DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-245-251 ЯКОВЕЦ Татьяна Яковлевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный уиеверситет»,
е-mail: jatja57@mail.ru
ТАДЖИБОВА Аксана Наруллаховна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»,
е-mail: tadzhibova_an@surgu.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОЙ
ПЛАТФОРМЫ MOODLE
Аннотация. Статья посвящена исследованию организации самостоятельной работы студентов по изучению иностранного языка на электронной образовательной платформе Moodle. В статье определяются цели использования электронной образовательной платформы Moodle, положительные и отрицательные аспекты применения данной платформы при изучении иностранного языка в вузе, основные формы самостоятельной работы студентов по изучению иностранного языка, трудности использования электронной образовательной платформы Moodle.
Ключевые слова: самостоятельная работа, электронная платформа, электронное обучение, дистанционное обучение, образовательный процесс.
YACOVETS Tatjana Yakovlevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Linguistics and Translation Studies, Surgut State University
TADZHIBOVA Aksana Narullachovna,
Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Linguistics and Translation Studies, Surgut State University
ORGANIZING INDEPENDENT WORK IN THE STUDY OF A FOREIGN LANGUAGE ON THE ELECTRONIC PLATFORM MOODLE
Annotation. The present article is dedicated to investigation of electronic platform LMS MOODLE as one of the remote e-learning means of a foreign language. The authors postulate features of electronic platform LMS MOODLE for independent work in the study of a foreign language.
Key words: independent work, electronic platform, e-learning, remote learning, education process.
Одной из основных задач современного вуза является подготовка высококвалифицированных специалистов. Современное состояние науки и практики требует дальнейшей разработки стратегий совершенствования профессиональной компетенции и разностороннего развития личности. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
высшей школах. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения [10, а 308 - 310]. Мы наблюдаем, что преподаватели сегодня в активном поиске эффективных технологий профессионального образования и создания условий для их внедрения в учебный процесс [11, а 250]. Тема исследования обусловлена необходимостью совершенствования существующей методики обу-
чения иностранному языку с использованием современных электронных платформ. Электронные платформы становятся именно тем проводником, которые открывают новые возможности для развития, самообразования, самосовершенствования и самообучения.
Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе компьютера. Применение информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку [5, с. 370 - 374; 11, с. 249 - 252]. Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация самостоятельного изучения иностранного языка. Для достижения этой цели используется электронная платформа Мооdle, способствующая эффективной организации самостоятельной работы студентов вуза по изучению иностранных языков.
В последние годы тенденция дистанционного обучения особенно популярна в связи с глобализацией, которая послужила развитию информационных технологий и появлению новых методов обучения. В рамках данной формы обучения обучающиеся развивают навыки самостоятельной работы, выполняя задачи индивидуально, с дальнейшей проверкой данного задания преподавателем. В процессе самостоятельной работы обучающиеся осваивают материал и готовятся стать квалифицированными специалистами. Организация процесса самостоятельной работы играет немаловажную роль в заинтересованности студента процессом обучения. Выполнение самостоятельной работы способствует развитию творческих способностей обучаемого и умению самостоятельно принимать решения в новых, нестандартных условиях и брать на себя ответственность. Именно поэтому самостоятельная работа является не просто важной формой образовательного процесса, но и его основой, в ходе которой должна осуществляться главная функция обучения - закрепление знаний. Такая деятельность поддерживается конкретной целью - развитие самостоятельного навыка на основе постоянного выполнения заданий [1, с. 13]. Однако данная форма обучения имеет и нюансы. В зарубежной психологии проблема прерывания традиционного дистанционного обучения признана всеми и изучается достаточно активно. В наибольшей степени влияющим фактором на решение студентов продолжить или прервать дистанционное обуче-
ние оказалась удовлетворённость общением с преподавателем [6, с. 136 - 139].
Понятие «самостоятельная работа» в современном научном мире охватывает самостоятельный поиск нужной информации, получение знаний, применение знаний для решения научных и профессиональных задач, деятельность, состоящая из элементов: творческое восприятие и осмысление учебного материала, подготовка к занятиям, экзаменационные работы, зачёты, написание курсовых и дипломных работ, самообразование, различные индивидуальные и групповые познавательные задания студентов в процентах от общего числа студентов, а также ряд других видов деятельности [8, с. 8].
К общей форме самостоятельной работы относятся: рефераты, конспектирование первоисточников, составление тезисов, рецензирование, аннотирование, отзывы, выполнение тренингов, решение задач; составление схем, таблиц, диаграмм; расчётные, графические, расчётно-гра-фические работы, разработка тестов, дидактических материалов; самостоятельные контрольные работы, выполнение индивидуальных творческих задач, другие формы. К тенденциям компьютеризации всех сфер деятельности человека также добавляется: работа с персональным компьютером, обработка программно-педагогического обеспечения; работы с электронными версиями дидактических материалов, поиск необходимой информации в сети Интернет. В рамках современного образовательного процесса студент выступает не как простой потребитель информации, а как творческий конкурент знаний. Таким образом, задача преподавателя заключается не только в передаче своей информации в готовом виде, но и в поощрении студентов к самостоятельной познавательной деятельности, в формировании навыков самостоятельности при получении знаний [2, с. 747 - 750].
Применение новых подходов к организации обучения, точнее использование дистанционного обучения, предполагает существенное изменение и корректировку традиционных форм, и их преобразование в дистанционные формы. Возможности обучения и условия работы информационно-образовательных материалов и услуг, мультимедийные возможности системы дистанционного обучения обеспечивают представление необходимой учебной информации для самостоятельного изучения в виде гипертекста, применение визуальных свойств звука, графики, анимации и информации, способствуют лучшему усвоению материала [3, с. 287-305].
В рамках курса дистанционного обучения могут быть реализованы все вышеперечисленные формы независимой работы студентов, напри-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
мер, на основе модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Moodle, обеспечивающей широкие возможности для включения элементов дистанционного обучения в учебном процессе вузовской системы. Рассмотрим ряд основных особенностей системы Moodle. Это - система спроектирована с учётом достижений современной педагогики с акцентом на взаимодействие между студентами (обсуждения); может использоваться как для дистанционного, так и для очного обучения; имеет простой и эффективный web-интерфейс; студенты могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты; подключаемые языковые пакеты позволяют добиться полной локализации (на данный момент поддерживается 43 языка); поддерживаются различные структуры курсов: «календарный», «форум», «тематический»; каждый пользователь может указать своё локальное время, при этом все даты в системе будут переведены для него в местное время (время сообщений в форумах, сроки выполнения заданий и т.д.); изменения, произошедшие в курсе со времени последнего входа пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса, почти все набираемые тексты (ресурсы, сообщения в форум, записи в тетради) могут редактироваться встроенным RichText - редактором; все оценки (из Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и Заданий) могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла), доступен полный отчёт по вхождению пользователя в систему и по работе, с графиками и деталями работы над различными модулями. Возможна настройка Е-таП-рассылки новостей, форумов, оценок и комментариев преподавателей. Для того чтобы использовать возможности системы, пользователю необходимо иметь компьютер, подключенный к сети Интернет.
Для эффективной организации учебного процесса следует начинать с разработки индивидуальной учебной программы студента, которая может быть легко реализована в электронном виде, с разделением количества преподаваемого материала на предметные единицы по темам или по неделям.
Доступность таких учебных программ позволяет студентам определить свою способность организовывать, планировать и контролировать собственную учебную работу, а также самостоятельно проводить диагноз и оценку собственной успеваемости и действий во время выполнения собственной работы. Все это в данном наборе позволяет студентам осуществлять самоуправление над собственной деятельностью. Осуществляя управление собственной академической деятельностью, студенты действуют как самоу-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
правляемая система. Механизм самоуправления действует таким образом, что студент, как субъект управления, считает себя объектом [7, с. 145].
В своей учебной деятельности он регулирует, организует и рефлекторно обходится со своими действиями. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на вид самостоятельной работы, проводимой студентом, как в традиционной, так и в дистанционной формах обучения, важную роль играет преподаватель. Преподавателю следует ознакомить студентов с целью самостоятельной работы, трудовыми затратами, сроками, методами работы, формами контроля, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы. Предварительно преподаватель должен контролировать уровень подготовки учащихся, их навыки и умения, а также желание и потребность в самостоятельной работе во время обучения в вузе (в случае дистанционной организации такой работы - уровень развития навыков работы на компьютере, умение использовать Интернет в образовательных целях).
Использование электронной учебной среды Moodle предоставляет индивидуальный темп обучения (скорость, с которой студенты изучают материал, который им даётся, определяется личными обстоятельствами и потребностями студента); а также предоставляет свободу и гибкость (студент может планировать время, место и продолжительность занятий); предоставлять доступность (образовательный ресурс доступен независимо от географического и временного местонахождения студента и учебного заведения), мобильность (эффективная реализация обратной связи между преподавателем и студентом является основным требованием и основой успешной учёбы), технологичность (использование новейших информационных и телекоммуникационных технологий на занятиях), творческий подход (создание комфортных условий для творческого самовыражения студента). Наиболее важной задачей, стоящей перед преподавателем, является правильная организация учебного процесса [4, с. 167-171].
В ходе разработки образовательного языкового курса преподаватель должен:
1) определить основные и дополнительные учебные материалы, а также электронные ресурсы для работы на занятиях и вне занятий;
2) определить, какие виды речевой деятельности, типы упражнений будут выполняться в аудитории, а какие - самостоятельно. Необходимо, в частности, при изучении иностранного языка брать языковые упражнения для независимой работы во вне учебное время, т.к., с одной стороны, они требуют много времени, а с другой стороны, студенты имеют достаточно сформиро-
ванные навыки и умения для работы с разнообразными видами упражнений. К таковым относятся имитативные, подстановочные упражнения, упражнения на трансформацию, расширение (сокращение) предложения, подбор аналогов, заполнение пропусков, конструирование фразы из структурных элементов и др. Студенты самостоятельно выполняют эти упражнения, размещённые на платформе Moodle, которая помогает преподавателю моделировать учебный процесс, своевременно давать советы по выполнению заданий, а также отслеживать и контролировать самостоятельную деятельность студентов;
3) осуществлять контроль и самоконтроль студентов. В то же время мотивирующим фактором может быть сама среда электронного обучения Moodle, которая позволяет построить доступный учебный процесс, логичную структуру всех его этапов и организовать управление для учеников. Настраивая процесс выполнения заданий на платформе, студенты быстро привыкают к тому, что их деятельность регулярно контролируется преподавателем. В последнем случае, после проверки наличия выложенных на сайте домашних заданий, преподаватели знают, кто готов к продуктивной работе на занятии после работы на дому. Это является мотивационным фактором для студентов. Они знают, какие задачи стоят перед ними и как достичь определённого результата. В качестве формы заключительного контроля может выступать устная презентация небольшого исследовательского проекта, позволяющая студентам продемонстрировать свои профессионально-коммуникационные, лингвистические и другие компетенции. Необходимо отметить, что использование электронной среды Moodle возможно и для создания авторских учебных курсов и может рассматриваться, например, как профориентационный ресурс [9].
Платформа Moodle как основной способ организации обучения, как форма общения между преподавателем и студентом, близкая к партнёрству, является современной комфортной электронной учебной средой, сфокусированной на обучающихся и повышающей их внутреннюю мотивацию. Возможность применения виртуальной образовательной платформы Moodle в изучении иностранного языка способствует более эффективному процессу и, несомненно, перспективна в плане формирования у студентов компетенций, связанных с использованием иностранного языка в их будущей профессиональной деятельности [1, с. 13].
Использование электронных платформ в образовательном и самообразовательном процессах обеспечивает контроль над всем учебным процессом, что является незаменимой частью
всего образовательного процесса, выполняющей обратную связь между обучающимися и преподавателем. Объективность результата достигается применением информационных технологий для проверки знаний обучающихся. Данный контроль экономит время занятий из-за одновременной проверки всех обучающихся, давая преподавателю возможность уделить время для индивидуальных и творческих заданий [12, с. 162 - 166].
В результате теоретического анализа научной литературы мы можем сделать вывод, что основным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является возможность эффективной организации системы дистанционного, самостоятельного обучения. Так же важным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является то, что она распространяется в открытом исходном коде, что позволяет адаптировать ее под специфику задач, которые должны быть решены. Встроенные в систему дистанционного обучения Moodle средства разработки дистанционных курсов позволяют снизить стоимость разработки учебного контента и решить проблемы совместимости разработанных дистанционных курсов. К самым важным преимуществам системы Moodle следует отнести удобный и понятный интерфейс для организация всего учебного процесса, подстраивающийся под индивидуальный план обучения.
Исследовав теоретический материал, мы переходим к анализу практического применения электронной платформы Moodle в Сургутском государственном университете с целью самостоятельного изучения иностранного языка. Опытно-экспериментальная работа была проведена в 2020 - 2021 учебном годах на базе Сургутского государственного университета. В эксперименте приняли участие 150 студентов 1-4 курсов лингвистического и медицинского направлений. На констатирующем этапе эксперимента была разработана анкета, состоящая из 20 вопросов открытого типа. В анкетировании приняли участие студенты следующих специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия» (1 курс), «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (2 и 4 курсы).
Под «самостоятельной работой по изучению иностранного языка» 25% студентов медицинских специальностей понимают выполнение лексических и грамматических тестов; 25% - просмотр фильмов и видеороликов; 20% - самостоятельное изучение лексических и грамматических тем, 18% - общение с носителями языка и 12% - чтение иноязычной литературы.
Результаты анкетирования студентов 2 и 4 курсов лингвистической специальности показали, что 30% студентов под самостоятельным изуче-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
нием иностранного языка понимают поиск информации и чтение книг, статей на иностранном языке; 25% - это просмотр фильмов, видеороликов, аудирование; 25% - самостоятельное изучение лексики и грамматики, 10% - использование электронной платформы Moodle и 5% - самоорганизация, самопланирование своей учебной деятельности. Таким образом, мы видим, что студенты лингвистической специальности уделяют больше внимания при самостоятельном изучении иностранного языка поиску и работе с источниками информации, а медицинских специальностей -выполнению различных тестов.
На вопрос: «Является ли электронная платформа Moodle одним из основных средств организации самостоятельной работы по изучению иностранных языков?», - 92% дали положительный ответ и отметили, что она способствует более эффективному изучению иностранного языка и контролю его усвоения, особенно во время пандемии. 8% студентов считают, что данная электронная платформа неэффективна, способствует только оцениванию знаний студентов, часто перегружена, что мешает продуктивной работе.
Однако только 12% студентов отметили, что довольно часто пользуются платформой Moodle, особенно во время пандемии, а 88% используют данную платформу редко с целью изучения иностранного языка, т.к. пользуются другими Интернет-ресурсами.
На электронной платформе Moodle студенты неязыковых специальностей изучают в основном предметы, связанные с будущей специальностью и лишь 12% - иностранный язык. Гораздо чаще студенты-лингвисты организуют самостоятельное изучение иностранных языков посредством данной образовательной среды.
10% студентов высоко оценивают доступность платформы Moodle, 90% указывают на трудности входа на данную платформу, ее перегруженность, невозможность быстро и продуктивно работать. Все эти трудности связаны в основном с техническими проблемами сайта.
О возможностях системы Moodle отлично осведомлены 12% студентов, 67% считают, что знают их хорошо, 13% - удовлетворительно и 8%
- недостаточно.
Чаще всего студенты (100%) пользуются такими заданиями, как тесты, 3% - лекциями, 10%
- письменными заданиями (эссе, сочинения), 3%
- презентациями, 13% выполняют домашние задания на платформе Moodle.
Согласно анкетам 60% студентов не испытывают трудности при работе на платформе Moodle, 40% считают, что трудности есть и носят они в основном технический характер. Хотя не всегда понятен студентам представленный учеб-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
ный материал, нет возможности задать уточняющие вопросы преподавателю и получить быстрый ответ, очень мало видеоуроков, отсутствует разговорная практика, нет возможности и времени проанализировать свои ответы.
Наиболее понятны и удобны для выполнения студентами-лингвистами такие виды работ, как: лексические и грамматические тесты (65%), письменные задания (сочинения, эссе, переводы текстов и статей) - 20%, лексические задания (составление глоссария, лексических карточек, просмотр видеороликов и фильмов, прослушивание лекций) - 5%,
Для 15% студентов нелингвистических специальностей наиболее трудными и непонятными заданиями являются выполнение тестов, а для 20% - написание эссе и реферирование.
Большинство студентов университета 1-2 курсов (87%) считают электронную платформу Moodle эффективной для самостоятельного изучения иностранного языка, 7% затрудняются ответить и 6% считают ее неэффективной, что объясняется незнанием ими возможностей данной системы.
95% студентов университета с интересом работают на данной образовательной платформе, 2% не могут определить свой интерес и 3% не хотят работать на платформе Moodle в основном из-за технических сбоев на сайте.
Для чего используется платформа понятно всем студентам, особенно понятна цель ее использования во время пандемии, однако студенты не умаляют значимость очного обучения и стремятся на него перейти. 50% студентов считают, что образовательная платформа необходима для изучения, закрепления и контроля языковых знаний, 10% - для выполнения тестов, 7%
- для поиска информации, 5% - для получения оценки, 5% - для отработки языковых навыков и 3% - для общего развития.
99% студентов считают, что у них достаточно знаний о возможностях Moodle и для них не требуются дополнительные знания для работы на данной платформе и лишь 1% студентов испытывает необходимость в получении данных знаний.
55% студентов полагают, что образовательная платформа Moodle способствует развитию познавательных интересов студентов, самодисциплины и самоорганизации.
На высокое качество учебного материала на данной платформе указывают 30% обучающихся, для 35% студентов качество материалов достаточное и для 35% - удовлетворительное.
Многие студенты используют только образовательную платформу Moodle - 70%, и лишь 30%
- другие платформы, чаще всего: Quislet, Duoligo,
YouTube, реже - Kanij, Study, Tandem, Lyrics, Skyeng, Lingohut и др.
В результате экспериментальной работы нами были выявлены также такие преимущества использования курсов электронного обучения, размещенных на серверах Университета, как: все материалы, содержащиеся в курсах, доступны круглосуточно из любого места, имеющего доступ в Интернет; существование множества сетевых интерфейсов (Internet Explorer, Google Chrome и другие); возможность использовать любые источники информации, например, электронные библиотеки в учебном процессе; учебный процесс имеет гибкую модульную структуру; информация, имеющая свойства новизны и полезности, предоставляется эффективно; использование мультимедийных технологий делает учебный процесс более увлекательным; практически полная автоматизация: педагог создает тесты и заранее определяет их параметры, а система проводит оценивание и показывает это в оценочном отчете; электронные курсы позволяют приобрести навыки использования современных информационных и коммуникационных технологий и сформировать способности к самоорганизации и самопланированию.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что студенты в основном осведомлены о возможностях электронной платформы Moodle и работают с ней особенно часто во время пандемии. Однако есть проблемы или трудности с формированием языковых знаний. Следовательно, необходимо продолжать разработку эффективных учебных курсов с целью организации самообучения иностранному языку студентами вуза.
Список литературы:
[1] Андреев А.А. Высшее образование в России: образование: учеб. для вузов. - М.: МИК, 2010. - 135 с.
[2] Анисимова Т.И. Организация самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционного обучения // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 747 - 750. Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=33197 (дата обращения: 05.05.2021).
[3] Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. - М.: «Академия», 2014. - С. 287 - 305.
[4] Дубских А.И., Кисель О.В., Бутова А.В. Возможности электронной образовательной платформы Moodle для обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М., 2019. - С. 167 - 171.
[5] Егоров А.И., Егорова Ю.А. Интерактивные технологии в обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки //
Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы I науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Саратов: СГМУ им. В.И. Разумовского, 2019. - С. 370 - 375.
[6] Кулагина Ю.А., Морозова И.М. Организация самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 1 (103). - Ч. 4. - С. 136 - 139.
[7] Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций [Текст]: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2013. - 145 с.
[8] Толстенева А. А. [и др.] Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы Moodle // Вестник Мининского ун-та. - 2014. № 4. - С. 18 - 25.
[9] Тунда В. А. Руководство по работе в Moodle 2.5. Для начинающих: пособие. - М.: Томск, 2015. - 344 с.
[10] Шагбанова Х.С., Гафуров И.Г. Индивидуально-ориентированный подход к изучению иностранных языков // Проблемы эксплуатации систем транспорта: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф., посвященной 45-летию со дня основания Тюменского индустриального института им. Ленинского комсомола / отв. ред. В.И. Бауэр. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2008. - С. 308-310.
[11] Шагбанова Х.С., Шагбанов И.Ф. Внедрение CLIL в образовательный процесс российских вузов // Образование и право. - 2018. - № 6. - С. 249 - 252.
[12] Яковец Т.Я., Забирова В.Х. Электронная платформа LMS MOODLE как одно из средств дистанционного изучения языка текстов игровых чатов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. «Гуманитарные науки». - 2020. - № 5. - C. 162 - 166.
Spisok literatury:
[1] Andreev A.A. Vysshee obrazovanie v Rossii: obrazovanie: ucheb. dlya vuzov. - M.: MIK, 2010. -135 s.
[2] Anisimova T.I. Organizaciya samostoya-tel'noj raboty bakalavrov sredstvami distancionnogo obucheniya // Fundamental'nye issledovaniya. -2013. - № 11-4. - S. 747 - 750. Rezhim dostupa: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=33197 (data obrashcheniya: 05.05.2021).
[3] Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika i metodika. -M.: «Akademiya», 2014. - S. 287 - 305.
[4] Dubskih A.I., Kisel' O.V., Butova A.V. Voz-mozhnosti elektronnoj obrazovatel'noj platformy Moodle dlya obucheniya inostrannym yazykam:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
ucheb. posobie. - M.: INFRA-M., 2019. - S. 167 -171.
[5] Egorov A.I., Egorova Yu.A. Interaktivnye tekhnologii v obuchenii inostrannomu yazyku studen-tov neyazykovyh napravlenij podgotovki // Pedagog-icheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti i perspektivy: materialy I nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchast-iem. - Saratov: SGMU im. V.I. Razumovskogo, 2019.
- S. 370 - 375.
[6] Kulagina Yu.A., Morozova I.M. Organizaciya samostoyatel'noj raboty v usloviyah distancionnogo obucheniya // Mezhdunarodnyj nauchno-issledova-tel'skij zhurnal. - 2021. - № 1 (103). - Ch. 4. - S. 136
- 139.
[7] Solovova E.N. Metodika obucheniya inos-trannym yazykam: bazovyj kurs lekcij [Tekst]: posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej. -M.: Prosveshchenie, 2013. - 145 s.
[8] Tolsteneva A. A. [i dr.] Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem distan-cionnoj sistemy Moodle // Vestnik Mininskogo un-ta.
- 2014. № 4. - S. 18 - 25.
[9] Tunda V. A. Rukovodstvo po rabote v Moodle 2.5. Dlya nachinayushchih: posobie. - M.: Tomsk, 2015. - 344 s.
[10] Shagbanova H.S., Gafurov I.G. Individu-al'no-orientirovannyj podhod k izucheniyu inostran-nyh yazykov // Problemy ekspluatacii sistem transporta: sb. materialov Vseross. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoj 45-letiyu so dnya osnovaniya Tyumenskogo industrial'nogo instituta im. Lenins-kogo komsomola / otv. red. V.I. Bauer. - Tyumen': Tyumenskij industrial'nyj universitet, 2008. - S. 308310.
[11] Shagbanova H.S., Shagbanov I.F. Vnedrenie CLIL v obrazovatel'nyj process rossijskih vuzov // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 6. - S. 249
- 252.
[12] Yakovec T.Ya., Zabirova V.H. Elektronnaya platforma LMS MOODLE kak odno iz sredstv distancionnogo izucheniya yazyka tekstov igrovyh chatov // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Ser. «Gumanitarnye nauki». - 2020. - № 5.
- C. 162 - 166.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021