4. Поплавская, А.А. Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы / А.А. Поплавская, И.А. Груздев, А.В. Петлин // Вопросы образования. - 2018. - № 5- С. 33-37
5. Ярычев, Н.У. Место и роль молодежи в контексте государственной молодежной политики российской федерации / Н.У. Ярычев, Е.В. Маликова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-10. - С. 2265-2269
Педагогика
УДК 378.162
доцент Александрова ТатьянаНиколаевна
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); доцент Волченко Владимир Васильевич
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА»
Аннотация. Статья посвящена основным вопросам самостоятельной творческой деятельности студентов по специальности «Музыкальная звукорежиссура». Важность самостоятельной работы студентов рассматривается как залог будущего специалиста по двнной специализации. Подробно рассматриваются различные варианты самостоятельной работы студентов, которая включает как обязательные составляющие, так и дополнительные опции. Рассматривается аппаратное и программное обеспечение, которое вполне можно использовать в самостоятельной работе. Обязательный упор делается на практическую значимость такой работы. Прослеживается непосредственная связь между теоретическим блоком предметов и практической частью. Указывается на выработку таких качеств у студентов, как усидчивость, планомерность и системность всех знаний и навыков. Идея самостоятельной работы студентов предполагает профессиональные компетенции (в области теоретической и практической звукорежиссуры) и культурно-художественные коммуникации (в области формирования художественного вкуса).
Ключевые слова: музыкальная звукорежиссура, музыкальная информатика, самостоятельная работа студентов, синтезаторы, аппаратно-программные средства работы с музыкой, музыкальная инженерия, профессиональные компетенции, учебная практика.
Annоtation. The article is devoted to the main issues of independent creative activity of students in the specialty "Musical sound engineering". The importance of independent work of students is considered as a guarantee of a future specialist in dvn specialization. Various options for independent work of students are considered in detail, which includes both mandatory components and additional options. Hardware and software are considered, which can be used in independent work. Mandatory emphasis is placed on the practical significance of such work. There is a direct connection between the theoretical block of subjects and the practical part. It indicates the development of such qualities in students as perseverance, regularity and consistency of all knowledge and skills. The idea of independent work of students presupposes professional competencies (in the field of theoretical and practical sound engineering) and cultural and artistic communication (in the field of artistic taste formation).
Key words: music sound engineering, music informatics, independent work of students, synthesizers, hardware and software tools for working with music, music engineering, professional competencies, educational practice.
Введение. Практика обучения звукорежиссеров базируется, как и у всех творческих специальностей, на лекционном теоретическом материале и практической части. Но у самой профессии есть особенности, должны они отражаться и в образовательном процессе. Звукорежиссура, ее теория и практика вбирает в себя серьезные знания умения и навыки по инженерии (в области электроники), по акустике (архитектурной и музыкальной), физике звука и музыковедению. И все это в разных ситуациях, в той или другой степени необходимо не только знать, но и уметь применять. Объять такой широкий спектр материала не возможно без должного внимания к самостоятельной работе. Однако, знания и умения это не все, что необходимо студенту и молодому специалисту. Самостоятельная работа играет важную роль и в процессе воспитания и образования от абитуриента до выпускника, от подготовки для сдачи вступительных испытаний до обучения и выпуска. А это чтение профессиональной литературы, изучение и закрепление лекционного материала, совершенствование умений и навыков, приобретение самостоятельного опыта, вхождение в профессиональный социум, продвижение, культурный рост и взросление планомерно на всех этапах. Именно педагог должен сформировать привычку эффективно и продуктивно заниматься, успешно продвигаться в профессии, отстаивать свое профессиональное мнение. Наконец, профессиональная реализация и профессиональный интерес должен интенсивно подталкивать будущего звукорежиссёра к активной самостоятельной работе и деятельности.
Изложение основного материала статьи. Позиция на профессиональную творческую активность, устойчивость к реализации должна культивироваться с первых дней обучения профессии. Преподаватель должен показать обучающемуся, разницу между школой (где все идут за учителем, выполняя задания) и ВУЗом (где уже студент должен много времени отдавать на самостоятельную работу и нести ответственность за результат). Обязательным условием организации таких занятий является планомерность и системность. На начальном этапе обучения, в частности звукорежиссуре, инициатива может исходить и от педагога в организации записи коллектива или звукоусиления концерта. Идея начальной самостоятельной работы студента на паре в том, чтобы приучить его к мобилизации полученных знаний, активности, использованию опыта, безусловно, важна и необходима на первых этапах. Однако, сама работа студента максимально самостоятельна. В этом смысле звукорежиссерская практика предполагает обработку и сведение материала индивидуально каждым. На этом этапе вырабатывается понимание, с каким исходным звуковым материалом студент имеет дело. Как обеспечить конструирование дальнейшего процесса обработки и прогнозирование результата. Корреляционные вероятности - анализ задач и предсказание характера изменения параметров сигнала - основа практической звукорежиссуры. Физические и акустические характеристики пространства, результат работы техники и взаимодействие звуковых сигналов можно определить по корреляционным функциям, и этому надо учиться. Опыт развивает и творческое мышление. Эта самостоятельная часть предполагает профессиональные компетенции (в области теоретической и практической звукорежиссуры) и культурно-художественные коммуникации (в области формирования художественного вкуса). Просмотр готовых профессиональных работ, слуховой анализ записей различных музыкальных коллективов, развивает вкус и обогащает творческий опыт студента. Творческое развитие подпитывают различные фестивали, конкурсы, конференции - любые возможности публично представить свой результат. Это, несомненно,
способствует воспитанию чувства уверенности, собственного достоинства, становлению специалиста, уверенного в своих профессиональных навыках.
Крайне важна и стабильность в режиме самостоятельных практических занятий, их регулярность, которая приводит к профессиональной уверенности специалиста, росту его самосознания. Дальнейший профессиональный рост студента в процессе обучения, вбирает в себя уже менеджерские компетенции, устойчивое эстетическое развитие, развитие конкурентных преимуществ. Задача педагога отслеживать результаты, делать выводы, направлять. Принцип постепенного усложнения и увеличения объёмов самостоятельных работ вполне оправдан стремительным развитием техники, методов и технологий. Тем более что, и сама профессия звукорежиссера разделена на несколько самостоятельных пластов: студийная, концертная, звукорежиссура радио, кино и телевидения, а также самостоятельная часть - театральная и интернет (с появлением новых направлений озвучивание рекламы, интерактивных игр, электронных книг, учебников, web-сайтов). Профессия «звукорежиссер» - одна из наиболее ярких представителей, на которую в современном мире оказывается мощное влияние. Следовательно, педагогический процесс должен строиться с учетом технических инноваций, изменений общественных связей, меж - профессиональных и культурных взаимодействий. Глубинный синтез искусств, дает толчок новому подходу к процессу обучения профессии звукорежиссер и с точки зрения психологии. Специалисты, умеющие генерировать идеи (и не только в узком спектре профессии), быть центром организации профессионалов вокруг себя, умеющие решать управленческие задачи, следящие за модными течениями в своей области, сегодня всецело востребованы. Для успешного решения этих задач педагогический коллектив должен планировать не только узкопрофессиональные задания для самостоятельных работ, но и совместные творческие группы, создающие проект, спектакль, кино, концерт. Развивая углубленный интерес, глубокое понимание смежных профессий, обозначая возможность плодотворного взаимодействия каждого с каждым и, осознавая коллективную ответственность в итоге, студента можно научить. Стабильность в желании, регулярность в работе, системность в знаниях под руководством педагога, непрерывность во времени (продолжительные «паузы» влекут за собой профессиональную дисквалификацию) -образовательный процесс, который имеет огромный динамический потенциал. Самостоятельный материал это еще и исследовательская деятельность. Апробация всегда дает материал к анализу методов и технологий, собственной трактовке действий и результата исходя из объема знаний, способность критически оценить результаты. А от педагога - получение рекомендаций, практических замечаний и воспитательный аспект. Студенты звукорежиссерских направлений часто сотрудничают с режиссерами кино и ТВ (студентами и профессионалами), концертными площадками и музыкальными коллективами, работают на радио, в прокатных компаниях, «фрилансеры» по обработке исходного звукового материала, как творческие личности «в свободном полете». Эту многогранность диктует время. Современное развитие потребностей общества в определенной профессиональной деятельности предполагает и формирование единого информационно-образовательного пространства в сфере культуры и художественного образования и воспитания. Как помощь студенту в самостоятельной работе, используя эту помощь, как возможность быстрого получения теоретических знаний на конкретный вопрос, компьютерные технологии и интернет предоставляют безграничные возможности для самостоятельного профессионального роста. Возможности классической звукорежиссуры исчерпываются наличием инструментов, зала и финансированием. Практически невозможно собрать в рамках обучения все составы коллективов на реальной сцене. В виртуальном пространстве это возможно для каждого, умеющего работать со звуковыми станциями и соответствующим программным обеспечением. Практические самостоятельные исследования не требуют таких финансовых и технических затрат, как раньше. Особенности современных научных исследований в области практического обучения студентов звукорежиссерского профиля много шире, если не сказать безграничны. Необходимостью современного образования, основным трендом в области методических инноваций является применение интерактивных методов обучения. Диалоговая форма взаимодействия между различными субъектами, как самими студентами, так и между студентами и преподавателем, важная составляющая современного образовательного процесса. Однако интерактивность это еще и возможность получения художественного образования, развития творческой личности, вкуса, путем синтеза различных видов искусств. Методология реагирует на эти перемены, применение интерактивных методов обучения -основное направление в сфере образования. Отдельное внимание при обучении звукорежиссеров следует уделять компьютерной аранжировке музыки и практическому применению музыкально-теоретических знаний. В качестве практической работы в данном направлении можно коллективными силами учебной группы создавать фонограмму понравившейся музыкальной композиции или самостоятельно что-то сочинить в процессе работы. В ходе работы над аранжировкой студенты последовательно пройдут ряд важнейших этапов создания музыки (как в творческом, так и в технологическом аспектах). Изначально необходимо создать проект в секвенсоре и партию за партией создавать партитуру всего произведения. Для этого желательно импортировать композицию в DAW на отдельную дорожку и синхронизировать темп проекта, чтобы сильные доли музыки совпадали с ритмической сеткой DAW. При подборе на слух ключевых музыкальных моментов, в первую очередь уделяется внимание гармонии и производится анализ всех аккордовых последовательностей во всех частях формы композиции, полученные результаты фиксируются на отдельной дорожке в секвенсоре в виде MIDI-сообщений. Удобнее всего это редактировать в окне Piano-roll. По окончании подбора гармонической секвенции в проекте возникнет дорожка PAD, в которой отображена вся гармоническая информация о композиции. Следующим шагом нужно с помощью маркеров разметить границы частей формы произведения (куплет, припев, вступление, инструментальные соло и проигрыши). Эта операция позволяет увидеть всю структуру композиции и понять какие фрагменты повторяются и можно ли копировать какие-то фрагменты отдельных партий. Когда форма произведения размечена маркерами и гармоническая информация зафиксирована на отдельной MIDI-дорожке можно создать следующую партию, которая будет воспроизводить главную тему каким-либо инструментом. Хочу обратить внимание на то, что в процессе этих действий оттачивается мелодический и гармонический слух студента, а так же совершенствуется понимание музыкальной формы. Технологические аспекты на данном этапе работы еще не слишком сложны. Следующим шагом работы над аранжировкой является создание партий ударных и перкуссии. Как правило, партия ударных создается с помощью программного семплера, например, Toontrack Superior Drummer. Задача заключается в том, чтобы на слух распознать ритмический рисунок ударных для каждой части формы и нарисовать его мышью в редакторе Piano-roll. Затем следует расставить полученные барабанные грувы по соответствующим частям музыкальной формы. Далее следует сделать акценты тарелкой на первой доли каждой новой части произведения и создать брейки на последних тактах каждой части композиции. Барабанный рисунок можно нарисовать мышью самостоятельно, как и воспользоваться готовыми MIDI-грувами, которые прилагаются к большинству VSTi для создания ударных инструментов. Готовые грувы звучат более реалистично, так как они были сыграны реальными музыкантами на электроударной установке. При необходимости грувы можно слегка модифицировать для более точного соответствия желаемому ритмическому рисунку. Альтернативным и более простым вариантом являются аудио-лупы. Это звуковые файлы записи ударных длиной один такт, но в отличие от MIDI-грувов их невозможно модифицировать. Создание партии ударных совершенствует чувство ритма у студента и расширяет его кругозор, так как именно ритм-секция (ударные и бас) создают основу композиции и указывают
на принадлежность музыки к определенному стилю и жанру. Кроме того для создания реалистичной партии барабанов, нужно понимать как реальный исполнитель играет на ударной установке. Продолжая работу над композицией, следует создать линию баса. Партия баса соединяет ритмическую и гармоническую основу композиции и формирует звучание ритм-секции и произведения в целом. В рамках технологии компьютерной аранжировки бас, как правило, создается VST-инструментом. В музыкальной индустрии своего рода промышленным стандартом стал семплер Kontakt. Для него существует множество звуковых библиотек, как имитирующих реальные басовые инструменты, так и синтетическое звучание. Нотный текст партии баса можно набрать мышью в Piano-roll, а можно и сыграть на MIDI-клавиатуре. Для более реалистичного звучания партий инструментов следует уделять внимание микро - динамике (разнообразным мелким отличиям между громкостью разных нот). Следующей важной частью аранжировки является партия с аккордовым аккомпанементом. Это может быть ритм-гитара, фортепиано или электронный клавишный инструмент. Реалистично изобразить гитарный бой MIDI-средствами практически нереально. Именно для этой задачи существуют гитарные библиотеки под семплер Kontakt. Принцип их работы состоит в том, что из записанных кусочков гитарного аккомпанемента программа под управлением MIDI-дорожки складывает партию ритм-гитары которая играет нужную нам секвенцию с заранее выбранным ритмическим рисунком. Данный метод несколько ограничен по нотному тексту (можно выбирать ритмы из уже существующих паттернов и все), но звучит гитара при этой технологии весьма реалистично. Для создания партии фортепиано, лучше всего наиграть ее не MIDI-клавиатуре. Хотя это не единственный метод. Существует интересный VST-инструмент EZKey. В нем есть множество фортепианных грувов в разных стилях, которые можно модифицировать под требуемую гармонию, что создает очень стильную и реалистичную партию фортепиано или другого клавишного инструмента. Для дальнейшего обогащения аранжировки целесообразно применить различные оркестровые инструменты. Как правило, в эстрадной музыке применяется струнная группа симфонического оркестра и духовые инструменты из звуковых библиотек джазовой направленности. Данные VSTi представляют собой либо библиотеку под семплер Kontakt, либо основаны на собственном плеере. Нотный текст оркестровых партий можно как рисовать мышью так и играть с клавиатуры. Для большей реалистичности следует уделять внимание динамическим оттенкам игры (обычно контролируется колеом модуляции на миди клавиатуре или рисованием управляюшей линии этого параметра в Piano-roll). После создания всех дорожек партитуры можно переходить к этапу сведения композиции и получения требуемого звучания всего трека. На данном этапе оттачиваются технологические и звукорежиссерские аспекты работы студента. Таким образом, основная задача звукорежиссера расположить звуковые образы всех инструментов и оркестровых групп в виртуальном пространстве фонограммы по аналогии с рассадкой на сцене музыкантов реального оркестра. При этом чрезвычайно важно умело создать звуковые планы (глубину сцены). Какие-то инструменты следует изобразить ближе к слушателю, какие-то дальше. В основном это достигается с помощью реверберации. Инструменты расположенные дальше должны звучать более гулко, а близкие инструменты с меньшим количеством реверберации. Так же на инструментах дальнего плана следует уменьшить высокие частоты, тембр же близких инструментов делается более ярким с помощью сатурации. Для повышения читаемости инструментов в миксе и регулировки тонального баланса фонограммы применяется эквализация. Как правило у многих инструментов вырезается низкочастотная часть спектра, что уменьшает эффект взаимной маскировки звуков и делает микс более прозрачным. Для контроля динамического диапазона и подчеркивания транзиентов применяются компрессоры. На финальном этапе в мастер - секцию проекта устанавливается лимитер и анализаторы, с помощью которых фонограмма приводится в стандартному звучанию в соответствии с жанровой спецификой. Как мы можем видеть, практическая работа по созданию компьютерной аранжировки развивает компетенции студента одновременно по многим направлениям, как в музыкальную, так и в технологическую стороны, что делает подобную практику чрезвычайно важной в учебном процессе.
Выводы. Именно самостоятельная практика в комплексе с интерактивностью способна организовать студента, особенно заочной формы обучения, прежде всего через диалоговую форму (студенческий чат, группа и педагог и т.д.) в которой осуществляется глубинное взаимодействие всех и на всех этапах. Участие в той или иной форме в этих диалога педагога, желательно, это позиционирует его, как члена сообщества (практикующий звукорежиссер), заочный диалог или даже спор лучше воспринимается студентом или студентами (возможность участия сразу нескольких), убирает расстояние и явно положительно влияет и на процесс обучения и на результат работы звукорежиссера в проекте. Самостоятельность в профессии, в личном выборе, в возможности высказаться и быть услышанным закладывает основы специалиста высокого класса. Система контроля со стороны педагогов или более опытных профессионалов, призвана корректировать самостоятельную работу студентов и совершенствовать ее качество. Студентам необходимо видеть положительные результаты своего труда, успех и признание другими, особенно внутри сообщества - это подпитывает интерес, способствует развитию и личности и профессионала. Педагог должен участвовать в формировании подобной мотивации, продвигать студента и его работу, быть заинтересованным лицом в организации процесса. Самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, оказывающая непосредственное влияние на формирование каждого студента, с учетом личностных характеристик и возможностей. Рекомендации, составленные педагогом, индивидуальный подход к студентам, графики самостоятельной работы для каждого студента (где прописана временная сторона), содержательная часть, вариативность звукорежиссерской дисциплины и комплекс вопросов для самостоятельной работы - все это помогает вырастить грамотного, творчески мыслящего, современного звукорежиссера -профессионала новой формации в новых условиях социума и профессиональной среды.
Литература:
1. Алдошина, И.А. Музыкальная акустика: учебник для вузов: для студентов, обучающихся по специальностям: «Музыкальная звукорежиссура», «Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников», «Звукорежиссура кино и телевидения» / И.А. Алдошина, Р. Приттс. - Санкт-Петербург: Композитор, 2006. - 720 с. - Текст: непосредственный.
2. Васенина, С.А. Феномен музыкального пространства в концертной практике и звукозаписи: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Васенина Светлана Александровна. - Нижний Новгород, 2012. - 27 с. - Текст: непосредственный.
3. Зеленина, А. Творческие направления в звукорежиссуре / А. Зеленина. - Текст: электронный // prosound.ixbt.com: [сайт]. - 2012. - URL: http://prosound.ixbt.com/recording/styles-recording.shtml (дата обращения: 01.03.2021).
4. Кокарев, М. Extreme Metal. Ч. 1 / М. Кокарев. - Текст: электронный // Звукозапись и создание музыки : о записи, сведении и мастеринге звука в домашней студии: [веб-ресурс]. - 2009. - URL: http://recording-studio.ru/2009/11/02/extreme-metal-chast-1/ (дата обращения: 01.03.2021).
5. Леонтьев, В.П. Обработка музыки и звука на компьютере: быстро и качественно / В.П. Леонтьев; ОЛМА медиагрупп. - Москва: Олма-пресс, 2005. - 191 с. - (Современные компьютерные самоучители от Виталия Леонтьева). - (На пути к успеху). - Текст: непосредственный.
6. Меерзон, Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры: учебное пособие для вузов / Б.Я. Меерзон. - Москва: Аспект Пресс, 2004. - 205 с. - (Телевизионный мастер-класс). - Текст: непосредственный.
7. Павлов, В.Н. Электронная аппаратура в творчестве звукорежиссера: учебное пособие / В.Н. Павлов. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011. - 265 с. - (Библиотека Гуманитарного университета; вып. 43). - Текст: непосредственный.
8. Радзишевский, А.Ю. Основы аналогового и цифрового звука: [образование и распространение звука, математическое представление звуковой волны, способы преобразования звуковых сигналов, восприятие звука человеком, психофизиологическая акустика, цифровой звук и его обработка] / А.Ю. Радзишевский. - Москва [и др.]: Вильямс, 2006. -281 с. - Текст: непосредственный.
9. Рахманова, Н.Н. Звукорежиссура джазовой музыки как стилевой феномен: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Рахманова Надежда Николаевна. - Нижний Новгород, 2016. - 29 с. - Текст: непосредственный.
10. Севашко, А.В. Звукорежиссура и запись фонограмм: профессиональное руководство / А.В. Севашко. - Москва: Альтекс: Додэка-XXI, 2007. - 431 с. - Текст: непосредственный.
11. Трусова, В.А. Cubase 5 и Nuendo 4: наиболее полное руководство / В.А. Трусова, Е.В. Медведев. - Москва: ДМК Пресс, 2010. - 559 с. - Текст: непосредственный.
12. Фомин, Н.Н. Радиоприемные устройства: учебник для вузов по специальностям «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» и «Средства связи с подвижными объектами» / Н.Н. Фомин, Н.Н. Буга, О.В. Головин [и др.]; под ред. Н.Н. Фомина. - Москва: Радио и связь, 1996. - 510 с. - Текст: непосредственный.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии и социально-гуманитарных дисциплин, доцент кафедры психологии развития личности Ахмедова Айшат Магомедовна
ОАНО ВО «Дагестанский гуманитарный институт» (г. Махачкала);
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Джамиева Марина Салиховна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы Махмудова Фируза Абдуллаховна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ
Аннотация. Динамизм современной социокультурной ситуации в России и мире оказывает существенное влияние на систему высшего образования. В настоящее время фиксируются изменение и дополнение его приоритетов и содержания. Вводятся новые стандарты, УМК и программы. Бурный толчок в своём развитии получает также цифровая образовательная среда. В этой связи естественным образом актуализируются вопросы, связанные с повышением качества обучения будущих профессионалов в стенах отечественных вузов. Успешность решения большинства из них во многом зависит от уровня психолого-педагогической компетентности преподавательского состава. Анализ её сущности, структуры и содержания, рассмотрение мер по оптимизации процесса формирования соответствующей характеристики осуществлены на страницах данной статьи.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональная компетентность педагога высшей школы, повышение профессиональной компетентности педагога высшей школы, студент, преподаватель.
Annotation. The modern socio-cultural situation in Russia and the world dynamism has a significant impact on the higher education system. Currently, changes and additions to its priorities and content are being recorded. New standards, educational and methodical complexes and programs are being introduced. The digital educational environment is also receiving a rapid impetus in its development. In this regard, issues related to improving the quality of future professionals training within the Russian universities walls are naturally actualized. The successful solving most of them largely depends on the psychological and pedagogical competence of the teaching staff level. Its essence structure and content analysis consideration of measures to optimize the process of forming the corresponding characteristic are carried out on this article's pages.
Key words: higher education, professional competence of a higher school teacher, professional competence improvement of a higher school teacher, student, teacher.
Введение. Ускорение темпов научно-технического прогресса и связанная с ним информатизация общества способствуют трансформации требований к выпускникам учреждений системы высшего образования [9, С. 271]. Активность участников образовательного процесса, реализуемого в пространстве современного вуза, должна быть в первую очередь направлена на формирование у будущих профессионалов системы «гибких», надпредметных навыков (англ. - soft skills) [11, С. 5-6].
Естественно, что в подобных обстоятельствах определённым образом меняются и требования к профессорско-преподавательскому составу организаций ВО. Конечно, педагог, реализующий образовательную деятельность в соответствии с вузовскими программами, по-прежнему должен демонстрировать высокий уровень развития знаний, умений и навыков, относящихся к его предметной области (Л.Е. Ильичева, А.О. Кондрашов, А.В. Лапин, Д.Б. Радченко, В.А. Ширяев). Однако при этом, в структуре его компетентности на первый план выходят психолого-педагогические компетенции [12, С. 470]. Их изучению посвещена наша статья.
Изложение основного материала статьи. Современные педагоги в основном склонны трактовать психолого-педагогическую компетентность как представленность в индивидуальном сознании психологического содержания осуществляемой субъектом деятельности, а также психологических ситуаций и способов их решения (Г.В. Грачев, А.О. Кондрашов, С.Э. Крапивенский, О.Л. Чурашева, Е.В. Чумак, В.А. Ширяев, Р.П. Якимчук). В нашем случае речь идёт о способности преподавателя высшей школы решать педагогические задачи и анализировать конкретные педагогические ситуации [1, С. 117-118].
Её содержательную сторону определяют содержание и функции профессионально-педагогической деятельности, а также нормативные требования, разработанные с их учётом (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Н.Ф. Ефремова, О.Г. Ларионова). Кроме этих требований к преподавателю, реализующему профессиональные обязанности в условиях вуза, в современных реалиях фиксируется практически перманентное появление новых [10, С. 148-149]. Данная тенденция