Научная статья на тему 'Организация системы контроля качества и сертификации производимой на предприятиях продукции'

Организация системы контроля качества и сертификации производимой на предприятиях продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА / QUALITY OF PRODUCTION / THE QUALITY MONITORING SYSTEM / THE ORGANIZATION OF MAINTENANCE OF QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров Валентин Николаевич, Зось-киор Николай Валериевич, Кальченко Николай Николаевич, Соколова Наталья Сергеевна

Представлены результаты исследования организации контроля качества продукции на предприятиях ОАО«Луганскмлын»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION PRIESTS OF THE MONITORING SYSTEM OF QUALITY AND CERTIFICATION OF PRODUCTION MADE AT THE ENTERPRISES

Results of research of the organization of quality assurance of production at Open Society "Луганскмлын" enterprises are presented

Текст научной работы на тему «Организация системы контроля качества и сертификации производимой на предприятиях продукции»

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДИМОЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОДУКЦИИ В.Н. Г ончаров, д-р экон. наук, профессор

Восточно-Украинский национальный университет им. В. Даля, г. Луганск Н.В. Зось-Киор, канд. экон. наук, доцент,

Н.Н. Кальченко, канд. экон. наук, доцент, Н.С. Соколова, ассистент

Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск

Представлены результаты исследования организации контроля качества продукции на предприятиях ОАО«Луганскмлын»

Постановка проблемы

Развитие рыночной экономики и усиление конкурентной борьбы между товаропроизводителями предъявляют требования к качеству реализуемой продукции (услуг). Поэтому разработка и практическое внедрение системы контроля качества и сертификации товаров на предприятиях, в частности сельскохозяйственных и перерабатывающих, являются очень актуальными и жизненно важными вопросами сегодняшнего дня. Проблемы существуют как чисто научные, так и предметно-практического характера и содержания с точки зрения адаптации предприятий в конкурентной среде их функционирования. Страны с высокоразвитой рыночной экономикой подают эталонные образцы и примеры решения проблемы качества в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Высочайшие стандарты качества характерны, прежде всего, для экономики Японии. Украина в своём развитии должна ориентироваться на достижения этих стран, поскольку из-за низкого качественного уровня украинские товары на данный момент времени являются неконкурентоспособными на мировом рынке.

Анализ последних исследований и публикаций

Учёные-экономисты уделяют большое внимание проблемам изучения качества производимых предприятиями товаров. Украина и страны СНГ следуют практическому примеру западноевропейских государств, США и Японии. В частности, подвергаются достаточно серьёзному анализу отечественные варианты указанной проблематики: комплексная система управления качеством работ и продукции (КСУКРП), изначально зародившаяся во Львовской области, а также западные образцы: система «точно-вовремя», кайзен, канбан, кружки качества и т. д.

Ряд авторов внесли весьма существенный вклад прежде всего в развитие научной теории по проблемам качества [2, 10, 3, 8]. У других же учёных доминируют эмпирические аспекты над академическим уровнем исследований. В их трудах достаточно широко представлено обобщение

передового опыта по контролю качества и

сертификации производимой предприятиями продукции, что характерно для отечественных ученых [1, 4, 5, 6, 7, 9] и, соответственно, опубликованных ими работ. Но наиболее узкое место для отечественной науки и практики по проблемам качества - это отсутствие, на наш взгляд, весомых рекомендаций для предприятий с корректировкой на специфику местных условий и менталитет касательно внесения радикальных изменений в качество

производимой продукции (услуг) и труда, затрачиваемого на эти товары.

Формулирование цели статьи - обоснование весомости системы контроля качества и

сертификации продукции как наиболее кардинального фактора для дальнейшего повышения экономической эффективности производства.

Основной материал исследования

В 2008 году нами проводилась научноисследовательская работа в ОАО «Луганскмлын» г. Луганска. Предприятие является многоцелевым производственным комплексом с высокими технологиями и широким ассортиментом выпускаемой продукции. В его состав входят следующие структурные подразделения:

1. Мельзавод — производительностью 500 тонн в сутки по производству пшеничной муки высшего, первого и второго сортов, муки для макаронных изделий, манной крупы, пшеничного зародыша и отрубей.

2. Крупзавод — производительностью 200 тонн в сутки по производству круп в ассортименте: кукурузная мелкая, пшеничная, пшенная, гречневая, перловая, гороха муки ржаной, сеяной, обдирной, обойной муки, ржаных отрубей.

3. Комбикормовый завод по производству 500 тонн в сутки рассыпных и гранулированных комбикормов для птицы, свиней, крупного рогатого скота, рыбы, собак.

4. Кукурузно-калибровочный завод -обрабатывающий 1500 тонн гибридных семян кукурузы за сезон.

5. Два элеватора общей емкостью хранения 65000 тонн.

6. Цех по производству хлебобулочных и макаронных изделий.

ОАО «Луганскмлын» поставляет свою продукцию хлебозаводам, кондитерским и макаронным фабрикам, птицефабрикам, иным предприятиям, организациям и учреждениям Луганской области и регионам Украины. Являясь надежным деловым партнером ОАО «Луганскмлын» осуществляет поставку своего ассортимента продукции также на рынки России, Молдовы,

Беларуси, Туркменистана, стран Балтии и т. д.

Приведем ряд показателей, по которым можно судить об экономическом развитии объекта наших исследований (таблица). Информация,

сосредоточенная в таблице, свидетельствует в целом о наличии определённого экономического прогресса в развитии данного предприятия.

Основные показатели интенсификации производства и её экономической эффективности в ОАО ____________________________________«Луганскмлын»_____________________________________

Показатели Годы Темп прироста, %

2007 2008

1. Среднеучетная численность штатных работников, человек 293 359 + 23

2. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. грн. 23089 19097 - 17,29

3. Сумма выручки от реализации, тыс. грн. 82825 147524 + 78,12

4. Себестоимость реализованной продукции, тыс. грн. 64500 112719 + 74,8

5. Прибыль от реализации, тыс. грн. 10043 19473 + 93,89

6. Фондовооруженность, тыс. грн./чел. 78,8 53,2 - 32,48

7. Фондоотдача 3,59 7,72 + 115,04

8. Фондоемкость 0,28 0,13 - 53,57

9. Уровень рентабельности товарной продукции,% 15,6 17,3 + 10,89

Управленческие аспекты представлены на рисунке в виде комбинационного варианта структуры организационно-хозяйственного устройства

рассматриваемого ОАО и структуры аппарата управления.

ОАО «Луганскмлын» применяет у себя систему качества, разработанную в соответствии с требованиями ISO - 9001 - 2000 и утверждённую с 2001 года.

Настоящая система качества распространяется на такие аспекты производственной деятельности: разработка, производство, хранение, сбыт зерна, муки, крупы, зерновых смесей, хлопьев, отрубей и других продуктов переработки зерна. Сертификат выдан в 2001 году органом по сертификации TyV CERT технадзорного общества TyV NORD CERT (Германия).

На данном предприятии проводится активная политика, направленная на решение проблем качества. Она заключается в принятии на себя обязательств по реализации потребителям продукции гарантированного высокого качества при максимальной её эффективности и экономичности проводимых мероприятий.

Увеличение потребительской ценности продукции и оказываемых услуг, обеспечение удовлетворенности потребителей и укрепление своих рыночных позиций составляют основу политики рассматриваемого ОАО в области качества реализуемых товаров.

В целях обеспечения компактности изображения схемы на рисунке введены условные обозначения:

ОП — отдел продаж;

ОЗК — отдел закупок;

ЦПТЛ — центральная производственно-

технологическая лаборатория;

ПТЛКЦ — производственно-технологическая лаборатория комбикормового завода (цеха);

ККЦ — комбикормовый цех;

ММЦ— мукомольный цех;

ПЭЛ — примельничный элеватор;

ТРМ — тароремонтная мастерская;

ЮС— юридическая служба;

ТЦ — транспортный цех;

Структура организационно-управленческого устройства ОАО «Луганскмлын»

ПТО — производственно-технический отдел;

МС — материальный склад;

ОК — отдел кадров;

АХО — административно-хозяйственный отдел;

АИС— отдел автоматизированных информационных систем и технического обслуживания (обеспечения);

РСУ — ремонтно-строительный участок;

ОТ — служба охраны труда;

ХПД — участок хлебоприемной деятельности;

СКУ — служба корпоративного управления;

КЦ - крупоцех;

ЖДО — участок железнодорожных операций;

ЦВП — цех вспомогательных производств;

ЦМИ — участок (цех) макаронных и хлебобулочных изделий;

ВОХР — военизированная охрана;

ЭС — энергосистема предприятия;

РМУ — ремонтномонтажный участок.

На предприятии создано специализированное подразделение - служба качества, которая осуществляет координацию, контроль и методическое руководство работой структурных подразделений ОАО по вопросам управления и обеспечения высокого уровня качества, выявления и устранения причин выпуска нестандартной, недоброкачественной продукции. Служба качества, как мы видим, занимает своё место в иерархической структуре (рисунок), что указывает на весомость выполняемых ею функций. Согласно утверждённому в ОАО Положению служба качества выполняет следующие функции:

1. Разработка, внедрение и поддержание в рабочем состоянии всей документации, регистрация и учет поступающей информации, организация документооборота, связанного с вопросами качества.

2. Контроль за своевременной подготовкой и проведением мероприятий, связанных с введением новых стандартов качества, технических условий и технологических процессов.

3. Разработка плана и проведение внутреннего аудита функционирования службы качества ОАО «Луганскмлын».

4. Составление годового плана проверок службы качества на данном предприятии.

5. Проведение обучения внутренних аудиторов в соответствии с разработанной Программой и согласно графику учебного процесса.

6. Принятие мер по предотвращению выпуска продукции, несоответствующей установленным технологическим требованиям, разработанным стандартам и техническим условиям.

6.1. Контроль за качеством поступающего сырья, полуфабрикатов и т. д.

6.2. Контроль за соблюдением технологического процесса на всех этапах производства продукции, маркировки, принятой и забракованной продукцией, оформлением соответствующих документов.

6.3. Контроль за соблюдением графиков проверки на точность работы и эксплуатации технологического оборудования, контроль за состоянием измерительной техники, всевозможных приборов и методики определения качественных параметров выпускаемой продукции.

7. Планирование и проведение работ в области совершенствования управленческой деятельности штатных работников службы качества.

7.1. Участие в разработке системы качества производимой ОАО продукции и организации выпуска высококачественных продовольственных товаров.

7.2. Участие в организации технического обучения персонала с целью правильной эксплуатации рабочими заводского оборудования.

7.3. Изучение передового зарубежного и отечественного опыта в области управления и обеспечения высокого качества производимых ОАО продовольственных товаров.

В. Анализ и подготовка отчета по результатам функционирования системы контроля качества и сертификации продукции.

9. Разработка конкретных текущих мероприятий по достижению высоких показателей качества, принятие корректирующих действий в случаях снижения качественного уровня производимых данным предприятием товаров и т.д.

Как показывают материалы наших исследований, служба качества выполняет свои должностные полномочия на достаточно высоком управленческом уровне.

Выводы и предложения

Проведенное авторами исследование позволяет сделать следующие умозаключения и практически приемлемые для ОАО «Луганскмлын» предложения:

1. Проанализированное предприятие является достаточно конкурентоспособным субъектом на региональных рынках Украины. Его продукция пользуется большим спросом и в странах СНГ.

2. Акционерное общество имеет план своего стратегического развития и успешно решает задачи по производству высокачественной продукции.

3. В настоящее время оно разрабатывает Программу организации диллерской сети в городах Донецке, Днепропетровске, Ивано-Франковске и в Крыму.

4. С нашей подачи и по инициативе руководства ОАО «Луганскмлын» рассматриваются возможности внедрения систем качества, оправдавших себя в странах с высокоразвитой рыночной экономикой. Проблема состоит в нахождении наиболее приемлемых вариантов по качеству и сертификации продукции с многочисленными поправками на конкретные условия данного акционерного общества.

5. Решаются вопросы повышения квалификационного уровня всех работников в составе службы качества ОАО «Луганскмлын» с целью качественного роста персонала, занятого выполнением характерных для них функций менеджмента.

Литература

1. Алексеев В. В. Агропромышленный менеджмент: учебное пособие/ В. В. Алексеев, Б. В. Агаев, М. А. Сагдиев. М.: Дека, 2003. 432с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Богоявленська Ю. В. Економіка та менеджмент праці (праксеологічний аспект): навчальний посібник/

Ю.В. Богоявленська, Є.І. Ходаківський. К.: Кондор, 200б. 3ббс.

3. Василенко В.О. Виробничий (операційний) менеджмент: навчальний посібник/ В.О. Василенко, Т.І. Ткаченко. К.: ЦУЛ, 2003. 532с.

4. Виноградський М. Д. Менеджмент в

організації: навчальний посібник / М.Д.

Виноградський, А. М. Виноградська, О. М. Шканова. К.: Кондор, 2004. 598с.

5. Дем’яненко С.І. Менеджмент аграрних підприємств: навчальний посібник / С.І. Дем’яненко. К.: КНЕУ, 2005. 347с.

6. Завадський Й. С. Управління

сільськогосподарським виробництвом у системі АПК: підручник для с.-г. вузів / Завадський Й.С. К.: Вища школа, 1992. 3бВс.

7. Завадський Й.С. Менеджмент: Management. У 3-х томах: підручник. Т.2. / Й.С. Завадський. К.: Вид-во Європейського ун-ту, 2003. б37с.

В. Козловский В.А. Логистический менеджмент: учебное пособие/ В. А. Козловский, Є. А. Козловская, Н.Т. Савруков. СПб.: Лань, 2002. 272с.

9. Крикавський Є. В. Логістика: компендіум і практикум: навчальний посібник/ Є.В. Крикавський, Н.В. Чухрай, Н.В. Чорнописька. К.: Кондор, 2007. 340с.

10. Королев Ю.Б. Управление в АПК/ Ю.Б. Королёв, В.З. Мазлоев, А.В. Мефёд и др. М.: Колос, 2002. 37бс.

® 8 (0642) 96-71-07

E-mail: zosskior@poisk.lg.ua

Ключевые слова: качество продукции, система контроля качества, организация обеспечения качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.