УДК 65.027
И. А. Биктагиров, Р. И. Биктагиров
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИМПОРТА КОНКУРИРУЮЩИХ ТОВАРОВ
НА ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В ЧАСТИ ПРОДУКЦИИ,
ПРОИЗВОДИМОЙ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Камский кластер, импорт конкурирующего товара на таможенную территорию Таможенного союза, защита внутреннего товарного рынка, мониторинг импорта, география импорта шин, товарная позиция.
Цель организации системы мониторинга импорта конкурирующих товаров на территорию Таможенного союза состоит в выявление признаков демпинга или возросшего импорта товара и угрозы причинения ими материального ущерба предприятиям - участникам Камского инновационного территориально-производственного кластера.
Keywords: World Trade Organization,, the Kama cluster, rival goods import on the territory of Tariff union, internal market protection, import monitoring, tires imports geography, commodity position.
The purpose of organizing rival goods import monitoring system on the territory of Tariff Union is to find signs of dumping or increased import of goods and a threat of making them material damage to the enterprises that are part of the Kama innovative territorial-production cluster.
В рамках реализуемой «Программы поддержки Камского инновационного
территориально-производственного кластера на 2013- 2016 годы» Казанский национальный исследовательский технологический университет приступил в марте этого года к созданию Системы мониторинга импорта конкурирующих товаров на территорию Таможенного союза в части продукции, производимой предприятиями Республики Татарстан. Заказчик проекта-Некоммерческое Партнерство «Камский инновационный
территориально-производственный кластер»,
исполнитель - Центр ВТО Казанского национального исследовательского
технологического университета. Участниками проекта являются 30 предприятий и организаций Республики Татарстан, в том числе 25 предприятий Камского кластера, которые предоставили для мониторинга 300 товарных позиций по 15 товарным группам.
Основными направлениями работы Центра ВТО КНИТУ в рамках проекта являются:
первое - изучение условий доступа на товарные рынки 45 стран-членов ВТО по предоставленным участниками проекта товарным позициям;
второе - мониторинг импорта конкурирующих товаров на территории Таможенного союза, России, Белоруссии и Казахстана в части продукции, производимой участниками проекта.
В рамках первого направления Центр ВТО КНИТУ изучает и планируем информировать участников проекта о действующих импортных таможенных пошлинах в 45 ведущих странах-членах ВТО по предоставленным предприятиями кластера товарным позициям.
В ходе исследований было установлено, что страны-участницы ВТО периодически
пересматривают импортные таможенные пошлины [1,2]. Это означает, что данная информация должна
также периодически обновляться и оперативно доводиться до предприятий республики.
Далее, выяснилось, что действующие в развитых странах импортные таможенные пошлины практически по всем исследуемым товарным позициям ниже, чем в Таможенном союзе (рис. 1). К примеру, по товарным группам «Шины и покрышки пневматические резиновые новые» и «Камеры резиновые» таможенные пошлины в Японии и Израиле нулевые.
Импортные таможенные пошлины в странах-членах ВТО нл 01.01.2014 г,
ClflUEJ Шшш и и крыша [шевмлти'гсекве решиовые Камеры резиновые
Австралия 4,S 4,0
ЕС-3 8 m.n 1,0
И IjllLLII, 0,0 0,0
КЛШД1 m .n 7,0 6,5
КнпН МЛ* Г/ mii\ 25,0
США in 11 4,0 0,(1 3,7
]'' . .111 il:, Koprfl 5,0 5,0
/11 hi: 0,0 0,0
Ъш&кенш>1П союз (РФ, РБ.РК) 5,0 - 1S.0 5.0 - 15,0
Источник; ""Го.ОГЕ
Рис. 1 - Импортные таможенные пошлины в странах-членах ВТО
Это натолкнуло на мысль о том, что необходимо исследовать действующие в странах-членах ВТО технические барьеры [3].
Поэтому, в рамках первого направления исследований Центр ВТО КНИТУ изучает действующие в странах-членах ВТО технические регламенты, стандарты, процедуры оценки соответствия, а результаты изысканий Центр намерен довести до республиканских предприятий и тем самым способствовать продвижению, производимой ими продукции на товарные рынки стран-членов ВТО.
Второе направление исследований
Алгоритм мониторинга импорта конкурирующих товаров на территорию Таможенного союза включает ряд этапов:
1. Предоставление Заказчиком перечня товарных позиций для мониторинга.
2. Выявление Исполнителем признаков демпинга или возросшего импорта товара на территории Таможенного союза.
3. Оценка Исполнителем и Участником проекта потенциальной угрозы причинения предприятию материального ущерба.
4. Принятие Объединением товаропроизводителей аналогичной продукции Таможенного союза решения об инициировании антидемпингового или специального защитного расследования.
Цель мониторинга - выявление признаков демпинга или возросшего импорта товара и угрозы причинения ими материального ущерба предприятиям - участникам проекта.
Рассмотрим на примере товарной группы «Шины и покрышки пневматические резиновые новые» - всего 10 товарных позиций - некоторые результаты мониторинга (рис. 2).
Первое. Результаты исследований свидетельствуют о том, что на территорию Таможенного союза экспортируют аналогичную продукцию от 30 до 55 стран-членов ВТО.
География импорта товаров на территорию Таможенного сою )Э (на примере товарной группы 4011)
Шины и покрышки лневматичесние рпинииыс hcul.il- I
Нлныешванне тавщш Код товпрной пнищи ТНВЗД Еалвчгетво гтрян-жпортгров
- с посадочным inasieipoM невее 1 3 ■1011 1000(1 1 43
-с посадочный днонетрои 1 ? пболее, ноне ioiie 16 4011 10 0002 52
- прочие 4011 10 000 9 SS
■■< ннпевсом tmrpyiEH не бодн 121 4011 20 10(1 9 37
-с индексом нпгрузЕКболее 121 4011 20 900 1 41
■■прочие 4011 20 MS 32
- дтв сельс}Ж(пяйс1веннык ГС 4011 ilOOOO 38
- пи ТС вшолиуемж в «ротежтк 4011 62 000 (1 34
-длн сельска™пяйс1Еенны\ТС. прочие 4011 52 000 0 37
- пи ТС вшслиуекж в «ротежтк. прочие 4011 S3 000 0 30
Рис. 2 - География импорта товаров на территорию Таможенного союза
Далее, импорт «Шин и покрышек пневматических» по 10 товарным позициям в 2013 г. по сравнению с 2012 г. сократился на 0,7 % на территорию Таможенного союза и на 3,2 % на территорию России, а на территории Казахстана и Белоруссии импорт возрос соответственно на 23,6 % и 19,4 %.
Иная картина по товарной группе «Камеры резиновые». Импорт товаров по данной группе возрос за два года на 128 % на территорию ТС, на 129 % - на территорию России, 90 % - Казахстана и 22 % - на территорию Белоруссии (рис. 3).
На общем фоне снижения импорта «Шин и покрышек пневматических» на территории Таможенного союза и России по трем из десяти товарным позициям наблюдается увеличение импорта
товаров на территории Таможенного союза и Российской Федерации. Можно видеть географию импорта на территорию России по странам-экспортерам и её динамику (рис. 4).
Динамики импорта товара ни территории Таможенного со ют
Годы тшшшш Kj IJI.U'iJLI Белоьусснв
нлв. юг. Доля в импорт (■ Тяжебного Союм, W
HIJULJ.I II ПикрЫШкИ nUtSMHTmrvkllr реши иные Н1Ш1.И'
»12 28.24 90,3 JJ 4.4
2013 2S.03 Ml С.6 SJ
Itm лыиммы Ш % Ш% 123.6% m.4 %
Кимсры |ir in новые
2012 1.63 ш 6.7 4.9
2013 3.71 т «.S 2.6
ГйЧ« МИНЯЛПи 228,0 % 229.0 % 190.0 % 122.0%
ИСТИНЫ* НЯфО|р>ШЛИ: |анш-пшищ-.плЛл РОССИЙСКИ Фшриилн:
Кчметгг тач<№еннрг<> питали РесгуЛтнки Кипела; Гос^пргтняый тяжадмиыИ кюштет РкхгАига Беларусь
Рис. 3 - География импорта товаров на территорию таможенного союза
Диилмикя импорта по некоторым товарным пошипят
Keg I . 1инамика игнгтпртя на TVpffVTVpn, % L н ;>..: ;ц.ч щшпрта на
ТОДАрНйЯ террвторвн РФ
ЛОТТШГ1Т
ТНВЭД Навненавиавс ТС' РФ страны -Экспортеры динамика UMJliNJNlj
4011 20 100 !> Шины к нюансом кагрулкн не Более 121 14(1% КнтаЕ! Полыш США 129 4 355 4 :ЕО%
40110: оооо Шины ¿и ТС. используемых в строительстве 11(1% 121 % КнтаЕ! Пкдня 127 4 210 4
4011 93 000 0 Ш]]ны для ТС. ::ai:.;i>r.cin.x a ст^тетьстм. прочие 111 % Польша Китай Фнн/ннлил Германия ЗЕ9 4 133 4 330 4 320%
Рис. 4 - Динамика импорта по некоторым товарным позициям
Также можно видеть географию импорта шин и покрышек по 10 товарным позициям в разрезе предприятий-экспортеров конкурирующих товаров (рис. 5).
География импорта шинной продукции (предприятия п поставщики экспортеры)
I_ШиЕЫ И пркрьпцки пневматические резиновые -ii.Bpie_I
HIBHCBOBUBC ТОНфЯ KG TOBbpUOB iiiiiHjLHji TUB ЭД шыичтъе лкпвшвш
-- е посщючиыы дня метров м«нее 1S 4011 LOW»] m
— с шеадочныы диаметром 1Г л оолее. но не ioiee 16 4011 100002 1462
•• ВртЧЩ 4(111 100009 1551
— с индексом HarpiyiKH не более 121 4011 20 (099 534
-■ t вдккнш широта Gwiet 121 4011 20 9001 «66
— прочие 4011 209099 320
-■ лля с епьс косо эяй стенных ТС 4011610000 45(1
— дм ТС нслольлушык ь строительстве 4011 62 0000 250
— лля сельсконляйслБеккыя ТС. прочие 4011 92 0000 345
-■ 1тя ТС испо.тьт^ыык в «ротшьспа, прочие 401193 0000 326
Рис. 5 - География импорта шинной продукции
География импорта весьма широкая. На территорию России «Шины и покрышки пневматические» экспортируют свою продукцию от 250 до 1551 предприятий-экспортеров и поставщиков из различных стран-членов ВТО.
При этом можно видеть наименования иностранных предприятий-экспортеров поставщиков, а также по каждому поставщику объем его импорта на территорию России в натуральном и стоимостном выражении, а также экспортную цену каждого поставщика по каждой товарной позиции в динамике с 2011 по2014 годы.
В результате исследований были выявлены признаки демпинга и возросшего импорта по 10 товарным позициям, входящим в товарную группу «Шины и покрышки пневматические резиновые новые» (рис. 6).
Выявленные признаки недобросовестно» конкуренции
К>л лмирииЛ пошипи ТНБЭД Пришли ведши его ЬПГПмрТЬ дешивгй
- Шш С ЛО'.ЛЮЧкУ:'! ЛТЭДЁТрйМ 15 4011 10 0(10 1 в 5
- с тыс&ытким лишетрсот 15 нСа-нс. ш № и М Л-г 16 1011 10 000 2 7 5
- П|Х)Ч1Н «11 10 000 9 4 6
- Шш с |ащекссос натеки не йллки 121 401120 100 9 4 7
■■ с шисюд»! наготы] бгп« 121 4011 20 900 1 4 4
■■ гтрзчи; 4011 20 900 9 1 3
■■ ШвиыаисньсшяамйственныяТС 4011 61 000 0 3 5
-111 тс нсттальгуеиы* б строительстве 4011 <52 000 0 4 5
- для Скль. клли лан^ть-лнни:. тс. тфочне 4011 92 000 0 2 7
- 1л тс нсттгуеиьрт в строительстве. ПрОЧИВ 4011 93 000 0 2 7
Рис. 6 - Выявленные признаки недобросовестной конкуренции
Мы не утверждаем, что нами выявлены факты демпинга или возросшего импорта товаров, мы говорим о признаках демпинга и возросшего импорта. Для того, чтобы доказать факт демпинга необходимо сравнивать имеющуюся у нас экспортную цену товара с его внутренней ценой, т.е. ценой продаж этого товара в стране её происхождения. При этом период наблюдения должен составлять 12 месяцев.
А это уже самостоятельное, совместное с предприятиями исследование.
А для того, чтобы доказать факт возросшего импорта необходимо располагать статистической информацией за три предшествующих календарных года. Мы пока работаем с полученной информацией за 2012-2013 годы, после чего приступим к обработке статистической информации за 2011 г. и 2014 г. И только после этого мы сможем делать выводы о наличии или отсутствии возросшего импорта по каждой товарной позиции.
Кроме того, для оценки материального ущерба, необходима информация по целому ряду показателей, характеризующих экономическую деятельность предприятия за 2014 г. и три предшествующих года: объем производства и реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении, цена реализации товара, размер прибыли или убытков предприятия, размер товарных запасов,
степень загрузки мощностей предприятия, численность занятых работников предприятия и т. д.
И это тоже самостоятельное совместное с предприятиями исследование.
Центр ВТО КНИТУ планирует с сентября 2014 г., по мере готовности, начать предоставлять заказчику и Участникам проекта отчеты, в которых будет содержаться информация по каждой товарной позиции отдельно о динамике импорта на территории Таможенного союза, России, Казахстана, Белоруссии, а также на территорию РФ по странам-экспортерам и предприятиям-экспортерам за 2011, 2012, 2013 гг. и за каждый месяц 2014 г. с указание объема импорта конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражении, экспортной цены этого товара, а также с указанием выявленных признаков демпинга или возросшего импорта товара за стороны иностранных предприятий-экспортеров.
По мере получения предприятиями-участниками проекта информации Центр ВТО КНИТУ должен приступить к следующему этапу совместной с предприятиями работы, суть которой состоит в доказательстве фактов демпинга или возросшего импорта товара, доказательстве материального ущерба ими причиненного, доказательстве связи между демпингом или возросшим импортом товара и материальным ущербом и, наконец, в подготовке и подачи заявления в Департамент по защите внутреннего рынка ЕАЭК о применении антидемпинговой меры или специальной защитной меры.
Таким образом:
1. Мониторинг импорта конкурирующих товаров в целях защиты экономических интересов республиканских товаропроизводителей на региональном уровне возможен.
2. Требуется тесное взаимодействие предприятий - участников проекта с Центром ВТО КНИТУ и производителями аналогичной продукции стран-членов Таможенного союза.
3. В рамках программы поддержки Камского кластера Центр ВТО КНИТУ провел в 2014 г. обучение 25 специалистов участников проекта по программе профессиональной переподготовки «Инновационный и производственный менеджмент организации в условиях ВТО и Таможенного союза» и 20 специалистов по программе повышения квалификации «Российская система технического регулирования в условиях Таможенного союза и Всемирной торговой организации».
Центру ВТО КНИТУ совместно с НП «КИТПК» и предприятиями РТ необходимо продолжить работу по подготовке специалистов в сфере технического регулирования и защиты внутреннего товарного рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей.
Концепция проводимого комплекса исследований и первые результаты работы были доведены Центром ВТО КНИТУ 26 мая 2014 г. до участников совещания Экономического совета при Кабинете Министров Республики Татарстан по вопросам оценки воздействия вступления России в ВТО на экономику Республики Татарстан. В работе совещания приняли участие Президент Республики Татарстан Р. Н.
Минниханов и директор Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития Российской Федерации М.Ю. Медведков.
Экономический совет при Кабинете Министров Республики Татарстан своим Решением № ИХ-12-159 от 02.06.2014 г. поручил Центру ВТО КНИТУ «продолжить мониторинг импорта конкурирующих товаров на территорию Таможенного союза в части продукции, производимой предприятиями Республики Татарстан».
Директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Российской Федерации М.Ю. Медведков, положительно оценив концепцию региональной системы мониторинга и промежуточные результаты работы ИДПО КНИТУ, высказал
пожелание довести опыт организации системы защиты экономических интересов предприятий Камского инновационного территориально -производственного кластера до субъектов Российской Федерации.
Литература
1. Е.В. Приймак, Р.И. Биктагиров, Вестник Казанского технологического университета, 9, 279-281 (2013).
2. И.А. Биктагиров, А.В. Хохлов, Р.И. Биктагиров, Вестник Казанского технологического университета, 10, 248-252 (2013).
3. Е.В. Приймак, Вестник Казанского технологического университета, 10, 284-288 (2012).
© И. А. Биктагиров - канд. эконом. наук, доцент, директор Центра ВТО ИДПО КНИТУ, [email protected]; Р. И. Биктагиров - магистрант К(П)ФУ.
© 1 A. Biktagirov - cand. econ.sci., the senior lecturer, the director of the Center of WTO IDPO [email protected]; R. 1 Biktagirov - magistrant The Kazan Federal University.