ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДИМОЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОДУКЦИИ В.Н. Г ончаров, д-р экон. наук, профессор
Восточно-Украинский национальный университет им. В. Даля, г. Луганск Н.В. Зось-Киор, канд. экон. наук, доцент,
Н.Н. Кальченко, канд. экон. наук, доцент, Н.С. Соколова, ассистент
Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск
Представлены результаты исследования организации контроля качества продукции на предприятиях ОАО«Луганскмлын»
Постановка проблемы
Развитие рыночной экономики и усиление конкурентной борьбы между товаропроизводителями предъявляют требования к качеству реализуемой продукции (услуг). Поэтому разработка и практическое внедрение системы контроля качества и сертификации товаров на предприятиях, в частности сельскохозяйственных и перерабатывающих, являются очень актуальными и жизненно важными вопросами сегодняшнего дня. Проблемы существуют как чисто научные, так и предметно-практического характера и содержания с точки зрения адаптации предприятий в конкурентной среде их функционирования. Страны с высокоразвитой рыночной экономикой подают эталонные образцы и примеры решения проблемы качества в условиях глобализации мирохозяйственных связей.
Высочайшие стандарты качества характерны, прежде всего, для экономики Японии. Украина в своём развитии должна ориентироваться на достижения этих стран, поскольку из-за низкого качественного уровня украинские товары на данный момент времени являются неконкурентоспособными на мировом рынке.
Анализ последних исследований и публикаций
Учёные-экономисты уделяют большое внимание проблемам изучения качества производимых предприятиями товаров. Украина и страны СНГ следуют практическому примеру западноевропейских государств, США и Японии. В частности, подвергаются достаточно серьёзному анализу отечественные варианты указанной проблематики: комплексная система управления качеством работ и продукции (КСУКРП), изначально зародившаяся во Львовской области, а также западные образцы: система «точно-вовремя», кайзен, канбан, кружки качества и т. д.
Ряд авторов внесли весьма существенный вклад прежде всего в развитие научной теории по проблемам качества [2, 10, 3, 8]. У других же учёных доминируют эмпирические аспекты над академическим уровнем исследований. В их трудах достаточно широко представлено обобщение
передового опыта по контролю качества и
сертификации производимой предприятиями продукции, что характерно для отечественных ученых [1, 4, 5, 6, 7, 9] и, соответственно, опубликованных ими работ. Но наиболее узкое место для отечественной науки и практики по проблемам качества - это отсутствие, на наш взгляд, весомых рекомендаций для предприятий с корректировкой на специфику местных условий и менталитет касательно внесения радикальных изменений в качество
производимой продукции (услуг) и труда, затрачиваемого на эти товары.
Формулирование цели статьи - обоснование весомости системы контроля качества и
сертификации продукции как наиболее кардинального фактора для дальнейшего повышения экономической эффективности производства.
Основной материал исследования
В 2008 году нами проводилась научноисследовательская работа в ОАО «Луганскмлын» г. Луганска. Предприятие является многоцелевым производственным комплексом с высокими технологиями и широким ассортиментом выпускаемой продукции. В его состав входят следующие структурные подразделения:
1. Мельзавод — производительностью 500 тонн в сутки по производству пшеничной муки высшего, первого и второго сортов, муки для макаронных изделий, манной крупы, пшеничного зародыша и отрубей.
2. Крупзавод — производительностью 200 тонн в сутки по производству круп в ассортименте: кукурузная мелкая, пшеничная, пшенная, гречневая, перловая, гороха муки ржаной, сеяной, обдирной, обойной муки, ржаных отрубей.
3. Комбикормовый завод по производству 500 тонн в сутки рассыпных и гранулированных комбикормов для птицы, свиней, крупного рогатого скота, рыбы, собак.
4. Кукурузно-калибровочный завод -обрабатывающий 1500 тонн гибридных семян кукурузы за сезон.
5. Два элеватора общей емкостью хранения 65000 тонн.
6. Цех по производству хлебобулочных и макаронных изделий.
ОАО «Луганскмлын» поставляет свою продукцию хлебозаводам, кондитерским и макаронным фабрикам, птицефабрикам, иным предприятиям, организациям и учреждениям Луганской области и регионам Украины. Являясь надежным деловым партнером ОАО «Луганскмлын» осуществляет поставку своего ассортимента продукции также на рынки России, Молдовы,
Беларуси, Туркменистана, стран Балтии и т. д.
Приведем ряд показателей, по которым можно судить об экономическом развитии объекта наших исследований (таблица). Информация,
сосредоточенная в таблице, свидетельствует в целом о наличии определённого экономического прогресса в развитии данного предприятия.
Основные показатели интенсификации производства и её экономической эффективности в ОАО ____________________________________«Луганскмлын»_____________________________________
Показатели Годы Темп прироста, %
2007 2008
1. Среднеучетная численность штатных работников, человек 293 359 + 23
2. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. грн. 23089 19097 - 17,29
3. Сумма выручки от реализации, тыс. грн. 82825 147524 + 78,12
4. Себестоимость реализованной продукции, тыс. грн. 64500 112719 + 74,8
5. Прибыль от реализации, тыс. грн. 10043 19473 + 93,89
6. Фондовооруженность, тыс. грн./чел. 78,8 53,2 - 32,48
7. Фондоотдача 3,59 7,72 + 115,04
8. Фондоемкость 0,28 0,13 - 53,57
9. Уровень рентабельности товарной продукции,% 15,6 17,3 + 10,89
Управленческие аспекты представлены на рисунке в виде комбинационного варианта структуры организационно-хозяйственного устройства
рассматриваемого ОАО и структуры аппарата управления.
ОАО «Луганскмлын» применяет у себя систему качества, разработанную в соответствии с требованиями ISO - 9001 - 2000 и утверждённую с 2001 года.
Настоящая система качества распространяется на такие аспекты производственной деятельности: разработка, производство, хранение, сбыт зерна, муки, крупы, зерновых смесей, хлопьев, отрубей и других продуктов переработки зерна. Сертификат выдан в 2001 году органом по сертификации TyV CERT технадзорного общества TyV NORD CERT (Германия).
На данном предприятии проводится активная политика, направленная на решение проблем качества. Она заключается в принятии на себя обязательств по реализации потребителям продукции гарантированного высокого качества при максимальной её эффективности и экономичности проводимых мероприятий.
Увеличение потребительской ценности продукции и оказываемых услуг, обеспечение удовлетворенности потребителей и укрепление своих рыночных позиций составляют основу политики рассматриваемого ОАО в области качества реализуемых товаров.
В целях обеспечения компактности изображения схемы на рисунке введены условные обозначения:
ОП — отдел продаж;
ОЗК — отдел закупок;
ЦПТЛ — центральная производственно-
технологическая лаборатория;
ПТЛКЦ — производственно-технологическая лаборатория комбикормового завода (цеха);
ККЦ — комбикормовый цех;
ММЦ— мукомольный цех;
ПЭЛ — примельничный элеватор;
ТРМ — тароремонтная мастерская;
ЮС— юридическая служба;
ТЦ — транспортный цех;
Структура организационно-управленческого устройства ОАО «Луганскмлын»
ПТО — производственно-технический отдел;
МС — материальный склад;
ОК — отдел кадров;
АХО — административно-хозяйственный отдел;
АИС— отдел автоматизированных информационных систем и технического обслуживания (обеспечения);
РСУ — ремонтно-строительный участок;
ОТ — служба охраны труда;
ХПД — участок хлебоприемной деятельности;
СКУ — служба корпоративного управления;
КЦ - крупоцех;
ЖДО — участок железнодорожных операций;
ЦВП — цех вспомогательных производств;
ЦМИ — участок (цех) макаронных и хлебобулочных изделий;
ВОХР — военизированная охрана;
ЭС — энергосистема предприятия;
РМУ — ремонтномонтажный участок.
На предприятии создано специализированное подразделение - служба качества, которая осуществляет координацию, контроль и методическое руководство работой структурных подразделений ОАО по вопросам управления и обеспечения высокого уровня качества, выявления и устранения причин выпуска нестандартной, недоброкачественной продукции. Служба качества, как мы видим, занимает своё место в иерархической структуре (рисунок), что указывает на весомость выполняемых ею функций. Согласно утверждённому в ОАО Положению служба качества выполняет следующие функции:
1. Разработка, внедрение и поддержание в рабочем состоянии всей документации, регистрация и учет поступающей информации, организация документооборота, связанного с вопросами качества.
2. Контроль за своевременной подготовкой и проведением мероприятий, связанных с введением новых стандартов качества, технических условий и технологических процессов.
3. Разработка плана и проведение внутреннего аудита функционирования службы качества ОАО «Луганскмлын».
4. Составление годового плана проверок службы качества на данном предприятии.
5. Проведение обучения внутренних аудиторов в соответствии с разработанной Программой и согласно графику учебного процесса.
6. Принятие мер по предотвращению выпуска продукции, несоответствующей установленным технологическим требованиям, разработанным стандартам и техническим условиям.
6.1. Контроль за качеством поступающего сырья, полуфабрикатов и т. д.
6.2. Контроль за соблюдением технологического процесса на всех этапах производства продукции, маркировки, принятой и забракованной продукцией, оформлением соответствующих документов.
6.3. Контроль за соблюдением графиков проверки на точность работы и эксплуатации технологического оборудования, контроль за состоянием измерительной техники, всевозможных приборов и методики определения качественных параметров выпускаемой продукции.
7. Планирование и проведение работ в области совершенствования управленческой деятельности штатных работников службы качества.
7.1. Участие в разработке системы качества производимой ОАО продукции и организации выпуска высококачественных продовольственных товаров.
7.2. Участие в организации технического обучения персонала с целью правильной эксплуатации рабочими заводского оборудования.
7.3. Изучение передового зарубежного и отечественного опыта в области управления и обеспечения высокого качества производимых ОАО продовольственных товаров.
В. Анализ и подготовка отчета по результатам функционирования системы контроля качества и сертификации продукции.
9. Разработка конкретных текущих мероприятий по достижению высоких показателей качества, принятие корректирующих действий в случаях снижения качественного уровня производимых данным предприятием товаров и т.д.
Как показывают материалы наших исследований, служба качества выполняет свои должностные полномочия на достаточно высоком управленческом уровне.
Выводы и предложения
Проведенное авторами исследование позволяет сделать следующие умозаключения и практически приемлемые для ОАО «Луганскмлын» предложения:
1. Проанализированное предприятие является достаточно конкурентоспособным субъектом на региональных рынках Украины. Его продукция пользуется большим спросом и в странах СНГ.
2. Акционерное общество имеет план своего стратегического развития и успешно решает задачи по производству высокачественной продукции.
3. В настоящее время оно разрабатывает Программу организации диллерской сети в городах Донецке, Днепропетровске, Ивано-Франковске и в Крыму.
4. С нашей подачи и по инициативе руководства ОАО «Луганскмлын» рассматриваются возможности внедрения систем качества, оправдавших себя в странах с высокоразвитой рыночной экономикой. Проблема состоит в нахождении наиболее приемлемых вариантов по качеству и сертификации продукции с многочисленными поправками на конкретные условия данного акционерного общества.
5. Решаются вопросы повышения квалификационного уровня всех работников в составе службы качества ОАО «Луганскмлын» с целью качественного роста персонала, занятого выполнением характерных для них функций менеджмента.
Литература
1. Алексеев В. В. Агропромышленный менеджмент: учебное пособие/ В. В. Алексеев, Б. В. Агаев, М. А. Сагдиев. М.: Дека, 2003. 432с.
2. Богоявленська Ю. В. Економіка та менеджмент праці (праксеологічний аспект): навчальний посібник/
Ю.В. Богоявленська, Є.І. Ходаківський. К.: Кондор, 200б. 3ббс.
3. Василенко В.О. Виробничий (операційний) менеджмент: навчальний посібник/ В.О. Василенко, Т.І. Ткаченко. К.: ЦУЛ, 2003. 532с.
4. Виноградський М. Д. Менеджмент в
організації: навчальний посібник / М.Д.
Виноградський, А. М. Виноградська, О. М. Шканова. К.: Кондор, 2004. 598с.
5. Дем’яненко С.І. Менеджмент аграрних підприємств: навчальний посібник / С.І. Дем’яненко. К.: КНЕУ, 2005. 347с.
6. Завадський Й. С. Управління
сільськогосподарським виробництвом у системі АПК: підручник для с.-г. вузів / Завадський Й.С. К.: Вища школа, 1992. 3бВс.
7. Завадський Й.С. Менеджмент: Management. У 3-х томах: підручник. Т.2. / Й.С. Завадський. К.: Вид-во Європейського ун-ту, 2003. б37с.
В. Козловский В.А. Логистический менеджмент: учебное пособие/ В. А. Козловский, Є. А. Козловская, Н.Т. Савруков. СПб.: Лань, 2002. 272с.
9. Крикавський Є. В. Логістика: компендіум і практикум: навчальний посібник/ Є.В. Крикавський, Н.В. Чухрай, Н.В. Чорнописька. К.: Кондор, 2007. 340с.
10. Королев Ю.Б. Управление в АПК/ Ю.Б. Королёв, В.З. Мазлоев, А.В. Мефёд и др. М.: Колос, 2002. 37бс.
® 8 (0642) 96-71-07
E-mail: zosskior@poisk.lg.ua
Ключевые слова: качество продукции, система контроля качества, организация обеспечения качества