Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий их творческого саморазвития'

Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий их творческого саморазвития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПОД КОНТРОЛЕМ / КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ / PERSONAL SELF-DEVELOPMENT / MANAGERIAL INTERACTION / SELF-LEARNING UNDER THE SUPERVISION / TEACHING INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагунова Марина Викторовна, Рыскулова Марина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе на этапе реформирования отечественного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of students' self-regulated learning as a condition of their creative self-development

The article deals with the problems of organization of self-instruction work of students in technical university at the stage of the reform of national education

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий их творческого саморазвития»

М. В. Лагунова, М. Н. Рыскулова

(Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы студентов КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ИХ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе на этапе реформирования отечественного образования

Процессы, происходящие сегодня в российской высшей школе, сложны и противоречивы. Непрерывное реформирование, недостаток средств на модернизацию совместно с правовой неопределенностью - факторы, которые осложняют позитивные изменения в российском инженерном образовании. При этом педагогическое сообщество устойчиво придерживается мнения, что в современном профессиональном образовании необходимо обеспечить приоритет таких педагогических технологий, которые содействуют самообразованию, самосозиданию личности.

Ожидается, что государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения будут ориентированы на подготовку современного специалиста с потребностью в осознанном самообразовании и самоорганизации. И это объяснимо. Познание человек осуществляет сам. Эту работу за него не может выполнить никто, поэтому индивидуальный поиск знаний должен стать основой в работе студента, а весь процесс обучения в вузе в конечном счёте -эффективно организованной самостоятельной работой будущего специалиста с преподавателем и без него.

В условиях принятия ГОС ВПО третьего поколения преподавателей многих вузов волнуют вопросы о путях и методах возможных и необходимых изменений в содержании и формах учебного процесса. Как в условиях очередного перераспределения учебных часов в сторону самостоятельного освоения учебного материала вовлечь обучаемых в такую работу, которая эффективно формировала бы компетенции и важнейшие качества творческой личности, как создать условия для творческого саморазвития студентов?

Теория саморазвития личности объединяет в себе теоретические и практические аспекты философии, психологии и педагогики. Исследования, связанные с условиями творческого саморазвития студентов, подтверждают, что сово-

купность таких условий должна представлять собой систему, поскольку случайные условия не могут способствовать эффективному процессу творческого саморазвития. Одной из составляющих этой системы является целенаправленное, эффективное и результативное управленческое взаимодействие педагогов и студентов [1, 2, 3].

В период перехода на двухуровневое образование в качестве главных средств для такого взаимодействия мы видим следующее:

- адаптация и совершенствование традиционных видов организации учебного процесса, от которых нельзя отказываться;

- создание методически продуманной разновекторной системы оказания помощи студентам в организации их самостоятельной учебной работы.

Вуз должен стать местом, где будущие специалисты в значительной мере занимаются самообразованием, а преподаватели содействуют им в этом. Педагоги создают студентам условия для самостоятельного и рационального добывания знаний из разнообразных источников информации, формируют и реализуют на практике результативные личностно- и командноориентированные образовательные траектории - индивидуальные и командные программы, организовывают самостоятельную, командную и групповую учебную и научную работу студентов.

При этом лекции всегда выступают ключевой и организующей формой обучения в вузе. Но в условиях, когда лекционные курсы тиражируются на электронных носителях и выдаются обучаемым по их первому требованию, задача лектора выходит за рамки традиционной диктовки текста. Если нет необходимости записывать лекции, то аудиторное занятие не зажато объёмом учебного материала, отмеренного для обязательного конспектирования. Теперь на лекции преподаватель имеет возможность обратить внимание студентов на наиболее важные вопросы, сформировать у слушателей мо-

тивы активного участия в поиске истины и искать эту истину вместе с ними. Таким лекциям должна предшествовать большая методическая подготовка.

На практических занятиях, наряду с традиционно отрабатываемыми умениями и навыками в решении поставленных учебных задач, формируются элементы соответствующих компетенций. В современных условиях обучения это должны быть не просто учебные, а творческие задачи, имеющие практическую значимость, инженерные и научные задачи в виде производственных заданий, моделирующих реальную профессиональную деятельность будущих специалистов. Только такие задания пробуждают интерес студентов и существенно повышают их творческую активность и состязательность. При этом студенты яснее видят возможность использования полученных знаний, их профессионального применения, полнее и глубже усваивают материал. Методика таких занятий требует серьёзной разработки.

Как же организовать самостоятельную работу студентов? По нашему мнению, возможно выделение специальных часов на возрождённый в новых условиях и востребованный вид занятий, который условно можно назвать «самостоятельная работа под контролем» (СРК).

Ещё в 50-х годах XX века в вузах СССР была распространена одна из форм самостоятельной работы под контролем преподавателя. На это Минвузом СССР отводились определённые часы учебного плана в рамках выполнения студентами курсовых работ и проектов. Однако в процессе реформирования высшей школы в 80-х годах эти часы стали уменьшаться, а в учебных планах Министерством высшего и среднего специального образования СССР часы самостоятельной работы студента были выведены за рамки аудиторных занятий [7]. В 90-х годах XX века на страницах периодической печати разгорелись «жаркие» дискуссии о формах организации самостоятельной работы студентов. Вузовские преподаватели видели в качестве главного средства решения основной задачи высшей школы в период её очередной перестройки - совершенствование методов организации учебного процесса, сокращение времени на лекционные занятия и введение узаконенных часов аудиторной самостоятельной работы студентов [8]. Однако при определении содержания и методики этой работы возникли определённые трудности. Первый опыт показал, что на таких занятиях сложно обеспечить творческую обстановку, и данная форма управленческого взаимодействия педагогов и студентов не получила должного развития.

В настоящее время различают два вида самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя:

- самостоятельная работа на лекциях, лабораторных и практических занятиях (в рамках часов, отводимых на аудиторные занятия учебным планом, утверждённым ещё Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию);

- самостоятельная работа вне аудиторных учебных занятий.

Эффективность и результативность самостоятельных занятий зависит от двух основных групп факторов: организационных и методических.

К организационным факторам СРК мы относим бюджет времени, а также информационное обеспечение занятий.

Предлагаемая нами СРК - специфическая форма проведения групповых консультаций в рамках часов, отведённых учебными планами на самостоятельную работу студентов - внеаудиторные учебные занятия. Мы считаем, что для преподавателя затраты рабочего времени на данный вид учебной работы должны учитываться в его индивидуальном плане в составе часов, отводимых не на учебную, а на учебнометодическую деятельность.

Что касается информационного обеспечения СРК, то достаточное наличие нормативно-справочной и учебной литературы не гарантирует успешности таких занятий. От педагогов требуется особый подход к формированию в первую очередь учебно-методических пособий. Основные требования к представлению информации заключаются в предельной ясности, лаконичности, последовательности, возможности почувствовать логику развития изучаемого материала.

К методическим факторам СРК мы относим планирование и управление работой студентов на таких занятиях с элементами активного обучения и программированного контроля знаний. На таких занятиях студенты будут работать самостоятельно в присутствии преподавателя, который будет контролировать эту работу, при необходимости давать консультацию. Его задача - создать условия для того, чтобы у студентов выработалась привычка ставить перед собой вопросы и потребность искать на них ответы, так как размышление над проблемными вопросами способствует глубокому пониманию результатов, развитию логического мышления и смысловой памяти, а значит, саморазвитию обучаемых.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя должна стать одним из наиболее эффективных направлений в учеб-

ном процессе, стимулировать студентов к работе с регламентирующей, справочной, технической и учебной литературой, к приобретению и закреплению знаний, способствовать выработке навыков принятия инженерных решений и развивать самостоятельную творческую деятельность обучаемых. Причём мы считаем, что интенсификация самостоятельной работы обучаемых, в том числе и на таких занятиях, должна достигаться именно за счёт повышения в ней творческой составляющей, создания ведущим преподавателем условий для проявления обучаемыми изобретательности, умения находить нестандартные решения. Это будет способствовать развитию у студентов творческого мышления, ориентированного на конкретную область знаний по избранному направлению обучения.

Для этого учебные занятия необходимо построить таким образом, чтобы лекционный курс определял актуальные направления новаторской, изобретательской деятельности. Тогда студенты в теоретическом курсе будут изучать современные методы принятия конструкторских и изобретательских решений, что требует внимательной проработки теории, а также углубленной работы с литературой справочноинформационного характера, в том числе с периодическими изданиями.

Практические творческие задачи должны опираться на межпредметные связи с дисциплинами смежных кафедр, быть нацелены на формирование элементов определённых компетенций и обеспечивать реализацию первого этапа моделирования творческого процесса, осуществляемого в рамках самостоятельной работы, - этапа формулировки задачи и начальных попыток её решения. Результатом обсуждения с преподавателем, ведущим СРК, будет корректная формулировка предложенной студентом задачи и обозначение возможных путей её решения.

К проведению СРК необходимо тщательно готовиться и работу вести строго по намеченному плану, чтобы занятие не превратилось в неорганизованную беседу. В противном случае польза от СРК будет минимальной, а затраченное на неё время - неэффективным.

Мы считаем, что СРК должна состоять из трёх основных частей: вводной, собственно самостоятельной работы и подведения итогов.

В начале занятия за 5-10 минут преподавателю необходимо установить деловой контакт со студентами и настроить их на запланированную творческую деятельность. На этом этапе формулируются цели занятия, уточняется, к ка-

кой литературе следует обратиться при возникновении затруднений, когда и как будут определяться результаты самостоятельной работы. Затем студенты приступают к самостоятельному выполнению заданий. При этом траекторию самостоятельной работы обучаемые выбирают сами, а методику достижения конечной цели предлагает преподаватель. Она включает:

- последовательность изучения и освоения позиций регламентирующей, справочной, учебной и учебно-методической литературы;

- определение главного в учебной деятельности каждого на занятии;

- алгоритм выполнения работы обучаемыми по индивидуальным заданиям преподавателя.

В заключительной части СРК преподавателю необходимо организовать подведение итогов занятия и оценку его результатов.

Вопрос организации программированного контроля самостоятельной работы студентов весьма неоднозначен и противоречив. С одной стороны, контроль преподавателя снижает самостоятельность, а с другой стороны, для повышения эффективности и результативности самостоятельной работы обучаемых контроль наставника необходим. Конкретные формы и методы такого контроля должны быть гибкими, продуманными, чтобы студенты не чувствовали грубого давления на самоорганизацию своей самостоятельной работы, а наоборот, чтобы воспринимали наставления как необходимую помощь и средство повышения познавательной активности. Мы считаем, что использовать традиционный оперативный опрос по ходу самостоятельной отработки учебного материала не целесообразно. Ведь основная дидактическая цель контроля на таких занятиях - научить студента анализировать ход и результаты своей работы, аргументировано оценивать содержание и рациональность запланированной учебной деятельности. Поэтому при завершении занятия необходимо выделять время на рефлексивный анализ результатов самостоятельной работы, в котором студенты формулируют степень достижения учебных целей и причины возможного неполного успеха.

Совершенно очевидно, что преподавательская работа и деятельность обучающихся по овладению знаниями и умениями, приобретению и развитию компетенций в части организации самостоятельной учебной и научной работы студентов настолько взаимосвязаны, что только комплексные методические новации в этой пограничной области могут способствовать достижению высшей школой прогресса в подготовке специалиста.

Литература

1. Адакин Е. Е. Теория и методика развития творческого потенциала студентов вуза : автореф. ... д-ра. пед. наук : 13.00.08. - Кемерово, 2006. - 46 с.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

3. ГорбатюкЕ. Л. Возможности личностного саморазвития студента технического вуза в поисковых подходах к обучению : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Хабаровск, 1999. - 25 с.

4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

5. Толстолуцких Н. П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно-ориентированном обучении: автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Саратов, 1997. - 25 с.

6. Шаршов И. А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Белгород, 2000. - 23 с.

7. Анисимов В. Н., Бобылев В. Н., Дружинин Г. И. и др. К анализу вариантов Примерных учебных планов подготовки инженера по строительным специальностям // Проблемы многоуровневого архитектурно-строительного образования : науч.-методич. сб. Вып. 2. -Н. Новгород: Нижегор. архитектурно-строит. акад., 1995. - 217 с.

8. Шатуновский В., Шатуновская В., Лебович З. О самостоятельной работе студентов. Обзоры // Вестник высшей школы. - 1990. -№1. - С.63-72 ; №2. - С.65-74 ; №3. - С.35-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.