Научная статья на тему 'Организация сельскохозяйственного образования в вузах Канады'

Организация сельскохозяйственного образования в вузах Канады Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация сельскохозяйственного образования в вузах Канады»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КАНАДЫ

П.С. Шульга, к.с.-х.н., научный парк Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, «Экотерра»

По конституции Канады образование находится в ведении администраций провинций. Это означает, что система образования в разных провинциях может иметь существенные различия. Общеканадских стандартов образования тоже не существует, нет и федерального министерства образования. Каждая провинция самостоятельно определяет политику в этой сфере и расходы на эту статью бюджета.

Высшее образование в Канаде, как и в большинстве зарубежных стран Европы и Америки, состоит из трех ступеней: начальное высшее

(undergraduate,) с присвоением степени бакалавра (Bachelor's Degree) (продолжительность обучения по программам бакалавриата, как правило, не менее 3 лет, по некоторым дисциплинам - больше); аспирантура (graduate) с присвоением степени мастера (магистра) (продолжительность обучения - 1-2 года); докторантура (postgraduate) с присвоением степени доктора (PhD - доктор философии) (продолжительность обучения - 4 года).

Все университеты - государственные, причем расходы на научную работу и зарплату персоналу делят между собой федеральный бюджет и бюджет провинций. Федеральные средства направляются преимущественно на проведение научных работ. Оплата обучения варьируется в зависимости от провинции, учебного заведения и программы (табл. 1). Плата за обучение для иностранных студентов -примерно в два раза выше, чем для граждан Канады.

Таблица 1 - Средняя стоимость некоторых программ базового обучения (undergraduate) в университетах Канады в зависимости от профессиональной специализации, кан. долл.

Специализация 2001/2002 г. 2006/2007 г. 2007/2008 г.

Сельское хозяйство 3216 3839 3963

Архитектура 3583 3839 3959

Образование 2911 3373 3473

Юриспруденция 4366 7155 7334

Коммерция 3536 14879 13702

Медицина 7458 9659 9937

Инженерные науки 3776 4943 5131

Источник: Статистическое агентство Канады.

Стандартная университетская программа рассчитана на четыре года. За это время студент обязан изучить и сдать 20 дисциплин, половина из которых жестко определена будущей специальностью, вторая половина выбирается по желанию. Обучение аспиранта заключается обычно в том, что он примерно 40 часов в месяц помогает профессору в исследованиях и проведении занятий, а в свободное время работает с научной литературой и проводит эксперименты.

В университетах существует четыре градации преподавателей: лектор, помощник профессора, ассоциированный профессор, полный профессор. Для профессоров, хотя и в несколько усеченном виде, продолжает действовать система пожизненного найма.

Важным преимуществом канадского образования является его ориентация на практику. Очень многие программы предусматривают прохождение оплачиваемых стажировок по специальности в период учебы так называемые программы Co-op programs, в рамках которых один или более семестров обучения студент проводит на предприятиях и в учреждениях по его профилю. При этом подобные стажировки студенту оплачиваются.

Вузы в Канаде устроены по принципу «ассорти». Там нет специализированных учебных заведений, а есть универсальные вузы с набором из пяти и более факультетов. Большинство университетов имеют региональный характер - в них поступают, главным образом, студенты из того же региона, где расположен вуз, а учебная и исследовательская деятельность вузов тесно связана со спецификой социально-экономического развития той или иной провинции. Например, в Альберте, где очень развиты нефте- и газодобыча, проще получить специальности, связанные с этой отраслью промышленности. Сельскохозяйственным дисциплинам уделяется большое внимание в университетах, расположенных в агарных провинциях - Саскачеванском университете (г. Саскатун, провинция Саскачеван), университете Альберты (г. Эдмонтон, провинция Альберта), университете Манитобы (провинция Манитоба).

В целом, различные предметы, которые традиционно входят в круг аграрного образования, преподаются в 16 университетах Канады. Среди предметов можно отметить такие, как аграрная экономика, сельское хозяйство и переработка, биоинженерия, агрономия, растениеводство, животноводство, ветеринария, садоводство, генетика растений и животных. Следует также отметить, что исторически многие университеты формировались на базе колледжей, поэтому в старых университетах факультеты часто называются колледжами (к примеру, Колледж сельского хозяйства и биоресурсов и Колледж ветеринарной медицины в Саскачеванском университете).

Рассмотрим построение аграрного образования на примере Колледжа сельского хозяйства и биоресурсов Университета Саскачевана. Исторически колледж был одним из двух колледжей, созданных в университете в 1909 г. (сам университет был создан в 1902 г.). В колледже в настоящее время обучается около 1 тыс. студентов оп широкому кругу специальностей: сельскохозяйственная инженерия, биоресурсы; сельскохозяйственная экономика; сельское хозяйство; агрономия; животноводство; экология; продовольствие и прикладная микробиология; управление ресурсами коренных народов; клиника больших животных; растениеводство; почвоведение.

Штат колледжа насчитывает 350 человек, включая преподавателей, научных сотрудников, административный и технический персонал. Ежегодный бюджет колледжа составляет 38 млн кан. долл. (данные за 2003/2004 г.), в том числе: операционные фонды университета - 9,5 млн кан. долл; доходы от трастового фонда - 3,0 млн кан. долл.; внешние источники финансирования НИОКР и контракты - 23,0 млн кан. долл.; иное (в том числе до-

ход от коммерческой деятельности) - 2,5 млн кан. долл. Колледж расположен в новом современном здании, стоимость которого оценивается в 100 млн кан. долл. В здании колледжа общей площадью 18 тыс. кв. м. находятся 180 научных лабораторий, 38 аудиторий для занятий студентов, 212 офисов для преподавателей, 10 классных комнат, 4 компьютерных зала и 7 конференц-залов. В колледже также имеются лаборатории, оранжереи, земельные участки для проведения полевых опытов, места для содержания животных.

В колледже имеются следующие кафедры: кафедра аграрной экономики; кафедра животноводства и птицеводства; кафедра прикладной микробиологии и продовольствия; кафедра растениеводства/Центр по развитию культур; кафедра почвоведения.

Рассмотрим работу вузовской кафедры по изучению отдельной дисциплины.

Изучение почвоведения в вузах Канады на примере Университета Саскачевана. Хотя программы различного уровня по специальности, связанной с почвоведением, преподаются в университете Альберты, Британской Колумбии, Манитобы, университете Гуэльфа (провинция Онтарио), университете Лаваля (провинция Квебек), главной «кузницей почвоведов» можно поистине назвать кафедру почвоведения (Department of Soil Science) Саскачеванского университета, созданную в 1919 г. Важность почвоведения для Саскачевана не вызывает сомнения, поскольку около 40% всех пахотных почв Канады находится именно здесь. Сначала на кафедре занимались только почвенными обследованиями и управлением почвенным плодородием. Затем круг вопросов расширился: на кафедре стало проводиться больше научных исследований и дополнительно были включены вопросы лесного хозяйства охраны окружающей среды. Здесь же нахо-

дится Саскачеванский центр исследования почв и созданная в 1966 г. лаборатория анализа почв, которая на коммерческой основе выполняет анализы почв. Обучение на кафедре ведется по двум специальностям: почвоведение (Soil Science) и наука об окружающей среде ((Environmental Science). Диссертационные исследования на кафедре проводятся в следующих областях: почвенная минералогия, генезис почв, ландшафтные процессы, динамика и характеристика гумусовых веществ, водный режим почв, физическая химия, почвенная биохимия, почва как элемент окружающей среды, арктические и антарктические почвы, почвенный менеджмент. Непосредственно исследовательская работа на кафедре ведется по следующим направлениям: лесомелиорация, прикладное почвоведение (ГИС, почвенное ландшафтоведение), химия почв (токсичные металлы и металлоиды в естественных системах), эмиссия парниковых газов, менеджмент применения удобрений, молекулярная экология и экотоксикология, азотный режим, органическое сельское хозяйство, восстановление плодородия почв и фитомелиорация. На кафедре имеются следующие приборы и оборудование: Масс-спектрометр, атомноабсорбционный спектрометр, УФ-спектрометр, рентгеновские приборы, приборы ИК-Фурье и Раманов-ской спектроскопии, приборы для измерения поверхностей, содержания изотопов, лазерная техника для определения размеров частиц (масштабов нано-частиц) и др. В полевых исследованиях используются такие современные системы и методы, как рефлектометры (используют метод наблюдения за формой отраженного сигнала), нейтронные датчики для определения состояния влажности почв, эмиссии CO2 и N2O, технологии GPS и другие. В центре исследования почв широко применяются технологии ГИС.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АГРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Л.Ю. Ададимова, к.э.н. ст. науч. сотр., В.И. Глазунов, к.э.н., рук. сектора, Ю.Г. Полулях, д.э.н,

ведущий науч. сотр. Поволжского НИИ ЭО АПК

В последние годы в мире и в стране получили развитие геоинформационные системы и технологии. Активно применяются они в исследованиях Поволжского НИИ ЭО АПК. Наиболее распространенной формой геоинформационного продукта являются тематические карты, с помощью которых отображается состояние агропродовольственного комплекса, его размещение по федеральным округам и регионам, в том числе и на территории Поволжья и Приволжского федерального округа. Созданные в процессе исследований тематические карты становятся неотъемлемой частью совокупной базы данных (ИБД), органично сочетаясь с семантической (численной, текстовой) информацией, являясь ее базовой привязкой, показывая соотношение регионов по основным показателям с учетом их пространственного распределения.

ГИСы позволяют активно включать в процесс исследований в качестве фактора-аргумента местоположение, указывающее на: удаленность от крупных поселений, объектов промышленности и др; транспортную составляющую в экономических показателях; климатические и почвенные характеристики; совокупную оценку природных ресурсов территорий и т.д.

Цель наших исследований вытекает из необходимости создания новых типов экономикоматематических моделей агропромышленного комплекса, основанных на использовании геоинформа-ционных технологий и формирующихся в геоин-формационной среде. В общем виде она формулируется как создание геоинформационных экономико-математических моделей и систем.

В процессе исследований решались задачи:

- разработка системы показателей, алгоритмов и программных продуктов проведения непрерывного мониторинга и анализа состояния экономики АПК;

- определение источников, способов получения и порядка включения в систему социальноэкономической информации;

- разработка механизма получения и анализа экономических и социальных индикаторов;

- формирование единой геоинформацион-ной системы комплексного мониторинга и анализа состояния экономики АПК некоторой совокупности субъектов РФ и их муниципальных районов.

На первом этапе были созданы тематические карты АПК территории Поволжского экономического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.