Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы по дисциплине «Физика Земли» средствами технологии проблемного обучения'

Организация самостоятельной работы по дисциплине «Физика Земли» средствами технологии проблемного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВР / THE CONCEPT OF SELF-STUDY / PROBLEM-BASED LEARNING / CASE STUDIES / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайнева С.В.

В статье исследуется роль самостоятельной работы по средством проблемного обучения с использованием ситуационных задач при компетентностном подходе в курсе "Физика Земли".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK ON DISCIPLINE "PHYSICS OF THE EARTH" MEANS THE TECHNOLOGY OF PROBLEM TEACHING

The article examines the role of independent work by means of problem-based learning using case studies with the competence approach in the course "Physics of the Earth."

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Физика Земли» средствами технологии проблемного обучения»

УДК 550.3+378

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА ЗЕМЛИ» СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

С.В. КРАЙНЕВЛ, доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,

e-mail: q.79@mail.ru

Аннотация

В статье исследуется роль самостоятельной работы по средством проблемного обучения с использованием ситуационных задач при компетентностном подходе в курсе "Физика Земли".

Ключевые слова: концепции самостоятельная работа, проблемное обучение, ситуационные задачи, компетенция, компетентностный подход, бакалавр.

Учебная дисциплина «Физика Земли» предназначена для реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки бакалавров направления «Землеустройство и кадастры». Дисциплина «Физика Земли» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла, т. к. обеспечивает формирование умений и навыков, необходимых при изучении всех дисциплин по данным направлениям.

В ходе изучения дисциплины «Физика Земли» предусмотрено формирование у студентов базовых знаний о геофизических методах изучения процессов формирования планеты, современного состава, структуры и динамики эволюции Земли и планет, физическими явлениями и процессами, происходящими в оболочках Земли и ее ядре. Учебный курс ориентирован на изучение основ общей и экологической геофизики.

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В современное общество должны приходить предприимчивые компетентные молодые люди, стремящиеся к творческому труду, высокопрофессиональные, мобильные, способные к поиску и реализации новых эффективных форм организации своей деятельности, способных вписываться в реалии современного общества.

Самостоятельная работа как вид учебной деятельности не является новой формой, но в современных реалиях к ней предъявляются новые требования к результатам самостоятельной работы студентов. В связи с этим необходимо выработать новые подходы к обучению, опираясь на современные технологии.

Любой выпускник высшего учебного заведения должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем. Эти составляющие образования формируются в том числе в процессе самостоятельной работы студентов, которая предусматривает индивидуальную деятельности каждого студента.

Самостоятельная работа студентов характеризуется принципом комплексного подхода, направленного на формирование навыков репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности студента при аудиторных и внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях1.

В зависимости от цели и задач, выдвигаемых обществом в области образования, обучение может осуществляться различными методами. На наш взгляд, в современном вузе, реализующем идеи ФГОС и готовящем компетентного, способного решать производственные задачи, находить рациональные технические решения специалиста, приоритетом должен являться проблемный подход.

Поэтому студент должен уметь грамотно сформулировать проблему, проанализировать возможные пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. И в этой связи самостоятельная работа студентов становится не просто важной формой учебного процесса, она превращается в его основу. Более того, в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами изменилось и соотношение аудиторной и самостоятельной работы.

Описание сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и повышения качества образования за счет самостоятельности студентов в освоении различных курсов вузовского обучения2.

Но одной самостоятельности обучающихся для формирования компетенций, предусмотренных ФГОС, как показывает опыт работы в высшей школе, недостаточно. Необходим еще компетентный преподаватель, знающий своей предмет, сущность теории проблемного обучения, умеющий разрабатывать соответствующее дидактическое обеспечение, владеющий формами и методами организации процесса проблемного обучения, систематически применяющий их в практике своей работы3. Качественная дидактическая подготовка преподавателя высшей школы сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя увлечь обучающихся своим предметом, побудить к самостоятельным мыслительным действиям и создать условия для подготовки бакалавров через инспирацию компетенций4. Итогом процесса обучения должны стать сформированные компетенции.

Очевидно, что компетенция самообразования занимает в новой системе образования приоритетное место, формирование перечисленных компетенций, как общекультурных, так и профессиональных, невозможно при механической передаче знания от преподавателя к студенту. То есть способность к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение анализировать физические явления в природе и лаборатории, способность и готовность к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики невозможно сформировать исключительно в виде подачи лекционного материала и проверки его освоения на практических занятиях. Это возможно сделать только в комплексе при введении абсолютно новых принципов обучения предлагаемых новой компетентностной моделью образования. Формирование готовности к решению различных проблем самостоятельной работы предполагает преподавание дисциплины «Физика Земли» более проблемно- ориентированно, использование рефлексивного подхода в обучении, стимулирование у студентов умения отражать свое видение проблемы путем формулирования собственных вопросов5.

Следовательно, в число функций учебного процесса на каждом занятии должно входить не только формирование системы предметных и методических знаний, но и формирование общеучебных умений через самостоятельную работу (работы с текстом, составления системного рассказа, проведения самоподготовки и самопроверки знаний и т. д.), которые могут пригодиться обучаемому везде: от дальнейшей учебы до повседневной жизни.

Обучение бакалавров готовым приемам умственной деятельности - это путь достижения планируемых результатов в постиндустриальном обществе, реалии же информационного общества, в котором мы живем, требует других подходов в работе с информацией, в частности, проблемного обучения.

Цель освоения дисциплины «Физика Земли» бакалаврами по направлению «Землеустройство и кадастры» заключается в том, чтобы повысить уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач, которые могут встретиться в профессиональной деятельности. Эта активность заключается в том, что обучающиеся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, расположенный на различных носителях (бумажных,

электронных) сами должны получить новую информацию, систематизировать ее и презентовать результаты. Для этого преподаватель разрабатывает ситуационные задачи, создавая условия для расширения, углубления знаний при помощи ранее усвоенного или нового объема информации, методов формирования профессионального мышления6. Навыкам нового применения имеющихся знаний преподаватель обучить не может ни преподаватель: они осваиваются самим обучающимся, поставленным в соответствующую ситуацию.

В настоящее время выделяют ситуационные задачи различных видов, решаемые с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

- ситуация-проблема (с ее помощью можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

- ситуация-иллюстрация (с ее помощью можно вырабатывать умения работать с изображением или рисунком на основе зрительного представления самой ситуации и нахождения наиболее простого пути ее решения);

- ситуация-оценка (с ее помощью можно вырабатывать умения оценивать правильность приведенного решения, обосновав его преимущества);

- ситуация-тренинг (с ее помощью можно вырабатывать умения создавать ситуационные задачи и умения решать проблемы, поставленные на примере описанной ситуации)7.

Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если преподаватель дает задание обучающимся и указывает, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Проблемное обучение представляет собой систему приемов, обеспечивающих целенаправленные действия педагога по организации включения механизмов мышления и поведения студентов путем создания проблемных ситуаций. Проблемное обучение характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путей решения проблемы. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы, он превращается в проблемное учение, способствующее пониманию сути и назначения ситуационных профессиональных задач8.

Один из приемов проблемного обучения - система творческих ситуационных заданий по отдельным разделам курса «Физика Земли». Ситуационное задание должно содержать не задачу из типового сборника, а сформулированную проблему, способствующую формированию компетенции, предусмотренной ФГОС. При выполнении ситуационной задачи бакалавр должен не только найти, но и создать условия для ее решения: собрать данные в справочной литературе, проанализировать аналогичные ситуации и т. д. Задание может содержать несколько частей, объединенных общей идеей или же представлено как единое целое. Обязательно разбор каждой ситуации должен предполагать этапы, требующие простого репродуктивного знания физического материала и творческого решения поставленной задачи (предложение новых, нестандартных путей решения)9.

Применение ситуационных задач в процессе изучения курса «Физика Земли» способствует формированию компетенций бакалавров и позволяет обучающимся:

-демонстрировать навыки эффективной выборки информации из первичных и вторичных источников, включая выбор информации при помощи компьютера в поисковых онлайн системах, осмысленно воспринимать научный текст задачи;

- описывать и объяснять функции геофизических полей: электромагнитного, гравитационного, теплового полей Земли; использование сейсмических и электромагнитных волн для получения информации о структуре и состоянии внутренних областей планеты;

- описывать и объяснять функции основных геофизических приборов и т. д.;

- демонстрировать способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

- владеть креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, приемами решения учебно-познавательных проблем и действиями в нестандартных ситуациях;

- владеть умениями встраивать в свою учебно-познавательную деятельность современные средства информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. п.) и информационные технологии (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); производить поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачи10.

При таком подходе реализуется и преемственность в передаче знаний традиционными, привычными для нашей системы образования способами (лекции, семинары), но в то же время происходит ориентация на такие формы самостоятельного освоения необходимых профессиональных навыков и компетентностей: самостоятельного поиска информации, конструирования собственного знания, планирования собственных действий, получения конкретного продукта и его оценка, рефлексия11.

К сожалению, уровень подготовки бакалавров не всегда способствует достижению успеха в процессе работы над проблемной ситуацией. В блоке ситуационных заданий проблемного характера по осваиваемому разделу курса «Физика Земли» следует составлять задания трех уровней сложности: типовые задачи по данной теме, комбинированные и творческие. В этом случае преподавателю легче оценить уровень сформированности компетенций бакалавров и выставить объективную оценку по завершению изучении курса.

Построение обучения в вузе с опорой на проблемное обучение, т. е. постановку перед обучающимися проблемных ситуаций в процессе освоения общеобразовательных и профессиональных дисциплин, формирует у студентов умение самостоятельно решать проблемы будущей профессиональной деятельности.

Примечания

1 Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации. Руководство к выполнению самостоятельной работы, отражают сущность основных видов и требования к организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 040100.62 «Социология» (квалификация (степень) - «бакалавр»). - М.: Финансовый университет, кафедра «Теоретическая социология», 2013. - 35 с.

2 Парфёнова А. В. Ситуационные задания как способ формирования компетентности здоровьесбережения в обучении физике школьников / А.В. Парфенова // Ярославский педагогический вестник - 2010 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки) - С. 72-76; Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В. Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2010. - 301 с.; Шефер, О.Р. Самостоятельность студентов как основа повышения качества образования / О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования XI межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2015. - С. 112-117.

3 Крайнева, С.В. Ситуационные задачи как средство формирования компетенций при изучении дисциплины «Физика Земли» / С.В. Крайнева // Управление в современных системах. - 2015. - №3(7). - С. 15-23.; Крайнева, С.В. Участие дисциплины «Концепции современного естествознания» в формировании мировоззрения обучающихся / С.В. Крайнева // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках сборник трудов IV Всероссийского научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. С 189-192; Шефер, О.Р. Обучение пониманию ситуационных моделей обучения физике как средство формирования профессионального мышления будущих учителей / О.Р. Шефер Е.П. Девяткина // Актуальные проблемы среднего и высшего образования: VII межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2011. - С. 101-106.

4 Коробейникова, И.Ю. Аспекты подготовки бакалавров через инспирацию компетенций / И.Ю. Коробейникова, О.Р. Шефер //Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических наук: сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов г. Челябинск. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. - С. 185-189.

5 Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного образования // Выс- шее образование в России. 2006. №7. - С. 109-114; Семёнова В.Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования. / В.Г. Семенова // Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (6-9 декабря 2013 года) - Саратов: Изд-во «Новый Проект», 2013. - С 10-16.

6 Крайнева, С.В. Ситуационные задачи как средство формирования компетенций при изучении дисциплины «Физика Земли» / С.В. Крайнева // Управление в современных системах. - 2015. - №3(7). - С. 15-23.

7 Там же.

8 Шефер, О.Р. Самостоятельность студентов как основа повышения качества образования / О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования XI межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: Край Ра, 2015. - С. 112-117.

9 Парфёнова А. В. Ситуационные задания как способ формирования компетентности здоровьесбережения в обучении физике школьников / А.В. Парфенова // Ярославский педагогический вестник - 2010 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки) - С. 72-76.

10 Крайнева, С.В. Ситуационные задачи как средство формирования компетенций при изучении дисциплины «Физика Земли» / С.В. Крайнева // Управление в современных системах. - 2015. - №3(7). - С. 15-23.

11 Семёнова В.Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования. / В.Г. Семенова // Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (6-9 декабря 2013 года) - Саратов: Изд-во «Новый Проект», 2013. - С 1016.

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK ON DISCIPLINE "PHYSICS OF THE EARTH" MEANS THE TECHNOLOGY OF PROBLEM TEACHING

S.V. KRAYNEVA, teacher, South Ural Institute of Management and Economics,

e-mail: q.79@mail.ru

Abstract

The article examines the role of independent work by means of problem-based learning using case studies with the competence approach in the course "Physics of the Earth."

Keywords: the concept of self-study, problem-based learning, case studies, competence, competence approach, bachelor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.