы управления расширилось назначение кодирования товаров.

Ручной ввод кода изделия в ЭВМ требует больших затрат трудовых, временных и финансовых ресурсов организации, а так же стоит отметить, что часто такой метод ввода информации приводит к ошибкам. В последнее время наиболее перспективным и быстроразвивающимся направлением автоматизации процесса ввода информации (кода товара) в электронной вычислительной машине для ряда областей использования вычислительной техники является применение штриховых кодов, наличие которого обязательно на всех видах, как продовольственных, так и не продовольственных товаров [3].

Первый этап в процессе рассмотрения данной темы представляет собой полный разбор понятия штрихового кодирования товаров.

В первую очередь необходимо рассмотреть основополагающее понятие

код.

Код товара - это знак (совокупность знаков), которые применяются, непосредственно, для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации [1, с. 331].

Также существует множество подходов к определению термина «кодирование товаров» разных авторов, но наиболее полным, глубоким и развёрнутым определением является следующее:

Кодирование товаров - это технология, позволяющая с помощью специальных устройств наносить код продукции, т.е. обозначения в виде цифрового, буквенно-цифрового и штрихового кода с целью их идентификации, на продукцию и считывать цифровые коды изделий [1, с. 331].

Следующим определением, которое необходимо затронуть, на равнее с другими, это что такое штрих, пробел, высота и ширина штриха или пробела, модуль и знак:

1. Штрих (полоса) - это темная зона (полоса) изображения на однотонном фоне светлого тона, ограниченная прямыми параллельными линиями [1, с. 331].

2. Пробел - это расстояние между двумя штрихами (тёмными полосами). Наиболее часто встречаются коды товаров, где пробел несёт определённую информацию, лишь в некоторых - это вспомогательная часть изображения и выполняет функцию элемента-разделителя [1, с. 331].

3. Высота и ширина штриха (пробела) - это размеры штрихового кода товара, выраженные в единицах измерения (миллиметрах, долях дюйма) или в безразмерных единицах (модулях) [1, с. 331].

4. Модуль - это основной размер, которому кратны все величины, определяющие параметры элементов штрихового кода [1, с. 332].

5. Знак - это совокупность штрихов и пробелов, несущих закодированную информацию о символе отображаемого алфавита [1, с. 332].

Элементы штрихового кода наносятся на поверхность носителя,

имеющего определенные светотехнические характеристики. При этом штрихи, наносимые с помощью красителей или каких-то других средств, хорошо поглощают свет на определенных длинах волн, а фоновая поверхность хорошо его отражает, что и используется при оптическом считывании.

И в последнюю очередь необходимо рассмотреть само, непосредственно, понятие штриховое кодирование товаров.

Штриховое кодирование товаров - это графическая информация, представленная последовательностью чёрных и белых полос либо других геометрических фигур, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, представляющая возможность считывания её техническими средствами, идентифицирования товаров, что позволяет уменьшить время на обработку данных о товаре [3].

Второй этап представляет собой процесс рассмотрения структуры кода товара и, непосредственно, структуры штрихового кода товара в разрезе.

В первую очередь разберём структуру кода товара и начнём с его определения:

Структура кода товара - это унифицированное цифровое изображение элементов состава и последовательности расположения знаков в штриховом коде товара установленными стандартами [1 с. 333].

Структура кода состоит из таких элементов, как алфавит, основание, разряд и длина.

Проанализируем каждый элемент в отдельности и более подробно:

Первым будет подвергнут рассмотрению такой элемент кода как алфавит кода товара, который представляет собой систему знаков, принятых для образования кода. Цифры, штрихи и пробелы чаще всего применяются в роли алфавита.

Соответственно, различают следующие виды алфавита кода продукции:

- цифровой - это алфавит кода, знаками которого является цифры (Например, консервам «Молоко сгущенное» Общероссийским классификатором продукции присвоен код 67);

- буквенный - это алфавит кода, знаками которого является буквы алфавитов непосредственно языков, принадлежащих к группе естественных;

- буквенно - цифровой - это алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов и цифры (Например, свежие плоды имеют код СЗ, а овощи - С4);

- штриховой алфавит кода - это алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширину которых сканеры считывают в виде цифр (Яркими примерами могут служить штриховые коды ЕА№ ОКП) [2 с. 62].

Следующим, анализируемым элементом кода товара, является основание кода, которое представляет собой общее число знаков в алфавите кода товара [2 с. 62].

Дальнейшим, подвергнутым также рассматриванию, элементом

является, непосредственно, разряд, который определяет последовательность расположения знаков к коде товара. Разряд кода товара представляет собой позицию знаков в штриховом коде товара.

Последним составляющим элементом структуры кода товара является длина кода, которое представляет собой число знаков в коде без учета пробелов. Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вводится контрольное число, используемое для проверки записей кода товара [4].

Стоит отметить, что штриховое кодирование товаров является наиболее распространенным средством автоматической идентификации товаров[1 с. 333].

Среди нескольких десятков схем кодирования товаров, принятых к употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN или 1ТБ являются наиболее распространенными. Коды EAN подразделяют на следующие типы ЕА^8; БАК-13, а также существует такой код как Г^-14, но он характерен только для транспортной тары. Структура штриховых кодов данных систем штрихового кодирования представлена в таблице 4 [5].

Таблица 4. Структура систем штрихового кодирования товаров

Порядковые номера знаков в

№ п-п

Структура кодов

штриховом коде товара (упаковки) Типы штриховых кодов

ПТ-14 (для

EAN-8 EAN-13 транспортной упаковки)

1 Страна, в которой находится банк о штриховых кодах 1-2 1-2 1-2

2 Организация- изготовитель или продавец 3-5 3-7 3-7

3 Информация о товаре (код товара) 6-7 8-12 8

4 Код упаковки товара - - 9-13

5 Контрольная цифра 8 13 14

Как видно из полученных данных таблицы, первые две цифры в штриховом коде - это код страны, где находится организация-производитель. Коды стран, которые могут быть указанны в штриховом коде товара в виде первых двух или трёх цифр, приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Коды стран местонахождения банка данных о штриховых

кодах товаров

Страна Код Страна Код

США и Канада 00-90 Норвегия 70

Франция 30-37 Израиль 729

Болгария 380 Швеция 73

Германия 400-440 Мексика 750

Страны СНГ 460-469 Венесуэла 759

Гонконг 486 Швейцария 76

Япония 45-49 Аргентина 776

Великобритания 50 Чили 780

Греция 520 Бразилия 789

Кипр 529 Италия 80-83

Ирландия 539 Испания 84

Бельгия 54 Куба 850

Португалия 560 Чехословакия 859

Исландия 569 Югославия 860

Дания 57 Турция 869

Польша 590 Нидерланды 87

Венгрия 599 Южная Корея 880

Финляндия 64 Сингапур 889

Китая 690 Австрия 90-91

Новая Зеландия 94 Австралия 93

Россия 460-469 Мальта 535

Словения 383 Марокко 611

Тайвань 471 ЮАР 600-601

Эстония 475 Тунис 619

Латвия 475 Колумбия 770

Литва 477 Перу 775

Уругвай 773 Бывшая Югославия 860

Малайзия 995

Следует помнить, что код страны местонахождения банка данных о штриховых кодах товаров может не совпадать со страной происхождения товара. Это может происходить по следующим причинам, если:

- изготовитель (продавец) зарегистрировал товар в отечественном и зарубежном банках данных;

- фирма была зарегистрирована и получила штриховой код товара не в родной стране, а в той, куда в основном экспортируется ее продукция;

- товар был изготовлен дочерним предприятием;

- товар был изготовлен производителем в одной стране, но выпускается по лицензии другой страны;

- товар выпускается предприятием, учредители которого являются фирмы из разных государств [4].

Следующие 3-5 цифр в штриховом коде продукции представляют код организации-изготовителя. Его присваивает на каждый вид товара централизованно-национальный орган страны, в которой был произведён, непосредственно, сам товар. В России, а так же других странах СНГ штриховым кодированием товаров занимаются ЮНИСКАН - это внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации. ЮНИСКАН выдает предприятиям России коды, разрабатывает методику по использования кодов ЕЛ^4].

Следующие 6-7 (8 или 8-12) цифры в штриховом коде представляют собой код товара, присваивается организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в границах своего предприятия. Организация-производитель в данные цифры может закодировать следующие, необходимые для идентификации, данные: наименование, цвет, артикул, массу, сорт, размер и т.д. [4].

Только в штриховом коде ITF-14 присутствует код упаковки - это 9-13 (13 включительно) цифры в штриховом коде продукции. Код упаковки - это уникальный числовой номер, характерный для упаковки каждого вида товара. В основном код упаковки указывается, непосредственно, на упаковке товаров медицинского назначения. Если производитель подвергает изменению какие-либо компоненты товара медицинского назначения, то код упаковки, естественно, перекодируется [4, 5].

Завершающей (контрольной) штриховой код цифрой является 8-я, 13-я или 14-я цифра, в зависимости от системы штрихового кодирования продукции, является контрольной цифрой. Контрольная цифра предназначена для считывания штрихового кода товара сканером по алгоритму ЕА^ суть которого заключается в процессе подтверждения правильности (не фальсификации) штрихового кода товара.

А также стоит отметить, что в штриховом коде имеются такие составляющие элементы как удлинённые краевые штрихи. Они помещены в начале и в конце штрихового кода товара и указывают начало и конец, «старт» и «стоп» процесса его сканирования [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так же имеются центральные удлиненные штрихи, разделяющие сам штриховой код товара на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода товара. Иногда в правом нижнем углу штрихового кода товара располагается знак «>», он означает, что данный товар изготовлен по лицензии [1 с. 334].

Третий этап представляет собой, непосредственно, процесс рассмотрения основных преимуществ штрихового кодирования товаров.

Все преимущества подразделяются в зависимости от лица, с точки зрения которого будут рассматриваться, соответственно, преимущества штрихового кодирования товаров:

Преимущества штрихового кодирования товаров с точки зрения производителя:

1. штрих-код на упаковке - это свидетельство о наличии у производителя всего того, что необходимо для осуществления штрихового кодирования товаров в установленном законе порядке [5];

2. у отечественных товаров есть возможность попасть на мировой рынок [5];

3. предприятия имеют возможность проводить торговые операции с заграничными партнёрами на равном техническом уровне [5];

4. обеспечение безопасности, скорости, достоверности информации и автоматизации обработки [5].

Преимущества штрихового кодирования товаров с точки зрения провизора:

1. возможность быстрой идентификации товаров [5];

2. выявление фальсифицированных товаров [5];

3. возможность получения информации о товаре, как в ассортименте, так и в целом по видам и товарным группам по следующим

показателям:

- объёму поступления за определённый период (срок) времени;

- объём продаж за текущий период времени;

- текущий остаток;

- динамика товародвижения [5].

Преимущества штрихового кодирования товаров с точки зрения потребителей (покупателей):

1. отсутствие очередей возле касс [5];

2. исключения обмана при расчётах [5];

3. возможность получить кассовый чек с указанием наименования товара, его количества, стоимости (цены), сумма полученная от покупателя и сумма сдачи [5].

Четвёртый этап в процессе рассмотрения данной темы представлен обзором признаков, которые предоставляют возможность отличить фальсифицированный штриховой код от подлинного. Ими являются:

1. размеры штрихового кода товара [5];

2. цветовая материализация отдельных элементов штрихового кода товара, а именно:

- цвет штрихов в коде должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым;

- цвет пробелов в коде совпадающий по цвету с фоном, белый допускается желтый, оранжевый, светло-коричневый;

- применение любых оттенков красного и желтого цвета для штрихов, так как они не считываются сканером [5];

3. место нанесения штрихового кода товара:

- на заднюю стенку квадратной и прямоугольной упаковки товара в правом нижнем углу на расстоянии от правого края = 5 мм и от нижнего края - 3мм, на круглую и овальную упаковку товара штриховой код наносится, если угол кривизны >/= 30 градусов;

- штриховой код товара не должен размещаться на месте, где уже есть другие элементы маркировки;

- нанесение на упаковку только одного штрихового кода EAN или UPC

[5];

4. факт нанесения двух кодов допускается в случае, если организация-производитель произвела регистрацию в двух ассоциациях [5].

Пятый этап представлен процессом подтверждения правильности штрихового кода товара. Без применения ЭВМ данный процесс будет представлять собой расчёт контрольной цифры, осуществляемый вручную в соответствии следующей шаговой последовательности:

1 шаг: складываем цифры, стоящие на четных позициях штрихового кода товара [2 ст. 63];

2 шаг: результат 1-го шага умножаем на 3[2 с. 63];

3шаг: складываем цифры, стоящие на нечетных позициях штрихового кода товара [2 ст. 63];

4 шаг: складываем результаты 2-го и 3-го шагов [2 с. 63];

5шаг: контрольное число представляет собой разность между окончательной суммой (результат 4-го шага) и ближайшим к ней высшим числом, кратным 10 [2 ст. 63].

Рассмотрим данный процесс на примере товара, купленного в торговой организации, козинак подсолнечный (Азовской кондитерской фабрики): штриховой код системы кодирования EAN-13 - 4 620004 251619

1шаг: 6+0+0+2+1+1=10; 2 шаг: 10*3 = 30; 3 шаг: 4+2+0+4+5+6 = 21; 4 шаг: 30+21 =51; 5 шаг: 60-51 = 9.

Полученная после расчета цифра совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это означает, что товар фирменный и произведен законно. Так же стоит отметить, что штриховой код товара нанесен по всем правилам нанесения штриховых кодов, т.е. на упаковке имеется один штриховой код, размещённый на обратной стороне, штриховой код товара не повреждён и не затенён, цвет печати штрихового кода товара оптимально контрастен [4].

Данный вариант проверки правильности штрихового кода товара требует больших временных, трудовых и денежных ресурсов организации. Стоит учесть, что, если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штриховом коде товара (продукции), это означает, что товар не является фирменным и произведен незаконно. Данная продукция может нанести урон как потребителям-покупателям (например: отравление, пенициллотоксикоз и др.), так и организации, осуществляющей торговую деятельность (начиная с ухудшения статуса данной торговой организации, ухудшению финансовых показателей заканчивая её закрытием). Те и другие последствия очень значимы для общества.

В целях открещивания от данных губительных последствий, можно предложить осуществление процесса внедрения в сферу торговли компьютерную программу «ШК-киллер», которая в свою очередь будет автоматически осуществлять процесс, непосредственного подтверждения правильности штрихового кода продукции.

Программа «ШК-киллер»:

- с помощью кассира и лазерного сканера, входящего в состав технического оснащения кассы, будет осуществляться процесс считывания штрихового кода товара с последующим перемещением данных в программу «ШК-киллер».

- далее осуществит процесс подтверждения правильности кода продукции пошагово и выполнит сравнение контрольной цифры с получившимися результатами вычислений за 2 секунды и выдаст следующие результаты: зелённое подсвечивание позиции проверяемого товара - товар произведён официально и светло красное подсвечивание, что говорит об обратном.

- может быть написана на следующих языках программирования: C++, C# (си шарп), java, python.

Программа для проверки правильность штрихового кода «ШК-киллер»

может быть интегрирована в кассовую программу, где процесс активации и работы «ШК-киллера» будет осуществляться по следующим этапам:

1. открытие вкладки «Операции» в кассовой программе, где будет представлено не большое меню с различными позициями, которые находятся в зависимости от специфики торговой организации;

2. нахождение и нажатие на позицию «Проверка ШК», после чего на экране будет представлено новое окно - это и есть программа «ШК-киллер»;

3. осуществление считывания кассовым лазерным сканером штрихового кода товара;

4. перемещение информации о товаре в программу «ШК-киллер»;

5. в течение 2 секунд программа выдаст результат, по средствам подсвечивая позиции товара в определённый, один из двух, цвет, характерный для каждого варианта ответа - светло красный и зелёный.

Подводя итоги, выделим, что код товара является неотъемлемой частью каждого товара, т.к. содержит в себе основную информацию о нем. Но стоит отметить, что ввод кода товара в электронную вычислительную машину вручную может привести к ошибкам. Во избежание данной неприятности организации прибегли к наиболее растущему направлению автоматизации ввода информации в ЭВМ - это штриховой код товара. С

Существует множество систем штрихового кодирования товаров, но самыми распространенными являются ЕА^13(состоит из 13 цифр: 1-3 цифры - код страны, 4-7 - код изготовителя, 8-12 - код товара, 13 - контрольная цифра), ЕА№8 (1-2 цифры - код страны, 3-7 - код производителя, 8 -контрольная цифра. Характерно для малых размеров упаковки) и ITF-14 (1цифра - код упаковки, 2-4 - код страны, 5-8 - код изготовителя, 9-13 - код товара, 14 - контрольная цифра. Данная система штрихового кодирования товаров характерна только для транспортной тары).

Контрольная цифра означает официальность производства данного товара в том случае, если она совпадает с результатом вычислений, выполняемые в процесс проверки правильности штрихового кода товара. Данный процесс может выполняться вручную, но автоматизированный способ является наиболее рациональным и может осуществляться с помощью компьютерной программы «ШК-киллер», которая может быть интегрирована в кассовую программу. Предлагаемая программа будет осуществлять процесс непосредственной проверки правильности штрихового кода товара в течение двух секунд с момента перенесения данных штрихового кода товара в неё, по средствам сканера. Результат будет представляться в виде подсвечивания позиции товара в программе зелёным (аргументирует о верности штриховой код товара) или светло красным (аргументирует о не верности штриховой код) цветами.

Внедрение данной программы, а именно «ШК-киллер» способно существенно сократить трудовые и временные ресурсы торговой организации, а также повысить её престиж и товарооборот.

Использованные источники:

1. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учеб- ник / С. Л. Калачев. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 463 с.

2. Товароведение продовольственных товаров / В.А. Тимофеева. Учебник. Изд-е 12-е, доп. и перер. —Ростов н/Д: Феникс 2013. - 416 с.

3. Арманд В.А. Железнов В.В. «Штриховые коды в системах обработки информации» [интернет-издание]

4. www.ek-lit.agava.ru (Библиотека экономической и деловой литературы)

5. http://www.cisg-library.org

Мальцева В.В. студент 3го курса Харченкова Г.И., к.техн.н.

доцент

Амурский государственный университет

Россия, г. Благовещенск ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГОМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ООО «ТЕПЛОСЕТЬ» Статья посвящена направлению совершенствования материально-технического обеспечения ООО «Теплосеть». В ней подробно представлены организационная структура, анализ материально-технического обеспечения предприятия. Также был проведен анализ основных показателей деятельности организации

По выявленной проблеме было разработано предложение по совершенствованию материально-технического обепечения, составлен прогноз расходов на 2017 год на реализацию предложенного мероприятия. Также была произведена оценка эффективности мероприятия.

Ключевые слова: закупка, поставщики, топливо, материально-техническое обеспечение.

Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.

Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. В связи с этим, выбранная тема работы является актуальной.

Целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию материально-технического обеспечения на предприятии ООО «Теплосеть».

ООО «Теплосеть» обслуживает 38 котельных, расположенных в городском округе г. Свободный Котельные производят тепловую энергию в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.