Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов ГБОУ СПО (ссуз) "ЮУМК"'

Организация самостоятельной работы студентов ГБОУ СПО (ссуз) "ЮУМК" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / LMS MOODLE / МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ / A METHOD OF DESIGNING A PRODUCTION SITUATION / LMSMOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов С.Л.

В настоящей статье рассматривается вопрос организации самостоятельной работы студентов, обучающихся в юридическом комплексе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Южно-Уральский многопрофильный колледж» по специальности «право и организация социального обеспечения». В статье рассматривается процесс выбора программных средств для организации самостоятельной работы и метода проектирования производственной ситуации с помощью таких программных средств. В настоящее время предъявление работодателями высоких требований к профессиональной подготовленности выпускников средних специальных учебных заведений неизбежно ведет к изменениям в организации их обучения, в том числе к увеличению роли самостоятельной работы студентов. Выступая неотъемлемой частью основной профессиональной образовательной программы, самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих учебного процесса в колледже. В ходе реализации учебного процесса происходит формирование профессиональных компетенций будущих специалистов и обеспечивается усвоение ими методов познавательной деятельности, пробуждается и поддерживается интерес к избранной профессии и к творческой работе. В конечном итоге в результате эффективно организованной и проделанной студентом самостоятельной работы проявляется его способность решать как производственные задачи, так и задачи научного исследования в различных областях профессиональных знаний. Именно в ходе самостоятельной работы могут проявляться такие качества обучающегося, как мотивация, целенаправленность и целеустремленность, воля к достижению цели, самоорганизация и самостоятельность, самоконтроль, внимательность и другие положительные личностные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS GBOU SVE (COLLEGES), "YUUMK"

The question of the organization of independent work of students in the legal complex of state budgetary educational institution of secondary vocational education (secondary special educational institution) «South Ural versatile college» in specialty «the right and the organization of social security» is considered in this article. The process of selecting software for the organization of independent work and a method of designing of production situation with the help of software is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов ГБОУ СПО (ссуз) "ЮУМК"»

УДК 377 С. Л. Павлов, ст. методист

Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: psl_1965@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

В настоящей статье рассматривается вопрос организации самостоятельной работы студентов, обучающихся в юридическом комплексе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Южно-Уральский многопрофильный колледж» по специальности «право и организация социального обеспечения». В статье рассматривается процесс выбора программных средств для организации самостоятельной работы и метода проектирования производственной ситуации с помощью таких программных средств.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, LMS Moodle, метод проектирования производственной ситуации.

В настоящее время предъявление работодателями высоких требований к профессиональной подготовленности выпускников средних специальных учебных заведений неизбежно ведет к изменениям в организации их обучения, в том числе к увеличению роли самостоятельной работы студентов. Выступая неотъемлемой частью основной профессиональной образовательной программы, самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих учебного процесса в колледже. В ходе реализации учебного процесса происходит формирование профессиональных компетенций будущих специалистов и обеспечивается усвоение ими методов познавательной деятельности, пробуждается и поддерживается интерес к избранной профессии и к творческой работе. В конечном итоге в результате эффективно организованной и проделанной студентом самостоятельной работы проявляется его способность решать как производственные задачи, так и задачи научного исследования в различных областях профессиональных знаний. Именно в ходе самостоятельной работы могут проявляться такие качества обучающегося, как мотивация, целенаправленность и целеустремленность, воля к достижению цели, самоорганизация и самостоятельность, самоконтроль, внимательность и другие положительные личностные качества.

По этой причине планирование, организация и реализация работы студента в отсутствие преподавателя является важным условием его успешного обучения в колледже и условием полного выполнения требований федерального государственного образовательного стандар-

та. Именно поэтому процесс самостоятельного обучения должен быть организован так, чтобы студент гарантированно усвоил не только содержание преподаваемых дисциплин, но и основные способы получения новых знаний, а значит, смог бы в дальнейшем приобретать и развивать умения, становясь в конечном итоге более ком -петентным и востребованным специалистом.

Безусловно, в рамках аудиторных занятий хороший преподаватель может раскрыть основное содержание дисциплины, дать студенту определенный багаж знаний и сформировать комплекс умений. В ходе практических занятий такой преподаватель сформирует также и основные профессиональные компетенции будущего специалиста. Однако следует принять и тот факт, что под профессиональной компетентностью в известной степени понимается способность субъекта обучения трансформировать полученные первоначальные знания в новые, углубленные профессиональные знания, в умения и навыки. Если принять во внимание это суждение, становится понятно, что только работы преподавателя, каким бы специалистом он ни был, явно недостаточно для достижения поставленной цели в профессиональном обучении. Для реализации стоящих перед будущим специалистом задач требуется кропотливая и усердная самостоятельная работа студента еще на этапе его обучения.

Учитывая это, в колледже как при очной форме обучения, так и на заочном отделении давно, целенаправленно и планово организуют самостоятельную работу студентов и развивают их способность к принятию самостоятельных волевых решений.

Анализ различных аспектов образовательного процесса выявил в качестве наиболее эффективного компонента организацию самостоятельной работы студентов на основе применения информационно-коммуникационных технологий, поначалу как простое сетевое взаимодействие обучаемых друг с другом и с преподавателем, в основном с применением кейсо-вой технологии, а также интернет-технологий с использованием возможностей электронной почты и социально-сетевого взаимодействия, потом — с использованием всевозможных веб-сервисов. Однако использование возможностей информационно-коммуникационныхтехнологий в отсутствие унификации требований, предъявляемых к организации самостоятельной образовательной деятельности студентов, прежде всего унификации оперативного контроля и учета преподавателем выполнения студентами этой обязательной для них работы, привело в конечном итоге к очередной формализации и замыли-ванию образовательного процесса в этой части ФГОС. Кроме того, студенты, попадая каждый раз в новую ситуацию у каждого из преподавателей, использующих разные веб-сервисы, оказывались в конечном итоге неподготовленными к работе с ними, поскольку им приходилось самостоятельно сочетать и координировать разные виды деятельности в условиях существенных различий сайтов, предоставляющих такие услуги.

Учитывая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что решение проблемы лежит в унификации организации самостоятельной работы студентов на базе существующих программных платформ, специально предназначенных для организации образовательного процесса. Такое предположение естественно, потому что самостоятельная работа студентов в принципе должна свестись к углубленному изучению материала через решение реальных практических задач — можно либо смоделировать их на базе специального программного обеспечения, либо предоставить студенту возможность для их решения на реальном производственном объекте. Второе сегодня оказалось достаточно проблематичным, поэтому выбор пал на первый метод.

В соответствии с этим суждением возникла необходимость определить требования, которые должны быть предъявлены для программной платформы, на которой в дальнейшем будет построена организация всей самостоятельной работы студентов. Нами были определены следующие требования:

- бесплатность и простота инсталляции программного обеспечения на сервере колледжа;

- соответствие программного кода существующим стандартам и легкость его поддержки;

- открытый разработчиками исходный код для написания носящих специфический характер программных модулей;

- производительность, интерактивность, функциональность, гибкость и надежность;

- удобство использования и эффективность для достижения конечного результата;

- безопасность использования и возможность защиты персональных данных пользователей;

- ресурсоемкость и вариативность средств организации самостоятельной работы, прежде всего средств тестирования;

- интуитивно понятный интерфейс и доступность для обучения преподавателей;

- наличие форума технической и методической поддержки.

Определив основные требования к системе, выбрав для организации самостоятельной работы студентов моделирование реальных производственных ситуаций, связанных с их будущей профессиональной деятельностью, мы пришли к выводу, что наиболее пригодной для решения такого рода задачи программной платформой является ЬМБ МооЛв.

Полагая, что решение проблемы организации самостоятельной работы должно свестись к углубленному изучению материала через решение реальной практической задачи, посредством адаптации и внедрения в учебный процесс существующего и наработанного годами методического, дидактического и проверочного материала, но в совершенно новых технологических условиях, мы предположили, что это позволит:

- использовать электронную среду ЬМБ МооЛв в качестве поэтапного путеводителя в проектировании и организации практико-на-правленной самостоятельной работы студентов и ее эффективного учета и оценки;

- применять инновационный метод проектирования и решения производственных задач;

- эффективно привлекать к работе колледжа внешних потребителей информационных систем (работодателей, профессорско-преподавательский состав вузов, специалистов, работающих в организациях, и др.), которые лучше ориентируются в современных тенденциях развития профессионального сообщества, без необходимости нахождения их непосредственно

в образовательной организации, создавая только их учетные записи в системе и предоставляя право доступа к ней;

- организовать высокую мобильность передачи знаний от пользователя пользователю;

- эффективно и контролируемо развивать организованность, грамотность, инициативность и самостоятельность у студентов колледжа.

Особое внимание в организации самостоятельной работы мы обращаем на инновационный метод проектирования и решения производственных задач, так как, по нашему мнению, он имеет ряд преимуществ, приближающих познавательную деятельность студентов к практике. Применение названного метода позволяет:

- реализовать индивидуальный подход к об -учению, поскольку при его использовании каждый обучающийся становится творцом в достижении поставленной цели, а это способствует формированию знаний и умений у студента в соответствии с его интеллектуальными возможностями;

- повысить значимость обратной связи «студент — преподаватель», учитывать интересы и потребности студента, его интеллектуальный потенциал;

- эффективно моделировать практическую ситуацию и ориентировать учебный процесс на осязаемый конечный результат, что дает возможность преодолеть затеоретизированность учебного процесса, неэффективную в подготовке современного специалиста, который должен быть мобилен не только территориально, но и в приобретении новых знаний и умений;

- построить учебный процесс проблемным методом, что дает возможность студентам участвовать в разработке множества вариантов, альтернатив решения определенной задачи, находить выход из ошибочных суждений и действий, мыслить и действовать нестандартно;

- сформировать у студентов потребность делать осознанный выбор, а не действовать по указке преподавателя, пробуждая тем самым их интерес к обучению и делая его более свободным и объемным;

- объективно оценить деятельность студента с учетом его вклада в общую работу по разрешению проблемной задачи, что имеет значение для конструирования и оптимизации рейтинговой системы оценки знаний.

При работе над проектом производственного моделирования преподаватель проводит анализ содержания компетенций, которые должны быть сформированы у студентов при решении поставленной производственной задачи. На основе

проведенного анализа преподаватель планирует самостоятельную работу студентов путем постановки таких задач, которые максимально приближают модель решаемой ситуации к реальной производственной обстановке. При этом в ходе решения, например, юридических проблем для формирования компетенций в толковании нормативных правовых актов могут использоваться возможности юридических форумов, где студенты-юристы могут давать консультации реально существующим людям с реальными жизненными проблемами. Впоследствии преподаватель всегда имеет возможность проверить такую консультацию, при необходимости внести правку в работу студента и, кроме того, поставить оценку за выполненную работу. Это развивает ответственность студентов за выполняемую работу, поскольку деятельность осуществляется в среде, максимально приближенной к реальности.

Для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся в юридическом комплексе колледжа, активно используются возможности электронных курсов, созданных в среде ЬМБМооШе. При организации самостоятельной работы помимо понедельного плана, включающего в себя систему обязательных, предусмотренных рабочей программой дисциплины работ, студенты также намечают удобный для себя режим их выполнения, но в предельные сроки, установленные преподавателем. Элементы электронного курса, используемые для организации самостоятельной работы, позволяют жестко привязать время выполнения того или иного задания к продолжительности работы, предусмотренной программой. Поэтому, не нарушая требований основной профессиональной образовательной программы, преподаватель способен корректировать процесс обучения в пределах времени, отведенного на изучение соответствующей дисциплины.

При использовании в образовательном процессе информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Увеличение доли самостоятельной работы студентов приводит в конечном итоге к уменьшению нагрузки преподавателя.

Безусловно, при организации и контроле самостоятельной работы студентов компьютер, Интернет и соответствующее программное обеспечение — эффективные и надежные помощники. Однако следует помнить, что в каждом кон -кретном случае необходимо выявлять те участки образовательного процесса, где применение современных технологий существенно улучшит его

качество. Улучшение качества образовательного процесса, в свою очередь, повлечет за собой необходимость более глубокого анализа образовательных программ и внесения в них известных изменений и дополнений, что в конечном итоге будет гарантированно способствовать достижению цели профессионального обучения — формированию подготовленного к самостоятельной производственной деятельности компетентного специалиста.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет организовать самостоятельную работу студентов на совершенно ином качественном уровне. Однако при этом следует придерживаться принципа разумного сочетания используемых методов и средств, поскольку, несмотря на достаточно широкие возможности и преимущества, информационные технологии все же не могут полностью заменить преподавателя и книгу [1].

Библиографический список

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. — М. : Академия, 2001. — 272 с.

УДК 377/371 Л. С. Посадских, преподаватель Челябинского

педагогического колледжа № 1 (ЧПК № 1), г. Челябинск, e-mail: chgpk@chel.surnet.ru

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

В статье освещается опыт использования проектной технологии в рамках различных видов производственной практики студентов педагогического колледжа. Особое внимание автор обращает на целесообразность использования данной образовательной технологии при формировании отдельных компетенций (общих и профессиональных) согласно ФГОС СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, проектная технология, компетенция, компетентность.

Федеральный государственный образовательный стандарт требует принципиально новых подходов к профессиональному образовательному процессу. Современная система педагогического образования призвана подготовить компетентного специалиста, способного проектировать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. В образовательном процессе у студентов СПО формируются и развиваются профессиональные компетенции, определяющие готовность к педагогической деятельности. Под компетентностью мы понимаем интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, индивидуальных способностей [1].

Необходимость становления профессиональной педагогической компетентности в педагогическом образовании рассматривается в работах В. А. Адольфа, Ю. В. Варданяна, Э. Ф. Зеера, Л. А. Петровской. Эти и многие другие исследователи раскрывают специфику профессионального образования в становлении профессиональной компетентности педагога. Э. Ф. Зеер рассматривает компетенции как следующие социально значимые и профессиональные качества обучаемых: умение жить, учиться и работать в группе, команде, коллективе; развитие способности к совместной деятельности; умение предупреждать конфликты [2].

Наиболее благоприятное развитие и саморазвитие личности будущего специалиста осуществляется в условиях подготовки к организации проектной деятельности студентов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.